Оповещение о быстрой реакции
Оповещение быстрого реагирования ( QRA ) — это состояние готовности и режим работы противовоздушной обороны, поддерживаемые в любое время дня военно-воздушными силами НАТО . Соединенные Штаты обычно называют предупреждение быстрого реагирования «предупреждением контроля воздушного пространства».
Некоторые страны, не входящие в НАТО, поддерживают QRA, [ 1 ] либо полный рабочий день, либо неполный рабочий день. [ 2 ] [ 3 ]

Операция
[ редактировать ]QRA в Соединенном Королевстве
[ редактировать ]В Соединенном Королевстве есть две станции QRA: одна в ВВС Конингсби на востоке Англии, а другая в ВВС Лоссимаут в Шотландии.
Пилоты и инженеры, несущие дежурство по QRA, находятся в немедленной готовности двадцать четыре часа в сутки. Они полностью одеты экипажа в комнате подготовки , расположенной рядом с ангарами , надежным укрытием для самолетов, неофициально известным как Q-sheds , в котором размещаются самолеты-перехватчики , с 2007 года Eurofighter Typhoon . Пилоты дежурят по QRA примерно один или два раза в месяц, каждый в двадцатичетырехчасовую смену.
Инженеры дежурят по QRA три или четыре раза в год, каждый по двадцать четыре часа в сутки, семь дней подряд. находятся в готовности Два самолета «Тайфун» и танкер «Вояджер» на базе Королевских ВВС Брайз-Нортон в Оксфордшире . До 2014 года эту задачу выполнял TriStar .

Гражданские самолеты в Великобритании контролируются NATS Holdings по адресу:
- Суонвик, Хэмпшир, с Лондонским районным центром управления и Лондонским центром управления терминалами (до 2007 года в RAF West Drayton ), широко известным как Лондонский центр управления воздушным движением, который охватывает Лондонский регион полетной информации (EGTT). У Королевских ВВС есть команда в Суонвике.
- Прествик , который охватывает регион полетной информации Шотландии (EGPX), который находится к северу от Солуэй-Ферт .

Военный радар в Великобритании контролируется Британской системой воздушного наблюдения и контроля (ASACS). [ 4 ] под присмотром командования сил ASACS. [ 5 ] Он имеет удаленные радиолокационные головки (RRH) по адресу:
- RRH Бенбекула на Внешних Гебридских островах
- RRH Сакса Ворд на Шетландских островах (радар AN/TPS-77 перенесен из RRH Staxton Wold)
- RRH Бьюкен (бывшая главная радиолокационная станция, или MRS, Бьюкен) у автомагистрали A90 к югу от Питерхеда.
- RRH Бризли Вуд в Халн-Парке , Нортумберленд (к западу от Королевских ВВС Боулмер ), в трех милях (5 км) непосредственно к западу от Алнвика.
- RRH Стакстон Уолд у автомагистрали B1249 в Уиллерби, Северный Йоркшир . Йоркшир -Уолдс-Уэй. Рядом с ним проходит
- RRH Neatishead в Тримингеме на Норфолка побережье
- RRH Портрит в Корнуолле
С 1997 года в качестве радаров использовались Plessey AR-320 (Тип 93) мощностью 1,1 МВт, которые были заменены системой Lockheed Martin AN/FPS-117 .
QRA в США
[ редактировать ]Соединенные Штаты называют оповещение быстрого реагирования оповещением о контроле за воздушным пространством. [ 6 ]
Ответ QRA
[ редактировать ]Воздушное движение по Европе контролируется Евроконтролем в Брюсселе. Военные самолеты из России можно отслеживать по всей Норвегии и сообщать об этом норвежскому объединенному штабу недалеко от Будё или Объединенному центру воздушных операций 2 (CAOC UE) в Удеме , Северный Рейн-Вестфалия, недалеко от границы с Нидерландами. Объединенный центр воздушных операций Finderup (CAOC Finderup), [ 7 ] в Дании наблюдает за российскими самолетами и может предупредить Великобританию, а также имеет там персонал Королевских ВВС.
