Jump to content

аль-Хафиз

(Перенаправлено с Аль-Хафиза ли-Дина Аллаха )

аль-Хафиз ли-Дин Аллах
Фотография двух сторон золотой монеты с круглыми арабскими надписями.
Золотой динар аль-Хафиза, отчеканенный в Александрии в 1149 году.
Имам халиф Фатимидского халифата
Царствование 23 января 1132 г. - 10 октября 1149 г.
Предшественник аль-Амир би-Ахкам Аллах
Преемник аз-Зафир би-Амр Аллах
Рожденный 1074/5 или 1075/6
Аскалон
Умер 10 октября 1149 г. (72–75 лет)
Каир
Проблема
Династия Фатимид
Отец Абуль-Касим Мухаммад ибн аль-Мустансир Биллах
Религия Исмаилизм

Абуль-Маймун Абд аль-Маджид ибн Мухаммад ибн аль-Мустансир , более известный под своим царственным именем аль -Хафих ли-Дин Аллах ( араб . الحافظ لدين الله , букв. «Хранитель религии Бога»), был одиннадцатым Фатимидский халиф , правивший Египтом с 1132 года до своей смерти в 1149 году, и 21-й имам хафизского исмаилизма .

Аль-Хафиз впервые пришел к власти в качестве регента после смерти своего двоюродного брата -Амира би-Ахкама Аллаха в октябре 1130 года . аль стал Хафиз — как старейший из выживших членов династии Регентом . Аль-Тайиб, очевидно, был отодвинут на второй план и, возможно, убит новым режимом, который, в свою очередь, был свергнут в течение нескольких дней армией под командованием Кутайфата . Последний заключил аль-Хафиза в тюрьму и предпринял попытку свергнуть Фатимидов и заменить исмаилизм личным режимом, возможно, основанным на шиизме двунадесятников , с самим собой в качестве Скрытого Имама всемогущего наместника . Режим Кутайфата был свергнут, когда он был убит сторонниками Фатимидов в декабре 1131 года, а аль-Хафиз был освобожден и восстановлен в качестве регента.

23 января 1132 года аль-Хафиз провозгласил себя законным исмаилитским имамом и халифом. Несмотря на необходимость ввиду отсутствия другого наследника, наследование было крайне нерегулярным, поскольку исмаилитский имамат ранее передавался от отца к сыну только путем явного обозначения ( наш ). Аль-Хафиз был широко принят на территориях, управляемых Фатимидами, но многие последователи исмаилитов за рубежом отказались признать его и считали исчезнувшего аль-Тайиба своим имамом, что вызвало раскол между хафизами и тайибами в мусталитском исмаилизме . Даже в Египте его легитимность неоднократно подвергалась сомнению, а его правление беспокоили постоянные восстания и борьба за власть. На внешнем фронте правление Аль-Хафиза было в основном спокойным. Несмотря на продолжающиеся военные действия с Иерусалимским королевством вокруг Аскалона , обе державы были по большей части заняты другими делами. Двор Фатимидов также поддерживал контакты с Буридами в Сирии и королем Сицилии Рожером II , который в это время начал свою экспансию в бывшие владения Фатимидов. Ифрикия и перенял многие методы двора Фатимидов для своей администрации.

Будучи правителем, аль-Хафиз с переменным успехом пытался обуздать своих могущественных визирей . Ему неоднократно приходилось уступать требованиям различных военных группировок, и в конечном итоге он не смог остановить превращение визиря в фактический султанат, независимый от халифа. Таким образом, собственный сын аль-Хафиза Хасан вынудил его назначить его визирем в 1134 году, вытеснив с этого поста другого сына халифа. Правление Хасана оказалось тираническим, и он был свергнут армией в марте 1135 года. Назначение христианина Бахрама аль-Армани визирем после этого вызвало резкую реакцию среди мусульманского населения из-за прохристианской политики Бахрама. Это привело к новому восстанию и назначению суннита Ридвана ибн Валахши на пост визиря в 1137 году. Ридван не только ввел антихристианские и антиеврейские меры, но и стремился свергнуть аль-Хафиза и заменить династию Фатимидов суннитским режимом во главе с сам по себе. При поддержке населения Каира аль-Хафиз воспрепятствовал его амбициям и изгнал Ридвана в 1139 году. В течение следующих десяти лет халиф правил без визиря, вместо этого поручив управление череде секретарей с Ибн Масал в качестве ведущего министра. Этот период был отмечен восстаниями и стихийными бедствиями, но аль-Хафиз упорствовал до своей смерти в октябре 1149 года. Его преемники превратились в марионеток в руках могущественных визирей до конца Фатимидского халифата в 1171 году.

Источник

[ редактировать ]

Будущий аль-Хафиз родился как Абд аль-Маджид в Аскалоне в 467 г. хиджры (1074/5 г. н.э.) или 468 г. (1075/6 г.). [2] Его отцом был Абуль-Касим Мухаммад, сын правящего фатимидского халифа аль -Мустансира ( годы правления 1036–1094 ). [2] [3] В более позднем возрасте его также называли эпитетом ( кунья ) Абу'л-Маймуна. [4] Его ранняя жизнь, до того как он оказался на переднем крае политики, почти неизвестна. [4] [5] Сообщается, что во взрослом возрасте он обладал сильным умом и мягким характером, любил накапливать вещи и сильно интересовался алхимией и астрономией ; Известно, что он держал у себя на работе несколько астрономов. [2] [6]

Регентство и тюремное заключение

[ редактировать ]

7 октября 1130 года был убит халиф аль-Амир би-Ахкам Аллах ( годы правления 1101–1130 ). Он оставил только шестимесячного сына Абу'л-Касима аль-Тайиба преемником себя, без назначенного регента или действующего визиря , поскольку аль-Амир возобновил личное руководство государственными делами, вместо того, чтобы поручить администрацию. потенциально опасно могущественному визирю. [3] [7] [8] Убийство аль-Амира преждевременно положило конец его попыткам снова сконцентрировать власть в руках халифа, а не в руках могущественных генералов и министров. Учитывая хрупкость преемственности, это, кроме того, поставило под угрозу само выживание династии Фатимидов. [7]

В то время Абд аль-Маджид был старейшим выжившим мужчиной династии. [3] [2] То, что произошло дальше, по сути, было переворотом: двое фаворитов аль-Амира, Хизар аль-Мульк Хазармард (или Джавармард) и Баргаш, имевшие влияние на армию, объединились с Абд аль-Маджидом, чтобы контролировать правительство. Абд аль-Маджид должен был стать регентом, Хазармард (победивший Баргаша) стал визирем, а армянин Абуль-Фатх Янис - главнокомандующим и камергером регента. [4] [9] [10] Хазармард, очевидно, надеялся утвердиться в качестве квазисултана в стиле всемогущего армянского визиря Бадра аль-Джамали и его сына аль-Афдал Шаханшаха. [а] в то время как Абд аль-Маджид, возможно, поддерживал его с целью получить трон для себя. [10] [14]

