Jump to content

Али аль-Рида

(Перенаправлено с Али ар-Риды )

Али аль-Рида
Да пребудет с тобой удовлетворение
Восьмой имам двунадесятного шиизма
восьмой шиитский имам
В офисе
799 г. н.э. (148 г.х.) – 818 г. н.э. (203 г.х.)
Предшественник Муса аль-Казим
Преемник Мухаммад аль-Джавад
Заголовок аль-Рида [ 1 ]
( букв . « утвержденный » )
Персональный
Рожденный в. 1 января 766 г. н.э.
(11 зу аль-Каада 148 года хиджры )
Умер в. 6 июня 818 г. (818-06-06) (52 года)
(30 сафар 202 хиджры)
Причина смерти Отравление Аль-Мамуна
(Шииты, некоторые западные источники)
Место отдыха Храм Али аль-Рида , Мешхед , Иран
36 ° 17'13 "N 59 ° 36'56" E  /  36,28694 ° N 59,61556 ° E  / 36,28694; 59.61556
Религия Шиитский ислам
Супруг
Дети
Родители
Родственники

Али ибн Муса ар-Рида ( арабский : Али ибн Муса ар-Рида , латинизированный : Али ибн Муса ар-Рида , в. 1 января 766 — 6 июня 818), также известный как Абу аль-Хасан аль-Тани , был потомком исламского пророка Мухаммеда и восьмым имамом в шиитском исламе-двунадесятнике , сменив своего отца Мусу аль-Казима . Он также является частью цепи мистического авторитета суннитских суфийских орденов. Он был известен своим благочестием и ученостью, и ему приписывают ряд работ, в том числе «Ар-Рисала ад-Дахабия» , «Сахифа аль-Рида » и «Фикх аль-Рида» . «Уюн аль-Ахбар ар-Рида» Ибн Бабавайха представляет собой обширное собрание, включающее его религиозные дебаты и высказывания, биографические подробности и даже чудеса, произошедшие на его могиле. Он похоронен в Мешаде , Иран , на месте большого храма .

Аль-Рида был современником халифов Аббасидов Харуна ар-Рашида ( годы правления 786–809 ) и его сыновей аль-Амина ( годы правления 809–813 ) и аль-Мамуна ( годы правления 813–833 ). Внезапно отклонившись от устоявшейся антишиитской политики Аббасидов, возможно, чтобы смягчить частые шиитские восстания, аль-Мамун пригласил аль-Риду в Марв в Хорасане , своей фактической столице, и назначил его наследником, несмотря на сопротивление аль-Риды, который принял предложение при условии, что он не будет вмешиваться в дела правительства. Назначение Али аль-Риды Аббасидом аль-Мамуном немедленно вызвало сильную оппозицию, особенно среди Аббасидов, которые восстали и назначили Ибрагима аль-Мубарака , сводного брата Харуна аль-Рашида, антихалифом в Багдаде. . Понимая серьезность иракской оппозиции, аль-Мамун и его окружение покинули Хорасан и направились в Багдад в сопровождении аль-Риды. Имам, однако, загадочным образом умер, когда отряд достиг Туса в сентябре 818 года. Его смерть последовала вскоре после убийства аль-Фадла ибн Сала, персидского царя. визирь аль-Мамуна, которого публично считали ответственным за его прошиитскую политику. Халифа часто считают ответственным за обе смерти, поскольку он пошел на уступки арабской стороне, чтобы облегчить свое возвращение в Багдад. Позже Тус был заменен новым городом под названием Мешхед , который возник вокруг могилы аль-Риды как самого святого места в Иране, куда ежегодно стекаются миллионы мусульман-шиитов для паломничества.

Храм аль-Рида в Мешхеде , Иран.

Рождение и молодость

[ редактировать ]

Али родился в Медине в 765 (148 г.х. ), 768 (151 г.х.) или 770 (153 г.х.). [ 4 ] [ 1 ] Говорят, что первая дата основана на предсказании, приписываемом его деду аль-Садику, который умер в том же году, о том, что скоро родится преемник его сына аль-Казима. [ 1 ] Есть некоторые указания на то, что Али мог родиться в конце 159 г. хиджры. [ 1 ] В любом случае, дата, которую часто называют шиитские власти, — 11 Ду аль-Каада 148 года хиджры. [ 5 ] Его отцом был аль-Казим, седьмой шиитский имам-двунадесятник, который был потомком Али и Фатимы , двоюродного брата и дочери исламского пророка соответственно. Его мать была освобожденной рабыней, вероятно, берберского происхождения, имя которой в разных источниках записано по-разному, возможно, Наджма. [ 1 ] или Туктам. [ 1 ] [ 5 ] По общему мнению, именно Хамида Хатун, мать аль-Казима, выбрала для него Наджму. [ 5 ] Момен пишет, что Али было тридцать пять лет, когда умер его отец. [ 6 ] тогда как Дональдсон утверждает, что ему в то время было двадцать или двадцать пять лет. [ 5 ]

Назначение имамом

[ редактировать ]

