Дмитрий Бортнянский
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Дмитрий Бортнянский | |
---|---|
Дмитрий Бортнянский | |
Рожденный | Dmitry Stepanovich Bortniansky 28 октября 1751 г. |
Умер | 10 октября 1825 г. Санкт-Петербург , Российская Империя | ( 73 года
Эра | Классический |
Dmitry Stepanovich Bortniansky [ 1 ] [ 2 ] [ н 1 ] (28 октября 1751 — 10 октября [ OS 28 сентября] 1825) — российский императорский композитор . [ 3 ] украинского казачьего происхождения. [ 4 ] Он также был клавесинистом и дирижером, служившим при дворе Екатерины Великой . Бортнянский имел решающее значение для музыкальной истории как России, так и Украины, причем обе страны считали его своим. [ 5 ] [ 6 ]
Бортнянский, которого сравнивали с Палестриной , [ 7 ] известен сегодня своими литургическими произведениями и плодотворным вкладом в жанр хоровых концертов . [ 8 ] Он входил в «золотую тройку» своего времени наряду с Артемием Веделем и Максимом Березовским . [ 9 ] [ 6 ] Бортнянский был настолько популярен в Российской империи, что его фигура была представлена в 1862 году в бронзовом памятнике Тысячелетия России в Новгородском кремле . Он сочинял во многих различных музыкальных стилях, включая хоровые композиции на французском, итальянском, латинском, немецком и церковнославянском языках .
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Дмитрий Бортнянский родился 28 октября 1751 года в городе Глухове . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Казачья Гетманщина , Российская империя (ныне Глухов, Сумская область , Украина). Его отцом был Стефан Скурат (или Шкурат), лемко-русинский православный религиозный беженец из деревни Бартне Малопольского воеводства Польши. Скурат служил казаком при Кирилле Разумовском ; он был занесен в казачий реестр в 1755 году. [ 13 ] Мать Дмитрия была казацкого происхождения; ее имя после первого замужества было Марина Дмитриевна Толстая, как вдова русского помещика Толстого , жившего в Глухове.
В семь лет потрясающий талант Дмитрия в местном церковном хоре открыл ему возможность переехать в Санкт-Петербург , столицу империи, и присоединиться к хору Императорской капеллы . Сводный брат Дмитрия Иван Толстой также пел в хоре Императорской капеллы. [ 14 ] Дмитрий обучался музыке и композиции под руководством руководителя хора Императорской капеллы Бальдассаре Галуппи . В 1769 году Галуппи уехал в Италию и забрал мальчика с собой.
Поднимите к славе
[ редактировать ]В Италии Бортнянский добился значительных успехов, сочиняя оперы: «Креонт» (1776) и «Алкид» (1778) в Венеции , и «Квинто Фабио» (1779) в Модене . Он также сочинял духовные произведения на латыни и немецком языке, как а капелла , так и с оркестровым сопровождением, в том числе « Аве Мария» для двух голосов и оркестра.
Бортнянский вернулся в Придворную капеллу Санкт-Петербурга в 1779 году. Он написал еще как минимум четыре оперы на французском языке на либретти Франца-Германа Лафермьера: «Фокон» (1786), «Праздник сеньора» (1786), «Дон Карлос» (1786). [ нужна ссылка ] и Le fils-rival ou La Moderne Stratonice (1787). Бортнянский в это время написал ряд инструментальных произведений, в том числе фортепианные сонаты, фортепианный квинтет с арфой, цикл французских песен. Он также сочинял литургическую музыку для Восточной Православной Церкви , сочетая восточно- и западноевропейские стили духовной музыки, включая полифонию, которой он научился в Италии; некоторые произведения были полихоральными , в стиле, произошедшем от венецианской полихоральной техники Габриэли .
В 1796 году Бортнянский был назначен директором Императорского хора капеллы, первым директором Российской империи. Имея в своем распоряжении такой великолепный инструмент, он создал множество сочинений, в том числе более 100 религиозных произведений, духовных концертов (35 для четырехголосного смешанного хора, 10 для двойных хоров), кантат и гимнов.