Будучи де-факто главой государства, Абд аль-Маджид носил титул вали Хад аль-муслимин . Раньше это был формальный титул назначенного преемника Фатимидов, но в данном контексте его следует понимать как регент. Однако неясно, от чьего имени осуществлялось это регентство. [15] Большинство источников [б] сообщают, что даже существование маленького сына аль-Амира было скрыто, и после этого аль-Тайиб полностью исчез из записей. Неизвестно, как так эффективно скрывалось существование ребенка, рождение которого сопровождалось публичными торжествами и прокламациями. [с] Современные ученые предполагают, что аль-Тайиб мог умереть в младенчестве, возможно, даже раньше своего отца; но по крайней мере один современный анонимный сирийский источник утверждает, что он был убит по приказу Абд аль-Маджида. [19] [20] [21] Вместо ат-Тайиба новый режим утверждал, что аль-Амир оставил беременную наложницу и что халиф, мечтая о своей неминуемой смерти, объявил этого нерожденного ребенка сыном и назначенным ему ( наш ) преемником. [д] таким образом, фактически минуя аль-Тайиба. [10] [23] Что вышло из этой беременности, также неясно, поскольку разные источники сообщают, что наложница либо родила дочь, либо плод не удалось найти, либо вскоре после этого аль-Хафиз убил ребенка. [5] [24]

Старая черно-белая карта Каира
План Каира эпохи Фатимидов , реконструированный Стэнли Лейн-Пулом , показывающий примерную планировку города и расположение дворцов.

Какими бы ни были амбиции и намерения лидеров нового режима, они были прерваны через две недели после смерти аль-Амира. На церемонии вступления в должность нового визиря армия, собравшаяся на площади Байн аль-Касрайн между халифскими дворцами , подняла восстание и потребовала назначения визирем Кутайфата , единственного выжившего сына аль-Афдал Шаханшаха. Дворец был захвачен, Хазармарда казнили, а его отрубленную голову пронесли по улицам Каира, а 21 октября Кутайфату было присвоено звание визиря с титулами его отца и деда. [14] [25] Формально Абд аль-Маджид сохранил за собой должность регента, а монеты и указы выпускались совместно от его имени и от имени Кутайфата. В действительности Абд аль-Маджид содержался пленником в одной из дворцовых сокровищниц, которую охранял военачальник (и будущий визирь) Ридван ибн Валахши . [24] [25] Однако вскоре - возможно, после того, как ожидаемого рождения наследника мужского пола не произошло - Кутайфат провозгласил династию свергнутой и отказался от исмаилизма в качестве государственной религии. Вместо этого он провозгласил себя наместником призрачного «Ожидаемого» ( аль-Мунтасара ) и «Праведного» ( аль-Махди ) имама, [и] которому не дали никакого имени, кроме кунья Абуль-Касима . Средневековые источники объясняют это как поворот к двунадесятному шиизму , где ожидание Скрытого Имама является основным принципом. Историк Хайнц Хальм отмечает, что в собственных заявлениях Кутайфата это нигде прямо не подтверждается. Скорее, претензии Кутайфата были удобным политическим инструментом, который не только обошел претензии Фатимидов на имамата , но и позволил ему править, по словам историка Самуэля Миклоша Штерна , «как диктатор, не несущий ответственности ни перед кем ни в теории, ни на практике». . [33] [34] [35] Хальм также считает, что именно Кутайфат в этот момент устранил аль-Тайиба. [36]

Восхождение на престол и раскол Хафизи-Тайиби

[ редактировать ]

Элиты Фатимидов отказались принять эти изменения. Члены телохранителей аль-Амира убили Кутайфата в результате контрпереворота 8 декабря 1131 года и освободили Абд аль-Маджида из тюрьмы. [2] [37] [38] После этого восстановление династии отмечалось ежегодно, вплоть до конца Фатимидского халифата, как «Праздник Победы» ( ИД ан-Наср ). [2] [37]

Учитывая отсутствие у него легитимности, поскольку он не входил в линию преемника аль-Амира, Абд аль-Маджид первоначально продолжал править в качестве регента. Первые монеты его правления были отчеканены, когда он все еще носил титул вали Ахд аль-муслимин . [38] [39] Независимо от того, имел ли Абд аль-Маджид планы на халифат или нет, отсутствие прямого наследника означало, что продолжение династии Фатимидов и имамата исмаилитов требовало, чтобы он преуспел в качестве имама и халифа, поскольку согласно доктрине исмаилитов , «Бог не оставляет мусульманскую общину без имама, который поведет ее по правильному пути». [40] Это было сделано указом ( сиджил ) от 23 января 1132 года, согласно которому Абд аль-Маджид принял титул аль-Хафиз ли-Дин Аллах («Хранитель религии Бога»). [37] [39] Впервые в династии Фатимидов власть не передавалась от отца к сыну, что привело к радикальному отходу от устоявшейся практики, которую необходимо было учитывать и оправдывать. Таким образом, сиджиль провозгласил право аль-Хафиза на имамата, сравнив его с солнцем, которое на короткое время затмилось смертью аль-Амира и узурпацией Кутайфата, но теперь появилось вновь в соответствии с божественной целью. Никаких упоминаний о сыне аль-Амира сделано не было. Аль-Хафиз утверждал, что он - тайно - получил назначение ( наш ) в качестве преемника от аль-Амира, и что халиф аль-Мустансир предвидел это событие и назвал отца аль-Хафиза вали Ахд аль-муслимин . Более ранние примеры разрывов в прямой преемственности имамата, главным образом назначение Мухаммедом своего зятя Али ибн Аби Талиба , были приведены в подтверждение его утверждения. [38] [41] [42] [43]

Крайне нерегулярное вступление Аль-Хафиза на престол и претензии на имамата были в основном приняты верующими исмаилитами во владениях Фатимидов в Египте, Нубии и Леванте , но отвергнуты некоторыми общинами. В частности, это имело место в единственном крупном исмаилитском царстве, Йемене до сих пор стойко профатимидская династия Сулайхидов , где распалась . Королева Сулейхидов Арва поддержала права аль-Тайиба, о рождении которого ей было объявлено в письме аль-Амира, в то время как региональные династии Хамданидов и Зурайидов признали притязания аль-Хафиза. [44] [45]