ВВС России Самолеты Ту-95 происходят с Оленья авиабазы на Кольском полуострове . Самолеты Ту-160 Блэкджек прибывают с базы Энгельс-2 под Саратовом . Самолеты Ту-95 выполняют полеты по 12–14 часов, и при их отслеживании по всей Норвегии в просторечии их называют « зомби» . [ нужна ссылка ]
Ответ QRA предполагает, что истребитель поднимается в воздух для расследования нарушения воздушного пространства или зоны интересов страны НАТО.
Ответ QRA в Соединенном Королевстве
[ редактировать ]Это также может быть гражданский самолет, который представляет угрозу, если недостаточно реагирует на команды управления воздушным движением (УВД). Инциденты такого рода в Великобритании отслеживаются Центром контроля и отчетности (CRC) ВВС Великобритании в Боулмере , который создает 3D-распознаваемое воздушное изображение. Национальный центр воздушных и космических операций (NASOC) при авиационном командовании Королевских ВВС в Хай Викомбе решает, отправлять ли ответ QRA. Штаб авиационного компонента объединенных сил также находится в Хай Викомбе.

станции QRA
[ редактировать ]Австрия
[ редактировать ]Австрия имеет только дневную готовность к QRA. Командование воздушного наблюдения австрийских ВВС расположено в Зальцбурге . 1-я и 2-я истребительные эскадрильи с истребителями Eurofighter Typhoon находятся на авиабазе Зельтвег .
Прибалтика
[ редактировать ]Литва, Латвия и Эстония, хотя и являются членами НАТО, не имеют истребителей, способных осуществлять перехват QRA. Другие страны НАТО обеспечивают периодическую противовоздушную оборону по стандарту НАТО QRA. [ 6 ]
Болгария
[ редактировать ]Авиабаза Граф Игнатьево (3-я истребительная авиабаза) БуАФ имеет одну эскадрилью МиГ-29 , несущую две ракеты Р-73 . Болгарский CRC находится в Софии.
Хорватия
[ редактировать ]расположено Командование ВВС и ПВО Хорватии в Загребе . [ 8 ] 191- я истребительная эскадрилья летает на МиГ-21бисД/УМД из Плесо ( аэропорт Загреба ) со вторым QRA в аэропорту Пулы . МиГ-21 будет заменен на Dassault Rafale .
Чешская Республика
[ редактировать ]261-й центр контроля и отчетности (CRC) находится в Главенце. Чешские ВВС используют JAS-39C/D Gripen на авиабазе Часлав .
Дания
[ редактировать ]Командование Королевских ВВС Дании находится на авиабазе Каруп . Истребительное крыло с Eskadrille 727 и Eskadrille 730 на авиабазе Скридструп использует F-16AM/BM Falcon , которые вскоре будут заменены на F-35A .
Финляндия
[ редактировать ]Финский центр воздушных операций находится на авиабазе Ювяскюля-Тиккакоски . ВВС Финляндии 31-я истребительная эскадрилья (Hävittäjälentolaivue 31, HävLLv 31) использует F-18C/D из Рованиеми и Куопио . Помимо основных оперативных баз ВВС, самолеты QRA могут перемещаться между гражданскими аэропортами и другими временными оперативными базами. [ 9 ]
Германия
[ редактировать ]В муниципалитете Удем находится Объединенный центр воздушных операций НАТО (CAOC) Удем. [ 10 ]
74-я тактическая эскадрилья ВВС обеспечивает прикрытие на юге, а 71-я тактическая эскадрилья ВВС «Рихтгофен» — на севере. ВВС Германии используют истребители Eurofighter Typhoon с Витмунд (QRA North) и авиабазы Нойбург (QRA South), а также альтернативные базы QRA в Нёрвенихе и аэропорту Росток-Лааге . [ 11 ]
Венгрия
[ редактировать ]Венгерский центр воздушного командования и управления находится в Веспреме . База QRA находится на авиабазе Кечкемет . Истребительная эскадрилья «Пума» эксплуатирует истребители JAS-39C/D Gripen . Венгерские Gripens отвечают за службу воздушной полиции над Словенией. [ 12 ]
Исландия
[ редактировать ]Исландия, хотя и является членом НАТО, не имеет постоянных вооруженных сил. Другие страны НАТО периодически обеспечивают противовоздушную оборону по стандарту НАТО QRA. [ 13 ]
Италия
[ редактировать ]Эскадрильи итальянских ВВС , оснащенные самолетами «Тайфун» и F-35, обеспечивают прикрытие QRA на ротационной основе. Эти эскадрильи базируются на авиабазе Гроссето в Тоскане (IX группа 4° Стормо), авиабазе Джоя-дель-Колле в Апулии (10° группа и 12° группа 36° Стормо), авиабазе Трапани на Сицилии (18° группа 37°). Стормо) и авиабаза Истрана в Венето (132° Gruppo 51° Stormo), все они эксплуатируют «Тайфуны». Совсем недавно F-35A, базирующиеся на авиабазе Амендола в Апулии (13° Gruppo 32° Stormo), также получили задачи QRA, а F-35 на авиабазе Геди в Ломбардии тоже будут участвовать в QRA. [ 14 ]
Нидерланды
[ редактировать ]Королевские ВВС Нидерландов (RNLAF) имеют самолеты F-16 на авиабазе Волкель в состоянии повышенной боевой готовности. Они перехватывают, как только их уведомляет станция управления воздушными операциями Нью-Миллиген , недалеко от Апелдорна в Гелдерланде . С 2016/2017 года RNLAF чередует обязанности по QRA над Бенилюксом с бельгийским воздушным компонентом каждые четыре месяца.
