Национальные символы Сербии
Национальными символами Сербии являются вещи, которые являются символическими, репрезентативными или иным образом характерными для Сербии и сербского народа или сербской культуры . Некоторые из них являются устоявшимися официальными символами; флаг и , герб национальный гимн утверждены Конституцией Сербии . Другие символы по той или иной причине могут не иметь официального статуса, но они также признаются и являются символическими на национальном или международном уровне.
Официальные символы
[ редактировать ]Тип | Изображение | Символ |
---|---|---|
Национальный флаг | Государственный флаг Сербии представляет собой горизонтальный триколор красного, синего и белого цветов с меньшим гербом, расположенным слева от центра. Тот же триколор в различных вариантах используется с 1835 года. | |
Герб | Национальный герб Сербии был принят в 2004 году и основан на оригинале, использовавшемся во времена Королевства Сербия . Он состоит из двух основных геральдических символов, которые представляют идентичность сербского государства и сербского народа на протяжении веков: сербский орел (серебряный двуглавый орел, заимствованный из династии Неманичей) и сербский крест (или крест с огненной сталью). | |
государственный гимн | Bože pravde ( Бог справедливости ) — нынешний государственный гимн Сербии. Впервые он был принят в 1882 году и был национальным гимном Королевства Сербия до 1918 года. Он был принят повторно в 2006 году со слегка измененным оригинальным текстом, в котором утверждалось, что Сербия больше не является монархией - все стихи, имевшие монархический подтекст, были изменены. . |
Другие символы
[ редактировать ]Тип | Изображение | Символ |
---|---|---|
Национальные цвета | Национальные цвета Сербии — красный, синий и белый, как они изображены на гражданском флаге Сербии , обычно называемом триколором . [1] [2] Красно-сине-белый кушак используется в различных целях: как матерчатый пояс, который носят муниципальные чиновники, заключающие гражданский брак; мемориальные венки обычно украшаются трехцветной лентой; трехцветную ленту перерезают на торжественном мероприятии, посвященном официальному открытию вновь построенной локации или началу мероприятия. Емственик — это веревка из красных, синих и белых нитей, которая используется для связывания официальных документов. | |
Национальный символ | Сербский крест основан на тетраграмме , византийском символе. Он используется с 14 века и в наше время является частью герба Сербии. Сербский крест состоит из креста и четырех огненных сталей, направленных наружу. Сербская традиция интерпретирует четыре огненных стали как четыре кириллические буквы « S » ( С ) для девиза «Только единство спасает сербов». | |
Геральдический символ | Сербский орел , двуглавый белый орел — геральдический символ с давней историей в сербской геральдике , берущий начало из средневековой династии Неманичей . [3] В наше время он был частью герба Сербии, а Орден Белого Орла был государственной наградой как в Королевстве Сербия , так и в современной Республике Сербия. Сборные Сербии по командным видам спорта получили прозвище «Орлы» в честь сербского орла, а сборная Сербии по футболу дополнительно использует в качестве эмблемы стилизованного сербского орла. [4] | |
Национальный девиз | Только слога сербский экономит | Фраза « Только единство спасает сербов » — популярный девиз и лозунг в Сербии и среди сербов, который часто используется как призыв к сплочению во времена национального кризиса и против иностранного господства. Эта фраза является интерпретацией четырех кириллических букв буквы «S» (написанной как латинская «C») на сербском кресте ( S amo s loga S rbina s pasava ). |
Национальное олицетворение | Мать Сербия – женское олицетворение нации и метафорическая мать всех сербов . [5] Сербские национальные мифы и стихи постоянно взывают к Матери Сербии. [6] Наиболее известные изображения Матери Сербии находятся в Белграде и Крушеваце , оба они созданы Джордже Йовановичем . Ее изображение также используется в сербском удостоверении личности . | |
