Первый Никейский собор
В этой статье может быть слишком много заголовков разделов . ( январь 2024 г. ) |
Первый Никейский собор | |
---|---|
Дата | С мая по август 325 г. н.э. |
Accepted by | |
Next council | First Council of Constantinople |
Convoked by | Emperor Constantine I |
President | Hosius of Corduba and Pope Alexander I of Alexandria |
Attendance |
|
Topics | Arianism, the nature of Christ, celebration of Passover, ordination of eunuchs, prohibition of kneeling on Sundays and from Easter to Pentecost, validity of baptism by heretics, lapsed Christians, sundry other matters.[1] |
Documents and statements | Original Nicene Creed,[2] 20 canons,[3] and a synodal epistle[1] |
Chronological list of ecumenical councils |
Part of a series on the |
Eastern Orthodox Church |
---|
Overview |
Part of a series on |
Oriental Orthodoxy |
---|
Oriental Orthodox churches |
Christianity portal |
Part of a series on the |
Ecumenical councils of the Catholic Church |
---|
4th–5th centuries |
6th–9th centuries |
12th–14th centuries |
15th–16th centuries |
19th–20th centuries |
Catholicism portal |
Первый совет Никей ( / n aɪ ˈ s iː ə / ny- See -Chere -m ; древнегреческий : σύνοΔος τῆς νικαίας , романизированный : sýnodos tês nikaías ) был советом христианских епископов, созванных в битхиняне в Никейе (теперь İnik . Турция ) римским императором Константином I. Никейский собор собирался с мая до конца июля 325 года. [ 4 ]
Этот экуменический собор был первой из многих попыток достичь консенсуса в церкви посредством собрания, представляющего весь христианский мир . Осий Кордубский . Возможно, председательствовал на его обсуждениях [ 5 ] [ 6 ] Его главными достижениями были разрешение христологического вопроса о божественной природе Бога-Сына и его отношении к Богу-Отцу . [ 2 ] построение первой части Никейского Символа веры , предписывающего единообразное соблюдение даты Пасхи , [ 7 ] и обнародование раннего канонического права . [ 3 ] [ 8 ]
Фон
[ редактировать ]Alexandrian controversies
[edit]The major impetus for the calling of the Council of Nicaea arose in a theological dispute among the Christian clergy of Alexandria concerning the nature of Jesus, his origin, and relation to God the Father.[9] Scholars propose dates between 318 and 322 for the beginning of the dispute.[10] The precise origins of the controversy are unclear, but the principal actors were Archbishop Alexander of Alexandria and the presbyter Arius.[11] Arius' teachings are known partially from a few of his writing which survive, but principally from his opponents, primarily Alexander and Athanasius of Alexandria.[12][13] Arius criticized Alexander's teachings on Christology; Alexander taught that Jesus as God the Son was eternally generated from the Father, while Arius and his followers asserted that the Father alone was eternal, and that the Son was created or begotten by the Father, and thus had a defined point of origin and was subordinate to the Father.[14][15] Arius accused Alexander of following the teachings of Sabellius, who taught that the Father, Son, and Holy Spirit were one person, rather than the view held throughout the east that they were distinct.[16] Alexander called a local council of bishops from Egypt and Libya, which sided with Alexander's view. Arius refused to subscribe to the council's decision, and he and several followers were excommunicated and exiled from Alexandria by Alexander. Arius then traveled to churches around the Roman east and wrote to bishops to gain support of his view. Among Arius' supporters were Eusebius of Nicomedia and Eusebius of Caesarea, and they advocated for his view and his restoration to the church in Alexandria. Alexander also circulated letters defending his own position.[17][10]
Parallel to the theological controversy between Alexander and Arius was the Melitian schism in the Alexandrian church. Melitius, bishop of Lycopolis, had acted in the stead of the imprisoned bishop Peter I of Alexandria during the Diocletianic Persecution, but after Peter's death in 311 refused to give up his right to ordain clergy or recognize the authority of Peter's successors Achillas or Alexander.[18][19]
Constantine and the calling of the council
[edit]In 324, the western Roman emperor Constantine defeated the eastern emperor Licinius and became the sole ruler of the Roman Empire.[20] It was at this time that, likely from Eusebius of Nicomedia, he became aware of the controversy between Alexander and Arius.[21] Constantine wrote a letter to the two, urging them to end their dispute and reconcile.[22] This was not Constantine's first direct involvement in ecclesiastical controversy; he had previously attempted to resolve a schism over Donatism in North Africa, first appointing Miltiades, Bishop of Rome to hear the dispute (with the instruction "I do not wish you to leave schism or division of any kind anywhere.") and then calling the Council of Arles.[23]
Constantine's letter was carried to Alexandria by Bishop Hosius of Corduba as his representative. Hosius apparently then presided over a synod at Alexandria concerning the date of Easter, before calling a council of Eastern bishops in Antioch. This council endorsed Alexander's position and issuing a statement of faith that held that the Son was "begotten not from non-existence, but from the Father, not as made, but as genuine product" and contained anathemas against Arius.[24][10] Eusebius of Caesaria was also temporarily excommunicated because of his contention that the Father and the Son were of two different natures.[25][26]
The bishops were then to assemble Ancyra in Asia Minor for a "great and hierarchic council", either at their own impetus or Constantine's command. Constantine moved the council to Nicaea in Bithynia, a venue that would allow him to attend personally (due to its proximity to his capital at Nicomedia) and would allow easier access for bishops from throughout the empire.[27] The emperor had also planned a commemoration of the twentieth year of his reign in Nicaea.[28]
Attendance and logistics
[edit]The expenses of the council, including the travel of the bishops, were paid by the imperial treasury.[29] Contemporary reports of attendance range from 250 to 300, with the figure of 318 given by Athanasius of Antioch becoming traditionally accepted.[30] 318 is also the number of members of Abraham's household given in the Book of Genesis.[31] Lists of signatories to the final decisions of the council contain 200–220 names.[32] With presbyters and deacons attending each bishop, the total attendance may have been between 1200 and 1900.[29] Most of the bishops were eastern, with about twenty from Egypt and Libya, another fifty Palestine and Syria, and more than one hundred from Asia Minor.[31] One bishop each from Persia and Scythia were present.[32] The few western attendees were Hosius, Caecilianus of Carthage, Nicasius of Die, Marcus of Calabria, Domnus of Pannonia, and Victor and Vicentius, two presbyters representing Bishop Sylvestor of Rome. Of the eastern bishops, the principal supporters of Arius were Eusebius of Nicomedia, Eusebius of Caesarea, Menophantus of Ephesus, Patrophilus of Scythopolis, Patrophilus of Scythopolis, Narcissus of Neronias, Theonas of Marmarike, Secundus of Ptolemais, and Theognis of Nicaea. The principal anti-Arians included Alexander of Alexandria, Eustathius of Antioch, Marcellus of Ancyra and Macarius of Jerusalem.[33]