Норвегия
[ редактировать ]F - Силы быстрого реагирования Королевских ВВС Норвегии состоят из двух 35, находящихся в состоянии повышенной боевой готовности с авиабазы Эвенес . [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Румыния
[ редактировать ]( 71-я авиабаза RoAF Baza 71 Aeriană ) в Кампиа-Турзи в центральной Румынии и 86-я авиабаза RoAF ( Baza 86 Aeriană ) в Борче на юго-востоке Румынии несут службу QRA. Румыния эксплуатирует истребители F-16 Fighting Falcon , которые несут ракеты AIM-9X и AIM-120C . Румынский CRC находится в Балотешти на юге Румынии.
Словакия
[ редактировать ]Командование ВВС Словакии находится в Зволене . [ 18 ] 1-я тактическая эскадрилья ожидает поставки F-16V на авиабазе Слиач . В настоящее время воздушное пространство Словакии охраняют ВВС Германии , Чехии , Польши и Венгрии, пока не будут доставлены американские F-16 . [ 19 ]
Испания
[ редактировать ]На авиабазе Морон в Морон-де-ла-Фронтера в провинции Севилья на юге Испании, Ала 11 (11-е крыло), находятся на дежурстве три эскадрильи «Тайфунов». 11-я и 112-я эскадрильи. Авиабаза Лос-Льянос имеет 141-ю и 142-ю эскадрилью Ала 14.
Швейцария
[ редактировать ]Основной базой QRA ВВС Швейцарии является авиабаза Пайерн . QRA также работает с авиабаз Эммен и Майринген в течение нескольких недель в году. аэропорт Цюриха , аэропорт Женевы и аэропорт Сиона Альтернативными местами являются . Всеми операциями QRA руководит Оперативный центр (EZ-LUV)/CRC на авиабазе Дюбендорф . Швейцарские QRA оснащены самолетами F/A-18C/D . [ 20 ] [ 21 ]
Турция
[ редактировать ]Авиабаза Мерзифон ТуАФ ) на севере Турции располагает двумя эскадрильями ( Türk Hava Kuvvetleri F-16 (построенными TAI ) с 5-м авиакрылом ( 5 Ana Jet Üs ). Авиабаза Бандырма располагает двумя эскадрильями F-16 6-го авиакрыла. Турецкий CRC находится в Ахлатлыбеле недалеко от Анкары .
Великобритания
[ редактировать ]В настоящее время существует две станции QRA RAF 1-й группы .
- Королевские ВВС Конингсби в Линкольншире присматривают за южным сектором Великобритании, известным как QRA South , с 3-й и 11-й эскадрильями .
- RAF Lossiemouth в Морей защищает северный сектор Великобритании, называемый QRA North . [ 22 ] размещаются на базе 1-й , 2-й и 6-й эскадрильи .
История
[ редактировать ]Quick Reaction Alert — это текущая версия карабканья , разработанная истребительным командованием Королевских ВВС во время битвы за Британию .
Германия
[ редактировать ]RAF Wildenrath обеспечивал прикрытие противовоздушной обороны Королевских ВВС Германии (RAFG), которые летали на «Фантомах» в составе 92-й и 19-й эскадрильи до 1991 года .
