Сербская традиционная одежда
В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( июнь 2020 г. ) |
Часть серии о |
Культура Сербии |
---|
Люди |
Мифология и фольклор |
Кухня |
Фестивали |
Спорт |
Сербская традиционная одежда , также называемая сербским национальным костюмом или сербским платьем ( сербский : српска народна ношња / srpska narodna nošnja , множественное число: српске народне ношње / srpske narodne nošnje ), относится к традиционной одежде, которую носят сербы, живущие в Сербии , Хорватии , Боснии. и Герцеговина , Черногория , а также расширенные общины сербской диаспоры в Австрии. , Австралия , Болгария , Канада , Франция , Германия , Греция , Венгрия , Северная Македония , Румыния , Россия , Словения , США и т. д. Как и любая традиционная одежда нации или культуры, она была утеряна с приходом урбанизации и индустриализации. и растущий рынок международных тенденций в одежде . Широкий спектр региональных народных костюмов демонстрирует влияние исторического присутствия Австрии , Венгрии , Германии , Италии и Османской Турции . Тем не менее, костюмы по-прежнему являются вершиной сербской народной культуры . Начиная с 19 века и далее, сербы переняли одежду в западном стиле. Эти изменения начались в более крупных поселениях, таких как города и поселки, хотя нередко можно было увидеть сельские женщины в традиционных рабочих костюмах вплоть до конца 1970-х годов. Сегодня эти национальные костюмы носят лишь некоторые пожилые люди в сельской местности, но чаще всего их носят в связи с особыми событиями и праздниками, в основном на этнических фестивалях, религиозных и национальных праздниках, свадьбах, туристических достопримечательностях, а также танцевальными коллективами, танцующими традиционные танцы. Сербский коло , или хоровод.
История
[ редактировать ]Сербский костюм также известен разнообразием фактур и вышивок. Желек — это жилет из шерсти или бархата, а женские куртки на меху. Вышивка пионов, часто встречающаяся на фартуках, носках и других предметах, окрашена в ярко-красный цвет, символизируя кровь, пролитую в битве за Косово . Характерными особенностями сербской одежды являются опанчи — обувь, восходящая к античности.
Традиционное сербское женское платье состоит из опанчей , вышитых шерстяных носков, доходивших до колен, и назувиц . Юбки были самые разнообразные: из плетеного или присборенного и вышитого полотна, тканьица поясом служила . Важной частью костюма были фартуки ( прегаче ), украшенные цветочными мотивами. Рубахи имели форму туник, богато украшенных серебряной нитью и шнурами, надевавшимися поверх рубашки. В некоторых районах его заменяло верхнее платье без рукавов из красного или синего сукна длиной до колен, богато украшенное и застегнутое спереди на пуговицы ( зубун ). В качестве головного убора носили платки и шапки, окаймленные шнурами. Девушки также носили ошейники или нитку золотых монет на шее, серьги, браслеты, а шапочки украшались металлическими монетами или цветами.
В средние века правители, знать и высшие церковники привозили многие свои ткани из Республики Рагуза . Самой распространенной тканью у простых сербов была склавина или скьявина — грубая шерстяная ткань. Лен также производился в Сербии, а шелк выращивался в монастыре Дечани, а также недалеко от Призрена . От средневекового периода сохранилось немного светской одежды, наиболее примечательной из которых является костюм, который носил Лазарь Гребелянович в битве за Косово. От того периода сохранилось и больше украшенных облачений.
Типичный сербский костюм состоит из рубахи, брюк, юбок, безрукавок, называемых джелекс , обычных пальто, джубуна, носков, поясов и головного убора, часто называемого оглавья . Считается, что брюки родом из дославянской балканской эпохи, а украшения из шерстяного шнура имеют фракийское , иллирийское происхождение. [ 1 ]
Конструкции гражданской одежды развивались с древних времен под римским, затем византийским, а затем под турецким (восточным) влиянием, а в городах Паннонии и Адриатического побережья - прежде всего под европейским влиянием. Под влиянием упомянутых факторов были созданы определенные общие элементы ношения в пределах более широких культурных и географических зон, таких как Адриатическая, Альпийская, Динарская, Моравская, Паннонская и Вардарская зоны (или стили) со своими особенностями. После обретения Сербией автономии после Второго сербского восстания среди сербских интеллектуалов из Австрийской империи возникло стремление европеизировать сербский городской костюм. Переход (который наиболее очевиден в сербской портретной живописи середины XIX века) к западной одежде занял несколько десятилетий, и богатые сербские мужчины продолжали носить полный османский костюм с тюрбанами в официальных случаях вплоть до 1860-х годов. [ 2 ]
К концу 1870-х годов мужской сербский городской костюм, предпочитаемый чиновниками и торговым классом (если он не носил все более популярную западную моду), все еще состоял в основном из плетеных бриджей турецкого покроя , вышитого жилета и полосатой кашемировой или шелковой шали длиной несколько ярдов. в длину, обернутый вокруг туловища, в котором помещались декоративные пистолеты и мечи. В зимнее время этот костюм дополнялся длинной шубой, отороченной мехом . В южных регионах Сербии мужчины в то время часто обматывали фески белой тканью, как и их соседи- албанцы . [ 3 ]
Основной наряд
[ редактировать ]Общая традиционная одежда включает в себя:
- Обувь опанчи : обувь, которую чаще всего носят крестьяне ( мн. опанци, букв. «альпинистская обувь»). [ 4 ] ); Конструкция из кожи, отсутствие шнурков, прочные, имеют роговидные окончания на пальцах ног. Рогообразное окончание указывает на регион Сербии, из которого изготовлена обувь. Еще 50 лет назад их обычно носили в сельских районах Боснии и Герцеговины , Болгарии , Хорватии , Македонии , Румынии и Сербии . [ 5 ]
- Шапка Шайкача : легко узнаваема по дизайну; верх выглядит как буква V или как низ лодки (вид сверху). Он произошел от военной фуражки 18-го века, которая была частью униформы Шайкаши , речных войск, охранявших Белград , Дунай и Саву от Османской империи в 16-19 веках. Впоследствии она распространилась среди гражданского населения центральной Сербии, а в XIX веке стала официальной частью сербской военной формы, которую сначала носили только солдаты, затем после 1903 года заменила офицерские кепи и фуражки французского образца . Он будет продолжать использоваться Королевской югославской армией . Он продолжал использоваться четниками во время Второй мировой войны , а также сербами югославских партизан , пока не был заменен фуражкой «Титовка» (названной в честь Иосипа Броз Тито ) для солдат и фуражкой для парадной формы офицеров. Во время боснийской войны эту шляпу носили военные командиры боснийских сербов и многие добровольческие отряды в 1990-х годах. Это рассматривается как сербский символ . Сегодня его часто можно увидеть в сельских деревнях Сербии, Боснии и Герцеговины и Черногории, его часто носят пожилые мужчины.
- Шапка Шубара : пастушья шапка (Шубара, меховая шапка ) в более суровые и холодные времена (зима). Он имеет коническую или цилиндрическую форму, преимущественно черного цвета из-за черного меха ягненка/овцы (шерстяного). [ 6 ] [ 7 ] Он использовался в Первой мировой войне сербскими солдатами и четниками во Второй мировой войне и снова во время югославских войн , обычно с кокардой ( кокардой ) сербского орла или креста . [ 8 ] Сегодня это часть народных нарядов восточной и юго-восточной Сербии.