Смерть
[ редактировать ]Бортнянский умер в Санкт-Петербурге 10 октября 1825 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Его останки были перенесены в Александро-Невскую лавру в XX веке. [ 15 ]
Наследие
[ редактировать ]В 1882 году Петр Ильич Чайковский редактировал литургические сочинения Бортнянского, вышедшие в десяти томах. Бортнянский писал оперы и инструментальные композиции, но чаще всего сегодня исполняются его священные хоровые произведения. Этот обширный труд остается центральным не только для понимания православной духовной музыки XVIII века, но и впоследствии оказал влияние на русских и украинских композиторов XIX века. [ нужна ссылка ]
Мелодия, которую он написал для латинского гимна Tantum Ergo, со временем стала известна в славянских землях как Коль славен (Kol Славен) , и в этой форме она до сих пор поется как церковный гимн. Мелодия также была популярна среди масонов . Он путешествовал по англоязычным странам и стал известен под названиями Россия , Санкт-Петербург или Уэллс . В Германии песня была соединена с текстом Герхарда Терстегена и стала известным хоралом и традиционной частью военной церемонии Großer Zapfenstreich (Большая татуировка) , высшего церемониального акта немецкой армии, воздаваемого как честь выдающимся лица в особых случаях. До Октябрьской революции играл кремлевский карильон . 1917 года эту мелодию каждый день в полдень [ нужна ссылка ]
Джеймс Блиш , написавший множество эпизодов оригинального сериала « Звездный путь» , отметил в одном рассказе « Кого уничтожают боги » Бортнянского », что «Ich bete an die Macht der Liebe была темой, «под которую все классы Академии Звездного Флота шли к своему выпуску». " [ нужна ссылка ]
Бортнянский сочинил «Ангел Благодатную приветствовал» (гимн Божией Матери, исполняемый на Пасху) как трио, используемое многими православными церквями в пасхальное время. [ нужна ссылка ]
Влияние
[ редактировать ]Творчество Бортнянского оказало значительное влияние на развитие русской и украинской музыки. [ 5 ] [ 6 ]
Почти полвека жизни Бортнянского было связано с музыкальным образованием, с важнейшими процессами становления музыкальной культуры в Российской империи. [ 16 ] По мнению российского музыковеда Бориса Асафьева , «Бортнянский выработал стиль с характерными инверсиями, который сохранил свое влияние на протяжении нескольких последующих поколений. Эти типичные обращения дошли не только до Михаила Глинки , но и до Петра Ильича Чайковского , Николая Римского-Корсакова и Александра Бородина ». [ 17 ]
В то же время, начиная с 1920-х годов, творчество Бортнянского стало предметом особого внимания украинских музыкантов. Статья Станислава Людкевича «Д. Бортнянский и современная украинская музыка» (1925) призывала украинских музыкантов развивать традиции, заложенные Бортнянским, «глубже и полнее погружаться в великую культурную сокровищницу, сосредоточенную в творчестве Бортнянского, искать истоки». в этом и основы нашего возрождения».
Традиционно украинские музыковеды подчеркивают использование в хоровом творчестве интонаций украинских народных песен, поскольку первые музыкальные впечатления композитора были получены именно в Украине. Большинство друзей Бортнянского в хоре были украинцами, как и его педагог Марк Полторацкий . [ нужна ссылка ] В частности, Лидия Корний отмечает: [ 18 ]
- характерен для украинских песен нисходящая лирическая шестая V - VII# - I степень (на примере хоровых концертов: № 13, конец II части, и № 28, финал)
- типичные инверсии с редуцированной четвертой между III и VII# ступенями минора,
- Для лирических песен характерны заунывные интонации с увеличенной секундой между III и IV# ступенями минора.