Италия
[ редактировать ]Первой страной, которая поставила Тайфун на службу QRA, была Италия в декабре 2005 года IX Gruppo из 4º Stormo. 12 ° Gruppo 36 ° Stormo последовала за ней в июле 2007 г. и 10 ° Gruppo в июле 2010 г. Тайфуны заменили F-16A / ADF 37 ° Stormo в Трапани с мая 2012 г. С марта 2018 г. F-35 из 32 ° Stormo базировались в Амендоле. , реализовал активы QRA.
Испания
[ редактировать ]111-я эскадрилья поставила на службу QRA первый «Тайфун» в июле 2008 года, за ней последовала 142-я эскадрилья Ala 14, а затем 141-я эскадрилья.
Великобритания
[ редактировать ]


В 1950-х и 1960-х годах обучение на диспетчера истребителей в Великобритании проходило в MRS Bawdsey ( RAF Bawdsey ). Главный центральный орган управления был известен как ADOC, который контролировал регион противовоздушной обороны Великобритании (UK ADR). США и Канады Это было похоже на систему NORAD на базе ВВС Петерсон . Система РОТОР была разработана в 1950-х годах. [ 23 ]
До появления компьютеров в 1970-х годах российские самолеты наносились на карту, в основном персоналом WRAF . Группа 11 в RAF Bentley Priory с 1968 года и RAF High Wycombe с 1972 года заботилась о противовоздушной обороне Великобритании до 1990-х годов. Сегодня в Хай Уикоме находится Европейская авиагруппа .
Для каждого оповещения QRA требовался танкер Victor из Королевских ВВС Мархэм в Норфолке с кодовым названием Dragonfly . Одна истребительная эскадрилья будет находиться в QRA в течение шестимесячных смен. У «Фантома» была гораздо лучшая дальность полета, чем у «Лайтнинг», и у него был гораздо лучший радар обзора , но у «Лайтнинг» были лучшие характеристики.
Вариант RAF Phantom имел двигатели Spey , которые не были специально разработаны для этого самолета и имели более низкие характеристики. У него была усовершенствованная устойчивая к помехам инерциальная навигационная система, , но «Фантомы» ВВС Великобритании не могли взлететь немедленно, поскольку эта инерциальная система должна была сначала выровняться. Lightning покинул службу в 1988 году, а Phantom - в 1992 году. Когда прибыл Tornado F.3, служба QRA Королевских ВВС имела самолет с полными возможностями ночного видения и мог подключаться к самолету Sentry .
В 1960-х годах Southern Q обслуживали «Лайтнинги» 5-й эскадрильи британских ВВС в Бинбруке , а также 29-й и 111-й эскадрильи Королевских ВВС Уоттишем . Южный Q был ротирован вокруг трех баз Королевских ВВС. RAF Leeming приняла South Q у RAF Coningsby в 1988 году. 11-я эскадрилья покинула RAF Leeming в октябре 2005 года. [ 24 ] В июне 2007 года 3-я эскадрилья британских ВВС Конингсби приняла на себя управление Southern Q у «Торнадо» 25-й эскадрильи Королевских ВВС Лиминг в Северном Йоркшире . «Тайфуны» 3-й эскадрильи впервые поднялись в бой в августе 2007 года, когда они перехватили «Русского медведя » . 3-я эскадрилья приняла на себя весь Южный Q с апреля 2008 года.
В августе 2007 года после 15-летнего перерыва россияне начали осуществлять патрулирование на большие расстояния. «Тайфуны» прибыли в RAF Leuchars в составе 6-й эскадрильи с сентября 2010 года, выполнив свой первый бой QRA в январе 2011 года. «Тайфуны» присоединились к 1-й эскадрилье с сентября 2012 года. 6-я эскадрилья перебралась в Лоссимаут в июне 2014 года, а 1 эскадрилья перебралась в августе 2014 года. QRA North была перенесена из RAF Leuchars в RAF Lossiemouth в сентябре 2014. Первый вылет QRA из Лоссимаута состоялся 19 сентября 2014 года в составе 6-й эскадрильи.
Олимпийские игры 2012 года
[ редактировать ]Для обеспечения безопасности летних Олимпийских игр 2012 года часть QRA South была на короткое время переброшена из Королевских ВВС Конингсби для работы из Королевских ВВС Нортхолта .
