Франциск Суппе

Франц фон Суппе , урожденный Франческо Эсекьеле Эрменегильдо де Суппе (18 апреля 1819 — 21 мая 1895), был австрийским композитором лёгких опер и другой театральной музыки. Он происходил из Королевства Далмация , Австро-Венгерской империи (ныне часть Хорватии). Композитор и дирижер эпохи романтизма , он известен своими четырьмя десятками оперетт , включая первую оперетту на немецкое либретто. Некоторые из них остаются в репертуаре, особенно в немецкоязычных странах, и он написал значительное количество церковной музыки, но сейчас он известен главным образом своими увертюрами, которые остаются популярными в концертном зале и на пластинках. Среди наиболее известных — «Поэт и крестьянин» , «Легкая кавалерия» , «Утро, полдень и ночь в Вене» и «Пиковая дама» .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Родители Суппе назвали его Франческо Эзекиеле Эрменегильдо, когда он родился 18 апреля 1819 года в Спалато, ныне Сплит , Далмация , Хорватия . [ 1 ] Его отец – как и его отец до него – был государственным служащим на службе Австрийской империи . [ 2 ] Мать Суппе была родом из Вены. [ 1 ]
Факты ранних лет Суппе оспариваются. И при его жизни, и после его смерти о его биографии распространялись различные необоснованные утверждения. В первом издании «Словаря музыки и музыкантов» Гроува (1884 г.) неверно утверждается, что Суппе имели бельгийское происхождение, что Суппе родился в 1820 году на борту корабля в Спалато и что его полное имя было Франческо Эзекиеле Эрменегильдо Кавальере Суппе Демелли. [ 3 ] [ 4 ] Другая неверная информация содержится в биографии Зуппе 1905 года, написанной Отто Келлером, мужем одной из внучек композитора, основанной на недостоверных воспоминаниях вдовы Суппе. [ 4 ] [ н 1 ]
Суппе провел свое детство в Заре, ныне Задар , где он получил первые уроки музыки и начал сочинять музыку в раннем возрасте. В детстве его поддерживали в музыке местный капельмейстер и хормейстер собора Зара . Подростком в Заре Суппе изучал флейту и гармонию. [ 1 ] По некоторым данным, его отец хотел, чтобы он стал юристом, и отправил его учиться в Падую . [ 6 ] [ 7 ] откуда он якобы посетил Милан , познакомился с Россини , Доницетти и Верди и посетил представления их опер. [ 1 ] [ н 2 ] По другой версии, он изучал философию в Падуе, а позже изучал право в Вене. [ 9 ]
После смерти отца Зуппе в 1835 году семья переехала в Вену, где Суппе изучал музыку у Игнаца фон Зейфрида , ученика Моцарта . Суппе играл на флейте в различных оркестрах и преподавал итальянский язык. (Его родным языком был итальянский, и хотя он научился бегло говорить по-немецки, он делал это с, как выразился один журналист, «выраженным итальянским акцентом».) [ 10 ] В 1837 и 1841 годах он написал две оперы, ни одна из которых не была исполнена, но обе, возможно, находились под влиянием Доницетти, предположительно дальнего родственника Суппе. [ 1 ] [ 6 ]
Суппе во многом был отцом венской оперетты, однако сегодня он известен главным образом своими увертюрами. Если бы люди спрашивали: «Увертюры к чему?» Увертюры ко многим восхитительным опереттам, которые сегодня по большей части не исполняются.
