Jump to content

Пиковая дама (подавлена)

Пике Дам
Оперетта Франца фон Зуппе
Титульный лист партитуры к «Пиковая дама» увертюре , опубликованной в 1867 году.
Перевод Пиковая дама
Либреттист С. Штрассер
Язык немецкий
Премьера
Июнь 1864 г. ( 1864-06 )
Театр Талия, Грац

дама « Пиковая » — оперетта в двух действиях Франца фон Зуппе на на немецком языке, либретто в общих чертах основанное на Александра Пушкина рассказе 1834 года «Пиковая дама» . Автор либретто — С. Штрассер (вероятно, вторая жена Зуппе Софи Штрассер). [ 1 ] «Пиковая дама» представляла собой переработанную версию оперетты Суппе 1862 года «Die Kartenschlägerin» («Гадалка»), премьера которой состоялась в июне 1864 года в театре Талия в Граце . Сегодня это произведение прежде всего известно своей увертюрой , которая остается популярным концертным произведением.

Предыстория и история выступлений

[ редактировать ]

«Пиковая дама» - это переработанная версия более ранней (и неудачной) одноактной оперетты Суппе на ту же тему « Die Kartenschlägerin» («Гадалка»), премьера которой состоялась в Вене в 1862 году. Суппе расширил более раннюю версию до двух актов и переименовал ее. Пиковая дама — французское название пушкинской «Пиковой дамы» , на котором очень свободно основано ее либретто. [ 2 ] Либретто рукописи имеет пометку «СС». В книге «Франц фон Суппе: Werk und Leben» Ганс-Дитер Розер предполагает, что это могло относиться к Зигмунду Шлезингеру (1832–1918), венскому писателю, известному своими короткими комическими пьесами. [ 3 ] В 2019 году Андреас Вайгель узнал, что автором либретто является С. Штрассер (вероятно, вторая жена Зуппе Софи Штрассер, с которой Суппе познакомился в 1860 году). [ 1 ]

Премьера новой оперетты состоялась в театре Талия в Граце в июне 1864 года, где Амалия Матерна исполнила центральную роль Юдит. [ 4 ] Точная дата премьеры в источниках разнится. Согласно Отто Шнайдерайту в книге «Франц фон Зуппе: der Wiener aus Dalmatien» , это было 24 июня, а Розер называет дату 20 июня. [ 3 ] [ 5 ] После премьеры в Граце, которую лично курировал Суппе, «Пиковая дама» . открылась в 1865 году в Карловом театре в Вене [ 6 ]

«Пиковая дама» в свое время была довольно успешной, но сейчас редко исполняется целиком. Его увертюра, опубликованная отдельно в 1867 году, тем не менее, является популярной концертной и записываемой пьесой. [ 2 ] [ 6 ] Другая музыка из Пике-Дама была выбрана Метрополитен-опера в 1931 году для включения в постановку Боккаччо того же года .

Совсем недавно, 1 декабря 2006 года, Пике Дам дал концерт в Кельнской филармонии под управлением Михаила Юровского . Позже в том же месяце это транслировалось по радио WDR . Более того, перед концертом те же певцы и дирижер сделали студийную запись, которая была выпущена в 2009 году на компакт-диске. Однако это представлено как «одно действие», и в нем отсутствует диалог. [ 3 ] [ 4 ] [ 7 ]

Амалия Матерна , исполнившая роль Юдит в премьере 1864 года.
Роль Тип голоса Премьера актерского состава, июнь 1864 г. [ 8 ]
Джудит, гадалка меццо-сопрано Амалия Матерна
Эмиль, армейский офицер и композитор, приемный сын Юдит. баритон
Хедвиг, влюбленная и любимая Эмилем сопрано
Фабиан Мукер, опекун Хедвиги тенор
Мадам Дюплезис, мать Хедвиги, богатая вдова. говорящая роль
Генриетта, подруга Хедвиги сопрано
Эмма, подруга Хедвиги сопрано
Фанни, подруга Хедвиги сопрано
Берта, подруга Хедвиги сопрано
Клара, подруга Хедвиги меццо-сопрано
Гебхардт, друг Эмиля бас
Феликс, друг Эмиля тенор

Краткое содержание

[ редактировать ]

История повествует о невзгодах молодых влюбленных, Эмиля, обедневшего композитора, и Хедвиги, дочери богатой вдовы. Хедвиг, в свою очередь, преследует ее опекун Фабиан Мукер, который тоже влюблен в нее (и ее состояние). Благодаря усилиям Юдит, гадалки и приемной матери Эмиля, все заканчивается благополучно: Эмиль и Хедвиг могут пожениться, а опекуном Хедвиг оказывается дядя Эмиля. [ 9 ]

Увертюра

[ редактировать ]

По словам Роберта Летелье в его предисловии к книге « Франц фон Зуппе: Увертюры и прелюдии» в 2013 году , непреходящая популярность увертюры произведения как концертного произведения для оркестров проистекает из ее «разнообразных и ярких мелодий», прекрасного соло на флейте и тем, которые «перескакивают» между высшие и низшие инструменты оркестра. [ 6 ] Оригинальная оркестровая партитура увертюры была адаптирована для фортепиано в четыре руки Теодором Гербертом (1822–1891) и для фортепиано соло Клеменсом Шульце-Бизанцем (1876–1935). [ 10 ] Оно также было адаптировано для механического органа компанией Aeolian Company , которая описала это произведение в своем каталоге 1919 года:

Франц фон Зуппе в молодости

Вначале звучит таинственная тема, повторяющаяся несколько раз, и эта тема оказывается затем просто аккомпанементом лирической мелодии, которая теперь звучит над ней и оказывается важным музыкальным фактором в увертюре, кульминацией которой является большая кульминация. После этого появляется веселая тема, ее оживленный, веселый характер составляет идеальный контраст с предыдущей музыкой. Добавляются еще одна прекрасная лирическая тема и веселая мелодия, а стремительная блестящая кода приводит увертюру к счастливому завершению. [ 11 ]

Увертюру «Пиковая дама» часто можно было услышать в кинотеатрах в эпоху немого кино , когда роскошным показам предшествовала увертюра или другое концертное произведение в исполнении живого оркестра. Музыкальный руководитель фильма и композитор Хьюго Ризенфельд включил его в десятку наиболее часто исполняемых музыкальных произведений в кинотеатрах той эпохи. [ 12 ] В фильме Д. У. Гриффита 1914 года « Юдит из Бетулии» была полная живая звуковая дорожка, указанная самим Гриффитсом, в которой увертюра «Пиковая дама» , сыгранная полностью, открывала вторую часть. ( «Юдит» Всего звуковая дорожка включала в себя 11 пьес, начиная с музыки из оперы Уоллеса «Маритана» Грига и заканчивая сюитой «Пер Гюнт» .) [ 13 ]

Единственная известная запись всей оперы:

Он был записан в зале Клауса фон Бисмарка в Кельне 21–29 ноября 2006 года с тем же составом, оркестром и дирижером, которые дали живое концертное исполнение произведения в Кельнской филармонии 1 декабря 2006 года. диалог в записи опущен.

Сама по себе увертюра появляется во многих оркестровых записях, в том числе сэра Невилла Марринера, дирижирующего Академией Святого Мартина в полях на EMI, Георга Шолти, дирижирующего Венским филармоническим оркестром , и Джона Барбиролли, дирижирующего оркестром Халле . [ 14 ] Он также появляется в « Суппе: увертюры и марши» с Неэме Ярви, дирижирующим Королевским шотландским национальным оркестром (выпущен в 2013 году). [ 15 ] Одна из самых ранних записей увертюры была сделана в 1917 году компанией Victor Talking Machine Company . [ 16 ] Отрывок из этой увертюры звучит в самом конце 10-го сезона сериала «М*А*С*Х» под названием «Представь себе это». [ 17 ]

  1. ^ Jump up to: а б Андреас Вайгель: Результаты отношений между Францем фон Зуппе и его второй женой Софи Штрассер. Исправление.
  2. ^ Jump up to: а б Траубнер, Ричард (2003). Оперетта: История театра , стр. 100–103. Рутледж. ISBN   1135887837
  3. ^ Jump up to: а б с Розер, Ханс Дитер (2007). Франц фон Суппе: Работа и жизнь , стр. 258, 278. Издание Steinbauer. ISBN   3902494220
  4. ^ Jump up to: а б Дрейссиг, Александр (5 января 2010 г.). «Суппе Франц из: Пиковая дама» (рецензия) . Классика сегодня. Проверено 5 февраля 2014 г. (на немецком языке) .
  5. ^ Шнайдерайт, Отто (1977). Франц фон Суппе: венцы из Далмации , с. 79. Песня Времени.
  6. ^ Jump up to: а б с Летелье, Роберт Игнатиус (2013). Франц фон Суппе: Увертюры и прелюдии , px Cambridge Scholars Publishing. ISBN   1443844608
  7. ^ Кёльнская филармония (2006). Концертная программа . Проверено 8 февраля 2014 г. (на немецком языке).
  8. ^ Роли и типы голоса взяты из Дрейссига, Александра (5 января 2010 г.) и Кельнерской филармонии (2006 г.)
  9. ^ Jump up to: а б Шеппард, Джон (февраль 2010 г.). «Обзор: Франц фон Суппе: Пике Дама (CPO 777 480-2)» . МьюзикВеб Интернэшнл. Проверено 5 февраля 2014 г.
  10. ^ ОСЛК   839152691 ; ОСЛК   496034923
  11. ^ Эолийская компания (1919). Эолийский орган и его музыка , с. 397
  12. ^ Кошарский, Ричард (1994). Вечернее развлечение: Художественный фильм «Эпоха молчания», 1915–1928 , с. 50. Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0520085353
  13. ^ Лэнди, Марсия (ред.) (1991). Имитации жизни: Читатель мелодрамы кино и телевидения , с. 360. Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN   0814320651 .
  14. ^ ОСЛК   42870707 ; ОСЛК   54377791
  15. ^ ОСЛК   823380314
  16. ^ New Victor Records, июль 1917 г. , с. 13. Компания Victor Talking Machine
  17. ^ МУЗЫКА M*A*S*H: ЧАРЛЬЗ И КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cba042257bd1c80c5eb4bc6697689812__1709849040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/12/cba042257bd1c80c5eb4bc6697689812.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pique Dame (Suppé) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)