Али аль-Рида
Али аль-Рида Да пребудет с тобой удовлетворение | |
---|---|
восьмой шиитский имам | |
В офисе 799 г. н.э. (148 г.х.) – 818 г. н.э. (203 г.х.) | |
Предшественник | Муса аль-Казим |
Преемник | Мухаммад аль-Джавад |
Заголовок | аль-Рида [ 1 ] ( букв . « утвержденный » ) |
Персональный | |
Рожденный | в. 1 января 766 г. н.э. (11 зу аль-Каада 148 года хиджры ) |
Умер | в. 6 июня 818 г. (30 сафар 202 хиджры) | (52 года)
Причина смерти | Отравление Аль-Мамуна (Шииты, некоторые западные источники) |
Место отдыха | Храм Али аль-Рида , Мешхед , Иран 36 ° 17'13 "N 59 ° 36'56" E / 36,28694 ° N 59,61556 ° E |
Религия | Шиитский ислам |
Супруг |
|
Дети |
|
Родители |
|
Родственники |
Часть серии о шиитском исламе. |
Двенадцатилетний шиизм |
---|
Портал шиитского ислама |
Али ибн Муса ар-Рида ( арабский : Али ибн Муса ар-Рида , латинизированный : Али ибн Муса ар-Рида , в. 1 января 766 — 6 июня 818), также известный как Абу аль-Хасан аль-Тани , был потомком исламского пророка Мухаммеда и восьмым имамом в шиитском исламе-двунадесятнике , сменив своего отца Мусу аль-Казима . Он также является частью цепи мистического авторитета суннитских суфийских орденов. Он был известен своим благочестием и ученостью, и ему приписывают ряд работ, в том числе «Ар-Рисала ад-Дахабия» , «Сахифа аль-Рида » и «Фикх аль-Рида» . «Уюн аль-Ахбар ар-Рида» Ибн Бабавайха представляет собой обширное собрание, включающее его религиозные дебаты и высказывания, биографические подробности и даже чудеса, произошедшие на его могиле. Он похоронен в Мешаде , Иран , на месте большого храма .
Аль-Рида был современником халифов Аббасидов Харуна ар-Рашида ( годы правления 786–809 ) и его сыновей аль-Амина ( годы правления 809–813 ) и аль-Мамуна ( годы правления 813–833 ). Внезапно отклонившись от устоявшейся антишиитской политики Аббасидов, возможно, чтобы смягчить частые шиитские восстания, аль-Мамун пригласил аль-Риду в Марв в Хорасане , своей фактической столице, и назначил его наследником, несмотря на сопротивление аль-Риды, который принял предложение при условии, что он не будет вмешиваться в дела правительства. Назначение Али аль-Риды Аббасидом аль-Мамуном немедленно вызвало сильную оппозицию, особенно среди Аббасидов, которые восстали и назначили Ибрагима аль-Мубарака , сводного брата Харуна аль-Рашида, антихалифом в Багдаде. . Понимая серьезность иракской оппозиции, аль-Мамун и его окружение покинули Хорасан и направились в Багдад в сопровождении аль-Риды. Имам, однако, загадочным образом умер, когда отряд достиг Туса в сентябре 818 года. Его смерть последовала вскоре после убийства аль-Фадла ибн Сала, персидского царя. визирь аль-Мамуна, которого публично считали ответственным за его прошиитскую политику. Халифа часто считают ответственным за обе смерти, поскольку он пошел на уступки арабской стороне, чтобы облегчить свое возвращение в Багдад. Позже Тус был заменен новым городом под названием Мешхед , который возник вокруг могилы аль-Риды как самого святого места в Иране, куда ежегодно стекаются миллионы мусульман-шиитов для паломничества.
Рождение и молодость
[ редактировать ]Али родился в Медине в 765 (148 г.х. ), 768 (151 г.х.) или 770 (153 г.х.). [ 4 ] [ 1 ] Говорят, что первая дата основана на предсказании, приписываемом его деду аль-Садику, который умер в том же году, о том, что скоро родится преемник его сына аль-Казима. [ 1 ] Есть некоторые указания на то, что Али мог родиться в конце 159 г. хиджры. [ 1 ] В любом случае, дата, которую часто называют шиитские власти, — 11 Ду аль-Каада 148 года хиджры. [ 5 ] Его отцом был аль-Казим, седьмой шиитский имам-двунадесятник, который был потомком Али и Фатимы , двоюродного брата и дочери исламского пророка соответственно. Его мать была освобожденной рабыней, вероятно, берберского происхождения, имя которой в разных источниках записано по-разному, возможно, Наджма. [ 1 ] или Туктам. [ 1 ] [ 5 ] По общему мнению, именно Хамида Хатун, мать аль-Казима, выбрала для него Наджму. [ 5 ] Момен пишет, что Али было тридцать пять лет, когда умер его отец. [ 6 ] тогда как Дональдсон утверждает, что ему в то время было двадцать или двадцать пять лет. [ 5 ]
Назначение имамом