Людкевич также отмечает украинские интонации в произведениях Бортнянского:
хотя он и перенял манеры итальянского стиля и стал реформатором церковного пения в Петербурге, тем не менее во всех его произведениях (даже с такими противными нашему духу «фугами») было так много типично украинской мелодичности, что из-за этого он просто теперь стали непопулярны москвичи, и каждый иностранец с первого раза слышит в них что-то неизвестное для себя, оригинальное [ нужны разъяснения ] [ 19 ]
Влияние Bortniansky 's work noted in works of Ukrainian composers Mykola Lysenko , Kyrylo Stetsenko , Mykhailo Verbytsky , Mykola Leontovych , M. Dremlyuga, Levko Revutsky , K. Dominchen, Borys Lyatoss .
Работает
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]- Креон (1776 г., Венеция на итальянском языке)
- Альсид (1778 г., Венеция на итальянском языке)
- Квинто Фабио (1779 г. , Модена на итальянском языке)
- Le faucon ( Гатчина , 1786 г. , на французском языке, на либретто Франца-Германа Лафермьера)
- Праздник Господень [ 20 ] (1786 г. Павловск на французском языке, на либретто Франца-Германа Лафермьера)
- Дон Карлос ( Санкт-Петербург , 1786 г. , на французском языке, на либретто Франца-Германа Лафермьера) [ нужна ссылка ]
- Le Fils-Rival ou La Moderne Stratonice (Павловск, 1787 г., на французском языке, на либретто Франца-Германа Лафермьера)
Хоры (на церковнославянском языке)
[ редактировать ]- Da ispravitsia molitva moja ("Let My Prayer Arise") no. 2.
- Херувимские гимны №№. 1-7
- Концерт № 1: Vospoitje Gospodjevi («Пойте Господу»)
- Concerto No. 6: Slava vo vyshnikh Bogu, y na zemli mir ("Glory to God in the highest, and peace on earth")
- Концерт №. 7: Priiditje, vozradujemsja Gospodjevi («Приходите, порадуемся»)
- Concerto No. 9: Sei djen', jego zhe Gospodi, konchinu moju
- Концерт № 11: Благословен Господин («Благословен Господь»)
- Концерт №. 15: Приидитье, воспоим, люди
- Концерт № 18: «Благо шутка исповедоваться» («Благо Господа славить», Псалом 92)
- Концерт №. 19: «Господь сказал моему Господу » («Господь сказал моему Господу», Псалом 110)
- Concerto No. 21: Жывый в помощи Вишньяго ("He That Dwelleth", Psalm 91)
- Концерт № 24: Возвёдох очи мои в горы («Я поднимаю очи мои к горам»)
- Концерт № 27: Глазом мой ко господу воззвах («Голосом своим я воззвал к Господу»)
- Concerto No. 32: Skazhy mi, Gospodi, konchinu moju ("Lord, Make Me Know My End")
- Концерт №. 33: 5 «Почему удручена ты, душа моя?», Псалом 42:
Концерт-Симфония
[ редактировать ]- Концерт-симфония для фортепиано, арфы, двух скрипок, виолы да гамба, виолончели и фагота си-бемоль мажор (1790).
Квинтет
[ редактировать ]- Квинтет для фортепиано, арфы, скрипки, виолы да гамба и виолончели (1787).
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Русский : Дмитрий Степанович Бортнянский , романизированный : Дмитрий Степанович Бортнянский ; Russian : Дмитрий Степанович Бортнянский , романизированный : Дмитрий Степановых Бортнянский ; alternative transcriptions of names являются Дмитрий Bortnianskii , и Bortnyansky
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рицарев, Марина: Русская музыка восемнадцатого века. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, 2016. С. 105.
- ^ Кембриджская история музыки
- ^ * Дмитрий Степанович Бортнянский (Энциклопедия Колумбии)
- Кембриджская история музыки
- Дмитрий Степанович Бортнянский (Большая Российская энциклопедия). Архивировано 24 октября 2021 года в Wayback Machine.
- Краткий Оксфордский музыкальный словарь
- Ржевский, Николай: Кембриджский спутник современной русской культуры. Кембридж, 1998. С. 239.
- Эррен, Лоренц: Музыка при русском дворе: до, во время и после Петра Великого (1650-1750). Ольденбург: Де Грюйтер, 2017. С. 236.
