Jump to content

Верховенство закона

Номоканон святителя Саввы
Закон Святого Саввы
Первая страница Номоканона святого Саввы , рукопись 1262 года.
Оригинальное название Закон Святого Саввы / Закон Закона
Крмчия / Крмчия
Созданный 13 век
Расположение Сербия
Автор(ы) Растко Неманич (Святой Савва)
Цель Конституция ( Кодекс )

Законоправило ( ( Номоканон , Святого Саввы сербская кириллица : Номоканон светог Саве м, Законоправило или Крмчия Крмчија ) ) был высшим кодексом в Сербской Православной Церкви . Оно было завершено в 1219 году. Этот правовой акт был написан простым языком. Его основная цель заключалась в организации продолжения и функционирования Сербского королевства и Сербской Церкви . Первоначально он был напечатан под названием «Правила речи » ( Правила речи ) на сербском языке в Рашке , Сербия , в двух последовательных выпусках: один для Валахии , а другой для Трансильвании (в 1640 году). Это Сербии первая в на сербском языке церковного государства конституция . [ 1 ]

Византийские номоканоны

[ редактировать ]

Иоанн Схоластик Патриарх , Константинопольский , был автором первого церковно-гражданского кодекса, в котором материал систематически упорядочен. [ 2 ] Двенадцать новелл императора Юстиниана ( Novellae Конституции ) на темы церкви и права являются частью этого кодекса. Он известен как Номоканон Иоанна Схоластика (ок. 550 г.) или Синтагма Иоанна Схоластика ( англ. English ). Синтагмы – это номоканоны, содержащие правила без пояснений.

В начале седьмого века два важных акта были объединены. Каноническая синтагма , написанная Патриархом Сергием, и кодекс, написанный как часть закона Юстиниана неизвестным автором, были взяты юристом по имени Юлиан, который превратил их в Номоканон в 14.Титулах ( Номоканон у 14 наслова ). правила Трулланского и Второго Никейского собора , написанные на константинопольских В 883 году к номоканону были добавлены патриарх Фотий собраниях и на гражданских собраниях. Предисловие написал . В 920 году Номоканон Фотия был провозглашен официальным законом христианской Церкви четырьмя восточными патриархами на своем соборе в Константинополе.

Номоканон Мефодия

[ редактировать ]

Первый славянский номоканон, Liber Sclavorum qui dicitur Methodius , был, вероятно, написан славянским просветителем Мефодием около 868 года. Liber Sclavorum qui dicitur Methodius включал в себя два кодекса — перевод Мефодием Номоканона Иоанна Схоластика и славянское чередование Эклоги [ ср ; де ; fr ] ( Закон Судный Людем ) Эклога — византийский кодекс, датируемый серединой VIII века. Скорее всего, он был издан Львом III или Константином V как краткая версия кодекса Юстиниана. Номоканон Мефодия был написан незадолго до его поездки к славянам в Нижней Паннонии в гости к князю Коцелу (869–870 и 873–874) и распространялся на всех славян.

Содержание

[ редактировать ]

Законоправило состоит из семи вводных глав:

  1. Слово о семи вселенских соборах
  2. Интерпретация следующей строки: « Иисус Христос , помилуй нас».
  3. Толкование Никейского Символа веры : «Веруем во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого».
  4. Толкование молитвы, которой Господь Иисус Христос научил апостолов и нас вместе с ними, которой молиться, говоря: «Отче наш, сущий на небесах».
  5. Пролог тех, кто сократил священные правила до 14 ветвей
  6. Номоканон в 14 названиях
  7. Введение в Номоканон

за ним следуют шестьдесят три другие главы:

  1. Правила апостолов и отцов церкви и толкование Алексия Аристина
  2. Правила Святого Павла
  3. Правила святых Петра и Павла
  4. Правила всех святых апостолов
  5. Решения и правила Первого Вселенского Собора
  6. Правила Священного Синода Анкирского
  7. Правила Священного Синода Неокесарии
  8. Правила Священного Гангрского Синода
  9. Правила Священного Синода Антиохии
  10. Правила Священного Лаодикийского Синода
  11. Решения и правила Второго Вселенского Собора.
  12. Решения и правила Третьего Вселенского Собора
  13. Решения и правила Четвертого Вселенского Собора
  14. Правила Священного Синода Сардики
  15. Правила Священного Синода Карфагена
  16. Мемуары, совершенные в Константинополе об Агапии и Габадии
  17. Решения и правила Шестого Вселенского Собора.
  18. Решения и правила Седьмого Вселенского Собора.
  19. Правила Первого и Второго Соборов , состоявшихся в Константинополе , в церкви Святых Апостолов.
  20. Три правила собора в храме Святой Софии в Константинополе
  21. Правила из посланий святителя Василия Великого, адресованных Амфилохию, Диодору и др.
  22. 26 правил святителя Василия Великого о времени грешить
  23. Правила святителя Василия Великого о размерах и виде мест для кающихся
  24. Урок о богослужении, Святом Причастии и о попечении кающихся, который Василий Великий посвятил пресвитеру .
  25. Письмо Василия Великого Григорию Назианзину об учреждении монашества
  26. Правила из послания святителя Тарасия римскому папе Адриану I , запрещающие плату за рукоположение.
  27. Правила святого Дионисия
  28. Правила Святого Петра
  29. Правила святого Григория Чудотворца
  30. Правила Афанасия Великого
  31. Правила из послания Афанасия Великого епископу Руфиниану.
  32. Правила из речи святителя Григория Назианзина
  33. Правила святителя Григория Нисского
  34. Правила святого Тимофея
  35. Теофила [ 3 ] объяснение Крещения, когда оно приходится на воскресенье
  36. Правила из Послания святителя Кирилла Несторию.
  37. Правила Кирилла о православии, 12 глав против Нестория
  38. Правила из послания святителя Геннадия
  39. Правила из послания Константинопольского собора Марфирию, епископу Антиохийскому , о том, как принимать еретиков, приближающихся к собору.
  40. Главы великой церкви Святой Софии , скрепленные золотой печатью Юстиниана , о рабах, ищущих убежища в церкви.
  41. Правила Димитрия, митрополита Кизика.
  42. Правила о богомилах
  43. Послание архиепископа Петра, антиохийского венецианского архиепископа.
  44. Послание блаженного Черноризца Нила пресвитеру Хариклу.
  45. Кодекс Иоанна Схоластика в 87 главах
  46. Новелла о благочестивом человеке Алексии I Комнине
  47. Ответвление императора Юстиниана . романов
  48. Положения Моисея законодательства
  49. Послания монаха Никиты к латинянам, порицание за введение субботнего поста.
  50. То же, что и 49, порицание за введение безбрачия для духовенства.
  51. То же, что и 50, о французах и других латинянах
  52. То же, что 51.
  53. То же, что 52.
  54. То же, что 53.
  55. Перевод Проейрона [ 4 ]
  56. Правила о запрещенных и разрешенных браках
  57. То же, что 56.
  58. То же, что 57.
  59. То же, что 58.
  60. То же, что 59.
  61. Статьи о ереси
  62. То же, что 61.
  63. То же, что 62.

Социальная справедливость

[ редактировать ]

Законоправило известно своим передовым подходом к социальной справедливости . Святой Савва расширил границы социальной справедливости, противопоставив нормы византийского гражданского права и рабовладельческого общества. Он подчеркивал христианское учение о социальной справедливости, оправдывая его тем, что нормы должны служить человеку, а не общественным интересам. [ нужны разъяснения ]

Одно из наиболее важных правил социальной справедливости представлено в четвертой вводной главе. Эта глава взята из святителя Иоанна Златоуста толкования « Отче наш» и в ней говорится: «Потому что он не сказал «Отче Мой», но «Отче наш... Никто не должен беспокоиться только о себе, но и о ближних своих, и никто не должен иметь больше, чем другой: ни богатый от бедного, ни господин от раба, ни князь от тех, которыми он властвует, ни царь от солдата, ни мудрейший от неученого, потому что всем он дал одно благодарность." Это положение провозглашало равенство всех людей независимо от их финансового и социального положения, запрещало допускать угнетение и стремилось к благосостоянию. Это противоречило принципам рабовладельческого общества того времени.