Этот вопрос был не только политическим, но, учитывая ключевую роль имама в исмаилитской вере, также и глубоко религиозным. По словам Штерна, «от этого зависела преемственность институциональной религии, а также личное спасение верующего». [46] Подобный спор о престолонаследии в 1094/5 году уже привел к катастрофическому расколу Мустали - Низари : после смерти аль-Мустансира аль-Афдал Шаханшах возвел на халифат аль-Мустали Биллаха вместо его старшего брата, Низара , что привело к короткой гражданской войне и казни Низара. [46] [47] В то время как аль-Мустали был признан истеблишментом Фатимидов и зависимыми от него общинами исмаилитов в Сирии и Йемене, иранские исмаилиты в значительной степени приняли претензии Низара на имамата и разорвали свои отношения с Фатимидами. [48] Низариты оставались непримиримыми противниками режима Мусталитов в Каире, а их агентов (« Ассасинов ») обвиняли в убийстве аль-Афдаля в 1121 году. [49] [50] и аль-Амира. [50] [51] Приход аль-Хафиза, в свою очередь, вызвал крупный раскол в мусталитской ветви исмаилизма между сторонниками имамата ат-Тайиба (« тайибиты »). [ф] противостояли сторонникам аль-Хафиза и его преемникам (« хафизам »). [45] [54] Как подчеркивает Штерн, в обоих случаях вопрос заключался «не столько в личности претендента, которая имела значение для его последователей; их не трогали какие-либо высшие заслуги Низара как правителя (это, конечно, очевидно в случае младенец ат-Тайиб) — имело значение божественное право, воплощенное в законном наследнике». [46]

Таким образом, к 1132 году некогда единое движение исмаилитов раскололось на три ветви: хафизи, которые теперь стали официальной доктриной царства Фатимидов, тайибиты, которые в основном сохранились в горах Йемена, и низариты. [55] [56] Помимо Йемена, сторонники Тайиби существовали в Египте, а также в Леванте, но они, очевидно, подвергались жестоким преследованиям со стороны Фатимидов. [57] Ветвь Хафизи, неразрывно связанная с режимом Фатимидов, просуществовала в Египте до падения Фатимидского халифата в 1171 году, но вскоре после этого исчезла, в отличие от двух своих соперников, которые сохранились до наших дней. [2] [58] Последним оплотом хафизитского исмаилизма был Йемен, где значительные общины сохранились до 13 века. [59]

Царствование

[ редактировать ]

Приход аль-Хафиза ознаменовал восстановление династии Фатимидов и фигуры халифа, но предшествующие события пошатнули основы режима. Новый халиф пользовался небольшой властью над армией, а правление аль-Хафиза было омрачено хронической нестабильностью, поскольку ему приходилось отражать восстания и вызовы своей легитимности со стороны амбициозных военачальников и даже изнутри его собственной семьи. [60] Чтобы укрепить свою легитимность, аль-Хафиз, среди прочего, прибегнул к преобразованию шиитского праздника Гадир Хумм в фестиваль, посвященный Фатимидам. [61] Несмотря на свое слабое положение, аль-Хафизу удалось продержаться на троне почти два десятилетия. [62]

Аль-Хафиз продолжил практику назначения визирей для управления правительством от его имени. [2] но власть, сконцентрированная в руках офиса со времен Бадра аль-Джамали, сделала его опасным даже для халифа, и аль-Хафиз уделял особое внимание деятельности своих визирей. [45] Действительно, в последнее десятилетие своего правления он не назначал никаких визирей, а вместо этого полагался на высокопоставленных чиновников в качестве временных управляющих государственными делами. [2]

Визирь Яниса и первый личный режим, 1132–1134 гг.

[ редактировать ]
Карта Ближнего Востока с изображением христианских государств ок. 1140 в цвете
Политическая карта Леванта ок . 1140

Его первым визирем был армянин Янис, бывший военный раб аль-Афдаля и, таким образом, видный член той же армейской группировки, которая привела Кутайфата к власти. Янис уже занимал высокие посты при аль-Амире, в том числе камергера ( Сахиб аль-баб ), пост почти такой же влиятельный, как визирь. [63] [64] Чтобы укрепить свою власть, он казнил половину телохранителей аль-Амира и сформировал частную армию Янисийя . Его растущая мощь встревожила халифа. Когда Янис умер в конце 1132 года, после девяти месяцев пребывания у власти, ходили слухи, что халиф отравил его. [63] [65] [66]

После смерти Яниса влиятельная должность визиря была намеренно оставлена ​​вакантной. [63] [64] Аль-Хафиз также уволил Юханну ибн Абил-Лайса, долгое время служившего главой дивана ат-тахкик («бюро проверки»), ответственного за надзор за финансовым управлением. Халиф воспользовался возможностью, чтобы заручиться поддержкой семей ашрафов (претендующих на происхождение от Мухаммеда), назначив шарифа Мутамида ад-Давлу главой дивана ат-тахкика , а его брата накибом аль-ашрафом («главой представитель ашрафа ' ). [67] Аль-Хафизу также пришлось столкнуться с восстанием войск в восточной дельте Нила , а также с неожиданной опасностью: аль-Хусейном, одним из сыновей Низара (одноименного причины низаритского раскола), бежавшего в Магриб после казнь своего отца, покинул изгнание и вернулся в Египет. Он собрал армию, но аль-Хафиз успешно подкупил одного из своих офицеров, чтобы тот убил его, прежде чем он достигнет страны. [68] [69]

В то же время халиф стремился укрепить авторитет Фатимидов в глазах мусульманского мира, вновь приняв на себя мантию поборников джихада против Иерусалимского крестоносцев королевства , как это было при аль-Афдале. Воспользовавшись восстанием Гуго II Яффского против короля Иерусалима Фулька ( годы правления 1131–1143 ), после долгого перерыва, вызванного потерей Тира в 1124 году, Фатимиды возобновили свои нападения на территории крестоносцев из своей крепости в Аскалоне. . В результате Фульк был вынужден построить ряд новых замков — Шастель-Арнул (1133 г.), Бет-Гиблен (1137 г.), Ибелен (1141 г.) и Бланшгард (1142 г.) — для защиты дороги Яффо-Иерусалим и обеспечения безопасности западных стран. поселенцы. [63] [70] Эти крепости изменили баланс в пользу крестоносцев, вынудив фатимидский гарнизон Аскалона занять оборонительную позицию. После укрепления Газы в 1150 году Аскалон был полностью отрезан от суши, что подготовило почву для его захвата крестоносцами в 1153 году. [71] [72]

Визири сыновей аль-Хафиза, 1134–1135 гг.

