Сараевский туннель
Сараевский туннель | |
---|---|
![]() Сараевский туннель | |
Координаты | 43 ° 49'11 ″ с.ш. 18 ° 20'14 ″ в.д. / 43,81972 ° с.ш. 18,33722 ° в.д. |
Характеристики | |
Дизайн | Туннель |
История | |
Начало строительства | 1 марта 1993 г. |
Расположение | |
![]() |
Сараевский туннель ( сербско-хорватский : Sarajevski Tunel , Saraјevski Tunel ), также известный как Туннель Спасения (сербско-хорватский: Tunel spasa , Tunel спаса ) и Туннель Надежды , был туннелем, построенным в период с марта по июнь 1993 года во время Осада Сараево в разгар Боснийской войны . Он был построен Армией Республики Боснии и Герцеговины (АРБиГ) с целью связать город Сараево , который был полностью отрезан Армией Республики Сербской (ВРС), с территорией, удерживаемой АРБиГ на другой стороне границы. Аэропорт Сараево , территория, контролируемая Организацией Объединенных Наций .
Туннель соединил сараевские районы Добринья и Бутмир (что дало ему название «Туннель DB»), позволяя продовольствию, военным припасам и гуманитарной помощи поступать в город и позволяя людям выходить. Туннель стал основным способом обойти международное эмбарго на поставки оружия и обеспечить защитников города оружием.
Фон
[ редактировать ]Строительство туннеля тайно началось 1 марта 1993 года под кодовым названием «Объект БД». [ 1 ] Тоннель должен был связать Бутмир и Добрыню . [ 1 ] два района, контролируемых Боснией; один внутри сербских осадных линий, а другой снаружи. [ 2 ] Неджад Бранкович , боснийский инженер-строитель, разработал план строительства туннеля под взлетно-посадочной полосой аэропорта Сараево. Однако из-за срочности строительства полная смета и техническое задание так и не были составлены. [ 1 ]
Строительство было поручено Первому корпусу армии Боснии и Герцеговины под руководством заместителя командующего генерала Рашида Зорлака. [ 1 ] Начало проекта было трудным из-за нехватки квалифицированной рабочей силы, инструментов и материалов для выполнения задачи. [ 1 ] Следовательно, туннель был вырыт вручную, с помощью лопат и кирок, а для перевозки 1200 кубических метров (42 000 куб. футов) использовались тачки. [ 1 ] детрита прочь. [ 3 ] Туннель рыли круглосуточно, рабочие работали по 8 часов в сутки. [ 3 ] копать с противоположных концов. [ 1 ] Его строительство финансировалось государством, армией и городом Сараево. [ 1 ] Рабочим платили одной пачкой сигарет в день, товаром, пользовавшимся большим спросом и ценным товаром для обмена. [ 4 ]
Один источник утверждает, что в общей сложности было вывезено 2800 кубических метров (99 000 куб футов) грунта, при строительстве туннеля было использовано 170 кубических метров (6000 куб футов) древесины и 45 тонн (50 тонн) стали. [ 5 ] Самой большой технической проблемой были подземные воды, которые приходилось часто выбрасывать вручную. Из-за постоянных обстрелов в тоннеле был проложен трубопровод, по которому доставлялась нефть в город. Линии связи и электрические кабели, подаренные Германией, также были проложены, чтобы в Сараево было электричество и телефонные линии, соединяющие его с миром.
