причуда
Причуда — это , тенденция или увлечение любая форма коллективного поведения , развивающаяся внутри культуры , поколения или социальной группы , в которой группа людей с энтузиазмом следует импульсу в течение короткого периода времени.
Причуды — это предметы или модели поведения, которые приобретают кратковременную популярность, но затем исчезают. [1] Причуды часто рассматриваются как внезапные, быстро распространяющиеся и кратковременные события. [2] Причуды включают диеты , одежду, прически, игрушки и многое другое. Некоторые популярные причуды на протяжении всей истории - это игрушки, такие как йо-йо , обручи , и причудливые танцы , такие как Макарена , нить и твист . [3]
Подобно привычкам или обычаям , но менее устойчивые, причуды часто возникают в результате того, что деятельность или поведение воспринимаются как популярные или захватывающие в группе сверстников или считаются « крутыми », что часто пропагандируется в социальных сетях . [4] Говорят, что причуда «приживается», когда число людей, ее принимающих, начинает увеличиваться до такой степени, что становится заметным или становится вирусным . ощущение новизны . Причуды часто быстро исчезают, когда исчезает [4]
Обзор
[ редактировать ]Специфический характер поведения, связанного с причудой, может быть любым, включая необычное использование языка , необычную одежду , причудливые диеты или мошенничество, такое как финансовые пирамиды . Помимо общей новизны, массовый маркетинг , эмоциональный шантаж , давление со стороны сверстников или желание соответствовать . причуды могут стимулировать [5] Популярные знаменитости также могут стимулировать причуды, например, очень популяризирующий эффект Книжного клуба Опры .
Хотя некоторые считают термин «тренд» эквивалентным «причуде» , причудой обычно считают быстрое и кратковременное поведение, тогда как тенденцией считается такое, которое перерастает в долгосрочное или даже постоянное изменение. [6]
Экономика
[ редактировать ]В экономике этот термин используется аналогичным образом. Причуды — это направленные к среднему отклонения от внутренней ценности, вызванные социальными или психологическими силами, подобными тем, которые вызывают моду в политической философии или консьюмеризацию . [7]
Формирование
[ редактировать ]Многие современные причуды имеют схожие модели социальной организации. [8] Несколько различных моделей служат для изучения причуд и того, как они распространяются.
Один из способов взглянуть на распространение причуд – это нисходящая модель, которая утверждает, что мода создается для элиты, а от элиты мода распространяется на низшие классы. [8] Ранние последователи не обязательно имеют высокий статус, но у них есть достаточные ресурсы, которые позволяют им экспериментировать с новыми инновациями. [8] Рассматривая нисходящую модель, социологи любят подчеркивать роль отбора. Элита может быть той, кто вводит определенные причуды, но другие люди должны принять эти причуды. [8]
Другие могут возразить, что не все причуды начинаются с их последователей. [8] Социальная жизнь уже дает людям идеи, которые могут помочь создать основу для новых и инновационных увлечений. [8] Компании могут посмотреть на то, что уже интересует людей, и создать что-то на основе этой информации. Идеи, стоящие за причудами, не всегда оригинальны; они могут быть основаны на том, что уже популярно в то время. Любители развлечений и стиля могут опробовать вариации уже существующего базового узора или идеи. [9]
Другой способ взглянуть на распространение причуд — через символическое взаимодействие. Люди учатся своему поведению от окружающих их людей. [2] Когда дело доходит до коллективного поведения, возникновение этих общих правил, значений и эмоций больше зависит от сигналов ситуации, а не от физиологического возбуждения. [2] Эта связь с символическим интеракционизмом, теорией, которая объясняет действия людей как направляемые общими значениями и предположениями, объясняет, что причуды распространяются потому, что люди придают объектам значение и эмоции, а не потому, что объект имеет практическое применение, например. [10] Люди могут перенять причуду из-за значений и предположений, которые они разделяют с другими людьми, которые переняли эту причуду. Люди могут присоединяться к другим последователям этой причуды, потому что им нравится быть частью группы и тем, что это символизирует. [1] Некоторые люди могут присоединиться, потому что хотят почувствовать себя инсайдерами. [1] Когда несколько человек перенимают одну и ту же причуду, они могут чувствовать, что сделали правильный выбор, потому что другие люди сделали тот же выбор. [1]
