Национальный театр в Белграде
Национальный театр в Белграде Национальный театр в Белграде | |
Адрес | Франция 3 |
---|---|
Расположение | Стари Град , Белград , Сербия |
Координаты | 44 ° 49'00 "N 20 ° 27'38" E / 44,8167 ° N 20,4606 ° E |
Владелец | Правительство Сербии |
Тип | Театр |
Строительство | |
Открыто | 1869 |
Отремонтированный | 1912, 1922, 1941, 1965, 1989 |
Архитектор | Александр Болгарин |
Веб-сайт | |
www |
Национальный театр ( сербская кириллица : Narodno pozorište , латинизированная : Narodno pozorište ) — театр, расположенный в Белграде , Сербия .
Основанный во второй половине XIX века, он расположен на площади Республики , на углу улиц Васина и Француской. С возведением этого здания, а также с реализацией Плана регулирования города в Тренче Йосимовича. [1] с 1867 г. были созданы условия для образования сегодняшней главной площади Республики в Белграде. Построенный еще в 1868 году, Национальный театр, следуя судьбе своего народа и страны, прошел разные этапы архитектурного и художественного развития, сохранившись как символ сербской культуры, традиций и духовности. Сегодня под его крышей действуют три художественных ансамбля: оперный , балетный и драматический . Генеральный директор – Светислав Гончич .
Национальный театр был объявлен памятником культуры большого значения в 1983 году и находится под защитой Республики Сербия . [2]
Источник
[ редактировать ]В 1868 году Сербский национальный театр из Нови-Сада (тогда столица сербской культуры Австро -Венгрии ) выступал в Белграде (тогда столице Княжества Сербия ). Принц Михаил , впечатленный увиденными им постановками, пригласил Йована Дордевича (основателя Сербского национального театра в Нови-Саде) основать аналогичное учреждение в Сербии. Приняв предложение, Йован Дордевич приехал в Белград с половиной своей актерской труппы и основал Национальный театр в Белграде, спустя семь лет после основания театра Нови-Сад.
Князь выбрал место – на нынешней площади Республики. Территория была расчищена ранее, после того как в 1866 году князь приказал снести Стамбольские ворота , одни из четырех внешних ворот Белградской крепости . [3]
Здание
[ редактировать ]История
[ редактировать ]Строительство
[ редактировать ]Хотя некоторые подготовительные работы уже начались, принц не дожил до полномасштабного строительства. Он был убит в Кошутняке 10 июня 1868 года, а первый камень в фундамент был заложен его преемником, принцем Миланом , 31 августа [ OS 19 августа] 1868 года. В этот день Белградская митрополия Михаил Йованович освятила фундамент. [3] Мемориальная грамота была подписана принцем Миланом и его регентами и встроена в фундамент здания. В уставе была такая надпись: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Этот дом, предназначенный для Сербского национального театра в Белграде, первой сцены в столице Сербии, строится благодаря воле и значительной денежной поддержке сербского князя Михайло М. Обреновича III, который был убит злодеями в кошутняке Топчидера на 29 мая 1868 г. Фундамент был заложен сербским князем Миланом М. Обреновичем IV, освящен и благословлен в церковной церемонии архиепископом Белградским и митрополитом всея Сербии Михаилом в августе, 19-го дня 1868 года. Господь будет считать, когда он напишет народ, что этот человек родился там . [4] В январе следующего года здание было закрыто крышей и торжественно открыто 12 ноября 1869 года. [3]
Здание построено на месте бывших Стамбольских ворот. Театральная труппа переехала в новое здание в 1869 году, а первые перестройки и пристройки произошли уже в следующем году. В 1870 году сравнительно небольшая сцена была модернизирована и расширена. [5] В этом здании Великое конституционное собрание приняло знаменитую Конституцию 1888 года.