The council was held in Nicea's imperial palace.[34] The bishops most likely assembled in a rectangular basilica hall based on Eusebius of Caearea's description.[35]
Proceedings
[edit]Constantine opened the council with a formal entrance after the bishops arrived, with Eusebius describing him as "like some heavenly angel of God, his bright mantle shedding lustre like beams of light, shining with the fiery radiance of a purple robe, and decorated with the dazzling brilliance of gold and precious stones." He then gave an opening speech in Latin (rather than the Greek spoken by most of the attendees).[36] Fifth-century church historian Socrates of Constantinople gives the date of the opening as 20 May 325, though may have been later in June.[37][38]
It is most likely that Hosius presided over the council's debates and proceedings as Constantine's representative.[39][40] Constantine did join in the debates of the council (in Greek), but did not see himself as a voting member as he was not a bishop.[39] No detailed acta of the council exist as they do for later councils, so the exact sequence of the council's debates is uncertain.[41] Church councils at the time were modeled after the proceedings of the Roman Senate, with the presiding officer having a large degree of control, and participants speaking in turn based on hierarchy.[42] Probably the first matter considered was the status of Eusebius of Caesarea and the other bishops excommunicated at Antioch, as this would determine whether they could participate in the rest of the council. According to Eusebius, his profession of faith was accepted and he was restored.[43] An account by Eustathius of Antioch records a statement of faith by a Eusebius being rejected by the council, though this was likely Eusebius of Nicomedia.[44]
A statement of faith based on earlier creeds was drafted (possibly by a smaller committee), and each line was debated by the council. All but two bishops subscribed to the final form of the creed as adopted.[45] In addition to the Arian question, the council also considered the calculation of Easter, and adopted the Roman and Alexandrian method over the objection of several eastern bishops.[46] The bishops also agreed to a resolution on the Melitian schism and issued twenty canons.[47] The council closed in the first weeks of July, with the bishops invited to attend Constantine's celebration of his twentieth anniversary on the throne on 25 July. Both the bishops and the emperor issued letters recounting the councils' decisions to be circulated throughout the empire.[48]
Ecumenical Council
[edit]The First Council of Nicaea was the first ecumenical council of the church. Nicaea "was the first time that any attempt had been made to summon a general council of the whole church at which, at least in theory, the church in every part of the Roman Empire should be represented".[49]
Происходит от греческого ( древнегреческий : οἰκουμένη , латинизированный : oikouménē , букв. «обитаемый»), «экуменический» означает «всемирный», но обычно предполагается, что он ограничивается известной обитаемой Землей. [ 50 ] и в это время в истории это почти синоним Римской империи . Самым ранним из дошедших до нас термином «совет» является « . Евсевия Жизнь Константина» [ 51 ] около 338 г., в котором говорится, что « он созвал вселенский собор » ( synodon oikoumenikḕn synekrótei ) [ 52 ] и письмо в 382 году Папе Дамасу I и латинским епископам Первого Константинопольского Собора . [ 53 ]
Исторически значимая как первая попытка достичь консенсуса в церкви посредством собрания, представляющего весь христианский мир . [ 54 ] Собор был первым случаем, на котором технические аспекты христологии . обсуждались [ 54 ] Благодаря этому был создан прецедент для принятия последующих генеральных соборов вероучений и канонов . Этот Собор принято считать началом периода первых семи Вселенских соборов в истории христианства . [ 55 ]
Результаты
[ редактировать ]Никейский Символ веры
[ редактировать ]Собор сформулировал символ веры, декларацию и краткое изложение христианской веры. Уже существовало несколько вероучений; многие вероучения были приемлемы для членов Совета, включая Ария. С древнейших времен различные вероучения служили для христиан средством идентификации, средством включения и признания, особенно при крещении. В Риме, например, был популярен Апостольский Символ веры , особенно во время Великого поста и Пасхи. На Никейском соборе использовался один конкретный символ веры, чтобы четко определить веру Церкви, включить в нее тех, кто ее исповедует, и исключить тех, кто ее не исповедует.
Оригинальный Никейский символ веры гласил следующее:
Мы верим в единого Бога, Отца Всемогущего,
творец всего видимого и невидимого;
И во единого Господа, Иисуса Христа, Сына Божия,
рожденный от Отца, единородный,
то есть от сущности Отца,
Бог от Бога, свет от света,
истинный Бог от истинного Бога, рожденный не сотворенный,
единой сущности с Отцом,
через Которого все произошло,
вещи на небе и вещи на земле,
Который ради нас, людей, и ради нашего спасения сошел,
и воплотился, и стал человеком, и пострадал,
и воскрес в третий день, и взошел на небеса,
и придет судить живых и мертвых,
И в Святом Духе.
А что касается тех, кто говорит: «Было, когда Его не было»,
и, До рождения Его не было,
и что Он возник из ничего,
или которые утверждают, что Сын Божий имеет иную ипостась или субстанцию,
или создан, или подлежит изменению или изменению
– их анафематствует Католическая и Апостольская Церковь. [ 56 ]
Символ веры был изменен Первым Константинопольским собором в 381 году.
Отличительные элементы
[ редактировать ]В Никейский символ веры были добавлены некоторые отличительные элементы, возможно, написанные рукой Осия Кордовского, некоторые специально для противодействия арианской точке зрения. [ 57 ] [ 58 ]
- Иисус Христос описывается как «Свет от Света, истинный Бог от истинного Бога», провозглашающий свою божественность.
- Об Иисусе Христе говорится, что он «рожден, а не сотворен», утверждая, что он был не просто творением, возникшим из ничего, но истинным Сыном Божьим, возникшим «из сущности Отца».
- Говорят, что он «единосущен Отцу», провозглашая, что, хотя Иисус Христос — «истинный Бог», и Бог Отец также «истинный Бог», они «одной сущности». Греческий термин homoousios , единосущный (т.е. имеющий одну и ту же сущность), приписан Евсевием Кесарийским Константину, который в этом конкретном вопросе, возможно, решил воспользоваться своей властью. Значение этого пункта, однако, неоднозначно в отношении того, в какой степени Иисус Христос и Бог-Отец «одны по существу», и поднятые им вопросы станут предметом серьезных споров в будущем.
Анафемы
[ редактировать ]В конце символа веры находился список анафем , призванный явно отвергнуть заявленные арианами притязания.
- Мнение о том, что «было когда-то, когда Его не было», было отвергнуто ради сохранения совечности Сына с Отцом.
- Мнение о том, что Он был «изменчив или подвержен изменению», было отвергнуто, чтобы утверждать, что Сын, как и Отец, был вне всякой формы слабости или тленности и, самое главное, что Он не мог отпасть от абсолютного нравственного совершенства.