Аль-Казим назначил своего сына Али ар-Риду своим преемником перед своей смертью в Харуна ар-Рашида в 799 году (183 г. хиджры). тюрьме [ 4 ] [ 7 ] после нескольких лет заключения. [ 8 ] Маделунг добавляет, что аль-Казим сделал аль-Риду своим наследником и что аль-Рида также унаследовал поместье своего отца недалеко от Медины, за исключением своих братьев. [ 1 ] Таким образом, после аль-Казима значительная группа последователей аль-Казима признала аль-Риду следующим имамом. [ 9 ] которые сформировали основную линию шиитов и впоследствии стали двунадесятниками. [ 10 ] Братья ар-Риды не претендовали на имамата, но некоторые из них восстали против Аббасидов. [ 4 ] [ 1 ] Однако некоторые из последователей аль-Казима утверждали, что он не умер и вернется как Махди, обещанный спаситель в исламе. [ 11 ] [ 12 ] Они стали известны как вакифийя ( букв. « те, кто останавливаются » ), хотя, похоже, позже они вернулись в основное течение шиитов. [ 13 ] объявив аль-Риду и его преемников помощниками аль-Казима. [ 7 ] [ 9 ] В их число также входила Бушария, названная в честь Мухаммада ибн Башира, гностика из Куфы , который утверждал, что был временным имамом в отсутствие аль-Казима. [ 7 ] [ 14 ] Термин вакифийя обычно применяется к любой группе, которая отрицает или колеблется по поводу смерти конкретного шиитского имама и отказывается признать его преемников. [ 15 ]

По мнению Кольберга, создание Вакифийи могло иметь финансовую причину. [ 13 ] Некоторые из представителей аль-Казима, очевидно, отказались передать аль-Риде вверенные им деньги, мотивируя это тем, что аль-Казим был последним имамом. [ 13 ] [ 16 ] В их число входили Мансур ибн Юнус Бузург и Али ибн Аби Хамза аль-Батайни, Зияд ибн Марван аль-Канди, Усман ибн Иса аль-Амири аль-Руаси (Руаси). В некоторых сообщениях указывается, что ар-Руаси раскаялся. [ 13 ]

Имамат ар-Риды совпадал с правлением Аббасида Харуна ар-Рашида и его сыновей аль-Амина и аль-Мамуна . [ 8 ] Первоначально он занял молчаливую позицию и держался в стороне от политики, как и его предшественники, а именно, шиитские имамы с четвертого по седьмой. [ 8 ] Аль-Рида, известный своим благочестием и ученостью, [ 17 ] [ 16 ] издал фетвы Мечети (правовые постановления) в Пророка в Медине, когда ему было еще двадцать с небольшим, и передавал хадисы от своих предков. [ 1 ] [ 17 ] На протяжении многих лет несколько его братьев и его дядя Мохаммад ибн Джафар участвовали в восстаниях Алидов в Ираке и Аравии, но аль-Рида отказался от какого-либо участия. [ 1 ] [ 4 ] В этот период единственным участием аль-Риды в политике могло быть посредничество между правительством Аббасидов и его дядей Мухаммадом ибн Джафаром, который поднял восстание в Мекке. [ 16 ]

Гражданская война (811–813 гг.) и беспорядки.

[ редактировать ]

Аббасидский халиф Харун умер во время имамата аль-Риды, и империя была разделена между двумя его сыновьями: [ 6 ] правящий халиф аль-Амин, рожденный от арабской матери , и аль-Мамун, рожденный от персидской матери и назначенный преемником и губернатором провинции Хорасан в современном Иране. [ 18 ] [ 19 ] Фактически, по словам Момена , аль-Амин контролировал Ирак и запад со своим арабским визирем аль-Фадлом ибн Раби, в то время как аль-Мамун контролировал Иран и восток со своим персидским аль визирем -Фадлом ибн Сахлом . [ 6 ] Сообщается, что аль-Амин нарушил эти договоренности, назначив своего сына преемником вместо Мамуна. [ 20 ] и вскоре последовала гражданская война, в которой аль-Амин был убит, а Багдад был занят генералом аль-Мамуна, который, тем не менее, остался в Марве в Кухарасане , [ 6 ] [ 21 ] очевидно, решил сделать здесь свою новую столицу. [ 22 ] Аль-Мамун претендовал на титул имама аль-Худа ( букв. « праведный лидер » ), возможно, подразумевая, что он лучше всего подходит для халифата. [ 18 ] Примечательно, что он столкнулся с дорогостоящими восстаниями Алидов в Куфе и Аравии. [ 22 ] [ 8 ] и Зайдис , [ 9 ] которые усилили свой поход против Аббасидов около 815 года, захватив города Мекка , Медина, Васит и Басра . [ 23 ] В частности, шиитское восстание Абу'л-Сараи в 815 году было трудно подавить в Ираке, и оно вынудило аль-Хасана ибн Саля , губернатора Ирака аль-Мамуна, развернуть войска хорасанского генерала Хартамы . [ 24 ]

Назначение наследником (817 г. н.э.)