Межвоенный период
[ редактировать ]Однако состояние сцены и подсобных помещений вызывало дальнейшие проблемы, поэтому в 1911 году было принято решение провести еще одну реконструкцию здания. Работы начались, но из-за Первой мировой войны пришлось остановиться. Реконструкция продолжалась в 1919 году и завершилась к 1922 году. Проект разработал архитектор Иосиф Букавац. После завершения реконструкции внешний облик здания утратил единство декоративных стилей и унисон оригинальной концепции сочетания архитектуры венского сецессиона и барокко . Зрительный зал был увеличен до 944 мест, увеличена и углублена сцена, добавлена вращающаяся круглая сцена. [5]
Поскольку здание дополнительно пострадало во время боевых действий на войне, во время реконструкции ансамбль выступил в одном из зданий комплекса Королевской кавалергарды, где Манежский позже был построен парк. Первое представление на этой новой временной площадке состоялось в январе 1920 года. Хотя реконструкция театра была завершена к июлю 1922 года, ответвление в Манеже продолжало называться Театром на Цветной площади до 1927 года, когда старый деревянный бывшая конюшня сгорела дотла. На этом месте сегодня расположен Югославский драматический театр . [6]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Здание театра было повреждено во время немецкой бомбардировки Белграда 6 апреля 1941 года. Министерство строительства созданного немцами Сербского правительства национального спасения начало ремонт к концу 1941 года. [5] Оккупационная немецкая администрация назначила режиссёром стойкого сторонника нацистов Йована Поповича, который заявил, что его работа — показать как можно больше немецких пьес, отобрав произведения Герхарта Гауптмана , Пауля Хельвига и Моцарта для сезона 1941/1942 года. Поскольку и здание Национального театра на площади, и сцена Маньежа были повреждены, спектакли проходили в здании Фонда Ильи М. Колараца . Однако сохранение видимости нормальной культурной жизни оказалось для Поповича сложной ситуацией, поскольку в театре катастрофически не хватало кадров. Из довоенных сотрудников пятеро погибли во время бомбардировок, шестеро были отправлены в лагеря, семеро были уволены как евреи, цыгане и масоны, а многие актеры отказались работать в составе независимых действующих отрядов. Тем не менее, Попович систематически пропагандировал германизм, включая специальные шоу только для немцев и представление немецких исполнителей, таких как главный дирижер Освальд Бухгольц. [7]
Командующий немецким военным округом в Белграде полковник Эрнст Мориц фон Кайзенберг приказал немецким солдатам участвовать в реконструкции, и реконструкция была завершена в июне 1942 года. Немецкая администрация эффективно управляла театром, вынуждая квислинговское правительство создавать свои собственные театры для пропагандистских целей. как театр Србозор на улице Неманиной . [7] Здание снова расширили и пристроили еще одну пристройку, примыкающую к нижней стороне здания. Таким образом, монументальное, симметричное здание, каким оно выглядело в 1922 году, полностью утратило свою архитектурную гармонию. Планы реконструкции во время войны были разработаны архитектором Гойко Тодичем, а затем его коллегой Драганом Гудовичем. выступила компания другого архитектора, Милана Секулича Генеральным подрядчиком . [5] Здание также пострадало во время мощной бомбардировки» Белграда союзниками « пасхальной 16 апреля 1944 года. [8]
Послевоенный период
[ редактировать ]После окончания сезона 1964–1965 годов началась очередная реконструкция по проекту архитектора Николы Шерцера. Он включал в себя мелкий ремонт Главной сцены. В 1986 году Национальный театр и город Белград решили провести новую, необходимую и детальную реконструкцию уже почти полностью непригодной для использования площадки. Главными архитекторами, возглавлявшими проект, были Любомир Здравкович и Слободан Дриньякович. Интерьер спроектировал Милан Палишашки, фасадную и декоративную пластику выполнили Бранка Бремец, Дмитрий Иванчевич и Зоран Бадневич, а решение задачи со статикой было поручено инженеру Миленко Поповичу . Реконструкция длилась 3 года и обошлась в 4,5 миллиона долларов. [5]
Здание было вновь открыто в 1989 году, через 120 лет со дня ввода в эксплуатацию. Здание было полностью реконструировано, а новая пристройка была построена в направлении улицы Браче Юговича, увеличив площадь здания вдвое. Хотя пристройка была построена в современном стеклянном стиле, старая часть театра фактически вернула себе вид 1922 года. Пристройка имеет 5 этажей над землей и 2 этажа под землей. Общая площадь здания – 18 500 м². 2 (199 000 кв. футов), из них 17 000 м 2 (180 000 кв. футов) можно использовать. Архитекторы спроектировали специальные места для будущих соединений между пристройкой, которая теперь называется «Рабочим корпусом», и возможным новым зданием оперы и балета на площади Республики, через улицу Франкуска. [5]
В августе 2018 года началась очередная реконструкция. Фасад будет реконструирован (удаление отваливающихся частей, заполнение дыр и поврежденных участков фасадным камнем, замена стеклянных панелей и т.д.). Кроме того, будут выполнены и внутренние работы, в основном по ремонту кресел и сидений. Работы должны завершиться к январю 2019 года. [5]
События 1999 года
[ редактировать ]В один из самых тяжелых периодов в истории Сербии – бомбардировку НАТО в 1999 году – этот театр был единственным, кто открыл свои двери для публики во время 78-дневных воздушных налетов. Всего за 1 динар перед публикой были представлены оперы, пьесы и балеты. Время выступлений было очень необычным: с 15:00 до 18:00. Это было сделано потому, что в тот период времени НАТО не наносило авиаударов по Белграду. Всемирно известный оперный дирижер маэстро Альберто Зедда однажды сказал, что в те ужасные дни Белградская опера с гордостью писала самые достойные страницы истории мировой оперы.
