Культура Гласинац-Мати
Географический диапазон | Западные Балканы |
---|---|
Период | Поздний бронзовый век – средний железный век |
Даты | в. 1600 – ок. 300 г. до н.э. |
Культура Гласинац-Мати — это археологическая культура , которая впервые возникла в эпоху поздней бронзы и раннего железного века на западе Балканского полуострова , на территории, охватывающей большую часть современной Албании на юге, Косово на востоке, Черногории , юго-восточной Боснии и Герцеговина и части западной Сербии на севере. Он назван в честь Глазинац и Мати участков типа , расположенных в Боснии и Герцеговине и Албании соответственно.
Культура Гласинац-Мати представляет собой как преемственность практик среднего бронзового века на западных Балканах, так и инновации, непосредственно связанные с ранним железным веком. Его появление совпадает с демографическим бумом в регионе, о чем свидетельствуют многочисленные новые территории, возникшие в ту эпоху. Одним из определяющих элементов Гласинац-Мати является использование курганов -курганов в качестве метода погребения. Железные топоры и другое оружие — типичные предметы, обнаруженные в курганах всех субрегиональных вариантов Гласинац-Мати. По мере расширения и слияния с другими подобными материальными культурами, оно стало охватывать территорию, известную в классической древности как Иллирия . [ 1 ]
Номенклатура
[ редактировать ]Термин «Гласинац-Мати» был придуман в 1974 году археологами Франо Пренди и Клаусом Килианом независимо друг от друга. [ 2 ] [ 3 ] Слово «Мат» — неопределенный вариант слова «Мати» на албанском языке. Таким образом, этот термин может появиться в библиографии как «Гласинак-Мат» или просто как «Гласинак» (ссылка на то, что это самый ранний типовой сайт, который был идентифицирован и изучен). «Мат-Гласинак» является альтернативой биномиальному термину. [ 4 ] Другие термины включают «Мат-Гласинак-Дрилон» как ссылку на конкретный вариант, который возник в исторической Дардании, и Глазинак-Буррел как более узкую ссылку на типовой участок в Мате, который расположен недалеко от Буррела .
Сайты
[ редактировать ]Исследования в Гласинаце начались в 1880 году после случайного открытия кургана священника железного века. Открытие положило начало организованным археологическим исследованиям в регионе. Всего с 1888 по 1897 год было раскопано 1234 кургана. Они содержали 1000 курганов с общим числом от 3000 до 5000 находок. Первые каталоги находок в Глазинаце были составлены в 1956-57 годах археологами Алоизом Бенацем и Боривой Човичем . В 1981 году археолог Нора Лучентини подготовила пересмотренный каталог, в который вошли еще 192 могилы железного века. Всего было проанализировано и впоследствии каталогизировано 352 могилы. Они составляют 7–12% раскопанных находок в могилах типового памятника Глазинац. [ 5 ]
В долинах рек Мат и нижний Фан в районе равнины Задрима образовались курганы, в которых находились могилы воинского класса, чья материальная культура соответствовала культуре Глазинаца. На этих захоронениях обычно было много оружия и доспехов. Они использовались до 4 века до нашей эры, когда появились новые методы захоронения. В центральной Албании культура Гласинац-Мат представлена в курганах Пажок, появившихся в эпоху поздней бронзы (около 1300 г. до н.э.). Дальше на юг находятся курганы Барча позднего бронзового века и тесно связанные с ними ранние захоронения Куча и Зи, недалеко от современного Корче , которые представляют собой самое южное продолжение культуры Глазинац-Мати. К ним также могли быть отнесены укрепления IX-VIII веков Симизэ, Белводэ, Билишт и Трен у озера Малая Преспа . [ 6 ] Долина реки Дрин к северо-востоку от Мата в районе Кукеса и на востоке до современного Дебара отмечена захоронениями, появившимися в позднем бронзовом веке и тесно связанными с памятниками долины Мат. Эти памятники, в свою очередь, связаны с памятниками, возникшими в западном Косово в районе Призрена , такими как поселок Ромае . [ 7 ]
Культура
[ редактировать ]Керамика
[ редактировать ]Керамический корпус группы Глазинац-Мати повторял геометрические узоры. До позднего железного века в нем не было существенных изменений. В Албании раскопки по обе стороны реки Шкумбин не привели к значительной эволюции декоративных узоров и форм до конца VI века до нашей эры. [ 9 ]
Интерпретация
[ редактировать ]Культура Гласинац-Мати представляет собой местное материальное развитие общин, возникших в восточной Адриатике. Эти группы стали известны как иллирийцы . в исторические времена [ 10 ] Несмотря на свое возможное распространение, культура Гласинак-Мати не является ни «окончательной» иллирийской материальной культурой, ни единственной материальной культурой, которая развилась среди исторических иллирийцев. Культура Глазинац-Мати также разработала свои собственные варианты. Она классифицируется как центральная иллирийская группа среди родственных материальных культур, наблюдавшихся в железном веке, с которыми она взаимодействовала. Всего описано, что на иллирийских территориях возникло как минимум шесть материальных культур. На основе существующих археологических находок их сравнительное археологическое и географическое определение было затруднено. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стипчевич 1977 , стр. 108.