Ричард Траубнер
Оперетта: театральная история [ 6 ]
С 1840 года Суппе работал композитором и дирижёром у Франца Покорного . [ 1 ] директор нескольких театров в Вене, Прессбурге (ныне Братислава), Оденбурге (ныне Шопрон ) и Баден-бай-Вене . В книге «Оперетта: театральная история» (1983) Рихард Траубнер пишет, что 24 ноября 1860 года многие считают «датой рождения настоящей венской оперетты», когда была поставлена опера Зуппе «Das Pensionat» («Школа-интернат»). в Театре «Ан дер» Вена . Сыну Покорного, Алоису, руководившему театром, не хватило денег, чтобы купить права на первые венские постановки опер Оффенбаха , и он представил вместо этого «Пансионат» , имевший, по меркам того времени, отличный тираж: исполнялся 20 вечеров подряд и всего за шесть месяцев оставался в репертуаре 34 раза. [ 11 ] Das Pensionat была первой опереттой, написанной на оригинальный немецкий текст, и первой венской опереттой, услышанной за рубежом: постановки ставились в Германии и Венгрии, [ 11 ] а в ноябре 1861 года его дали (на немецком языке) в Городском театре в Нью-Йорке. [ 12 ] Суппе находился под сильным влиянием Оффенбаха; он внимательно изучил произведения Оффенбаха и написал по ним множество успешных оперетт. [ 13 ] Специалист по опереттам Рихард Траубнер пишет, что ранние произведения Зуппе откровенно подражали Оффенбаху. [ 14 ] Das Pensionat не только подражает Оффенбаху, но и ссылается на него в первом действии, когда героиня, школьница Софи, и ее друзья узнают о канкане и начинают его танцевать. [ 15 ]
Самый продолжительный одноактный успех Суппе, «Die schöne Galathée» («Прекрасная Галатея»), датируется 1865 годом. [ 16 ] Оффенбаха Как комментирует Траубнер, как по названию, так и по стилю, он был создан по образцу «Прекрасной Елены» , которая имела большой успех в Вене ранее в том же году. [ 16 ] Его часто возрождали во всех немецкоязычных странах, и его играли на немецком языке и в английском переводе как в Нью-Йорке, так и в Лондоне. [ 4 ] [ 17 ] Полнометражный оперный успех ускользал от Зуппе в течение нескольких лет, и только после триумфа « Иоганна Штрауса » Летучей мыши в 1874 году он настиг его. Его «Фатиница» (1876) имела успех у критиков и кассовые сборы не только в Вене, но и в Лондоне и Париже, хотя и в меньшей степени в Нью-Йорке, где она совпала с первой постановкой « HMS Pinafore» и была несколько затмлена ею . [ 18 ] Суппе превзошел успех Фатиницы в 1879 году с Боккаччо и добился своего последнего длительного успеха в 1880 году с Донной Хуанитой . [ 19 ] Траубнер пишет: «После Донны Хуаниты ничего не сохранилось, хотя некоторые из них были очень популярны в свое время»: [ 20 ] Der Gascogner (Театр ан дер Вин, 22 марта 1881 г.) потерпел полный провал, но Die Afrikareise (Путешествие в Африку, Театр ан дер Вин, 17 марта 1883 г.) шел месяц. [ 21 ] и получил несколько постановок, в том числе американское возрождение с Лилиан Рассел во главе, которое длилось пять недель в 1887 году. [ 20 ] [ 22 ]
Суппе написал музыку для более чем ста постановок в Театре в Йозефштадте, а также в Карлтеатре в Леопольдштадте , в Театре ан дер Вин. Он также работал над некоторыми знаковыми оперными постановками, такими как постановка 1846 года « с » Мейербера Гугеноты Дженни Линд . [ 1 ]

Суппе был дважды женат: сначала на Терезе Мервиль, а после ее смерти в 1865 году на Софи Штрассер. Он умер в Вене 21 мая 1895 года в возрасте 76 лет. [ 1 ]
Работает
[ редактировать ]Суппе написал около 30 оперетт и 180 фарсов, балетов и других сценических произведений. Хотя некоторые увертюры остаются популярными, основная часть его оперетт канула в безвестность. Исключения включают Боккаччо , Die schöne Galathée и Fatinitza ; Питер Бранскомб в «Словаре музыки и музыкантов New Grove » характеризует песню Суппе « O du mein Österreich Австрии » как «вторую национальную песню ». [ 1 ]