- Феска : до конца 19 века феска была самой распространенной шляпой среди сербов и использовалась как мужчинами, так и женщинами. Хотя феска прочно ассоциировалась с Турцией и Северной Африкой , в то время она была предпочтительным выбором головных уборов для балканских христиан всех классов. Ранние единые правила сербской государственной службы предусматривали ношение фесок, вышитых сербским гербом. [ 9 ] В 1850 году российский консул в Сербии Дмитрий Сергеевич Левшин настоял на том, чтобы сербские чиновники перестали носить фески и перешли на западные шляпы. Запрос был отклонен, и правила сербской униформы по-прежнему требовали наличия фески. [ 10 ] Со временем феска была заменена в Черногории черногорской шапкой , а на большей части территории Сербии – другими формами головного убора. Однако в регионах Южной Сербии феска остается частью традиционного народного костюма. [ 11 ]
-
Опанчи .
-
У Субары есть.
-
Жилет Душанка , Черногория .
-
Одеяния Зубун , 20 век.
-
Одеяния Зубуна , Косово и Метохия .
-
Вышивка, Косово и Метохия .
-
Шерстяная юбка.
-
Шерстяные носки.
-
Женские народные украшения, Белградский этнографический музей .
-
Пафте (пряжка ремня), начало 19 века, Белградский музей прикладного искусства .
-
Тепелук (кепка) , конец 19 века, Белградский музей прикладного искусства .
Сербия
[ редактировать ]В Сербии сербская народная одежда разделена на несколько групп: динарский, моравский, паннонский и вардарский стили, все из которых также можно отнести к региональным группам, таким как: Северная Сербия (которая в основном включает Воеводину ), Центральная Сербия , Восточная Сербия , Западная Сербия и Южная Сербия (которая в основном включает Косово и Метохию ).
Северная Сербия
[ редактировать ]Сербская народная одежда Северной Сербии, или Воеводины , является частью паннонского стиля. Будучи частью культурной зоны с Хорватией , Венгрией и Румынией , одежда имеет сходство с одеждами соседних хорватских, венгерских, румынских провинций (есть также некоторые небольшие культурные влияния Буневаца , Германии , Словакии и Русинов в районах, где живут эти меньшинства). . Они также имеют небольшое влияние моравского и динарского стилей.
Воеводина
[ редактировать ]Плодородная равнина Воеводины давала не только зерно, но и в изобилии давала сырье для изготовления человеческой одежды. Паннонский климат с долгим и жарким летом и очень суровой и ветреной зимой также обусловил образ жизни ее жителей. Основным сырьем для производства старинного сербского костюма были растительные волокна кефали, льна и хлопка. Помимо растительных волокон, для изготовления зимней одежды использовали шерсть, ягненок и овечий мех, что предпочиталось базовым отраслям промышленности. [ 12 ]
Одежда XIX века, изготовленная домашними ремесленниками, имела простой дизайн. Для базового белья характерны предметы одежды прямого кроя, ширина которых прилегала к телу за счет складывания ткани. Приняв более сложный пошив верхней одежды, пришедший в сербский костюм под влиянием городской, центрально- и западноевропейской моды, особенно венской, пошив такого костюма был оставлен на усмотрение портных. Деревенские портнихи привнесли в народный костюм новые элементы моды, что повлияло и способствовало быстрой утрате сербского народного костюма в Воеводине. [ 12 ]
Старый сербский костюм в Воеводине формировался в течение длительного периода времени и в своих чертах содержит как следы прошлых эпох, так и следы полученного влияния от других народов, с которыми сербы проживали в этнически смешанных поселениях. В Среме присутствуют элементы центральнобалканской и динарской одежды , в Бачке и Банате присутствуют центральноевропейские влияния и стили, особенно барокко . [ 12 ]
В XIX веке мужскую одежду летом и зимой составляла белая одежда льняного цвета, столь характерная для широких льняных штанов и рубах. Некоторые плиссированные юбки носили с ними в некоторых деревнях северной Бачки , а также северного и центрального Баната . Поверх белой одежды мужчины носили черную жилетку -штофани или бархатную жилетку. Весной и осенью шерстяные пальто- дорок носили и плащи. Уже во второй половине XIX века мужские народные костюмы сопровождались короткими или ниже талии пальто, называемыми бена , бекеш , янкель . [ 12 ]
Зимой штофане чакшире носили вместе с пальто. Летом в праздничных случаях молодые люди носили белые юбки со складками. Сербы в Бачке не носили штанов, вышитых по нижнему краю, или штанов с кружевом и фронкламой , как Шокчи носили мужчины . Мужские юбки украшены деталями. Юбки носили до Первой мировой войны. [ 12 ]
Рубахи украшают белой вышивкой или вышивкой из золотой проволоки. В торжественных случаях носили специальный сшитый вышитый жилет, особенно украшенный золотой вышивкой, называемый формети , недра и пластрони . Такой вышитый жилет можно было надеть на любую рубашку и всегда можно было увидеть под жилетом и пальто. Рубашку надевали поверх брюк, а там, где мужчины носили обычные брюки, рубашку заправляли внутрь брюк. [ 12 ]
Жилет чаще всего шили из черного фетра, бархата, плюша, но встречались и жилетки из разноцветной шелковой парчи. Мужчины постарше носили только черные жилеты, а мальчики носили жилеты спереди, богато украшенные серебром или золотом. Наиболее часто используемый орнамент – растительные мотивы, подковы, инициалы и годы. Богато украшенные жилеты должны были показать богатство парня, который их носил. [ 12 ]
В Банате и деревнях северо-западной Бачки мальчики носили украшения на плечах в качестве украшения. [ 12 ]
Помимо летнего праздничного костюма носили лакированные кожаные сапоги, кожаные тапочки, тапочки. Головы они покрыли черными фетровыми шляпами. [ 12 ]
В холодные дни и зимой мужские костюмы дополняются более теплыми пальто. Поверх рубашки надевается более теплая и толстая рубашка, называемая кошуляц , а также другая одежда с длинными рукавами, сшитая из ткани. Зимой носят куртку- пршняк и шубу, а также подбитое мехом пальто, дучину или бундашу . Кроме поговорки, бену или янкель . Пошиты брюки изначально белого цвета, позже изготовлены в черном цвете. В 1930-е годы чакширские штаны на шункэ также носили исключительно с сапогами и вошли в крестьянскую моду под влиянием военной формы старой югославской армии. [ 12 ]
Зимой носили шубы и шапки- шубары . Зимой они носили глубокие сапоги и опанчи с обоями (тип длинных носков). Обойчи со временем были заменены носками из натуральной шерсти белого или красного цвета. Для Бачки также характерна деревянная обувь, которую носят зимой, когда идет грязь и снег. Сабо имели очень широкое основание, чтобы можно было легко ходить по грязи и снегу, а чтобы согреться, внутрь клали солому и сено. Во второй половине XIX века носили и городскую обувь. [ 12 ]
Молодые женщины и девушки заплетали волосы в две косы, которые свободно носили по спине, закручивали вокруг головы или просто на затылке. В праздничные дни молодые женщины после замужества, до рождения первого ребенка или пока в дом не пришли новые молодые люди, ходили с джегом на голове. Первоначально джег обычно представлял собой черный треугольный платок меньшего размера, позже он превратился в особую швейную шапочку, состоявшую из двух частей: шапочки, закрывавшей пучок и часть волос вокруг него, и нижней части, ниспадающей вниз. шея. Чаще всего их украшают золотым шитьем, которое в некоторых местах называют златарем . В Сомборе и окрестных поселениях вместо джега носили убрджай . [ 12 ]
Обязательными частями женского костюма являются скуте и рубаха. Помимо занавесок, женщины носили еще одну юбку, которая в некоторых деревнях называлась сукнерац . Сукнерач носили с верхней юбкой из тканей домашнего изготовления и для официальных случаев из покупных фабричных материалов. Современные юбки чуть длиннее колена, хотя в прошлом они были значительно длиннее. [ 12 ]
Жилет длиной до талии, бархатный или шелковый, обычно более темного цвета, чаще всего украшался золотым кружевом и золотой вышивкой. Носили поверх рубашки, застегивали спереди на застежки или вшивали проволоку. [ 12 ]
Поверх юбки обычно надевали фартук, обычно из той же ткани и декорированный так же, как жилет. В некоторых деревнях шерстяные фартуки носили с яркими полосками и ткаными орнаментами или цветочными мотивами. Помимо белых летних юбок носили белые фартуки с белой вышивкой.