[ редактировать ]

своего собственного сына и наследника Сулеймана В 1134 году аль-Хафиз назначил визирем . Этот шаг, направленный на дальнейшее укрепление династии, обернулся катастрофическими последствиями, когда Сулейман умер два месяца спустя. [73] [63] [74] тем самым еще раз поставив под сомнение предполагаемую непогрешимость халифа-имама. [75] Наследником и визирем сразу же был назначен младший брат Сулеймана Хайдара , но это вызвало ревность у другого сына аль-Хафиза, Хасана . [73] [74] [76]

Хасан заручился поддержкой Джуюшия , полка явно армянского происхождения, созданного Бадром и аль-Афдалем, который был опорой их власти и также поддерживал Кутайфат. Халифа и Хайдара поддерживал чернокожий африканский полк Райхания . [75] [76] Эти разногласия, по-видимому, также имели религиозную подоплеку, поскольку Хасан и его последователи, как говорят, поддерживали суннизм и нападали на проповедников-исмаилитов. [75] 28 июня Джуюшия разгромил Райханию , вынудив Хайдару бежать во дворец, который теперь был осаждён войсками Хасана. Столкнувшись с этой беспрецедентной ситуацией, аль-Хафиз отступил и 19 июля назначил Хасана визирем и наследником. Как комментирует историк Майкл Бретт , аль-Хафиз фактически назначил своего сына «против самого себя». [73] [75] [76]

Чтобы закрепить свое положение, Хасан организовал частное ополчение « Сибьян аз-Зарад» , с помощью которого он терроризировал элиту. [74] [6] Аль-Хафиз подстрекал черный африканский гарнизон Верхнего Египта попытаться свергнуть его сына, но люди Хасана снова вышли победителями. [77] В конце концов именно тираническое правление Хасана привело к его падению. Его жестокое обращение с врагами, казни видных людей и конфискация имущества стоили ему любой поддержки, которую он мог иметь. [76] [78] Сообщалось, что в результате беспорядков, вызванных правлением Хасана, погибло около 15 000 человек. [6]

После убийства нескольких высокопоставленных командиров в марте 1135 года армия подняла восстание. Хасан бежал в халифский дворец, где аль-Хафиз поместил его под арест. Затем войска собрались на площади перед дворцом и потребовали его казни, в противном случае пригрозив поджечь дворец. Аль-Хафиз призвал на помощь губернатора провинции Гарбия (западная дельта Нила) Бахрама аль-Армани . Прежде чем Бахрам смог прибыть в столицу, халиф подчинился требованиям солдат и приказал своему еврейскому врачу отравить своего сына. [73] [76] [78]

Визирь Бахрама, 1135–1137 гг.

[ редактировать ]

Прибыв в Каир вскоре после убийства Хасана, Бахрам аль-Армани, хотя и был христианином, 4 апреля 1135 года был назначен визирем и получил титул «Меч ислама» ( Сайф аль-Ислам ). [2] [73] [79] Назначение христианина на должность визиря вызвало большое сопротивление среди мусульман, поскольку эта должность рассматривалась как представитель имама-халифа и влекла за собой ритуальные роли в исламских церемониях и превосходство над мусульманскими священнослужителями. Аль-Хафиз настоял на своем назначении, но дал Бахраму разрешение не участвовать в ритуальных церемониях, в которых роль визиря брал на себя главный кади . Он также не получил тех обычных титулов фатимидских визирей, которые подразумевали контроль над мусульманским религиозным истеблишментом ( кади аль-кудат и даи ад-духат ). [80] [81]

Мусульманское население продолжало выступать против Бахрама, потому что он проявлял благосклонность к христианам всех конфессий, разрешал предоставление привилегий церквям и строительство новых, а также поощрял иммиграцию армян, которая, как говорят средневековые источники, за короткое время достигла 30 000 человек. люди. Его брат Васак был назначен губернатором Куса в Верхнем Египте, и современники обвиняли его правительство в тирании по отношению к местному населению. [82]

Во внешней политике пребывание Бахрама положило начало периоду мира, поскольку государства крестоносцев Леванта были заняты растущей угрозой со стороны , турецкого атабега Мосула Зенги . Бахрам даже руководил освобождением 300 пленников, удерживаемых после битвы при Рамле в 1102 году. [81] [82] Судя по всему, визирь поддерживал хорошие отношения и, возможно, заключил союз с королем Сицилии Рожером II . [г] [82] [84]

Тем временем мусульманская реакция против Бахрама росла. Его должность визиря уже считали оскорблением, но благосклонность, оказанная христианам, армянская иммиграция и его тесные отношения с христианскими державами еще больше разожгли страсти. [81] Лидером движения стал Ридван ибн Валахши, бывший тюремщик халифа. Ридван был суннитом, который стал одним из ведущих военачальников при аль-Амире и теперь занимал должность Сахиб аль-Баба . Бахрам попытался избавиться от него, отправив его управлять Аскалоном в мае 1135 года, но там Ридван занялся блокированием армянской иммиграции, заслужив аплодисменты мусульманского общественного мнения в Каире. В результате Бахрам отозвал его в ноябре 1136 года и отправил управлять своей бывшей провинцией в Гарбие. Этот шаг имел неприятные последствия, поскольку теперь Ридван получил независимую базу власти. Ведущие чиновники Кайра начали вступать с ним в контакт, и Ридван, не колеблясь, проповедовал джихад против Бахрама с кафедры мечети. Наконец, в начале 1137 года Ридван собрал армию из местных бедуинов и двинулся на Каир. Мусульманские солдаты Бахрама покинули его, и 3 февраля он бежал из Каира с 2000 армянскими солдатами, направляясь в Кус. [81] [85] антиармянский погром , был разграблен даже визирьский дворец. После его отъезда в столице разразился [85]

В Кусе Бахрам нашел своего брата убитым и оскверненным местными жителями. В отместку Бахрам разграбил город, но сопротивлялся призывам поджечь его, чтобы не вызвать полного отчуждения халифа. Затем он направился в Асуан на южной границе царства Фатимидов — некоторые источники утверждают, что он намеревался основать новое царство, союзное христианским королевствам Нубии на юге, — но местный губернатор запер ему ворота, и Бахрам был вынужден отступить к Ахмиму . [81] [86] Там до него дошло письмо от аль-Хафиза, в котором предлагались мягкие условия: он мог выбрать либо губернаторство в Кусе, Ахмиме или Асьюте , но мог сохранить лишь часть своих последователей, либо он мог войти в монастырь недалеко от Ахмима с письмом. защиты ( аман ) для себя и своих родственников. Бахрам выбрал последнее. [81] [87]

Режим Ридвана, 1137–1139 гг.

