Пиковая дама (подавлена)
Пике Дам | |
---|---|
Оперетта Франца фон Зуппе | |
![]() Титульный лист партитуры к «Пиковая дама» увертюре , опубликованной в 1867 году. | |
Перевод | Пиковая дама |
Либреттист | С. Штрассер |
Язык | немецкий |
Премьера | Июнь 1864 г. Театр Талия, Грац |
дама « Пиковая » — оперетта в двух действиях Франца фон Зуппе на на немецком языке, либретто в общих чертах основанное на Александра Пушкина рассказе 1834 года «Пиковая дама» . Автор либретто — С. Штрассер (вероятно, вторая жена Зуппе Софи Штрассер). [ 1 ] «Пиковая дама» представляла собой переработанную версию оперетты Суппе 1862 года «Die Kartenschlägerin» («Гадалка»), премьера которой состоялась в июне 1864 года в театре Талия в Граце . Сегодня это произведение прежде всего известно своей увертюрой , которая остается популярным концертным произведением.
Предыстория и история выступлений
[ редактировать ]«Пиковая дама» - это переработанная версия более ранней (и неудачной) одноактной оперетты Суппе на ту же тему « Die Kartenschlägerin» («Гадалка»), премьера которой состоялась в Вене в 1862 году. Суппе расширил более раннюю версию до двух актов и переименовал ее. Пиковая дама — французское название пушкинской «Пиковой дамы» , на котором очень свободно основано ее либретто. [ 2 ] Либретто рукописи имеет пометку «СС». В книге «Франц фон Суппе: Werk und Leben» Ганс-Дитер Розер предполагает, что это могло относиться к Зигмунду Шлезингеру (1832–1918), венскому писателю, известному своими короткими комическими пьесами. [ 3 ] В 2019 году Андреас Вайгель узнал, что автором либретто является С. Штрассер (вероятно, вторая жена Зуппе Софи Штрассер, с которой Суппе познакомился в 1860 году). [ 1 ]
Премьера новой оперетты состоялась в театре Талия в Граце в июне 1864 года, где Амалия Матерна исполнила центральную роль Юдит. [ 4 ] Точная дата премьеры в источниках разнится. Согласно Отто Шнайдерайту в книге «Франц фон Зуппе: der Wiener aus Dalmatien» , это было 24 июня, а Розер называет дату 20 июня. [ 3 ] [ 5 ] После премьеры в Граце, которую лично курировал Суппе, «Пиковая дама» . открылась в 1865 году в Карловом театре в Вене [ 6 ]
«Пиковая дама» в свое время была довольно успешной, но сейчас редко исполняется целиком. Его увертюра, опубликованная отдельно в 1867 году, тем не менее, является популярной концертной и записываемой пьесой. [ 2 ] [ 6 ] Другая музыка из Пике-Дама была выбрана Метрополитен-опера в 1931 году для включения в постановку Боккаччо того же года .
Запись
[ редактировать ]Совсем недавно, 1 декабря 2006 года, Пике Дам дал концерт в Кельнской филармонии под управлением Михаила Юровского . Позже в том же месяце это транслировалось по радио WDR . Более того, перед концертом те же певцы и дирижер сделали студийную запись, которая была выпущена в 2009 году на компакт-диске. Однако это представлено как «одно действие», и в нем отсутствует диалог. [ 3 ] [ 4 ] [ 7 ]
Роли
[ редактировать ]
Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, июнь 1864 г. [ 8 ] |
---|---|---|
Джудит, гадалка | меццо-сопрано | Амалия Матерна |
Эмиль, армейский офицер и композитор, приемный сын Юдит. | баритон | |
Хедвиг, влюбленная и любимая Эмилем | сопрано | |
Фабиан Мукер, опекун Хедвиги | тенор | |
Мадам Дюплезис, мать Хедвиги, богатая вдова. | говорящая роль | |
Генриетта, подруга Хедвиги | сопрано | |
Эмма, подруга Хедвиги | сопрано | |
Фанни, подруга Хедвиги | сопрано | |
Берта, подруга Хедвиги | сопрано | |
Клара, подруга Хедвиги | меццо-сопрано | |
Гебхардт, друг Эмиля | бас | |
Феликс, друг Эмиля | тенор |
Краткое содержание
[ редактировать ]История повествует о невзгодах молодых влюбленных, Эмиля, обедневшего композитора, и Хедвиги, дочери богатой вдовы. Хедвиг, в свою очередь, преследует ее опекун Фабиан Мукер, который тоже влюблен в нее (и ее состояние). Благодаря усилиям Юдит, гадалки и приемной матери Эмиля, все заканчивается благополучно: Эмиль и Хедвиг могут пожениться, а опекуном Хедвиг оказывается дядя Эмиля. [ 9 ]
Увертюра
[ редактировать ]По словам Роберта Летелье в его предисловии к книге « Франц фон Зуппе: Увертюры и прелюдии» в 2013 году , непреходящая популярность увертюры произведения как концертного произведения для оркестров проистекает из ее «разнообразных и ярких мелодий», прекрасного соло на флейте и тем, которые «перескакивают» между высшие и низшие инструменты оркестра. [ 6 ] Оригинальная оркестровая партитура увертюры была адаптирована для фортепиано в четыре руки Теодором Гербертом (1822–1891) и для фортепиано соло Клеменсом Шульце-Бизанцем (1876–1935). [ 10 ] Оно также было адаптировано для механического органа компанией Aeolian Company , которая описала это произведение в своем каталоге 1919 года:

Вначале звучит таинственная тема, повторяющаяся несколько раз, и эта тема оказывается затем просто аккомпанементом лирической мелодии, которая теперь звучит над ней и оказывается важным музыкальным фактором в увертюре, кульминацией которой является большая кульминация. После этого появляется веселая тема, ее оживленный, веселый характер составляет идеальный контраст с предыдущей музыкой. Добавляются еще одна прекрасная лирическая тема и веселая мелодия, а стремительная блестящая кода приводит увертюру к счастливому завершению. [ 11 ]
Увертюру «Пиковая дама» часто можно было услышать в кинотеатрах в эпоху немого кино , когда роскошным показам предшествовала увертюра или другое концертное произведение в исполнении живого оркестра. Музыкальный руководитель фильма и композитор Хьюго Ризенфельд включил его в десятку наиболее часто исполняемых музыкальных произведений в кинотеатрах той эпохи. [ 12 ] В фильме Д. У. Гриффита 1914 года « Юдит из Бетулии» была полная живая звуковая дорожка, указанная самим Гриффитсом, в которой увертюра «Пиковая дама» , сыгранная полностью, открывала вторую часть. ( «Юдит» Всего звуковая дорожка включала в себя 11 пьес, начиная с музыки из оперы Уоллеса «Маритана» Грига и заканчивая сюитой «Пер Гюнт» .) [ 13 ]
Записи
[ редактировать ]Единственная известная запись всей оперы:
- Суппе: Пике Дам – Анджара Ингрид Барц (Юдит); г-н Эрдманн (Хедвиг); Том Эрик Ли (Эмиль); Томас Девальд (Фабиан Мукер); Аннели Пфеффер (Генриетта); радио WDR Оркестр и хор ; Михаил Юровский (дирижер). Этикетка: CPO 777 480-2 [ 9 ]
Он был записан в зале Клауса фон Бисмарка в Кельне 21–29 ноября 2006 года с тем же составом, оркестром и дирижером, которые дали живое концертное исполнение произведения в Кельнской филармонии 1 декабря 2006 года. диалог в записи опущен.
Сама по себе увертюра появляется во многих оркестровых записях, в том числе сэра Невилла Марринера, дирижирующего Академией Святого Мартина в полях на EMI, Георга Шолти, дирижирующего Венским филармоническим оркестром , и Джона Барбиролли, дирижирующего оркестром Халле . [ 14 ] Он также появляется в « Суппе: увертюры и марши» с Неэме Ярви, дирижирующим Королевским шотландским национальным оркестром (выпущен в 2013 году). [ 15 ] Одна из самых ранних записей увертюры была сделана в 1917 году компанией Victor Talking Machine Company . [ 16 ] Отрывок из этой увертюры звучит в самом конце 10-го сезона сериала «М*А*С*Х» под названием «Представь себе это». [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Андреас Вайгель: Результаты отношений между Францем фон Зуппе и его второй женой Софи Штрассер. Исправление.
- ^ Jump up to: а б Траубнер, Ричард (2003). Оперетта: История театра , стр. 100–103. Рутледж. ISBN 1135887837
- ^ Jump up to: а б с Розер, Ханс Дитер (2007). Франц фон Суппе: Работа и жизнь , стр. 258, 278. Издание Steinbauer. ISBN 3902494220
- ^ Jump up to: а б Дрейссиг, Александр (5 января 2010 г.). «Суппе Франц из: Пиковая дама» (рецензия) . Классика сегодня. Проверено 5 февраля 2014 г. (на немецком языке) .
- ^ Шнайдерайт, Отто (1977). Франц фон Суппе: венцы из Далмации , с. 79. Песня Времени.
- ^ Jump up to: а б с Летелье, Роберт Игнатиус (2013). Франц фон Суппе: Увертюры и прелюдии , px Cambridge Scholars Publishing. ISBN 1443844608
- ^ Кёльнская филармония (2006). Концертная программа . Проверено 8 февраля 2014 г. (на немецком языке).
- ^ Роли и типы голоса взяты из Дрейссига, Александра (5 января 2010 г.) и Кельнерской филармонии (2006 г.)
- ^ Jump up to: а б Шеппард, Джон (февраль 2010 г.). «Обзор: Франц фон Суппе: Пике Дама (CPO 777 480-2)» . МьюзикВеб Интернэшнл. Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ ОСЛК 839152691 ; ОСЛК 496034923
- ^ Эолийская компания (1919). Эолийский орган и его музыка , с. 397
- ^ Кошарский, Ричард (1994). Вечернее развлечение: Художественный фильм «Эпоха молчания», 1915–1928 , с. 50. Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520085353
- ^ Лэнди, Марсия (ред.) (1991). Имитации жизни: Читатель мелодрамы кино и телевидения , с. 360. Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 0814320651 .
- ^ ОСЛК 42870707 ; ОСЛК 54377791
- ^ ОСЛК 823380314
- ^ New Victor Records, июль 1917 г. , с. 13. Компания Victor Talking Machine
- ^ МУЗЫКА M*A*S*H: ЧАРЛЬЗ И КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полная партитура увертюры к опере «Пиковая дама» (опубликованная в Лейпциге издательством CFW Siegel, 1867) в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Увертюра к опере «Пиковая дама» в исполнении Филармоники Акапулько оркестра. на официальном YouTube -канале