Йован Серб из Кратова
Йован Серб из Кратова | |
---|---|
Рожденный | 1526 Кратово , Санджак Ускюбский , Османская империя (современная Северная Македония ) |
Умер | 1583 г. (56–57 лет) |
Занятие | Православный священник, каллиграф и писец, в опусе которого не менее шести произведений. |
Язык | сербский |
Национальность | Ром Милле (сербский) |
Образование | Лесновская школа |
Известные работы | Евангелие Великой Реметы (1580 г.) |
Йован Серб Кратовский ( сербская кириллица : Йован Србин из Кратово ; 1526–1583) или Протопоп Йован (Протопоп Йован) был сербским православным священником и писцом , написавшим опус из шести произведений, одним из которых является Евангелие Великой Реметы (1580 г.). . Он был монахом в Хиландаре .
Жизнь
[ редактировать ]О его жизни мало что известно. Впервые он появляется в 1526 году, когда переписал молитвенник , в котором отчаялся по поводу приближающегося конца света в ближайшем будущем. До 1569 года он жил в Кратове , в то время важном городе и шахтерском центре, где был священником ( попом ). После этой даты мы находим его в Крайове в Валахии , где в 1580 году он подписал один Евангелион как «Священник Йован, серб из города Кратово» ( Srbin od mesta Kratova ). [ 1 ] В Валахии он также упоминается как протопоп , «протоиерей». [ 2 ] Переселения почитаемых служителей церкви в Валахию не были редкостью в те времена, так как там они находили покровительство со стороны христианских князей или богатых землевладельцев — слоя, не существовавшего в Османской империи .
Работа священника Йована совпала с двумя важными событиями. Одним из них было обновление Сербского Патриархата Печа в 1557 году, которое дало толчок к более широкому художественному производству. Вторым было восстановление интереса Османской империи к горнодобывающей промышленности, что привело к увеличению добычи в Кратово и других важных рудниках.
Мы знаем, что он носил очки. [ 3 ]
Работа
[ редактировать ]Йован Кратовский – наиболее выдающийся иллюминатор из круга балканских художников XVI века, работавших под влиянием исламского орнамента. Сегодня сохранились десять его иллюстрированных рукописей , которые можно найти в библиотеках Белграда . [ 4 ] Софии , Бухаресте и в монастырях Хиландар и Зографу на Афоне .
Новая декоративная система Йована объединила византийский и исламский орнамент в новое целое. Хотя он не был искусным рисовальщиком рисунков, его подписи и специфические цветочные орнаменты были отмечены и широко копированы. [ 5 ] Его по праву считают создателем этого нового стиля, который просуществовал до конца 17 века. Этот же стиль пропагандировали в основном его ученики из так называемой Кратовской школы.
Незадолго до 1580 года он разработал, переписал и осветил Закон о рудниках деспота Стефана Лазаревича , сборник средневековых сербских правил горного дела. По всей вероятности, это был приказ местных властей Кратово , необходимых для возобновления производства в соответствии с потребностями османской администрации. В этой книге исламское влияние отражено в ее удлиненном формате, арабесках на обложке, узком размере букв и, конечно же, виньетках . Изображение совета горняков является копией более старого оригинала XV века. [ 6 ]
Работает
[ редактировать ]- Великой Реметы (1580 г.) Евангелие
- Четыре Евангелия, проходившее в Софии, Болгария. [ 7 ]
- Стенограмма Горного кодекса , проходившая в Белграде, Сербия. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- Гаврило Кратовац , прота в Хиландаре и переводчик с греческого на сербский
- Яков из Серра
- Станислав Лесново
- Теодосий Хиландарий (1246–1328), один из самых выдающихся сербских писателей Средневековья.
- Старец Григорий (1310-1355 гг.), строитель Свято-Архангельского монастыря.
- Антоний Багаш (эт. 1356-1366) купил и восстановил монастырь Святого Павла.
- Лазарь Хиландарий (эт. 1404 г.), первый известный сербский и российский часовщик.
- Пахомий Серб (1440-1484), агиограф Русской Церкви.
- Мирослав Евангелие
- Габриэль Хиландарий
- Константин или Костенец
- Киприан, митрополит Киевский и всея Руси
- Григорий Цамблак
- Исайя Монах
- Старец Силуан
- Ромилос из Видина
- Афанасий (писец)
- Райчин Судич
- Никодим Тисманский
- Димитр из Кратово
- Аноним Афонский
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ЖЖ. Стоянович, Старые сербские записи и надписи , т. I, 1902, стр. 752.
- ^ Д. Радойчич, Старые сербские писатели XIV-XVII веков , Белград 1942, https://archive.org/stream/StariSrpskiKnjizevniciXIVXVIIVeka/Stari%20Srpski%20Knjizevnici%20XIV-XVII%20Veka_djvu.txt
- ^ Частная жизнь в сербских странах на заре современной эпохи, изд. Александр Фотич, Белград, 2005 г., с. 402
- ^ Открыт реконструированный музей SPC, Время, http://www.vreme.com/cms/view.php?id=1118083.
- ^ С. Петкович, Сербское искусство XVI и XVII веков , Белград, 1995, стр. 104
- ^ З. Ракич, Исламское влияние на иллюминацию сербских рукописей 16 и 17 веков , Бехар, http://behar.hr/islamski-utjecaj-na-iluminacije-srpskih-rukopisa-16-i-17-stoljeca/ #3
- ^ Институт церковной истории и архивов, No. 250, том. 90 и 235
- ^ Архив Сербской академии наук и искусств, вып. 465, том. 2в – 3
Источники
[ редактировать ]- Драгослав Георгиевич; Никола Марич; Николай Моравцевич; Любица Д. Попович (1977). Американцы сербского происхождения и их общины в Кливленде . Кливлендский государственный университет. п. 207.
- Культурен живот . Культурно-просветната заедница на Македония. 1985.
- Сборник трудов Института византинистики . Институт. 1993. с. 175.
- Боснийская вилла . 1904 год 27.
- Иван Иванич (1908). Македония и македонцы ... Напечатано Савичем и комп. п. 431.