[ редактировать ]
Фотография обеих сторон серебряной монеты с арабскими надписями.
Серебряный дирхам Аббасидов , отчеканенный в Исфахане в 817 году н.э., с указанием аль-Мамуна как халифа и Али аль-Риды как наследника ( вали ахд аль-муслимин )

Отходя от устоявшейся антишиитской политики своих предшественников, [ 9 ] [ 4 ] аль-Мамун пригласил аль-Риду в Хорасан в 816 году. [ 4 ] и назначил его преемником в 817 году. [ 24 ] По словам Маделунга, аль-Мамун написал ар-Риде в 200 г. хиджры (815-816 гг.), пригласил его приехать в Марв, а также послал Раджу ибн Абила Заххака, двоюродного брата своего визиря , и евнуха сопровождать аль- Рида в этой поездке. [ 1 ] В том же году аль-Рида, возможно, также совершил паломничество в Мекку со своим пятилетним сыном Мохаммадом аль-Джавадом . [ 1 ] [ 25 ] После некоторого первоначального сопротивления аль-Рида отправился в Марв в 816 году. [ 9 ] Хотя он не проезжал через Кум по пути в Марв, он некоторое время оставался в Нишапуре , где его посетили известные суннитские традиционалисты, в том числе Ибн Рахуя, Яхья ибн Яхья, Мохаммад ибн Рафи и Ахмад ибн Харб. Аль-Рида продолжил свой путь в Марв после получения нового вызова от аль-Мамуна. [ 1 ]

В Марве аль-Мамун сначала предложил аль-Риде халифат, но последний отклонил это предложение. [ 1 ] По словам Маделунга, аль-Рида сопротивлялся предложениям аль-Мамуна около двух месяцев, пока тот неохотно не согласился на назначение наследником халифата. [ 1 ] [ 6 ] Источники, кажется, сходятся во мнении, что аль-Рида не хотел принимать эту кандидатуру, уступая только настоянию халифа. [ 17 ] с условием, что он не будет вмешиваться в государственные дела, а также в назначение или увольнение правительственных агентов. [ 1 ] [ 26 ] Титул аль-Рида ( букв. « Одобренный » ), по общему мнению, был дарован ему халифом в отношении потомка Мухаммеда, с которым мусульмане согласились бы стать халифатом ( аль-рида мин аль Мухаммад ), объединяющим крик шиитов, а ранее и Аббасидов против Омейядов. [ 1 ] [ 27 ] [ 4 ] По одним сведениям, 2 Рамадана 201 года (23 марта 817 г.) высокопоставленные лица и армейские лидеры Марва присягнули на верность новому наследнику, который был одет в зеленое. [ 1 ] Официальное объявление было сделано в мечетях по всей империи: [ 1 ] в честь этого события были отчеканены монеты. [ 25 ] и аль-Мамун также изменил цвет униформы, официальной одежды и флагов с черного, официального цвета Аббасидов, на зеленый. Этот шаг, возможно, означал примирение между Аббасидами и Алидами. [ 1 ] [ 28 ] Чтобы укрепить их отношения, аль-Мамун также женил свою дочь на аль-Риде и пообещал еще одну дочь сыну аль-Риды в Медине, который в то время был несовершеннолетним. [ 24 ] [ 29 ]

Мотивы этого назначения аль-Мамуна до конца не понятны. [ 12 ] В то время он оправдывал свое решение тем, что аль-Рида был наиболее подходящим человеком для халифата. [ 4 ] [ 30 ] [ 1 ] Однако нежелание аль-Риды принять это назначение могло отражать его подозрения, что у аль-Мамуна были скрытые мотивы. [ 31 ] Учитывая разницу в возрасте более двадцати лет, маловероятно, что аль-Рида когда-либо стал бы преемником гораздо более молодого аль-Мамуна. [ 4 ] [ 22 ] [ 32 ] Некоторые полагают, что этим назначением аль-Мамун надеялся на поддержку шиитов и передышку от их многочисленных восстаний. [ 6 ] [ 18 ] [ 33 ] Другие предполагают, что аль-Мамун находился под влиянием своего могущественного персидского визиря аф-Фадла ибн Саля, имевшего шиитские наклонности. [ 6 ] [ 20 ] Маделунг, однако, считает более вероятным, что инициатива назначения аль-Риды принадлежала аль-Мамуну, а не его визирю . [ 1 ] Некоторые авторы не нашли это назначение удивительным, отметив натянутые или разорванные отношения халифа с его родственниками-аббасидами. [ 32 ] [ 18 ] [ 28 ] Третьи писали, что аль-Мамун хотел создать халифат, основанный на заслугах. [ 4 ] [ 24 ] хотя во время церемонии он не упомянул о правилах, регулирующих наследование аль-Риды. [ 4 ] [ 17 ] Было высказано предположение, что аль-Мамун, возможно, хотел исцелить суннитско-шиитское разделение. [ 34 ] в то время как Лапидус и другие считают, что аль-Мамун хотел расширить свою власть, приняв шиитские взгляды на божественную власть религиозных лидеров, наряду с его более поздней религиозной инквизицией ( михна ). [ 31 ] Байхом-Дау считает вероятным, что аль-Мамун видел в этом назначении средство дискредитации шиитского учения Имамата. [ 16 ] а Табатабай пишет, что аль-Мамун, возможно, также надеялся подорвать позиции аль-Риды как шиитского религиозного лидера, вовлекая его в политику. [ 26 ]