Прекращение действия
[ редактировать ]Прежде всего, мода заканчивается потому, что исчерпаны все инновационные возможности. [9] Причуды начинают исчезать, когда люди больше не считают их новыми и уникальными. По мере того, как все больше людей следуют этой моде, некоторые могут начать считать ее «переполненной», и она больше не имеет такой привлекательности. [1] Часто те, кто первыми переняли эту причуду, первыми от нее отказываются. [1] Они начинают осознавать, что их увлеченность причудами заставляет их пренебрегать некоторыми рутинными делами, и осознают негативные аспекты своего поведения. [9] Как только модисты перестают создавать новые вариации этой причуды, люди начинают осознавать свое пренебрежение другими видами деятельности и опасности этой причуды. Однако не все полностью отказываются от этого увлечения, и некоторые его части могут остаться. [1]
Исследование изучало, почему одни причуды угасают быстрее, чем другие. Профессор маркетинга Уортонской школы бизнеса Пенсильванского университета Джона Бергер и его коллега Гаэль Ле Менс изучали детские имена в США и Франции, чтобы помочь изучить прекращение причуд. [11] По их результатам, чем быстрее имена становились популярными, тем быстрее они теряли свою популярность. [11] Они также обнаружили, что наименее успешными в целом были те имена, которые прижились быстрее всего. [11] Причуды, как и детские имена, часто теряют свою привлекательность так же быстро, как и приобрели.
Коллективное поведение
[ редактировать ]Причуды можно вписать в широкий спектр коллективного поведения , то есть поведения, которым занимается большая, но слабосвязанная группа людей. [9] Помимо причуд, коллективное поведение включает в себя деятельность людей в толпе , панику, моду , безумие и многое другое. [9]
Роберт Э. Парк , человек, создавший термин «коллективное поведение», определил его как «поведение индивидов под влиянием импульса, который является общим и коллективным, иными словами, импульса, являющегося результатом социального взаимодействия». [9] Причуды считаются импульсивными, движимыми эмоциями; однако они могут объединить группы людей, у которых может быть мало общего, кроме увлечения этим увлечением.
Коллективная одержимость
[ редактировать ]Причуды также можно отнести к категории «коллективных навязчивых идей». Коллективные навязчивые идеи имеют три основные общие черты. [9] Первый и наиболее очевидный признак — увеличение частоты и интенсивности определенного убеждения или поведения. [9] Популярность причуды быстро увеличивается по частоте и интенсивности, тогда как тенденция растет медленнее. Во-вторых, такое поведение рассматривается как нелепое, иррациональное или злое для людей, которые не являются частью одержимости. [9] Некоторые люди могут считать тех, кто следует определенным причудам, неразумными и иррациональными. Для этих людей эта причуда смехотворна, и одержимость ею столь же нелепа. В-третьих, после того, как он достиг пика, он резко падает, а затем следует встречная навязчивая идея. [9] Контр-одержимость означает, что, как только причуда закончится, если кто-то присоединится к ней, его будут высмеивать. [9] Популярность причуды часто быстро падает, как только ее новизна проходит. Некоторые люди могут начать критиковать это увлечение, отметив, что оно больше не популярно, поэтому оно, должно быть, «не стоило такой шумихи». [ ласковые слова ]
См. также
[ редактировать ]- Эффект победы
- Категория: Причуды (примечательные причуды в истории)
- Крутая охота
- Психология толпы
- Google Тренды
- Хайп
- Список интернет-феноменов
- Тенденция рынка
- меметика
- Давление со стороны сверстников
- Ретро стиль
- Социальное заражение
- Социальная мания
- Вирусное явление
- 15 минут славы
- Беллвезер (роман 1996 года)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бест, Джоэл (2006). Аромат месяца: почему умные люди влюбляются в причуды . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520246263 .