Суппе сохранил связи со своей родной Далмацией, время от времени посещая Сплит (Спалато), Задар (Зара) и Шибеник . Некоторые из его произведений связаны с регионом, в частности его оперетта Des Matrosen Heimkehr , действие которой происходит в Хваре . Уйдя из дирижирования, Суппе продолжал писать сценические произведения, но все больше переключал свой интерес на духовную музыку. [ 1 ] В 1855 году он написал Реквием по Покорному; оратория «Страшный суд» ; три мессы, среди них Missa Dalmatica ; песни симфонии; и концертные увертюры. [ 1 ] Когда в 1997 году была опубликована Реквиемная месса, рецензент обнаружил, что она раскрывает восхищение Суппе Реквиемом Моцарта «от выбора тональности (ре минор), расположения движений и мелодической фигурации» до прямой цитаты в разделе «Mors stupebit». произведения Суппе из «Тубы мирум» из оперы Моцарта «Лакримоза». [ 23 ] Произведение было возрождено для первого исполнения в наше время на BBC Radio 3 , транслировавшегося 5 июля 1984 года. [ 24 ] После смерти Суппе в его бумагах было обнаружено тридцать неопубликованных песен, а также почти законченная партитура еще одной мессы. [ 25 ]
Музыковед Робер Летелье пишет, что Суппе был мастером трех стилей: итальянского ( opera-buffa ), французского ( opéra-comique ) и немецкого: «Он умел непреодолимо смешивать их, помогая в инструментовке своим богатым опытом как дирижер театрального оркестра, обладающий уверенной симфонической техникой, вытекающей из его классического образования». [ 26 ] Летелье отмечает, что увертюры Суппе были главной особенностью его оперных произведений: «некоторые из них приобрели огромную популярность и обеспечили ему непреходящую славу в концертном зале ... Поэт, Крестьянин и Легкая кавалерия - одни из самых известных увертюр, когда-либо написанных». [ 26 ] К ним музыкальный критик Эндрю Лэмб относит как выдающиеся увертюры Зуппе к « Эйн Моргену», «Эйн Миттаг и эйн Абенд в Вене» («Утро, полдень и ночь в Вене», 1844 г.), «Пиковая дама» («Пиковая дама», 1862 г.), «Флотта». Bursche («Веселые студенты», 1863 г.) и Banditenstreiche («Шалости бандитов», 1867). [ 27 ]
Записи
[ редактировать ]На диске много наборов увертюр Суппе, но его сценических работ мало. Полная запись Die schöne Galatée под управлением Бруно Вайля была выпущена в 2005 году. [ 28 ] Фестиваль Легара в Бад-Ишле поставил и записал Фатиницу в 2006 году, [ 29 ] Дарио Сальви и Филармонический оркестр Яначека записали музыку Суппе для Die Reise um die Erde in 80 Tagen (Вокруг света за 80 дней). [ 30 ] и Моцарт . [ 31 ] Реквием был записан в 1997 году с участием солистов и Краковского филармонического хора и оркестра под управлением Роланда Бадера . [ 32 ] The Musical Times описала его как законченное произведение и выделила более тихие отрывки, «такие как навязчивый оркестровый мотив, поддерживающий Liber scriptus, прекрасное соло гобоя в начале Recordare или высокие скрипки, излучающие краткое Sanctus». [ 33 ]
Сборники суповых увертюр были записаны такими дирижерами, как сэр Джон Барбиролли , Шарль Дютуа , Неэме Ярви , Герберт фон Караян , сэр Невилл Марринер , Зубин Мехта , Поль Парай и сэр Георг Шолти . [ 34 ] [ 35 ] Самая обширная записанная коллекция находится в шести томах на лейбле Marco Polo и выпущена в период с 1994 по 2001 год совместно со Словацким государственным филармоническим оркестром и различными дирижерами. [ 34 ]
Фамилия
[ редактировать ]В большинстве источников имя пишется с острым акцентом . альтернативное написание с серьезным акцентом : В последнее время иногда используется [ 36 ] [ 37 ] на том основании, что Суппе использовал его, подписывая свое имя (см. изображение выше); его имя написано с острым ударением на его надгробии, а в метрической книге оно написано без ударения. [ н 3 ]
Неполный список работ
[ редактировать ]
- Вирджиния (опера, Л. Холт), 1837, не исполнялась
- Гертруда делла Валле (опера, Г. Браззанович), 1841, не исполнялась
- Смешно в молодости, грустно в старости, или Последствия воспитания (комедия с песнями, в 3-х действиях, К. Уоллис), ТиДжей, 5 марта 1841 г.