[ редактировать ]

Снисходительность халифа к Бахраму неудивительна, поскольку христианский визирь не представлял такой угрозы его собственному положению, как суннит Ридван ибн Валахши , который «обещал стать вторым Насир ад-Давлой , угрожая перевернуть страну, а не перевернуть страну». Двунадесятник шиизма, как Кутайфат, но суннизм». [88] Действительно, когда Ридван вступил в должность 5 февраля 1137 года, его титулы отражали его опасно могущественное положение. Новый визирь, как и Бахрам, был «Мечом ислама» и, опять же, будучи мусульманином, главой кади ( кади аль-кудат ) и даи ( даи ад-духат ). Вместо «Самого могущественного и превосходного господина» ( ас-сайид аль-аджал аль-афдал ) он теперь был «самым превосходным королем» ( аль-малик аль-афдал ), что сигнализировало о его статусе монарха, фактически независимого от имама. халиф. Назначение Ридвана, таким образом, знаменует собой кульминацию процесса, который превратил фатимидских визирей в султанов, подобно отношениям сельджукских правителей по отношению к халифам Аббасидов со времен Тугрила ( годы правления 1037–1063 ). [89] [90]

Став визирем, Ридван начал антихристианские гонения. Христианских чиновников заменили мусульманами, их имущество было конфисковано, а некоторые казнены. [6] [89] [91] Для христиан и евреев были введены ограничительные и дискриминационные законы и постановления о роскоши, например, требующие от них носить специальную одежду и спешиваться при прохождении мимо мечети или запрещающие им кататься на лошадях, но только на ослах и мулах. Подушный налог ( джизья ) был пересмотрен, и теперь его нужно было платить на скамейке, установленной на высоте головы, как признак неполноценности. [91] [92] Армянские войска Бахрама были расформированы, либо расселены как крестьяне, либо им разрешили покинуть Египет и вернуться на родину. [89] В то же время Ридван пропагандировал суннизм: шафиитское медресе по сирийскому образцу было создано в Александрии , где суннизм был более распространен, чем в столице. [6] [89] [91] Ридван также продолжал переписку с Буридами , турецкой династией, правившей южной Сирией, особенно с Шамсом ад-Давлой Мухаммадом из Баальбека , для создания общего фронта против крестоносцев, но также, возможно, с целью использования сирийцев-суннитов для свержения династии Фатимидов. [93] [94] В 1138 году аль-Хафиз провел капитальную реконструкцию мечети аль-Азхар в Каире, установив килеобразные арки и резной лепной декор, которые можно увидеть сегодня во внутреннем дворе, а также купол у центрального входа в молитвенный зал. [95]

В 1138 году Ридван попытался полностью отстранить аль-Хафиза от власти, посоветовавшись с суннитом (главой Александрийского медресе Ибн Авфом), двунадесятником (Ибн Аби Камилом) и исмаилитским юристом (главным даи Исмаилом ибн Авфом). Салама ) о возможности свержения аль-Хафиза. Их ответы были вполне предсказуемы: Ибн Аби Камиль утверждал, что претензии аль-Хафиза и его предков на имамата были ложными, Ибн Салама поддержал халифа, а Ибн Авф занял более осторожную позицию и посоветовал поступить с низложением в соответствии с с религиозным правом. [96] [97] Ридван начал арестовывать и казнить членов окружения халифа. [96] при этом аль-Хафиз демонстративно отозвал Бахрама из ссылки и позволил ему поселиться во дворце. Ридван, в свою очередь, появился на публике в праздник Ид аль-Фитр 31 мая в мантии, обычно предназначенной для монархов. [98]

Тонированная сепией фотография средневековых ворот с большими башнями
Ворота Баб ан-Наср в Каире, фотография 1867 года.

Ситуация достигла апогея 8 июня, когда аль-Хафиз, восседавший на троне на вершине Золотых ворот дворца, вступил в ожесточенную перепалку с Ридваном внизу. Затем визирь приказал окружить дворцы войсками и представил одного из сыновей халифа, намереваясь посадить его на трон. Это не удалось, поскольку дворец оставался для него закрытым, а также из-за сопротивления Ибн Саламы, который настаивал на том, что только имам может санкционировать своего преемника, даровав насш . ему [96] [98] Этот тупик позволил аль-Хафизу вернуть себе инициативу. Сын-перебежчик и его последователи были убиты, а 12 июня группа из двадцати человек телохранителей халифа вошла в город через ворота Баб Зувайла с криками «аль-Хафиз Победоносный» ( аль-Хафиз йа мансур ). К ним быстро присоединилось население и основная часть армии, поднявшейся восстания против Ридвана. Только с помощью своего брата и племянника, а также некоторых верных войск Райхании Ридван смог прорваться и покинуть город через Баб ан-Наср (Ворота Победы). Дворец визиря снова был разграблен толпой, стоявшей за ним. [96] [99]

С помощью нанятых ему бедуинов Ридван бежал в Аскалон, а оттуда во владения Буридов. Буридский правитель Салхада Кумуштакин дал ему отряд тюрков, с которым он вернулся в Египет. Собрав вокруг себя бедуинов, он двинулся на Каир, но был отброшен перед городскими воротами 28 августа 1139 года. Месяц спустя аль-Хафиз повел свою армию, состоящую из полков Хафизийа и Амирийи и своего телохранителя, чтобы разгромить Ридвана. силы. Ридван бежал в Верхний Египет, но вскоре был вынужден сдаться войскам халифа в обмен на амана . Аль-Хафиз интернировал Ридвана во дворце, в комнате рядом с комнатой Бахрама. [100] [101]

Возвращение к личному правлению, 1139–1149 гг.

[ редактировать ]

После падения Ридвана аль-Хафиз предложил повторно назначить Бахрама визирем, но тот отказался. Однако он оставался ближайшим помощником аль-Хафиза, и после его смерти в ноябре 1140 года аль-Хафиз лично участвовал в похоронном кортеже. [94] [102] На оставшуюся часть своего правления аль-Хафиз не назначал другого визиря, а скорее выбирал секретарей ( катибов ), которые возглавили администрацию. [6] [103] В какой-то момент в 1139/40 году бербер Салим ибн Масал был назначен главным министром, но титула визиря намеренно избегали, и вместо этого ему был присвоен титул «надзиратель за делами» ( nāẓir fi'l-umur ) или «надзиратель за делами». общественные интересы» ( нацир фил-машалих ). Ибн Масаль будет назначен визирем только после смерти аль-Хафиза. [102] [104] [105] Это была преднамеренная попытка повернуть вспять постепенное преобразование визиря в султанат: в отличие от визирей, секретари были гражданскими бюрократами, не связанными с армией, а зачастую и немусульманами и, следовательно, полностью зависевшими от халифа. [106]