Таким образом, вместо крещенского символа веры, приемлемого как для ариан, так и для их противников, Собор провозгласил тот, который был явно противоположен арианству и несовместим с самобытным ядром их верований. Текст этого исповедания веры сохранился в письме Евсевия к своей пастве, в сочинениях Афанасия и других местах. Гомусиане , (от греческого слова койне переведенного как «того же вещества», которое было осуждено на Антиохийском соборе в 264–268 гг.) были самыми громкими антиарианцами и смогли продвигать использование этого термина, таким образом, был принят Советом.
Сослан
[ редактировать ]Император выполнил свое предыдущее заявление: каждый, кто откажется поддержать это вероучение, будет сослан . Арий, Феонас и Секунд отказались придерживаться вероучения и были сосланы в Иллирию , помимо отлучения от церкви . Произведения Ария было приказано конфисковать и предать огню . [ 59 ] а его сторонников считали «врагами христианства». [ 60 ] Тем не менее, споры продолжались в различных частях империи. [ 61 ]
Отделение расчета Пасхи от еврейского календаря
[ редактировать ]Праздник Пасхи связан с еврейской Пасхой и праздником Опресноков, поскольку христиане верят, что распятие и воскресение Иисуса произошли во время этих праздников. Еще при Папе Сиксте I во II веке некоторые христиане установили Пасху в воскресенье лунного месяца Нисан . Чтобы определить, какой лунный месяц следует назвать нисаном, христиане полагались на еврейскую общину. К концу III века некоторые христиане начали выражать недовольство тем, что они считали беспорядочным состоянием еврейского календаря . Они утверждали, что современные евреи определили неправильный лунный месяц как месяц Нисан, выбрав месяц, 14-й день которого приходился на день весеннего равноденствия . [ 62 ]
Христианам, утверждали эти мыслители, следует отказаться от привычки полагаться на еврейских информаторов и вместо этого провести собственные вычисления, чтобы определить, какой месяц следует называть Нисаном, поместив Пасху в этот независимо рассчитанный христианский Нисан, который всегда будет определять место праздника после равноденствия. Они оправдывали этот разрыв с традицией, утверждая, что на самом деле именно современный еврейский календарь порвал с традицией, игнорируя равноденствие, и что в прежние времена 14 нисана никогда не предшествовало равноденствию. [ 63 ] Другие считали, что обычная практика использования еврейского календаря должна продолжаться, даже если еврейские вычисления были ошибочными с христианской точки зрения. [ 64 ]
Споры между теми, кто выступал за независимые вычисления, и теми, кто выступал за продолжение использования еврейского календаря, был формально разрешен Собором, который одобрил независимую процедуру, которая некоторое время использовалась в Риме и Александрии. Отныне Пасха должна была стать воскресеньем лунного месяца, выбранного в соответствии с христианскими критериями (по сути, христианского нисана), а не месяца нисан, как его определяли евреи. [ 7 ] Тех, кто выступал за продолжение использования еврейского календаря (названных более поздними историками «протопасхитами»), призывали занять позицию большинства. То, что не все они сделали это сразу, показывает существование проповедей. [ 65 ] пушки, [ 66 ] и трактаты [ 67 ] написано против практики протопащитов в конце IV века.
Эти два правила — независимость еврейского календаря и всемирное единообразие — были единственными правилами Пасхи, явно установленными Собором. Никаких подробностей расчета не указано; они были отработаны на практике, и этот процесс занял столетия и породил множество споров , некоторые из которых остаются неразрешенными. В частности, Собор, судя по всему, не постановил, что Пасха должна приходиться на воскресенье. [ 68 ] В этом не было необходимости, поскольку было решено против Quartodecimani , праздновавших праздник в любой день недели, в пользу церквей, которые перенесли празднование на следующее воскресенье. См. отрывок из Послания Никейского Собора к Египетской Церкви , цитированный выше.
Совет также не постановил, что Пасха никогда не должна совпадать с 15 нисаном (первым Днем опресноков, который сейчас обычно называют «Пасхой») по еврейскому календарю. Финская Православная Церковь поясняет: «Согласно определению Никейского Собора 325 года, Пасха празднуется в первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием, но всегда после еврейской Пасхи. Тогда датой весеннего равноденствия считалась дата весеннего равноденствия. определяется как 21 марта». [ 69 ] Л'Юлье отмечает успех этой стратегии: православная Пасха никогда не предшествовала Песаху. [ 70 ]
Разрешение мелитийского раскола
[ редактировать ]Подавление Мелитианского раскола, одной из первых отколовшихся сект, было еще одним важным вопросом, стоявшим на рассмотрении Никейского Собора. Было решено, что Мелиций должен остаться в своем городе Ликополе в Египте, но без осуществления власти или права рукополагать новое духовенство; ему было запрещено выходить за пределы города или входить в другую епархию для рукоположения ее подданных. Мелиций сохранил свой епископский титул, но рукоположенные им священнослужители должны были вновь получить рукоположение , поэтому хиротонии, совершенные Мелитием, считались недействительными. Духовенству, рукоположенному Мелитием, было приказано уступать преимущество рукоположенным Александром, и они не должны были ничего делать без согласия епископа Александра. [ 71 ]
В случае смерти немелицианского епископа или священнослужителя вакантная кафедра могла быть передана мелитианину, при условии, что он был достоин и всенародные выборы были одобрены Александром. У Мелиция были отняты епископские права и прерогативы. Однако эти мягкие меры оказались напрасными; мелитиане присоединились к арианам и вызвали больше раздора, чем когда-либо, будучи в числе злейших врагов Афанасия. Окончательно мелитиане вымерли примерно в середине V века.
Обнародование канонического права
[ редактировать ]Собор обнародовал двадцать новых церковных законов, называемых канонами (хотя точное число является предметом споров), то есть правил дисциплины. Двадцать перечисленных в трудах никейских и постникейских отцов следующие: [ 72 ]
- запрет на самокастрацию священнослужителей
- установление минимального срока для оглашенных (лиц, обучающихся крещению)
- запрет мужчине и женщине, оба принявшими обет целомудрия, жить вместе в целомудренном и неузаконенном союзе (так называемые девственницы subintroductae , практиковавшие синеисактизм )
- рукоположение епископа в присутствии не менее трех губернских архиереев [ 59 ] и утверждение митрополита
- двух провинциальных синодов ежегодно положение о проведении
- подтверждение древних обычаев, предоставляющих юрисдикцию над обширными регионами епископам Александрии, Рима и Антиохии.
- признание почетных прав Иерусалимского престола
- положение о соглашении с новацианистами , ранней сектой
- старейшины, рукоположенные без достаточного экзамена, не признавались
- старейшины, которые скончались, но не были обнаружены, должны были быть низложены
- милосердие предписывалось к тем, кто впал в грех без принуждения, хотя и признавалось, что они этого не заслуживают.