- Мастер-кузнечник из Штайермарка, или последствия деревенской вечеринки (местный фарс с песнями, 2 действия, И. Шик), Театр в Йозефштадте, 14 октября 1842 г.
- Утро, обед и вечер в Вене (местная пьеса с песнями, 2 действия), Театр в Йозефштадте, 26 февраля 1844 г.
- Мари, дочь полка (водевиль, 2 действия, Ф. Блюм, по мотивам И. Х. Сен-Жоржа и Ж. Ф. Баярда), Театр в Йозефштадте, 13 июня 1844 г.
- Лавочник и его приказчик (фарс с песнями, 2 действия, Ф. Кайзер), Театр в Йозефштадте, 28 сентября 1844 г.
- Жена мельника из Бургоса (водевиль, 2 действия, Я. Купельвизер), Театр в Йозефштадте, 8 марта 1845 г.
- Она замужем (комедия с песнями, в 3-х действиях, Кайзер), Театр ан дер Вин, 7 ноября 1845 г.
- Поэт и крестьянин (комедия с песнями, в 3-х действиях, К. Эльмар), Театр ан дер Вин, 24 августа 1846 г., партитура (1900)
- Деревенская девушка (опера, 3 действия, Эльмар), Театр ан дер Вин, 7 августа 1847 г.
- Мартл, или День портиункулы в Шнабельхаузене (фарс с музыкой, пародия на Флотова: Марта, 3 действия, А. Берла), Театр ан дер Вин, 16 декабря 1848 г.
- Невеста Дьявола, или Злой враг и добрый друг (магический фарс с песнями, в 3-х действиях, Эльмар), Театр ан дер Вин, 30 января 1849 г.
- Гервинус, шут из Унтерсберга, или Патриотическое желание (фарс с песнями, 3 действия, Берла), Браунхиршен-Арена [и Театр ан дер Вин], 1 июля 1849 г.
- Покорный и независимый, или До и через год (комедия с песнями, в 3-х действиях, Эльмар), Театр ан дер Вин, 13 октября 1849 г.
- с'Альраунль (романтическая сказка с песнями, в 3 действиях, А. фон Клесхайм), Театр ан дер Вин, 13 ноября 1849 г.
- Глупому везет (фарс с песнями, 3 действия, Берла), Театр ан дер Вин, 29 июня 1850 г.
- Дама Валентина, или Жена разбойника и странник (Зингшпиль, 3 действия, Эльмар), Театр ан дер Вин, 9 января 1851 г.
- Der Tannenhäuser (драматическая поэма с музыкой, Х. фон Левитшниг), Театр ан дер Вин, 27 февраля 1852 г.
- Где дьявол? (фарс с песнями, 3 действия, «Зеленый»), Театр ан дер Вин, 28 июня 1854 г.
- Параграф 3 (опера, 3 действия, М. А. Гранжан), Хофопер, 8 января 1858 г.
- Das Pensionat (оперетта, 1 действие, CK), Театр ан дер Вин, 24 ноября 1860 г., партитура (nd)
- Сборщик карт ( Пиковая дама ) (оперетта, 1 действие), Кейтеатр, 26 апреля 1862 г.
- Десять девушек и ни одного мужчины (оперетта, 1 действие, В. Фридрих), Кейтеатр, 25 октября 1862 г., партитура (nd)
- Fleet Bursche (оперетта, 1, Дж. Браун), Кейтеатр, 18 апреля 1863 г., партитура (nd)
- Das Corps der Rache (оперетта, 1 действие, Дж. Л. Хариш), Карлтеатр, 5 марта 1864 г.
- Франц Шуберт (Лидершпиль, 1 действие, Г. Макс), Карлтеатр, 10 сентября 1864 г.
- » Мейербера Динора, или Поездка Тёрнера в Хюттельдорф (опера-пародия на «Динору , 3 действия, Ф. Хопп), Карлтеатр, 4 мая 1865 г.