Приют бедняков и роль дворянских домов

[ редактировать ]

Приют бедняков и роль знатных домов упоминается в главе 48, в разделе «О суде и правосудии», который был взят из Левита и Второзакония . Сава хотел подчеркнуть филантропию , в частности, что законы следует интерпретировать таким образом, чтобы поощрять филантропию. Приют и помощь наиболее уязвимым слоям населения (бедным) были определены как этические и справедливые, тогда как прославление богатых и влиятельных было неэтичным и неприемлемым. Людьми и учреждениями, к которым, скорее всего, будет обращена просьба заботиться о слабых, являются епископы, дьяконы и пресвитеры (в основном церковь как институт). Законоправило содержит два канона, говорящих об этом:

59: Апостольское правило предусматривает отлучение от церкви епископов или пресвитеров, которые не дают бедному клирику того, в чем он нуждается, и лишает их сана, если они остаются беспощадными (ибо они убийцы собственного брата)

7: канон Синода Сардики включает бедных и тех, кто незащищен от насилия. Они могут обратиться за помощью к епископу, который обязан помогать им, насколько он может, или же пойти лично к императору и попросить о помощи.

Епископы, занятые своими церковными обязанностями, не смогли защитить многочисленное бесправное население от посягательств и голода. Решением было установить службы, которые представители церкви ( экдики будут совершать избранные императором ). Экдики были душеприказчиками церкви и своего рода судьей, поскольку от них требовалось защищать интересы церкви в зале суда. Однако некоторые экдики отвечали не только за церковные вопросы. Это известно, например, из некоторых царских указов: император Феодосий I писал в Константинопольскую экдику , что он не должен допускать угнетения крестьян и горожан налогами, что он должен подавлять высокомерие архонтов и заботиться о своем народе, как о своих детях. Из-за важности этой роли были созданы законы, регулирующие выборы экдиков с участием добропорядочных граждан и под руководством епископа и духовенства.

Другой механизм защиты упоминается во второй главе «Законоправило» , взятой из « Прохейрона» : «Если самостоятельный человек вовлечен в тяжбу со своим опекуном, необходимо, чтобы он обратился за помощью».

Проейрон определяет, кого считать бедным: «беден тот, у кого в вещах меньше 50 золотых монет».

Одним из важнейших способов защиты бедноты является строительство дворянских домов (церквей, монастырей, приютов, общественных кухонь, жилищ бедняков, больниц). Положения, касающиеся дворянских домов, в основном взяты из 87 глав Канона Иоанна Схоластика или Новелл Юстиниана. Они включают в себя:

  • Если завещатель письменно сообщит о своем желании основать дворянский дом, епископ или глава этого округа обязан в пятилетний срок исполнить эту обязанность и сделать то, что завещатель укажет в своем завещании (например, избрав администраторов, которых он считает подходящими).
  • Имущество, унаследованное церковью, используется для кормления бедных.
  • Никогда не будут прощены те, кто просит вернуть свое имущество после того, как они отдали его для кормления бедных.

Благородные дома можно сдавать в аренду, но только под строгим надзором, чтобы избежать злоупотреблений и нанесения ущерба. Аренда может быть предоставлена ​​на неограниченный срок. Были указаны способы заключения договора аренды, например, путем приведения административного персонала дворянского дома к присяге перед епископом, обещающей, что ущерб не будет причинен.

Обязанности родителей и детей

[ редактировать ]

Обязанности родителей и детей составляют еще один важный раздел. Автор стремился подчеркнуть значение семьи, в которой развивается жизнь и пробуждается общественное сознание. Он считал, что уважение к родителям – одна из величайших семейных ценностей. Тех, кто не уважал и оскорблял своих матерей и отцов, наказывали сурово – смертной казнью. Прохейрон [ ср ; де ; fr ] предусматривает более мягкое наказание – виновные лишаются наследства. В случае болезни дети имеют обязательства перед родителями. Если родители психически или физически больны и их дети отказываются заботиться о них, то они как законные наследники могут быть лишены наследства. У детей есть еще одно обязательство, касающееся права наследования. Им не следует лишать наследства своих родителей или забирать имущество, которое можно было бы завещать – это строго запрещено во всех ситуациях, кроме следующих: когда родители отдают своих детей на казнь, когда родители занимаются колдовством, чтобы навредить своим детям, когда отец соблазняет жену сына или наложница, или когда родители подвергают друг друга опасности. Дети, которые бросают своих родителей и оправдывают себя благочестием, не выказывая при этом никакого уважения, будут обречены, и наоборот (для родителей, бросающих своих детей до совершеннолетия). Эти нормы оказали влияние на некоторые гражданские правила. Родителям не разрешается лишать наследства своих детей, а детям – своих родителей при уходе в монастырь, если мотив лишения наследства возник еще до монашеской жизни. Законоправило регламентирует порядок раздела имущества лиц, принявших монашеский образ жизни. Если у монаха есть дети, он может завещать детям свое имущество. Если он умрет до составления завещания, его дети заберут то, что принадлежит им по закону, а остальное имущество отдадут монастырю. Законоправило устанавливает правила наследования для детей, у которых умер отец (немонашеский) и которые теперь живут с бедной матерью или свекровью. При этом, если у де Кюиуса трое детей и менее, четверть имущества получает жена, независимо от того, принадлежат ли дети ей или от предыдущего брака. Если у него более трех детей, то жена получает в пользование столько же, сколько получает один ребенок (собственниками этого имущества являются их собственные дети).