- те, кто ушел из армии, но позже попытался восстановиться на военной должности, должны были быть отлучены от церкви; в зависимости от искренности покаяния они могли быть вновь допущены к причастию раньше
- исполнявшие епитимью могли причащаться, если умирали, но если они снова выздоравливали, то должны были закончить епитимью
- оглашенные должны были иметь три года в качестве слушателей, прежде чем им снова разрешалось стать оглашенными
- епископам, пресвитерам и диаконам не разрешалось бродить в соседние города для совершения богослужений.
- духовенство, отказавшееся вернуться в свою родную церковь, должно было быть отлучено от церкви, а рукоположения тех, кто был рукоположен этим странствующим духовенством, должны были считаться недействительными.
- запрет ростовщичества среди духовенства
- первенство епископов и пресвитеров перед диаконами в принятии Евхаристии (Святого Причастия)
- о недействительности крещения заявление Павлианских еретиков
- запрет преклонять колени по воскресеньям и во время Пятидесятницы (пятидесяти дней, начиная с Пасхи). Стандартной позицией для молитвы в то время было положение стоя, как и до сих пор среди восточных христиан. Коленопреклонение считалось наиболее подходящим для покаянной молитвы, в отличие от праздничного характера Пасхи и ее воспоминаний каждое воскресенье. Канон был разработан только для обеспечения единообразия практики в установленное время.
Эффекты
[ редактировать ]В краткосрочной перспективе Совет не смог полностью решить проблемы, для обсуждения которых был созван, и некоторое время продолжался период конфликтов и потрясений. На смену Константину в Восточной империи пришли два арианских императора: его сын Констанций II и Валент . Валент не смог решить нерешенные церковные вопросы и безуспешно противостоял святому Василию по поводу Никейского Символа веры. [ 73 ]
Языческие силы внутри империи стремились сохранить, а иногда и восстановить язычество в резиденции императора (см. Арбогаст и Юлиан Отступник ). Ариане и мелетиане вскоре восстановили почти все права, которые они потеряли, и, следовательно, арианство продолжало распространяться и быть предметом дискуссий внутри Церкви в течение оставшейся части IV века. Почти сразу же Евсевий Никомедийский, арианский епископ и двоюродный брат Константина I, использовал свое влияние при дворе, чтобы склонить Константина в пользу протоортодоксальных никейских епископов к арианам. [ 74 ]
Евстафий Антиохийский был свергнут и сослан в 330 году. Афанасий, сменивший Александра на посту епископа Александрийского, был низложен Первым Тирским синодом в 335 году, а Марцелл Анкирский последовал за ним в 336 году. Арий вернулся в Константинополь, чтобы быть вновь принятым в состав Церкви. Черч, но умер незадолго до того, как его смогли принять. Константин умер в следующем году, наконец приняв крещение от арианского епископа Никомедийского Евсевия и «пройдя первый раунд битвы после окончания Никейского собора». [ 74 ]
Роль Константина
[ редактировать ]Христианство было легализовано в империи лишь недавно, а гонения Диоклетиана закончились в 311 году при Галерии . Хотя Галерий прекратил преследование, христианство не было юридически защищено до 313 года, когда императоры Константин и Лициний согласились на то, что стало известно как Миланский эдикт , гарантирующий христианам юридическую защиту и терпимость. Однако никейское христианство не стало государственной религией Римской империи до Солунского эдикта в 380 году. Тем временем язычество оставалось законным и присутствовало в государственных делах. Чеканка монет Константина и другие официальные мотивы, вплоть до Никейского Собора, не связали его с языческим культом Sol Invictus . Поначалу Константин поощрял строительство новых храмов. [ 75 ] и терпели традиционные жертвоприношения . [ 76 ] Позже во время своего правления он отдал приказ о грабеже и сносе римских храмов . [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ]
Роль Константина в отношении Никеи была ролью высшего гражданского лидера и власти в империи. Как император, на нем лежала ответственность за поддержание гражданского порядка, и он стремился к тому, чтобы Церковь была единодушной и мирной. Когда ему впервые сообщили о беспорядках в Александрии из-за арианских споров, он был «очень обеспокоен» и «упрекнул» Ария и епископа Александра за то, что они спровоцировали беспорядки и позволили им стать достоянием общественности. [ 80 ] Сознавая также «разногласия» относительно празднования Пасхи и надеясь урегулировать оба вопроса, он послал «заслуженного» епископа Осия Кордовского (Испания) сформировать поместный церковный совет и «примирить разделившихся». [ 80 ] Когда это посольство потерпело неудачу, он обратился к созыву синода в Никее, пригласив «самых выдающихся деятелей церквей каждой страны». [ 81 ]
Константин помог собрать собор, позаботившись о том, чтобы расходы на проезд до епископских кафедр и обратно , а также проживание в Никее покрывались за счет государственных средств. [ 82 ] Он также предоставил и обустроил «большой зал… во дворце» как место для дискуссий, чтобы с его гостями «следовало обращаться с подобающим достоинством». [ 82 ] Выступая на открытии Собора, он «призвал епископов к единодушию и согласию» и призвал их следовать Священному Писанию: «Итак, все спорные споры оставим и будем искать в богодухновенном слове». решение спорных вопросов». [ 82 ]
После этого начались дебаты об Арии и церковном учении. «Император терпеливо следил за речами обеих сторон» и «подчинился» решению епископов. [ 83 ] Епископы сначала объявили учение Ария анафемой, сформулировав символ веры как изложение правильного учения. Когда Арий и двое последователей отказались согласиться, епископы вынесли церковный приговор, отлучив их от Церкви. Уважая решение духовенства и видя угрозу продолжения беспорядков, Константин также вынес гражданский приговор, сослав их в ссылку. Это было началом практики использования светской власти для установления доктринальной ортодоксальности внутри христианства, примеру, которому последовали все более поздние христианские императоры, что привело к кругу христианского насилия и христианского сопротивления, выражающегося в мученичестве. [ 84 ]
Заблуждения
[ редактировать ]Библейский канон
[ редактировать ]Нет никаких записей о каком-либо обсуждении библейского канона на соборе. [ 85 ] Разработка библейского канона была почти завершена (за исключением известных как Антилегомены — письменных текстов, подлинность и ценность которых оспаривается) к моменту Мураторианского фрагмента . написания [ 86 ] Главным источником идеи о том, что канон был создан на Никейском соборе, по-видимому, является Вольтер , который популяризировал историю о том, что канон определялся путем помещения всех конкурирующих книг на алтарь во время Собора, а затем сохранения тех, которые не были созданы. упасть. Первоисточником этого «вымышленного анекдота» является Synodicon Vetus , [ 87 ] псевдоисторический отчет о первых церковных соборах 887 года. [ 88 ]