Первым из этих секретарей был египтянин-христианин Абу Закари , который был назначен Бахрамом «руководителем бюро» ( нацир фи'л-дававин , что, вероятно, указывает на главу дивана ат-тахкика ) и был уволен и сослан Бахрамом. Ридван. Аль-Хафиз восстановил его на своем посту и присвоил ему титул «протеже халифата» ( саниат аль-хилафа ). Судя по всему, он использовал свое положение главы налоговой администрации для получения налоговых поступлений и присвоения избыточного дохода себе. В результате в 1145 году он был арестован и казнён по приказу халифа вместе с отцом и братом. Мусульманские писатели очерняли Абу Закари как «Разрезанного Носа» ( аль-ахрам ), искажая его почетное прозвище аль-акрам («Благороднейший»). Эта антихристианская враждебность, возможно, объясняет, почему оба его преемника были мусульманскими кади , служившими под началом Ридвана. [102] [107] Первый, Абу'л-Карам ат-Тинниси , получил титул «Успешный» ( аль-Муваффак ) и занимал этот пост в течение двух лет, до сентября 1147 года. Его сменил Мухаммад ибн аль-Хусейн аль- Тарабулуси по прозвищу «Избранный» ( аль-Муртада ). Аль-Тарабулуси также был назначен главой канцелярии и получил квази-визири прерогативы: ему было разрешено носить хвост своего тюрбана ( ханак ) в стиле, предназначенном для дворцовых евнухов, и он присутствовал на халифе на пятничной молитве . [102] [108]

Во внешней политике последнее десятилетие правления аль-Хафиза было в основном мирным. И Фатимиды, и Иерусалимское королевство были сосредоточены на внутренних проблемах, а крестоносцы были озабочены Зенги. [109] В апреле/мае 1141 года рыцари-крестоносцы появились перед Аскалоном, но были прогнаны гарнизоном Фатимидов. [110] В 1142/3 послы Фатимидов посетили двор Роджера II Сицилийского. Роджер преследовал экспансионистские планы против бывших владений Фатимидов в Ифрикии, которыми теперь управляет династия Зиридов , и его флот недавно захватил там старую столицу Фатимидов Аль-Махдию . Несмотря на возможную опасность, которую представляла христианская экспансия в Северную Африку, а также инциденты, когда нормандские военные корабли захватывали египетские торговые суда, отношения оставались теплыми. Летописец Ромуальд Салернский даже записывает заключение торгового договора между Египтом и Сицилией в 1143 году. По мнению Хальма, решение Роджера воздержаться от Второго крестового похода (1147–1150), возможно, сыграло роль в сохранении дружеских отношений до смерти обоих монархов. . [111] Историк Джереми Джонс отмечает, что, хотя Фатимиды давно утратили возможность напрямую вмешиваться в Ифрикию, они заняли позицию « невмешательства » в отношении нормандской экспансии, поскольку короли Сицилии, «торговый партнер, доказавший свою ценность», пообещали: восстановление закона и порядка вдоль побережья Северной Африки», что принесло бы пользу египетской торговле. Джонс также отмечает, что даже многие торговые сети, связывавшие Индийский океан и Красное море с Египтом и Средиземным морем, по-видимому, в то время находились в руках сицилийских и ифрикийских купцов, что может еще больше объяснить интерес Каира к нормандскому предприятию. [112]

В 1139/40 году аль-Хафиз отправил послов к зурайидскому правителю Адена Али ибн Сабе ибн Абу'л-Сууду , чтобы официально назначить его даи Йемена. К тому времени, когда прибыл посланник Фатимидов, Али умер, поэтому власть перешла к его брату и преемнику Мухаммеду . [113] Еще одно посольство в Йемен зарегистрировано в 1144 году, скорее всего, снова направлявшееся в Аден. [114] В сентябре 1147 года в Дамаск прибыло посольство Фатимидов, очевидно, в попытке объединиться с его правителем Унуром против амбиций сына Зенги Нур ад-Дина . Однако, учитывая продолжающиеся проблемы в Египте, любая мысль о вторжении Фатимидов в Сирию оставалась невозможной. [114]

В последние годы правления аль-Хафиза преобладали внутренние проблемы, обнажившие нестабильные основы его власти. [114] В 1144/5 году один из дядей аль-Хафиза, Абу'л-Хусейн, пытался заручиться поддержкой Сахиб аль-Баба для своей заявки на халифат, обещая сделать его визирем в качестве награды. Сахиб аль-баб Хумарташ сообщил об этом аль-Хафизу, который бросил своего дядю в тюрьму. [61] [114] В 1146 году полководец Бахтияр восстал в Верхнем Египте, но был разбит войсками берберов Лувата из Западной пустыни . [6] [61] В мае 1148 года Ридвану удалось сбежать из заключения во дворце, пересечь Нил и собрать под своим знаменем последователей, включая бедуинов, регулярных солдат и Лувату. [115] С этой армией он еще раз двинулся на Каир, разбил войска халифа и преследовал их до самого города. [116] Аль-Хафиз запер ворота дворца, но притворился, что готов сотрудничать, и даже послал деньги, когда Ридван попросил их, чтобы заплатить своим людям. В то же время халиф выбрал десять чернокожих африканцев из телохранителей халифа для убийства Ридвана. С криками «аль-Хафиз Победоносный» они напали и убили его и его брата возле мечети Акмар . [116] В 1149 году другой претендент, предполагаемый сын Низара, собрал сторонников-берберов — Лувату и даже некоторых Кутаму , когда-то оплот ранней династии Фатимидов, — чтобы напасть на Александрию. Повстанцы одержали победу над первой армией, посланной им противостоять, но восстание было прекращено, когда аль-Хафиз подкупил вождей Лувата, чтобы они отступили деньгами и обещаниями предоставления земли в дельте Нила. Отрубленную голову самозванца отправили в Каир. [61] [117] В 1149 году соперничающие военные группировки Джуюсия и Райхания снова столкнулись на улицах Каира, так что люди боялись входить в столицу. Дзююсия одержали победу и вытеснили своих противников из города в Гизу . [61] [118] Эти годы также были годами стихийных бедствий. Разливы Нила были особенно слабыми в 1139 году, а голод и эпидемия опустошили Египет в 1142 году. В 1148 году разлив Нила был слишком сильным, и вода достигла ворот Каира. [118]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

Аль-Хафиз умер 10 октября 1149 г. [118] о сильной кишечной колике . [74] Его выживание на троне, несмотря на все угрозы, с которыми он столкнулся, было поразительным, и ему удалось восстановить личный контроль халифа над администрацией в степени, невиданной на протяжении столетия. [119] Но после своей смерти он оставил после себя сильно пошатнувшийся режим, который выжил главным образом благодаря инерции и личной заинтересованности широких слоев общества в его сохранении. Исмаилитская миссия, которая вдохновляла раннюю экспансию Фатимидов, утратила свой импульс, и легитимность династии подвергалась все большему сомнению. [120] Империя Фатимидов во время его правления сократилась до Египта и частей Йемена и Мукурии , признавших ее господство. В то время как дело Фатимидов ослабевало, за пределами Египта Зенги и Нур ад-Дин строили в Сирии воинственно-суннитский режим, идеологическое рвение которого давало о себе знать по всему региону. Ослабленный Египет вскоре стал трофеем в конфликте между Нур ад-Дином и крестоносцами, что привело к окончательному краху династии Фатимидов. [121]

