Королева пик (оперная)
Королева пик | |
---|---|
Опера Пиотра Ильях Чайковского | |
![]() Чайковский (в центре) с Николаем и Медеи Финьером , которые пели роли Германа и Лизы на премьере в 1890 году. | |
Родной титул | Пиковая дама |
Либреттист | Скромный Чайковский |
Язык | Русский |
На основе | Королева пик by Alexander Pushkin |
Премьера | 19 декабря 1890 г. Маринский театр , Сент -Петербург |
Королева пиков или пик -дам , [ А ] Op. 68 ( Russian : Пиковая дама , Pikovaya dama Французский либретто : La Dame de Pique ) - опера в трех действиях (семь сцен) Ильиха Чайковского российскому Пиотра от брата композитора Скромт Чайковский , основанный на одноименной новелле 1834 года Александра Пушкана , но с резким Измененный сюжет. Премьера состоялась в 1890 году в Театре Мариинского в Сент -Петербурге, Россия. [ 2 ]
История композиции
[ редактировать ]Императорский театр предложил Чайковскому комиссию написать оперу, основанную на эскизе сюжета Ивана Всеволоожски в 1887/88 году. Первое, отказавшись от него, Чайковский принял его в 1889 году. К концу этого года он встретился с менеджерами театра, чтобы обсудить материал и набросить некоторые сцены.
Он завершил полный счет во Флоренции всего за 44 дня. [ 2 ] Позже, работая с тенором, который должен был исполнить главного героя, он создал две версии Арии Германа в седьмой сцене, используя разные ключи. Изменения можно найти в листах доказывания и вставки для первого и второго выпуска печатной версии партитуры. Сочиняя музыку, Чайковский значительно отредактировал либретто, изменив часть текста и добавив свой собственный текст к двум ариасам.
История исполнения
[ редактировать ]Герман, ведущий герой, поет во всех семи сценах. Это требует больших навыков и выносливости со стороны исполнителя. Эта часть была написана с учетом известного российского тенор Николай Финьера , и он исполнил его на премьере. Его жена Медея Мей-Финьер сыграла роль Лизы.
Сам композитор принял участие в подготовке премьеры Сен -Петербурга. Критики дали восторженные отзывы. Чайковский позже написал: «Финьер и оркестр Сен -Петербурга ... издали истинные чудеса». Успех премьеры был огромным. Опера была столь же успешной на премьере KYIV Двенадцать дней спустя. Большой театра В следующем году состоялась премьера . Чайковский был очень доволен своими усилиями.
Сен -Петербург и мировая премьера
- Дата : 19 декабря, ( 7 декабря), 1890 [ 2 ]
- Место : Мариинский театр , Сент -Петербург
- Дирижер : eduard исправление
- Scene Designers : Vasilyev, Yanov, Levot, Ivanov, Andreyev
- Balletmaster : Marius Petipa
Kyiv Premiere
- Дата : 31 декабря (19 декабря), 1890 [ 2 ]
- Место :
- Conductor : Iosif Pribik
Москва Премьера
- Дата : 4 ноября 1891 года [ 3 ]
- Место : Театр Большого
- Дирижер : ippolit al'tani
- Дизайнеры сцен : Карл Владты (Waltz), Лебедев
- Balletmasters : Marius Petipa , Lev Ivanov
Другие заметные выступления
- 11 или 12 октября 1892 года, Прага, первое выступление за пределами России; Проведен Адольфом Чехом в присутствии композитора (спеется в чешском, пер. Vj novotný) [ 4 ]
- 1902, первое выступление в Вене, Венская государственная опера , проводимая Густавом Малером [ 5 ]
- 1904, Москва, Большой театр , проведенный Сергеем Рахманинофф [ 6 ]
- 5 марта 1910 года, столичная опера , Нью -Йорк, первое выступление в США (на немецком языке), проведенное Густавом Малером [ 7 ]
- 29 мая 1915 г., Лондон, первое выступление в Англии (на русском языке); в главной роли Владимир Розы . [ 8 ]
- 27 декабря 1972 года, Метрополитен -опера, Нью -Йорк, первое выступление на своем первоначальном российском языке (это было первым выступлением Метрополитен -оперы российской оперы на своем первоначальном языке.)