Отказ аль-Риды от первоначального предложения аль-Мамуна заменить его на посту халифа использовался для доказательства того, что конечной целью аль-Риды не была светская и политическая власть. Скорее, Мавани предполагает, что такая власть была для имама просто средством достижения конечной цели — привести сообщество к спасению. Когда аль-Риду спросили, почему он принял преемство, он, как сообщается, подчеркнул свое нежелание, ответив: «То же самое, что вынудило моего деда, Повелителя правоверных [Али ибн Аби Талиба], присоединиться к арбитражному совету [т. е. принуждение]». [ 35 ] Также представляется, что это назначение не вызвало отчуждения ни у кого из последователей аль-Риды, что, по мнению Байхом-Дау, могло означать, что они были убеждены, что он был игроком, который сопротивлялся, и у которого не было другого выбора, кроме как принять его назначение в качестве очевидного наследника. . [ 16 ]

Возможно, неправильно, [ 1 ] [ 16 ] Назначение аль-Риды в то время во многом объяснялось влиянием персидского визиря аль-Мамуна аль-Фадла ибн Саля. [ 1 ] [ 24 ] Тем не менее, различные губернаторы Аббасидов, за исключением Исмаила ибн Джафара в Басре, лояльно выполняли их приказы и требовали присяги на верность новому наследнику. [ 17 ] [ 16 ] Назначение Алида ар-Риды Аббасидом аль-Мамуном, по-видимому, принесло ему поддержку нескольких известных Алидов и почти всех зайдитских партизан. [ 24 ] Это также сразу же вызвало сильную оппозицию, особенно среди Аббасидов и арабских суннитских националистов. [ 1 ] [ 28 ] Решение аль-Мамуна не поддержало общественное мнение иракцев, которые объявили его свергнутым и назначили Ибрагима ибн аль-Махди, другого Аббасида, халифом в 817 году, в то время как народное ополчение бродило по Багдаду, требуя возвращения к Корану и Сунна . [ 24 ] [ 33 ] [ 17 ] Говорят, что Ибрагим, сводный брат отца аль-Мамуна, был слабым государственным деятелем и всего лишь номинальным главой. [ 28 ] чье правление в основном ограничивалось Багдадом. [ 36 ] Также имели место военные столкновения в Багдаде, Куфе и Васите между силами аль-Мамуна и сторонниками Ибрагима, которые сами сильно беспокоились из-за финансовых и материально-технических трудностей. [ 24 ]

Срок владения, как он выглядит (817–818 гг. Н. Э.)

[ редактировать ]

Аль-Рида получил высокий статус при дворе аль-Мамуна. [ 4 ] Хотя халиф, очевидно, желал, чтобы аль-Рида немедленно принял участие во всех официальных церемониях, последний, как сообщается, воздержался, оговорив, что он не будет участвовать в государственных делах. Аль-Риде были предоставлены собственные полицейские силы и охрана, а также камергер и секретарь. Говорят, что халиф полагался на суждения аль-Риды в религиозных вопросах и организовывал дебаты между ним и учеными ислама и других конфессий. [ 1 ] [ 37 ] [ 38 ] Однако, по словам Ризви, эти религиозные споры, похоже, были задуманы как план, чтобы поставить аль-Риду в неловкое положение. [ 4 ] Их рассказы были позже записаны Ибн Бабувайхом в его «Уюн ахбар ар-Рида». [ 4 ]

Возвращение в Багдад (818 г. н.э.)

[ редактировать ]

Серьезность гражданских беспорядков в Ираке, очевидно, скрывалась от аль-Мамуна его визирем до 818 года, и именно аль-Рида убеждал халифа вернуться в Багдад и восстановить мир. [ 24 ] [ 1 ] [ 36 ] Оценка Аль-Риды была поддержана несколькими армейскими командующими, и аль-Мамун покинул Хорасан в 818 году. [ 1 ] [ 17 ] Перед их возвращением его визирь подал в отставку, указав на ненависть Аббасидов в Багдаде лично к нему, и просил халифа оставить его на посту губернатора в Хорасане. Вместо этого Аль-Мамун заверил визиря в своей неограниченной поддержке и опубликовал письмо на этот счет по всей империи. [ 1 ] Однако шесть месяцев спустя, в 202 году Шабана (февраль 818 г.), визирь был убит в Сарахе несколькими армейскими офицерами, когда он сопровождал аль-Мамуна обратно в Багдад. [ 1 ] [ 24 ] Виновные вскоре были казнены, но не раньше, чем заявили, что действовали по приказу халифа. [ 24 ] [ 1 ] Отныне аль-Мамун правил с помощью советников, которым он не присваивал титул визиря . [ 24 ]