Аль-Хафизу наследовал младший и единственный оставшийся в живых из пяти его сыновей, 16-летний Абу Мансур Исмаил, носивший царственное имя аль-Зафир би-Амр Аллах . [105] [122] Аль-Хафиз был последним халифом Фатимидов, взошедшим на престол во взрослом возрасте. [118] Следующие три фатимидских имама-халифа до конца династии в 1171 году были не более чем марионеточными правителями, реальная власть которых находилась в руках их визирей. [123]

  1. Призванный в Каир в 1073 году, чтобы спасти разваливающуюся династию, которой угрожал свержение Насир ад-Давла ибн Хамдан , Бадр установил режим, который современные ученые назвали де-факто военной диктатурой. Современники определяли Бадра и его преемников как « визирей меча», фактически полномочных наместников с полным контролем над всеми аспектами государственной власти: визирь теперь был главнокомандующим армией, а также верховным главой гражданской и судебной власти. и религиозные администрации. [11] [12] [13]
  2. Единственным исключением является лидер тайиби 15-го века и историк Идрис Имад ад-Дин , который сообщает, что Абд аль-Маджид вступил в должность регента аль-Тайиба. Сообщение Имада ад-Дина соответствует традиции Тайиби, которая обвиняет Кутайфат в изгнании младенца, и явно отвергается всеми другими, особенно современными источниками. [16]
  3. В результате молчания в официальных источниках существование ат-Тайиба подвергалось сомнению некоторыми ранними исследователями исмаилизма в 20 веке. [17] Его историчность теперь считается установленной на основании нескольких моментов: сохранились сохранившиеся отчеты о торжествах, организованных аль-Амиром в честь его рождения, разрозненные упоминания о нем в историках XII века и сохранившийся пример, отправленный йеменской королеве Арве аль-Амиру. -Сулейхи , из писем, отправленных дружественным правителям с объявлением об этом событии. [3] [8] [18]
  4. ^ Концепция насс занимает центральное место в ранней шиитской, и особенно исмаилитской, концепции имамата , но она также порождает практические осложнения: поскольку считалось, что имам обладает непогрешимостью Бога ( 'ишма ), он не мог ошибиться, особенно в таком важном вопросе, как выбор своего наследника и будущего имама. Назначенные наследники, умершие раньше своих отцов, были источником значительного затруднения, и поэтому, хотя наследник мог иметь явное преимущество во время правления его отца, насс часто удерживался незадолго до смерти правящего имама, провозглашенной в завещании последнего, или оставлялся в качестве завещания. с третьей стороной. [22]
  5. ^ Имам духовный лидер исламской общины верующих ( уммы ) как преемник Мухаммеда . [26] После гражданских войн раннего мусульманского периода основная масса суннитов последовала за халифами как за преемниками Мухаммеда и предъявляла мало условий к руководящим должностям. [27] [28] С другой стороны, шииты постепенно развили представление об имаме как об единственном, божественно облеченном и руководимом преемнике Мухаммеда, фигуре, наделенной уникальными качествами и живым доказательством ( худжа ) Бога. Эта должность была зарезервирована за членом семьи Мухаммеда зять Мухаммеда Али ибн Аби Талиб . , причем первым таким имамом считался [29] [30] Ветви двунадесятников -шиитов и исмаилитов (или семинеров) разделились после смерти Джафара ас-Садика в 765 году. Двенадцать последователей последовали за Мусой аль-Казимом в качестве своего седьмого имама и завершили линию своих имамов аль-Махди. , двенадцатый и последний имам, который ушел в оккультизм в 874 году и чье мессианское возвращение все еще ожидается. [31] Различные ветви исмаилитов следуют линии преемственности от Исмаила ибн Джафара через непрерывную череду как публичных, так и скрытых имамов, включая фатимидских имамов-халифов, до наших дней. [32]
  6. Тайибиты считают, что аль-Тайиб был поручен аль-Амиром некоему Ибн Мадяну и что младенца спрятали Ибн Мадьян и его помощники, когда Кутайфат пришел к власти. Ибн Мадьян был убит Кутайфатом, но его зять сбежал вместе с ат-Тайибом, который теперь ушел в оккультизм . Считается, что Аль-Тайиб умер, еще находясь в затмении, но у него были потомки, которые до сих пор дали ряд скрытых имамов. Вместо этого общественное руководство общиной тайиби вплоть до сегодняшнего дня взяла на себя череда «абсолютных миссионеров» ( Даи аль-Мутлак ). [52] [53]
  7. Тесные контакты между Нормандской Сицилией и Фатимидским Египтом были основаны на торговле и имперских амбициях Роджера, которые простирались от бывших владений Фатимидов в Ифрикии , ныне принадлежавших Зиридам крестоносцев , до Антиохийского княжества . Фатимиды выступали посредниками между Зиридами и Роджером, а сицилийский двор во многом смоделировал свою администрацию и титулатуру по образцу практики Фатимидов. Фатимиды, судя по всему, даже считали Роджера вассальным монархом и обращались к нему в стиле, соответствующем младшему правителю. [83]
  1. ^ Дафтари 2007 , стр. 250–251, 508.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Уокер 2017 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Листы 2007 , с. 246.
  4. ^ Jump up to: а б с Магуед 1971 , с. 54.
  5. ^ Jump up to: а б Гюнер 1997 , с. 108.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Гюнер 1997 , с. 109.
  7. ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 261.
  8. ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 177–178.