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера Сен -Петербург, 19 декабря ( 7 декабря) 1890 Проводник: исправительный корреспондент Эдуарда |
Kyiv Premiere, 31 декабря (19 декабря) 1890 Проводник: Josef Přibík |
Bolshoy Theatre, Moscow premiere, 4 ноября 1891 года Проводник: ippolit al'tani |
---|---|---|---|---|
Герман | тенор | Nikolay Figs | Mikhail Medvedev | Михаил Медведев |
Граф Томски | баритон | Иван Мельников | Николай Дюмерьев | Богомир Корс |
Принц Йельцкий | баритон | Leonid Yakovlev | Ioakim Tartakov | Pavel Khokhlov |
Чекалинский | тенор | Vasilyev II | Alexander Davydov | |
Покалывание | басс | Ялмар Фрей | ||
Чэплинтский | тенор | Константин Кондор | ||
Нарум | басс | Vladimir Sobolev | Иван Матчинский | |
Мастер церемоний | тенор | Vasily Yefimov | ||
Графиня | полу-сопрано | Мария Славин | Мария Смирнова | Александра Крутикова |
Лиза | сопрано | Медея Мей-Финьер | Aleksandra Matsulevich | Mariya Deysha-Sionitskaya |
Polina | контральто | Mariya Dolina | Вера Гунчева | |
Гувернантка | полу-сопрано | Мария-Уилгельмина Пилз (Пюттс) | ||
Masha | сопрано | Yulya Yunosova | ||
Мальчик-командир | разговорный | |||
Прилепа | сопрано | Ольга Ольгина | ||
МИЛОЙСОР | контральто | Нина Фриде (жареная) | Varvara Pavlenkova | |
Златогор | баритон | Aleksandr Klimov II | Aleksandr Strijevskiy | |
Припев, молчаливые роли: сетчаты, гувернаводы, мокрые фрагменты, коляски, дети, игроки | ||||
Акт 2 развлечения | ||||
Положить, или chlöe | сопрано | |||
Миловзор, или DAPNIS | контральто | |||
Zlatogor, или плутус | баритон | |||
Припев, молчаливые роли: Купидон , девственная девчонка , пастухи и пастухи |
Примечание . Контральто -роли в Миловизоре и Полине и баритоновые роли Zlatogor и Tomsky могут быть исполнены теми же певцами. Прилепа иногда была двойной литой с Лизой, хотя Чайковский не одобрял это удвоение, в отличие от других. [ 9 ]
Синопсис
[ редактировать ]Время : закрытие 18 -го века
Место : Сен -Петербург , Россия
Акт 1
[ редактировать ]Сцена 1
Во время правления Екатерины Великого (1762–96) дети играют в летнем саду Святого Петербурга , притворяясь солдатами. Два офицера - Цурин и Чекалинский - Enter, бывшие жалуются на его неудачу в азартных играх. Они отмечают, что другой офицер, Герман, кажется одержимым игровым столом, но никогда не делает ставки, будучи скромным и методичным. Герман появляется с Томски, который отмечает, что его друг едва ли кажется его старым я: его что -то беспокоит? Герман признает, что он влюблен в девушку над своей станцией, чье имя он даже не знает. Когда принц Йельцкий, офицер, прогуливается в парк, Чекалинский поздравляет его с недавним помолвкой. Йельцкий объявляет о своем счастье, в то время как Герман, в стороне, завидует его. Йельцкий указывает на свою невесту Лизу, которая только что появилась со своей бабушкой, старой графиней. Познавая Герман, две женщины отмечают, что видели его раньше, глядя на них с пугающей интенсивностью. Герман понимает, что Лиза - его неизвестная возлюбленная. Когда Йелески и женщины уходят, Герман теряется в мысли, поскольку другие офицеры обсуждают графиню: известную как королева пик и ранее как «Мусковитная Венера», из -за ее красоты, ей удалось азартные игры в молодости, обменяя любовные услуги на победившая формула Граф Св. Жермен в Париже. Томски говорит, что только двое мужчин, ее муж, а затем ее молодой любовник когда -либо узнали секрет игры в три специальных картах, потому что ее предупреждали о том, чтобы остерегаться «третьего поклонника», который убьет ее, пытая ее. Размышляя о выигрышной последовательности трех карт, другие слегка предполагают, что это может быть способ победить, не рискуя денег. Установив угрозу, приближаясь к Грому, все уходят, кроме Германа, который клянется изучить секрет графини.