[ редактировать ]Аль-Казим назначил своего сына Али ар-Риду своим преемником перед своей смертью в Харуна ар-Рашида в 799 году (183 г. хиджры). тюрьме [ 4 ] [ 7 ] после нескольких лет заключения. [ 8 ] Маделунг добавляет, что аль-Казим сделал аль-Риду своим наследником и что аль-Рида также унаследовал поместье своего отца недалеко от Медины, за исключением своих братьев. [ 1 ] Таким образом, после аль-Казима значительная группа последователей аль-Казима признала аль-Риду следующим имамом. [ 9 ] которые сформировали основную линию шиитов и впоследствии стали двунадесятниками. [ 10 ] Братья ар-Риды не претендовали на имамата, но некоторые из них восстали против Аббасидов. [ 4 ] [ 1 ] Однако некоторые из последователей аль-Казима утверждали, что он не умер и вернется как Махди, обещанный спаситель в исламе. [ 11 ] [ 12 ] Они стали известны как вакифийя ( букв. « те, кто останавливаются » ), хотя, похоже, позже они вернулись в основное течение шиитов. [ 13 ] объявив аль-Риду и его преемников помощниками аль-Казима. [ 7 ] [ 9 ] В их число также входила Бушария, названная в честь Мухаммада ибн Башира, гностика из Куфы , который утверждал, что был временным имамом в отсутствие аль-Казима. [ 7 ] [ 14 ] Термин вакифийя обычно применяется к любой группе, которая отрицает или колеблется по поводу смерти конкретного шиитского имама и отказывается признать его преемников. [ 15 ]
По мнению Кольберга, создание Вакифийи могло иметь финансовую причину. [ 13 ] Некоторые из представителей аль-Казима, очевидно, отказались передать аль-Риде вверенные им деньги, мотивируя это тем, что аль-Казим был последним имамом. [ 13 ] [ 16 ] В их число входили Мансур ибн Юнус Бузург и Али ибн Аби Хамза аль-Батайни, Зияд ибн Марван аль-Канди, Усман ибн Иса аль-Амири аль-Руаси (Руаси). В некоторых сообщениях указывается, что ар-Руаси раскаялся. [ 13 ]
Имамат
[ редактировать ]Имамат ар-Риды совпадал с правлением Аббасида Харуна ар-Рашида и его сыновей аль-Амина и аль-Мамуна . [ 8 ] Первоначально он занял молчаливую позицию и держался в стороне от политики, как и его предшественники, а именно, шиитские имамы с четвертого по седьмой. [ 8 ] Аль-Рида, известный своим благочестием и ученостью, [ 17 ] [ 16 ] издал фетвы Мечети (правовые постановления) в Пророка в Медине, когда ему было еще двадцать с небольшим, и передавал хадисы от своих предков. [ 1 ] [ 17 ] На протяжении многих лет несколько его братьев и его дядя Мохаммад ибн Джафар участвовали в восстаниях Алидов в Ираке и Аравии, но аль-Рида отказался от какого-либо участия. [ 1 ] [ 4 ] В этот период единственным участием аль-Риды в политике могло быть посредничество между правительством Аббасидов и его дядей Мухаммадом ибн Джафаром, который поднял восстание в Мекке. [ 16 ]
Гражданская война (811–813 гг.) и беспорядки.
[ редактировать ]Аббасидский халиф Харун умер во время имамата аль-Риды, и империя была разделена между двумя его сыновьями: [ 6 ] правящий халиф аль-Амин, рожденный от арабской матери , и аль-Мамун, рожденный от персидской матери и назначенный преемником и губернатором провинции Хорасан в современном Иране. [ 18 ] [ 19 ] Фактически, по словам Момена , аль-Амин контролировал Ирак и запад со своим арабским визирем аль-Фадлом ибн Раби, в то время как аль-Мамун контролировал Иран и восток со своим персидским аль визирем -Фадлом ибн Сахлом . [ 6 ] Сообщается, что аль-Амин нарушил эти договоренности, назначив своего сына преемником вместо Мамуна. [ 20 ] и вскоре последовала гражданская война, в которой аль-Амин был убит, а Багдад был занят генералом аль-Мамуна, который, тем не менее, остался в Марве в Кухарасане , [ 6 ] [ 21 ] очевидно, решил сделать здесь свою новую столицу. [ 22 ] Аль-Мамун претендовал на титул имама аль-Худа ( букв. « праведный лидер » ), возможно, подразумевая, что он лучше всего подходит для халифата. [ 18 ] Примечательно, что он столкнулся с дорогостоящими восстаниями Алидов в Куфе и Аравии. [ 22 ] [ 8 ] и Зайдис , [ 9 ] которые усилили свой поход против Аббасидов около 815 года, захватив города Мекка , Медина, Васит и Басра . [ 23 ] В частности, шиитское восстание Абу'л-Сараи в 815 году было трудно подавить в Ираке, и оно вынудило аль-Хасана ибн Саля , губернатора Ирака аль-Мамуна, развернуть войска хорасанского генерала Хартамы . [ 24 ]
Назначение наследником (817 г. н.э.)