  9. ^ Стерн 1951 , стр. 202–203.
  10. ^ Jump up to: а б с Бретт 2017 , с. 262.
  11. ^ Дак 1965 , стр. 857–858.
  12. ^ Дафтари 2007 , стр. 194–195, 211, 241.
  13. ^ Бретт 2017 , стр. 207–208, 228 и далее..
  14. ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 178.
  15. ^ Хальм 2014 , стр. 179, 182.
  16. ^ Стерн 1951 , с. 203 (примечание 1).
  17. ^ Стерн 1951 , с. 196.
  18. ^ Стерн 1951 , стр. 196–198.
  19. ^ Стерн 1951 , с. 204.
  20. ^ Дафтари 2007 , стр. 246, 261.
  21. ^ Бретт 2017 , стр. 262–263.
  22. ^ Уокер 1995 , стр. 240–242.
  23. ^ Стерн 1951 , стр. 203–204.
  24. ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 179.
  25. ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 263.
  26. ^ Маделунг 1971 , с. 1163.
  27. ^ Дафтари 2007 , стр. 36–38.
  28. ^ Маделунг 1971 , стр. 1163–1164.
  29. ^ Дафтари 2007 , стр. 1, 39–86.
  30. ^ Маделунг 1971 , стр. 1166–1167.
  31. ^ Дафтари 2007 , стр. 38, 88–89.
  32. ^ Дафтари 2007 , стр. 89–98, 99–100, 507 и далее..
  33. ^ Стерн 1951 , стр. 204–206.
  34. ^ Бретт 2017 , стр. 263–264.
  35. ^ Хальм 2014 , стр. 180–181.
  36. ^ Хальм 2014 , стр. 180.
  37. ^ Jump up to: а б с Листы 2007 , с. 247.
  38. ^ Jump up to: а б с Бретт 2017 , с. 265.
  39. ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 182.
  40. ^ Стерн 1951 , стр. 207–208.
  41. ^ Стерн 1951 , стр. 207–209.
  42. ^ Хальм 2014 , стр. 182–183.
  43. ^ Дафтари 2007 , стр. 247–248.
  44. ^ Бретт 2017 , стр. 265–266.
  45. ^ Jump up to: а б с Листы 2007 , с. 248.
  46. ^ Jump up to: а б с Штерн 1951 , с. 194.
  47. ^ Дафтари 2007 , стр. 241–242.
  48. ^ Дафтари 2007 , стр. 242–243.
  49. ^ Бретт 2017 , с. 252.
  50. ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 244.
  51. ^ Бретт 2017 , стр. 233–234, 261.
  52. ^ Дафтари 2007 , стр. 261 и след..
  53. ^ Хальм 2014 , стр. 184, 185.
  54. ^ Бретт 2017 , с. 266.
  55. ^ Дафтари 2007 , стр. 241–243, 248.
  56. ^ Хальм 2014 , стр. 183.
  57. ^ Хальм 2014 , стр. 184.
  58. ^ Дафтари 2007 , с. 253.
  59. ^ Дафтари 2007 , стр. 255–260.
  60. ^ Бретт 2017 , стр. 267, 277.
  61. ^ Jump up to: а б с д и Бретт 2017 , с. 277.
  62. ^ Дедоян 1997 , с. 143.
  63. ^ Jump up to: а б с д и Бретт 2017 , с. 267.
  64. ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 186.
  65. ^ Дедоян 1997 , стр. 143–144.
  66. ^ Дафтари 2007 , стр. 248–249.
  67. ^ Бретт 2017 , стр. 238, 267.
  68. ^ Хальм 2014 , стр. 186–187.
  69. ^ Уокер 1995 , стр. 255–256.
  70. ^ Хальм 2014 , стр. 199–200.
  71. ^ Бретт 2017 , стр. 278–279, 281–282.
  72. ^ Хальм 2014 , стр. 229–232.
  73. ^ Jump up to: а б с д и Листы 2007 , с. 249.
  74. ^ Jump up to: а б с д Магуед 1971 , с. 55.
  75. ^ Jump up to: а б с д Хальм 2014 , стр. 187.
  76. ^ Jump up to: а б с д и Бретт 2017 , с. 268.
  77. ^ Хальм 2014 , стр. 187–188.
  78. ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 188.
  79. ^ Хальм 2014 , стр. 188–190.
  80. ^ Хальм 2014 , стр. 190.
  81. ^ Jump up to: а б с д и ж Бретт 2017 , с. 272.
  82. ^ Jump up to: а б с Хальм 2014 , стр. 191.
  83. ^ Бретт 2017 , стр. 270–272.
  84. ^ Бретт 2017 , стр. 270–271.
  85. ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 192.
  86. ^ Хальм 2014 , стр. 192–193.
  87. ^ Хальм 2014 , стр. 193–194.
  88. ^ Бретт 2017 , стр. 272–273.
  89. ^ Jump up to: а б с д Хальм 2014 , стр. 194.
  90. ^ Бретт 2017 , стр. 273–274.
  91. ^ Jump up to: а б с Бретт 2017 , с. 274.
  92. ^ Хальм 2014 , стр. 194–195.
  93. ^ Бретт 2017 , стр. 274–275.
  94. ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 198.
  95. ^ Уильямс 2018 , с. 204.
  96. ^ Jump up to: а б с д Бретт 2017 , с. 275.
  97. ^ Хальм 2014 , стр. 195.
  98. ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 196.
  99. ^ Хальм 2014 , стр. 196–197.
  100. ^ Бретт 2017 , стр. 275–276.
  101. ^ Хальм 2014 , стр. 197–198.
  102. ^ Jump up to: а б с д Бретт 2017 , с. 276.
  103. ^ Хальм 2014 , стр. 216–217.
  104. ^ Канард 1971 , с. 868.
  105. ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 223.
  106. ^ Хальм 2014 , стр. 218.
  107. ^ Хальм 2014 , стр. 217.
  108. ^ Хальм 2014 , стр. 217–218.
  109. ^ Хальм 2014 , стр. 198, 218.
  110. ^ Хальм 2014 , стр. 200.
  111. ^ Хальм 2014 , стр. 219–220.
  112. ^ Джонс 1987 , с. 99.
  113. ^ Дафтари 2007 , с. 257.
  114. ^ Jump up to: а б с д Хальм 2014 , стр. 220.
  115. ^ Хальм 2014 , стр. 220–221.
  116. ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 221.
  117. ^ Хальм 2014 , стр. 221–222.
  118. ^ Jump up to: а б с д Хальм 2014 , стр. 222.
  119. ^ Бретт 2017 , стр. 279–280.
  120. ^ Бретт 2017 , стр. 277, 280.
  121. ^ Бретт 2017 , с. 280.
  122. ^ Бьянкис 2002 , с. 382
  123. ^ Дафтари 2007 , стр. 249–250.

Источники

[ редактировать ]
аль-Хафиз
Родился: 1074/5 или 1075/6   Умер: 8 октября 1149 г.
Вакантный
Временная отмена режима Фатимидов Кутайфатом
Последний раз титул принадлежал
аль-Амир би-Ахкам Аллах
Фатимидский халиф
23 января 1132 г. - 10 октября 1149 г.
Преемник
Имам хафизского исмаилизма
23 января 1132 г. - 10 октября 1149 г.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: af26c25eeb0b58b6e45edcbd8d1f9445__1716038520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/45/af26c25eeb0b58b6e45edcbd8d1f9445.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
al-Hafiz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)