Сцена 2
Дома Лиза играет в Spinet , когда она и ее подруга Полина поют дуэт о вечерах в сельской местности. Их друзья просят услышать больше, поэтому Полина запускается в грустную балладу, за которой следует песня в танцах. Когда веселье увеличивается, Лиза остается в пеленании. Гувернантка упрекает девушек за то, что он побаловал себя невыпадающим народным танцам и просит посетителей уйти. Полина, последняя, пошла, призывает Лизу подбодрить; Лиза отвечает, что после шторма прекрасная ночь и просит горничную, Машу, не закрывать французские окна на балконе. В одиночку Лиза выражает свое несчастье своим помолвкой; Она была взволнована романтическим взглядом молодого человека в парке. К ее шоку, Герман появляется на балконе. Утверждая, что он собирается застрелить себя из -за ее обручения к другому, он умоляет ее жалости к нему. Когда графиня слышала, что стучит, Лиза скрывает Германа и открывает дверь старушке, которая говорит ей закрыть окна и ложиться спать. После того, как графиня уйдет в отставку, Лиза просит Германа уйти, но ее предают ее чувства и попадают в его объятия.
Акт 2
[ редактировать ]Сцена 1
Вскоре после этого на мяче в маске товарищи Германа комментируют свою одержимость секретом победных карт. Йельцкий проходит с Лизой, отмечая ее грусть и успокаивая ее о его любви (« Я тебя я люблю»). Герман получает записку от Лизы, прося его встретиться с ней позже. Цурин и Чекалинский подкрадываются к нему с намерением сыграть на него шутку, пробормотая, что он - «третий поклонник», который узнает секрет графини, а затем тает в толпе, когда Герман удивляет, слышит ли он вещи. Мастер церемоний объявляет о таблице пастух. Лиза ускользает Германа ключом к комнате своей бабушки, говоря, что старуха не будет там на следующий день, но Герман настаивает на том, чтобы прийти в ту же ночь. Думая судьба передает ему секрет графини, он уходит. Внимание гостей обращается к неизбежному прибытию Екатерины Великого, для которого полонез Осипа Козловского разыгрывается и спеется в приветствии.
Сцена 2
Герман проскользнет в комнату графини и очаровывает ее портрет как «Мусковитная Венера»; Подумав, как их судьбы связаны, связаны: один из них умрет из -за другого. Он задерживается слишком долго, прежде чем он сможет пойти в комнату Лизы, и слышит, как приходит свита границы, поэтому он скрывает себя, когда приближается старушка. Графиня сожалеет о манерах дня и вспоминает о лучших временах ее юности, когда она пела в Версале " Je Crains de Lui Parler la nuit " («Я боюсь поговорить с ним ночью», по -французски; Ария Лоретт от Арии от Андре Гретри Опера Ричард Кер-де-Лион ) перед самой Помпадуром . Когда она дремевает, Герман стоит перед ней. Она пробуждает в ужасе, когда он умоляет ее рассказать ему о своем секрете. Когда она остается без речи, он становится отчаянным и угрожает ей пистолетом, в котором она умирает. Лиза бросается, только чтобы узнать, что любитель, которому она дала свое сердце, больше интересовался секретом графини. Она заказывает его и падает рыданием.
Акт 3
[ редактировать ]
Сцена 1
В своей комнате в казармах, когда зимний ветер воет, Герман читает письмо от Лизы, которая хочет, чтобы он встретился с ней в полночь на берегу реки. Он воображает, что слышит, как хор повторяет на похоронах старой графини, а затем поражен стуком в окно. Призрак старухи появляется, объявив, что против своего воли она должна сказать ему секрет, чтобы он мог жениться и спасти Лизу. Ошеломленный, Герман повторяет три карты, которые она говорит ему - три, семь, туз.