Пожилые, бесправные и инвалиды

[ редактировать ]

Поскольку старение обычно сопровождается болезнями и слабостью, целью автора было обеспечить уважение и правовую защиту этой категории людей. Вот почему в 48-й главе под заголовком «об уважении к седобородым» есть постановление из книг Моисея : «Пред лицом седого встаньте и уважите лицо старца».

Святой Савва написал на эту тему толкование всего канона, включая комментарии Аристина. Он также добавил: «Если какой-либо священнослужитель будет подражать или высмеивать слепых, глухих, хромых или искалеченных каким-либо другим образом, он должен быть низложен, потому что он является оскорблением Бога, создавшего его».

Еще одним способом защитить этих людей было предоставить им возможность наследования. Кроме того, единственным способом включить их в число наследников для родственников было управление их имуществом при жизни. Закон предписывал слепому назвать своего наследника устно при наличии семи или пяти свидетелей.

Положение женщины является одним из важнейших показателей социального сознания в обществе. Римское брачное право допускало относительно простой развод по письменному заявлению ( labellum repudii ) или по соглашению ( divortum ex consensu ). Византийскому брачному праву было трудно освободиться от своего римского наследия, пока император Юстиниан в 542 г. не ввел важные ограничения в новеллы, которые позже были перенесены в Номоканон в 14 названиях (47-я глава). Этим законом была усилена брачная безопасность женщин в семьях священников и светских семьях. Что касается семей священников, Законопавило предписывает, что если пресвитер или диакон изгонит свою жену (например, извиняясь благочестием ) и решит не принимать ее обратно, то его титул будет отнят. В светских семьях правило таково: если мужчина оставит жену по какой-либо причине, кроме предусмотренной законом, и женится на другой, то ему будет отказано в святом причастии, а женщина, ушедшая от мужа, будет проклята. Единственной законной причиной развода, согласно каноническому учению, является прелюбодеяние.

Святой Савва не мог оставаться в границах церковного учения, когда дело касалось развода. Он прописывает часть новеллы, написанной императором Львом VI Мудрым , в которой говорится, что если у мужчины есть безумная жена, которая не выздоровеет в течение трех лет, он имеет право развестись с ней. После этого в главе 11 «Прохейрона» перечислены причины, по которым женщина может потребовать развода: если муж действует против государства или знает кого-либо, не раскрывая этого, если он делает что-либо, чтобы каким-либо образом навредить жене, или если он заставляет ее быть неверной. Для развода в случае прелюбодеяния жены необходимы доказательства. Если будет установлено, что жена действительно была неверна, муж получает добрачный подарок и приданое, но если доказано обратное, женщина может развестись и забрать свое приданое и добрачный подарок обратно. Если у них не было детей, женщина имеет право на имущество мужа стоимостью до трети добрачного подарка. В случае неверного мужа женщина может не уходить, если он остановится после того, как она об этом попросит. Если в прелюбодеянии был замешан раб, наказания более строгие:

Когда муж совершает прелюбодеяние с рабыней, это деяние раскрывается публике, мужа наказывают избиением, а рабыню продают в другой регион. Когда замужняя женщина совершает прелюбодеяние со своим рабом, ее наказывают избиением, стрижкой волос, отрезанием носа, изгнанием и конфискацией ее имущества, а раба наказывают мечом.

Ситуации, в которых они наказываются одинаково, включают случаи, когда один подвергает опасности жизнь другого, и в этом случае преступление раскрывается общественности и требуется немедленное возмездие.

По мнению церкви, вдовы и бедные женщины были группой, находящейся под наибольшей социальной угрозой, и, соответственно, получали наибольшую защиту. В статье, перенесенной из Книги Исход в «Законоправило», говорилось: «Вы не должны плохо обращаться ни с вдовой, ни с сиротой. Если вы плохо с ними обращаетесь, и они взывают ко Мне в беде, Я обязательно услышу их крик. Мой гнев возгорится». , и Я убью тебя мечом; тогда жены твои станут вдовами, и дети твои останутся сиротами». Первым способом защиты вдовы является ее наследство (если у умершего мужа до трех детей), составляющее четверть имущества мужа, которое не может превышать 100 литров золота. Второй путь заключается в том, что церковь обязана кормить и заботиться о вдове, если она об этом просила.