Инциденты безопасности
[ редактировать ]- 1969 г. Кража C-130 , взлетели два французских самолета QRA.
- 25 сентября 1979 г. легкий самолет G-BGHR вылетел в 13:00 из аэропорта Станстед; он снизился с высоты 31 000 футов до 12 000 футов во время учения в 14.36; он летел кругами, после того как пилоту стало плохо от гипоксии , и самолет в течение шести часов начал проделывать круговые траектории шириной четыре мили, двигаясь на юг, и разбился во французском винограднике в Ле Трамбле в 8.20 вечера, в 12 милях к югу от к востоку от Нанта; за самолетом следовал самолет RAF Nimrod над Ла-Маншем, а с 1810 по 2010 год следовали два Mirage III французских ВВС и три Mirage F1; Французским пилотам был отдан приказ сбить самолет, если он приближался к городу; [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] на самолете находились Том Лэмпитт, 47 лет, из Лум Лейн, Рэдлетт в Хартфордшире , бывший пилот Aer Lingus , и подполковник Фаусто Агиар де Баррос Валла из Сакавема в Португалии; португальской армии [ 28 ] Том Лэмпитт, родом из Нью-Пеншоу , летал в составе 43-й эскадрильи в Лейчарсе в группе высшего пилотажа вместе с Питером Байрсто. [ 29 ]
- 1983 г., Шотландия. Крушение самолета Learjet 25. В среду, 18 мая 1983 года, беспилотный самолет Learjet 25 пролетел над Великобританией и разбился в 260 милях от Сторновея около 20:30; « Нимрод » из Королевских ВВС Кинлосс искал обломки; [ 30 ] западногерманский самолет вылетел из международного аэропорта Вены в 14.53, пролетев на высоте около 40 000 футов (FL390) над Голландией; радиосвязь была потеряна возле Фульды в Западной Германии в 15.49; За Learjet следовали голландские пилоты QRA, которые также никого не видели за штурвалом; самолет D-CDPD был зарегистрирован компанией Air Traffic GmbH из Мюнхена; Считалось, что пилотом был Питер Блэнгман; [ 31 ] [ 32 ] Learjet был перехвачен самолетом RAF Phantom над Лох-Раннохом с пилотом, 23-летним летным офицером Марком Ханной, сыном Рэя Ханны , и штурманом, 28-летним флайт-лейтенантом Джоном Марром из Портсмута из 111-й эскадрильи в Лейчарсе; экипаж Королевских ВВС никого не видел в кабине с расстояния 30 футов; Learjet летел со скоростью около 450 миль в час: «Фантом» следовал за самолетом примерно в 150 милях к западу от Кинлосса, поскольку самолетов-заправщиков не было; оттуда за Learjet последовал еще один QRA RAF Phantom. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
- 1989 г., катастрофа МиГ-23, Бельгия , 4 июля 1989 г., когда несколько самолетов QRA были подняты в воздух.
- Рейс 522 Helios Airways 14 августа 2005 г. перехвачен двумя греческими самолетами F-16 из национального аэропорта Неа Анхиалос.
- Столкновение в воздухе в Ольсберге , 2014 г., 23 июня 2014 г. в результате учений QRA произошло столкновение в воздухе самолета Learjet 35 и самолета ВВС Германии с авиабазы Нёрвених.
- Инцидент с Horizon Air Q400 2018 года 10 августа 2018 года на западе США.
См. также
[ редактировать ]- Указатель авиационных статей
- Список устоявшихся военных терминов
- АССС
- Балтийская воздушная полиция
- Холодная война вторая
- Минимальный интервал взлета
- Интегрированная система противовоздушной обороны НАТО (NADGE, или наземная среда противовоздушной обороны НАТО, 1950-е годы)
- Категория:Военные радары Великобритании
- Категория:Телекоммуникационное оборудование времен холодной войны
- Категория:Базы советской дальней авиации
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ВВС Швейцарии: служба воздушной полиции теперь работает круглосуточно и без выходных» . www.flugrevue.de . 30 декабря 2020 г. Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Фиона Ломбарди; Швейцарская авиация: откуда? Куда? , vdf Hochschulverlag AG, 2007, стр. 95. Swiss Air Power.