- ^ Jump up to: а б с Агирре, Хорхе Л.; Мендоса, Хорхе Л.; Карантелли, Эль (1988). «Коллективное поведение причуд: характеристики, последствия и карьера полос». Американский социологический обзор . 53 (4): 569–584. дои : 10.2307/2095850 . JSTOR 2095850 .
- ^ Гриффит, Бенджамин (2013). «Колледжские причуды». Энциклопедия популярной культуры Сент-Джеймса .
- ^ Jump up to: а б Корнблюм (2007), стр. 213.
- ^ Домански (2004), стр. 147–159.
- ^ Арена (2001), с. 341.
- ^ Камерер (1989).
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сузуки, Тадаши; Бест, Джоэл (2003). «Появление законодателей моды и причуд». Социологический ежеквартальный журнал . 44 (1): 61–79. дои : 10.1111/j.1533-8525.2003.tb02391.x . S2CID 145052921 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Киллиан, Льюис М.; Смелзер, Нил Дж.; Тернер, Ральф Х. «Коллективное поведение» . Британская энциклопедия .
- ^ Конли, Далтон (2015). Вы можете спросить себя: Введение в мышление социолога . Нью-Йорк: WW Norton & Co. ISBN 978-0-393-93773-2 .
- ^ Jump up to: а б с Хойснер, Ки Мэй. «7 причуд, которые вы не забудете» . Новости АВС .
Ссылки
[ редактировать ]- Арена, Барбара (2001). Полное руководство для идиотов по зарабатыванию денег с помощью своего хобби . Альфа. ISBN 978-0-02-863825-6 .
- Агирре, Хорхе Л.; Мендоса, Хорхе Л.; Карантелли, Эль (1988). «Коллективное поведение причуд: характеристики, последствия и карьера полос». Американский социологический обзор . 53 (4): 569–584. дои : 10.2307/2095850 . JSTOR 2095850 .
- Бест, Джоэл (2006). Аромат месяца: почему умные люди влюбляются в причуды. Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520246263 .
- Берк, Сара. «5 маркетинговых стратегий, 1 вопрос: причуда или тренд?». Спокал.
- Камерер, Колин (1989). «Пузыри и причуды цен на активы». Журнал экономических обзоров . 3 (1): 3–41. дои : 10.1111/j.1467-6419.1989.tb00056.x .
- Конли, Далтон (2015). Вы можете спросить себя: введение в мышление социолога. Нью-Йорк: WW Norton & Co. ISBN 978-0-393-93773-2 .
- Доманский, Анджей (2004). «Коллективные увлечения (причуды) и идея эфемерной культуры» . Kultura I Spoleczenstwo (Культура и общество) . 48 (4). Архивировано из оригинала 18 июля 2011 г. ( обзор/резюме )
- Гриффит, Бенджамин (2013). «Колледжские причуды ». Энциклопедия популярной культуры Сент-Джеймса - через виртуальную справочную библиотеку Гейла.
- Хойснер, Ки Мэй. «7 причуд, которые вы не забудете». Новости Эй-Би-Си.
- Восток, Мика Л. (2009). Хиппи: Путеводитель по американской субкультуре . Гринвуд. ISBN 978-0-313-36572-0 .
- Киллиан, Льюис М.; Смелзер, Нил Дж.; Тернер, Ральф Х. «Коллективное поведение». Британская энциклопедия .
- Корнблюм, Уильям (2007). Социология в меняющемся мире (8-е изд.). Издательство Уодсворт. ISBN 978-0-495-09635-1 .
- Спаркс, Джаред; Эверетт, Эдвард; Лоуэлл, Джеймс Рассел; Лодж, Генри Кэбот (1899). Североамериканский обзор . Том. 168. Нью-Йорк: North American Review Publishing Co.
- Сузуки, Тадаши; Бест, Джоэл (2003). «Появление законодателей моды и причуд». Социологический ежеквартальный журнал . 44 (1): 61–79. дои : 10.1111/j.1533-8525.2003.tb02391.x . S2CID 145052921 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с причудами, на Викискладе?