Jump to content

Гимназия Мостара

Координаты : 43 ° 20'34 "N 17 ° 48'24" E  /  43,34278 ° N 17,80667 ° E  / 43,34278; 17,80667
Гимназия Мостара
Средняя школа Мостара
Расположение
Карта
Испанская/Испанская площадь 1


Информация
Тип Гимназия
Учредил 1893
Главный Анкича Чович
Возрастной диапазон 14–19
Язык Боснийский и хорватский
( стандартные разновидности сербско -хорватского языка )
Веб-сайт www.gimnazijamostar.ba
Мостарская гимназия

Гимназия Мостар ( сербская кириллица : Gimnazija Mostar ) — гимназия в Мостаре , Босния и Герцеговина . Ранее называвшаяся Гимназией «Алекса Шантич» (Gimnazija «Алекса Шантич») в честь одноименного поэта , в настоящее время ее в народе называют Старой гимназией (Старой гимназией).

Первая гимназия в Боснии и Герцеговине была основана в 1879 году в Сараево , столице Австро-Венгерского кондоминиума Босния и Герцеговина . Мостар, крупнейший город региона Герцеговина на юге Кондоминиума, к тому времени был развитым образовательным центром, уступавшим только столице. Здесь действовала купеческая школа, 18 начальных школ (две светские, одна православная, одна католическая женская, 4 мусульманские для мальчиков и 10 мусульманских женских школ), частная немецкая школа и детский сад. Однако ни одна школа не готовила учащихся к получению высшего образования, что вынуждало родителей отправлять несовершеннолетних детей в Сараево. [1]

В феврале 1893 года местное отделение Сербской Православной Церкви обратилось к Национальному правительству Боснии и Герцеговины. Правительство было обеспокоено тем, что студенческий состав будет слишком мал, ожидая, что мусульмане (самая многочисленная религиозная группа в Мостаре) не заинтересуются. Православные священнослужители тем самым указали, что их желание разделяют католики. Национальное правительство разрешило только нижнюю гимназию, но высшее министерство финансов Австро-Венгрии распорядилось, чтобы новая школа стала полноценной гимназией, и открылась в 1893 году. Должности учителей и директоров были объявлены по всей Австро-Венгрии . [1]

Создание и строительство

[ редактировать ]

Школа была торжественно открыта 26 октября 1893 года и, несмотря на опасения, высказанные национальным правительством, в нее немедленно были зачислены члены всех религиозных групп Боснии и Герцеговины: православные христиане, католики, мусульмане и евреи. [1] Первый преподавательский состав сформировали три преподавателя, в том числе словенский филолог Мартин Беджанич (1855–1931), чьими предметами были боснийский и латынь и который также был его первым директором, и биолог Антун Пихлер (1862–1922), который преподавал естественные науки. [2] В том же году к ним присоединились католик и православный учитель религии, а в следующем году - их мусульманские коллеги. [1] и, наконец, учитель еврейской религии. [2] До ввода в эксплуатацию нынешнего здания в 1898 году занятия проводились в арендованном доме городского советника Хусаги Комадина (брата будущего мэра Муджаги Комадина ). [2] Помимо инструкций по исламу, сербскому православию, католицизму или иудаизму, [2] обязательными предметами были боснийский, немецкий, латынь, греческий (или, альтернативно, классический арабский язык для студентов-мусульман), [2] География и история, математика, естественные науки, философская пропедевтика, рисование от руки, почерк и гимнастика. Пение, французский, итальянский язык, стенография и гусле были факультативными предметами. [3]

Министр финансов Бени Каллай взял на себя задачу предоставить гимназии подходящее здание. Первый проект был предложен чешским архитектором Максом Давидом в 1897 году, но Каллай отказался от него и передал проект другому чешскому архитектору, Франтишеку Блажеку . [4] Первая половина гимназии была завершена в 1898 году, а вторая - в 1902 году. Здание, в котором представлены андалузские и мамлюкские элементы как образец архитектуры мавританского возрождения , является результатом стремления Австро-Венгрии продвигать боснийскую национальную идентичность , избегая при этом ее ассоциации с кем-либо из них. Османская империя или растущее панславянское движение , создав « исламскую архитектуру европейской фантазии». [5] Таким образом, гимназия представляет историческую ценность и считается национальным памятником. [6]

Среди первых студентов были географ Евто Дедиер (самый низкий балл которого был по географии), [1] поэт Осман Джикич (награжден за исполнение [1] но позже исключен за политическую деятельность) [4] и журналист Ристо Радулович . [1] Первыми девочками, поступившими в школу в 1905 году, были еврейские сестры Мария (1894–1987) и Берта Бергман (1891–1945), позднее ставшие профессором университета и врачом соответственно. Мария какое-то время также работала учителем немецкого языка в гимназии. [3]

Югославский период

[ редактировать ]

Школа принадлежала к самым известным и академически престижным учебным заведениям Югославии . [6] [7] [8] [9] [10] [11] и, возможно, была самой уважаемой школой в Боснии и Герцеговине. [6] В нем обучалось 2000 студентов, включая боснийцев , боснийских хорватов и боснийских сербов . [10] школы Среди выпускников историк Владимир Чорович , философ и поэт Дмитрий Митринович , [12] и писатель Предраг Матвеевич . [11] Коммунистический активист и будущий премьер-министр Боснии и Герцеговины Авдо Хумо также посещал гимназию, прежде чем его выселили в ноябре 1931 года из-за «совершения политических проступков в школе». [13]

