Крипто-христианские сербы
После османского завоевания сербских земель в конце 14 века началось обращение православных сербов. [ 1 ] Константин Михайлович ( фл. 1455–1463), османский янычар сербского происхождения, говорил о криптохристианских сербах в янычарском корпусе, обращенных еще мальчиками через Девширме . [ 2 ] Первое документированное свидетельство криптохристианства у сербов происходит от османского сербского гастронома (воина), признавшегося французскому послу при османском дворе в 1568 году. [ 1 ] Он признает, что принадлежит к сербской нации и вере, что он живет с турками и симулирует себя (как мусульманин), но что он родился и в душе является христианином. [ 1 ] Религиозный синкретизм в сербских семьях зафиксирован в османских документах. Перепись Османского Нови-Пазара 1848 года показывает случаи, когда «один брат верит во Христа, другой в Мухаммеда», а также несколько случаев, когда отец - христианин, а его сыновья - мусульмане. В районе Санджака (историческая Рашка ) даже после Первой мировой войны некоторые вдовы-христианки повторно выходили замуж за мусульман и оставались тайными христианками, оставаясь при этом «настоящими мусульманками» в обществе. [ 3 ]
Антропологические исследования свидетельствуют о том, что мусульманские семьи вспоминают свою славу (традицию святых покровителей) , в то время как некоторые мусульманские семьи в 19 и 20 веках, как было зарегистрировано, все еще почитали своего святого покровителя и Рождество. [ 3 ] [ 4 ]
Сербская националистическая историография использовала существование религиозного синкретизма и криптохристианства в Боснии и Герцеговине как доказательство сербского происхождения боснийских мусульман . [ 5 ]
В сербском и южнославянском языках также используется термин двоеверство (двоверство, «двоеверие, двоеверие»). [ 6 ] [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Сербские мусульмане
- Ларамансы , косовские албанцы-католики
- Линобамбаки , криптохристиане-киприоты
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Скенди, Ставро (1980). Балканские культурные исследования . Восточноевропейские монографии. п. 248. ИСБН 978-0-914710-66-0 .
- ^ Стивен Терк Кристенсен (1990). Насилие и абсолютистское государство: исследования по истории Европы и Османской империи . Академик Форлаг. п. 81. ИСБН 978-87-500-2940-3 .
- ^ Jump up to: а б Петрович, Петар З. (1984). «Рашка: антропогеографические исследования» . Специальные выпуски (26). Этнографический институт Сербской академии наук и искусств: 216–217.
- ^ Ястребов, Иван Сергеевич (1879). Данные для истории Сербской Церкви . п. 141. ; Филипович, Миленко (1967). «Различный этнологический материал». Сербский этнографический сборник . 80:97 .
- ^ Деннис Деннис Чарльз Уошберн; А. Кевин Рейнхарт (2007). Преобразование культур: религия, идеология и трансформации современности . БРИЛЛ. стр. 429–. ISBN 978-90-04-15822-1 .
- ^ Селим Дерингил (27 августа 2012 г.). Обращение и отступничество в поздней Османской империи . Издательство Кембриджского университета. п. 112. ИСБН 978-1-107-00455-9 .
- ^ Тонущий 1967 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Скенди, Ставро (июнь 1967 г.). «Криптохристианство на Балканах под властью Османской империи». Славянское обозрение . 26 (2). Ассоциация славянских, восточноевропейских и евразийских исследований: 227–246. дои : 10.2307/2492452 . JSTOR 2492452 .
- Бартоломью Беннасар ; Люсиль Беннассар (1989). Христиане Аллаха: необычайная история отступников шестнадцатого и семнадцатого веков . Перрен. ISBN 978-2-262-00721-8 . (на французском языке)