аль-Хафиз
аль-Хафиз ли-Дин Аллах | |
---|---|
Имам – халиф Фатимидского халифата | |
Царствование | 23 января 1132 г. - 10 октября 1149 г. |
Предшественник | аль-Амир би-Ахкам Аллах |
Преемник | аз-Зафир би-Амр Аллах |
Рожденный | 1074/5 или 1075/6 Аскалон |
Умер | 10 октября 1149 г. (72–75 лет) Каир |
Проблема | |
Династия | Фатимид |
Отец | Абуль-Касим Мухаммад ибн аль-Мустансир Биллах |
Религия | Исмаилизм |
Абуль-Маймун Абд аль-Маджид ибн Мухаммад ибн аль-Мустансир , более известный под своим царственным именем аль -Хафих ли-Дин Аллах ( араб . الحافظ لدين الله , букв. «Хранитель религии Бога»), был одиннадцатым Фатимидский халиф , правивший Египтом с 1132 года до своей смерти в 1149 году, и 21-й имам хафизского исмаилизма .
Аль-Хафиз впервые пришел к власти в качестве регента после смерти своего двоюродного брата -Амира би-Ахкама Аллаха в октябре 1130 года . аль стал Хафиз — как старейший из выживших членов династии Регентом . Аль-Тайиб, очевидно, был отодвинут на второй план и, возможно, убит новым режимом, который, в свою очередь, был свергнут в течение нескольких дней армией под командованием Кутайфата . Последний заключил аль-Хафиза в тюрьму и предпринял попытку свергнуть Фатимидов и заменить исмаилизм личным режимом, возможно, основанным на шиизме двунадесятников , с самим собой в качестве Скрытого Имама всемогущего наместника . Режим Кутайфата был свергнут, когда он был убит сторонниками Фатимидов в декабре 1131 года, а аль-Хафиз был освобожден и восстановлен в качестве регента.
23 января 1132 года аль-Хафиз провозгласил себя законным исмаилитским имамом и халифом. Несмотря на необходимость ввиду отсутствия другого наследника, наследование было крайне нерегулярным, поскольку исмаилитский имамат ранее передавался от отца к сыну только путем явного обозначения ( наш ). Аль-Хафиз был широко принят на территориях, управляемых Фатимидами, но многие последователи исмаилитов за рубежом отказались признать его и считали исчезнувшего аль-Тайиба своим имамом, что вызвало раскол между хафизами и тайибами в мусталитском исмаилизме . Даже в Египте его легитимность неоднократно подвергалась сомнению, а его правление беспокоили постоянные восстания и борьба за власть. На внешнем фронте правление Аль-Хафиза было в основном спокойным. Несмотря на продолжающиеся военные действия с Иерусалимским королевством вокруг Аскалона , обе державы были по большей части заняты другими делами. Двор Фатимидов также поддерживал контакты с Буридами в Сирии и королем Сицилии Рожером II , который в это время начал свою экспансию в бывшие владения Фатимидов. Ифрикия и перенял многие методы двора Фатимидов для своей администрации.
Будучи правителем, аль-Хафиз с переменным успехом пытался обуздать своих могущественных визирей . Ему неоднократно приходилось уступать требованиям различных военных группировок, и в конечном итоге он не смог остановить превращение визиря в фактический султанат, независимый от халифа. Таким образом, собственный сын аль-Хафиза Хасан вынудил его назначить его визирем в 1134 году, вытеснив с этого поста другого сына халифа. Правление Хасана оказалось тираническим, и он был свергнут армией в марте 1135 года. Назначение христианина Бахрама аль-Армани визирем после этого вызвало резкую реакцию среди мусульманского населения из-за прохристианской политики Бахрама. Это привело к новому восстанию и назначению суннита Ридвана ибн Валахши на пост визиря в 1137 году. Ридван не только ввел антихристианские и антиеврейские меры, но и стремился свергнуть аль-Хафиза и заменить династию Фатимидов суннитским режимом во главе с сам по себе. При поддержке населения Каира аль-Хафиз воспрепятствовал его амбициям и изгнал Ридвана в 1139 году. В течение следующих десяти лет халиф правил без визиря, вместо этого поручив управление череде секретарей с Ибн Масал в качестве ведущего министра. Этот период был отмечен восстаниями и стихийными бедствиями, но аль-Хафиз упорствовал до своей смерти в октябре 1149 года. Его преемники превратились в марионеток в руках могущественных визирей до конца Фатимидского халифата в 1171 году.
Источник
[ редактировать ]Будущий аль-Хафиз родился как Абд аль-Маджид в Аскалоне в 467 г. хиджры (1074/5 г. н.э.) или 468 г. (1075/6 г.). [2] Его отцом был Абуль-Касим Мухаммад, сын правящего фатимидского халифа аль -Мустансира ( годы правления 1036–1094 ). [2] [3] В более позднем возрасте его также называли эпитетом ( кунья ) Абу'л-Маймуна. [4] Его ранняя жизнь, до того как он оказался на переднем крае политики, почти неизвестна. [4] [5] Сообщается, что во взрослом возрасте он обладал сильным умом и мягким характером, любил накапливать вещи и сильно интересовался алхимией и астрономией ; Известно, что он держал у себя на работе несколько астрономов. [2] [6]
Регентство и тюремное заключение
[ редактировать ]7 октября 1130 года был убит халиф аль-Амир би-Ахкам Аллах ( годы правления 1101–1130 ). Он оставил только шестимесячного сына Абу'л-Касима аль-Тайиба преемником себя, без назначенного регента или действующего визиря , поскольку аль-Амир возобновил личное руководство государственными делами, вместо того, чтобы поручить администрацию. потенциально опасно могущественному визирю. [3] [7] [8] Убийство аль-Амира преждевременно положило конец его попыткам снова сконцентрировать власть в руках халифа, а не в руках могущественных генералов и министров. Учитывая хрупкость преемственности, это, кроме того, поставило под угрозу само выживание династии Фатимидов. [7]
В то время Абд аль-Маджид был старейшим выжившим мужчиной династии. [3] [2] То, что произошло дальше, по сути, было переворотом: двое фаворитов аль-Амира, Хизар аль-Мульк Хазармард (или Джавармард) и Баргаш, имевшие влияние на армию, объединились с Абд аль-Маджидом, чтобы контролировать правительство. Абд аль-Маджид должен был стать регентом, Хазармард (победивший Баргаша) стал визирем, а армянин Абуль-Фатх Янис - главнокомандующим и камергером регента. [4] [9] [10] Хазармард, очевидно, надеялся утвердиться в качестве квазисултана в стиле всемогущего армянского визиря Бадра аль-Джамали и его сына аль-Афдал Шаханшаха. [а] в то время как Абд аль-Маджид, возможно, поддерживал его с целью получить трон для себя. [10] [14]