Салют | Приветствие тремя пальцами — это приветствие, при котором поднимаются большой, указательный и средний пальцы. Первоначально оно выражало Святую Троицу , используемую при принесении присяги, и символ сербского православия , а сегодня является просто жестом , отличительным знаком этнического серба и символом принадлежности к сербской нации. [7] Его используют в самых разных мероприятиях: от уличных демонстраций и праздников, предвыборных митингов до спортивных мероприятий и личных праздников. [8] | |
покровитель | Святой Савва монахом XIII века , также известный как Растко Неманич, был сербским князем и православным , основателем и первым архиепископом Сербской Православной Церкви . На полуострове Афон в Греции, где он стал монахом с именем Савва ( Савва ), он основал монастырь Хиландар , важнейший сербский средневековый культурный и религиозный центр. Сава является автором старейшей известной конституции Сербии, Законоправила , и считается основателем сербской средневековой литературы . Широко известный как одна из самых важных фигур сербской истории, он почитается как покровитель Сербии, а также сербской системы образования. [9] | |
Отцы нации | Джордже Петрович , более известный под прозвищем Караджордже и под своим революционным титулом «Лидер» ( Вожд ), сербский революционер, который возглавил борьбу за освобождение Сербии и независимость от Османской империи во время Первого сербского восстания . Он является основателем династии Караджорджевичей и носит почетный титул «Отец нации». [10] Орден Звезды Караджордже — одна из высших государственных наград Сербии. | |
Милош Обренович , также известный как Милош Великий ( Милош Велики ), — сербский революционер, возглавивший борьбу за освобождение Сербии и независимость от Османской империи во время Второго сербского восстания . Он является основателем династии Обреновичей и носит почетный титул «Отец нации». [11] | ||
Национальное животное | Серый волк во многом связан с сербской мифологией и культами. [12] [13] В сербском эпосе волк — символ бесстрашия. [14] Вук («Волк») — одно из самых распространенных сербских мужских имен, третье по популярности имя для мальчиков в Сербии в 2021 году. [15] Волк также используется как геральдический символ, например, на гербе муниципалитетов Мерошина и Баина-Башта . | |
Национальная птица | Восточный могильник — национальная птица Сербии. Это вдохновило двуглавого сербского орла в геральдике. [16] [3] | |
Национальное дерево | Дуб – национальное дерево Сербии. [17] Дубовая ветвь была частью герба Княжества Сербия и Социалистической Республики Сербия , символизируя силу и долголетие. Во времена османской оккупации, когда нельзя было строить церкви, люди молились под дубами, где вырезали крест ( запись) ; некоторым из этих дубов более 600 лет, и они считаются священными. [18] Дуб используется в рождественской традиции Бадняк сербской . | |
Национальный цветок | Растение было научно описано в 1884 году на основе образцов, растущих на юго-востоке Сербии, Савой Петровичем и Йосифом Панчичем , которые назвали его в честь королевы Наталии Обренович . Цветок Рамонды Натали считается символом борьбы и победы Сербии в Первой мировой войне , причем страна понесла самый большой уровень потерь по сравнению с ее населением. [19] В течение недели, предшествующей Дню перемирия , который является государственным праздником, люди носят значок, который сочетает в себе рамонду и зелено-черную ленту Памятной медали Великого сербского отступления, как символ памяти. [20] Эта традиция аналогична ношению поминального мака в странах Содружества. | |
Национальный фрукт | Слива и продукты из нее имеют большое значение для сербов и являются частью многочисленных обычаев. [21] Сербия является вторым по величине производителем фруктов в мире, а холмистый регион Шумадия особенно известен своими сливами. [22] [23] | |
Национальный напиток | Сливовица — сливовица — национальный напиток Сербии. Название «сливовица» происходит от сербского названия напитка « шливовица » . [24] Сербия является третьим по величине производителем сливовицы в мире и имеет защищенное наименование по происхождению . [25] Традиционно сливовица (часто называемая просто ракией ) связана с сербской культурой как напиток, используемый во многих народных средствах (таких как праздник святого покровителя, слава ), и ей уделяется определенное уважение среди всех других алкогольных напитков. | |