Бедные женщины также были защищены. Согласно Царской Книге , [ 5 ] [ циклическая ссылка ] человеку, оскорбившему девственницу, отрезают нос и обязаны отдать женщине треть своего имущества. В Прохейроне говорится, что если человек состоит в отношениях с девушкой младше 13 лет, этому человеку отрезают нос и он обязан отдать девушке половину всего своего имущества. Если человек похитил помолвленную женщину, он был обязан вернуть ее невесте, а если он похитил женщину, которая не была помолвлена, он был обязан вернуть ее семье, которая позже решит, выйдет ли она за нее замуж. похититель. Это постановление было принято на Анкирском Синоде . Позднее святой Василий существенно изменил это правило 22-м правилом. Однако Книга Царя [ 6 ] и Прохейрон не были согласны с идеей выхода женщины замуж за своего похитителя, они строго запретили это (по словам Прохейрона , родитель, желающий, чтобы его дочь вышла замуж за своего похитителя, был заключен в тюрьму). Гражданское законодательство в Прохейроне гласит следующее в случае, если лицо осквернило женщину с ее согласия, но без согласия ее родителей: Если женщина не была помолвлена, мужчина, осквернивший ее, мог жениться на ней с согласия ее родителей. Если родители не соглашались, а мужчина был состоятельным, он был обязан подарить женщине литр золота. Если мужчина был беден, он был обязан отдать женщине половину своего имущества. Если мужчина был инвалидом, его следовало избить и сослать. Для помолвленной женщины, если женщина согласилась, мужчину наказывали отрезанием носа. Если женщина не соглашалась, мужчина был обязан отдать ей еще и треть своего имущества.

Что касается бедных женщин, Законоправило защищает их следующими статьями: брак между опекуном (и его ближайшими родственниками) и бедной женщиной был запрещен, чтобы защитить ее от жестокого обращения со стороны опекунов.

Если умирающие родители назначают своей дочери опекуна, он не может выдать ее замуж или расторгнуть предыдущий брак без ее согласия.

Пленники, ссыльные и заключенные

[ редактировать ]

Заключенные считались наиболее социально уязвимыми из всех, поскольку в обмен на свободу разрешалась продажа даже кадильниц. Важность освобождения заключенных отражена в одном конкретном постановлении, в котором говорится, что монахам, которые, выходя из монастыря, просят вернуть свое имущество, даже если оно использовалось для освобождения заключенных, никогда не будут прощены. Любой мог завещать заключенным свое имущество ради их освобождения. Наследники заключенного (особенно дети) по закону обязаны использовать наследство, чтобы помочь заключенному освободиться. В противном случае церковь должна забрать имущество и использовать его с этой целью. Если дети будут пренебрегать своими заключенными родителями и им удастся освободиться, они имеют право выбирать, станут ли дети частью их воли или нет. Если они не смогут освободиться или умрут в плену из-за пренебрежения своими детьми, дети будут лишены наследства, а имущество будет передано церкви с целью уплаты выкупа за других. То же самое касается и родственников, названных наследниками. Когда ребенка забирают в плен, обязанности родителей мало чем отличаются. Родители лишаются наследства, если их ребенок умирает в неволе из-за их пренебрежения. С целью освобождения пленных любому человеку (старше 18 лет) разрешалось брать золото взаймы и закладывать свое имущество или имущество заключенного. Несовершеннолетний мужчина не обязан иметь опекуна, если его отец находится в плену, но ему необходим опекун имущества. После освобождения отца сын снова оказывается под его властью. Женщину также можно было держать под стражей, и если бы кто-то заплатил за нее выкуп, она стала бы его женой, а их дети были бы законными. Умирающий солдат также считается находящимся под угрозой исчезновения. Если солдат понимает, что его конец близок, он может завещать свое имущество в присутствии двух свидетелей, и его завещание будет признано действительным. Ссыльные и пленники также считались находящимися под угрозой исчезновения. Женщина также могла продать свое приданое, чтобы прокормить ссыльного отца, брата или мужа. Те, кто был пленен временно, не теряли права наследования.