В 331 году Константин заказал пятьдесят экземпляров Библии для использования Константинопольским епископом, но больше ничего не известно (на самом деле, даже неизвестно, просил ли он пятьдесят экземпляров всего Ветхого и Нового Заветов, только Нового Завета, или просто Евангелия). Некоторые ученые полагают, что этот запрос послужил мотивацией для создания канонических списков. В Иероним Прологе к Юдифи утверждает, что Книга Юдифи была «найдена Никейским собором причисленной к числу Священных Писаний». [ 89 ] Однако современные ученые, такие как Эдмон Галлахер, сомневаются, что это указывает на какой-либо выбор канона в совете. [ 90 ]
Троица
[ редактировать ]Никейский собор рассматривал прежде всего вопрос о божественности Христа . Термин «Троица» уже использовался, причем самое раннее из существующих упоминаний было сделано Теофилом Антиохийским (115–181 гг. Н.э.) и относилось к Богу, Логосу и Софии. [ 91 ] (Отец, Сын и Святой Дух, как Святой Дух назывался несколькими отцами Церкви), хотя многие ученые полагают, что то, как использовался этот термин, указывает на то, что он был ранее известен его читателям. Кроме того, более чем за столетие до этого термин « Троица » ( Τριάς по-гречески; trinitas по-латыни) использовался в трудах Оригена и Тертуллиана , а общее представление о «божественной тройке» в некотором смысле было выражено в II века Сочинения Поликарпа , Игнатия и Иустина Мученика . В Никее вопросы, касающиеся Святого Духа, оставались практически нерешенными до тех пор, пока около 362 года не были урегулированы отношения между Отцом и Сыном. [ 92 ] В более развернутом виде учение было сформулировано лишь на Константинопольском соборе 381 г. [ 93 ] и окончательная форма, сформулированная прежде всего Григорием Нисским . [ 94 ]
Константин
[ редактировать ]Хотя Константин стремился к единой церкви после Собора, он не навязывал гомоусианский собору взгляд на природу Христа. Константин не заказывал на Соборе никаких Библий. Несмотря на сочувственный интерес Константина к Церкви, он крестился только через 11 или 12 лет после собора, откладывая крещение настолько долго, насколько это возможно, чтобы получить отпущение как можно большего количества грехов. [ 95 ]
Спорные вопросы
[ редактировать ]По словам протестантского богослова Филиппа Шаффа : «Никейские отцы приняли этот канон не как вводящий что-то новое, а просто как подтверждение существующих отношений на основе церковной традиции; и это, с особым акцентом на Александрию, из-за существовавших там проблем. а Антиохия и все другие епархии или провинции получили свои признанные права. Епископства Александрии Рим был назван только для иллюстрации ; , Рима и Антиохии были поставлены практически на равные права». Таким образом, по мнению Шаффа, епископ Александрии должен был иметь юрисдикцию над провинциями Египта, Ливии и Пентаполя, точно так же, как епископ Рима имел власть «в отношении своей собственной епархии». [ 96 ]
Однако, по словам о. Джеймс Ф. Лафлин, существует альтернативная католическая интерпретация. Он включает в себя пять различных аргументов, «взятых соответственно из грамматической структуры предложения, из логической последовательности идей, из католической аналогии, из сравнения с процессом формирования Византийского Патриархата и из авторитета древних». [ 97 ] в пользу альтернативного понимания канона. Согласно этой интерпретации, канон показывает роль епископа Рима, когда он своей властью подтвердил юрисдикцию других патриархов - интерпретация, которая соответствует католическому пониманию Папы. Таким образом, епископ Александрийский председательствовал над Египтом, Ливией и Пентаполем. [ 59 ] в то время как епископ Антиохии «пользовался такой же властью во всей великой Ориенской епархии», и все это — властью епископа Рима. Для Лафлина это была единственная возможная причина ссылаться на обычай римского епископа в вопросе, касающемся двух митрополитов-епископов в Александрии и Антиохии. [ 97 ]
Однако протестантские и католические интерпретации исторически предполагали, что некоторые или все епископы, указанные в каноне, председательствовали в своих епархиях во время Собора - епископ Рима над Итальянской епархией, как предположил Шафф, епископ Антиохия над Ориенской епархией, как предложил Лафлин, и епископ Александрийский над Египетской епархией, как предложил Карл Йозеф фон Хефеле . По словам Хефеле, Собор выделил Александрии «всю (гражданскую) Египетскую епархию». [ 98 ] Однако с тех пор эти предположения оказались ложными. Во время Собора Египетская епархия существовала, но была известна как Александрийская епархия, поэтому Совет мог передать ее Александрии. Антиохия и Александрия входили в состав гражданской епархии Ориенс, причем Антиохия была главной метрополией, но ни одна из них не управляла ею в целом. Точно так же Рим и Милан находились в пределах гражданской епархии Италии, причем Милан был главным мегаполисом. [ 99 ] [ 100 ]
Этот географический вопрос, связанный с Каноном 6, был подчеркнут протестантским писателем Тимоти Ф. Кауфманом как исправление анахронизма, возникшего из предположения, что каждый епископ уже возглавлял целую епархию во время Собора. [ 101 ] По словам Кауфмана, поскольку Милан и Рим находились в пределах Итальянской епархии, а Антиохия и Александрия находились в пределах Ориенской епархии, актуальное и «структурное соответствие» между Римом и Александрией было легко очевидно для собравшихся епископов: оба им пришлось разделить епархию, ни одна из которых не была главной метрополией. Юрисдикция Рима в Италии была определена в отношении нескольких прилегающих к городу провинций после переустройства империи Диоклетианом в 293 году, как указывает самая ранняя латинская версия канона. [ 102 ]
Таким образом, такое провинциальное расположение римской и миланской юрисдикции в Италии стало соответствующим прецедентом и обеспечило административное решение проблемы, стоящей перед Советом, а именно: как определить александрийскую и антиохийскую юрисдикцию в пределах Восточной епархии. В каноне 6 Собор оставил большую часть епархии под юрисдикцией Антиохии, а несколько провинций епархии отдал Александрии, «поскольку подобное принято и для епископа Римского». [ 103 ]
См. также
[ редактировать ]- Древние церковные соборы (доэкуменические) – церковные соборы перед Первым Никейским собором.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б SEC , стр. 112–114.
- ^ Перейти обратно: а б СЕК , с. 39
- ^ Перейти обратно: а б SEC , стр. 44–94.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 152.
- ^ Кэрролл 1987 , с. 11
- ^ Валло 1995 , стр. 234–235, 678.
- ^ Перейти обратно: а б О праздновании Пасхи
- ^ Леклерк 1911b
- ^ Лайман 2021 , стр. 43–44, 46.
- ^ Перейти обратно: а б с Лайман 2021 , с. 46.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 130–132.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 5–6.
- ^ Лайман 2021 , стр. 46, 57–60.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 1, 6–7.