Национальные блюда | Сербская кухня включает плескавицу (блюдо на гриле, состоящее из смеси пряного фарша из свинины, говядины и баранины), чевапчичи (блюдо из мясного фарша на гриле), гибаницу (пирог с яйцом и сыром, приготовленный из теста фило) и караджорджева шницла ( котлета в панировке) . блюдо из телячьего или свиного стейка, фаршированного каймаком ). | |
Национальный памятник | Церковь Святого Саввы – одна из крупнейших православных церквей в мире и по объему входит в пятнадцать крупнейших церковных зданий мира . Он посвящен Святому Савве и построен там, где османы сожгли его останки в 1594 году, во время восстания, в ходе которого сербы использовали иконы Святого Саввы в качестве своих военных флагов. Это самое монументальное здание Белграда , доминирующее над городским пейзажем. | |
Национальное искусство | Белый ангел , фреска , датированная ок. 1235 г., картина неизвестного автора в Милешевом монастыре . Считается одним из самых красивых произведений сербского и европейского искусства Средневековья , изображающим прибытие жен-мироносиц ко гробу Христа после событий Распятия. На камне сидит Ангел Господень , одетый в белый хитон, рука которого показывает место воскресения Христа и его пустую гробницу. [26] [27] | |
« Косовская дева », написанная реалистом Урошем Предичем в 1919 году, изображает последствия битвы на Косово в 1389 году между Сербией и Османской империей и является художественной интерпретацией эпической поэмы «Косовская дева», части косовского цикла на сербском языке. эпическая поэзия . В нем юная красавица ищет на поле битвы своего жениха и помогает раненым сербским воинам водой, вином и хлебом, наконец находя раненого и умирающего воина Павле Орловича, который рассказывает ей, что ее жених Милан Топлица и его кровные братья Милош Обилич и Иван Косанчич мертв. | ||
« Миграция сербов» представляет собой набор из четырех аналогичных картин маслом, написанных Паей Йовановичем в период с 1896 по 1945 год. На них изображены сербы во главе с архиепископом Арсением III , бегущие из Старой Сербии во время Великого сербского переселения 1690–91 годов. Он имеет культовый статус в сербской популярной культуре. | ||
Национальный инструмент | Гусле изготовленный — смычковый однострунный музыкальный инструмент, из клена древесины . Оно всегда сопровождается пением, особенно сербской эпической поэзии , бардов , называемых гуслярами , обычно десятисложным размером . Гусляр . держит инструмент вертикально между коленями, держась пальцами левой руки за струны Струны никогда не прижимаются к грифу, что дает гармоничный и неповторимый звук. Пение под аккомпанемент гусля как часть нематериального культурного наследия Сербии было внесено в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО . [28] [29] [30] | |
Народный костюм | Самый распространенный народный костюм Сербии – Шумадия. В него входят шайкача (шапка с V-образным верхом, обычно черного или серого цвета, сделанная из мягкой домашней ткани) и опанцы (обувь с низкой спинкой, изогнутым козырьком спереди, с тканым верхом спереди, низкой спинкой и кожаными завязками). ). [31] [32] [33] [34] | |
Люди танцуют | Коло — сербский круговой народный танец. Обычно его исполняют группами от трех до нескольких десятков человек, при этом танцоры держатся за руки и образуют круг, одну цепочку или несколько параллельных линий. [35] К самым популярным сортам относятся «Ужичко коло» и «Моравац». [36] | |
Культурная практика | Слава — традиция ритуала прославления покровителя семьи, отмечаемая ежегодно в день памяти святого . Эта традиция является важным маркером сербской идентичности с традиционным лозунгом: «Где слава, там и серб». Наиболее распространенными праздниками являются Св. Николай ( Николдан , 19 декабря), Св. Георгий ( Дурджевдан , 6 мая), Св. Иоанна Крестителя ( Йовандждан , 20 января), Св. Димитрия ( Митровдан , 8 ноября), Св. Михаила ( Аранжеловдан , 21 ноября) и Святого Саввы ( Савиндан , 27 января). |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Журнал Общества исследования орденов и медалей Великобритании . Общество исследования орденов и медалей. 1969. с. 207.
- ^ Военный музей Югославской народной армии (1974 г.). Газета . Том. 19–20.
Сербский триколор: красно-сине-белый.