Сцена 2
К зимнему каналу Лиза ждет Германа: это уже около полуночи, и хотя она цепляется за то, что он надеется, что он все еще любит ее, она видит свою юность и счастье, проглоченные темнотой. Наконец он появляется, но после того, как произнести слова о заверении, он начинает дико болтать о графине и ее секрете. Даже не узнавая Лизу, он бросается. Понимая, что все потеряно, она совершает самоубийство.
Сцена 3
В азартном доме коллеги -офицеры Германа заканчивают ужин и готовятся играть в Фаро . Йельцкий, который не играл раньше, присоединяется к группе, потому что его помолвка была сломана: «Не повезло в любви, счастливчика на картах». Томски развлекает других песней. Затем Чекалинский возглавляет песню традиционных игроков. Установившись, чтобы играть, они удивлены, когда Герман прибывает, дикий и отвлеченный. Йельцкий чувствует конфронтацию и просит Томски стать его вторым, если должен привести дуэль. Герман, намеренный только при ставках, начинается с огромной ставки в 40 000 рублей . Он делает ставку на три и побеждает, расстраивая других своим маниакальным выражением. Затем он делает ставку на семь и снова выигрывает. При этом он берет бокал вина и заявляет, что жизнь - это всего лишь игра. Йельцкий принимает свою задачу, чтобы сделать ставку на следующий раунд. Герман делает все, что у него есть на тузе, но когда он показывает свою карту, ему говорят, что он держит королеву пик. Видя, как призрак графини смеется над ее местью, Герман берет свою жизнь и спрашивает прощение Йелески и Лизы. Другие молятся за его мучительную душу.
Основные ария и цифры
[ редактировать ]- Акт 1
- Aria : "I don't even know her name" «Я имени еë не знаю» ( Ya imyeni yeyo nye znayu ) (Herman)
- Aria : "Once in Versailles (Three Cards)" «Однажды в Версале (Три Карты)» ( Odnazhdï v Versalye (Tri kartï) ) (Tomsky)
- Romance : "Lovely lady friends" «Подруги милые» ( Podrugi milïe ) (Polina)
- Arioso : "Why these tears" «Откуда эти слëзы» ( Otkuda eti slyozï ) (Liza)
- Aria : "Forgive me, celestial creature" «Прости, небесное созданье» ( Prosti, nyebesnoye sozdanye ) (Herman)
- Акт 2
- Aria : "I love you beyond measure" «Я вас люблю» ( Ya vas lyublyu ) (Yeletsky)
- Ария : «Je Crains de Lui Parler La Nuit» («Я боюсь поговорить с ним ночью», по -французски) (графиня)
- Акт 3
- Arioso : "I am worn out by grief" «Ax! истoмилacь я гopeм» ( Akh! istomilas ya goryem ) (Liza)
- Song : "If pretty girls could fly like birds" «Если б милые девицы» ( Yesli b milïye dyevitsï ) (Tomsky)
- Aria : "What is our life? A game!" «Что наша жизнь? Игра!» ( Shto nasha zhizn? Igra! ) (Herman)
Приборы
[ редактировать ]Источник: Чайковское исследование
- Строки : скрипки I & II, альты, виолонги, двойные басы
- Деревянные ветры : три флейты (3-я удвоение пикколо), два гобо (первые удвоения кор.
- Латунь : четыре рога (F), две трубы (B-Flat, A), три тромбона, туба
- Перкуссия : Timpani, Snare Drum, бас -барабан
- Другое : Арф, фортепиано
В популярной культуре
[ редактировать ]лишь игра» ( русский : «чto «Жизнь - это всего onaшainhnh ? пословица на русском языке. Что? Где? Когда? Игра в витринах и один из самых популярных телевизионных шоу в России и бывших советских странах начинается с музыкальной цитаты из оперы, Герман поет фразу «Жизнь-это всего лишь игра».
