Гимназия Мостара
Гимназия Мостара Средняя школа Мостара | |
---|---|
![]() | |
Расположение | |
![]() | |
Испанская/Испанская площадь 1 | |
Информация | |
Тип | Гимназия |
Учредил | 1893 |
Главный | Анкича Чович |
Возрастной диапазон | 14–19 |
Язык | Боснийский и хорватский ( стандартные разновидности сербско -хорватского языка ) |
Веб-сайт | www.gimnazijamostar.ba |

Гимназия Мостар ( сербская кириллица : Gimnazija Mostar ) — гимназия в Мостаре , Босния и Герцеговина . Ранее называвшаяся Гимназией «Алекса Шантич» (Gimnazija «Алекса Шантич») в честь одноименного поэта , в настоящее время ее в народе называют Старой гимназией (Старой гимназией).
Фон
[ редактировать ]Первая гимназия в Боснии и Герцеговине была основана в 1879 году в Сараево , столице Австро-Венгерского кондоминиума Босния и Герцеговина . Мостар, крупнейший город региона Герцеговина на юге Кондоминиума, к тому времени был развитым образовательным центром, уступавшим только столице. Здесь действовала купеческая школа, 18 начальных школ (две светские, одна православная, одна католическая женская, 4 мусульманские для мальчиков и 10 мусульманских женских школ), частная немецкая школа и детский сад. Однако ни одна школа не готовила учащихся к получению высшего образования, что вынуждало родителей отправлять несовершеннолетних детей в Сараево. [1]
В феврале 1893 года местное отделение Сербской Православной Церкви обратилось к Национальному правительству Боснии и Герцеговины. Правительство было обеспокоено тем, что студенческий состав будет слишком мал, ожидая, что мусульмане (самая многочисленная религиозная группа в Мостаре) не заинтересуются. Православные священнослужители тем самым указали, что их желание разделяют католики. Национальное правительство разрешило только нижнюю гимназию, но высшее министерство финансов Австро-Венгрии распорядилось, чтобы новая школа стала полноценной гимназией, и открылась в 1893 году. Должности учителей и директоров были объявлены по всей Австро-Венгрии . [1]
Создание и строительство
[ редактировать ]Школа была торжественно открыта 26 октября 1893 года и, несмотря на опасения, высказанные национальным правительством, в нее немедленно были зачислены члены всех религиозных групп Боснии и Герцеговины: православные христиане, католики, мусульмане и евреи. [1] Первый преподавательский состав сформировали три преподавателя, в том числе словенский филолог Мартин Беджанич (1855–1931), чьими предметами были боснийский и латынь и который также был его первым директором, и биолог Антун Пихлер (1862–1922), который преподавал естественные науки. [2] В том же году к ним присоединились католик и православный учитель религии, а в следующем году - их мусульманские коллеги. [1] и, наконец, учитель еврейской религии. [2] До ввода в эксплуатацию нынешнего здания в 1898 году занятия проводились в арендованном доме городского советника Хусаги Комадина (брата будущего мэра Муджаги Комадина ). [2] Помимо инструкций по исламу, сербскому православию, католицизму или иудаизму, [2] обязательными предметами были боснийский, немецкий, латынь, греческий (или, альтернативно, классический арабский язык для студентов-мусульман), [2] География и история, математика, естественные науки, философская пропедевтика, рисование от руки, почерк и гимнастика. Пение, французский, итальянский язык, стенография и гусле были факультативными предметами. [3]
Министр финансов Бени Каллай взял на себя задачу предоставить гимназии подходящее здание. Первый проект был предложен чешским архитектором Максом Давидом в 1897 году, но Каллай отказался от него и передал проект другому чешскому архитектору, Франтишеку Блажеку . [4] Первая половина гимназии была завершена в 1898 году, а вторая - в 1902 году. Здание, в котором представлены андалузские и мамлюкские элементы как образец архитектуры мавританского возрождения , является результатом стремления Австро-Венгрии продвигать боснийскую национальную идентичность , избегая при этом ее ассоциации с кем-либо из них. Османская империя или растущее панславянское движение , создав « исламскую архитектуру европейской фантазии». [5] Таким образом, гимназия представляет историческую ценность и считается национальным памятником. [6]
Среди первых студентов были географ Евто Дедиер (самый низкий балл которого был по географии), [1] поэт Осман Джикич (награжден за исполнение [1] но позже исключен за политическую деятельность) [4] и журналист Ристо Радулович . [1] Первыми девочками, поступившими в школу в 1905 году, были еврейские сестры Мария (1894–1987) и Берта Бергман (1891–1945), позднее ставшие профессором университета и врачом соответственно. Мария какое-то время также работала учителем немецкого языка в гимназии. [3]
Югославский период
[ редактировать ]Школа принадлежала к самым известным и академически престижным учебным заведениям Югославии . [6] [7] [8] [9] [10] [11] и, возможно, была самой уважаемой школой в Боснии и Герцеговине. [6] В нем обучалось 2000 студентов, включая боснийцев , боснийских хорватов и боснийских сербов . [10] школы Среди выпускников историк Владимир Чорович , философ и поэт Дмитрий Митринович , [12] и писатель Предраг Матвеевич . [11] Коммунистический активист и будущий премьер-министр Боснии и Герцеговины Авдо Хумо также посещал гимназию, прежде чем его выселили в ноябре 1931 года из-за «совершения политических проступков в школе». [13]