Многие правила представляют собой контраст между рабовладельческим обществом и христианским учением. Христианское учение провозглашает свободу и равенство всех, включая как рабов, так и господ. Однако рабство укоренилось настолько глубоко, что людям потребовались столетия, чтобы начать воспринимать рабов как нечто большее, чем вещи ( res ). Глава 55 Законоправило ( Прохирон ) [ 7 ] утверждает, что рабство противоречит природе, которая сделала всех свободными, но необходимость войны создала рабство, поскольку закон войны гласит, что победители правят проигравшими. Кроме того, человек либо рождается рабом, либо становится рабом (в неволе), и все рабы равны – никто не является рабом в большей или меньшей степени. Хозяева могли пытать рабов, но величайшее наказание полагается рабу, который подвергает опасности жизнь своего хозяина. Хозяин может быть наказан, если он будет пытать своего раба перед тем, как убить его, но если он убьет его без пыток, никакого наказания не будет. Из законодательства Моисея были взяты два правила:

  • Хозяин, убивший раба собственноручно, подлежит наказанию
  • Раб имеет денежную ценность

Из-за второго правила ударить раба хуже, чем свободного человека. От этого выигрывают и хозяин, и раб: хозяин получает прибыль, а раб защищен от травм, которые могут привести к падению его стоимости.

Более благоприятны церковные правила. Хозяева упоминаются осознанно, чтобы уменьшить их гнев по отношению к рабам, в то время как рабов не поощряют к восстанию. Вместо этого их просят быть лояльными и служить своим хозяевам, чтобы они с большей готовностью предоставляли свободу. Рабы могли быть назначены священниками только с согласия своего хозяина, и, если оно было дано, они были освобождены. В противном случае и если раб решал покинуть церковь и начать жить мирской жизнью, хозяину разрешалось восстановить над ним власть на один год. Чтобы раб стал монахом, необходимо было согласие хозяина. Те, кто подстрекал рабов покинуть своих хозяев, оправдываясь благочестием, были осуждены, а рабы, сделавшие это, казнены. Это постановление показывает, как рабовладельческое общество освобождало рабов, а также как оно защищало благочестие. Долгое время освобождение рабов было возможно только в покоях императора до Карфагенского Синода , где «отцы Синода» попросили императора разрешить освобождение рабов в церквях.

Другое постановление гласит, что, когда хозяин освобождает своего раба в присутствии двух свидетелей, раб не может быть никем порабощен. Глава 40 называется «Главы великой церкви Святой Софии , скрепленные золотой печатью Юстиниана, о рабах, прибегающих к церкви» и содержит шесть правил, пять из которых касаются рабов.

  • Если свободный человек порабощен и обращается в церковь, приглашается его господин. Если он не придет, раб будет освобожден.
  • Если хозяин или кто-то другой мучает раба голодом или наготой, а хозяин ничего не делает, чтобы остановить это, раба следует продать, чтобы он не умер от голода.
  • Если раб без причины обращается в церковь, его наказывают и возвращают хозяину.
  • Если раб просит господина прийти и самому отвезти его домой, а хозяин вместо этого посылает представителя, церковь все равно обязана выдать раба.
  • Хозяев рабов, сбежавших в церковь, всегда следует уведомлять, чтобы они пришли и забрали их, поскольку побег оскорбителен и требует наказания.

Одним из наиболее важных шагов в установлении более гуманного отношения к рабам было предоставление им возможности стать наследниками. Наследником мог быть собственный раб, но мог быть и чужой раб. Социальный статус рабов улучшился, когда дело дошло до семейного права. Ребенок, зачатый свободной матерью и отцом-рабом, свободен, потому что его мать была свободна во время родов, даже если она была рабыней, когда ребенок был зачат. Если бы мать была свободной женщиной при зачатии ребенка, но рабыней во время родов, ребенок все равно был бы свободен. В новелле Алексея I Комнина (глава 46) в 1095 году рабы уже не определялись как вещи и их брак был объявлен равным браку свободных людей. До тех пор рабы женились без церковной церемонии, потому что их владельцы боялись, что церковь освободит их рабов. Император заявил, что церковный обряд должен быть одинаков для всех и что без него брак будет считаться непристойностью. Алексий объяснил свое решение тем, что «есть один Господь для всех, одна вера, одно крещение и для раба, и для господина, но в чем разница в вере – мы не знаем; следовательно, все мы – рабы и у Господа». тот, который вывел нас из рабства».