Будучи де-факто главой государства, Абд аль-Маджид носил титул вали Хад аль-муслимин . Раньше это был формальный титул назначенного преемника Фатимидов, но в данном контексте его следует понимать как регент. Однако неясно, от чьего имени осуществлялось это регентство. [15] Большинство источников [б] сообщают, что даже существование маленького сына аль-Амира было скрыто, и после этого аль-Тайиб полностью исчез из записей. Неизвестно, как так эффективно скрывалось существование ребенка, рождение которого сопровождалось публичными торжествами и прокламациями. [с] Современные ученые предполагают, что аль-Тайиб мог умереть в младенчестве, возможно, даже раньше своего отца; но по крайней мере один современный анонимный сирийский источник утверждает, что он был убит по приказу Абд аль-Маджида. [19] [20] [21] Вместо ат-Тайиба новый режим утверждал, что аль-Амир оставил беременную наложницу и что халиф, мечтая о своей неминуемой смерти, объявил этого нерожденного ребенка сыном и назначенным ему ( наш ) преемником. [д] таким образом, фактически минуя аль-Тайиба. [10] [23] Что вышло из этой беременности, также неясно, поскольку разные источники сообщают, что наложница либо родила дочь, либо плод не удалось найти, либо вскоре после этого аль-Хафиз убил ребенка. [5] [24]
Какими бы ни были амбиции и намерения лидеров нового режима, они были прерваны через две недели после смерти аль-Амира. На церемонии вступления в должность нового визиря армия, собравшаяся на площади Байн аль-Касрайн между халифскими дворцами , подняла восстание и потребовала назначения визирем Кутайфата , единственного выжившего сына аль-Афдал Шаханшаха. Дворец был захвачен, Хазармарда казнили, а его отрубленную голову пронесли по улицам Каира, а 21 октября Кутайфату было присвоено звание визиря с титулами его отца и деда. [14] [25] Формально Абд аль-Маджид сохранил за собой должность регента, а монеты и указы выпускались совместно от его имени и от имени Кутайфата. В действительности Абд аль-Маджид содержался пленником в одной из дворцовых сокровищниц, которую охранял военачальник (и будущий визирь) Ридван ибн Валахши . [24] [25] Однако вскоре - возможно, после того, как ожидаемого рождения наследника мужского пола не произошло - Кутайфат провозгласил династию свергнутой и отказался от исмаилизма в качестве государственной религии. Вместо этого он провозгласил себя наместником призрачного «Ожидаемого» ( аль-Мунтасара ) и «Праведного» ( аль-Махди ) имама, [и] которому не дали никакого имени, кроме кунья Абуль-Касима . Средневековые источники объясняют это как поворот к двунадесятному шиизму , где ожидание Скрытого Имама является основным принципом. Историк Хайнц Хальм отмечает, что в собственных заявлениях Кутайфата это нигде прямо не подтверждается. Скорее, претензии Кутайфата были удобным политическим инструментом, который не только обошел претензии Фатимидов на имамата , но и позволил ему править, по словам историка Самуэля Миклоша Штерна , «как диктатор, не несущий ответственности ни перед кем ни в теории, ни на практике». . [33] [34] [35] Хальм также считает, что именно Кутайфат в этот момент устранил аль-Тайиба. [36]
Восхождение на престол и раскол Хафизи-Тайиби
[ редактировать ]Элиты Фатимидов отказались принять эти изменения. Члены телохранителей аль-Амира убили Кутайфата в результате контрпереворота 8 декабря 1131 года и освободили Абд аль-Маджида из тюрьмы. [2] [37] [38] После этого восстановление династии отмечалось ежегодно, вплоть до конца Фатимидского халифата, как «Праздник Победы» ( ИД ан-Наср ). [2] [37]
Учитывая отсутствие у него легитимности, поскольку он не входил в линию преемника аль-Амира, Абд аль-Маджид первоначально продолжал править в качестве регента. Первые монеты его правления были отчеканены, когда он все еще носил титул вали Ахд аль-муслимин . [38] [39] Независимо от того, имел ли Абд аль-Маджид планы на халифат или нет, отсутствие прямого наследника означало, что продолжение династии Фатимидов и имамата исмаилитов требовало, чтобы он преуспел в качестве имама и халифа, поскольку согласно доктрине исмаилитов , «Бог не оставляет мусульманскую общину без имама, который поведет ее по правильному пути». [40] Это было сделано указом ( сиджил ) от 23 января 1132 года, согласно которому Абд аль-Маджид принял титул аль-Хафиз ли-Дин Аллах («Хранитель религии Бога»). [37] [39] Впервые в династии Фатимидов власть не передавалась от отца к сыну, что привело к радикальному отходу от устоявшейся практики, которую необходимо было учитывать и оправдывать. Таким образом, сиджиль провозгласил право аль-Хафиза на имамата, сравнив его с солнцем, которое на короткое время затмилось смертью аль-Амира и узурпацией Кутайфата, но теперь появилось вновь в соответствии с божественной целью. Никаких упоминаний о сыне аль-Амира сделано не было. Аль-Хафиз утверждал, что он - тайно - получил назначение ( наш ) в качестве преемника от аль-Амира, и что халиф аль-Мустансир предвидел это событие и назвал отца аль-Хафиза вали Ахд аль-муслимин . Более ранние примеры разрывов в прямой преемственности имамата, главным образом назначение Мухаммедом своего зятя Али ибн Аби Талиба , были приведены в подтверждение его утверждения. [38] [41] [42] [43]
Крайне нерегулярное вступление Аль-Хафиза на престол и претензии на имамата были в основном приняты верующими исмаилитами во владениях Фатимидов в Египте, Нубии и Леванте , но отвергнуты некоторыми общинами. В частности, это имело место в единственном крупном исмаилитском царстве, Йемене до сих пор стойко профатимидская династия Сулайхидов , где распалась . Королева Сулейхидов Арва поддержала права аль-Тайиба, о рождении которого ей было объявлено в письме аль-Амира, в то время как региональные династии Хамданидов и Зурайидов признали притязания аль-Хафиза. [44] [45]