Характеристики
[ редактировать ]Национальный театр был построен по проекту Александра Бугарского, самого продуктивного архитектора Белграда XIX века. Здание было типичным театральным зданием того времени и особенно напоминало Скала миланский театр Ла своей ренессансной концепцией и декоративной отделкой. Помимо театральных целей, в XIX веке зал использовался для проведения благотворительных балов и концертов.
Возможности для выступлений
[ редактировать ]Национальный театр Белграда имеет 2 зала для исполнительских искусств.
- Основная сцена
Большой зал имеет 3 уровня. Всего на первом этаже 219 мест, причем места спереди являются самыми дорогими. В театре 3 балкона, первый из которых самый дорогой.
В Большом зале представлены большие оперы, драмы и балеты.
- Раша Плаович Этап
Раша Плаович имеет 281 место и не имеет балконов. Он намного меньше и менее красив, чем Большой зал. На этой сцене разыгрываются драмы меньшего масштаба.
Драма, опера, балет
[ редактировать ]Драма
[ редактировать ]Деятельность Драматического Национального театра можно рассматривать как развитие четырех этапов: с 1868 по 1914 год, с 1918 по 1941 год, с 1945 по 1991 год и с 1991 года по сегодняшний день. Первый этап отмечен множеством трагедий и постановлений, вдохновленных средневековой и современной историей, таких как « Смерть Уроша V» Стефана Стефановича . Характерной особенностью репертуара Национального театра, особенно в конце XIX века, были пьесы с пением, подобные инсценировкам Стевана Сремаца популярных рассказов : «Зона Замфирова» и «Ивкова Слава» .
В первые два десятилетия ХХ века было заметно расширение тематики. Помимо Бранислава Нушича других, таких как Симо Матавуль , Воислав Йованович Марамбо следует упомянуть и , Никола Живкович Мирабо и Миливой Предич. «Коштана» Борисава Станковича впервые была показана в самом начале ХХ века и до сих пор остается культовым спектаклем этого театра. На первом этапе в репертуаре Национального театра были пьесы, написанные наиболее значительными писателями всех периодов: от самых ранних ( Софокла ) до Уильяма Шекспира , Педро Кальдерона де ла Барки , Мольера , Жана Расина , Карло Гольдони , Эдмона Ростана. , Иоганн Вольфганг фон Гете , Генрик Ибсен , Август Стриндберг , Николай Гоголь , Александр Островский , Антон Чехов и Максим Горький .
пьесы Йована Стерии Поповича , Бранислава Нушича, Милутина Бойича , Борисава Станковича, Иво Войновича , Милана Беговича , Ивана Цанкара и Тодора Манойловича В период между двумя мировыми войнами, если говорить об отечественной драматургии, были поставлены .
В период с 1945 по 1953 год ставились пьесы с явным политическим посылом. Политические изменения и некоторая либерализация характеризуют отношение к зарубежной драматургии, знакомству с американской драмой и творчеством Эжена Ионеско и Сэмюэля Беккета .
Семидесятые и восьмидесятые годы были отмечены пьесами Борислава Михайловича Михиза , Александра Поповича , Жарко Команина, Любомира Симовича и Йована Христича . Национальный театр открыл свои двери современной мировой драматургии. Пьесы Мартина МакДонаха , Эрика-Эммануэля Шмитта , Нины Вальсы, Ясмины Резы , Павла Когоута играют и играют современные сербские писатели Синиша Ковачевич , Вида Огненович , Елена Кайго, Милош Николич, Стеван Пешич можно увидеть на сцене Национального театра.