[ редактировать ]Отходя от устоявшейся антишиитской политики своих предшественников, [ 9 ] [ 4 ] аль-Мамун пригласил аль-Риду в Хорасан в 816 году. [ 4 ] и назначил его преемником в 817 году. [ 24 ] По словам Маделунга, аль-Мамун написал ар-Риде в 200 г. хиджры (815-816 гг.), пригласил его приехать в Марв, а также послал Раджу ибн Абила Заххака, двоюродного брата своего визиря , и евнуха сопровождать аль- Рида в этой поездке. [ 1 ] В том же году аль-Рида, возможно, также совершил паломничество в Мекку со своим пятилетним сыном Мохаммадом аль-Джавадом . [ 1 ] [ 25 ] После некоторого первоначального сопротивления аль-Рида отправился в Марв в 816 году. [ 9 ] Хотя он не проезжал через Кум по пути в Марв, он некоторое время оставался в Нишапуре , где его посетили известные суннитские традиционалисты, в том числе Ибн Рахуя, Яхья ибн Яхья, Мохаммад ибн Рафи и Ахмад ибн Харб. Аль-Рида продолжил свой путь в Марв после получения нового вызова от аль-Мамуна. [ 1 ]
В Марве аль-Мамун сначала предложил аль-Риде халифат, но последний отклонил это предложение. [ 1 ] По словам Маделунга, аль-Рида сопротивлялся предложениям аль-Мамуна около двух месяцев, пока тот неохотно не согласился на назначение наследником халифата. [ 1 ] [ 6 ] Источники, кажется, сходятся во мнении, что аль-Рида не хотел принимать эту кандидатуру, уступая только настоянию халифа. [ 17 ] с условием, что он не будет вмешиваться в государственные дела, а также в назначение или увольнение правительственных агентов. [ 1 ] [ 26 ] Титул аль-Рида ( букв. « Одобренный » ), по общему мнению, был дарован ему халифом в отношении потомка Мухаммеда, с которым мусульмане согласились бы стать халифатом ( аль-рида мин аль Мухаммад ), объединяющим крик шиитов, а ранее и Аббасидов против Омейядов. [ 1 ] [ 27 ] [ 4 ] По одним сведениям, 2 Рамадана 201 года (23 марта 817 г.) высокопоставленные лица и армейские лидеры Марва присягнули на верность новому наследнику, который был одет в зеленое. [ 1 ] Официальное объявление было сделано в мечетях по всей империи: [ 1 ] в честь этого события были отчеканены монеты. [ 25 ] и аль-Мамун также изменил цвет униформы, официальной одежды и флагов с черного, официального цвета Аббасидов, на зеленый. Этот шаг, возможно, означал примирение между Аббасидами и Алидами. [ 1 ] [ 28 ] Чтобы укрепить их отношения, аль-Мамун также женил свою дочь на аль-Риде и пообещал еще одну дочь сыну аль-Риды в Медине, который в то время был несовершеннолетним. [ 24 ] [ 29 ]
Мотивы
[ редактировать ]Мотивы этого назначения аль-Мамуна до конца не понятны. [ 12 ] В то время он оправдывал свое решение тем, что аль-Рида был наиболее подходящим человеком для халифата. [ 4 ] [ 30 ] [ 1 ] Однако нежелание аль-Риды принять это назначение могло отражать его подозрения, что у аль-Мамуна были скрытые мотивы. [ 31 ] Учитывая разницу в возрасте более двадцати лет, маловероятно, что аль-Рида когда-либо стал бы преемником гораздо более молодого аль-Мамуна. [ 4 ] [ 22 ] [ 32 ] Некоторые полагают, что этим назначением аль-Мамун надеялся на поддержку шиитов и передышку от их многочисленных восстаний. [ 6 ] [ 18 ] [ 33 ] Другие предполагают, что аль-Мамун находился под влиянием своего могущественного персидского визиря аф-Фадла ибн Саля, имевшего шиитские наклонности. [ 6 ] [ 20 ] Маделунг, однако, считает более вероятным, что инициатива назначения аль-Риды принадлежала аль-Мамуну, а не его визирю . [ 1 ] Некоторые авторы не нашли это назначение удивительным, отметив натянутые или разорванные отношения халифа с его родственниками-аббасидами. [ 32 ] [ 18 ] [ 28 ] Третьи писали, что аль-Мамун хотел создать халифат, основанный на заслугах. [ 4 ] [ 24 ] хотя во время церемонии он не упомянул о правилах, регулирующих наследование аль-Риды. [ 4 ] [ 17 ] Было высказано предположение, что аль-Мамун, возможно, хотел исцелить суннитско-шиитское разделение. [ 34 ] в то время как Лапидус и другие считают, что аль-Мамун хотел расширить свою власть, приняв шиитские взгляды на божественную власть религиозных лидеров, наряду с его более поздней религиозной инквизицией ( михна ). [ 31 ] Байхом-Дау считает вероятным, что аль-Мамун видел в этом назначении средство дискредитации шиитского учения Имамата. [ 16 ] а Табатабай пишет, что аль-Мамун, возможно, также надеялся подорвать позиции аль-Риды как шиитского религиозного лидера, вовлекая его в политику. [ 26 ]
Отказ аль-Риды от первоначального предложения аль-Мамуна заменить его на посту халифа использовался для доказательства того, что конечной целью аль-Риды не была светская и политическая власть. Скорее, Мавани предполагает, что такая власть была для имама просто средством достижения конечной цели — привести сообщество к спасению. Когда аль-Риду спросили, почему он принял преемство, он, как сообщается, подчеркнул свое нежелание, ответив: «То же самое, что вынудило моего деда, Повелителя правоверных [Али ибн Аби Талиба], присоединиться к арбитражному совету [т. е. принуждение]». [ 35 ] Также представляется, что это назначение не вызвало отчуждения ни у кого из последователей аль-Риды, что, по мнению Байхом-Дау, могло означать, что они были убеждены, что он был игроком, который сопротивлялся, и у которого не было другого выбора, кроме как принять его назначение в качестве очевидного наследника. . [ 16 ]
Реакции
[ редактировать ]Возможно, неправильно, [ 1 ] [ 16 ] Назначение аль-Риды в то время во многом объяснялось влиянием персидского визиря аль-Мамуна аль-Фадла ибн Саля. [ 1 ] [ 24 ] Тем не менее, различные губернаторы Аббасидов, за исключением Исмаила ибн Джафара в Басре, лояльно выполняли их приказы и требовали присяги на верность новому наследнику. [ 17 ] [ 16 ] Назначение Алида ар-Риды Аббасидом аль-Мамуном, по-видимому, принесло ему поддержку нескольких известных Алидов и почти всех зайдитских партизан. [ 24 ] Это также сразу же вызвало сильную оппозицию, особенно среди Аббасидов и арабских суннитских националистов. [ 1 ] [ 28 ] Решение аль-Мамуна не поддержало общественное мнение иракцев, которые объявили его свергнутым и назначили Ибрагима ибн аль-Махди, другого Аббасида, халифом в 817 году, в то время как народное ополчение бродило по Багдаду, требуя возвращения к Корану и Сунна . [ 24 ] [ 33 ] [ 17 ] Говорят, что Ибрагим, сводный брат отца аль-Мамуна, был слабым государственным деятелем и всего лишь номинальным главой. [ 28 ] чье правление в основном ограничивалось Багдадом. [ 36 ] Также имели место военные столкновения в Багдаде, Куфе и Васите между силами аль-Мамуна и сторонниками Ибрагима, которые сами сильно беспокоились из-за финансовых и материально-технических трудностей. [ 24 ]
Срок владения, как он выглядит (817–818 гг. Н. Э.)
