Сакавем
Сакавем | |
---|---|
![]() Река Транкао, протекающая через сердце Сакавема. | |
Координаты: 38 ° 47'40 "N 9 ° 6'19" W / 38,79444 ° N 9,10528 ° W | |
Страна | ![]() |
Область | Лиссабон |
Агломерация | Лиссабон |
Округ | Лиссабон |
Муниципалитет | Лурес |
Учредил | Приход: до 1191 г. Город: 7 декабря 1927 г. Город : 4 июня 1997 г. |
Область | |
• Общий | 4,09 км 2 (1,58 квадратных миль) |
Высота | 25 м (82 фута) |
Население (2001) | |
• Общий | 17,659 |
• Плотность | 4300/км 2 (11 000/кв. миль) |
Часовой пояс | UTC±00:00 ( МОКРЫЙ ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+01:00 ( ЗАПАД ) |
Почтовый индекс | 2685-099 |
Покровитель | Богоматерь очищения |
Веб-сайт | http://www.jfsacavem.pt |
Сакавем ( Португальское произношение: [sɐkɐˈvɐ̃j] ; и شقبان в ) — город бывший гражданский приход муниципалитете Луреш , округ Лиссабон , Португалия . В 2013 году приход объединился в новый приход Сакавем и Приор Велью . [ 1 ] Он находится в нескольких километрах к северо-востоку от столицы Португалии Лиссабона . Гражданский приход занимает площадь 4,09 км . 2 (1,6 квадратных миль), и по данным переписи 2001 года, постоянное население составляло 17 659 человек. Регион известен своей знаменитой керамической промышленностью.
История
[ редактировать ]
Благодаря своему стратегическому расположению, на пересечении нескольких дорог с севера и востока, ведущих в Лиссабон, Сакавем был важным поселением в периоды португальской истории , причем некоторые свидетельства восходят к доисторическим временам. Португальский историк Пиньо Леал в своей хорографии Portugal Antigo & Moderno ( «Древняя и современная Португалия ») писал, что « Сакавем, несомненно, является очень старым поселением, существовавшим уже во времена римлян » . [ 2 ] Самые старые известные упоминания относятся к эпохе неолита и энеолита : три полированных каменных топора были обнаружены бронзового века , а в середине 1980-х годов раскопки в историческом центре города выявили пещеру с аналогичными артефактами этого периода.
К первому веку Сакавем уже пересекали две основные римские дороги , соединявшие регион с внутренней частью Пиренейского полуострова :
- Виа XV , соединяющая Олиссипону ( Лиссабон ) и Эмериту Аугусту ( Мерида ), через важный административный центр Скалабикаструма , сегодня Сантарен ; и
- Via XVI , соединявшая Олиссипону с Бракарой Августой ( Брагой ), столицей Conventus bracarensis в провинции Галлеция ).
Остатки этих двух римских дорог до сих пор существуют под современными дорогами Руа-ду-Антониу-Рикардо Родригес и Руа-ду-Хосе Луис де Мораис (две главные улицы города в средние века , которые соединяли верхний и нижний районы Сакавема). Даже в этот период Сакавем был важным переправом через реку; римляне построили мост, который оставался действующим до 17 века (согласно нескольким источникам, таким как Франсиско де Оланда или Мигель Лейтан де Андраде). [ 3 ] Этот мост был естественным продолжением дороги и соединял Сакавем с северным берегом реки; поэтому косвенно включен в знаменитый маршрут Антонина . На гербе прихода есть символическое изображение римского моста. Говорят, что поблизости также существовала эпиграфическая надпись (в настоящее время неизвестная), но упомянутая в Corpus Inscriptionum Latinarum ). Различные эпиграфы предполагают, что этот тотем идентифицировал римскую административную администрацию сельской местности. [ 4 ]
Римскую колонию, центр которой располагался на мосту, в конечном итоге сменили варвары с юго-восточного полуострова. Аланы вестготы были первыми, кто занял эти земли (но оставил мало остатков), а позже , которые построили часовню, посвященную Nossa Senhora dos Prazeres , на месте средневековой часовни Nossa Senhora da Vitoria ( Богоматери Победа ). [ 5 ]
Мавританское правление