Этот вопрос был не только политическим, но, учитывая ключевую роль имама в исмаилитской вере, также и глубоко религиозным. По словам Штерна, «от этого зависела преемственность институциональной религии, а также личное спасение верующего». [46] Подобный спор о престолонаследии в 1094/5 году уже привел к катастрофическому расколу Мустали - Низари : после смерти аль-Мустансира аль-Афдал Шаханшах возвел на халифат аль-Мустали Биллаха вместо его старшего брата, Низара , что привело к короткой гражданской войне и казни Низара. [46] [47] В то время как аль-Мустали был признан истеблишментом Фатимидов и зависимыми от него общинами исмаилитов в Сирии и Йемене, иранские исмаилиты в значительной степени приняли претензии Низара на имамата и разорвали свои отношения с Фатимидами. [48] Низариты оставались непримиримыми противниками режима Мусталитов в Каире, а их агентов (« Ассасинов ») обвиняли в убийстве аль-Афдаля в 1121 году. [49] [50] и аль-Амира. [50] [51] Приход аль-Хафиза, в свою очередь, вызвал крупный раскол в мусталитской ветви исмаилизма между сторонниками имамата ат-Тайиба (« тайибиты »). [ф] противостояли сторонникам аль-Хафиза и его преемникам (« хафизам »). [45] [54] Как подчеркивает Штерн, в обоих случаях вопрос заключался «не столько в личности претендента, которая имела значение для его последователей; их не трогали какие-либо высшие заслуги Низара как правителя (это, конечно, очевидно в случае младенец ат-Тайиб) — имело значение божественное право, воплощенное в законном наследнике». [46]
Таким образом, к 1132 году некогда единое движение исмаилитов раскололось на три ветви: хафизи, которые теперь стали официальной доктриной царства Фатимидов, тайибиты, которые в основном сохранились в горах Йемена, и низариты. [55] [56] Помимо Йемена, сторонники Тайиби существовали в Египте, а также в Леванте, но они, очевидно, подвергались жестоким преследованиям со стороны Фатимидов. [57] Ветвь Хафизи, неразрывно связанная с режимом Фатимидов, просуществовала в Египте до падения Фатимидского халифата в 1171 году, но вскоре после этого исчезла, в отличие от двух своих соперников, которые сохранились до наших дней. [2] [58] Последним оплотом хафизитского исмаилизма был Йемен, где значительные общины сохранились до 13 века. [59]
Царствование
[ редактировать ]Приход аль-Хафиза ознаменовал восстановление династии Фатимидов и фигуры халифа, но предшествующие события пошатнули основы режима. Новый халиф пользовался небольшой властью над армией, а правление аль-Хафиза было омрачено хронической нестабильностью, поскольку ему приходилось отражать восстания и вызовы своей легитимности со стороны амбициозных военачальников и даже изнутри его собственной семьи. [60] Чтобы укрепить свою легитимность, аль-Хафиз, среди прочего, прибегнул к преобразованию шиитского праздника Гадир Хумм в фестиваль, посвященный Фатимидам. [61] Несмотря на свое слабое положение, аль-Хафизу удалось продержаться на троне почти два десятилетия. [62]
Аль-Хафиз продолжил практику назначения визирей для управления правительством от его имени. [2] но власть, сконцентрированная в руках офиса со времен Бадра аль-Джамали, сделала его опасным даже для халифа, и аль-Хафиз уделял особое внимание деятельности своих визирей. [45] Действительно, в последнее десятилетие своего правления он не назначал никаких визирей, а вместо этого полагался на высокопоставленных чиновников в качестве временных управляющих государственными делами. [2]
Визирь Яниса и первый личный режим, 1132–1134 гг.
[ редактировать ]Его первым визирем был армянин Янис, бывший военный раб аль-Афдаля и, таким образом, видный член той же армейской группировки, которая привела Кутайфата к власти. Янис уже занимал высокие посты при аль-Амире, в том числе камергера ( Сахиб аль-баб ), пост почти такой же влиятельный, как визирь. [63] [64] Чтобы укрепить свою власть, он казнил половину телохранителей аль-Амира и сформировал частную армию Янисийя . Его растущая мощь встревожила халифа. Когда Янис умер в конце 1132 года, после девяти месяцев пребывания у власти, ходили слухи, что халиф отравил его. [63] [65] [66]
После смерти Яниса влиятельная должность визиря была намеренно оставлена вакантной. [63] [64] Аль-Хафиз также уволил Юханну ибн Абил-Лайса, долгое время служившего главой дивана ат-тахкик («бюро проверки»), ответственного за надзор за финансовым управлением. Халиф воспользовался возможностью, чтобы заручиться поддержкой семей ашрафов (претендующих на происхождение от Мухаммеда), назначив шарифа Мутамида ад-Давлу главой дивана ат-тахкика , а его брата накибом аль-ашрафом («главой представитель ашрафа ' ). [67] Аль-Хафизу также пришлось столкнуться с восстанием войск в восточной дельте Нила , а также с неожиданной опасностью: аль-Хусейном, одним из сыновей Низара (одноименного причины низаритского раскола), бежавшего в Магриб после казнь своего отца, покинул изгнание и вернулся в Египет. Он собрал армию, но аль-Хафиз успешно подкупил одного из своих офицеров, чтобы тот убил его, прежде чем он достигнет страны. [68] [69]
В то же время халиф стремился укрепить авторитет Фатимидов в глазах мусульманского мира, вновь приняв на себя мантию поборников джихада против Иерусалимского крестоносцев королевства , как это было при аль-Афдале. Воспользовавшись восстанием Гуго II Яффского против короля Иерусалима Фулька ( годы правления 1131–1143 ), после долгого перерыва, вызванного потерей Тира в 1124 году, Фатимиды возобновили свои нападения на территории крестоносцев из своей крепости в Аскалоне. . В результате Фульк был вынужден построить ряд новых замков — Шастель-Арнул (1133 г.), Бет-Гиблен (1137 г.), Ибелен (1141 г.) и Бланшгард (1142 г.) — для защиты дороги Яффо-Иерусалим и обеспечения безопасности западных стран. поселенцы. [63] [70] Эти крепости изменили баланс в пользу крестоносцев, вынудив фатимидский гарнизон Аскалона занять оборонительную позицию. После укрепления Газы в 1150 году Аскалон был полностью отрезан от суши, что подготовило почву для его захвата крестоносцами в 1153 году. [71] [72]
Визири сыновей аль-Хафиза, 1134–1135 гг.
