Мелитиане
Мелитийцы , [ а ] иногда называют Церковью Мучеников , [ б ] были раннехристианской сектой в Египте . Основан вскоре после окончания Великого гонения (313 г.) епископом Ликопольским Мелитием . Небольшая группа сохранилась до восьмого века. Пункт, по которому они порвали с более крупной церковью, был тот же, что и у современных донатистов в провинции Африки : легкость, с которой отпавших христиан принимали . Возникшее в результате разделение египетской церкви известно как Мелитианский раскол . [ с ] его следует отличать от Мелетианского раскола, произошедшего позднее в том же веке.
Начало раскола, 306–311 гг.
[ редактировать ]Мелиций выступал за открытую практику христианства перед лицом гонений и призывал христиан не скрываться. [ 6 ] В 305/306 году, во время гонений Диоклетиана , Мелиций был заключен в тюрьму вместе с патриархом Александрийским Петром I. [ 7 ] Оба они были освобождены во время затишья в гонениях, а Петр выдвинул условия для реадмиссии «отступивших» христиан, т. е. тех, кто отрекся от веры во время гонений. Мелиций счел свои условия слишком мягкими и во время последовавшего спора рукоположил некоторых из своих сторонников. Петр отлучил его от церкви. [ 3 ]
Когда гонения возобновились, Петр был убит (311 г.), а Мелиций приговорен к рудникам. [ 3 ] Он был освобожден Эдиктом Сердики (311 г.), [ 6 ] но гонения прекратились только с Миланским эдиктом в 313 году. Когда Мелиций вернулся в Египет, он основал то, что он назвал Церковью мучеников, с духовенством своего собственного рукоположения. [ 3 ] [ 8 ] Название «мелитиане» поначалу использовалось только противниками секты, стремившимися тем самым противопоставить их (как еретиков) истинным христианам. Его также использовала императорская канцелярия. Со временем это имя утратило свой негативный оттенок и было принято сектой. [ 9 ]
Попытки разрешения раскола: Никея (325 г.) и Тир (335 г.)
[ редактировать ]Преемник Петра на посту патриарха Ахилла в своем коротком понтификате не смог разрешить нарастающий кризис. [ 8 ] Его преемник Александр I , пришедший к власти в 313 году, стремился залечить раскол в египетской церкви. В 325 году Никейский собор при императоре Константине I попытался включить мелитиан в состав теперь уже легальной церкви. Собор согласился предоставить мелитийским священникам «полные церковные привилегии», если они пожелают отказаться от раскола и «признать власть» Александрийского патриарха. [ 10 ] Мелитийскому духовенству было разрешено избираться епископами, а сам Мелиций должен был оставаться епископом без фиксированной кафедры. Он не был возвращен в Ликополь. [ 3 ] Мелиций представил совету список своих епископов и духовенства, известный как Breviarium Melitii . [ 11 ] Список показывает присутствие мелитиан на всей территории Египта, и существует мало доказательств теории о том, что центр силы мелитов находился в Верхнем Египте . [ 12 ] В 325 году было 28 мелитианских епископов. [ 6 ] и у некоторых были коптские имена. [ 8 ]
Период согласия длился три года. Мелиций умер в 327 г. [ д ] назначив Иоанна Арчафа своим преемником. [ 13 ] В 328 году Афанасий был избран преемником Александра I на посту архиепископа Александрийского. [ 14 ] Однако семь лет спустя, в 335 году, « Тирский собор осудил Афанасия по ряду обвинений, низложил его с поста архиепископа Александрийского, отлучил его от церкви и запретил ему возвращаться на прежнюю кафедру». [ 15 ] Существуют противоречивые сведения, описывающие конфликт между Афанасием и мелитианами. Афанасий ответил в своих знаменитых антиарианских трактатах Apologia contra Arianos и Historia Arianorum, обвинив мелитиан во лжи и сговоре с арианами с целью свергнуть его. [ 7 ]
Согласно традиционному мнению, поддержанному Евсевием Никомедийским , мелитиане впали в раскол и избрали конкурирующего патриарха по имени Феонас при поддержке ариан. [ 16 ] Но Хансон утверждает, что евсевиане (так называемые ариане) заключили договор с мелитианами только ПОСЛЕ того, как мелитиане уже, но безуспешно обратились к императору за защитой от Афанасия. [ 17 ]
Афанасий утверждал, что «ариане» выдвинули ложные обвинения, чтобы нейтрализовать его как своего богословского оппонента. Однако, говорит Хэнсон, «кажется также очевидным, что первые усилия Афанасия по разжиганию бандитизма в его епархии не имели ничего общего с разногласиями по поводу арианской полемики, а были направлены против мелитиан. Он не согласился с соглашением, достигнутым относительно мелитян в Никее. Оказавшись в седле, он решил подавить их сильной рукой и совершенно не разбирался в методах, которые использовал». [ 18 ]
В нескольких письмах мелитиане обвиняли Афанасия в избиении их епископов, даже в убийстве одного, а также в осквернении мелитийской богослужебной утвари. [ 6 ] [ 7 ] «Было ли это нечто большее, чем дикие слухи? Были ли у них какие-то искренние обиды? Мы могли бы отклонить обвинения против Афанасия, выдвинутые Созоменом и Епифанием, как продукт чистой партийной принадлежности и не заслуживающий доверия, как это делает, например, Гваткин и многие церковные историки до и после него, которые были готовы принять протесты Афанасия о его невиновность за чистую монету». [ 19 ] «Но, случайно или по провидению, нам доступны современные доказательства, которые мы не можем отвергнуть как выдумку, преувеличение или пропаганду, чтобы решить этот вопрос». [ 20 ] Хэнсон продолжает объяснять эти доказательства .