Смерть и погребение

[ редактировать ]
Паломники к храму Аль-Рида в Мешхеде , Иран

Аль-Рида умер в Тусе (современный Мешхед ) в последний день Сафара 203 года (сентябрь 818 года), вероятно, был отравлен. [ 24 ] [ 39 ] Другие данные даты варьируются от Сафара 202 (сентябрь 817 г.) до Зу аль-Када 203 г. (май 819 г.). [ 1 ] Источники, похоже, сходятся во мнении, что аль-Рида умер после непродолжительной болезни, когда сопровождал аль-Мамуна и его окружение обратно в Багдад. Его смерть последовала вскоре после убийства аль-Фадла ибн Саля, персидского визиря аль-Мамуна. [ 24 ] который стал фигурой, вызывающей разногласия. [ 40 ] Обе смерти в шиитских источниках приписываются аль-Мамуну, поскольку он пошел на уступки арабской стороне, чтобы облегчить свое возвращение в Ирак. [ 40 ] [ 18 ] [ 39 ] Маделунг пишет, что внезапная смерть визиря и наследника, присутствие которых сделало бы любое примирение с мощной оппозицией Аббасидов в Багдаде практически невозможным, убедительно свидетельствует о том, что ответственность за них несет аль-Мамун. [ 1 ] Этого мнения придерживаются Кеннеди и Бобрик. [ 32 ] [ 40 ] и Байхом-Дау считает, что это преобладающая точка зрения среди западных историков. [ 16 ] Точно так же Ризви пишет, что внезапный отказ от прошиитской политики аль-Мамуна и его попытка стереть память об аль-Риде могут поддержать обвинения против халифа. [ 4 ] Напротив, суннитские историки аль-Табари и аль-Масуди , оба жившие при Аббасидах, не рассматривают возможность убийства. [ 17 ] В частности, аль-Масуди пишет, что аль-Рида умер в результате употребления слишком большого количества винограда. [ 41 ] [ 42 ] С другой стороны, шиитский ученый Мухаммад Хусейн Табатабаи считал, что аль-Мамун отравил аль-Риду, учитывая растущую популярность последнего и немедленное распространение шиитских учений. [ 26 ] Некоторые суннитские авторы, похоже, также переняли шиитскую практику, называя смерть аль-Риды мученической смертью. [ 16 ]

Затем халиф попросил группу Алидов осмотреть тело ар-Риды и засвидетельствовать, что он умер естественной смертью. На похоронах аль-Мамун сам прочитал последние молитвы. [ 17 ] . В сообщениях отмечается, что он проявил горе во время похорон. [ 1 ] [ 41 ] Маделунг не считает эти эмоции обязательно неискренними, отмечая, что в других случаях во время правления аль-Мамуна холодный политический расчет, похоже, перевешивал личные чувства и идеалы. [ 1 ] Год спустя, в Сафаре 204 года (август 819 года), халиф без боя вошел в Багдад. [ 36 ] Антихалиф Ибрагим ибн аль-Махди уже бежал из города несколькими неделями ранее. [ 24 ] Возвращение в Багдад ознаменовало конец прошиитской политики аль-Мамуна. [ 39 ] [ 24 ] и последовал возврат к традиционному черному цвету Аббасидов. [ 24 ]

Аль-Мамун похоронил аль-Риду в Тусе рядом со своим отцом Харуном ар-Рашидом. Позже Тус был заменен новым городом под названием Мешхед ( букв. « место мученичества » ), построенным вокруг могилы аль-Риды и ставшим самым святым местом в Иране для шиитов. Нынешняя святыня датируется четырнадцатым веком, когда Иль-хан Оляйту обратился в шиизм-двунадесятник . Большая часть сложных декоративных работ в нынешнем впечатляющем комплексе относится к периодам Сефевидов и Каджаров . Рядом со святыней находится мечеть Гохаршад , одна из лучших в Иране, названная в честь жены императора Тимуридов Шахрукха и построенная в 1394 году нашей эры. Вокруг святыни было построено несколько теологических колледжей, самый известный из которых – колледж Мирзы Джафар-хана. [ 43 ]

Традиционный ритуал Хутбе Хани ( букв. « чтение проповеди » ) проводится ежегодно в ночь смерти аль-Риды. Ритуал, восходящий к правителю Хорасана Али-шаху в 1160 году хиджры, включает в себя служителей святого места, идущих с ближайшей улицы ко двору Инкилаба со свечами в руках. [ 44 ] Там они стоят вокруг двора, и толпа читает религиозные проповеди и славит Бога. Этот ритуал повторяется также в ночь Ашуры . [ 45 ] [ 46 ]

Преемственность

[ редактировать ]

Мухаммеду, единственному ребенку аль-Риды, было семь лет, когда умер его отец. [ 6 ] Преемственность молодого Мухаммеда, который позже стал известен как аль-Джавад ( букв. « щедрый » ), вызвала споры среди последователей его отца. Вместо этого группа из них приняла имамата брата ар-Риды, Ахмада ибн Мусы. Другая группа присоединилась к вакифийе, которая считала аль-Казима последним имамом и ожидала его возвращения в качестве Махди. Некоторые оппортунистически поддержали имамата аль-Риды после его назначения преемником халифата, а теперь вернулись в свои суннитские или зайдитские общины. [ 47 ] Табатабай, однако, считает раскол среди шиитов после аль-Риды незначительным и зачастую временным. [ 48 ] Двенадцать ученых отметили, что Иисус получил свою пророческую миссию в Коране, когда он был еще ребенком. [ 49 ] и некоторые считают, что аль-Джавад получил необходимое совершенное знание всех религиозных вопросов через божественное вдохновение со времени его преемственности, независимо от его возраста. [ 1 ]