Опера
[ редактировать ]Музыкальный ансамбль Национального театра в Белграде с 1882 года становился профессиональным оперным ансамблем. Нынешним художественным руководителем оперного отделения является Никола Миайлович . В 2023 году дирижерами оперного отделения станут: Александр Койич, Ана Зорана Брайович, Джордже Павлович, Джордже Станкович и Зорица Митев Войинович. Директор оперного отделения – Ивана Драгутинович Маричич, концертмейстер – Эдит Македонска .
Как самостоятельный ансамбль Опера Национального театра начала свою работу в 1919 году. 11 февраля 1919 года под руководством первого музыкального руководителя Оперной секции Национального театра, дирижера Станислава Бинички , была поставлена опера «Мадам Баттерфляй » Джакомо Пуччини . Первые оперные постановки были приняты очень благосклонно, большинство из них составляли оперы итальянских композиторов ( Джоаккино Россини , Джузеппе Верди ), а сербская музыка была представлена произведениями Стевана Христича ( «Закат ») и Петра Коньовича ( «Принц Зеты» ).
В течение десяти лет с 1924 по 1933 год Стеван Ристич был директором Белградской оперы. Этот период ознаменовался расширением репертуара и первыми зарубежными гастролями. Такие дирижеры, как Ловро Матачич , Иван Брезовшек , режиссеры Бранко Гавелла и Йосип Кулунджич были известны в период между двумя войнами. В ансамбле преобладали русские певцы, но были и сербские певцы, такие как Зденка Зикова , Мелания Бугаринович и Никола Цвейич ; а также боснийские певцы, такие как Бахрия Нури Хаджич .
После Второй мировой войны дирижер Оскар Данон быстро возобновил деятельность Оперы в качестве ее генерального директора. Особое внимание было уделено отечественным оперным композиторам.
Золотой период Белградской оперы ознаменовался значительным развитием и международным признанием сербского оперного искусства. Начиная с 1954 года с очень успешного исполнения Годунова Бориса Модеста Мусоргского « » в Швейцарии в рамках концертного цикла «Клубный дом» и граммофонных записей семи крупнейших русских опер для Decca . Серию Decca поддержал Джеральд Северн, белорусский эмигрант . Местом, найденным в тогдашней югославской столице для первой партии записей, был кинотеатр в комплексе «Дом культуры» («Дом культуры»), но использовать его можно было только после показа последнего фильма дня (около 23:00), поэтому сеансы произошло ночью. [9] «Князь Игорь» и «Хованщина» были записаны в феврале 1955 года, а «Евгений Онегин» , «Жизнь за царя» , «Снегурочка» и «Пиковая дама» — в сентябре и октябре того же года, все они вошли в число ранних стереозаписей Decca. [10] Запись труппы « Бориса Годунова» проходила в Загребе между другими сеансами. [10]
Кульминацией этого «золотого периода» стала выдающаяся постановка « Мазепы» Петра Ильича Чайковского на сцене Театра де Вестенс в Западном Берлине . Самые видные зарубежные критики отмечали целостность выступления, хорошую слаженность и красоту исполнения, выдающееся солистское творчество, акустическое превосходство, однородность хора и профессиональную игру оркестра Национального театра Белграда. Опера привлекла талантливых музыкантов, в том числе Шандора Сабо. [11] и другие.
Балет
[ редактировать ]Балет всегда был важной частью Национального театра Белграда. Одним из самых важных и самых популярных балетных спектаклей является « Лебединое озеро» . Балет Национального театра очень известен своими мировыми премьерами. Одними из названий, которыми больше всего гордится национальный балет, являются «Анна Каренина» российского композитора Родиона Щедрина , а также «Легенда об Охриде» сербского композитора Стевана Христича.