- ^ Георг Мадер; «Австрия еще больше сокращает возможности QRA», Air Platforms, Jane's 360 , IHS, 21 августа 2014 г. [1]
- ^ «АСАКС» . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ «Командование сил ASACS» . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Журнал, Смитсоновский институт. «Скрамбл-Скрамбл-Журнал «Аэрокосмос» . Смитсоновский журнал . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ История Finderup в формате PDF.
- ^ «Орбаты-Схватка» . Scramblemagazine.nl . Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ «Мониторинг и обеспечение территориальной целостности Финляндии» . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ «Бельгия принимает на себя командование Северным CAOC НАТО» . НАТО . 29 сентября 2021 г. Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ «Безопасность в воздушном пространстве – ВВС ничего не упускают!» . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ «Венгерская полиция Грипенса Словении» . AIRheads↑FLY . Архивировано из оригинала 24 декабря 2014 года . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ «Канадское министерство национальной обороны» . 20 февраля 2013 года . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ « F35: 32-е крыло выполняет службу QRA НАТО. aeronautica.difesa.it, 27 января 2022 г.» . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ «Сегодня в 10:45 2 норвежских F-35 были подняты в воздух для выполнения миссии быстрого реагирования #НАТО из Эвенеса, #Норвегия. F-35 идентифицировали 2 российских военных самолета в международном воздушном пространстве за пределами Норвегии: Су-24 (« Фехтовальщик») и МИГ-31 («Фоксхаунд»). Фото: МиГ-31 и НОР F-35» . Х. Норвежские вооруженные силы . Проверено 20 августа 2023 г.
- ^ Нордмо, Сигурд. «Это происходит, когда срабатывает сигнализация: — Все дежурные роняют то, что у них в руках» (по-норвежски). Новости АВС . Проверено 20 августа 2023 г.
- ^ «F-35 Королевских ВВС Норвегии принимает на себя миссию быстрого реагирования от F-16» . Военная утечка . Проверено 20 августа 2023 г.
- ^ «Схватка» . Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 года . Проверено 2 сентября 2021 г.
- ^ Тераз.ск (12 июня 2023 г.). «Воздушное пространство Словацкой Республики защитит Венгрию наряду с Польшей и Чехией» . TERAZ.sk (на словацком языке) . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ 24-часовая QRA ВВС Швейцарии (немецкий)
- ^ «ВВС Швейцарии наконец-то на дежурстве круглосуточно» . SWI swissinfo.ch . 30 декабря 2020 г. Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ «QRA Север, сентябрь 2014 г.» . Проверено 22 мая 2023 г.
- ^ Force V: История британских средств воздушного сдерживания, Эндрю Брукс. Джейн Паблишинг Ко Лтд; Первое издание, 1 января 1982 г., ISBN 0710602383 , стр.130.
- ^ Торнадо F3 в фокусе: взгляд штурмана на последний британский перехватчик
- ↑ Ежедневный отчет , пятница, 28 сентября 1979 г., стр. 2.
- ^ Инцидент 1979 года
- ^ Отчет AAIB
- ↑ Liverpool Echo, четверг, 27 сентября 1979 г., страница 1.
- ↑ The Scotsman, пятница, 29 июня 1956 г., стр. 10.
- ^ Май 1983 г. Learjet
- ↑ Aberdeen Press and Journal , пятница, 20 мая 1983 г., стр. 9.
- ↑ Times , пятница, 20 мая 1983 г., стр. 3.
- ↑ Liverpool Daily Post, пятница, 20 мая 1983 г., страница 5.
- ↑ Liverpool Echo, четверг, 19 мая 1983 г., страница 1.
- ^ Aberdeen Press and Journal, четверг, 19 мая 1983 г., стр. 1
- ^ 1983 Лирджет
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Документ Минобороны, сентябрь 2012 г.
- «Предупреждение быстрого реагирования» (PDF) . РАФ 2004 (Отчет). Королевские ВВС. 2004. стр. 38–43 . Проверено 3 августа 2015 г.
- Управление воздушным движением в Европе
- Операции с самолетами
- Зенитная борьба
- Авиация в Европе
- Холодная война
- История Королевских ВВС
- История Файфа
- История Морей
- Военная история Линкольншира
- Военная история Нортумберленда
- Военная история Саффолка
- Военные операции с участием НАТО
- Развертывание Королевских ВВС