Пиковая дама (фильм, 1982)
Пиковая дама | |
---|---|
Режиссер | Igor Maslennikov |
Написал | Alexander Pushkin Aleksandr Shlepyanov |
В главных ролях | Виктор Проскурин Иннокентий Смоктуновский |
Рассказал | Alla Demidova |
Кинематография | Юрий Векслер |
Музыка | Дмитрий Бортнянский |
Распространено | Ленфильм |
Дата выпуска |
|
Время работы | 92 минуты |
Страна | Советский Союз |
Язык | Русский |
Пиковая дама ( русский : «Пиковая дама» , латинизированный : Пиковая дама ) — экранизация 1982 года Александра Пушкина рассказа одноименного 1834 года .
Фильм представляет собой дословную (включая эпиграфы) экранизацию повести Пушкина.
Сюжет
[ редактировать ]Фактически, в нем сохранен практически весь оригинальный текст рассказа. Масленников делает все возможное, чтобы создать «реалистическую» версию сказки, используя костюмы, точно отражающие эпоху, снимая исключительно в Санкт-Петербурге и даже ограничивая саундтрек старинной музыкой (сочинениями Дмитрия Бортнянского). Даже эпиграфы в начале каждой краткой главы печатаются на экране.
Чтобы придерживаться пушкинского текста, на улицах и салонах Петербурга появляется рассказчик (в исполнении Аллы Демидовой), убедительно рассказывающий историю словами Пушкина. Она начинает повествование, открывая дверь в столовую Нарумова (которого играет Константин Григорьев), где несколько аристократических гвардейских офицеров всю ночь играли в карты. За их игрой наблюдает Герман/Германн (в исполнении Виктора Проскурина), офицер инженерного корпуса (и, следовательно, не принадлежащий к высокому аристократическому сословию остальных офицеров). Он, кажется, увлечен карточной игрой и очень внимателен к разговорам гвардейских офицеров. Германн — этнический немец и, похоже, соответствует российскому стереотипу бережливого немца: он не играет в азартные игры, потому что не желает рисковать потерей «того, что необходимо, чтобы получить то, что лишнее».
Ночь подходит к концу, и один из офицеров, граф Павел («Павел») Томский (в исполнении Виталия Соломина) рассказывает историю из юности своей уже состарившейся бабушки, которая когда-то набрала во Франции огромный карточный долг: и якобы обратился за помощью к загадочному графу Сен-Жермену. Томский далее утверждает, что граф дал ей выигрышную комбинацию карт, и она отыграла достаточно, чтобы погасить свой игровой долг. Томский далее утверждает, что его бабушка, которой сейчас за восемьдесят, отказывается делиться секретом с кем-либо из его семьи. Томский немного увлекается своим рассказом, говоря, что кардинал Ришелье был безумно влюблен в его бабушку. Знаменитый кардинал Ришелье (1585-1642) жил до времен своей бабушки, поэтому мы можем только предположить, что он имел в виду менее знаменитого Луи-Франсуа-Армана дю Плесс Ришелье (1696-1788), французского маршала и внучатого племянника французского короля Ришелье. известный кардинал и государственный деятель. Кроме того, упоминание графа Сен-Жермена (1710-1784), загадочного персонажа, связанного с оккультизмом, делает историю немного фантастической, и другие офицеры, возможно, это приняли к сведению, но Германн воспринимает историю совершенно буквально.
К пожилой графине Анне Федотовне (в исполнении Елены Гоголевой) приходит молодая спутница («подопечная», вероятно, обедневшая дальняя родственница) по имени Лизавета Ивановна (в исполнении Ирины Дымченко), и Германн начинает искать способ завязать роман. с Лизаветой, чтобы получить доступ к пожилой графине и ее тайне.
После того, как Германн по неосторожности стал причиной смерти графини, его посещает ее призрак, который рассказывает ему тайну трех карт. Германн теперь уверен, что сможет использовать секрет, чтобы выиграть состояние. Он использует свои связи среди гвардейских офицеров, чтобы получить доступ к элитной карточной игре «Чекалинский» (в исполнении Иннокентия Смоктоновского), где рискует своим скромным состоянием в попытке получить фантастическое богатство.
Немецкий стереотип вывернулся наизнанку: Германн превратился из трезвого, трудолюбивого и бережливого человека в одержимого стремлением быстро и легко разбогатеть, и это его губит.
Бросать
[ редактировать ]- Alla Demidova as the narrator
- Виктор Проскурин в роли Германа
- Ирина Дымченко в роли Лизы
- Elena Gogoleva as Countess
- Vitaly Solomin as Count Tomsky
- Иннокентий Смоктуновский в роли Чекалинского
Комментарий
[ редактировать ]Игорь Масленников сказал о фильме:
- «Пиковая дама» вышла во мне абсолютно такой, какой я хотел ее видеть – не только как кинорежиссера, но и как мужчины с классическим филологическим образованием. Мы довели до сознания зрителя подлинный, правдивый текст этого произведения Пушкина, и действительно многие получают «Пиковую даму» на материале Чайковского оперы . Есть даже путеводитель по Петербургу, в котором под фотографией зимней канавки стоит подпись: «Зимняя канавка, в которой утонула пушкинская Лиза». Тут сразу несколько ошибок. Достаточно сказать, что нигде у Пушкина нет не Лизы, а Лизаветы Ивановны, которая благополучно выходит замуж... И вот эти мифы мы попытались разрушить...».
- "...самый главный миф - о Германе, который у Пушкина не был ни демоническим, ни романтическим героем. Вот такой немчик [ а ] , которых в Петербурге было немало - 30% населения. Пушкин всех их раздражал, Герману он дал уничижительную характеристику: никто из офицеров не воспринимал чепухи о трех картах, сам же этому полагал; проходя мимо дома графини, он увидел ее племянницу и стал писать ей. Но не свои, а скопированные страницы из немецких романов».
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «немчик» — уничижительная форма слова немец , «немец».
Ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1982 года
- Русскоязычные фильмы 1980-х годов
- Драмы в жанре фэнтези 1980-х годов
- фильмы о привидениях 1980-х годов
- Драматические фильмы ужасов 1980-х годов
- Советские фантастические драмы
- Советские фильмы-драмы ужасов
- Русские фильмы об азартных играх
- Фильмы режиссёра Игоря Масленникова
- Фильмы по мотивам Пиковой дамы
- Фильмы, действие которых происходит в 1820-х годах.
- Фильмы, действие которых происходит в Санкт-Петербурге.
- Ленфильм фильмы