[ редактировать ]После 711 г. мавры заняли Пиренейский полуостров; Лиссабон ( араб . аль-Ушбуна ) взят в 716 году берберами под командованием Абд аль-Азиза ибн Мусы (получившего губернаторство Аль-Андалуса , от имени Омейядского халифата Дамаска), который также захватил регион из Сакавема. Как и в других районах Аль-Гарб Аль-Андалус (большая часть древнеримской Лузитании ), народы, находившиеся под мавританским владычеством, стали двуязычными, сохраняя при этом свою христианскую веру (обратившись в христианство гораздо позже). В Сакавеме община, окружавшая церковь Носа-Сеньора-душ-Празереш, сохранила свою веру и культуру (при епископе Лиссабонском), что стало возможным благодаря религиозной терпимости захватчиков к Ахль аль-Китаб (или Людям Книги). ). Вполне вероятно, что средневековая башня в Сакавен-де-Сима, в Ларго-ду-Террейринью , перед часовней Сеньора-да-Сауде (в историческом центре поселения), возникла в этот мусульманский период, когда местные христиане были обязаны платить джизья . [ 6 ]
Современное название Сакавем могло произойти из арабского языка; в течение многих лет эксперты считали, что оно произошло от слова šagabi ( рядом или по соседству – в данном случае Лиссабона, важного города даже в мавританский период), латинизированного до sacabis, -is , становящегося sacabem в винительном падеже , и, следовательно, , путем фонетических модификаций на протяжении веков, Sacavém . Недавние исследования, проведенные на основе арабских источников (а именно » Якута «Китаб Муджам аль-Булдан ), показывают, что мусульмане использовали слово Шакабан ( арабское : شقبان ), невероятно похожее на современное португальское произношение.
Во времена Аль-Андалуса Сакавем считался карией (одним из поселений аль-Ушбуны), но был административно интегрирован в более крупное поселение (географически ограниченное римским конвентом ), которым управлял военный губернатор в Кордове , позже эмирами (929–1031) , (756–929) и халифами управлявшими Аль-Андалусом. различные мятежи против Омейядского халифата В эмирах и халифатах Аль-Гарб Аль-Андалус поднялись ; Восстания Ибн Марвана из Мериды / Бадахоса или Умара ибн Хафсуна из Бобастро соответствуют периоду слабого центрального правительства, когда Аль-Гарб был номинальным продолжением Халифата, автономного княжества со штаб-квартирой в Батальяусе ( Бадахос ).
Именно в период беспорядков, предшествовавших падению Халифата (в 1031 году), Сакавем был интегрирован в Королевство Бадахос (за исключением десятилетия около 1020 года, когда он был частью аль-Ушбуны под руководством Абд аль-Азиза ибн Сабура). и Абд аль-Малик ибн Сабур (сыновья Сабура аль-Саклаби, славянский крепостной , который спровоцировал восстание против халифа Аль-Хакама II ). Это продолжалось до тех пор, пока Афтасиды не завоевали регион в 1093 году в обмен на помощь против Альморавидов (из Магриба ), эмира. Бадахос уступил императору Тотию Испанскому Альфонсо VI Леонскому и Кастилийскому замки аль-Ушбуна и аш-Шантарьин ( Сантарен ) вместе с территорией Сакавема. Но возвращение региона в христианство длилось недолго, в 1095 году с наступлением войск Альморавидов во главе с Юсуфом ибн Ташфином граф Раймунд Галисийский потерпел поражение. битва, в результате которой арабо-христианская граница продвинулась от реки Тежу до Мондего . Аль-Гарб под предводительством Ибн Каси восстал против Альморавидов. Хотя Альморавиды доминировали в первые несколько лет, они пришли в упадок, когда Афонсу I из Португалии окончательно захватил Лиссабон (аль-Ушбуна) в октябре 1147 года.
Средний возраст
[ редактировать ]
Согласно старой легенде, именно недалеко от берега Транкао в октябре 1147 года произошла мифическая битва на реке Сакавем между королем Португалии Афонсу I и маврами. Предание (зафиксированное, вероятно, в 16 веке) гласит, что мавританский народ собрал около 5000 человек со всей Эстремадуры ( Аленкер , Обидуш , Томар , Торрес-Новас и Торреш Ведрас ) сражаться всего лишь против 1500 христиан, но последние победили мусульман в большой кровавой бане, причем эту дивную победу лично приписывают вмешательству Святой Девы , которая привела к появлению множества христиан, говорящих на странных языках (это крестовые походы , которые в том же году взял Лиссабон ).