- ^ Лайман 2021 , стр. 47–50.
- ^ Эдвардс 2007 , с. 554.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 134–135.
- ^ Эдвардс 2007 , с. 557.
- ^ Брент 2022 .
- ^ Кэмерон 2007 , с. 542.
- ^ Ван Дам 2021 , с. 25.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 137.
- ^ Дрейк 2021 , стр. 113–114.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 146–151.
- ^ Эйрс 2004 , с. 16.
- ^ Эдвардс 2007 , стр. 557–558.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 152–153.
- ^ Дрейк 2021 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Джейкобс 2021 , с. 77.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 155–156.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс 2007 , с. 558.
- ^ Перейти обратно: а б Белый 2021 , с. 93.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 156–157.
- ^ Джейкобс 2021 , с. 78.
- ^ Джейкобс 2021 , стр. 82–86.
- ^ Дрейк 2021 , с. 124.
- ^ Белый 2021 , стр. 96–97.
- ^ Барнс 1981 , стр. 215, 380.
- ^ Перейти обратно: а б Белый 2021 , с. 98.
- ^ Хэнсон 1988 , с. 154.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 157–158.
- ^ Дрейк 2021 , с. 125.
- ^ Белый 2021 , стр. 99–100.
- ^ Хэнсон 1988 , стр. 160–161.
- ^ Белый 2021 , с. 101.
- ^ Белый 2021 , стр. 102–104.
- ^ Белый 2021 , стр. 104–108.
- ^ Белый 2021 , стр. 108–109.
- ^ Hanson RPC, Поиск христианской доктрины Бога: арианская полемика, 318-381. 1988, стр. 152.
- ^ Данкер, Фредерик Уильям (2000), «οἰκουμένη», Греко-английский лексикон Нового Завета и другой раннехристианской литературы (Третье изд.), Чикаго: University of Chicago Press, ISBN 978-0-226-03933-6 , получено 24 февраля 2014 г.
- ↑ Жизнь Константина , Книга 3, Глава 6.
- ^ Синодальное послание к африканцам
- ^ SEC , стр. 292–294.
- ^ Перейти обратно: а б Кикхефер 1989 г.
- ^ «Первые семь Вселенских Соборов – МОЛЛ-Й – Метод изучения локусов – Йорк» . Проверено 10 июля 2020 г.
- ^ «Символ веры Никейский 325 – греческий и латинский текст с английским переводом» . Earlychurchtexts.com .
- ^ Келли 1978 , Глава 9
- ^ Лойн 1991 , стр. 240.
- ^ Перейти обратно: а б с Мирбт, Карл Теодор (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 640–642. . В
- ^ Шафф и Шафф 1910 , раздел 120.
- ^ Лутц фон Падберг 1998 , с. 26
- ↑ Анатолий , Книга 7, Глава 33.
- ^ Хроника Пасхалия
- ↑ Панарион , Книга 3, Глава 1, Раздел 10.
- ^ Златоуст , с. 47.
- ^ SEC , с. 594.
- ↑ Панарион , Книга 3, Глава 1.
- ↑ Созомен , Книга 7, Глава 18.
- ^ Финская Православная Церковь (30 ноября 2023 г.). «Финская церковь решает продолжать использовать григорианскую пасхалию» . Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ L'Huillier 1996 , с. 25.
- ^ Леклерк 1911а
- ^ Пушки
- ^ «Герои четвертого века» . Журнал «Слово» . Антиохийская православная архиепископия Северной Америки. Февраль 1968. стр. 15–19.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвис 1983 , с. 77
- ^ Гербердинг, Р. и Дж. Х. Моран Круз, Средневековые миры (Нью-Йорк: Houghton Mifflin Company, 2004), с. 28.
- ^ Питер Браун, Возвышение христианского мира, 2-е издание (Оксфорд, Blackwell Publishing, 2003), стр. 60.
- ^ Р. МакМаллен, Христианизация Римской империи, 100–400 гг. н. э. , издательство Йельского университета, 1984, ISBN 0-300-03642-6
- ^ «История церкви», Филип Хьюз , Sheed & Ward, изд. 1949 г., том I, глава 6. [1]
- ^ Евсевий Памфилий и Шафф, Филип (редактор) и Макгифферт, преподобный Артур Кушман, доктор философии (переводчик) NPNF2-01. Евсевий Памфилий: История церкви, Жизнь Константина, Речь в честь Константина. Архивировано 17 апреля 2018 года в Wayback Machine. Цитата: «он разрушил до основания те из них, которые были главными объектами суеверного почитания».
- ^ Перейти обратно: а б Созомен , Книга 1, Глава 16
- ↑ Созомен , Книга 1, Глава 17.
- ^ Перейти обратно: а б с Феодорит , Книга 1, Глава 6
- ↑ Созомен , Книга 1, Глава 20.
- ^ Нет преступления для тех, у кого есть Христос; Религиозное насилие в Римской империи. Майкл Гэддис. Калифорнийский университет Press 2005. с. 340. ISBN 978-0-520-24104-6
- ^ Джон Мид, « Никейский совет и библейский канон » и Эрман 2004 , стр. 15–16, 23, 93.
- ^ McDonald & Sanders 2002 , Приложение D2, примечание 19.
- ^ Пол Т. д'Гольбах (1995). Эндрю Ханвик (ред.). Ecce homo!: Жизнь Иисуса в восемнадцатом веке . Критическое издание и переработка перевода Джорджа Хьюстона с французского. Берлин, Нью-Йорк: Уолтер де Грюйтер и компания, стр. 48–49. ISBN 978-3-11-081141-4 .
- ^ Краткое изложение дела можно найти в Никейском соборе и Библии .
- ^ Предисловие к Товиту и Юдифи
- ^ Галлахер, Эдмон (2015). « Почему Иероним перевел Товита и Юдифь?» Harvard Theological Review 108 (2015): 356–75» . academia.edu . п. 369-370 . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ «Филип Шафф: Отцы второго века: 0107 = 101 - Эфирная библиотека христианской классики» . ccel.org . Проверено 27 апреля 2023 г.
- ^ Fairbairn 2009 , стр. 46–47.
- ↑ Сократ , Книга 2, Глава 41.
- ^ Шафф, Филип; Уэйс, Генри (1893). Избранная библиотека никейских и постникейских отцов христианской церкви: Григорий Нисский: Догматические трактаты и др. 1893 г. Компания христианской литературы.
- ^ Марилена Америз, «Крещение Константина Великого».
- ^ Шафф и Шафф 1910 , стр. 275–276.
- ^ Перейти обратно: а б Лафлин 1880 г.
- ^ Хефеле, Карл (1855). История Совета, т. 1 . Фрайбург-им-Брайсгау, Баден-Вюртемберг, Германия: Гердер. п. 373.