[ редактировать ]своего собственного сына и наследника Сулеймана В 1134 году аль-Хафиз назначил визирем . Этот шаг, направленный на дальнейшее укрепление династии, обернулся катастрофическими последствиями, когда Сулейман умер два месяца спустя. [73] [63] [74] тем самым еще раз поставив под сомнение предполагаемую непогрешимость халифа-имама. [75] Наследником и визирем сразу же был назначен младший брат Сулеймана Хайдара , но это вызвало ревность у другого сына аль-Хафиза, Хасана . [73] [74] [76]
Хасан заручился поддержкой Джуюшия , полка явно армянского происхождения, созданного Бадром и аль-Афдалем, который был опорой их власти и также поддерживал Кутайфат. Халифа и Хайдара поддерживал чернокожий африканский полк Райхания . [75] [76] Эти разногласия, по-видимому, также имели религиозную подоплеку, поскольку Хасан и его последователи, как говорят, поддерживали суннизм и нападали на проповедников-исмаилитов. [75] 28 июня Джуюшия разгромил Райханию , вынудив Хайдару бежать во дворец, который теперь был осаждён войсками Хасана. Столкнувшись с этой беспрецедентной ситуацией, аль-Хафиз отступил и 19 июля назначил Хасана визирем и наследником. Как комментирует историк Майкл Бретт , аль-Хафиз фактически назначил своего сына «против самого себя». [73] [75] [76]
Чтобы закрепить свое положение, Хасан организовал частное ополчение « Сибьян аз-Зарад» , с помощью которого он терроризировал элиту. [74] [6] Аль-Хафиз подстрекал черный африканский гарнизон Верхнего Египта попытаться свергнуть его сына, но люди Хасана снова вышли победителями. [77] В конце концов именно тираническое правление Хасана привело к его падению. Его жестокое обращение с врагами, казни видных людей и конфискация имущества стоили ему любой поддержки, которую он мог иметь. [76] [78] Сообщалось, что в результате беспорядков, вызванных правлением Хасана, погибло около 15 000 человек. [6]
После убийства нескольких высокопоставленных командиров в марте 1135 года армия подняла восстание. Хасан бежал в халифский дворец, где аль-Хафиз поместил его под арест. Затем войска собрались на площади перед дворцом и потребовали его казни, в противном случае пригрозив поджечь дворец. Аль-Хафиз призвал на помощь губернатора провинции Гарбия (западная дельта Нила) Бахрама аль-Армани . Прежде чем Бахрам смог прибыть в столицу, халиф подчинился требованиям солдат и приказал своему еврейскому врачу отравить своего сына. [73] [76] [78]
Визирь Бахрама, 1135–1137 гг.
[ редактировать ]Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
Исламский портал |
Прибыв в Каир вскоре после убийства Хасана, Бахрам аль-Армани, хотя и был христианином, 4 апреля 1135 года был назначен визирем и получил титул «Меч ислама» ( Сайф аль-Ислам ). [2] [73] [79] Назначение христианина на должность визиря вызвало большое сопротивление среди мусульман, поскольку эта должность рассматривалась как представитель имама-халифа и влекла за собой ритуальные роли в исламских церемониях и превосходство над мусульманскими священнослужителями. Аль-Хафиз настоял на своем назначении, но дал Бахраму разрешение не участвовать в ритуальных церемониях, в которых роль визиря брал на себя главный кади . Он также не получил тех обычных титулов фатимидских визирей, которые подразумевали контроль над мусульманским религиозным истеблишментом ( кади аль-кудат и даи ад-духат ). [80] [81]
Мусульманское население продолжало выступать против Бахрама, потому что он проявлял благосклонность к христианам всех конфессий, разрешал предоставление привилегий церквям и строительство новых, а также поощрял иммиграцию армян, которая, как говорят средневековые источники, за короткое время достигла 30 000 человек. люди. Его брат Васак был назначен губернатором Куса в Верхнем Египте, и современники обвиняли его правительство в тирании по отношению к местному населению. [82]
Во внешней политике пребывание Бахрама положило начало периоду мира, поскольку государства крестоносцев Леванта были заняты растущей угрозой со стороны , турецкого атабега Мосула Зенги . Бахрам даже руководил освобождением 300 пленников, удерживаемых после битвы при Рамле в 1102 году. [81] [82] Судя по всему, визирь поддерживал хорошие отношения и, возможно, заключил союз с королем Сицилии Рожером II . [г] [82] [84]
Тем временем мусульманская реакция против Бахрама росла. Его должность визиря уже считали оскорблением, но благосклонность, оказанная христианам, армянская иммиграция и его тесные отношения с христианскими державами еще больше разожгли страсти. [81] Лидером движения стал Ридван ибн Валахши, бывший тюремщик халифа. Ридван был суннитом, который стал одним из ведущих военачальников при аль-Амире и теперь занимал должность Сахиб аль-Баба . Бахрам попытался избавиться от него, отправив его управлять Аскалоном в мае 1135 года, но там Ридван занялся блокированием армянской иммиграции, заслужив аплодисменты мусульманского общественного мнения в Каире. В результате Бахрам отозвал его в ноябре 1136 года и отправил управлять своей бывшей провинцией в Гарбие. Этот шаг имел неприятные последствия, поскольку теперь Ридван получил независимую базу власти. Ведущие чиновники Кайра начали вступать с ним в контакт, и Ридван, не колеблясь, проповедовал джихад против Бахрама с кафедры мечети. Наконец, в начале 1137 года Ридван собрал армию из местных бедуинов и двинулся на Каир. Мусульманские солдаты Бахрама покинули его, и 3 февраля он бежал из Каира с 2000 армянскими солдатами, направляясь в Кус. [81] [85] антиармянский погром , был разграблен даже визирьский дворец. После его отъезда в столице разразился [85]
В Кусе Бахрам нашел своего брата убитым и оскверненным местными жителями. В отместку Бахрам разграбил город, но сопротивлялся призывам поджечь его, чтобы не вызвать полного отчуждения халифа. Затем он направился в Асуан на южной границе царства Фатимидов — некоторые источники утверждают, что он намеревался основать новое царство, союзное христианским королевствам Нубии на юге, — но местный губернатор запер ему ворота, и Бахрам был вынужден отступить к Ахмиму . [81] [86] Там до него дошло письмо от аль-Хафиза, в котором предлагались мягкие условия: он мог выбрать либо губернаторство в Кусе, Ахмиме или Асьюте , но мог сохранить лишь часть своих последователей, либо он мог войти в монастырь недалеко от Ахмима с письмом. защиты ( аман ) для себя и своих родственников. Бахрам выбрал последнее. [81] [87]
Режим Ридвана, 1137–1139 гг.
