Jump to content

Авиабаза Желания

Координаты : 44 ° 50'11 ″ с.ш. 15 ° 45'29 ″ в.д.  /  44,83639 ° с.ш. 15,75806 ° в.д.  / 44,83639; 15.75806
Аэропорт Желява

Аэропорт Желява
Вход в подземный комплекс аэропорта.
Краткое содержание
Тип аэропорта Военная авиабаза
Служит Бихач ,  Босния и Герцеговина
Расположение Желание ,  Хорватия
Высота AMSL 1126 футов / 343 м
Координаты 44 ° 50'11 ″ с.ш. 15 ° 45'29 ″ в.д.  /  44,83639 ° с.ш. 15,75806 ° в.д.  / 44,83639; 15.75806
Карта
LYBI находится в Хорватии.
ЛЫБИ
ЛЫБИ
Взлетно-посадочные полосы
Направление Длина Поверхность
футы м
14Л/32П (Хорватия) 8,325 2,500 Асфальт
14R/32L (Хорватия и БиГ ) 8,325 2,500 Асфальт
08R/26L (Хорватия и БиГ) 6,863 2,061 Асфальт
19.01 (Хорватия) 9,257 2,780 Асфальт
08L/26R (БиГ и Хорватия) 6,826 2,050 Асфальт

Авиабаза Желява , расположенная на границе Хорватии и Боснии и Герцеговины под горой Плешевица , недалеко от города Бихач , была крупнейшим подземным ангаром и военной авиабазой в Социалистической Федеративной Республике Югославии (СФРЮ), а также одной из крупнейших в Европе. Объекты совместно используются местными органами власти округов Бихач и Лика-Сень в Хорватии.

Военные объекты серии «Объекат» расположены в уединенных, но стратегически важных районах бывшей Югославии, а строительство этих военных баз было инициировано министерством обороны СФРЮ.

Во время югославских войн большинство этих баз использовалось сербами в определенных операциях, но из-за смягчающих обстоятельств, навязанных хорватскими войсками, они были разрушены, а затем стали непригодными для использования в военных целях.

В настоящее время они популярны для разведки городов , хотя это рискованно из-за возможности противопехотных мин размещения в неисследованных районах. Однако некоторые из них избежали разрушения из-за других обстоятельств, когда сербы не контролировали эти объекты. Примером некоторых из них, которые до сих пор используются, является ядерный бункер D-0 Armijska Ratna Komanda в Кониче , однако последний был превращен в арт-комплекс, но до сих пор принадлежит Министерству обороны Боснии и Герцеговины .

Строительство авиабазы ​​Желява или Бихач ( кодовое название «Объекат 505» ) было вдохновлено горными ангарами, используемыми шведским авиакрылом Гёта (F 9). [ 1 ] началось в 1948 году и было завершено в 1968 году. За эти два десятилетия СФРЮ потратила на его строительство около 6 миллиардов долларов. [ 2 ] в три раза превышает совокупные текущие годовые военные бюджеты Сербии и Хорватии. Это был один из крупнейших и самых дорогих проектов военного строительства в Европе.

Аэродром был задокументирован американским спутником разведки CORONA в 1968 году. [ 3 ]

Описание

[ редактировать ]

Роль этого объекта заключалась в создании, интеграции и координации общенациональной радиолокационной сети раннего предупреждения в СФРЮ, аналогичной NORAD в США. Комплекс был спроектирован и построен так, чтобы выдержать прямое попадание 20- килотонной ядерной бомбы , эквивалентной той, что была сброшена на Нагасаки .

Стратегическая роль

[ редактировать ]

Главным преимуществом базы было стратегическое расположение радара перехвата и наблюдения «Целопек» на горе Плешевица , в нервном центре развитой интегрированной сети ПВО, охватывающей воздушное пространство и территорию Югославии, а, возможно, и дальше. Помимо своих основных функций защищенной радиолокационной установки, центра управления и защищенного средства связи, на авиабазе были туннели, в которых размещались две полноценные истребительные эскадрильи , одна разведывательная эскадрилья и соответствующие средства технического обслуживания. Там базировались части 124.ЛАЭ (Истребительная авиационная эскадрилья) и 125.ЛАЭ, оснащенные истребителями МиГ-21бис , и 352.ИАЭ (Разведывательная авиационная эскадрилья), оснащенная истребителями-разведчиками МиГ-21Р.