Список директоров
[ редактировать ]Это список директоров Национального театра в Белграде с указанием их сроков полномочий:
Директор | Срок |
---|---|
Йован Джорджевич | 1868 – 1871 |
Джордже Малетич | 1871 – 1871 |
Милан А. Симич | 1871 – 1875 |
Йован Джорджевич | 1875 – 1877 |
Милорад Попович Шапчанин | 1877 – 1877 |
Милан А. Симич | 1877 – 1880 |
Милорад Попович Шапчанин | 1880 – 1893 |
Доктор Никола Петрович | 1893 – 1900 |
Бранислав Нушич | 1900 – 1902 |
Йован Дж. Докич | 1903 – 1903 |
Драгомир Янкович | 1903 – 1906 |
Доктор Никола Петрович | 1906 – 1906 |
Михайло Маркович | 1906 – 1909 |
Милан Грол | 1909 – 910 |
Милорад Гаврилович | 1910 – 1911 |
Милан Грол | 1911 – 1914 |
Милутин Чекич | 1918 – 1919 |
Милан Грол | 1919 – 1924 |
Милан Предич | 1924 – 1924 |
Велимир Живойинович Масука | 1924 – 1925 |
Милан Предич | 1925 – 1933 |
Драгослав Илич | 1933 – 1935 |
Доктор Бранислав Войнович | 1935 – 1939 |
Милан Предич | 1939 – 1940 |
Момир Велькович | 1940 – 1941 |
Йован Попович | 1941 – 1944 |
Милан Предич | 1945 – 1947 |
Велибор Глигорич | 1947 – 1950 |
Милан Богданович | 1950 – 1962 |
Гойко Милетич | 1962 – 1972 |
Велимир Лукич | 1972 – 1990 |
Вида Огненович | 1990 – 1993 |
Александр Берчек | 1993 – 1997 |
Небойша Брадич | 1997 – 1999 |
Желько Симич | 1999 – 2000 |
Любивое Тадич | 2000 – 2005 |
Деян Савич | 2005 – 2007 |
Предраг Эйдус | 2007 – 2009 |
Божидар Джурович | 2009 – 2012 |
Деян Савич | 2012 – 2018 |
Ирена Вуич | 2018 – 2021 |
Светислав Гончич (действующий) | 2021 – текущий |
См. также
[ редактировать ]- Список театров Сербии
- Список директоров Национального театра в Белграде
- Памятники культуры большого значения
- Туризм в Сербии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Эмилижан Йосимович - Белград 1867» . www.staribeograd.com . Проверено 28 сентября 2015 г.
- ^ Памятники культуры Сербии: «Народно позориште / Национальный театр» ( SANU ) (на сербском и английском языках)
- ^ Перейти обратно: а б с Бранко Богданович (1 декабря 2019 г.). «Кнез без капе» [Принц без шляпы]. Политика-Магазин, № 1157 (на сербском языке). стр. 28–29.
- ^ Вы знаете? - Какой акт был заложен в фундамент здания Белградского национального театра в 1868 году? [Вы знаете? - какой устав был заложен в фундамент здания Белградского национального театра в 1868 году]. Политика (на сербском языке). 25 января 2021 г. с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бранка Васильевич (21 августа 2018 г.). Началась реконструкция фасада Национального театра [Начался ремонт фасада Национального театра]. Политика (на сербском языке). п. 15.
- ^ «Народно позориште» [Национальный театр] (на сербском языке). Benke.co.uk. 10 декабря 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Горан Весич (12 ноября 2021 г.). Театральная жизнь в условиях оккупации [Театральная жизнь в условиях оккупации]. Политика (на сербском языке). п. 18.
- ^ Й. Гаич (15–16 апреля 2017 г.). «На празник падале бомбе» (на сербском языке). Политика . п. 27.
- ^ Уокер, Малькольм. Двухканальный следопыт (интервью с Роем Дж. Уоллесом). Международный коллекционер классической пластинки , осень 1997 г., стр. 52–62.
- ^ Перейти обратно: а б Филип Стюарт. Decca Classical, 1929–2009 (Дискография) [1] .
- ^ Независимая пресса (15 марта 2012 г.). «Концертная тревога: Ораториальное общество исполняет романтическую весеннюю программу Брамса» . nj.com . Проверено 25 сентября 2012 г.
О докторе Шандоре Сабо... он преподает фортепиано в Университете музыкальных искусств в Нови-Саде и работает помощником дирижера/концертмейстера в Сербской национальной опере. Доктор Сабо учился у многих выдающихся музыкантов, в том числе у Станко Сепича, Энн Ховард Джонс и Джозефа Флуммерфельта; фортепиано с Зол-таном Кочишем, Невеной Попович, Энтони ди Бонавентура и Тонг Иль Ханом; орган с Габором Лехоткой, Максом Миллером, Юджином Роаном и МакНилом Робинсоном; и клавесин с Марком Кроллом. ...