Во времена династии Неманичей (1166–1371) сербское средневековое государство процветало в сфере политики, религии и культуры. Монастырей было построено гораздо больше, чем в предыдущие века. Страна расширялась, и возникла городская жизнь. Расширялись торговля, добыча полезных ископаемых и производство. Правящая семья стала зажиточной и славилась благочестием. Официальное создание королевства ( 1217 г.) и религиозная независимость (1219 г.) произошли после политических усилий Стефана Немани (основателя династии) и его сыновей, Стефана Неманича (первого короля Неманича) и Саввы Неманича (первого сербского архиепископа ). Правовая система установила правила для Сербского королевства и Сербской церкви. В этот период только царь мог устанавливать правовые акты и законы для заполнения пробелов в обычном праве . Развивалась промышленность, а правовая система регулировала различные отношения. римское право было принято .

До эпохи Неманича Сербией не управлял царь, поэтому ее правитель не мог создать правовой кодекс. Правители издавали отдельные акты и указы. Чтобы преодолеть эту проблему и организовать правовую систему после обретения религиозной независимости, святой Савва завершил Законоправило в 1219 году.

Фреска Святого Саввы , монастырь Студеница.

Законоправило было необходимо для религиозной независимости. уже написанный номоканон Святой Савва, скорее всего, привез в Никею , когда отправился туда в 1219 году с просьбой о независимости Сербской Церкви от Константинопольского Патриарха . Вряд ли патриарх принял бы независимую сербскую церковь до того, как увидел номоканоническую книгу, регулирующую ее функционирование. На обратном пути в Сербию святой Савва провел время в Салониках , где завершил номоканон. Скорее всего, он начал в 1208 году, находясь на Афоне , используя « Синопсис Стефана Эфесского» ; Номоканон Иоанна Схоластика ; Номоканон в 14 названиях ; документы Вселенских Соборов, которые он дополнил каноническими комментариями Аристина и Иоанна Зонары; собрания поместной церкви; правила Святых Отцов ; закон Моисея , перевод Прогерона и Новеллы императоров ( византийских большая часть была взята из Новелл Юстиниана).

Законоправило представляло собой совершенно новый сборник гражданских и религиозных правил, взятый из византийских источников, но дополненный и адаптированный святым Саввой для соответствия Сербии . Помимо указов, организовавших жизнь церкви, из Прогерона были взяты нормы гражданской жизни . [ 8 ]

Он состоял из 70 глав: шесть во введении, 44 посвященных церковному праву и 20 - гражданскому праву. Интерпретации Саввы повысили ее ценность. Он посвятил множество постановлений защите бедных и бесправных. Он подчеркнул равенство государства и церкви, что привело к принятию Симфонии , ортодоксальной теории, утверждающей, что церковь и государство должны дополнять друг друга.

Юридические трансплантаты римско византийского - права стали основой сербского средневекового права, и Сербия стала частью европейской и христианской цивилизации . В 13 веке Законоправило было перенесено в Болгарию, а оттуда в Россию. Оно печаталось в Москве дважды – в 1650 и 1653 годах под названием «Крмчия» и переиздавалось в XVIII и XIX веках. Последнее издание датируется 1914 годом. Первое издание оказалось неверным, а второе было напечатано тиражом 1200 экземпляров, часть из которых дошла до сербов. Саввы С XVII века сербы пользовались русскими печатными изданиями «Законоправило» . Название Крмчия также было принято из России и указывает на церковь, следующую номоканону. Первоначально «Законоправило» не содержало «Закон судни людим» и «Суд кара Леона и Константина» (славянские изменения Эклоги [ sr ; de ; fr ] ) , но в печатной версии «Законоправило» они есть.

Таким образом, римско-византийское право было принесено в Восточную Европу через Законоправило . В Сербии он считался сводом божественного закона и был включен в Кодекс Душана. [ 9 ] (1349 и 1354 гг.). Это был единственный кодекс среди сербов во времена османского правления.

Транскрипции

[ редактировать ]

Сохранилось несколько транскрипций:

Суд Ивана Црноевича

[ редактировать ]

Законодательную традицию сербского народа можно увидеть и в Черногории . Незадолго до потери независимости в эпоху феодализма, между 1486 и 1490 годами, был написан краткий кодекс. Он состоял всего из семи статей и известен как «Приговор царя и патриарха» или «Приговор Црноевича Ивана » . Он основан на изменении Кодекса Душана ( Dušanov Zakonik ) пятнадцатого века. Примерно в начале 19 века, когда Черногория начала приобретать черты независимой страны, Петр I Петрович-Негош составил Кодекс из 33 строк .