[ редактировать ]Аль-Рида получил высокий статус при дворе аль-Мамуна. [ 4 ] Хотя халиф, очевидно, желал, чтобы аль-Рида немедленно принял участие во всех официальных церемониях, последний, как сообщается, воздержался, оговорив, что он не будет участвовать в государственных делах. Аль-Риде были предоставлены собственные полицейские силы и охрана, а также камергер и секретарь. Говорят, что халиф полагался на суждения аль-Риды в религиозных вопросах и организовывал дебаты между ним и учеными ислама и других конфессий. [ 1 ] [ 37 ] [ 38 ] Однако, по словам Ризви, эти религиозные споры, похоже, были задуманы как план, чтобы поставить аль-Риду в неловкое положение. [ 4 ] Их рассказы были позже записаны Ибн Бабувайхом в его «Уюн ахбар ар-Рида». [ 4 ]
Возвращение в Багдад (818 г. н.э.)
[ редактировать ]Серьезность гражданских беспорядков в Ираке, очевидно, скрывалась от аль-Мамуна его визирем до 818 года, и именно аль-Рида убеждал халифа вернуться в Багдад и восстановить мир. [ 24 ] [ 1 ] [ 36 ] Оценка Аль-Риды была поддержана несколькими армейскими командующими, и аль-Мамун покинул Хорасан в 818 году. [ 1 ] [ 17 ] Перед их возвращением его визирь подал в отставку, указав на ненависть Аббасидов в Багдаде лично к нему, и просил халифа оставить его на посту губернатора в Хорасане. Вместо этого Аль-Мамун заверил визиря в своей неограниченной поддержке и опубликовал письмо на этот счет по всей империи. [ 1 ] Однако шесть месяцев спустя, в 202 году Шабана (февраль 818 г.), визирь был убит в Сарахе несколькими армейскими офицерами, когда он сопровождал аль-Мамуна обратно в Багдад. [ 1 ] [ 24 ] Виновные вскоре были казнены, но не раньше, чем заявили, что действовали по приказу халифа. [ 24 ] [ 1 ] Отныне аль-Мамун правил с помощью советников, которым он не присваивал титул визиря . [ 24 ]
Смерть и погребение
[ редактировать ]Аль-Рида умер в Тусе (современный Мешхед ) в последний день Сафара 203 года (сентябрь 818 года), вероятно, был отравлен. [ 24 ] [ 39 ] Другие данные даты варьируются от Сафара 202 (сентябрь 817 г.) до Зу аль-Када 203 г. (май 819 г.). [ 1 ] Источники, похоже, сходятся во мнении, что аль-Рида умер после непродолжительной болезни, когда сопровождал аль-Мамуна и его окружение обратно в Багдад. Его смерть последовала вскоре после убийства аль-Фадла ибн Саля, персидского визиря аль-Мамуна. [ 24 ] который стал фигурой, вызывающей разногласия. [ 40 ] Обе смерти в шиитских источниках приписываются аль-Мамуну, поскольку он пошел на уступки арабской стороне, чтобы облегчить свое возвращение в Ирак. [ 40 ] [ 18 ] [ 39 ] Маделунг пишет, что внезапная смерть визиря и наследника, присутствие которых сделало бы любое примирение с мощной оппозицией Аббасидов в Багдаде практически невозможным, убедительно свидетельствует о том, что ответственность за них несет аль-Мамун. [ 1 ] Этого мнения придерживаются Кеннеди и Бобрик. [ 32 ] [ 40 ] и Байхом-Дау считает, что это преобладающая точка зрения среди западных историков. [ 16 ] Точно так же Ризви пишет, что внезапный отказ от прошиитской политики аль-Мамуна и его попытка стереть память об аль-Риде могут поддержать обвинения против халифа. [ 4 ] Напротив, суннитские историки аль-Табари и аль-Масуди , оба жившие при Аббасидах, не рассматривают возможность убийства. [ 17 ] В частности, аль-Масуди пишет, что аль-Рида умер в результате употребления слишком большого количества винограда. [ 41 ] [ 42 ] С другой стороны, шиитский ученый Мухаммад Хусейн Табатабаи считал, что аль-Мамун отравил аль-Риду, учитывая растущую популярность последнего и немедленное распространение шиитских учений. [ 26 ] Некоторые суннитские авторы, похоже, также переняли шиитскую практику, называя смерть аль-Риды мученической смертью. [ 16 ]
Затем халиф попросил группу Алидов осмотреть тело ар-Риды и засвидетельствовать, что он умер естественной смертью. На похоронах аль-Мамун сам прочитал последние молитвы. [ 17 ] . В сообщениях отмечается, что он проявил горе во время похорон. [ 1 ] [ 41 ] Маделунг не считает эти эмоции обязательно неискренними, отмечая, что в других случаях во время правления аль-Мамуна холодный политический расчет, похоже, перевешивал личные чувства и идеалы. [ 1 ] Год спустя, в Сафаре 204 года (август 819 года), халиф без боя вошел в Багдад. [ 36 ] Антихалиф Ибрагим ибн аль-Махди уже бежал из города несколькими неделями ранее. [ 24 ] Возвращение в Багдад ознаменовало конец прошиитской политики аль-Мамуна. [ 39 ] [ 24 ] и последовал возврат к традиционному черному цвету Аббасидов. [ 24 ]
Храм