[ редактировать ]Снисходительность халифа к Бахраму неудивительна, поскольку христианский визирь не представлял такой угрозы его собственному положению, как суннит Ридван ибн Валахши , который «обещал стать вторым Насир ад-Давлой , угрожая перевернуть страну, а не перевернуть страну». Двунадесятник шиизма, как Кутайфат, но суннизм». [88] Действительно, когда Ридван вступил в должность 5 февраля 1137 года, его титулы отражали его опасно могущественное положение. Новый визирь, как и Бахрам, был «Мечом ислама» и, опять же, будучи мусульманином, главой кади ( кади аль-кудат ) и даи ( даи ад-духат ). Вместо «Самого могущественного и превосходного господина» ( ас-сайид аль-аджал аль-афдал ) он теперь был «самым превосходным королем» ( аль-малик аль-афдал ), что сигнализировало о его статусе монарха, фактически независимого от имама. халиф. Назначение Ридвана, таким образом, знаменует собой кульминацию процесса, который превратил фатимидских визирей в султанов, подобно отношениям сельджукских правителей по отношению к халифам Аббасидов со времен Тугрила ( годы правления 1037–1063 ). [89] [90]
Став визирем, Ридван начал антихристианские гонения. Христианских чиновников заменили мусульманами, их имущество было конфисковано, а некоторые казнены. [6] [89] [91] Для христиан и евреев были введены ограничительные и дискриминационные законы и постановления о роскоши, например, требующие от них носить специальную одежду и спешиваться при прохождении мимо мечети или запрещающие им кататься на лошадях, но только на ослах и мулах. Подушный налог ( джизья ) был пересмотрен, и теперь его нужно было платить на скамейке, установленной на высоте головы, как признак неполноценности. [91] [92] Армянские войска Бахрама были расформированы, либо расселены как крестьяне, либо им разрешили покинуть Египет и вернуться на родину. [89] В то же время Ридван пропагандировал суннизм: шафиитское медресе по сирийскому образцу было создано в Александрии , где суннизм был более распространен, чем в столице. [6] [89] [91] Ридван также продолжал переписку с Буридами , турецкой династией, правившей южной Сирией, особенно с Шамсом ад-Давлой Мухаммадом из Баальбека , для создания общего фронта против крестоносцев, но также, возможно, с целью использования сирийцев-суннитов для свержения династии Фатимидов. [93] [94] В 1138 году аль-Хафиз провел капитальную реконструкцию мечети аль-Азхар в Каире, установив килеобразные арки и резной лепной декор, которые можно увидеть сегодня во внутреннем дворе, а также купол у центрального входа в молитвенный зал. [95]
В 1138 году Ридван попытался полностью отстранить аль-Хафиза от власти, посоветовавшись с суннитом (главой Александрийского медресе Ибн Авфом), двунадесятником (Ибн Аби Камилом) и исмаилитским юристом (главным даи Исмаилом ибн Авфом). Салама ) о возможности свержения аль-Хафиза. Их ответы были вполне предсказуемы: Ибн Аби Камиль утверждал, что претензии аль-Хафиза и его предков на имамата были ложными, Ибн Салама поддержал халифа, а Ибн Авф занял более осторожную позицию и посоветовал поступить с низложением в соответствии с с религиозным правом. [96] [97] Ридван начал арестовывать и казнить членов окружения халифа. [96] при этом аль-Хафиз демонстративно отозвал Бахрама из ссылки и позволил ему поселиться во дворце. Ридван, в свою очередь, появился на публике в праздник Ид аль-Фитр 31 мая в мантии, обычно предназначенной для монархов. [98]
Ситуация достигла апогея 8 июня, когда аль-Хафиз, восседавший на троне на вершине Золотых ворот дворца, вступил в ожесточенную перепалку с Ридваном внизу. Затем визирь приказал окружить дворцы войсками и представил одного из сыновей халифа, намереваясь посадить его на трон. Это не удалось, поскольку дворец оставался для него закрытым, а также из-за сопротивления Ибн Саламы, который настаивал на том, что только имам может санкционировать своего преемника, даровав насш . ему [96] [98] Этот тупик позволил аль-Хафизу вернуть себе инициативу. Сын-перебежчик и его последователи были убиты, а 12 июня группа из двадцати человек телохранителей халифа вошла в город через ворота Баб Зувайла с криками «аль-Хафиз Победоносный» ( аль-Хафиз йа мансур ). К ним быстро присоединилось население и основная часть армии, поднявшейся восстания против Ридвана. Только с помощью своего брата и племянника, а также некоторых верных войск Райхании Ридван смог прорваться и покинуть город через Баб ан-Наср (Ворота Победы). Дворец визиря снова был разграблен толпой, стоявшей за ним. [96] [99]
С помощью нанятых ему бедуинов Ридван бежал в Аскалон, а оттуда во владения Буридов. Буридский правитель Салхада Кумуштакин дал ему отряд тюрков, с которым он вернулся в Египет. Собрав вокруг себя бедуинов, он двинулся на Каир, но был отброшен перед городскими воротами 28 августа 1139 года. Месяц спустя аль-Хафиз повел свою армию, состоящую из полков Хафизийа и Амирийи и своего телохранителя, чтобы разгромить Ридвана. силы. Ридван бежал в Верхний Египет, но вскоре был вынужден сдаться войскам халифа в обмен на амана . Аль-Хафиз интернировал Ридвана во дворце, в комнате рядом с комнатой Бахрама. [100] [101]
Возвращение к личному правлению, 1139–1149 гг.