Гимназия была значительно повреждена в результате обстрелов во время боснийской войны , особенно во время хорватско-боснийской войны , поскольку располагалась на линии фронта. [14] После войны занятия для учеников боснийских хорватов проводились на одном этаже разрушенного здания, и боснийские студенты вернулись в 2004 году. Ремонт гимназии начался в том же году и завершился в 2009 году. [15]

Гимназия Мостар в 2011 году

Гимназия Мостара в настоящее время работает по двум отдельным учебным программам средней школы и на двух совершенно взаимопонятных языковых вариантах, боснийском и хорватском , с объединением занятий спортом и несколькими классами. [15] [16] [17] Хотя изначально предполагалось, что он полностью интегрирует предметы или, по крайней мере, научные дисциплины (биология, химия, информационные технологии, математика и физика), [9] Идея объединения встретила яростное сопротивление со стороны местных политиков, особенно хорватских чиновников, которые чувствовали, что их национальная идентичность находится под угрозой. [10] Тем не менее, интеграция в определенной степени была достигнута в ходе так называемого «редкого социального эксперимента». [10] [14] Сами студенты в основном приветствовали десегрегацию. [10] [15]

Расположен в самом центре города, рядом с бывшей линией фронта, которая со времен войны разделила город на две части. [6] [15] это одна из первых школ в послевоенной Боснии и Герцеговине, в которой ​​интеграция учащихся разных этнических групп , была осуществлена [6] и единственная такая школа в Мостаре. [15]

По состоянию на 2013 год В школе обучаются около 360 боснийцев и около 290 хорватов. В день проводятся два шестичасовых занятия: первое занятие предназначено для студентов третьего и четвертого курсов, а второе — для студентов младших курсов. [10] Студенты обеих групп общаются во время перемен. [10] [14] сообщалось о значительном межобщинном флирте. [14] Политики-националисты по-прежнему продвигают идею сегрегации, а министр образования Грета Куна заявляет, что «яблоки и персики не следует смешивать». [10]

Объединенный Всемирный Колледж

[ редактировать ]

В 2006 году королева Иордании Нур , президент United World Colleges , открыла United World College в Мостаре , который расположен на третьем этаже гимназии. [15] [16]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Папич, Митар (1968). 75 лет средней школы в Мостаре (на сербско-хорватском языке).
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и «Как открывалась Большая гимназия в Мостаре...» (на сербско-хорватском языке). 23 апреля 2016 года . Проверено 22 сентября 2016 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б «123-летие знаменитой Мостарской средней школы» (на сербско-хорватском языке). 23 апреля 2016 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2016 г. . Проверено 22 сентября 2016 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б «Здание гимназии на набережной Стефании - впечатляющая работа архитектора Франтишека» (на сербско-хорватском языке). 2016 . Проверено 22 сентября 2016 г.
  5. ^ Джозеф, Суад; Наджмабади, Афсане (2003). Энциклопедия женщин и исламских культур: экономика, образование, мобильность и космос . Издательство «Брилл» . ISBN  9004128204 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Ежегодник региональной программы Нового Европейского колледжа . Колледж Новой Европы. 2005.
  7. ^ Совет по туризму кантона Неретва Герцеговины. «Старая гимназия» . Архивировано из оригинала 1 апреля 2013 года . Проверено 30 января 2013 г.
  8. ^ Мур, Мэри Элизабет; Райт, Альмеда М (2008). Дети, молодежь и духовность в тревожном мире . Чалис Пресс . ISBN  978-0827205130 .
  9. ^ Перейти обратно: а б «Международное сообщество представило план интеграции школ Мостара» . ОБСЕ . 19 октября 2012 года . Проверено 30 января 2013 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Терри, Сара (27 сентября 2007 г.). «Студенты общаются – своего рода – в единственной послевоенной интегрированной школе Боснии» . Христианский научный монитор . Проверено 30 января 2013 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Матвеевич, Предраг . «Мостар — снос мостов» (на сербско-хорватском языке) . Проверено 31 января 2013 г.
  12. ^ Пассерини, Луиза (1999). Влюбленная Европа, любовь в Европе: воображение и политика в Британии между войнами . ИБТаурис . ISBN  1860642810 .
  13. ^ Хумо, Авдо (1984). Мое поколение (на сербско-хорватском языке). Институт издательского дела «Филип Вишнич».
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Джонс, Адам (2010). Геноцид: всестороннее введение . Тейлор и Фрэнсис . ISBN  978-0415486187 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Итано, Николь (15 октября 2010 г.). «Познакомьтесь с учениками интегрированной боснийской средней школы (а вы думали, что ваша школьная столовая жесткая.)» . Архивировано из оригинала 30 июля 2013 года . Проверено 30 января 2013 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б Сотрудничество с Гимназией Мостара . Проверено 30 января 2013 г.
  17. ^ Пашалич Кресо, Адила (2008). «Война и послевоенное влияние на систему образования Боснии и Герцеговины». Международный обзор образования . 54 (3–4): 356–357. дои : 10.1007/s11159-008-9087-y . S2CID   143816518 .
[ редактировать ]

43 ° 20'34 "N 17 ° 48'24" E  /  43,34278 ° N 17,80667 ° E  / 43,34278; 17,80667

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0645b01c9cac0afed70ced909f4771c2__1653832500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/06/c2/0645b01c9cac0afed70ced909f4771c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gimnazija Mostar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)