Авиабаза Желания
Аэропорт Желява Аэропорт Желява | |||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Вход в подземный комплекс аэропорта. | |||||||||||||||||||||||||||
Краткое содержание | |||||||||||||||||||||||||||
Тип аэропорта | Военная авиабаза | ||||||||||||||||||||||||||
Служит | Бихач , ![]() | ||||||||||||||||||||||||||
Расположение | Желание , ![]() | ||||||||||||||||||||||||||
Высота AMSL | 1126 футов / 343 м | ||||||||||||||||||||||||||
Координаты | 44 ° 50'11 ″ с.ш. 15 ° 45'29 ″ в.д. / 44,83639 ° с.ш. 15,75806 ° в.д. | ||||||||||||||||||||||||||
Карта | |||||||||||||||||||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||||||||||||||||||
|
Авиабаза Желява , расположенная на границе Хорватии и Боснии и Герцеговины под горой Плешевица , недалеко от города Бихач , была крупнейшим подземным ангаром и военной авиабазой в Социалистической Федеративной Республике Югославии (СФРЮ), а также одной из крупнейших в Европе. Объекты совместно используются местными органами власти округов Бихач и Лика-Сень в Хорватии.
История
[ редактировать ]Военные объекты серии «Объекат» расположены в уединенных, но стратегически важных районах бывшей Югославии, а строительство этих военных баз было инициировано министерством обороны СФРЮ.
Во время югославских войн большинство этих баз использовалось сербами в определенных операциях, но из-за смягчающих обстоятельств, навязанных хорватскими войсками, они были разрушены, а затем стали непригодными для использования в военных целях.
В настоящее время они популярны для разведки городов , хотя это рискованно из-за возможности противопехотных мин размещения в неисследованных районах. Однако некоторые из них избежали разрушения из-за других обстоятельств, когда сербы не контролировали эти объекты. Примером некоторых из них, которые до сих пор используются, является ядерный бункер D-0 Armijska Ratna Komanda в Кониче , однако последний был превращен в арт-комплекс, но до сих пор принадлежит Министерству обороны Боснии и Герцеговины .
Строительство авиабазы Желява или Бихач ( кодовое название «Объекат 505» ) было вдохновлено горными ангарами, используемыми шведским авиакрылом Гёта (F 9). [ 1 ] началось в 1948 году и было завершено в 1968 году. За эти два десятилетия СФРЮ потратила на его строительство около 6 миллиардов долларов. [ 2 ] в три раза превышает совокупные текущие годовые военные бюджеты Сербии и Хорватии. Это был один из крупнейших и самых дорогих проектов военного строительства в Европе.
Аэродром был задокументирован американским спутником разведки CORONA в 1968 году. [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]Роль этого объекта заключалась в создании, интеграции и координации общенациональной радиолокационной сети раннего предупреждения в СФРЮ, аналогичной NORAD в США. Комплекс был спроектирован и построен так, чтобы выдержать прямое попадание 20- килотонной ядерной бомбы , эквивалентной той, что была сброшена на Нагасаки .
Стратегическая роль
[ редактировать ]Главным преимуществом базы было стратегическое расположение радара перехвата и наблюдения «Целопек» на горе Плешевица , в нервном центре развитой интегрированной сети ПВО, охватывающей воздушное пространство и территорию Югославии, а, возможно, и дальше. Помимо своих основных функций защищенной радиолокационной установки, центра управления и защищенного средства связи, на авиабазе были туннели, в которых размещались две полноценные истребительные эскадрильи , одна разведывательная эскадрилья и соответствующие средства технического обслуживания. Там базировались части 124.ЛАЭ (Истребительная авиационная эскадрилья) и 125.ЛАЭ, оснащенные истребителями МиГ-21бис , и 352.ИАЭ (Разведывательная авиационная эскадрилья), оснащенная истребителями-разведчиками МиГ-21Р.
Туннели имели общую длину 3,5 км (2,2 мили), а в бункере было четыре входа, защищенных 100-тонными герметичными дверями, три из которых были адаптированы для использования самолетами . В конце концов появилась надежда, что база будет переоснащена самолетами Yu Supersonik собственной разработки .