- Die schöne Galathée (Прекрасная Галатея) (комикс-мифологическая оперетта, акт, Поли Генрион), Берлин, Театр Мейзелса, 30 июня 1865 г., партитура (nd)
- Легкая кавалерия , или Дочь Пусты (оперетта, 2 действия, К. Коста), Карлтеатр, 21 марта 1866 г.
- Freigeister (оперетта, 2, Коста), Карлтеатр, 23 октября 1866 г.
- Banditenstreiche (оперетта, 1 действие, Б. Бутонье), Карлтеатр, 27 апреля 1867 г.
- Die Frau Meisterin (магическая оперетта, 3, Коста), Карлтеатр, 20 января 1868 г., партитура (Лейпциг, б. д.)
- Изабелла (опетта, Дж. Вейль), Карлтеатр, 5 ноября 1869 г.
- Танталускуален (опетта), Карлтеатр, 3 октября 1868 г.
- Лоэнгельб или Die Jungfrau von Dragant » Вагнера (пародийная оперетта на «Лоэнгрин , 3 действия, Коста, Гранжан), Карлтеатр, 30 ноября 1870 г.
- Канебас (оперетта, 1 действие, Дж. Допплер), Карлтеатр, 2 ноября 1872 г.
- Фатиница (оперетта, 3 действия, Ф. Зелл, Р. Жене), Карлтеатр, 5 января 1876 г., партитура (nd)
- Der Teufel auf Erden (фантастическая оперетта, 3 действия, Дж. Хопп), Карлтеатр, 5 января 1878 г., партитура (Лондон, дата)
- Боккаччо (оперетта, 3 действия, Целль, Жене), Карлтеатр, 1 февраля 1879 г., партитура (Гамбург, б. д.)
- Донна Хуанита (оперетта, 3 действия, Целль, Жене), Карлтеатр, 21 февраля 1880 г., партитура (Брюссель, дата); обр. К. Пауспертль в роли Die Grosse Unbekannte, 1925 г.
- Der Gascogner (оперетта, 3 действия, Целль, Жене), Карлтеатр, 21 или 22 марта 1881 г., партитура (Гамбург, дата)
- Das Herzblättchen (опетта, 3 действия, К. Тецлаф), Карлтеатр, 4 февраля 1882 г.
- Die Afrikareise (оперетта, 3 действия, М. Уэст, Жене, О. Ф. Берг), Театр ан дер Вин, 17 марта 1883 г., партитура (Гамбург, дата)
- Возвращение моряка (романтическая опера, 2 действия, А. Лангнер), Гамбург, 4 мая 1885 г., партитура (Гамбург, 1885 г.)
- Беллман (комическая опера, 3 действия, Уэст, Л. Хелд), Театр ан дер Вин, 26 или 24 февраля 1887 г.
- Йозеф Гайдн (музыкальный портрет на мелодии Гайдна , Ф. фон Радлера), Театр в Йозефштадте, 30 апреля 1887 года
- Die Jagd nach dem Glücke (оперетта, 3 действия, Жене, Б. Цапперт ), Карлтеатр, 27 октября 1888 г., партитура (Гамбург, дата)
- Das Modell (оперетта, 3 действия, В. Леон, Хелд), Карлтеатр, 4 октября 1895 г., партитура (Лейпциг, б. д.) [исполнено Дж. Штерном и А. Замарой]
- Парижанка, или Тайный образ (оперетта, 3 действия, Леон, Хелд), Карлтеатр, 26 января 1898 г. [аранж. «Женщина-мастер», 1868 г.]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дополнительная информация из исследования Андреаса Вайгеля опубликована в Oesterreichisches Musiklexikon. [ 5 ] заключается в том, что девичья фамилия матери Суппе была Яндовский или Яндовский (а не Ландовский или Ландовский, как обычно называют), и что Суппе солгал или приукрасил очень многие вещи в своей биографии в редкой для истории музыки степени (например, о своем образовании и о том, когда он познакомился со своими женами). [ 5 ]
- ^ Это явно неправда в отношении Верди: его первая опера «Оберто » была поставлена только через четыре года после того, как Суппе переехал в Вену. [ 8 ]