Легенда гласит также, что мавританский лидер Безай Зайде даже обратился в христианство и стал первым священником в часовне Богоматери мучеников ( португальский : Capela de Nossa Senhora de Mártires ), которую Афонсу Энрикеш приказал построить всего через несколько дней после этого. столкновение. С другой стороны, первый португальский монарх также приказал восстановить старую вестготскую часовню Богоматери Удовольствий ( португальский : Capela de Nossa Senhora de Prazeres ), разрушенную во время мавританской власти (хотя христианская вера в Аль-Андалуз была разрешена эмирами в счет уплаты дани). Эта церковь была посвящена Богоматери Победы ( португальский : Nossa Senhora da Vítoria ) и стала резиденцией церковного прихода.
Однако первое документальное упоминание о Сакавеме относится к 1191 году (через сорок четыре года после завоевания) в документе, подписанном королем Санчо I. Португалии
Пиньо Леал сообщил, что в XII веке Сакавем был приходом с 900 домами, но это число, однако, сегодня считается слишком большим для того времени. Похоже, что в 13 веке в Сакавеме существовала важная еврейская община, жившая в гетто за пределами прихода.
В 1288 году священник Сакавема был одним из тех, кто подписал письмо с просьбой к Папе Николаю IV основать университет в Лиссабоне .
В конце 14 века король Португалии Фердинанд I подарил Сакавем своей жене Леонор Теллес де Менезеш . Хотя в то время это место принадлежало сфере влияния королевы-супруги, оно поддерживало более позднего короля Португалии Жуана I в его борьбе за власть . Поэтому после его триумфа в 1385 году Сакавем был административно включен в состав Лиссабона , но передан в дар главному стороннику нового короля Нуну Альварешу Перейре . Позже, после свадьбы его дочери с первым герцогом Браганса , Сакавем стал собственностью могущественного Дома Браганса .
Сан-Жуан-да-Талья , до этого известный как Сакавем Экстра-Мурос ( Сакавем за стенами ), стал независимым приходом, отделившимся от Сакавема в 1387 году.
В эпоху позднего средневековья Сакавем упоминался в нескольких хрониках (например, Дуарте Нуньес де Леан и Руи де Пина ). Эти два летописца заявили, что королевская семья перед завоеванием Сеуты в 1415 году бежала в Сакавем, чтобы спастись от чумы , возникшей в Лиссабоне . королева-супруга Филиппа Ланкастерская Там от чумы умерла , ее тело было перенесено в монастырь Баталья , где ее останки были захоронены. Однако другой летописец, Гомес Эанес де Зурара, сообщает, что королевская семья бежала в Одивелаш (а, следовательно, не в Сакавем), и что королева там умерла.
Современная эпоха
[ редактировать ]Форт Сакавем был построен в 1892 году как самый восточный из линии фортов, построенных вокруг Лиссабона, известных как «Укреплённое поле Лиссабона» ( Campo Entrincheirado de Lisboa ). Сейчас здесь хранятся важные правительственные архивы. Воспользовавшись близостью к реке Тежу и возможностями, предоставленными открытием железнодорожной линии к северу от Лиссабона, Сакавем с середины 19 века стал важным районом промышленного развития Португалии. Первая значительная фабрика Fábrica da Loiça производила посуду и керамику. Сейчас он закрыт, но теперь его отмечают в Музее керамики Сакавема , где также есть центр документации, освещающий промышленное развитие города.
Сакавем стал местом первой авиационной катастрофы со смертельным исходом в Португалии 13 июня 1913 года. Джованни Манио потерял контроль над своим монопланом Блерио на высоте 450 футов во время демонстрационного полета, его выбросило из кабины и смертельно ударил пропеллер, прежде чем он упал на землю. Самолет списали. [ 7 ]
География
[ редактировать ]
Сакавем расположен в восточной части муниципалитета Луреш , граничит с приходами Уньос (северо-запад), Камарате (запад), Приор-Велью (юго-запад), Портела (юг), а также Москавиде (юго-восток). На востоке протекает река Тежу , а на севере — река Транкао (ранее известная как река Сакавем ), отделяющая Сакавем от прихода Бобадела . Рибейра -ду-Приор-Велью также протекает через город, пересекая его подземными каналами.
Рельеф прихода относительно равнинный. Северный берег Тежу находится примерно на уровне моря, а граница Сакавема с приходами Камарате и Уньос находится на высоте 60 метров (197 футов) над уровнем моря. Однако есть несколько холмов, таких как Монте-Синтра и Монте-ду-Конвенто (оба достигают около 30 м или 98 футов в высоту).