Подземный комплекс «КЛЭК»
[ редактировать ]Подземный объект был облицован полукруглыми бетонными щитами, смягчающими удары летящих боеприпасов. В состав комплекса входили подземный источник воды, электрогенераторы, помещения для экипажа и другие стратегические военные объекты. Здесь также располагалась столовая , в которой одновременно могли кормить 1000 человек, а также запасы продовольствия, топлива и оружия, которых хватило бы на 30 дней. Топливо подавалось по подземной трубопроводной сети длиной 20 км (12 миль), соединенной с военным складом на холме Покой недалеко от Бихача .
Поверхность
[ редактировать ]Над землей на объекте было пять взлетно-посадочных полос, а в непосредственной близости от базы располагалось множество мобильных радаров ближнего действия слежения и наведения; зенитно-ракетные комплексы, оснащенные; 2К12 «Куб» Мобильные зенитно-ракетные комплексы-перехватчики (НАТО: SA-6), базы мотопехоты, два самолета быстрого реагирования, готовые к взлету в любой момент, посты военной полиции и охотничий домик, используемый гражданскими и военачальники в периодических поездках на отдых.
Точки доступа строго контролировались, и охранникам было разрешено стрелять в любого, кто пытается войти без разрешения. Однако на практике требовались только специальные разрешения, и несанкционированные посетители обычно отказывались.
Разрушение
[ редактировать ]Авиабаза интенсивно использовалась в 1991 году, во время югославских войн . Во время вывода Югославская народная армия разрушила взлетно-посадочную полосу, заполнив заранее построенные помещения (предназначенные для этой цели) взрывчаткой и взорвав ее. Чтобы предотвратить любое возможное дальнейшее использование комплекса хорватскими и боснийско-герцеговинскими силами, военные Сербской Краины завершили разрушение в 1992 году, взорвав дополнительно 56 тонн взрывчатки. Последовавший взрыв был настолько мощным, что потряс близлежащий город Бихач. Жители близлежащих сел утверждали, что дым из туннелей продолжал подниматься в течение шести месяцев после взрыва.
Текущий статус
[ редактировать ]Местные полицейские силы и CPA в настоящее время используют этот район для обучения собак работе с настоящими минами, учитывая большое количество мин, все еще находящихся поблизости. Из-за мин при посещении комплекса Желява следует соблюдать особую осторожность. В ноябре 2000 года майор боснийских ВВС погиб, подорвав противопехотную мину ПРОМ-2 во время поисков грибов.
Ущерб от разрушений зданий и оборудования базы неисчислим и причинил огромный ущерб окружающей среде. Потенциальные усилия по восстановлению ограничены нехваткой финансовых ресурсов. Международная граница делит территорию базы пополам, и вся территория сильно заминирована. Казармы в соседней деревне Личко Петрово Село находятся в ведении хорватской армии .
Сегодня база является обычным перевалочным пунктом для нелегальных мигрантов. В 2004 или 2005 году там планировалось открыть центр для просителей убежища, но от этой идеи отказались, и были разработаны новые планы, согласно которым он станет частью военного полигона Слунь и казарм близлежащего комплекса Удбина . Однако от этой идеи отказались в соответствии с соглашением между странами бывшей Югославии, которое запрещает любые военные объекты на расстоянии до 15 км (9,3 мили) внутри границ.
Муниципалитет Бихача выступил с инициативой открытия местного аэропорта с использованием взлетно-посадочной полосы.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Zeljava-jna_jedinice» . Проверено 27 апреля 2017 г.
- ^ «Авиабаза Зелява» . Атлас Обскура . Проверено 27 апреля 2017 г.
- ^ «Подземное рассредоточение самолетов, аэродром Бихач, Югославия, 44-50N 015-47E» (PDF) . Национальный центр интерпретации фотографий . 17 июня 1968 года . Проверено 28 июля 2022 г. - через nsarchive2.gwu.edu.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Базы ВВС Югославии
- Здания и сооружения в Бихаче
- Аэропорты Боснии и Герцеговины
- Несуществующие аэропорты
- Аэропорты Хорватии
- История Лики
- Здания и сооружения снесены в 1992 году.
- Подземные ангары для самолетов в Европе
- Ядерные бункеры в Боснии и Герцеговине
- Подземные сооружения в Боснии и Герцеговине
- Аэропорты закрыты в 1992 году.
- Военная история Бихача