Гимназия была значительно повреждена в результате обстрелов во время боснийской войны , особенно во время хорватско-боснийской войны , поскольку располагалась на линии фронта. [14] После войны занятия для учеников боснийских хорватов проводились на одном этаже разрушенного здания, и боснийские студенты вернулись в 2004 году. Ремонт гимназии начался в том же году и завершился в 2009 году. [15]
Подарок
[ редактировать ]
Гимназия Мостара в настоящее время работает по двум отдельным учебным программам средней школы и на двух совершенно взаимопонятных языковых вариантах, боснийском и хорватском , с объединением занятий спортом и несколькими классами. [15] [16] [17] Хотя изначально предполагалось, что он полностью интегрирует предметы или, по крайней мере, научные дисциплины (биология, химия, информационные технологии, математика и физика), [9] Идея объединения встретила яростное сопротивление со стороны местных политиков, особенно хорватских чиновников, которые чувствовали, что их национальная идентичность находится под угрозой. [10] Тем не менее, интеграция в определенной степени была достигнута в ходе так называемого «редкого социального эксперимента». [10] [14] Сами студенты в основном приветствовали десегрегацию. [10] [15]
Расположен в самом центре города, рядом с бывшей линией фронта, которая со времен войны разделила город на две части. [6] [15] это одна из первых школ в послевоенной Боснии и Герцеговине, в которой интеграция учащихся разных этнических групп , была осуществлена [6] и единственная такая школа в Мостаре. [15]
По состоянию на 2013 год [update]В школе обучаются около 360 боснийцев и около 290 хорватов. В день проводятся два шестичасовых занятия: первое занятие предназначено для студентов третьего и четвертого курсов, а второе — для студентов младших курсов. [10] Студенты обеих групп общаются во время перемен. [10] [14] сообщалось о значительном межобщинном флирте. [14] Политики-националисты по-прежнему продвигают идею сегрегации, а министр образования Грета Куна заявляет, что «яблоки и персики не следует смешивать». [10]
Объединенный Всемирный Колледж
[ редактировать ]В 2006 году королева Иордании Нур , президент United World Colleges , открыла United World College в Мостаре , который расположен на третьем этаже гимназии. [15] [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Папич, Митар (1968). 75 лет средней школы в Мостаре (на сербско-хорватском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Как открывалась Большая гимназия в Мостаре...» (на сербско-хорватском языке). 23 апреля 2016 года . Проверено 22 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «123-летие знаменитой Мостарской средней школы» (на сербско-хорватском языке). 23 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2016 г. . Проверено 22 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Здание гимназии на набережной Стефании - впечатляющая работа архитектора Франтишека» (на сербско-хорватском языке). 2016 . Проверено 22 сентября 2016 г.
- ^ Джозеф, Суад; Наджмабади, Афсане (2003). Энциклопедия женщин и исламских культур: экономика, образование, мобильность и космос . Издательство «Брилл» . ISBN 9004128204 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ежегодник региональной программы Нового Европейского колледжа . Колледж Новой Европы. 2005.
- ^ Совет по туризму кантона Неретва Герцеговины. «Старая гимназия» . Архивировано из оригинала 1 апреля 2013 года . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ Мур, Мэри Элизабет; Райт, Альмеда М (2008). Дети, молодежь и духовность в тревожном мире . Чалис Пресс . ISBN 978-0827205130 .
- ^ Перейти обратно: а б «Международное сообщество представило план интеграции школ Мостара» . ОБСЕ . 19 октября 2012 года . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Терри, Сара (27 сентября 2007 г.). «Студенты общаются – своего рода – в единственной послевоенной интегрированной школе Боснии» . Христианский научный монитор . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Матвеевич, Предраг . «Мостар — снос мостов» (на сербско-хорватском языке) . Проверено 31 января 2013 г.
- ^ Пассерини, Луиза (1999). Влюбленная Европа, любовь в Европе: воображение и политика в Британии между войнами . ИБТаурис . ISBN 1860642810 .
- ^ Хумо, Авдо (1984). Мое поколение (на сербско-хорватском языке). Институт издательского дела «Филип Вишнич».
- ^ Перейти обратно: а б с д Джонс, Адам (2010). Геноцид: всестороннее введение . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-0415486187 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Итано, Николь (15 октября 2010 г.). «Познакомьтесь с учениками интегрированной боснийской средней школы (а вы думали, что ваша школьная столовая жесткая.)» . Архивировано из оригинала 30 июля 2013 года . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сотрудничество с Гимназией Мостара . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ Пашалич Кресо, Адила (2008). «Война и послевоенное влияние на систему образования Боснии и Герцеговины». Международный обзор образования . 54 (3–4): 356–357. дои : 10.1007/s11159-008-9087-y . S2CID 143816518 .