Традиционно Сакавем делили на две части:
- Сакавем-де-Сима ( Верхний Сакавем ), включающий исторический центр города, вокруг де ( Капела-де -Носса-Сеньора-да-Саудэ и Санто-Андре часовня Богоматери здоровья и Святого Андрея );
- Сакавем-де-Байшу ( Нижний Сакавем ), недалеко от берега реки Транкао, где приходская церковь и старый монастырь Ордена бедных кларис . расположены
За последние несколько десятилетий, помимо этих двух городских районов, появились новые городские агломерации, такие как Курела-ду-Фогете , Фонте-Перра , Оливаль Ково , Кинта-ду-Патримонио и Реал-Форте , а также Террасос-да-Понте . Последняя территория заменила старую и сильно деградировавшую зону Кинта-ду-Мочо , которая была центром общины африканских эмигрантов из бывших португальских колоний , которые вернулись в Португалию после революции гвоздик в 1974 году и которые в прошлом жили в плохих условиях. три десятилетия.
Архитектура
[ редактировать ]Приход Сакавем является регионом нескольких архитектурных памятников, узнаваемых на национальном и региональном уровне, хотя многие из них не классифицируются как архитектурно значимые под эгидой IGESPAR . Многие из этих построек включают в себя здания, относящиеся к барокко и позднему средневековью, периоду роста Португалии.
Гражданский
[ редактировать ]- Арка Ларго-ду-Олайо ( португальский : Arco Brasonado no Largo do Olaio ); вход XVIII и XIX веков в семейное поместье Кабриас;
- Баррио Кинта-да-Витория ( португальский : Bairro da Quinta da Vitória )
- Резиденция Largo Pedro Gomes Junior ( португальский : Дом с наличником в Largo Pedro gomes Júnior ); Резиденция XVIII века с пристройками внутри стен, приспособленная для буржуазного использования;
- Резиденция Quinta de São José ( португальский : Casa da Quinta de São José ), резиденция, расположенная на территории поместья Сан-Жозе, с потолками из крашеного дерева и плитами из фигурной плитки;
- Резиденция Praça da Republica, № 18–21 ( португальский : Casa na Praça da República, № 18–21 ), эффектная резиденция лососевого цвета, спроектированная в 20 веке;
- Резиденция Прачета Д. Жоао I ( португальский : Casa na Praceta D. João I ), руины большого знакового дома, находящегося в стадии разрушения, но датируемого 19 или началом 20 века;
- Резиденция Rua Tenente Possidónio Coelho, № 14–18 ( португальский : Casa na Rua Tenente Possidónio Coelho ), еще одна двухэтажная резиденция 20-го века, интегрированная в концентрированную городскую среду;
Религиозный
[ редактировать ]- Женский монастырь бедных кларис и церковь Носа -да- -Сеньора Очищение бедных кларис Хабреганас, которые позже находились в ведении военного министерства, прежде чем были разработаны планы по преобразованию помещений в коммерческие и развлекательные учреждения, общественный центр и местную хунту де Фрегезия. ;
См. также
[ редактировать ]- Фрески Quinta do Mocho , проект общественного искусства в Сакавеме.
- История Сакавема
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Официальный вестник Союза . «Закон № 11-A/2013, стр. 552 62» (PDF) (на португальском языке) . Проверено 24 июля 2014 г.
- ^ Пиньо Лил (1990), с.
- ^ «Римский мост Сакавем» (на португальском языке). Римская Португалия: римская археология в Португалии. 2011 . Проверено 8 июня 2011 .
- ^ Луис да Силва Фернандес (2003), с.
- ^ Пиньо Лил (1990), с.
- ^ Пиньо Лил (1990), с.
- ^ «Авария моноплана Блерио» . Aviation-safety.net . Проверено 4 октября 2023 г.
- Источники
- Леал, Пиньо (1990) [1873–1890], Древняя и современная Португалия: географический, статистический, хорографический, геральдический, археологический, исторический, биографический и этимологический словарь всех городов, поселков и приходов Португалии и большого количества деревень , том. 8, Лиссабон, Португалия: Livraria Editora de Mattos Moreira
- Сильва Фернандес, Луиш да (2003), «Римские надписи Термо да Луреш», Матезис (PDF) (на португальском языке), том. 12, с. 27–55