Строительство туннеля было завершено 30 июня 1993 года, когда два туннеля встретились посередине. Использование туннеля началось на следующий день, 1 июля 1993 года. [ 1 ]
Структура
[ редактировать ]Туннель состоит из 160 метров (520 футов) крытых траншей со стороны Добрыни, 340 метров (1100 футов) крытых траншей со стороны Бутмира и 340 метров (1100 футов) настоящего туннеля под взлетно-посадочной полосой аэропорта. [ 1 ] На стороне Добрини средняя высота туннеля составляет 1,6 метра (5 футов 3 дюйма) (без учета высоты железной арматуры), а ширина верхней половины составляет в среднем 0,8 метра (2 фута 7 дюймов) и 1 метр (3 фута 7 дюймов). футов 3 дюйма) в ширину для нижней половины туннеля. [ 1 ] Со стороны Бутмира тоннель немного выше; 1,8 метра (5 футов 11 дюймов) без учета деревянной арматуры. Ширина со стороны Бутмира такая же, как и со стороны Добрыни. [ 1 ] Существует также участок, называемый «вход пониженного уровня», участок длиной 30 метров (100 футов) со стороны Добрини, который был самым глубоким и трудным для строительства участком туннеля. [ 1 ] В самой глубокой точке туннель находится на 5 метров (20 футов) ниже взлетно-посадочной полосы аэропорта. [ 4 ]
Входом со стороны Добрыни был гараж многоквартирного дома. [ 6 ] Входом со стороны Бутмира представлял собой невзрачный дом возле аэропорта, принадлежавший семье Колар. [ 4 ] Оба входа находились под тщательной охраной и были окружены траншеями, укомплектованными боснийскими войсками. [ 4 ]
Сначала туннель представлял собой простую грязную тропу, по которой припасы приходилось переносить вручную или на спинах солдат. [ 2 ] Однако менее чем через год после его создания был проложен небольшой железнодорожный путь и построены небольшие тележки для перевозки грузов по туннелю. [ 6 ] Окончательная конструкция туннеля включала в себя прокладку силового кабеля мощностью 12 мегаватт. [ 6 ] насосы для перекачки подземных вод, нефтепровод и постоянное освещение. [ 1 ]
С туннелем возникли две основные проблемы. Первым было затопление подземными водами, которые могли подняться до уровня по пояс. [ 1 ] Во-вторых, качество воздуха. В туннеле не было вентиляции, поэтому каждый, кто входил в туннель, был вынужден носить маску. [ 2 ]
Использование
[ редактировать ]Туннель был построен во время боснийской войны как средство соединения двух удерживаемых боснийцами территорий, которые были отрезаны армией Республики Сербской . Туннель служил грубым способом снабжения боснийских подразделений и гражданского населения в Сараево. Это также позволило поддерживать связь между боснийскими и боснийскими союзными силами в Сараево и за пределами территорий. [ 1 ] Он стал символом борьбы города. [ 7 ] Это позволило предоставить гуманитарную помощь боснийцам и позволило им покинуть город. [ 7 ]
Туннель использовался для снабжения боснийских вооруженных сил припасами военного времени, включая продовольствие, топливо, газеты и оружие. [ 3 ] Вагоны использовались для перевозки грузов по туннелю и могли быть загружены 400 килограммами (880 фунтов) товаров за раз. [ 4 ] Первыми предметами, прошедшими через туннель, были боснийские СВУ . [ 4 ] еда, [ 1 ] сигареты, [ 1 ] алкоголь, [ 4 ] и бензин [ 4 ] также прошли через туннель, позволив Бутмиру, Колонии и Храснице стать центрами черного рынка для незаконной продажи этих предметов. [ 1 ] Туннель также использовался для транспортировки нефти и связи. [ 6 ]
Туннель также использовался боснийцами как способ выбраться из Сараево. Транзит в обе стороны, как в город, так и из города, был постоянным. Ежедневно через туннель проходило от 3000 до 4000 боснийских солдат (а также гражданских лиц) и 30 тонн (33 тонны) различных грузов. [ 4 ] Группы, путешествующие по туннелю, варьировались от 20 до 1000 человек. [ 4 ] В среднем этим группам потребовалось 2 часа, чтобы пройти через туннель. [ 4 ] На протяжении всей войны через туннель было совершено от двух до трех миллионов поездок боснийцев, и ряд боснийских гражданских лиц использовали туннель, чтобы бежать из Сараево. [ 6 ] Среди тех, кто путешествовал по туннелю, были солдаты, гражданские лица, политики и генералы. Алия Изетбегович , Президент Республики Босния и Герцеговина , [ 3 ] является самым известным человеком, использовавшим туннель. Его пронесли через туннель на стуле, названном «Президентским креслом», и поэтому он так и не ступил в туннель. [ 8 ]
Вход в туннель охранялся боснийской армией , и для въезда и выезда из города по этому подземному маршруту требовалось разрешение. [ 4 ] Поступали сообщения о том, что боснийских гражданских лиц заставляли платить боснийской армии до 120 долларов США за проход для них и их семей через туннель. [ 2 ]