- ^ Перейти обратно: а б «Герб Сербии — что означает двуглавый белый орел и как создавался новый сербский герб» . bastabalkana.com (на сербском языке). 13 августа 2012 года . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ https://mondo.rs/Sport/Fudbal/a1595269/Novi-grb-reprezentacije-Srbije-na-dresu.html
- ^ Дубравка Жарков; Кристен Годси (13 августа 2007 г.). Тело войны: средства массовой информации, этническая принадлежность и гендер в период распада Югославии . Издательство Университета Дьюка. стр. 51–. ISBN 978-0-8223-9018-3 .
- ^ Рената Салецл (31 января 2002 г.). Трофеи свободы: психоанализ, феминизм и идеология после падения социализма . Рутледж. стр. 17–. ISBN 978-1-134-90612-3 .
- ^ Анамария Дутчак Сегестен (16 сентября 2011 г.). Миф, идентичность и конфликт: сравнительный анализ румынских и сербских учебников . Лексингтонские книги. п. 145. ИСБН 978-0-7391-4867-9 .
- ^ Анамария Дутчак Сегестен (16 сентября 2011 г.). Миф, идентичность и конфликт: сравнительный анализ румынских и сербских учебников . Лексингтонские книги. п. 145. ИСБН 978-0-7391-4867-9 .
- ^ Бранко Пешич (1988). Мемориальная церковь Св. Сава на Врачаре в Белграде: 1895–1988 гг . Священный Синод Епископов Сербской Православной Церкви.
Отец Отечества св. Савва вдохновил государство Немани идеалами христианского патриотизма и создал свободную церковь в свободном государстве. Страна – Отечество – земля моих отцов. Государство не должно быть империей, потому что где...
- ^ Дурде Еленич (1923). Новая Сербия и Югославия, 1788–1921 гг . п. 56.
ОТЕЦ РОДИНЫ - КАРАДОРДЖЕ ПЕТРОВИЧ
- ^ Миливой Я. Маленич (1901). Через сорок лет: в память празднования сорокалетия св. Андрей Великое Народное Собрание . В Дрз. нажимать. Король. Сербия.
вернуть на сербский престол ее освободителя и основателя: Отца Отечества Милоша Обреновича Великого,
- ^ Марьянович, Весна (2005). Маски, маскировка и ритуалы в Сербии . Пресса чья. п. 257. ИСБН 9788675585572 .
Волк как мифическое животное глубоко связан с балканской и сербской мифологией и культами. На самом деле это животное, широко распространенное в южнославянских регионах и представлявшее постоянную опасность как для скота...
- ^ Колесо Бранко для развлечения, образования и литературы . 1910 г. до н.э. 221.
То же самое относится и к другим атрибутам деспота Вуки. Общеизвестный факт, что волк (животное) также играет важную роль в мифологии... В старой сербской религии и мифологии волк был табуированным и тотемическим животным.
- ^ Миклошич, Франц (1860). «Образование славянских личных имен» (Документ) (на немецком языке). Вена: Из императорско-королевского двора и государственной типографии. стр. 44–45.
- ^ https://n1info.rs/magazin/lifestyle/najcesca-imena-dece-u-srbiji-gde-su-nestali-jelena-marija-nikola/
- ^ Джеймс Минахан (23 декабря 2009 г.). Полное руководство по национальным символам и гербам [2 тома] . АВС-КЛИО. стр. 525–. ISBN 978-0-313-34497-8 .
- ^ Элизабет Хакшпиль-Микош; Стефан Хаас (2006). Гражданская униформа как символическая коммуникация: портновское представление, воображение и потребление в Европе (18-21 века) . Франц Штайнер Верлаг. п. 196. ИСБН 978-3-515-08858-9 .
Дуб, символ Сербии, символизировал силу, долголетие, а оливковая ветвь олицетворяла мир и плодородие.
- ^ Андреа Пьерони; Кассандра Л. Куэйв (14 ноября 2014 г.). Этноботаника и биокультурное разнообразие на Балканах: перспективы устойчивого развития сельских районов и примирения . Спрингер. стр. 240–. ISBN 978-1-4939-1492-0 .
- ^ Президент чтит сербских солдат Первой мировой войны в Греции: В ознаменование Дня перемирия президент Томислав Николич почтил память павших сербских солдат на греческом острове Видо.