[ редактировать ]Аль-Мамун похоронил аль-Риду в Тусе рядом со своим отцом Харуном ар-Рашидом. Позже Тус был заменен новым городом под названием Мешхед ( букв. « место мученичества » ), построенным вокруг могилы аль-Риды и ставшим самым святым местом в Иране для шиитов. Нынешняя святыня датируется четырнадцатым веком, когда Иль-хан Оляйту обратился в шиизм-двунадесятник . Большая часть сложных декоративных работ в нынешнем впечатляющем комплексе относится к периодам Сефевидов и Каджаров . Рядом со святыней находится мечеть Гохаршад , одна из лучших в Иране, названная в честь жены императора Тимуридов Шахрукха и построенная в 1394 году нашей эры. Вокруг святыни было построено несколько теологических колледжей, самый известный из которых – колледж Мирзы Джафар-хана. [ 43 ]
Ритуалы
[ редактировать ]Традиционный ритуал Хутбе Хани ( букв. « чтение проповеди » ) проводится ежегодно в ночь смерти аль-Риды. Ритуал, восходящий к правителю Хорасана Али-шаху в 1160 году хиджры, включает в себя служителей святого места, идущих с ближайшей улицы ко двору Инкилаба со свечами в руках. [ 44 ] Там они стоят вокруг двора, и толпа читает религиозные проповеди и славит Бога. Этот ритуал повторяется также в ночь Ашуры . [ 45 ] [ 46 ]
Преемственность
[ редактировать ]Мухаммеду, единственному ребенку аль-Риды, было семь лет, когда умер его отец. [ 6 ] Преемственность молодого Мухаммеда, который позже стал известен как аль-Джавад ( букв. « щедрый » ), вызвала споры среди последователей его отца. Вместо этого группа из них приняла имамата брата ар-Риды, Ахмада ибн Мусы. Другая группа присоединилась к вакифийе, которая считала аль-Казима последним имамом и ожидала его возвращения в качестве Махди. Некоторые оппортунистически поддержали имамата аль-Риды после его назначения преемником халифата, а теперь вернулись в свои суннитские или зайдитские общины. [ 47 ] Табатабай, однако, считает раскол среди шиитов после аль-Риды незначительным и зачастую временным. [ 48 ] Двенадцать ученых отметили, что Иисус получил свою пророческую миссию в Коране, когда он был еще ребенком. [ 49 ] и некоторые считают, что аль-Джавад получил необходимое совершенное знание всех религиозных вопросов через божественное вдохновение со времени его преемственности, независимо от его возраста. [ 1 ]
Титулы и семья
[ редактировать ]Аль-Рида также известен как Абу аль-Хасан аль-Тани ( букв. « Абу аль-Хасан, второй » ), чтобы отличить его от своего отца, Мусы аль-Казима, который также известен как Абу аль-Хасан аль- Авваль ( букв. « Абу аль-Хасан, первый » ). [ 1 ] Стремясь укрепить свои связи, аль-Мамун выдал свою дочь Умм Хабиб замуж за аль-Риду. [ 1 ] хотя от этого брака не было детей. [ 43 ] Мухаммад, который позже стал известен как аль-Джавад , был ребенком аль-Риды, рожденным от Сабики (или Хайзурана), освобожденной рабыни ( умм валад ) из Нубии , которая, как говорили, происходила из семьи Марии аль- Джавада. Кибтия , освобожденная рабыня пророка и мать его сына Ибрагима, умершего в детстве. [ 50 ] Существуют разногласия относительно количества детей у Али аль-Риды. Некоторые сообщают, что у них было пять сыновей и одна дочь по именам Мухаммад, Хасан, Джафар, Ибрагим, Хусейн и Аиша. [ 51 ] В то время как другие упоминали о существовании дочери Али аль-Риды по имени Фатима. [ 52 ]
Просмотры
[ редактировать ]Помимо шиитских властей, [ 1 ] [ 17 ] В суннитских биографических источниках аль-Рида также упоминается как один из рассказчиков пророческих хадисов, а аль-Вакиди считает его надежным передатчиком. [ 16 ] Как шиитский имам, отвергавший авторитет сподвижников Мухаммеда как передатчиков хадисов, [ 16 ] Первоначально только шииты передавали хадисы со слов аль-Риды. [ 1 ] [ 17 ] Однако в последние годы его жизни его посещали известные суннитские традиционалисты, в том числе Ибн Рахвайх и Яхья ибн Яхья. [ 4 ] [ 1 ] В частности, его назначение в качестве наследника, похоже, повысило авторитет аль-Риды в суннитских кругах, которые в то время, очевидно, стали считать его выдающимся передатчиком в силу его знаний и происхождения от пророка. [ 16 ] Ввиду продолжающегося почитания его как шиитского имама более поздние авторы-сунниты разделились во мнениях относительно авторитета аль-Риды: некоторые говорили, что он не всегда был надежным передатчиком, а другие вместо этого ставили под сомнение авторитет тех, кто передавал из аль-Риды. Кажется, все они называют его человеком благочестивым и образованным. [ 16 ]
Принято считать, что Маруф аль-Кархи , принявший ислам от рук аль-Риды, является заметной фигурой в золотой цепи большинства суфийских орденов. Говорят, что он был преданным учеником аль-Риды. [ 53 ] [ 54 ] хотя Байхом-Дау считает рассказы об их встречах апокрифическими. [ 16 ] В суфийской традиции ар-Рида считается образцом аскетизма. [ 16 ] и цепочки власти в шиитских суфийских орденах проходят через аль-Риду, за которым следует аль-Кархи. [ 55 ] Одним из таких примеров является орден Нимат Аллахи . [ 56 ]