Титулы и семья

[ редактировать ]

Аль-Рида также известен как Абу аль-Хасан аль-Тани ( букв. « Абу аль-Хасан, второй » ), чтобы отличить его от своего отца, Мусы аль-Казима, который также известен как Абу аль-Хасан аль- Авваль ( букв. « Абу аль-Хасан, первый » ). [ 1 ] Стремясь укрепить свои связи, аль-Мамун выдал свою дочь Умм Хабиб замуж за аль-Риду. [ 1 ] хотя от этого брака не было детей. [ 43 ] Мухаммад, который позже стал известен как аль-Джавад , был ребенком аль-Риды, рожденным от Сабики (или Хайзурана), освобожденной рабыни ( умм валад ) из Нубии , которая, как говорили, происходила из семьи Марии аль- Джавада. Кибтия , освобожденная рабыня пророка и мать его сына Ибрагима, умершего в детстве. [ 50 ] Существуют разногласия относительно количества детей у Али аль-Риды. Некоторые сообщают, что у них было пять сыновей и одна дочь по именам Мухаммад, Хасан, Джафар, Ибрагим, Хусейн и Аиша. [ 51 ] В то время как другие упоминали о существовании дочери Али аль-Риды по имени Фатима. [ 52 ]

Копия Корана, приписываемая аль-Риде, сейчас хранится в музее в Куме , Иран .

Просмотры

[ редактировать ]

Помимо шиитских властей, [ 1 ] [ 17 ] В суннитских биографических источниках аль-Рида также упоминается как один из рассказчиков пророческих хадисов, а аль-Вакиди считает его надежным передатчиком. [ 16 ] Как шиитский имам, отвергавший авторитет сподвижников Мухаммеда как передатчиков хадисов, [ 16 ] Первоначально только шииты передавали хадисы со слов аль-Риды. [ 1 ] [ 17 ] Однако в последние годы его жизни его посещали известные суннитские традиционалисты, в том числе Ибн Рахвайх и Яхья ибн Яхья. [ 4 ] [ 1 ] В частности, его назначение в качестве наследника, похоже, повысило авторитет аль-Риды в суннитских кругах, которые в то время, очевидно, стали считать его выдающимся передатчиком в силу его знаний и происхождения от пророка. [ 16 ] Ввиду продолжающегося почитания его как шиитского имама более поздние авторы-сунниты разделились во мнениях относительно авторитета аль-Риды: некоторые говорили, что он не всегда был надежным передатчиком, а другие вместо этого ставили под сомнение авторитет тех, кто передавал из аль-Риды. Кажется, все они называют его человеком благочестивым и образованным. [ 16 ]

Принято считать, что Маруф аль-Кархи , принявший ислам от рук аль-Риды, является заметной фигурой в золотой цепи большинства суфийских орденов. Говорят, что он был преданным учеником аль-Риды. [ 53 ] [ 54 ] хотя Байхом-Дау считает рассказы об их встречах апокрифическими. [ 16 ] В суфийской традиции ар-Рида считается образцом аскетизма. [ 16 ] и цепочки власти в шиитских суфийских орденах проходят через аль-Риду, за которым следует аль-Кархи. [ 55 ] Одним из таких примеров является орден Нимат Аллахи . [ 56 ]

Работает

[ редактировать ]

Аль-Рисала ад-Дхахабия ( букв. « Золотой трактат » ) представляет собой трактат о лечении и поддержании хорошего здоровья, который, по общему мнению, был написан по заказу аль-Мамуна, который просил его написать золотыми чернилами, отсюда и название. В исследованиях Speziale (2004) и Speziale-Giurini (2009) критически проанализирован вопрос авторства текста. Книга была отредактирована в Бомбее и включена Маджлеси в его «Бихар аль-Анвар» . К нему написан ряд комментариев и он переведен на персидский и урду. [ 1 ] Несмотря на вопросы относительно ее подлинности, книга остается популярной среди шиитов-двунадесятников. [ 4 ]

Сахифа аль-Рида представляет собой сборник из 240 хадисов, упомянутых в некоторых ранних источниках-двунадесятниках и приписываемых аль-Риде. [ 1 ] [ 4 ] Фикх ар-Рида, также называемый аль-Фикх ар-Радави , представляет собой трактат по юриспруденции ( фикх ), приписываемый аль-Риде. признал его подлинным, Он не был известен до десятого века (шестнадцатого века нашей эры), когда Маджлеси но позже ученые-двунадесятники усомнились в его подлинности, в том числе С.Х. Садр. [ 1 ] Другие работы, приписываемые аль-Риде, перечислены в «Айан аш-Шиа» . Кроме того, шиитские источники содержат подробные описания его религиозных дебатов, высказываний и стихов. [ 1 ] «Уюн аль-Ахбар ар-Рида» Ибн Бабавайха представляет собой обширное собрание, включающее религиозные дебаты, высказывания, биографические подробности и даже чудеса, произошедшие на его могиле. [ 57 ]

Аль-Мамун проявил интерес к богословским вопросам [ 33 ] и организовал дебаты между учеными различных сект и религий, в которых участвовал аль-Рида. [ 37 ] Один из этих дебатов был о Божественном Единстве, который вел Сулейман аль-Мерви, ученый из Хорасана . Другая дискуссия с Али ибн Мухаммадом ибн аль-Джахмом была посвящена непогрешимости пророков, что привело к еще одному сеансу на ту же тему, когда аль-Мамун сам принял участие в дебатах. [ 38 ] Многие из этих дебатов записаны в сборниках шиитских хадисов , таких как Уюн Ахбар ар-Рида . [ 4 ] Ниже приводится отрывок из дискуссии между ар-Ридой и неверующим ( зиндиком ).