С 1980-х годов в моде шелковые платья-двойки, верхняя блузка которых всегда надевается поверх юбки. Такие ткани пришли под влиянием европейской моды.
Женская зимняя одежда состояла из кожуха , чуракского пальто, бундицы (все шубы) и большого шерстяного платка. По праздникам девушки надевали черные плюшевые куртки. Воротник на куртке у более состоятельных девушек был из каракуля (дорогой мех ягненка из Астрахани , Россия ) и других благородных мехов. [ 12 ]
В качестве украшения, а также признака богатства девушки носили с сеферином на шее украшения из дукатов .
Характерной женской обувью девочек были белые носки и разноцветные тапочки, а также модные туфли. В повседневной жизни они носили шерстяные носки, натикаче или чарапчи . На работу носили опанчи из кожи и шерсти. Зимой они носили тапочки на деревянной основе, называемые кокуле или кломпе . [ 12 ]
Во второй половине XIX века костюм полностью уравнялся с гражданским покроем того времени, и существовавшие различия заключались лишь в отдельных деталях одежды.
Этнические группы Срема , Бачки и Баната имеют свои отличительные костюмы.
Детали одежды народного костюма сербской Воеводины: [ 12 ]
Мужской народный костюм Воеводины:
|
Женский народный костюм Воеводины:
|
Центральная Сербия
[ редактировать ]Сербская народная одежда Центральной Сербии разделена на две группы: динарский и моравский стили, но также имеет небольшое влияние паннонского стиля.
Шумадия
[ редактировать ]Очень красивый и красочный костюм региона Шумадия сохранился и широко используется, в основном благодаря непосредственной близости от Белграда . [ 13 ]
Женщины заплетают волосы, укладывая длинные косы вокруг головы, которая затем удерживается зажимами-зубочистками и украшается украшениями с цветочными мотивами. Рубашка изготавливается из льняной или трикотажной ткани. Верхняя часть пришивается к нижней. Вокруг шеи, вокруг рукавов и внизу подола рубашка закрыта и украшена шнурком из более плотного хлопка. - джелек Поверх рубашки надевается жилет . Длинные плиссированные юбки могут быть самых разных цветов (часто с узором в виде килта), наиболее распространенными являются чисто-белые или черные. Вышивка юбки вышивается в нижней части платья, обычно яркими цветочными узорами. Фартук – самая красивая часть костюма, каждая девушка и женщина изготавливает его вручную, что приводит к множеству вариантов по технике и красочности. Поверх фартука и рубашки, а также под жилетом пояс, называемый колан пристегивается . Пояс завязан бисером и разноцветными пуговицами с патрубками , металлическими пряжками, закрывающимися под грудью. Дукаты и другие украшения закрывают половину груди. В более распространенном платье Шумадия женщины вместо этого носят вокруг талии яркую ткань (обычно красную). Носки связаны спицами из разноцветной шерсти с цветочным орнаментом. [ 13 ]
Мужские костюмы характеризуются длинными рубашками, широкими штанами, суженными в нижней части ног (также могут быть чакшире ), жилетом гундж , с дополнительной передней курткой, шерстяным поясом на ногах, опаначи с заостренным кончиком. Голова накрывают эфиром феску , шубару или шапку (как соломенную, так и из жесткой ткани). После Первой мировой войны шайкача из военной формы также была включена и популяризирована. [ 13 ]
Традиционная народная одежда Шумадии стала общей модернизированной региональной одеждой Центральной Сербии , а также самой известной народной одеждой сербов .
Мужской народный костюм Шумадии: |
Женский народный костюм Шумадии:
|
Восточная Сербия
[ редактировать ]Сербская народная одежда Восточной Сербии является частью моравского стиля, но также имеет небольшое влияние динарского и паннонского стилей. Будучи частью культурной зоны с Болгарией и Румынией , одежда похожа на одежду соседних болгарских и румынских провинций. Традиционный пастушеский наряд, типичный для этого наряда – шерстяные жилетки и накидки (овечьи), трости и т. д.
Лесковац
[ редактировать ]Мужской костюм состоит из темно-красных брюк, сукна, белой рубашки, темного джелека (маленькой темно-красной вышитой куртки) и черной субары (характерной высокой мохнатой меховой шапки) или темно-красной фески (характерной средиземноморской шапки). Женщины носят тканые юбки ( футэ ), красочные фартуки, белые вышитые платья, темный джелек и белые вуали вокруг головы. Они носят опанчи в качестве обуви.
Пирот
[ редактировать ]Костюмы Пирота богато украшены, мужской костюм состоит из зобуна естественно-белого цвета , черно-красного пояса, черных или красных брюк и феса на голове. Женщины носят белые платья под черным зобуном , имеющим золотые полосы по краям, украшенные фартуки и белые платки вокруг головы. Это были оранжевые и красные носки.
Народный костюм от Пирота.
Ворона
[ редактировать ]Традиционная городская одежда Вранье представляет собой смесь местных традиций и восточных влияний. Мужской костюм состоит из темных брюк и гунджа с красными полосками на концах рукавов, красного шелкового пояса и черных туфель. Женщины носят черные плюшевые юбки, белые блузки и богато украшенную либаду, вышитую золотой срмой , димидже (шальвары), пафту вокруг талии и тепелук на голове.
Западная Сербия
[ редактировать ]Сербская народная одежда Западной Сербии является частью динарского стиля, но также имеет небольшое влияние стилей Адриатики, Моравы и Паннонии. Будучи частью культурной зоны с Боснией и Герцеговиной и Черногорией , одежда похожа на одежду в соседних провинциях Боснии и Черногории.
Середина лета
[ редактировать ]Жители этого региона – в основном мигранты из так называемого Динарского района. По своим основным характеристикам костюм аналогичен костюму Динарского региона с дополнениями, внесенными временем, новой средой и последующими влияниями извне.
Несмотря на относительную изоляцию и отсутствие связи в общении между исследованных территорий и других регионов, изменения проникли даже в эту область и отразились не только в повседневной жизни. жизни, но также и в принятии новых или отказе от старых предметов одежды по практическим или функциональным причинам. Некоторые детали одежды, особенно из старого костюма конца 19 - начала 20 веков. веков, узнаваемы по одежде Черногории, Герцеговины и ранней Боснии, откуда Численность жителей происходит.
Самые старые части костюма очень похожи на те, что были в месте происхождения, например, мужские и женские. рубашки, женские жилеты, гундж, альджина, красная шапка, малийская феска с шалью, зубун, пеленгири, кабаница. После Первой мировой войны национальным костюмом этой страны стал так называемый костюм Сумадия (антерия, фермен). область.
Факты свидетельствуют о том, что этот национальный костюм в селах района Иваница практически исчезла в девяностые годы 20 века, «старое» платье исчезло под напором индастриала, неконтролируемое производство.