Кодекс Дуная

[ редактировать ]

Кодекс Подунавле представлял собой проект, не получивший юридической силы. Тем не менее, оно выражало извечную потребность сербов урегулировать государственные отношения на законных основаниях. Сербы из Среднего Подунавле использовали Крмчию как источник для своего собственного кодекса. Первоначально этот кодекс состоял из 27 ненумерованных статей. Нумерацию выполнил Александр Соловьев, подготовивший издание кодекса и написавший к нему юридический и исторический комментарий в « Гласе » («Голос») Сербской академии наук и искусств . В шестнадцатой статье упоминается, что некоторые части кодекса были взяты из «Закон судньи людей», «Закон градски» ( «Прохейрон» ) и «Суд кара Леона и Константина» ( «Эклога» ). Его законы уже были частью Крмчии , но статьи были изменены. Оно было написано на просторечии, за исключением некоторых строк, на церковнославянском языке . Павел Шафарик приобрел рукопись незадолго до отъезда из Нови-Сада в 1831 году. Сейчас она хранится в его коллекции рукописей в Национальном музее Праги .

Наследие

[ редактировать ]

Во время сербской революции (1804 г.) священник Матея Ненадович установил Законоправило как кодекс освобожденной Сербии . Это было реализовано в Гражданском кодексе Сербии (1844 г.). Законоправило до сих пор используется в Русской , Болгарской и Сербской Православных Церквах как высший церковный кодекс. [ 10 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Znanje.org : «Свети Сава» (на сербском языке) . Проверено 2 марта 2023 г.
  2. ^ «Кодекс Душана» (PDF) . Harmonius.org . Проверено 2 марта 2023 г.
  3. ^ «Теофил» . Британская энциклопедия . Проверено 2 марта 2023 г.
  4. ^ Прохейрон [ ср ; из ; fr ] «Прохирон» в сербской Википедии. Проверено 2 марта 2023 г.
  5. ^ «Кодекс Душана» . Arc.Ask3.Ru . Проверено 2 марта 2023 г.
  6. ^ «Кодекс Душана» (PDF) . Harmonius.org . Проверено 2 марта 2023 г.
  7. ^ «Прохирон» . Arc.Ask3.Ru (на сербском языке) . Проверено 2 марта 2023 г.
  8. ^ Шаркич, Срджан. «Понятие брака в римском, византийском и сербском средневековом праве» (PDF) . [www.doiserbia.nb.rs doiSerbia] . Белград, Сербия: Национальная библиотека Сербии . Проверено 6 июня 2013 г. , первоначально опубликованный в Значок закрытого доступа Шаркич, Срджан (2005). «Понятие брака в римском, византийском и сербском средневековом праве» [Понятие брака в римском, византийском и сербском средневековом праве]. Труды Византологического института [Византинистика] (41). Белград, Сербия: Византийский институт: 99–103. OCLC   225433680 . Проверено 6 июня 2013 г. (требуется подписка)
  9. ^ «Код Душана» . Кодекс Душана . Проверено 6 июня 2013 г.
  10. ^ «Законоправило» . 27 февраля 2020 г.

3. Верховенство закона

Источники

[ редактировать ]
  • Миодраг, Петрович. Гостиница Святого Саввы - Защита бесправных и социально уязвимых слоев населения .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гроздич, Борислав Д. (2010). «Номоканон преподобного Саввы об убийстве на войне». Теория . 53 (4): 87–104. дои : 10.2298/THEO1004087G .
  • Петрович, Миодраг М. (1997). «Законодательство святого Саввы об учении Мухаммеда». Монастырь Святого Архидиакона Стефана. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  • Петрович, Миодраг М. (1995). «Упоминание богомилов-павианов в Законе Святого Саввы и Боснийской церкви». Монастырь Святого Архидиакона Стефана. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  • Петрович, Миодраг М. (1990). «О Судебнике или Номоканоне Святого Саввы: дискуссии». Культура. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  • Петрович, Миодраг М. (1983). «Крмция Светога Сава о защите бесправных и социально уязвимых». Национальная библиотека Сербии. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  • Яшич, Стоян. «Код Душана». Гармониус.орг. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a42d2fa4eb14459cbd8bbd131d185620__1721214780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/20/a42d2fa4eb14459cbd8bbd131d185620.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zakonopravilo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)