Сараевский туннельный музей
[ редактировать ]
После войны Музей Сараевского туннеля был построен на месте исторического частного дома, подвал которого служил входом в Сараевский туннель. Посетители все еще могут пройти по небольшому отрезку туннеля (около 20 метров; 70 футов). В «доме»-музее представлены архивные материалы, в том числе 18-минутный фильм, военные фотографии, военная техника, флаги, военная форма, а также обломки и реактивные самолеты . [ 9 ] В 2004 году местные органы планирования искали финансирование для «полной реконструкции туннеля» и «строительства музейных зданий на его входе и выходе». [ 10 ]
Что касается цели музея, Владимир Зубич, депутат городского совета Сараево, отметил, что музей является «напоминанием для всех, что такая вещь, как этот туннель, обеспечивающий жителям этого города минимум средств к существованию, никогда не придется будет использоваться снова. Это будет место, где молодые люди смогут изучить часть нашего недавнего прошлого, и это станет доказательством того, что эта часть нашей истории никогда не будет забыта». [ 11 ]
Дом и земля вокруг входа в Сараевский туннель принадлежат Байро Колару, местному жителю, который управляет частным музеем. В документальном фильме о Сараевском военном туннеле [ 12 ] он рассказал о причинах, по которым он превратил дом в военный объект. Он сказал: «Все, что у нас есть, мы отдали на защиту и освобождение Сараево». Просуществовав 15 лет без какой-либо государственной финансовой поддержки, музей становится одним из самых посещаемых объектов боснийской столицы, который ежедневно посещают сотни людей. Многие экскурсии по Сараево включают Туннельный музей как один из военных объектов, которые стоит посетить в городе.
Музей открыт для посетителей каждый рабочий день с 09:00 до 16:00.
Галерея
[ редактировать ]-
Сараевский туннель юг
-
Сараевский туннель юг
-
Окруженный Сараево
-
Сараевский туннель
-
Сараевский туннель
-
Оружие, использованное во время осады Сараево
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с «Отчет Боснии - июль-октябрь 1996 г. - Адриатический свет в конце Сараевского туннеля» . Архивировано из оригинала 29 июля 2018 г. Проверено 22 июля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бернс, Джон Ф. (15 августа 1993 г.). «Грубый туннель длиной 1000 ярдов — секретный путь жизни Сараево» . The New York Times – через NYTimes.com.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Тоннель надежды Сараево» . 16 апреля 2001 г. – через news.bbc.co.uk.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Кавказ, Osservatorio Balcani e. «Сараевский туннель» . ОБЦ ТрансЕвропа .
- ^ «Музей Военного тоннеля (Туннеля надежды)» . Архивировано из оригинала 16 марта 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и "архив.ф" . архив.ph . Архивировано из оригинала 12 апреля 2013 г. Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дзидич, Деник Джидич, Денис (15 марта 2013 г.). «Сараевские документы по истории осадного туннеля военного времени» .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Королевство, Дэмиен Смит из Лондона, США (21 сентября 2007 г.). «Этот стул использовался для перевозки высокопоставленных лиц через туннель» – через Wikimedia Commons.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хамбер, Б. (2012). Музеи конфликтов, ностальгия и мечта никогда больше не повторяться. Мир и конфликт: Журнал психологии мира, 18 (3), 268.
- ^ Франс-Пресс, Агентство (1 февраля 2004 г.). «Сараевский военный туннель сохранился как музей» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ Алик, А. (2002). Спасение спасательного круга Сараево. Мир Времени (19 марта). Получено из [1]
- ^ «- Ютуб» . www.youtube.com .
Библиография
[ редактировать ]- Дония, Роберт Дж. (2006). Сараево: Биография . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Ссылка на официальный сайт Музея Сараевского туннеля.
- Туннель надежды Сараево
- Экскурсия в музей Сараевского туннеля от Sarajevo Insider
- Экскурсия в музей Сараевского туннеля от Sarajevo Funky Tours.
- Короткое видео прогулки по туннелю Сараевского туннельного музея
- Фотографии музея Сараевского туннеля
- Сараево не хочет реконструкции туннеля спасения, одного из символов войны (на хорватском языке)
- Отчет по Боснии, заархивированный 29 июля 2018 г. в Wayback Machine.
- Туннель надежды Сараево (BBC)
- Сараевский военный туннель | Самый сокровенный секрет осажденного города