- ^ * Катчановски, Иван; Zenon E., Kohut; Bohdan Y., Nebesio; Myroslav, Юркевич (2013). Historical Dictionary of Ukraine . Scarecrow Press. p. 386. ISBN 9780810878471 .
- Subtelny, Orest (2009). Ukraine: A History, 4th Edition (PDF) . University of Toronto Press. p. 197. ISBN 9781442697287 .
- Джордж Гроув (1980), Сэди, Стэнли (редактор), Словарь музыки и музыкантов Нью-Гроув , том. 3, издательство Macmillan, с. 70, ISBN 9780333231111
- Гордичук, MM (1978). "Bortniansky Dmytro Stepanovych" . Украинская Советская Энциклопедия (в Украину). Vol. 2. Kyiv. p. 8.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ручек, Джозеф Слэби, изд. (1949), Славянская энциклопедия , вып. 1, Философская библиотека, с. 110, ISBN 9780804605373
- Томпсон, Оскар (1985), Боле, Брюс (ред.), Международная циклопедия музыки и музыкантов , Додд, Мид, стр. 260, ISBN 9780396084129
- Стром, Рейнхард (2001). Диаспора итальянской музыки и музыкантов восемнадцатого века . Бреполи. п. 227. ИСБН 9782503510200 .
- Ржевский, Николай (1998). Кембриджский спутник современной русской культуры . Издательство Кембриджского университета. п. 51 . ISBN 9780521477994 .
Дмитрий Бортнянский украинец.
- Унгер, Мелвин П. (2010). Исторический словарь хоровой музыки . Пугало Пресс. п. 43. ИСБН 9780810873926 .
- Кузьма, Марика (1996). «Бортнянский а-ля Бортнянский: Исследование источников хоровых концертов Дмитрия Бортнянского». Журнал музыковедения . 14 (2): 183–212. дои : 10.2307/763922 . ISSN 0277-9269 . JSTOR 763922 .
- ^ Перейти обратно: а б Кузьма, Марика (1996). «Бортнянский а-ля Бортнянский: Исследование источников хоровых концертов Дмитрия Бортнянского». Журнал музыковедения . 14 (2): 183–212. дои : 10.2307/763922 . ISSN 0277-9269 . JSTOR 763922 .
- ^ Перейти обратно: а б с Запутанная история Украины и России приводит к музыкальной головоломкеhourclassical.org 2022
- ^ Ржевский, Николай: Кембриджский спутник современной русской культуры. Кембридж, 1998. С. 239. book.google.com.
- ^ Морозан, Владимир (2013). «Русский хоровой репертуар» . В Ди Грации, Донна М. (ред.). Хоровая музыка XIX века . Рутледж. п. 437. ИСБН 9781136294099 .
- ↑ Золотая тройка BBC, 21 августа 2011 г.
- ^ Краткий Оксфордский музыкальный словарь www.encyclepedia.com
- ^ Рицарев, Марина: Русская музыка восемнадцатого века. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, 2016. С. 105.
- ^ История русской церковной музыки, 988-1917. Брилл, 1982. С. 94.
- ^ " Дмитрий Бортнянский – сын лемка из Бортного" [Dmytro Bortnyansky is the son of a Lemko from Bortny]. Archived из original на 2 May 2012 . Retrieved 2 января 2012 .
- ^ Ковалев, Константин: Бортнянский. Москва 1998. С. 34.books.google.de.
- ^ «Время Гимнов» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2010 года . Проверено 31 января 2009 г.
- ^ Проблемы «украинизации» творчества и имени композитора Д. С. Бортнянского ( tr. "Problems of "Ukrainization" of creativity and the name of the composer D.S.Bortnyansky" )
- ^ Асафьев. Полное собрание работ. Том 1 — М. 1954. — с. 125 [на русском языке]
- ^ Корний Л. История украинской музыки. Том 2 .Киев; Харьков, Нью-Йорк: М. П. Коц, 1998. — с.244 [на украинском языке]
- ↑ Ludkewicz S. (1905) Nationalism in music In S. Liudkevych. Досмысления, статистики, рецензии, выражения [С. Лидкевич. Research, articles, reviews, speeches] (1999): Vol. 1, p.39
- ^ (in Russian) " Бортнянский, Дмитрий Степанович " ( "Bortnyansky, Dmitry Stepanovich" ). Krugosvet Encyclopedia
Библиография
[ редактировать ]- Рицарева, Марина (2006). Русская музыка XVIII века . (Эшгейт). ISBN 978-0-7546-3466-9 .