Меч
[ редактировать ]существует Народное искусство в Мачве с древних времен, где наследие и стремление к самобытности связаны. Этнографическая культура народов этого региона богата, разнообразна и творчески-эстетически ценна. Историческое наследие, экономические и социальные факторы привели к возникновению переходной зоны народной культуры и художественного творчества. Для выражения эстетических чувств при формовании и декорировании использовались различные материалы. Народное искусство включает ткачество, вышивку, вязание, обработку дерева, ковку, литье и тому подобное. [ 14 ] Лен и конопля хорошо росли в этой местности и были одной из основных основ домашней работы.
В этой области были развиты все техники ткачества (квадратное плетение, коленование, лоскутное шитье, вышивка и вязание). Рукава, фартуки, збубины , коврики в орнаментации преобладают геометрические фигуры – ромбы, квадраты, кресты, стилизованные цветы и веточки. Помимо простого ромба, одним из самых популярных мотивов текстильных народных промыслов является меандр. В сложной гамме ремесел доминирующее место занимает изготовление ковров, которые обычно были двусторонними, ткущимися на горизонтальном разрыве двумя приемами — на корточках и на коленях. [ 14 ]
Кружевоплетение и вышивка здесь достигли высокого художественного уровня, а техники доведены почти до совершенства. Заслуживают внимания богато украшенные ели, шкуры и ружья с разноцветными кожаными и вышивальными аппликациями. [ 14 ]
Народный костюм играет важную роль в народной жизни и обычаях. Особый смысл этого района может включать в себя отчетливое украшение одежды, особенно женских народных костюмов, со стилизацией растительных и геометрических мотивов, в технике вышивки и аппликациях из текстиля. Хотя он страдает от определенных влияний и изменений, костюм, как и культурное наследие, передавался из поколения в поколение. Его эстетическая ценность отражена в отношениях, которые больше всего представлены на рубашках и фартуках. Народный костюм раньше носили с разнообразными и богатыми украшениями, особенно была представлена золотая монета. Украшение и украшения служили признаком богатства, почета и социального положения. [ 14 ]
Женский народный костюм в этом районе разнообразен и ярок. Он состоит из широкой вышиванки с рюшами на рукавах, юбки, переднего и заднего фартука, елочки и либады, украшенных шалью, носков до колен, расшитых шерстью с геометрическими фигурами, и пояса. Фартуки ярко расшиты, богато украшены золотым шитьем (в цветочных мотивах преобладают виноградные лозы, розы, цветы, тюльпаны, гвоздики). Орнамент на фартуках оживлён гармонией красок и свидетельствует о пышном народном творчестве. Волосы женщины причесывали характерным образом – косами, которые под затылком перекрещивались и оборачивались вокруг головы, а на конце завязывались косой. [ 14 ]
Мужской костюм состоит из длинной рубашки, широких штанов, поверх которых могут быть более узкие или широкие куртки, жилета из натуральной коричневой ткани, шерстяного пояса на талии, коротких шерстяных носков, самодельных опанчей с клювовидным носком обуви. [ 14 ]
Златибор
[ редактировать ]Златиборский народный костюм представляет собой сочетание черногорского и шумадийского языков. Летом мужчины носили пртишту , длинные штаны и конопляные рубашки, а иногда и пеленгирим из шерсти. Они носили пояс на талии, а на самом поясе помещали пистолет и клинок. На ногах у них были опанцы с носками по колено и тозлюцима или камашне (тип сапог), а на голове шайкача или шубара . Зимой носили копоран , а по праздникам надевали более красивый костюм. Женщины носили широкие юбки, расшитые снизу, и белый зубун , также расшитый металлом и пайетками. Они также носили опанчи , но с заостренным кончиком. [ 15 ]
Южная Сербия
[ редактировать ]Сербская народная одежда Южной Сербии, или Косово и Метохии , делится на три группы: динарский, моравский и вардарский стили. Будучи частью культурной зоны с Албанией и Северной Македонией , одежда похожа на одежду соседних албанских и македонских провинций, таких как елек, зубун, антерия, опанак, гундж и фес вместо шайкача.
Косово и Метохия
[ редактировать ]Косово и Метохия отличаются весьма разнообразными народными костюмами, известными богатством и обилием форм и украшений. [ 16 ] [ 17 ]
Создававшиеся на протяжении многих лет костюмы содержат элементы различных культурных влияний, с которыми эта территория сталкивалась в исторические эпохи, например, со стороны старославянских и старых балканских цивилизаций. Сербские костюмы из Косово и Метохии отличаются исключительной красотой и разнообразием. Богатство фантазии и мастерства в создании основных форм и декоративных мотивов видно на джелечи , доламе , зубуни , антерие , рубашках, фартуках, поясах, платках, головных уборах, шапках и т. д., изготовленных женщинами, девушками и терзие (портнихами народных костюмов). ). Орнаменты представляют собой в основном общие геометрические формы, геометрические растительные формы, регулярные растительные мотивы и, в редких случаях, животные мотивы. Цвет часто красный. Его символическое и магическое значение – символ жизни и здоровья – в сочетании с другими цветами, такими как серебро и золото, усиливает яркую цветовую гармонию этих костюмов. [ 17 ]
Костюм города находился под прямым восточным влиянием. Он использовался почти до начала Второй мировой войны . По своему общему стилистическому оформлению он имел одинаковые черты на всей территории Косово и Метохии, с небольшими вариациями в конкретных условиях. Его носили в Призрене , Пече , Джаковице , Приштине , Косовской Митровице , Гнилане и других небольших населенных пунктах. Городские костюмы в основном шили терзие портные- . Мужской костюм города в основном основан на турецко-восточной традиции одежды с влиянием греческого костюма. Мужчины каждого города носили феску, обычно более темного цвета и обязательно с черной кисточкой. Также носили тафтинговый темно-синий и черный костюм. [ 17 ]
Женская одежда претерпела наименьшие радикальные изменения на протяжении веков (отчасти из-за того, что женщины не выезжали за пределы своих мест). Необходимость передвигаться и зарабатывать деньги для своей семьи привела к сильным и относительно частым изменениям традиционного мужского костюма. Первые значительные изменения в сторону принятия европейского стиля одежды последовали после 1829 года как следствие требования изменений и реформ всей общественной жизни в Османской империи, особенно в тогда еще слаборазвитых городских районах. Огромное сельское население не претерпело существенных изменений в одежде до Балканских войн и освобождения этих территорий от многовекового турецкого владычества. Чрезвычайно тяжелые условия жизни, практически ежедневные угрозы жизни сербских православных людей будут обуславливать развитие явления, получившего название мимика (мимикрия) в одежде. Именно поэтому до 1912 года носили белый суконный костюм, характерный для одежды мужского населения Албании. С момента освобождения одежда шилась из ткани темных цветов. С 1920-х годов в мужском народном костюме сербов наблюдаются элементы сербской военной формы: ношение шайкаче старобалканского типа и брюки на мостике вместо чакшира . В Северном Косово торговцы и богатые люди также носили длинный красный плащ, реже белый, называемый джапунджа . После Второй мировой войны традиционные мужские костюмы были заменены полностью готовыми предметами одежды.
Детали одежды сербского народного костюма Косово и Метохии: [ 17 ]
Мужской народный костюм Косово и Метохии: |
Женский народный костюм Косово и Метохии:
|
Методология
[ редактировать ]Для женского народного костюма в регионе Метохия была разработана льняная рубаха в виде туники прямого покроя с рукавами, переходящими в колоколообразные изделия с многочисленными вставленными заклепками. Вышивка безупречного качества расположена на видимых частях, таких как рукава, грудь с воротником и край рубашки. В вышивке использовалась шерстяная пряжа, часто красного цвета разных оттенков. В регионе Метохия он представлен почти независимо.