Работает
[ редактировать ]Аль-Рисала ад-Дхахабия ( букв. « Золотой трактат » ) представляет собой трактат о лечении и поддержании хорошего здоровья, который, по общему мнению, был написан по заказу аль-Мамуна, который просил его написать золотыми чернилами, отсюда и название. В исследованиях Speziale (2004) и Speziale-Giurini (2009) критически проанализирован вопрос авторства текста. Книга была отредактирована в Бомбее и включена Маджлеси в его «Бихар аль-Анвар» . К нему написан ряд комментариев и он переведен на персидский и урду. [ 1 ] Несмотря на вопросы относительно ее подлинности, книга остается популярной среди шиитов-двунадесятников. [ 4 ]
Сахифа аль-Рида представляет собой сборник из 240 хадисов, упомянутых в некоторых ранних источниках-двунадесятниках и приписываемых аль-Риде. [ 1 ] [ 4 ] Фикх ар-Рида, также называемый аль-Фикх ар-Радави , представляет собой трактат по юриспруденции ( фикх ), приписываемый аль-Риде. признал его подлинным, Он не был известен до десятого века (шестнадцатого века нашей эры), когда Маджлеси но позже ученые-двунадесятники усомнились в его подлинности, в том числе С.Х. Садр. [ 1 ] Другие работы, приписываемые аль-Риде, перечислены в «Айан аш-Шиа» . Кроме того, шиитские источники содержат подробные описания его религиозных дебатов, высказываний и стихов. [ 1 ] «Уюн аль-Ахбар ар-Рида» Ибн Бабавайха представляет собой обширное собрание, включающее религиозные дебаты, высказывания, биографические подробности и даже чудеса, произошедшие на его могиле. [ 57 ]
Дебаты
[ редактировать ]Аль-Мамун проявил интерес к богословским вопросам [ 33 ] и организовал дебаты между учеными различных сект и религий, в которых участвовал аль-Рида. [ 37 ] Один из этих дебатов был о Божественном Единстве, который вел Сулейман аль-Мерви, ученый из Хорасана . Другая дискуссия с Али ибн Мухаммадом ибн аль-Джахмом была посвящена непогрешимости пророков, что привело к еще одному сеансу на ту же тему, когда аль-Мамун сам принял участие в дебатах. [ 38 ] Многие из этих дебатов записаны в сборниках шиитских хадисов , таких как Уюн Ахбар ар-Рида . [ 4 ] Ниже приводится отрывок из дискуссии между ар-Ридой и неверующим ( зиндиком ).
- Аль-Рида сказал зиндику : «Видишь ли ты, что если твоя точка зрения правильная, то разве мы не равны? Все, о чем мы молились, постились, раздавали милостыню и провозглашали свои убеждения, не причинит нам вреда. по нашему мнению, не вы ли погибли, а мы обрели спасение?» [ 58 ]
- Мужчина сказал: «Тогда дайте мне знать, как Он и где Он?» Аль-Рида ответил: «Конечно, мнение, которое ты принял, ошибочно. Он определил «где», и Он был, когда не было «где»; и Он создал «как», и Он был, когда не было никакого «где». «как». Итак, Он не познается через «как» или «где». [ 58 ]
- Человек сказал: «Значит, тогда Он, несомненно, ничто, если Его нельзя воспринять ни одним из чувств». Аль-Рида ответил: «Когда наши чувства не способны воспринимать Его, мы знаем наверняка, что Он — наш Господь и что Он — нечто отличное от других вещей ( шай би-хилаф аль-аша )». [ 58 ]
- Мужчина сказал: «Тогда скажи мне, когда Он был?» Аль-Рида сказал: «Скажи, когда Его не было, и тогда я скажу тебе, когда Он был». [ 58 ]
- Человек сказал: «Тогда каково Его доказательство?» Аль-Рида ответил: «Конечно, когда я созерцаю свое тело и я не могу увеличить или уменьшить его ширину и высоту, или уберечь его от неприятных вещей или извлечь из него пользу, тогда я знаю, что у этой структуры есть создатель. и я признаю Его, даже несмотря на то, что я видел вращение небесной сферы посредством Его силы; Его чудесные и прекрасно созданные знаки ( аят ) (уже) позволили мне узнать, что (все) это имеет Определителя ( мукаддир ) и Производителя ( мунши' )». [ 58 ]
- Человек сказал: «Тогда почему Он скрыл Себя (от людей)?» Аль-Рида ответил: «Несомненно, завеса лежит на творениях из-за обилия их грехов. Что касается Него, ни одна тайна не сокрыта от Него ни днем, ни ночью». Дебаты продолжились, и этот эпизод закончился тем, что зиндик исповедовал ислам. [ 58 ]
Характер
[ редактировать ]Аль-Рида представлен в исторических источниках как вдумчивый и симпатичный человек. Дональдсон включает рассказ о Рейяне ибн Салте, который, прощаясь со своим имамом, был настолько охвачен горем, что забыл попросить у аль-Риды одну из своих рубашек, чтобы использовать ее в качестве савана, и несколько монет, чтобы сделать кольца для его дочери. Однако, когда Рейян уходил, ар-Рида позвал его: «Разве ты не хочешь, чтобы одна из моих рубашек оставалась твоим саваном? И не хочешь ли ты немного денег на кольца для твоих дочерей?» Рейян ушел после того, как аль-Рида исполнил его желание. Византий рассказывает, что, когда он посетил аль-Риду на несколько часов, аль-Рида пригласил его остаться на ночь и расстелить для Византии собственную постель. Мухаммад ибн Гаффар передает, что когда он посетил аль-Риду с просьбой о финансовой помощи, аль-Рида исполнил его желание, прежде чем он упомянул о своей нужде, а затем пригласил Мухаммеда остаться на ночь в качестве своего гостя. [ 59 ]