  • Аль-Рида сказал зиндику : «Видишь ли ты, что если твоя точка зрения правильная, то разве мы не равны? Все, о чем мы молились, постились, раздавали милостыню и провозглашали свои убеждения, не причинит нам вреда. по нашему мнению, не вы ли погибли, а мы обрели спасение?» [ 58 ]
  • Мужчина сказал: «Тогда дайте мне знать, как Он и где Он?» Аль-Рида ответил: «Конечно, мнение, которое ты принял, ошибочно. Он определил «где», и Он был, когда не было «где»; и Он создал «как», и Он был, когда не было никакого «где». «как». Итак, Он не познается через «как» или «где». [ 58 ]
  • Человек сказал: «Значит, тогда Он, несомненно, ничто, если Его нельзя воспринять ни одним из чувств». Аль-Рида ответил: «Когда наши чувства не способны воспринимать Его, мы знаем наверняка, что Он — наш Господь и что Он — нечто отличное от других вещей ( шай би-хилаф аль-аша )». [ 58 ]
  • Мужчина сказал: «Тогда скажи мне, когда Он был?» Аль-Рида сказал: «Скажи, когда Его не было, и тогда я скажу тебе, когда Он был». [ 58 ]
  • Человек сказал: «Тогда каково Его доказательство?» Аль-Рида ответил: «Конечно, когда я созерцаю свое тело и я не могу увеличить или уменьшить его ширину и высоту, или уберечь его от неприятных вещей или извлечь из него пользу, тогда я знаю, что у этой структуры есть создатель. и я признаю Его, даже несмотря на то, что я видел вращение небесной сферы посредством Его силы; Его чудесные и прекрасно созданные знаки ( аят ) (уже) позволили мне узнать, что (все) это имеет Определителя ( мукаддир ) и Производителя ( мунши' )». [ 58 ]
  • Человек сказал: «Тогда почему Он скрыл Себя (от людей)?» Аль-Рида ответил: «Несомненно, завеса лежит на творениях из-за обилия их грехов. Что касается Него, ни одна тайна не сокрыта от Него ни днем, ни ночью». Дебаты продолжились, и этот эпизод закончился тем, что зиндик исповедовал ислам. [ 58 ]

Характер

[ редактировать ]

Аль-Рида представлен в исторических источниках как вдумчивый и симпатичный человек. Дональдсон включает рассказ о Рейяне ибн Салте, который, прощаясь со своим имамом, был настолько охвачен горем, что забыл попросить у аль-Риды одну из своих рубашек, чтобы использовать ее в качестве савана, и несколько монет, чтобы сделать кольца для его дочери. Однако, когда Рейян уходил, ар-Рида позвал его: «Разве ты не хочешь, чтобы одна из моих рубашек оставалась твоим саваном? И не хочешь ли ты немного денег на кольца для твоих дочерей?» Рейян ушел после того, как аль-Рида исполнил его желание. Византий рассказывает, что, когда он посетил аль-Риду на несколько часов, аль-Рида пригласил его остаться на ночь и расстелить для Византии собственную постель. Мухаммад ибн Гаффар передает, что когда он посетил аль-Риду с просьбой о финансовой помощи, аль-Рида исполнил его желание, прежде чем он упомянул о своей нужде, а затем пригласил Мухаммеда остаться на ночь в качестве своего гостя. [ 59 ]