[ редактировать ]После падения Ридвана аль-Хафиз предложил повторно назначить Бахрама визирем, но тот отказался. Однако он оставался ближайшим помощником аль-Хафиза, и после его смерти в ноябре 1140 года аль-Хафиз лично участвовал в похоронном кортеже. [94] [102] На оставшуюся часть своего правления аль-Хафиз не назначал другого визиря, а скорее выбирал секретарей ( катибов ), которые возглавили администрацию. [6] [103] В какой-то момент в 1139/40 году бербер Салим ибн Масал был назначен главным министром, но титула визиря намеренно избегали, и вместо этого ему был присвоен титул «надзиратель за делами» ( nāẓir fi'l-umur ) или «надзиратель за делами». общественные интересы» ( нацир фил-машалих ). Ибн Масаль будет назначен визирем только после смерти аль-Хафиза. [102] [104] [105] Это была преднамеренная попытка повернуть вспять постепенное преобразование визиря в султанат: в отличие от визирей, секретари были гражданскими бюрократами, не связанными с армией, а зачастую и немусульманами и, следовательно, полностью зависевшими от халифа. [106]
Первым из этих секретарей был египтянин-христианин Абу Закари , который был назначен Бахрамом «руководителем бюро» ( нацир фи'л-дававин , что, вероятно, указывает на главу дивана ат-тахкика ) и был уволен и сослан Бахрамом. Ридван. Аль-Хафиз восстановил его на своем посту и присвоил ему титул «протеже халифата» ( саниат аль-хилафа ). Судя по всему, он использовал свое положение главы налоговой администрации для получения налоговых поступлений и присвоения избыточного дохода себе. В результате в 1145 году он был арестован и казнён по приказу халифа вместе с отцом и братом. Мусульманские писатели очерняли Абу Закари как «Разрезанного Носа» ( аль-ахрам ), искажая его почетное прозвище аль-акрам («Благороднейший»). Эта антихристианская враждебность, возможно, объясняет, почему оба его преемника были мусульманскими кади , служившими под началом Ридвана. [102] [107] Первый, Абу'л-Карам ат-Тинниси , получил титул «Успешный» ( аль-Муваффак ) и занимал этот пост в течение двух лет, до сентября 1147 года. Его сменил Мухаммад ибн аль-Хусейн аль- Тарабулуси по прозвищу «Избранный» ( аль-Муртада ). Аль-Тарабулуси также был назначен главой канцелярии и получил квази-визири прерогативы: ему было разрешено носить хвост своего тюрбана ( ханак ) в стиле, предназначенном для дворцовых евнухов, и он присутствовал на халифе на пятничной молитве . [102] [108]
Во внешней политике последнее десятилетие правления аль-Хафиза было в основном мирным. И Фатимиды, и Иерусалимское королевство были сосредоточены на внутренних проблемах, а крестоносцы были озабочены Зенги. [109] В апреле/мае 1141 года рыцари-крестоносцы появились перед Аскалоном, но были прогнаны гарнизоном Фатимидов. [110] В 1142/3 послы Фатимидов посетили двор Роджера II Сицилийского. Роджер преследовал экспансионистские планы против бывших владений Фатимидов в Ифрикии, которыми теперь управляет династия Зиридов , и его флот недавно захватил там старую столицу Фатимидов Аль-Махдию . Несмотря на возможную опасность, которую представляла христианская экспансия в Северную Африку, а также инциденты, когда нормандские военные корабли захватывали египетские торговые суда, отношения оставались теплыми. Летописец Ромуальд Салернский даже записывает заключение торгового договора между Египтом и Сицилией в 1143 году. По мнению Хальма, решение Роджера воздержаться от Второго крестового похода (1147–1150), возможно, сыграло роль в сохранении дружеских отношений до смерти обоих монархов. . [111] Историк Джереми Джонс отмечает, что, хотя Фатимиды давно утратили возможность напрямую вмешиваться в Ифрикию, они заняли позицию « невмешательства » в отношении нормандской экспансии, поскольку короли Сицилии, «торговый партнер, доказавший свою ценность», пообещали: восстановление закона и порядка вдоль побережья Северной Африки», что принесло бы пользу египетской торговле. Джонс также отмечает, что даже многие торговые сети, связывавшие Индийский океан и Красное море с Египтом и Средиземным морем, по-видимому, в то время находились в руках сицилийских и ифрикийских купцов, что может еще больше объяснить интерес Каира к нормандскому предприятию. [112]
В 1139/40 году аль-Хафиз отправил послов к зурайидскому правителю Адена Али ибн Сабе ибн Абу'л-Сууду , чтобы официально назначить его даи Йемена. К тому времени, когда прибыл посланник Фатимидов, Али умер, поэтому власть перешла к его брату и преемнику Мухаммеду . [113] Еще одно посольство в Йемен зарегистрировано в 1144 году, скорее всего, снова направлявшееся в Аден. [114] В сентябре 1147 года в Дамаск прибыло посольство Фатимидов, очевидно, в попытке объединиться с его правителем Унуром против амбиций сына Зенги Нур ад-Дина . Однако, учитывая продолжающиеся проблемы в Египте, любая мысль о вторжении Фатимидов в Сирию оставалась невозможной. [114]
В последние годы правления аль-Хафиза преобладали внутренние проблемы, обнажившие нестабильные основы его власти. [114] В 1144/5 году один из дядей аль-Хафиза, Абу'л-Хусейн, пытался заручиться поддержкой Сахиб аль-Баба для своей заявки на халифат, обещая сделать его визирем в качестве награды. Сахиб аль-баб Хумарташ сообщил об этом аль-Хафизу, который бросил своего дядю в тюрьму. [61] [114] В 1146 году полководец Бахтияр восстал в Верхнем Египте, но был разбит войсками берберов Лувата из Западной пустыни . [6] [61] В мае 1148 года Ридвану удалось сбежать из заключения во дворце, пересечь Нил и собрать под своим знаменем последователей, включая бедуинов, регулярных солдат и Лувату. [115] С этой армией он еще раз двинулся на Каир, разбил войска халифа и преследовал их до самого города. [116] Аль-Хафиз запер ворота дворца, но притворился, что готов сотрудничать, и даже послал деньги, когда Ридван попросил их, чтобы заплатить своим людям. В то же время халиф выбрал десять чернокожих африканцев из телохранителей халифа для убийства Ридвана. С криками «аль-Хафиз Победоносный» они напали и убили его и его брата возле мечети Акмар . [116] В 1149 году другой претендент, предполагаемый сын Низара, собрал сторонников-берберов — Лувату и даже некоторых Кутаму , когда-то оплот ранней династии Фатимидов, — чтобы напасть на Александрию. Повстанцы одержали победу над первой армией, посланной им противостоять, но восстание было прекращено, когда аль-Хафиз подкупил вождей Лувата, чтобы они отступили деньгами и обещаниями предоставления земли в дельте Нила. Отрубленную голову самозванца отправили в Каир. [61] [117] В 1149 году соперничающие военные группировки Джуюсия и Райхания снова столкнулись на улицах Каира, так что люди боялись входить в столицу. Дзююсия одержали победу и вытеснили своих противников из города в Гизу . [61] [118] Эти годы также были годами стихийных бедствий. Разливы Нила были особенно слабыми в 1139 году, а голод и эпидемия опустошили Египет в 1142 году. В 1148 году разлив Нила был слишком сильным, и вода достигла ворот Каира. [118]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Аль-Хафиз умер 10 октября 1149 г. [118] о сильной кишечной колике . [74] Его выживание на троне, несмотря на все угрозы, с которыми он столкнулся, было поразительным, и ему удалось восстановить личный контроль халифа над администрацией в степени, невиданной на протяжении столетия. [119] Но после своей смерти он оставил после себя сильно пошатнувшийся режим, который выжил главным образом благодаря инерции и личной заинтересованности широких слоев общества в его сохранении. Исмаилитская миссия, которая вдохновляла раннюю экспансию Фатимидов, утратила свой импульс, и легитимность династии подвергалась все большему сомнению. [120] Империя Фатимидов во время его правления сократилась до Египта и частей Йемена и Мукурии , признавших ее господство. В то время как дело Фатимидов ослабевало, за пределами Египта Зенги и Нур ад-Дин строили в Сирии воинственно-суннитский режим, идеологическое рвение которого давало о себе знать по всему региону. Ослабленный Египет вскоре стал трофеем в конфликте между Нур ад-Дином и крестоносцами, что привело к окончательному краху династии Фатимидов. [121]