Избранные цитаты
[ редактировать ]- «Искренний друг каждого человека — его разум, а враг — его невежество». [ 60 ]
- «Поклонение – это не обильная молитва и пост, а обильное размышление о делах Аллаха, Великого и Всемогущего». [ 61 ]
- «Человек не заслуживает поклонения, если он не милостив». [ 61 ]
- «Вера – это ступень выше ислама; страх перед Аллахом – это ступень выше веры; и между людьми не существует ничего, кроме страха перед Аллахом». [ 61 ]
- «Вера – это четыре столпа: доверие Аллаху, удовлетворение указом Аллаха, подчинение повелению Аллаха и вверение (дела) Аллаху». [ 61 ]
- «Если у человека нет пяти качеств, не ждите от него ничего хорошего для своей жизни в этом мире или для жизни будущей: если известно, что его родословная ненадежна, если его природе недостает щедрости, если его характеру недостает уравновешенности, если у него нет благородного поведения и если у него нет страха перед своим Господом». [ 61 ]
- «Если человеку осталось всего три года жизни и он скрепит родственные узы, Аллах сделает ему тридцать лет, и Аллах сделает все, что пожелает». [ 61 ]
- «Придерживайтесь оружия пророков!» Они спросили: «Какое оружие пророков?» Он ответил: «Мольба». [ 61 ]
- «Тайная мольба верующего равна семидесяти открытым мольбам». [ 61 ]
- «Имамат является обязательным для религии, и это система для мусульман. Это причина пользы в этом мире и достоинства верующих». [ 61 ]
См. также
[ редактировать ]- Аль-Фадл ибн Шадхан из Нишапура
- Вакифитские шииты
- Царство любви (сериал)
- Мечеть Хаджар Хатун
- Двенадцать Имамов
- Хадис Золотой Цепи
- Аль-Рисала ад-Дахабия
- Аль-Сахифа аль-Рида
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как Маделунг 1985 .
- ^ Фадл Аллах, Тахлили аз зиндигани-йи Имам Рида, стр. 44.
- ^ Кумми, Кумми, Мунтахи аль-Амаль, стр. 1725-1726.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Ризви 2006 .
- ^ Jump up to: а б с д Дональдсон 1933 , с. 164.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Момент 1985 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с Утроба 2004 года .
- ^ Jump up to: а б с д Табатабай 1975 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б с д и Листы 2013 , с. 60.
- ^ Момент 1985 , с. 56.
- ^ Дафтари 2013 , стр. 59, 60.
- ^ Jump up to: а б Халмс 2008 .
- ^ Jump up to: а б с д Кольберг 2022 .
- ^ Момент 1985 , с. 60.
- ^ Момент 1985 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Байхом-Дау 2022 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Льюис 2022 .
- ^ Jump up to: а б с д и Куперсон 2013 .
- ^ Дональдсон 1933 , стр. 161, 162.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 1933 , с. 163.
- ^ Холт, Ламбтон и Льюис 1970 , стр. 119, 120.
- ^ Jump up to: а б с Скайс 2013 , с. 5.
- ^ Рахман 1989 , стр. 170, 171.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Холт, Ламбтон и Льюис 1970 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 1933 , с. 166.
- ^ Jump up to: а б с Табатабай 1975 , с. 182.
- ^ Дафтари 2013 , стр. 48, 60.
- ^ Jump up to: а б с д Бобрик 2012 , с. 205.
- ^ Дафтари 2013 , стр. 60, 61.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 167.
- ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2015 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б с Глассе 2008 .
- ^ Британика 2022 .
- ^ Мавани 2013 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б с Рахман 1989 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б Табатабай 1975 , с. 182, 183.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 1933 , стр. 167, 168.
- ^ Jump up to: а б с Листы 2013 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с Бобрик 2012 , стр. 205, 206.
- ^ Jump up to: а б Дональдсон 1933 , с. 169.
- ^ Скайс 2013 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 42.
- ^ Штатный писатель. «Состоялось традиционное чтение проповеди Имама Резы (А) в Мученическую ночь» . глобус.aqr .
- ^ Штатный писатель. «Ритуал чтения проповеди в Мешхеде» . Агентство новостей Тасним . Архивировано из оригинала 13 ноября 2017 года . Проверено 12 ноября 2017 г.
- ^ Штатный писатель. «Ритуал чтения проповеди» . шабестан . Архивировано из оригинала 12 ноября 2017 года . Проверено 12 ноября 2017 г.
- ^ Маделунг 2022 .
- ^ Табатабай 1975 , с. 69.
- ^ Момент 1985 , стр. 42, 43.