Избранные цитаты

[ редактировать ]
  • «Искренний друг каждого человека — его разум, а враг — его невежество». [ 60 ]
  • «Поклонение – это не обильная молитва и пост, а обильное размышление о делах Аллаха, Великого и Всемогущего». [ 61 ]
  • «Человек не заслуживает поклонения, если он не милостив». [ 61 ]
  • «Вера – это ступень выше ислама; страх перед Аллахом – это ступень выше веры; и между людьми не существует ничего, кроме страха перед Аллахом». [ 61 ]
  • «Вера – это четыре столпа: доверие Аллаху, удовлетворение указом Аллаха, подчинение повелению Аллаха и вверение (дела) Аллаху». [ 61 ]
  • «Если у человека нет пяти качеств, не ждите от него ничего хорошего для своей жизни в этом мире или для жизни будущей: если известно, что его родословная ненадежна, если его природе недостает щедрости, если его характеру недостает уравновешенности, если у него нет благородного поведения и если у него нет страха перед своим Господом». [ 61 ]
  • «Если человеку осталось всего три года жизни и он скрепит родственные узы, Аллах сделает ему тридцать лет, и Аллах сделает все, что пожелает». [ 61 ]
  • «Придерживайтесь оружия пророков!» Они спросили: «Какое оружие пророков?» Он ответил: «Мольба». [ 61 ]
  • «Тайная мольба верующего равна семидесяти открытым мольбам». [ 61 ]
  • «Имамат является обязательным для религии, и это система для мусульман. Это причина пользы в этом мире и достоинства верующих». [ 61 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как Маделунг 1985 .
  2. ^ Фадл Аллах, Тахлили аз зиндигани-йи Имам Рида, стр. 44.
  3. ^ Кумми, Кумми, Мунтахи аль-Амаль, стр. 1725-1726.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Ризви 2006 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Дональдсон 1933 , с. 164.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Момент 1985 , с. 41.
  7. ^ Jump up to: а б с Утроба 2004 года .
  8. ^ Jump up to: а б с д Табатабай 1975 , с. 181.
  9. ^ Jump up to: а б с д и Листы 2013 , с. 60.
  10. ^ Момент 1985 , с. 56.
  11. ^ Дафтари 2013 , стр. 59, 60.
  12. ^ Jump up to: а б Халмс 2008 .
  13. ^ Jump up to: а б с д Кольберг 2022 .
  14. ^ Момент 1985 , с. 60.
  15. ^ Момент 1985 , с. 45.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Байхом-Дау 2022 .
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Льюис 2022 .
  18. ^ Jump up to: а б с д и Куперсон 2013 .
  19. ^ Дональдсон 1933 , стр. 161, 162.
  20. ^ Jump up to: а б Дональдсон 1933 , с. 163.
  21. ^ Холт, Ламбтон и Льюис 1970 , стр. 119, 120.
  22. ^ Jump up to: а б с Скайс 2013 , с. 5.
  23. ^ Рахман 1989 , стр. 170, 171.
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Холт, Ламбтон и Льюис 1970 , с. 121.
  25. ^ Jump up to: а б Дональдсон 1933 , с. 166.
  26. ^ Jump up to: а б с Табатабай 1975 , с. 182.
  27. ^ Дафтари 2013 , стр. 48, 60.
  28. ^ Jump up to: а б с д Бобрик 2012 , с. 205.
  29. ^ Дафтари 2013 , стр. 60, 61.
  30. ^ Дональдсон 1933 , с. 167.
  31. ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , с. 122.
  32. ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2015 , с. 133.
  33. ^ Jump up to: а б с Глассе 2008 .
  34. ^ Британика 2022 .
  35. ^ Мавани 2013 , с. 112.
  36. ^ Jump up to: а б с Рахман 1989 , с. 171.
  37. ^ Jump up to: а б Табатабай 1975 , с. 182, 183.
  38. ^ Jump up to: а б Дональдсон 1933 , стр. 167, 168.
  39. ^ Jump up to: а б с Листы 2013 , с. 61.
  40. ^ Jump up to: а б с Бобрик 2012 , стр. 205, 206.
  41. ^ Jump up to: а б Дональдсон 1933 , с. 169.
  42. ^ Скайс 2013 , с. 6.
  43. ^ Jump up to: а б Момент 1985 , с. 42.
  44. ^ Штатный писатель. «Состоялось традиционное чтение проповеди Имама Резы (А) в Мученическую ночь» . глобус.aqr .
  45. ^ Штатный писатель. «Ритуал чтения проповеди в Мешхеде» . Агентство новостей Тасним . Архивировано из оригинала 13 ноября 2017 года . Проверено 12 ноября 2017 г.
  46. ^ Штатный писатель. «Ритуал чтения проповеди» . шабестан . Архивировано из оригинала 12 ноября 2017 года . Проверено 12 ноября 2017 г.
  47. ^ Маделунг 2022 .
  48. ^ Табатабай 1975 , с. 69.
  49. ^ Момент 1985 , стр. 42, 43.
  50. ^ Медофф 2016 .
  51. ^ Фадл Аллах, Тахлили аз зиндигани-йи Имам Рида, стр. 44.
  52. ^ Кумми, Кумми, Мунтахи аль-амаль, стр. 1725-1726.
  53. ^ Николсон и Остин 2022 .
  54. ^ Аттар 2013 , с. 209.
  55. ^ Момент 1985 , с. 209.
  56. ^ Корбин 2014 , с. 314.
  57. ^ Табатабай 1981 .
  58. ^ Jump up to: а б с д и ж Табатабай 1981 , с. 39–41.
  59. ^ Дональдсон 1933 , стр. 164–166.
  60. ^ Табатабай 1981 , с. 46.
  61. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Шариф аль-Кураши 1992 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Али аль-Рида
из Ахль аль-Байт
Родился: 11 зуль-кида 148 г. хиджры ≈ 1 января 766 г. н.э.   Умер: 17/30 сафара 203 г. хиджры 6 июня 818 г. н.э.
Титулы шиитского ислама
Предшественник Восьмой имам двунадесятников шиитского ислама
799–818
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2808c34299c6e6c89f81db5c8526bfce__1722633060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/ce/2808c34299c6e6c89f81db5c8526bfce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ali al-Rida - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)