- ^ Афанасий Александрийский «История ариан, часть IV, глава 36» . Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ Афанасий Александрийский. «Апология де Фуга, глава 4» . Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ Кауфман, Тимоти Ф. (май – июнь 2016 г.). «Никея и римский прецедент» (PDF) . Обзор Тринити (334, 335). Архивировано (PDF) из оригинала 12 августа 2016 года . Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ Тернер, Катберт Гамильтон (1899). Самые древние юридические записи Западной церкви, т. 1 . Оксфорд, от типографии Clarendonian. п. 120
- ^ Первый Никейский собор. «Канон 6» . Первый Никейский собор . Проверено 22 июня 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]Примечание: NPNF2 = Шафф, Филип ; Уэйс, Генри (ред.), Никейские и постникейские отцы , Вторая серия, Эфирная библиотека христианской классики , см. также Никейские и постникейские отцы.
- Евсевий Памфилий: История Церкви, Жизнь Константина, Речь в честь Константина , NPNF2, том. 1 , получено 24 февраля 2014 г.
- Анатолий Лаодикийский , « Пасхальные каноны, цитируемые Евсевием» , Церковная история Евсевия.
- Евсевий Памфилий , Жизнь Константина.
- Церковные истории Сократа и Созомена , NPNF2, том. 2
- Сократ Константинопольский , Церковная история Сократа Схоластика , получено 24 февраля 2014 г.
- Созомен , Церковная история Созомена.
- Феодорит, Иероним, Геннадий и Руфин: Исторические сочинения , NPNF2, том. 3 , получено 24 февраля.
- Константин Великий , « Константин Август церквям, цитируемым Феодоритом» , Церковная история Феодорита , получено 24 февраля 2014 г.
- Евстафий Антиохийский , « Письмо к африканским епископам, цитируемое Феодоритом» , Церковная история Феодорита , получено 24 февраля 2014 г.
- Феодорит Кирский , Церковная история Феодорита.
- Афанасий: Избранные сочинения и письма , NPNF2, т. 4 , получено 24 февраля 2014 г.
- Афанасий Александрийский , De Decretis [ Защита никейского определения ] , получено 24 февраля 2014 г.
- Афанасий Александрийский , Ad Afros Epistola Synodica [ Синодальное послание епископам Африки ]
- Евсевий Памфил , Письмо Евсевия Кесарийского народу его епархии , получено 24 февраля 2014 г.
- Иероним: Основные труды святого Иеронима , NPNF2, том. 6 , получено 24 февраля 2014 г.
- Семь Вселенских Соборов , NPNF2, т. 14
- Никейский символ веры , получено 24 февраля 2014 г.
- Каноны 318 святых отцов, собранных в городе Ницце в Вифинии.
- Афанасий Александрийский , Синодальное послание , получено 24 февраля 2014 г.
- Константин Великий , « О праздновании Пасхи, цитируемый Евсевием» , Житие Константина
- Chronicon Paschale [ Пасхальная хроника ]
- Пятикостарион , Архиепископия Фиатиры и Великобритании, 3 ноября 2008 г., заархивировано из оригинала 30 апреля 2016 г. , получено 22 февраля 2014 г.
- Златоуст, Иоанн ; Харкинс, Пол В. (транс) (1 апреля 2010 г.), Беседы против иудействующих христиан , Отцы церкви, том. 68, Издательство Католического университета Америки, ISBN 978-0-8132-1168-8
- Епифаний Саламинский ; Уильямс, Франк (транс) (1994), Панарий Епифания Саламинского , Лейден: Брилл, ISBN 90-04-09898-4
- Пуатье , Книга против императора Константина Иларий
- Джером , Книга Времен
- Фотий I Константинопольский ; Уолфорд, Эдвард (транс), Краткое изложение церковной истории Филосторгия, составленное Фотием, Патриархом Константинопольским.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Анатолий, Халед (2011), Возвращение Никеи: развитие и значение тринитарной доктрины , Гранд-Рапидс: Baker Publishing Group, ISBN 978-0-8010-3132-8
- Афанасий (Патриарх Александрийский) (1920), Избранные трактаты святого Афанасия в полемике с арианами, Том 3 , Переводчик и редактор Джон Генри Ньюман, Лонгманс, Грин и компания.
- Атия, Азиз С. (1991), Коптская энциклопедия , Нью-Йорк: Macmillan Publishing Company, ISBN 0-02-897025-Х
- Эйрес, Льюис (2004). Никея и ее наследие: подход к тринитарному богословию четвертого века . Эдибург: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9781139054133 .
- Барнс, Тимоти Д. (1981). Константин и Евсевий . Кембридж, Массачусетс; Лондон: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0674165306 .
- Брент, Аллен (2022). «Мелитианский раскол». В Лауте, Эндрю (ред.). Оксфордский словарь христианской церкви (4-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191744396 .
- Кэмерон, Аверил (2007). «Константин и «мир церкви» ». В Кэсидее, Августин; Норрис, Фредерик В. (ред.). Кембриджская история христианства . Том. 2. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108427746 .
- Кэрролл, Уоррен (1987), Строительство христианского мира , Front Royal: Christendom College Press, ISBN 978-0-931888-24-3 , получено 24 февраля 2014 г.
- Данкер, Фредерик Уильям (2000), «οἰκουμένη», Греко-английский лексикон Нового Завета и другой раннехристианской литературы (Третье изд.), Чикаго: University of Chicago Press, ISBN 978-0-226-03933-6 , получено 24 февраля 2014 г.
- Дэвис, Лео Дональд (1983), Первые семь Вселенских Соборов (325–787) , Колледжвилл: Liturgical Press, ISBN 978-0-8146-5616-7 , получено 24 февраля 2014 г.
- Дрейк, ХА (2021 г.). «Слон в комнате: Константин на соборе». В Киме, Молодой Ричард (ред.). Кембриджский компаньон Никейского собора . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108427746 .
- Эдвардс, Марк (2007). «Первый Никейский собор». В Кэсидее, Августин; Норрис, Фредерик В. (ред.). Кембриджская история христианства . Том. 2. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108427746 .
- Эдвардс, Марк (2009). Католичность и ересь в ранней церкви . Эшгейт. ISBN 978-0754662914 .
- Эрман, Барт (2004), Правда и вымысел в коде да Винчи , Oxford University Press, ISBN 978-1-280-84545-1
- Фэйрберн, Дональд (2009), Жизнь в Троице , Даунерс Гроув: InterVarsity Press, ISBN 978-0-8308-3873-8 , получено 24 февраля 2014 г.
- Гельцер, Генрих ; Хильгенфельд, Генри; Кунц, Отто, ред. (1995), Имена отцов Никеи на латыни, на греческом, коптском, сирийском, арабском, армянском 2-е ( изд.), Штутгарт: Тойбнер
- Гонсалес, Хусто Л. (1984), История христианства , том. 1, Пибоди: Prince Press, ISBN 978-1-56563-522-7 , получено 24 февраля 2014 г.