Из верхних частей носимой одежды выделяется широкополый халат самой красивой формы, известный как зубун , сделанный из белой ткани, без рукавов, длиной до колен и открытый спереди во всю длину. Повязка на голову, состоящая преимущественно из локонов, завитков, кос, которую носят замужние женщины, состоит из двух заплетенных шерстяных кос, которые переплетаются с волосами или просто загибаются за уши. На причесанные волосы надевался головной убор в виде небольшой шапочки, удлиненные части которой ниспадали на спину, - превеза .
Мятые фартуки, обычно шерстяные или в сочетании с хлопком, длиной до половины бедра или короче, окрашенные в насыщенный красный и зеленый цвета, являются неотъемлемой частью традиционного женского костюма.
Одежда обогащалась различными декоративными формами украшений – иглами, серьгами (как богато оформленными, так и простыми), головными уборами красивой формы в виде диадем. Также распространены ожерелья, повязки, браслеты и кольца, а также пафты (пряжки для ремней). Известным украшением невесты в Метохии-Косово был кованик ( монетный пояс), составленный из латунных пластинок с полихромными камнями и агатами. Значительное использование имели также ряды монет, а также украшения из разноцветных бус с геометрическими узорами, которые вязали женщины.
Одежду дополняли также опанчи из свиной кожи.
Босния и Герцеговина
[ редактировать ]Сербская народная одежда Боснии и Герцеговины делится на две группы; динарский и паннонский стили, все из которых также можно отнести к региональным группам, таким как: Боснийская Краина, Восточная Герцеговина, Озрен, Сараевское поле и т. д. Они также имеют небольшое влияние стилей Адриатики и Моравы.
Босния
[ редактировать ]Боснийская страна
[ редактировать ]Костюмы Боснийской Краины относятся к типу динарских костюмов, которые простираются от западной Боснии до регионов Имлян, Баня-Лука и Травник на востоке, от склонов Грмеча, через Поткозар до Прнявора на севере, а также до Грахово, Гламоча. , Купреса и Бугойно на юге. Однако некоторые костюмы этой группы отнесены к группе среднебоснийских и посавинских костюмов. На столь обширном ареале существует большое количество вариантов сербского костюма со значительными различиями в рисунке одежды, орнаменте или способе ношения отдельных предметов. [ 18 ] Основные особенности динарского женского костюма: длинная льняная рубашка, шерстяной фартук и пояс. Короткие и длинные платья, в том числе шерстяное платье, часто называемое модрина или раша , шерстяные носки, опанчи и красная шапка с белым шарфом, называемая бошча .
Основные особенности динарского мужского костюма: короткая льняная рубашка, штаны чакшире, шерстяной халат ечерма , одежда, носки, опанчи и красная шапка с бахромой или без нее.
Льняная рубашка – основной предмет одежды динарских мужских и женских костюмов. Как правило, рубашка одевается на тело и летом, и зимой. Поверх него завязывается пояс из ткани. [ 18 ]
Женская рубашка удлиненная, а мужская рубашка короче, до бедер, обычно вписывается в брюки.
Для обеих рубашек характерны вышитые украшения на вырезе головы, обычно вышитые шерстью четырех цветов, хотя есть и вышивка белыми нитками, специально для мужских рубашек. Некоторые части вышивки иногда выполняются индивидуально, а затем пришиваются на рубаху, известную как ошве . [ 18 ]
Красная шапка также является распространенным элементом женского и мужского костюма. Шляпы подружек невесты и жениха обязательно украшаются монетами, а замужние женщины накидывают поверх чепца белый платок, вышитый разноцветной шерстью.
Мужчины иногда надевают поверх шапки красный шерстяной шарф, а те, кто не носит шарфа, носят черную вышитую шапку.
Для других частей динарского костюма используется овечья шерсть, которую женщины стирают, чешут, причесывают, покрывают и ткут из таких нитей, которые оставляют сырыми или окрашивают в синий, черный или красный цвет.
Опанчи изготавливаются из сырой, необработанной кожи.
Динарский костюм в Боснии и Герцеговине не обходится без украшений, которые очень богаты и акцентируют внимание на голове, волосах и груди. Ювелирные изделия изготавливаются из серебра или серебряных сплавов, а редкие – из других металлов. У мужчин блики, прикрепляемые к жилету или джечерму, являются частью праздничного костюма. [ 18 ]
Женские украшения богаче и состоят из иголок, тесьм, сережек, браслетов, колец и пряжек для ремней. Особую роль в женских украшениях играет ожерелье с прикрепленными монетами, называемое джердан . Однако, потеряв первоначальную роль и функцию обрамления лица, она превратилась в длинную металлическую полоску с рядом нашитых серебряных кусочков, которую девушка, готовая выйти замуж, получает в приданое от родителей.
Неотъемлемые части сербского народного костюма Боснийской Краины: [ 18 ]
Мужской народный костюм боснийской страны:
|
Женский народный костюм Боснийской Краины:
|
Острый
[ редактировать ]Сербский народный костюм в районе Озрена в основном изготавливается из холста. [ 19 ] Сплетена из хлопка на ровной бумаге (холст). Мужчины носят шляпы. Каждая мужская сумка украшена по-разному. [ 19 ]
Неотъемлемые части сербского народного костюма Боснийской Краины: [ 18 ]
Мужской народный костюм Озрена:
|
Женский народный костюм Озрен:
|
Сараево Филд
[ редактировать ]Мужские костюмы этой группы гораздо более однообразны, независимо от специфических особенностей тех или иных костюмов. Рубашки тоже льняные, без завязок, с очень широкими рукавами, особенно в сараевских костюмах. И для мужских, и для женских костюмов характерны косынки по краю рукавов. В отличие от динарских, сараевские штаны гораздо шире. Основными типами курток являются гунич или джока , джемадан , гундж и чакшире . Все эти черные тканевые платья украшены черными, красными и синими гетрами. Для всей группы мужского костюма в восточной и центральной Боснии характерны шапки- фески . Ноги характеризуются тозлюками . [ 20 ]
В женских костюмах рубахи изготавливаются из хлопка или смесовой берёзы, длиной до щиколотки, со складками на танкетке под мышками, что делает их очень широкими. Зубун , как важнейший халат, здесь не так однообразен, как в динарских костюмах. Некоторые костюмы в этой области имеют не зубун , а короткие гуниче или черме . Они всегда сделаны из черной ткани, в основном украшены красной тесьмой или без завязок, как в восточной Боснии и Бираче . Фартук - прегача в женских костюмах также не был распространенным элементом одежды. Для обуви кроме трикотажных опанчей кожаные опанчи носят также разных форм и цветов. Носки длиной по колено, в основном из черной шерсти, с узорами разных цветов, с цветочными мотивами в восточной Боснии, а геометрические узоры встречаются в окрестностях Сараево. В качестве головного убора девушки носили типичный красный фейзич , а женщины носили различные формы свитков, сплетенных из жезлов, с надетым поверх них квадратным платком, в основном без завязок. [ 20 ]
С начала XX века в эту группу костюмов произошли некоторые изменения. Единственное серьезное изменение касается женских костюмов с использованием черной атласной димии в районе Сараево и в долине Боснии до Зеницы . С появлением этой одежды использование фартуков прекращается, а все остальные части остаются в использовании. В мужских костюмах до Второй мировой войны изменения были незначительными. [ 20 ]
Неотъемлемые части сербского сараевского народного костюма: [ 20 ]
Мужской сараевский народный костюм: |
Женский сараевский народный костюм:
|
Герцеговина
[ редактировать ]Восточная Герцеговина
[ редактировать ]Герцеговинский горный народный костюм находится на территории Восточной Герцеговины, т.е. в южной части Республики Сербской и Старой Герцеговины на территории западной Черногории , находился в ежедневном использовании до 1875 года . [ 21 ]
Неотъемлемые части сербского народного костюма Герцеговины: [ 21 ]
Мужской народный костюм Герцеговины:
|
Женский народный костюм Герцеговины:
|
Гакко
[ редактировать ]Традиционный крестьянский наряд. Женщины носят домашние льняные платья с более темной вышивкой по рукавам, плетеный фартук с бахромой, темно-синий зобун из плотного сукна, подшитый темно-красными узкими полосками, и шапку на голове. Мужской костюм состоит из белых брюк, длинного гунджа , темно-красного плетеного пояса, а также шапки на голове. Они носят опанчи
Хорватия
[ редактировать ]Сербская народная одежда Хорватии делится на несколько групп; Адриатический, альпийский, динарский и паннонский стили, которые также можно отнести к региональным группам, таким как: Баранья, Далмация, Истра, Славония и т. д.