Записи
[ редактировать ]- 1937: Samuil Samosud (conductor), Bolshoi Theatre Chorus & Orchestra; Nikandr Khanayev (Herman), Ksenia Derzhinskaya (Liza), Faina Petrova (Countess), Alexander Baturin (Count Tomsky), Piotr Selivanov (Prince Yeletsky), Nadezhda Obukhova (Polina). Melodiya
- 1942: Samuil Samosud (conductor), Bolshoi Theatre Chorus & Orchestra; Nikandr Khanayev (Herman), Ksenia Derzhinskaya (Liza), Bronislava Zlatagorova (Countess), Alexander Baturin (Count Tomsky), Panteleimon Nortsov (Prince Yeletsky), Maria Maksakova (Polina). Aquarius
- 1947: Артур Ротер (дирижер), радио-Орчестер Берлин; Рудольф Шок (Герман), Элизабет Грюммер (Лиза), Маргарет Клоз (графиня), Яро Прохаска (граф Томски), Ганс Герман Ниссен (принц Йельцкий), Аннелиес Мюллер (Полина). Гала (сокращен на немецком языке)
- 1950: Alexander Melik-Pashayev (conductor), Bolshoi Theatre Chorus & Orchestra; Georgi Nelepp (Herman), Evgeniya Smolenskaya (Liza), Evgeniya Verbitskaya (Countess), Alexei Ivanov (Count Tomsky), Pavel Lisitsian (Prince Yeletsky), Veronika Borisenko (Polina). Great Hall
- 1952: Артур Родзинский (дирижер), хор и оркестр Maggio Musicale Fiorentino ; Дэвид Полери (Герман), Сена Юринак (Лиза), Джанна Педерзини (Кутенс), Марио Петри (граф Томски), Этторе Бастианини (принц Йельцкий), Рина Корси (Полина). Андромеда (живи на итальянском языке)
- 1955: Кримир Баранович (дирижер), Хор Армия Югослав, Детский хор радио Белград и оркестр Национальной оперы, Белград; Александр Марикович (Герман), Валерия Хейбал (Лиза), Мелания Бугаринович (графиня), Йован Глигориевич, Дусан Попович (принц Йельцкий), Бизерка Квейч (Полина). Deutsche Grammophon
- 1958: Сергей Ельцин (дирижер), хор и оркестр государственной оперы Киров; Matvei Gavrilkin (Herman), Ludmila Revina (Liza), София Прибразхенскайя (Counts), Липа Соломиак (граф Томский), Контантин Лаптев (Принц Юлетский). Im Lab (Live)
- 1961: Нино Санзогно (дирижер), чар Алла Алла Скала и оркестр; Антонио Анналоро (Герман), Лейла Генсер (Лиза), Марианна Радев (графиня), Иво Винко (граф Томски), Сесто Брсантини (принц Йельцкий), Адриана Лаззарини (Полина). Гала (живи на итальянском)
- 1966: Boris Khaikin (conductor), Bolshoi Theatre Chorus & Orchestra; Zurab Andzhaparidze (Herman), Tamara Milashkina (Liza), Valentina Levko (Countess), Mikhail Kiselev (Count Tomsky), Yuri Mazurok (Prince Yeletsky), Irina Arkhipova (Polina). Melodiya
- 1974: Mark Ermler (conductor), Bolshoi Theatre Chorus & Orchestra; Vladimir Atlantov (Herman), Tamara Milashkina (Liza), Valentina Levko (Countess), Vladimir Valaitis (Count Tomsky), Andrei Fedoseyev (Prince Yeletsky), Galina Borisova (Polina). Melodiya
- 1976: дирижер хора Чайковского , Франции радио и Национального оркестра Франции; Питер Галина Вишневская (страна), Регина , . Шварц Бернд Вейкл , Ханнна Реника Gramphop Deutsche
- 1984: Algis Zhuraitis (conductor), Bavarian State Opera Chorus and Orchestra; Vladimir Atlantov (Herman), Julia Varady (Liza), Elena Obraztsova (Countess), Alexander Voroshilo (Count Tomsky), Bodo Brinkmann (Prince Yeletsky), Ludmila Semtschuk (Polina). Orfeo (Live)