- ^ Алаж 2019 , с. 15
- ^ Стипчевич 1977 , стр. 174.
- ^ Липперт, Андреас. «ПРОТУРБАНСКИЕ ИЛЛИРИЙЦЫ В ПОЗДНЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ И ИХ КОНТАКТЫ С ГРЕЧЕСКИМ МИРОМ» . Археологический институт Австрии. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Говедарика 2017 , стр. 40.
- ^ Уилкс 1992 , с. 47.
- ^ Уилкс 1992 , с. 45.
- ^ Кавур, Мартина Блечич (2012). «Фалеры бронзовые декорированные с шипом: орнамент как эмблема» .
- ^ Jaupaj 2019 , с. 116.
- ^ Мэллори и Адамс 1997 , с. 226.
- ^ Стипчевич 1977 , стр. 107.
Библиография
[ редактировать ]- Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон: Издательство Фицрой Дирборн. ISBN 978-1-884964-98-5 .
- Алай, Премтим (2019). Поселения железного века на территории современного Косово (Диссертация). Университет Лиона.
- Говедарица, Благое (2017). «Проблема интерпретации украшенных брусков из района Глазинац» . Журнал археологии и истории Далмации . 110 (1).
- Жаупай, Лавдош (2019). Этюды культурного взаимодействия в воздухе Иллиро-эпирота VII или III века, av. Ж.-К (Диссертация). Лионский университет; Институты и археология (Албания).
- Курти, Ровена (2017). «О некоторых аспектах погребального костюма позднего бронзового века из Северной Албании» . Материалы международной конференции «Новые археологические открытия в регионах Албании» 30-31 января, Тирана 2017 .
- Лазаридис, Иосиф; Алпаслан-Роденберг, Сонгюль; и др. (26 августа 2022 г.). «Генетическая история Южной дуги: мост между Западной Азией и Европой» . Наука . 377 (6609): eabm4247. дои : 10.1126/science.abm4247 . ПМЦ 10064553 . ПМИД 36007055 . S2CID 251843620 .
- Стипчевич, Александр (1977). Иллирийцы: история и культура . Нойес Пресс. ISBN 978-0-8155-5052-5 .
- Уилкс, Джон Дж. (1992). Иллирийцы . Оксфорд, Великобритания: Blackwell Publishing. ISBN 0-631-19807-5 .
- Археологические культуры Европы
- Археологические культуры Албании
- Археологические культуры Боснии и Герцеговины
- Археологические культуры Хорватии
- Археологические культуры Косово
- Археологические культуры Черногории
- Археологические культуры в Сербии
- Предыстория Юго-Восточной Европы
- Культуры Европы железного века
- Железный век Боснии и Герцеговины
- Железный век Сербии
- Иллирийская Албания
- Иллирийская Босния и Герцеговина
- Иллирийское Косово
- Иллирийская Черногория
- Древние народы
- иллирийцы
- История Далмации
- Слух о плато