Баранья и Славония
[ редактировать ]Для народных костюмов Паннонского региона характерно использование конопля и льна.
Основными элементами мужского костюма в Баранье являются широкие холщовые шорты, доходящие до щиколотки, и льняная рубашка, надеваемая поверх брюк. Верхняя часть одежды состоит из безрукавки, чаще всего украшенной вышивкой или аппликациями, разноцветными пуговицами и кусочками стекла. В холодные зимние месяцы он также носил длинный белый тканевый плащ с очень декоративным квадратным воротником, украшенным накладными украшениями из того же материала. В качестве зимней верхней одежды использовали плащ из овчины, а также различные шубы с рукавами. Повседневный костюм был простым, без украшений, а для торжественных случаев рубахи получали очень красивую вышивку на груди красной, синей или белой ниткой, а в наиболее торжественных случаях - золотой нитью. [ 22 ] Женский костюм Бараньи представлен во многих вариантах, но в основном представляет собой цельную льняную рубашку, закрывающую тело от плеч до щиколоток. Оно выполнено из нескольких полуполотна, которые соединены богатой складкой по горловине. [ 22 ]
Количество вариантов, адаптирующих баранью ко всем потребностям времени года, канонам определенных возрастных групп и различиям в экономическом положении, подчеркнуто в двух географически специфических типах костюмов Дуная и Подравины. [ 22 ]
Далмация
[ редактировать ]На протяжении веков ортодоксальные сербы и валахи жили рядом с хорватами-католиками в Далмации , Хорватия . Таким образом, их народные костюмы имеют элементы и сходство с народными костюмами других местных этнических групп. Итальянские , хорватские и словенские элементы дизайна смешались с узорами влахов , создавая народные костюмы, подобные тем, которые носят во всем динарском регионе.
Буковица
[ редактировать ]В Буковице , части северной Далмации, населенной сербами на протяжении веков, народные костюмы определенных форм сохранились дольше, чем в других областях. Преемственность тождественных форм с XVIII по первую половину XX века. В работе использован прежде всего богатый материал Этнографического музея в Белграде, в котором собраны комплекты и отдельные части костюма из сербских районов Северной Далмации: Буковицы , Бенковаца , Равни Котари , Книна , Цетинской и Дрнишской Краины второй половины XIX в. XIX и первая половина XX века, письменные и визуальные источники XVIII, XIX и XX веков, результаты независимого полевого исследования, проведенного с 1993 по 1995 год в Буковице и Равни-Котари, а также данные, полученные в ходе интервью с изгнанными индикаторами. из этих районов в 1995 г. [ 23 ]
Книн
[ редактировать ]Загорье, жители Книнской Краины до сих пор носят то, что носили их деды. Этот костюм передается из поколения в поколение. В Европе нет конца, где так же много причудливых и оригинальных способов костюма, как в Далмации. Костюм традиционен, как и узоры синего (синего), красного и белого, желтого, зеленого и черного цветов. [ 24 ]
В браке на голове она носит белое полотно под названием боща . Везде, где она носит разноцветное полотенце. Самки, выходя замуж, носят красный колпак. Замужняя женщина заплетает волосы в две косы и перекидывает их через шею. В эти косы вплетаются авансы, ил, цианики, а девушки носят чепчики с цепочками, сердечками, стеклярусами и т. д. Волосы девушки заплетают в одну косу и стягивают ее вниз. Шляпа, которую она носит, бледно-красная и неглубокая. Волосы хорошо расчесывают, приглаживают деревянными гребешками, помогают молодым маслом или маслом, посредством таких же разнообразных украшений и даже вливают деньги. [ 24 ]
Женятся на самодельной или магазинной рубахе, вышитой из шерсти, тонкой, сшитой на заказ, которую сами заворачивают в четыре разных цвета: синюю, зеленую, черную, красную и т. д. Людям старшего возраста гасят цвета, а молодым. Рубашка завязывается на шее, на груди и вокруг рукавов. Рубашка раскинута по груди, под шеей, застегнута и перешита пряжками и пряжками, рукава у нее широкие, а длина она до щиколотки. Некоторые также носят рубашки с грудью и рукавами. Над рубашкой зимой альджина , сшитая из черного сукна, по низу вышивается шелком ярких цветов красно-коричнево-синего цвета. Эта вышивка находится внизу платья, вокруг рук и шеи. Летом у них есть только рубашка. Прежде всего модрина , которую называют садаком . Садак изготавливается из синего сукна, изготовленного из риса, по рису с вышивкой по груди и по низу, преимущественно острой. У него нет рукавов, он просто закатывается. Еще его называют зубун . На талии находится фартук прегача . Делают они его из пряжи, которую мастерят и красят сами. Он выполнен в народном стиле и имеет кисточки. Доходит ниже лодыжек. Вокруг нижней части туловища у нее есть тканьику, сделанная в виде рубашки и вышитая. Он также изготовлен из домашней ткани. [ 24 ]
Обычно они носят на боку что-то вроде ножа, изогнутой бритвы и сложенной в чехол. Обувь носят с крашеными носками из ткани, доходящими до щиколоток, которые надевают под «терлючи». Терлючи изготавливаются из белой шерсти и вышиваются спереди шелком или шерстью. В наше время их заменили обычные шерстяные носки. У опанчи подошва из нерастянутой бычьей кожи. Их обертывают по верхней стороне штанины овчиной или овчинной необтянутой кожей – затягивают на конце подошвы. Некоторые носят тапочки и называют их «левантийскими». [ 24 ]
Мужская одежда более простая и без излишеств. На голове у них тяжелая красная шапка из алого цвета, расшитая черным шелком, мужчины помоложе носят более мелкие, а пожилые мужчины - более глубокие шапки. Ее называют тежачка красной шапкой. Некоторые также носят полотенце в турецком стиле. У них узкая рубашка. Она не строго длинная, и если ее завязать, то ничем не отличается от женских рубашек. Цвета белые и самодельные. Мужчины постарше носят белое вышитое ожерелье, а мужчины помоложе – просто вышитое. Поверх рубашки носят своеобразный жилет, называемый крожет . Обычно его делают из синей ткани, отороченной красным рисом. Он заметен на груди и доходит до бедер внизу. На вершине крожета находится гуньяк или корпоран . На рукавах оно похоже на широкую куртку, выполненную из красного риса и красной тесьмы. Он изготовлен из черной ткани, декорирован спереди и даже на рукавах и спине. У них есть брюки, синие брюки «беневреке». [ 24 ]
Носки плотно прилегают, затем обойцы и опанцы, снизу бычьи шкуры, опута сверху .