Аль-Хафизу наследовал младший и единственный оставшийся в живых из пяти его сыновей, 16-летний Абу Мансур Исмаил, носивший царственное имя аль-Зафир би-Амр Аллах . [105] [122] Аль-Хафиз был последним халифом Фатимидов, взошедшим на престол во взрослом возрасте. [118] Следующие три фатимидских имама-халифа до конца династии в 1171 году были не более чем марионеточными правителями, реальная власть которых находилась в руках их визирей. [123]
Сноски
[ редактировать ]- ↑ Призванный в Каир в 1073 году, чтобы спасти разваливающуюся династию, которой угрожал свержение Насир ад-Давла ибн Хамдан , Бадр установил режим, который современные ученые назвали де-факто военной диктатурой. Современники определяли Бадра и его преемников как « визирей меча», фактически полномочных наместников с полным контролем над всеми аспектами государственной власти: визирь теперь был главнокомандующим армией, а также верховным главой гражданской и судебной власти. и религиозные администрации. [11] [12] [13]
- ↑ Единственным исключением является лидер тайиби 15-го века и историк Идрис Имад ад-Дин , который сообщает, что Абд аль-Маджид вступил в должность регента аль-Тайиба. Сообщение Имада ад-Дина соответствует традиции Тайиби, которая обвиняет Кутайфат в изгнании младенца, и явно отвергается всеми другими, особенно современными источниками. [16]
- ↑ В результате молчания в официальных источниках существование ат-Тайиба подвергалось сомнению некоторыми ранними исследователями исмаилизма в 20 веке. [17] Его историчность теперь считается установленной на основании нескольких моментов: сохранились сохранившиеся отчеты о торжествах, организованных аль-Амиром в честь его рождения, разрозненные упоминания о нем в историках XII века и сохранившийся пример, отправленный йеменской королеве Арве аль-Амиру. -Сулейхи , из писем, отправленных дружественным правителям с объявлением об этом событии. [3] [8] [18]
- ^ Концепция насс занимает центральное место в ранней шиитской, и особенно исмаилитской, концепции имамата , но она также порождает практические осложнения: поскольку считалось, что имам обладает непогрешимостью Бога ( 'ишма ), он не мог ошибиться, особенно в таком важном вопросе, как выбор своего наследника и будущего имама. Назначенные наследники, умершие раньше своих отцов, были источником значительного затруднения, и поэтому, хотя наследник мог иметь явное преимущество во время правления его отца, насс часто удерживался незадолго до смерти правящего имама, провозглашенной в завещании последнего, или оставлялся в качестве завещания. с третьей стороной. [22]
- ^ Имам — духовный лидер исламской общины верующих ( уммы ) как преемник Мухаммеда . [26] После гражданских войн раннего мусульманского периода основная масса суннитов последовала за халифами как за преемниками Мухаммеда и предъявляла мало условий к руководящим должностям. [27] [28] С другой стороны, шииты постепенно развили представление об имаме как об единственном, божественно облеченном и руководимом преемнике Мухаммеда, фигуре, наделенной уникальными качествами и живым доказательством ( худжа ) Бога. Эта должность была зарезервирована за членом семьи Мухаммеда зять Мухаммеда Али ибн Аби Талиб . , причем первым таким имамом считался [29] [30] Ветви двунадесятников -шиитов и исмаилитов (или семинеров) разделились после смерти Джафара ас-Садика в 765 году. Двенадцать последователей последовали за Мусой аль-Казимом в качестве своего седьмого имама и завершили линию своих имамов аль-Махди. , двенадцатый и последний имам, который ушел в оккультизм в 874 году и чье мессианское возвращение все еще ожидается. [31] Различные ветви исмаилитов следуют линии преемственности от Исмаила ибн Джафара через непрерывную череду как публичных, так и скрытых имамов, включая фатимидских имамов-халифов, до наших дней. [32]
- ↑ Тайибиты считают, что аль-Тайиб был поручен аль-Амиром некоему Ибн Мадяну и что младенца спрятали Ибн Мадьян и его помощники, когда Кутайфат пришел к власти. Ибн Мадьян был убит Кутайфатом, но его зять сбежал вместе с ат-Тайибом, который теперь ушел в оккультизм . Считается, что Аль-Тайиб умер, еще находясь в затмении, но у него были потомки, которые до сих пор дали ряд скрытых имамов. Вместо этого общественное руководство общиной тайиби вплоть до сегодняшнего дня взяла на себя череда «абсолютных миссионеров» ( Даи аль-Мутлак ). [52] [53]
- ↑ Тесные контакты между Нормандской Сицилией и Фатимидским Египтом были основаны на торговле и имперских амбициях Роджера, которые простирались от бывших владений Фатимидов в Ифрикии , ныне принадлежавших Зиридам крестоносцев , до Антиохийского княжества . Фатимиды выступали посредниками между Зиридами и Роджером, а сицилийский двор во многом смоделировал свою администрацию и титулатуру по образцу практики Фатимидов. Фатимиды, судя по всему, даже считали Роджера вассальным монархом и обращались к нему в стиле, соответствующем младшему правителю. [83]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дафтари 2007 , стр. 250–251, 508.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Уокер 2017 .
- ^ Jump up to: а б с д Листы 2007 , с. 246.
- ^ Jump up to: а б с Магуед 1971 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Гюнер 1997 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гюнер 1997 , с. 109.
- ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 261.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 177–178.
- ^ Стерн 1951 , стр. 202–203.
- ^ Jump up to: а б с Бретт 2017 , с. 262.
- ^ Дак 1965 , стр. 857–858.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 194–195, 211, 241.
- ^ Бретт 2017 , стр. 207–208, 228 и далее..
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 178.
- ^ Хальм 2014 , стр. 179, 182.
- ^ Стерн 1951 , с. 203 (примечание 1).
- ^ Стерн 1951 , с. 196.
- ^ Стерн 1951 , стр. 196–198.
- ^ Стерн 1951 , с. 204.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 246, 261.
- ^ Бретт 2017 , стр. 262–263.
- ^ Уокер 1995 , стр. 240–242.
- ^ Стерн 1951 , стр. 203–204.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 179.
- ^ Jump up to: а б Бретт 2017 , с. 263.
- ^ Маделунг 1971 , с. 1163.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 36–38.
- ^ Маделунг 1971 , стр. 1163–1164.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 1, 39–86.
- ^ Маделунг 1971 , стр. 1166–1167.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 38, 88–89.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 89–98, 99–100, 507 и далее..
- ^ Стерн 1951 , стр. 204–206.
- ^ Бретт 2017 , стр. 263–264.
- ^ Хальм 2014 , стр. 180–181.