- Бортнянский, Д.С. (2020). Чувашов А.В. (ред.). произведения ( Светские на русском языке) (2-е изд.). ISBN 978-5-8114-3498-5 .
- Мотеты . Motets. Chuvashov, A. V. (ed.). Публикация, исследования и комментарии А. В. Чувашова. СПб.: Планета музыки, 2023. 248 с.
- Chuvashov, A. V. (2020). Shcheglova, E. P. (ed.). Из фондов Кабинета рукописей Российского института истории искусств: Статьи и Сообщения [ From the Cabinet of Manuscripts of the Russian Institute of Art History: Articles and Communications ] (PDF) (in Russian). pp. 21–119. ISBN 978-5-86845-254-3 .
- Chuvashov, A. V. (2021). "Неизвестная оратория Д. С. Бортнянского на текст П. Метастазио" [Unknown oratorio by D. S. Bortnyansky on the text by P. Metastasio.] (PDF) . Временник Зубовского Института [ Annals of the Zubov Institute ] (in Russian). 1 (32): 60–67. ISSN 2221-8130 .
- Чувашов А. В. Д. С. Бортнянский. Духовные концерты с оркестром (кантаты на основе духовных концертов) . Временник Зубовского института. 2022. № 3 (38). С. 48–74.
- Чувашов А. В. Нотные копиисты Д. С. Бортнянского в Италии и России . Научный вестник Московской консерватории. Том 13. Выпуск 4 (декабрь 2022). С. 656–677.
- Чувашов А. В. Бортнянский Д. С. «Песнословие на Прибытие Е. И. В. Павла Первого в Москву 1797–го году». Неизвестные подробности первого исполнения . История отечественной культуры в архивных документах : сборник статей / сост. и отв. ред. Е. А. Михайлова, ред. Л. Н. Сухоруков. СПб, 2022. Вып. 3. С. 115–122. Электронная копия: https://vivaldi.nlr.ru/bx000041617/view/?#page=116
- Smirnov, Askold (2014). Д. С. Бортнянский в мировом изобразительном искусстве XVIII–XXI веков: альбом иконографических материалов [ D. S. Bortniansky in Art ] (in Russian). ISBN 978-5-7793-0280-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бортнянский Дмитрий Степанович в Колумбийской энциклопедии
- Бортнянский: Основная биография на русском языке Константина Ковалева (Constantin Kovalev) - англ. и Все о Дмитрии Бортнянском + Обычные ошибки в биографии композитора (нынешнее время) - англ.
- Бортнянский Дмитрий в Энциклопедии Украины
- Бортнянский, Дмитрий Степанович в The Cyber Hymnal
- Бортнянский, Дмитрий Степанович в Карадаре Классическая Музыка
- Musicus Bortnianski , камерный хор из Торонто, специализирующийся на исполнении и исследованиях Бортнянского.
- Бесплатные партитуры Дмитрия Бортнянского в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Дмитрия Бортнянского в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- В проекте Mutopia есть композиции Дмитрия Бортнянского.
- Хоровые концерты в исполнении Камерного хора Бортнянского, Чернигов (ВИДЕО)
- 1751 рождений
- 1825 смертей
- People from Hlukhiv
- Люди из казачьего Гетманщины
- Похороны на Тихвинском кладбище.
- Композиторы классического периода
- Классические композиторы церковной музыки
- Оперные композиторы Российской империи.
- Классические композиторы Российской Империи.
- Дирижеры (музыка) из Российской Империи
- Украинский народ в Российской Империи
- Украинские композиторы-мужчины-классики
- Украинские мужчины-дирижеры (музыка)
- Украинские оперные композиторы
- Музыканты-мужчины XVIII века
- Музыканты-мужчины XIX века