Зимой они носят халат, т.е. плащ с вязанным крючком ожерельем, называемым кукульица . Плащ сделан из большой красной ткани «чохе-абэ» , или серой. Обычно кукульица просто стоит на плечах, вытянувшись. Когда идет дождь, бусину натягивают на голову и застегивают пряжками. [ 24 ]
Поверх шерстяных рубах прикрепляют держатели для ножей, бритв, трубок, а иногда и оружия. Под ружьем они несут торбак , кожаный квадратный мешок, который носит мужчина. И мужские, и женские сумки на оба плеча, а также сумки меньшего размера на одно плечо, все изготовлены из домашней шерсти. Некоторые также носят с собой зобницы — разновидность шерстяной ткани с узорами, напоминающими ковры. [ 24 ]
Многие ткут коврики, фартуки, одеяла и различные украшения для дома. Все с разными узорами, вытканы очень красиво и ценно.
Есть еще пожилые люди, которые заплетают волосы в косу, называемую перчин . Обычно бреют голову спереди, а остальные волосы собирают в длинную полосу и вплетают ее в черную шерстяную ленту, затем украшают ее драгоценностями. Если в доме есть молодая невестка, она ее причесывает и вяжет. [ 24 ]
Лучшая одежда делается из более тонких вещей и с более тонкими побегами, пряжками, крючками и т. д.
Неотъемлемые части народного костюма сербского книна: [ 24 ]
Мужской народный костюм Книна:
|
Женский книнский народный костюм:
|
Равный
[ редактировать ]сербы (как православные, так и католики), валахи, хорваты, буневцы проживали На протяжении веков в Лике и краньцы . Хотя они жили на одной территории, народы имели весьма четкие различия, особенности и специфику как в историческом, духовном, культурном, диалектном, так и в плане народных традиций. Это неизбежно отражалось на народных костюмах этих людей. [ 25 ]
Народные костюмы сербского православного народа Лики в некотором смысле отличаются от национального костюма католического народа Лики как по цвету, так и по названиям отдельных частей, из которых состоит костюм. [ 25 ]
Костюмы сербской Лики состоят из мужских и женских костюмов Лика, каждый из которых представляет собой разные типы одежды для работы, повседневной (как современной, так и старой), церемониальной и светской одежды. Традиционный сербский костюм Лики во многом похож на традиционный черногорский народный наряд.
Неотъемлемые части народного костюма сербки Лика: [ 25 ]
Мужской народный костюм Лика:
|
Женский народный костюм Лика:
|
Черногория
[ редактировать ]Народная одежда Черногории является частью стиля Старой Герцеговины , который носят исключительно древние сербские кланы и происхождения, которые традиционно носят в следующих областях: Морача , Цетинье и на северо-западе Черногории, регион Дурмитор и Любишня , по всей длине Черногории. Каньон реки Тара , а также во всех частях Черногории и Восточной Герцеговины, где автохтонные сербско- славянские роды проживали . Парадный костюм, ставший символом сербской этнической общности в Черногории, был создан князем-епископом Петром II Петровичем-Негошем , который также любил носить его сам. Костюм, который носил Негош, описывался подробно: «Он носил красный жилет, отороченный золотом; рукава рубашки, которые можно было увидеть под безрукавкой, были из тончайшего льна...; у него был завязан пояс с оружием». вокруг его талии и коричневый пояс с двумя ружьями и длинным кинжалом, воткнутым в него. Широкие синие панели и гольфы... прекрасные носки и черные кожаные туфли довершали его наряд». [ 26 ] [ 27 ] Красный жилет, синие панели и белые гольфы символизировали сербский трехцветный флаг , с которым Черногория идентифицировала себя с 1876 года.
Костюмы в Черногории и регионах Герцеговины состоят из:
- Черногорская кепка
- Рубашка с воротником, т.е. рубашка без воротника или с небольшим воротником
- Джамадан , мужская куртка, красная часть, надеваемая после рубашки.
- Душанка женская куртка
- -жакет Куртка
- Kanice женский ремень
- Зубун - длинное шерстяное пальто светло-зеленого цвета, обычная часть как мужского, так и женского костюма.
- Силав — кожаный ремень для оружия, надеваемый под пояс.
- Синие брюки широкого кроя
- чулки до щиколотки
- Носки (шорты) Bjelače шерстяные
- Опанчи (кожа)
Часто вместо леггинсов носят ботинки, но не с носками или подошвами.
Галерея
[ редактировать ]-
Женский народный костюм, Шумадийский район.
-
Сербское магазинное платье.
-
Сербское женское платье -пучок .
-
Маленькое народное платье, Вранье .
-
Восточно-сербское мужское платье с шубарой , Прага .
-
Восточно-сербское мужское платье, Прага .
-
Восточно-сербское платье, Прага .
-
Мужское и женское платье, Кучевиште , ок. 1900.
-
Городской костюм, Баня-Лука , 19 век.
-
Крестьянский наряд, Белград , гр. 1901.
-
Глигор Соколович , ок. 1905 год
-
Женский народный костюм из Топлице, конец 19 - начало 20 века, Журнал «Босна» , Белградская городская библиотека , 1910 год.
-
Женский народный костюм из Ресаве, конец 19 - начало 20 века, Журнал «Босна» , Белградская городская библиотека , 1910 год.
-
Женский народный костюм из Шумадии и окрестностей Белграда, конец 19 - начало 20 века, Журнал «Босна» , Городская библиотека Белграда , 1910 год.
-
Женский народный костюм из Посавины, конец 19 - начало 20 века, Журнал «Босна» , Белградская городская библиотека , 1910 год.
-
Женский народный костюм из Мачвы, конец 19 - начало 20 века, Журнал «Босна» , Белградская городская библиотека , 1910 год.
-
Женский народный костюм Воеводины и Краины, конец 19 — начало 20 века, Журнал «Босна» , Белградская городская библиотека , 1910 год.
-
Мужской и женский народный костюм западной части Северной Македонии, конец 19 — начало 20 века, Журнал «Босна» , Городская библиотека Белграда , 1910 год.
-
Женский народный костюм из Далмации, конец 19 - начало 20 века, Журнал «Босна» , Белградская городская библиотека , 1910 год.
-
Женский народный костюм из Зеты, конец 19 - начало 20 века, Журнал «Босна» , Белградская городская библиотека , 1910 год.
-
Женский народный костюм из Скопской Црной Горы, конец 19 - начало 20 века, Календарь «Вардар» , Белградская городская библиотека , 1910 год.
-
Женский народный костюм из Скопской Црной Горы, конец 19 - начало 20 века, Календарь «Вардар» , Белградская городская библиотека , 1910 год.
-
Женский народный костюм из Призрена, конец 19 - начало 20 века, Календарь «Вардар» , Белградская городская библиотека , 1910 год.
-
Женский народный костюм из Гнилана, конец 19 - начало 20 века, Календарь «Вардар» , Городская библиотека Белграда , 1911 год.
-
Женский народный костюм из Приштины, конец 19 - начало 20 века, Календарь «Вардар» , Городская библиотека Белграда , 1912 год.
-
"Черногорец из Цетинье " , Карл Вернер, 1853 год. Картина
-
«Черногорская» картина «Сербы на Адриатике» , Луи Сальватор, 1870 год.
-
Картина «Девушка из Сеня », «Сербы на Адриатике» , Луи Сальватор, 1870 год.
-
Иллюстрация «Человек из Баната» к «На прекрасном сербском Дунае», Сречко Я. Стойкович, 1893 г.