Неясно, находилась ли и в какой степени христология мелитиан в этот период под влиянием арианства или была приближена к нему. [ 8 ] Однако Хэнсон говорит, что конфликт с мелитианами не имел ничего общего с доктриной. [ 21 ]
«Константин считал, что Иоанн Аркаф переиграл в Тире, возможно, возобновив разразившееся дело Арсения. В результате он был изгнан». [ 22 ]
Выживание как монашеское движение
[ редактировать ]Имена лидеров секты после Иоанна Архафа (который не упоминается после 335 г.) неизвестны. [ 8 ] Афанасий продолжал называть их постоянной угрозой в своих трудах 350-х и 360-х годов. В своей биографии Антония Великого он утверждает , что мелитиане считали святого-отшельника своим. [ 12 ] Как раскольническая секта мелитяне потеряли свое значение на 400 человек, но не исчезли. Они упоминаются в трудах Кирилла Александрийского (ум. 444) и Шенута (ок. 465) и существовали до восьмого века (после арабского завоевания Египта ) как небольшая монашеская секта. [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ]
многочисленные папирусы Были обнаружены , свидетельствующие о процветании мелитийского монашества в египетской пустыне в четвертом веке. Ясно, что мелитийские монахи жили общинами, но неясно, были ли это жестко структурированные образования, такие как кенобии пахомиев , или рыхлые квазиотшельнические группировки , такие как монастыри Нитрии и Скетиды . [ 8 ] Тимофей Константинопольский в своей книге «О приеме еретиков» , написанной около 600 г., говорит о мелитианах, что «они не допускали никакой [богословской] ошибки, но должны произнести анафему своего раскола », чтобы воссоединиться с церковью. [ 23 ] Согласно « Истории Александрийских Патриархов» Иоанна Диакона , некоторые мелитиане были примирены с Коптским Александрийским Патриархатом усилиями епископа Летопольского Моисея в конце правления Патриарха Михаила I (умер в 767 г.). [ 24 ]
По словам Феодорита (ок. 460 г.), мелитиане разработали уникальные формы поклонения, которые включали хлопанье в ладоши и музыку. [ 8 ] Утверждалось, что в движении доминировали копты (носители Египта). [ 12 ] Коптские папирусы, сочинения пахомианцев и упоминания в сочинениях Шенуте придают некоторый вес этой точке зрения. [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Это написание взято из современного « Жизнеописания Константина» Евсевия Кесарийского , в котором используется Μελιτιανοί ( Melitianoi ) на греческом языке . Это также засвидетельствовано на сирийском языке . [ 1 ] Хотя написание Мелетиан является общепринятым, оно правильно описывает только раскол Мелетия Антиохийского, произошедшего поколением позже. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
- ↑ Название «Церковь мучеников» было выбрано самим Мелитием, но его секта была не единственной ригористической сектой, использовавшей это название в ранней церкви. [ 5 ]
- ^ В источниках, которые используют одно и то же написание Мелитиан/Мелетиан как для раскола в Египте, так и для раскола в Антиохии, египетский раскол можно назвать Первым Мелетианским расколом . [ 6 ]
- ↑ Историк Джанет Тимби говорит, что дата неизвестна, только то, что он умер между 325 и 332 годами. [ 8 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шварц 1905 , с. 164н.
- ^ Кэрролл 1989 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кросс и Ливингстон 2009 .
- ^ МакГакин 2004 , стр. 222–223.
- ^ Кэрролл 1989 , стр. 94, 170.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Григорий 1991 .
- ^ Jump up to: а б с д Гвинн 2018 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Тимби 1991 год .
- ^ Хаубен 1998 , с. 331.
- ^ Барнс 1981 , с. 217.
- ^ Кэрролл 1989 , стр. 194–195 (Приложение 6).
- ^ Jump up to: а б с Гвинн 2012 .
- ^ Кэрролл 1989 , с. 115.
- ^ «Афанасий действительно был избран, но не путем немедленного и единогласного одобрения и не без подозрений в грубой практике». Хэнсон Р.П.К., В поисках христианской доктрины Бога: арианская полемика, 318–381. 1988, стр. 249.
- ^ Hanson RPC, Поиск христианской доктрины Бога: арианская полемика, 318-381. 1988, стр. 261.
- ^ Кэрролл 1989 , с. 117.