Туннели имели общую длину 3,5 км (2,2 мили), а в бункере было четыре входа, защищенных 100-тонными герметичными дверями, три из которых были адаптированы для использования самолетами . В конце концов появилась надежда, что база будет переоснащена самолетами Yu Supersonik собственной разработки .

Подземный комплекс «КЛЭК»

[ редактировать ]

Подземный объект был облицован полукруглыми бетонными щитами, смягчающими удары летящих боеприпасов. В состав комплекса входили подземный источник воды, электрогенераторы, помещения для экипажа и другие стратегические военные объекты. Здесь также располагалась столовая , в которой одновременно могли кормить 1000 человек, а также запасы продовольствия, топлива и оружия, которых хватило бы на 30 дней. Топливо подавалось по подземной трубопроводной сети длиной 20 км (12 миль), соединенной с военным складом на холме Покой недалеко от Бихача .

Поверхность

[ редактировать ]

Над землей на объекте было пять взлетно-посадочных полос, а в непосредственной близости от базы располагалось множество мобильных радаров ближнего действия слежения и наведения; зенитно-ракетные комплексы, оснащенные; 2К12 «Куб» Мобильные зенитно-ракетные комплексы-перехватчики (НАТО: SA-6), базы мотопехоты, два самолета быстрого реагирования, готовые к взлету в любой момент, посты военной полиции и охотничий домик, используемый гражданскими и военачальники в периодических поездках на отдых.

Точки доступа строго контролировались, и охранникам было разрешено стрелять в любого, кто пытается войти без разрешения. Однако на практике требовались только специальные разрешения, и несанкционированные посетители обычно отказывались.

Разрушение

[ редактировать ]

Авиабаза интенсивно использовалась в 1991 году, во время югославских войн . Во время вывода Югославская народная армия разрушила взлетно-посадочную полосу, заполнив заранее построенные помещения (предназначенные для этой цели) взрывчаткой и взорвав ее. Чтобы предотвратить любое возможное дальнейшее использование комплекса хорватскими и боснийско-герцеговинскими силами, военные Сербской Краины завершили разрушение в 1992 году, взорвав дополнительно 56 тонн взрывчатки. Последовавший взрыв был настолько мощным, что потряс близлежащий город Бихач. Жители близлежащих сел утверждали, что дым из туннелей продолжал подниматься в течение шести месяцев после взрыва.

Текущий статус

[ редактировать ]

Местные полицейские силы и CPA в настоящее время используют этот район для обучения собак работе с настоящими минами, учитывая большое количество мин, все еще находящихся поблизости. Из-за мин при посещении комплекса Желява следует соблюдать особую осторожность. В ноябре 2000 года майор боснийских ВВС погиб, подорвав противопехотную мину ПРОМ-2 во время поисков грибов.

Ущерб от разрушений зданий и оборудования базы неисчислим и причинил огромный ущерб окружающей среде. Потенциальные усилия по восстановлению ограничены нехваткой финансовых ресурсов. Международная граница делит территорию базы пополам, и вся территория сильно заминирована. Казармы в соседней деревне Личко Петрово Село находятся в ведении хорватской армии .

Сегодня база является обычным перевалочным пунктом для нелегальных мигрантов. В 2004 или 2005 году там планировалось открыть центр для просителей убежища, но от этой идеи отказались, и были разработаны новые планы, согласно которым он станет частью военного полигона Слунь и казарм близлежащего комплекса Удбина . Однако от этой идеи отказались в соответствии с соглашением между странами бывшей Югославии, которое запрещает любые военные объекты на расстоянии до 15 км (9,3 мили) внутри границ.

Муниципалитет Бихача выступил с инициативой открытия местного аэропорта с использованием взлетно-посадочной полосы.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Zeljava-jna_jedinice» . Проверено 27 апреля 2017 г.
  2. ^ «Авиабаза Зелява» . Атлас Обскура . Проверено 27 апреля 2017 г.
  3. ^ «Подземное рассредоточение самолетов, аэродром Бихач, Югославия, 44-50N 015-47E» (PDF) . Национальный центр интерпретации фотографий . 17 июня 1968 года . Проверено 28 июля 2022 г. - через nsarchive2.gwu.edu.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 159b0b721da1842183463b8aa9610f71__1718457900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/71/159b0b721da1842183463b8aa9610f71.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Željava Air Base - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)