- ^ «Сербия отметит День перемирия как государственный праздник» . 9 ноября 2012 года . Проверено 18 ноября 2018 г.
- ^ Стивен Меннелл (2005). Кулинарные культуры Европы: идентичность, разнообразие и диалог . Совет Европы. п. 383. ИСБН 9789287157447 .
- ^ «Агентство развития Сербии» (PDF) . www.siepa.gov.rs .
- ^ Гролье Инкорпорейтед (2000). Американская энциклопедия . Гролье. п. 715. ИСБН 9780717201334 .
- ^ Хараксимова, Эрна; Рита Мокра; Дагмар Смрчинова (2006). «сливовое вино». Англо-словацкий и словацко-английский словарь . Прага : Издательство Отто. Мистер. 775. ИСБН 978-80-7360-457-8 .
- ^ https://www.rts.rs/lat/vesti/economy/5331924/rakija-sljivovica-proizvodnja.html
- ^ «Белый Ангел – Милешевский монастырь» . Через туристический портал Балкан. 22 декабря 2010 года . Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ «Монастырь Милешева – Церковь Белого Ангела» (на сербском языке). Вечерние новости . 5 августа 2012 года . Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ Джоэл Мартин Халперн (1967). Сербская деревня . Харпер и Роу.
Хотя бродячих гусляров уже не существует, гусле считается национальным инструментом Сербии, и многие деревенские мужчины умеют на нем играть. Практически все без исключения жители деревни могут декламировать отрывки из баллад, а дети их разучивают...
- ^ Линда А. Беннетт; Дэвид Левинсон (1992). Энциклопедия мировых культур: Европа (Центральная, Западная и Юго-Восточная Европа) . ГК Холл. ISBN 978-0-8161-1811-3 .
Что касается сербов, то национальным черногорским инструментом является гусле — деревянный инструмент из одного конского волоса, на котором ударяют смычком из конского волоса. Важнейшая функция инструмента – сопровождение пения устных...
- ^ Чарльз Елавич (1963). Балканы в переходный период: очерки развития балканской жизни и политики с восемнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. стр. 107 –. GGKEY:E0AY24KPR0E.
Исполненные бардами под аккомпанемент гусля эпосы напоминали сербам об их средневековых государствах и обещали им лучшее будущее. Под гусли пели духовенство, гайдуки, ремесленники и простые мужчины. Дома, на церковных собраниях...
- ^ Драголюб Замурович; Илья Слани; Мэдж Филлипс-Томашевич (2002). Сербия: быт и обычаи . УЛУПУДЫ. стр. 194. ISBN 9788682893059 .
- ^ Делисо, Кристофер (2009). Культура и обычаи Сербии и Черногории . Вестпорт, Коннектикут : Издательская группа Greenwood. п. 97 . ISBN 978-0-313-34436-7 .
- ^ Решич, Санимир; Плева, Барбара Торнквист (2002). Балканы в фокусе: культурные границы в Европе . Лунд, Швеция : Nordic Academic Press. п. 48. ИСБН 978-91-89116-38-2 .
- ^ Мирьяна Прошич-Дворнич (1989). Народный костюм Шумадии . Культурный и образовательный парламент Хорватии. стр. 62. ISBN 9788680825526 .
- ^ «ЮНЕСКО – Коло, традиционный народный танец» . ich.unesco.org . Проверено 3 октября 2020 г.
- ^ Урсула Хеметек; Аделаида Рейес; Институт исследований народной музыки и этномузыкологии, Вена (2007). Культурное разнообразие в городской местности: исследования городской этномузыкологии . Институт исследований народной музыки и этномузыкологии. ISBN 978-3-902153-03-6 .
Они играли недавно сочиненную народную музыку, а также колосы, такие как Узицко коло, очень популярную танцевальную мелодию из Сербии. Танец, один из музыкальных этнических символов Сербии; может намекать на сербскую этническую принадлежность; иначе мы ничего не нашли...
Внешние ссылки
[ редактировать ]Викискладе есть медиафайлы по теме символов Сербии .
- «Символы государственности» (PDF) .