- Гвин, Дэвид М. (2021). «Реконструкция Никейского Собора». В Киме, Молодой Ричард (ред.). Кембриджский компаньон Никейского собора . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108427746 .
- Хэнсон, RPC (1988). Поиск христианской доктрины Бога: арианская полемика 318-381 . Эдибург: T&T Кларк. ISBN 0567094855 .
- Джейкобс, Ине (2021). «Проведение Собора в Никее». В Киме, Молодой Ричард (ред.). Кембриджский компаньон Никейского собора . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108427746 .
- Кельхоффер, Джеймс А. (2011), «В поисках исповедников на Никейском соборе» , Журнал ранних христианских исследований , 19 (4): 589–599, doi : 10.1353/earl.2011.0053 , ISSN 1086-3184 , S2CID 159876770
- Келли, JND (1978), Раннехристианская доктрина , Сан-Франциско: HarperCollins, ISBN 978-0-06-064334-8 , получено 24 февраля 2014 г.
- Келли, JND (1981), Early Christian Creeds , Харлоу: Addison-Wesley Longman Limited, ISBN 978-0-582-49219-6 , получено 24 февраля 2014 г.
- Кикхефер, Ричард (1989), «Папство», в Страйере, Джозеф Риз (ред.), Словарь средневековья , том. 9, Сыновья Чарльза Скрибнера, ISBN 978-0-684-18278-0 , получено 24 февраля 2014 г.
- Л'Юлье, Питер (1996), Церковь Древних Соборов: Дисциплинарная работа первых четырех Вселенских Соборов , Крествуд: Издательство Св. Владимирской семинарии, ISBN 978-0-88141-007-5 , получено 24 февраля 2014 г.
- Леклерк, Анри (1911), «Мелетий Ликопольский», Католическая энциклопедия , том. 10, Нью-Йорк: Компания Robert Appleton , получено 19 февраля 2014 г.
- Леклерк, Анри (1911), «Первый Никейский собор», Католическая энциклопедия , том. 11, Нью-Йорк: Компания Robert Appleton , получено 19 февраля 2014 г.
- Лафлин, Джеймс Ф. (1880), «Шестой никейский канон и папство», The American Catholic Quarterly Review , 5 : 220–239
- Лойн, Генри Ройстон (1991), Средневековье , Нью-Йорк: Темза и Гудзон, ISBN 978-0-500-27645-7 , получено 24 февраля 2014 г.
- Лайман, Ребекка (2021). «Арий и арианство». В Киме, Молодой Ричард (ред.). Кембриджский компаньон Никейского собора . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108427746 .
- МакКлинток, Джон ; Стронг, Джеймс (1890), Циклопедия библейской, богословской и церковной литературы , том. 6, Harper & Brothers , получено 24 февраля 2014 г.
- МакМаллен, Рамзи (2006), Голосование о Боге на советах ранней церкви , Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, ISBN 978-0-300-11596-3 , получено 24 февраля 2014 г.
- Макдональд, Ли Мартин; Сандерс, Джеймс А., ред. (2002), Дебаты о канонах , Peabody: Hendrickson Publishers, ISBN 978-1-56563-517-3
- Маклей, Денис (2015), «Исследование роли Оссия, епископа Кордовы, в арианском споре» , диссертация бакалавра (с отличием) – Даремский университет
- Ньюман, Альберт Генри (1899), Руководство по истории церкви , том. 1, Филадельфия: Американское баптистское издательское общество, OCLC 853516 , получено 24 февраля 2014 г.
- Ньюман, Джон Генри ; Уильямс, Роуэн (2001), Ариане четвертого века , Нотр-Дам: University of Notre Dame Press, ISBN 978-0-268-02012-5 , получено 24 февраля 2014 г.
- Норрис, Ричард Альфред (транс) (1980), Христологический спор , Источники раннехристианской мысли, Миннеаполис: Fortress Press, ISBN 978-0-8006-1411-9 , получено 24 февраля 2014 г.
- Святитель Николай Чудотворец и архиепископ Мир Ликийских , получено 22 февраля 2014 г.
- Лутц фон Падберг (1998), Европы в средние века , Христианизация П. Реклам, ISBN 978-3-15-017015-1 , получено 24 февраля 2014 г.
- Рубинштейн, Ричард Э. (1999), Когда Иисус стал Богом , Нью-Йорк: Harcourt Brace & Co, ISBN 978-0-15-100368-6 , получено 24 февраля 2014 г.
- Раш, Уильям Дж. (транс) (1980), Тринитарный спор , Источники раннехристианской мысли, Миннеаполис: Fortress Press, ISBN 978-0-8006-1410-2 , получено 24 февраля 2014 г.
- Шафф, Филип ; Шафф, Дэвид Шлей (1910). История христианской церкви . Том. 3. Нью-Йорк: Сыновья Скрибнера.
- Смит, Марк С. (2018). Идея Никеи на соборах ранней церкви, 431–451 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198835271 .
- Таннер, Норман П. (2001), Советы Церкви , Нью-Йорк: Перекресток, ISBN 978-0-8245-1904-9 , получено 24 февраля 2014 г.
- Терес, Густав (октябрь 1984 г.), «Вычисления времени и Dionysius Exiguus», Журнал истории астрономии , 15 (3): 177, Бибкод : 1984JHA....15..177T , doi : 10.1177/00218402028 , S2016 4612
- Вайле, Симеон (1912), «Тремит», Католическая энциклопедия , том. 15, Нью-Йорк: Компания Robert Appleton , получено 24 февраля 2014 г.
- Валло, Доминик (1995), Исторический словарь (на французском языке), Fayard, ISBN 978-2-2135-9322-7
- Ван Дам, Раймонд (2021). «Императорские отцы и их сыновья: Лициний, Константин и Никейский собор». В Киме, Молодой Ричард (ред.). Кембриджский компаньон Никейского собора . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781108427746 .
- Уэр, Тимофей (1991), Православная церковь , Взрослый пингвин
- Уильямс, Роуэн (1987), Ариус , Лондон: Дартон, Логман и Тодд, ISBN 978-0-232-51692-0 , получено 24 февраля 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фернандес, Самуэль, изд. (2024). Fontes Nicaenae Synodi: Современные источники для изучения Никейского собора (304–337) . Издательство «Брилл» . ISBN 978-3-657-79640-3 .
- Фернандес, Самуэль (2020). «Кто созвал Первый Никейский собор: Константин или Оссий?». Журнал богословских исследований . 71 : 196–211. дои : 10.1093/jts/flaa036 .
- Дорога в Никею Описательный обзор событий Собора Джона Энтони МакГакина .
- «Никейский собор» , Британская энциклопедия , 2 января 2024 г.