- 1989: Emil Tchakarov (conductor), Bulgarian National Chorus 'Svetoslav Obretenov' & Sofia Festival Orchestra; Wieslaw Ochman (Herman), Stefka Evstatieva (Liza), Penka Dilova (Countess), Ivan Konsulov (Count Tomsky), Yuri Mazurok (Prince Yeletsky), Stefania Toczyska (Polina). Sony Classical
- 1990: Vladimir Fedoseyev (conductor), The Yurlov State Academic Russian Choir, The Children's Choir 'Vesna', & Tchaikovsky Symphony Orchestra; Vitaly Tarashchenko (Herman), Natalya Datsko (Liza), Irina Arkhipova (Countess), Grigory Gritsuk (Count Tomsky), Dmitri Hvorostovsky (Prince Yeletsky), Nina Romanova (Polina). Relief
- 1992: Сейджи Озава (дирижер), Бостонский фестиваль Танглвуд Хор и симфонического оркестра ; Владимир Атлантов (Герман), Мирелла Фени (Лиза), Морин Форрестер (графиня), Сергей Лейферрус (граф Томски), Дмитрий Хворостовский (Йельцкий), Катерин Сисински (Полина). RCA Victor Red Seal
- 1993: Valery Gergiev (conductor), Kirov Theater Chorus & Orchestra; Gegam Grigorian (Herman), Maria Guleghina (Liza), Irina Arkhipova (Countess), Nikolai Putilin (Count Tomsky), Vladimir Chernov (Prince Yeletsky), Olga Borodina (Polina). Philips Records [ 10 ]
- 2015: Mariss Jansons (conductor), Bavarian Radio Chorus & Bavarian Radio Symphony Orchestra ; Misha Didyk (Herman), Tatiana Serjan (Liza), Larissa Diadkova (Countess), Alexey Shishlyaev (Count Tomsky), Alexey Markov (Prince Yeletsky), Oksana Volkova (Polina). BR-KLASSIK
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Цитаты
- ^ Jump up to: а беременный Latham 2004 , p. 133.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Poznansky 1999 , p. 138
- ^ Poznansky 1999 , p. 139
- ^ Браун 1992 , с. 232.
- ^ Rzhevsky 2005 , p. 153
- ^ Harrison 2005 , p. 114
- ^ Олдрич 1910 .
- ^ Lascelles 1954 , p. 813.
- ^ Gasparov 2008 , p. 147.
- ^ Tommasini 2004 , p. 230.
Источники
- Олдрич, Ричард (27 февраля 1910 г.). «Первое производство операционной оперы в Америке на этой неделе» . Журнал. New York Times . п. 15 Получено 11 марта 2022 года .
- Браун, Дэвид (1992). Чайковский: последние годы, 1885–1893 . Нью -Йорк: WW Norton & Company . ISBN 0-393-03099-7 .
- Гаспаров, Борис (2008) [2005]. Пять опер и симфония . Нью -Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета. ISBN 9780300133165 .
- Харрисон, Макс (2005). Рахманинофф: жизнь, работы, записи . Лондон: Continuum International Publishing Group . ISBN 978-0-8264-9312-5 .
- Lascelles, George (1954). Новая оперная книга Kobbe . Лондон: сыновья Г.П. Путнэма .
- Латхэм, Элисон (2004). Оксфордский словарь музыкальных произведений . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-198-61020-5 .
- Poznansky, Alexander (1999). Чайковский другими глазами . Блумингтон : издательство Университета Индианы . ISBN 978-0-253-33545-6 .
- Рчевский, Николас (2005). Антология российской литературы от самых ранних сочинений до современной художественной литературы . Нью -Йорк: Я Шарп . ISBN 0-7656-1246-1 .
- Томмамани, Энтони (2004). Опера: Руководство по критике по 100 самым важным работам и лучшим записям . Macmillan Publishers . ISBN 0-8050-7459-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Королева пиков : результаты в Международном проекте библиотеки музыкальных результатов
- Детали работы , исследование Чайковского