- ^ Хальм 2014 , стр. 180.
- ^ Jump up to: а б с Листы 2007 , с. 247.
- ^ Jump up to: а б с Бретт 2017 , с. 265.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 182.
- ^ Стерн 1951 , стр. 207–208.
- ^ Стерн 1951 , стр. 207–209.
- ^ Хальм 2014 , стр. 182–183.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 247–248.
- ^ Бретт 2017 , стр. 265–266.
- ^ Jump up to: а б с Листы 2007 , с. 248.
- ^ Jump up to: а б с Штерн 1951 , с. 194.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 241–242.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 242–243.
- ^ Бретт 2017 , с. 252.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 244.
- ^ Бретт 2017 , стр. 233–234, 261.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 261 и след..
- ^ Хальм 2014 , стр. 184, 185.
- ^ Бретт 2017 , с. 266.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 241–243, 248.
- ^ Хальм 2014 , стр. 183.
- ^ Хальм 2014 , стр. 184.
- ^ Дафтари 2007 , с. 253.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 255–260.
- ^ Бретт 2017 , стр. 267, 277.
- ^ Jump up to: а б с д и Бретт 2017 , с. 277.
- ^ Дедоян 1997 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б с д и Бретт 2017 , с. 267.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 186.
- ^ Дедоян 1997 , стр. 143–144.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 248–249.
- ^ Бретт 2017 , стр. 238, 267.
- ^ Хальм 2014 , стр. 186–187.
- ^ Уокер 1995 , стр. 255–256.
- ^ Хальм 2014 , стр. 199–200.
- ^ Бретт 2017 , стр. 278–279, 281–282.
- ^ Хальм 2014 , стр. 229–232.
- ^ Jump up to: а б с д и Листы 2007 , с. 249.
- ^ Jump up to: а б с д Магуед 1971 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с д Хальм 2014 , стр. 187.
- ^ Jump up to: а б с д и Бретт 2017 , с. 268.
- ^ Хальм 2014 , стр. 187–188.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 188.
- ^ Хальм 2014 , стр. 188–190.
- ^ Хальм 2014 , стр. 190.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бретт 2017 , с. 272.
- ^ Jump up to: а б с Хальм 2014 , стр. 191.
- ^ Бретт 2017 , стр. 270–272.
- ^ Бретт 2017 , стр. 270–271.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 192.
- ^ Хальм 2014 , стр. 192–193.
- ^ Хальм 2014 , стр. 193–194.
- ^ Бретт 2017 , стр. 272–273.
- ^ Jump up to: а б с д Хальм 2014 , стр. 194.
- ^ Бретт 2017 , стр. 273–274.
- ^ Jump up to: а б с Бретт 2017 , с. 274.
- ^ Хальм 2014 , стр. 194–195.
- ^ Бретт 2017 , стр. 274–275.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 198.
- ^ Уильямс 2018 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б с д Бретт 2017 , с. 275.
- ^ Хальм 2014 , стр. 195.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 196.
- ^ Хальм 2014 , стр. 196–197.
- ^ Бретт 2017 , стр. 275–276.
- ^ Хальм 2014 , стр. 197–198.
- ^ Jump up to: а б с д Бретт 2017 , с. 276.
- ^ Хальм 2014 , стр. 216–217.
- ^ Канард 1971 , с. 868.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 223.
- ^ Хальм 2014 , стр. 218.
- ^ Хальм 2014 , стр. 217.
- ^ Хальм 2014 , стр. 217–218.
- ^ Хальм 2014 , стр. 198, 218.
- ^ Хальм 2014 , стр. 200.
- ^ Хальм 2014 , стр. 219–220.
- ^ Джонс 1987 , с. 99.
- ^ Дафтари 2007 , с. 257.
- ^ Jump up to: а б с д Хальм 2014 , стр. 220.
- ^ Хальм 2014 , стр. 220–221.
- ^ Jump up to: а б Хальм 2014 , стр. 221.
- ^ Хальм 2014 , стр. 221–222.
- ^ Jump up to: а б с д Хальм 2014 , стр. 222.
- ^ Бретт 2017 , стр. 279–280.
- ^ Бретт 2017 , стр. 277, 280.
- ^ Бретт 2017 , с. 280.
- ^ Бьянкис 2002 , с. 382
- ^ Дафтари 2007 , стр. 249–250.
Источники
[ редактировать ]- Бьянки, Тьерри (2002). «аль-Зафир би-Ада'Аллах» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 382–383. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_8067 . ISBN 978-90-04-12756-2 .
- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. дои : 10.1515/9781474421515 . ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Канард, Мариус (1965). «Фатимиды» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 850–862. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0218 . OCLC 495469475 .
- Канард, Мариус (1971). «Ибн Масал » В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 868. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_3288 . OCLC 495469525 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Дедоян, Сета Б. (1997). Фатимидские армяне: культурное и политическое взаимодействие на Ближнем Востоке . Лейден, Нью-Йорк и Кельн: Brill. дои : 10.1163/9789004492646 . ISBN 90-04-10816-5 .
- Гюнер, Ахмет (1997). «Хафиз-Лидинилла» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 15 (Аид – Ханафи Мехмед) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 108–110. ISBN 978-975-389-442-5 .
- Хальм, Хайнц (2014). первых крестовых походов, 1074–1171 гг. . Халифы и ассасины: Египет и Ближний Восток во времена (на немецком языке) Мюнхен: CH Бек. дои : 10.17104/9783406661648-1 . ISBN 978-3-406-66163-1 .
- Джонс, Джереми (1987). « Малик Ифрикия : Нормандское королевство Африки и Фатимиды». Ливийские исследования . 18 : 89–101. дои : 10.1017/S0263718900006865 . S2CID 163054015 .
- Маделунг, В. (1971). «Имама» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1163–1169. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0369 . OCLC 495469525 .
- Магуед, AM (1971). «аль-Хафих » В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 100-1 54–55. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_2612 . OCLC 495469525 .
- Стерн, С.М. (1951). «Наследование Фатимидского Имама аль-Амира, Притязания Поздних Фатимидов на Имамат и рост тайибитского исмаилизма». Ориенс . 4 (2): 193–255. дои : 10.2307/1579511 . JSTOR 1579511 .
- Уокер, Пол Э. (1995). «Наследование власти в шиитском халифате». Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 32 : 239–264. дои : 10.2307/40000841 . JSTOR 40000841 .
- Уокер, Пол Э. (2017). «Аль-Хафиз ли-Дин Аллах» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_30176 . ISSN 1873-9830 .
- Уильямс, Кэролайн (2018). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство (Седьмое изд.). Каир и Нью-Йорк: Американский университет в Каире Press . ISBN 978-977-416-855-0 .