- ^ Отсутствие ясности относительно того, какой акцент следует использовать для написания фамилии Суппе, возникает потому, что в итальянском языке существуют как серьезные, так и острые акценты, но до 20 века не существовало точных правил их использования. В 16 веке большинство писателей и печатников использовали только могильный ударение на последней гласной в словах и именах и острый ударение на внутренних гласных, но, поскольку в итальянском языке это редко встречается, могильный ударение фактически было единственным используемым ударением. [ 38 ] Орфография начала стабилизироваться только после рождения Королевства Италия , когда итальянцы начали использовать острый акцент для обозначения гласных ближней середины ( /e/ и /o/ ), чтобы отличить их от гласных открытой середины ( /ɛ/ и /). ɔ/ ) и серьезный акцент во всех остальных случаях, следуя за использованием, которое уже существовало, но до тех пор не было самым распространенным. [ 39 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Бранскомб, Питер ; Линк, Доротея (2001). «Суппе [Супе], Франц (фон) [Франческо Иезекииль Эрменегильдо Кавальере Супе Демелли]». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.27130 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
- ^ Блажекович, Здравко. «Фрэнсис Суппе и Далмации» , Исследования по музыковедению , 1994, 43-й том (1994), стр. 253–254 (требуется подписка). Архивировано 16 марта 2024 г. в Wayback Machine.
- ^ «Музыкальный словарь Гроува», St James's Gazette , 24 сентября 1884 г.; [ нужны разъяснения ] и Гроув 1890 , стр. 3–4.
- ^ Jump up to: а б с Розер, Ганс Дитер. «Франц фон Зуппе — подавленный гений: К 200-летию со дня рождения композитора». Архивировано 17 марта 2024 г. в Wayback Machine , Исследовательский центр оперетты , 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Александр Рауш; Кристиан Фастл (20 января 2023 г.). «Suppè (ошибочно также Suppé, Suppe Demelli), семья» [... (ошибочно также...), семья]. Австрийский музыкальный лексикон (на немецком языке). Архивировано из оригинала 2 января 2023 года . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Траубнер, стр. 104.
- ^ Гроув 1890 , стр. 3–4.
- ^ Холден, с. 429
- ^ Летелье 2013 , с. [ нужна страница ] .
- ^ «Франц фон Зуппе», The Era , 13 февраля 1886 г., стр. 13
- ^ Jump up to: а б Генцль, с. 1589 г.
- ^ Траубнер, стр. 105.
- ^ Гаммонд, с. 77
- ^ Траубнер, стр. 103.
- ^ Селеник, с. 87
- ^ Jump up to: а б Траубнер, стр. 106.
- ^ Гензль и Лэмб, стр. 895
- ^ Траубнер, стр. 108.
- ^ Траубнер, стр. 108–110.
- ^ Jump up to: а б Траубнер, стр. 110.
- ^ Генцль, с. 16
- ^ Генцль, с. 17
- ^ Браз Майкл. «Missa pro defunctis (Реквием) Франца фон Зуппе» , Хоровой журнал , Том. 38, № 3 (октябрь 1997 г.), стр. 54–55 (требуется подписка). Архивировано 16 марта 2024 г. на Wayback Machine.
- ^ «Реквием Суппе» , BBC Genome . Проверено 18 июля 2024 г.
- ^ «Вена», The Musical Times , 1 января 1897 г., стр. 49
- ^ Jump up to: а б Летелье, 2013 г. , стр. ix.
- ^ Лэмб, Эндрю. «Суппе, Франц фон» , The Oxford Companion to Music , Oxford University Press, 2011 (требуется подписка)
- ^ Набор компакт-дисков Каприччио C60134
- ^ Набор компакт-дисков CPO 777202-2
- ^ Наксос, компакт-диск 8.574396 (2022)
- ^ Наксос, компакт-диск 8.574383 (2022)
- ^ Кох-Сванн CD 3-1248-2-H1
- ^ Андерсон, Роберт. «Сохраняя веру», The Musical Times , апрель 1997 г., стр. 38
- ^ Jump up to: а б Музыкальная библиотека Наксоса . Проверено 19 марта 2024 г. (требуется подписка).