- ^ Медофф 2016 .
- ^ Фадл Аллах, Тахлили аз зиндигани-йи Имам Рида, стр. 44.
- ^ Кумми, Кумми, Мунтахи аль-амаль, стр. 1725-1726.
- ^ Николсон и Остин 2022 .
- ^ Аттар 2013 , с. 209.
- ^ Момент 1985 , с. 209.
- ^ Корбин 2014 , с. 314.
- ^ Табатабай 1981 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Табатабай 1981 , с. 39–41.
- ^ Дональдсон 1933 , стр. 164–166.
- ^ Табатабай 1981 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Шариф аль-Кураши 1992 .
Источники
[ редактировать ]- Маделунг, В. (1985). «АЛИ АЛ-РЕЖА» . Энциклопедия Ираника . Том. Я/8. стр. 877–880.
- Фабрицио Специале, « Рисала ад-дахабийя , медицинский трактат, приписываемый имаму Али ар-Риза ». Лукман. Анналы университетского издательства Ирана , том. ХХ, н. 2 (40), 2004 (2005), стр. 7-34, [ISSN 0259-904X]
- Фабрицио Специале - Джорджио Джурини, 2009, Золотой трактат по медицине, приписываемый имаму Али ар-Риде , Палермо, Officina di Studi Medievali (серия Machina Philosophorum ).
- Ризви, Саджад Х. (2006). « АЛИ АЛЬ-РИДА» . В Мери, Йозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: АК, индекс . Тейлор и Фрэнсис. стр. 35, 36. ISBN. 9780415966917 .
- Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия (История ислама в Персии и Ираке) . Лондон: Лузак и компания.
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300034998 .
- Табатабай, Мухаммад Хусейн (1975). Шиитский ислам . Переведено и отредактировано Сейедом Хоссейном Насром. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-390-8 .
- Куперсон, Майкл (2013). «Мамун (786-833)» . В Бауэринге, Герхард; Кроун, Патрисия; Кади, Вадад; Мирза, Махан; Стюарт, Девин Дж.; Заман, Мухаммад Кассим (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета. стр. 328, 329. ISBN 9780691134840 .
- Скайс, Перси (2013). История Персии . Том. 2. Рутледж. ISBN 9781136526046 .
- Холт, премьер-министр; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард, ред. (1970). Кембриджская история ислама . Том. 1. Издательство Кембриджского университета.
- Глассе, Сирил, изд. (2008). « Аббасиды» . Новая энциклопедия ислама . Альта Мира. стр. 11–14. ISBN 9781905299683 .
- Халмс, Эдвард Д.А. (2008). « АЛИ АЛЬ-РИДА» . В Неттоне, Ян Ричард (ред.). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Рутледж. п. 43. ИСБН 978-0-7007-1588-6 .
- Рахман, Хабиб Ур (1989). Хронология исламской истории, 570–1000 гг . н.э. ГК Холл. ISBN 9780816190676 .
- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9780755608669 .
- Бобрик, Бенсон (2012). Великолепие халифа: ислам и Запад в золотой век Багдада . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-4165-6806-3 .
- Льюис, Б. (2022). «Али ар-Рида». В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Медофф, Луи (2016). МОХАММАД АЛЬ-ДЖАВАД, АБУ ДЖАФАР . Иранская энциклопедия.
- Табатабай, Сайид Мухаммад Хусейн (1981). Шиитская антология (PDF) . Перевод Читтика, Уильяма К. SUNY Press. ISBN 9780873955119 .
- Николсон, РА; Остин, RWJ (2022). «Маруф аль-Каркахи ». В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Кеннеди, Хью (2015). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с шестого по одиннадцатый век . Рутледж. ISBN 9781317376385 .
- Корбин, Генри (2014). История исламской философии . Перевод Шеррарда, Лиадайн. Рутледж. ISBN 9781135198893 .
- Шариф аль-Кураши, Бакир (1992). Жизнь имама Али ибн Мусы ар-Риды . Перевод аль-Рашида, Джасима. Публикации Ансарияна.
- Британника, Редакторы энциклопедии (2022). «Али ар-Рида» . Британская энциклопедия .
- Аттар, Фарид ад-Дин (2013). Мусульманские святые и мистики: эпизоды из Тазкират аль-Аулия (Мемориал святых) . Перевод Арберри, Эй Джей Рутледж. ISBN 9781135030018 .
- Маделунг, В. (2022). «Мухаммед Б. Али Ар-Рида». В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Рахим, Хабибе (2004). «Казим, Муса аль-» . В Jestice, Филлис Г. (ред.). Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия . Том. 3. АВС-КЛИО. стр. 469, 470. ISBN. 9781576073551 .
- Кольберг, Э. (2022). «Муса аль-Казим» . В Бирмане, П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
- Мавани, Хамид (2013). Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 978-0-415-62440-4 .
- Байхом-Дау, Тамима (2022). «Али ар-Рида». Во флоте, Кейт (ред.). Энциклопедия ислама (Три изд.). Справочник по Бриллу в Интернете.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Али аль-Рида
- 765 рождений
- 818 смертей
- Арабские люди 8-го века
- Имамы 8-го века
- Люди 8-го века из Аббасидского халифата
- Арабские люди 9-го века
- Имамы 9 века
- Люди 9-го века из Аббасидского халифата
- Убийства шиитских имамов
- Смерти от отравления
- Люди Четвертой Фитны
- Двенадцать Имамов
- Зайдитские имамы
- Врачи из Аббасидского халифата
- Хусейниды
- Похороны в Мешхеде
- Похороны в храме Имама Резы
- Семья Мухаммеда