-
Иллюстрация «Мужчина и женщина из Срема» , «На прекрасном сербском Дунае», Сречко Я. Стойкович, 1893 г.
-
Иллюстрация «Люди Баната» , «На прекрасном сербском Дунае», Сречко Я. Стойкович, 1893 г.
-
Иллюстрация «Крестьяне из Белградской Подунавии» , «На прекрасном сербском Дунае», Сречко Я. Стойкович, 1893 год.
-
Иллюстрация «Девушка, мужчина и женщина из Краины » , «На прекрасном сербском Дунае», Сречко Я. Стойкович, 1893 г.
-
Мужской народный костюм, Черногория и Герцеговина
-
Мужская униформа и женская городская одежда, район Бачка , конец 19 - начало 20 века, Нови-Садский музей Воеводины .
-
Одежда сербского солдата, ок. 1809 г., Белградский Военный музей .
-
Женский народный костюм, Пожаревац , Этнопарк Тульба.
-
Мужской и женский народный костюм, Банат и Срем районы , конец XIX века, Белградский этнографический музей .
-
Мужской и женский праздничный костюм, Черногория , конец 19 века, Белградский этнографический музей .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бьеладинович-Ергич, Ясна (2011). Сербская этническая одежда в девятнадцатом и двадцатом веках . Этнографический музей Белграда. п. 49. ИСБН 9788678910593 . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Дэвид А. Норрис (29 октября 2008 г.). Белград. История культуры . Издательство Оксфордского университета, США. п. 78. ИСБН 978-0-19-970452-1 .
- ^ Шем, Александр (1878). Война на Востоке: иллюстрированная история конфликта между Россией и Турцией с обзором восточного вопроса . Нью-Йорк: О., HS Goodspeed & Company. стр. 134–35.
- ^ В. Анич; и др. (2004). Хорватский энциклопедический словарь . Том. 7. Загреб : Список Ютарни . ISBN 953-6045-28-1 .
- ^ Элизникв. «Костюм Юго-Восточной Европы – крестьянские сандалии» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2016 года.
- ^ Сима Чиркович (1973). Природные ресурсы и красоты Социалистической Республики Сербия . Экспорт-Пр. п. 87.
- ^ Джоэл Мартин Халперн (1967). Сербская деревня . Харпер и Роу.
- ^ Найджел Томас (2001). Армии на Балканах 1914–18 . Издательство Оспри. ISBN 978-1-84176-194-7 .
- ^ А. Максвелл (5 августа 2014 г.). Патриоты против моды: одежда и национализм в эпоху европейских революций . Спрингер. ISBN 978-1-137-27714-5 .
- ^ Петрович, Михаил (1976). История современной Сербии, 1804-1918 гг., Том 1 . Харкорт Брейс Йованович. п. 247.
- ^ Шобич, Джерина (1956). Костюмы и украшения в Этнографическом музее в Белграде . Этнографический музей в Белграде.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Ангелина (10 апреля 2011 г.). «Национальные костюмы – Банат, Бачка, Срем» (на сербском языке). Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 года . Проверено 10 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Ангелина (10 апреля 2011 г.). «Национальные костюмы - Шумадия и Белград» (на сербском языке). Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 года . Проверено 10 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ангелина (10 апреля 2011 г.). «Народне Ношне – Мачва» (на сербском языке). Архивировано из оригинала 29 сентября 2022 года . Проверено 10 августа 2019 г.
- ^ Ангелина (10 апреля 2011 г.). «Народне Ношне – Златибор» (на сербском языке). Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 года . Проверено 10 августа 2019 г.
- ^ Национальный костюм Косово . narodni.net (на сербском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Ангелина (10 апреля 2011 г.). «Народне Ношне – Косово и Метохия» (на сербском языке). Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 10 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ангелина (10 апреля 2011 г.). «Народне Ношне – Босанска Краина» (на сербском языке). Архивировано из оригинала 4 декабря 2022 года . Проверено 10 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Вез: Муниципалитет Петрово (Озренский край)» (на сербском языке). Радио-телевидение Республики Сербской. Декабрь 2011 года . Проверено 18 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ангелина (10 апреля 2011 г.). «Национальные костюмы – Сараевское поле» (на сербском языке). Архивировано из оригинала 2 декабря 2022 года . Проверено 9 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Вез: Восточная Герцеговина» (на сербском языке). Радио-телевидение Республики Сербской. 2011 . Проверено 12 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Ангелина (10 апреля 2011 г.). «Национальные костюмы – Славония и Баранья» (на сербском языке). Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 года . Проверено 9 августа 2019 г.
- ^ Ангелина (10 апреля 2011 г.). «Народне Ношне – Буковица» (на сербском языке). Архивировано из оригинала 1 мая 2015 года . Проверено 9 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ангелина (10 апреля 2011 г.). «Национальные костюмы – Книн Краина» (на сербском языке). Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 9 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Лика - Национальный костюм православного народа Лика» (на сербском языке). zapadnisrbi.com. 2 марта 2015 года . Проверено 8 января 2024 г.
- ^ Любомир Дуркович-Якшич, «Негошева носня», /Костюм Негоша/ в трудах Этнографического музея в Белграде 1901–1951 (Белград, 1953), стр. 105–106.
- ^ Йован Вукманович, «Физический образ Негоша», в Этнографическом музее Гласник в Цетинье (Цетинье, 1963), III, 76–96.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ясна Беладинович-Ергич (1995). «Традиционный наряд» . История сербской культуры . Растко.
- Катарина Радисавлевич. «Сербский костюм Срема». Вестник Этнографического музея в Белграде .
- Чекич, Мирьяна. Сербский национальный костюм Косово: Гнилане. Парламент культуры и образования Хорватии, 1989 г.
- Бьеладинович, Ясна. «Сербский народный костюм на плато Сеница-Пештор». ГЕМ45 (1981).
- Йованович, Милка и Бранислав Койич. Национальный костюм в Сербии в 19 веке/Национальный костюм в Сербии в 19 веке. Сербская академия наук и искусств, 1979.
- Милутинович, Вера. «Сербские народные костюмы в окрестностях Вршаца. В: Филипович, Миленко С., редактор». Сербские народные костюмы в Воеводине (1953): 103–123.
- Бьеладинович-Ергич, Ясна. «Сравнительное определение национального костюма сербского и мусульманского населения на плато Сеница-Пештер, а также по отношению к соседним и другим территориям». Научная монография: Сеница-Пештерска Висораван, Этнографический музей, Белград (1992): 305–348.
- Чулич, Зорислава и Хелена Вольфарт-Койович. Национальные костюмы Боснии и Герцеговины. Национальный музей, 1963 год.
- Йованович, М. «Воислав Радованович и его вклад в изучение наших народных костюмов». Вестник Этнографического института Сербской академии наук и искусств (1977).
- Радойчич, Драгана. «Костюмы из Врчина». Вестник Этнографического института САНУ 54.1 (2006): 259–270.
- Елен Аранджелович-Лазич. «Социально-классовые характеристики и изменения в национальных костюмах Сербии в XIX веке» (PDF) . Anthroserbia.org .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ясна Беладинович-Ергич. «Традиционный наряд» . srpskoblago.org. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года.
- Катарина Новакович. «Особенности народной вышивки Воеводины» (PDF) . Музей Воеводины (на сербском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября 2014 года.
- Драган Кокович. «Интеграционные процессы, регионализм и сохранение культурной идентичности» (PDF) . Факультет философии Нови-Садского университета (на сербском языке).
- Милина Иванович-Баришич. «Платье и мода» (PDF) . Этнографический институт Сербской академии наук и искусств (на сербском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября 2014 года.