- ^ Март, стр. 1278–1279.
- ^ Кристиан Гланц; Матиас Шпор. «Суппе, Франц фон» . Музыка в прошлом и настоящем . Архивировано из оригинала 6 августа 2023 года . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Андреас Вайгель (17 ноября 2019 г.). «О предках Франца фон Суппе и его ранних годах в Задаре» . Архивировано из оригинала 6 декабря 2022 года.
- ^ Мильорини, Бруно (1957). Заметки об итальянском почерке эпохи Возрождения . Флоренция: Феличе Ле Монье . п. 223. Архивировано из оригинала 1 ноября 2023 года . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ Мильорини, Бруно (1990). Итальянский язык в ХХ веке . Флоренция: Письма . п. 32. ISBN 9788871667959 . Архивировано из оригинала 1 ноября 2023 года . Проверено 10 октября 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Генцль, Курт ; Эндрю Лэмб (1988). Книга Генцля о музыкальном театре . Лондон: Голова Бодли. OCLC 966051934 .
- Генцль, Курт (2001). Энциклопедия музыкального театра . Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN 978-0-02-865573-4 .
- Гроув, Джордж (1890) [1884]. «Суппе, фон» . В Гроуве, Джордж (ред.). Словарь музыки и музыкантов . Том. IV. Лондон и Нью-Йорк: Макмиллан. стр. 3–4. OCLC 916421702 – через Интернет-архив .
- Гаммонд, Питер (1980). Оффенбах . Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 978-0-7119-0257-2 .
- Холден, Аманда , изд. (1997). Путеводитель по опере «Пингвин» . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-051385-1 .
- Летелье, Роберт (2013). Франц фон Суппе: Увертюры и прелюдии . Ньюкасл-апон-Тайн: Кембриджские ученые. ISBN 978-1-44-384460-4 .
- Марш, Иван , изд. (2008). Путеводитель Penguin по записанной классической музыке, 2009 г. Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-141-03335-8 .
- Сенелик, Лоуренс (2017). Жак Оффенбах и становление современной культуры . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-52-187180-8 .
- Traubner, Richard (1983). Operetta: A Theatrical History . London: Gollancz. ISBN 978-0-57-503338-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вайгель, Андреас. Франц фон Суппе (1819–1895). Человек. Миф. Музыкант. Почетный гражданин Гарса. Сопровождающее издание к юбилейной выставке Zeitbrücke Museum Gars . Вклад Андреаса Вайгеля, Антона Эренбергера, Ингрид Шерни и Кристины Штайнингер. (Гарс ам Камп) 2019. ISBN 978-3-9504427-4-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Андреас Вайгель: О предках Франца фон Зуппе и его первых годах в Задаре. Круглый стол, посвященный Францу фон Суппе, в Задарском университете . 15 ноября 2019 г.
- Георг Предота: Вопрос по усмотрению. Франц фон Зуппе, Тереза Мервиль и Софи Штрассер. Когда Суппе на самом деле познакомился со своими двумя женами?
- Работы Франца фон Зуппе или о нем в Интернет-архиве.
- Работы Франца фон Зуппе в Project Gutenberg
- Бесплатные партитуры Франца фон Зуппе в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Франца фон Зуппе в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- 1819 рождений
- 1895 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Дирижеры XIX века (музыка)
- Австрийские дирижеры (музыка)
- Австрийские оперные композиторы
- Австрийские композиторы оперетты
- Австрийцы бельгийского происхождения
- Австрийцы итальянского происхождения
- Австрийские композиторы-романтики
- Классические композиторы церковной музыки
- Люди из Австро-Венгрии
- Люди из Королевства Далмация
- Люди из Сплита, Хорватия
- Похороны на Центральном кладбище Вены.
- Австрийские мужчины-дирижеры (музыка)
- Австрийские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы оперетты-мужчины
- Музыканты из Сплита, Хорватия
- Музыканты из Задара
- Композиторы из Вены