Мартолос
Мартолос Румелии был внутренней силой безопасности Османской империи на Балканах ( ) , в основном действовавшей в период с 15 по 17 века. Первоначально он состоял из местного населения, в основном христианского ( Ром Миллет ), но со временем его члены обратились в ислам. За военную службу им был предоставлен привилегированный статус ( аскери ) по отношению к Раям . Их командиры были преимущественно мусульманами .
Задачи и привилегии
[ редактировать ]В середине 15 века, после османских завоеваний, мартоло использовались в качестве вооруженной полиции. [ 1 ] Обычно они работали на местах в качестве пограничников в мирное время, крепостных стражей, охраны шахт, стратегических дорожных стражей ( дербендов ), а иногда их использовали в качестве солдат во время войны или сборщиков налогов. [ 1 ] Они были чем-то похожи на другую османскую организацию, « Войнуки» , завербованные на южнославянских территориях, первоначально им было поручено защищать и обеспечивать безопасность, а затем использовать их в качестве вспомогательных транспортных подразделений. [ 2 ]
Благодаря своему положению им было позволено и удалось удерживать тимары . [ 1 ] Они получали дневную зарплату и статус аскери , несмотря на то, что все еще были христианами. [ 1 ] Их командиры были преимущественно мусульманами ( мартолос баши ). [ 1 ] Обязанность была наследственной. [ 1 ] [ 3 ] Они были освобождены от джизьи и различных местных налогов. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Система мартолос была заимствована из Византийской империи . [ 3 ] Набранные преимущественно с Балкан, они выбирались из землевладельцев-православных христиан, которые, сохранив свою религию, вошли в касту аскеров . [ 1 ] Племена половцев - кипчаков , бежавшие на Балканы от монголов в 1241 году, были расселены в Вифинии и приграничных областях, таких как Фригия и Пафлагония империей , Никейской . Также утверждается, что, когда Османская империя обосновалась в этом регионе, они сыграли важную роль в захвате Вифинии Османской империей , помогая своим родственникам. Один из выводов заключается в том, что в этот период, особенно в регионе под названием Вифиния , в свете источников Османского фонда некоторые половцы - кипчаки были включены в организацию Мартолоса. Известно также, что эти турки , упомянутые в числе тех турок Османской империи , которые терпимо подходили к религиозным вопросам, жили в собственных поселениях, сохраняя при этом свои обычаи и культуру. [ 4 ] [ 5 ]
Мартоло . использовались в качестве вооруженной полиции в середине 15 века, а в последующие два столетия выполняли различные задачи по обеспечению безопасности (см. предыдущий раздел) [ 1 ] На северо-западе Боснии и в некоторых частях Хорватии ( санджак Клиса и Лики ) османы заселили сербов и валахов , которые были включены в наследственные христианские группы мартолов и воинов . [ 6 ] В Османской Венгрии и Буды районе сербы в большом количестве служили мартолами , которые были членами христианского происхождения, в основном набранными из влахов и валахоподобного населения. [ 7 ] Первоначально он состоял из местного населения, в основном христианского ( Ром Миллет ), но со временем его члены обратились в ислам . [ 3 ] В 17 веке, после усиления местного христианского антагонизма на Балканах, мартоло , выступившие против гайдуков (повстанцев), создали враждебность, и некоторые мартоло присоединились к повстанцам. [ 1 ] В связи с этим в 1692 году Порта отменила право балканских христиан служить мартолами . [ 1 ] К 1722 году румелийский бейлербей Осман-паша объединил организацию с мусульманским пандором (местной полицией безопасности). [ 1 ] Несколько мартоло сохранялись в Северной Македонии до 19 века, а затем были заменены реформами Танзимата . [ 1 ]
Терминология
[ редактировать ]Турецкий armatolos : martolos происходит от греческого : . , что означает «вооруженный человек, ополченец» [ 3 ] Будучи первоначальным словом для христиан в османской армии, мартолос стал общим словом для различных христианских военных групп и отдельных лиц, которое османы использовали для обозначения христианских шпионов, следопытов, гонцов, дунайских лодочников и крепостных стражников, а также для христианских повстанцы борются с акинчи . [ 8 ] Во время правления Сулеймана (1520–1566 гг.) этот термин также использовался для обозначения местных христианских полицейских сил, особенно в кишащих бандитизмом регионах Черногории и Мореи . [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Босворт 1989 , с. 613.
- ^ Jump up to: а б Уяр и Эриксон 2009 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б с д Август и Мастерс 2009 , с. 353.
- ^ Ялвар, Джихан (19 февраля 2021 г.). «ДЖИХАН ЯЛВАР, ПОСЛЕДНЕЕ ТУРЕЦКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ В АНАТОЛИИ: КУМАН-КИПЧАКИ В ИМПЕРИИ ИЗНИК И ИХ ПРИСУТСТВИЕ В ДЕРЕВНЯ ЯЛОВА КАЗИМИЕ (ЙОРТАН) И ЭЛМАЛИК (САРУХАНЛИ)» . Исследования тюркского мира . 127 (250): 11–36.
- ^ Йылмаз, Адиль (20 марта 2024 г.). «Каменная статуя среднеазиатского типа, найденная на кладбище села Гейикдере, Адиль Йылмаз» . academia.edu . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ Иво Банац; (1984) Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика с. 43; Издательство Корнелльского университета, ISBN 0801416752
- ^ Курсар Вьеран; (2013) Быть османским влахом: об идентичности влахов, роли и статусе в западных частях Османских Балкан (15-18 века), с. 134; [1] . ОТАМ. Анкара. 34
- ^ Уяр и Эриксон 2009 , стр. 63–64.
Источники
[ редактировать ]- Васич, Милан (1967). Мартолоши на югославских землях, находящихся под властью Турции . Сараево.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Васич, Милан (1963). «Мартолоси в период становления Османского государства». Ежегодник Общества историков Боснии и Герцеговины . XIV . Сараево: 11–65.
- Агостон, Габор; Мастерс, Брюс Алан (2009). Энциклопедия Османской империи . Издательство информационной базы. п. 353. ИСБН 978-1-4381-1025-7 .
- Уяр, Месут; Эриксон, Эдвард Дж. (2009). Военная история османов: от Османа до Ататюрка . АВС-КЛИО. стр. 63–64. ISBN 978-0-275-98876-0 .
- Босворт, Клиффорд Эдмунд (1989). Энциклопедия ислама, том 6, главы 107–108 . Архив Брилла. п. 613. ИСБН 90-04-09082-7 .
- Воинские части и соединения Османской империи
- Заведения XV века в Османской империи
- Упадок XVIII века в Османской империи
- Христиане из Османской империи
- Османский период на Балканах
- Вспомогательные воинские части
- Вспомогательные полицейские подразделения
- Исторические занятия правоохранительных органов