- ^ «Епифаний далее говорит, что вожди мелитийцев после своего замешательства [их неудавшегося обращения к императору] находились недалеко от двора… и в этот момент были взяты в руки Евсевием Никомидийским, который пообещал, что получит за им аудиенцию у императора, если они примут и поддержат Ария, и по их согласию произошло слияние дел Ария и Мелиция». (Хэнсон, стр. 250)
- ^ Hanson RPC, Поиск христианской доктрины Бога: арианская полемика, 318-381. 1988, стр. 254.
- ^ Hanson RPC, Поиск христианской доктрины Бога: арианская полемика, 318-381. 1988, стр. 251.
- ^ Hanson RPC, Поиск христианской доктрины Бога: арианская полемика, 318-381. 1988, стр. 251-2.
- ↑ Союз между евсевианами и мелитианами «дал Афанасию возможность затуманить вопрос, приписав весь протест против его возмутительного поведения предвзятости в сторону арианства, и этой возможностью он искренне стремился воспользоваться. Но… преступление Афанасия не имело ничего общего с учением». (Хэнсон, стр. 255)
- ^ RPC Hanson, стр. 262
- ^ Минь 1865 , столбцы. 39–40 и н. 34.
- ^ Михаил 2014 , с. 299 н68.
Библиография
[ редактировать ]- Баркман, Хизер (2014). «Церковь мучеников в Египте и Северной Африке: сравнение мелитианских и донатистских расколов». Журнал Канадского общества коптских исследований . 6 (1): 41–58.
- Барнард, LW (1973). «Афанасий и Мелетианский раскол в Египте». Журнал египетской археологии . 59 : 281–289. дои : 10.1177/030751337305900121 . S2CID 192269982 .
- Барнард, LW (1975). «Некоторые заметки о Мелетианском расколе в Египте». Студия Патристика . 12 (1): 399–405.
- Барнс, Т.Д. (1981). Константин и Евсевий . Издательство Гарвардского университета.
- Белл, Гавайи ; Крам, МЫ , ред. (1972) [1924]. Евреи и христиане в Египте: еврейские проблемы в Александрии и Афанасианский спор . Гринвуд.
- Кэрролл, Скотт Т. (1989). Мелитианский раскол: коптское христианство и египетская церковь (докторская диссертация). Университет Майами.
- Кросс, Флорида ; Ливингстон, Е.А. , ред. (2009) [2005]. «Мелитианские расколы» . Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192802903 .
- Дэвис, Стивен Дж. (2004). Раннее коптское папство: Египетская церковь и ее руководство в поздней античности . Американский университет в Каире Press.
- Грегори, Тимоти Э. (1991). «Мелетианский раскол в Египте» . В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504652-8 .
- Гвинн, Дэвид М. (2007). Евсевиане: полемика Афанасия Александрийского и построение «арианской полемики» . Издательство Оксфордского университета.
- Гвинн, Дэвид М. (2012). «Мелетианский раскол». У Роджера С. Бэгналла ; Кай Бродерсен ; Крейдж Б. Чемпион; Эндрю Эрскин; Сабина Р. Хюбнер (ред.). Энциклопедия древней истории . Уайли. стр. 4420–4421. дои : 10.1002/9781444338386.wbeah12149 . ISBN 9781444338386 .
- Гвинн, Дэвид М. (2018). «Мелетий и мелетиане». В Оливере Николсоне (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 1000–1001.
- Хаубен, Ганс (1998). «Мелитианская «Церковь мучеников»: христианские раскольники в Древнем Египте». У Т. Хилларда; Р. Кирсли; К. Никсон; А. Ноббс (ред.). Древняя история в современном университете, Том. 2: Раннее христианство, поздняя античность и далее . Эрдманс. стр. 329–349.
- Хаубен, Ганс (2012). Питер Ван Нуффелен (ред.). Исследования Мелитийского раскола в Египте (306–335 гг. н. э.) . Сборник исследований Variorum. Эшгейт.
- МакГакин, Джон Энтони (2004). Вестминстерский справочник по святоотеческому богословию . Вестминстер Джон Нокс Пресс.
- Минь, Жак Поль , изд. (1865). «Тимофей, пресвитер Константинопольский » Греческий патруль . Том. 86. Париж. 1, столбцы. 12–69.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Михаил, Магед С.А. (2014). От Византии к исламскому Египту: религия, идентичность и политика после арабского завоевания . ИБ Таурис.
- Шварц, Эдуард (1905). «К истории Афанасия V» . Новости Королевского общества наук в Геттингене (филолого-исторический класс) . Книжный магазин Вайдманн. стр. 164–256.
- Телфер, Уильям (1955). «Мелетий Ликопольский и епископская преемственность в Египте». Гарвардское богословское обозрение . 48 (4): 227–237. дои : 10.1017/S0017816000025220 . S2CID 162693650 .
- Тимби, Джанет (1991). «Мелитианский раскол» . В Азиз Сурьял Атия (ред.). Коптская энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Издательство Macmillan. стр. 1584а–1585а.
- Ван Нуффелен, Питер (2012). «Мелитианский раскол: развитие, источники и интерпретация». В Питере ван Нуффелене (ред.). Исследования Мелитийского раскола в Египте (306–335 гг. н. э.) . Сборник исследований Variorum. Эшгейт. стр. xi – xxxvi.