Стих о послушании
Коран |
---|
Аят послушания ( араб . آيَة ٱلطَّاعَة ) — это стих 4:59 центрального религиозного текста ислама, Корана . Он читает
О вы, уверовавшие, повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и тем, кто имеет власть среди вас, а если вы расходитесь во мнениях. что-либо, верните это Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Это лучше и лучше. Интерпретация
О вы, верующие! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и тем, кто обладает властью ( ули аль-амр ) среди вас. И если вы разногласите между собой по какому-либо вопросу, обратитесь к Богу и Посланнику, если вы верите в Бога и Последний День . Это лучше и справедливее по результату. [ 1 ]
В суннитском исламе «обладающие властью» ( араб . أولي الأمر , латинизированный : ulil amr ) в этом стихе по-разному относятся к халифам Абу Бакру и Умару , (военным) командирам исламского пророка Мухаммеда , его сподвижникам или религиозным ученым, хотя преобладающая суннитская точка зрения определяет власть имущих как правителей мусульманских общин. В шиитском исламе «Двенадцати» властью обладают Двенадцать Имамов , и абсолютное послушание, предписанное в этом аяте, рассматривается как свидетельство непогрешимости Имамов.
суннитский взгляд
[ редактировать ]В суннитском исламе этот стих связан с назначением Мухаммедом Абдаллаха ибн Худхафы командовать отрядом мусульманской армии. [ 2 ] Повиновение Мухаммеду и тем, кто облечен властью, в этом аяте равносильно повиновению Богу, которое историк ат-Табари ( ум. 310/923 ) подтверждает в своем толковании пророческим хадисом. После смерти Мухаммеда большинство суннитских комментаторов интерпретируют послушание Мухаммеду как следование его старшинству ( сунне ). [ 1 ]
Учитывая его политическое значение, существуют различные взгляды на личность тех, кто находится у власти в этом стихе, отражающие теологические и политические группы в раннем исламе. [ 3 ] Некоторые хадисы, переданные Ибн Касиром ( ум. 774/1373 ), ат-Табари и аль-Вахиди ( ум. 468/1076 ), идентифицируют лиц, обладающих властью, как (военных) командиров Мухаммеда. [ 1 ] Этого же мнения придерживается и Халид Бланкиншип . [ 4 ] Некоторые другие традиции, представленные ат-Табари и аль-Куртуби ( ум. 671/1272 ), определяют тех, кто обладает властью в аяте о послушании, как религиозных учёных. [ 1 ] в то время как другая группа называет их сподвижниками Мухаммеда, [ 3 ] или первых двух халифов после Мухаммеда, а именно Абу Бакра ( годы правления 632–634 ) и Умара ( годы правления 634–644 ). [ 1 ] Однако преобладающая суннитская точка зрения состоит в том, что в этом аяте речь идет о правителях мусульманской общины. [ 3 ]
Бланкиншип и Махмуд М. Аюб ( ум. 2021 ) отмечают абсолютное повиновение властям в стихе 4:59. [ 4 ] [ 5 ] По мнению Аюба, это послушание должно способствовать послушанию Богу и Мухаммеду, что, в свою очередь, требует, чтобы те, кто обладает властью, сами были безупречно послушны Богу и Мухаммеду. [ 5 ] С другой стороны, Бланкиншип предполагает, что абсолютное послушание в стихе 4:59 может быть несколько смягчено стихом 3:159, который предписывает Мухаммеду посоветоваться со своими последователями, прежде чем принимать решение. [ 4 ]
Хадисная литература
[ редактировать ]Бернард Льюис ( ум. в 2018 г. ) перечисляет два хорошо засвидетельствованных хадиса, которые могут ограничивать степень послушания в исламе. Один говорит: «В грехе нет послушания», подразумевая исламский долг противостоять греховной власти. Другое высказывание: «Не повинуйтесь творению против его создателя» — аналогичным образом ограничивает власть имущих. [ 6 ] В качестве альтернативы, рассказывая о противодействии Абу Зарра ( ум. 652 ) поведению Усмана ( годы правления 644–656 ), ат-Табари цитирует пророческий хадис: «[Абу Зарр!] Слушайте и повинуйтесь, даже если человек, обладающий властью, над тобой раб с изуродованным носом». [ 7 ] Он включает еще один хадис, также приписываемый Мухаммеду: «Любого, кто восстанет, когда у людей есть имам, стремясь тем самым создать смуту и разобщенность, вы должны убить его». Цитируя этот хадис, Абу Муса аль-Ашари , как сообщается, отметил, что Мухаммед говорил о любом имаме, не обязательно о справедливом имаме. Таким образом, губернатор Куфы и соратник Мухаммеда безуспешно пытался умиротворить куфанское восстание против Усмана. Таким образом, аль-Ашари поставил выше справедливости и моральной целостности свой страх перед раздорами и беспорядками. [ 8 ] который позже стал анафемой для суннитского ислама. [ 9 ]
Взгляд двунадесятников-шиитов
[ редактировать ]Как сообщается в «Тафсире ат-Тибьяне» и «Тафсире аль-Коми» , [ 10 ] Традиции Двенадцати в стихе о послушании облеченные властью идентифицируют как Двенадцать Имамов , которые считаются непогрешимыми божественными наставниками после Мухаммеда. [ 11 ] [ 12 ] Суннитский ат-Табари сообщает о традиции, приписываемой пятому имаму аль-Бакиру , согласно которой лица, обладающие властью, вместо этого идентифицируются как (религиозные) ученые, хотя он также подавляет хадисы, которые поддерживают точку зрения двунадесятников, и включает суннитские хадисы, которые определяют тех, кто находится у власти. как Абу Бакр и Умар. [ 10 ]
затемнение
[ редактировать ]Двенадцатый Имам — эсхатологический Мухаммад аль-Махди , который, как ожидается, вновь появится из оккультизма (874 г. по настоящее время) в конце времен, чтобы наполнить землю миром и справедливостью. [ 13 ] В то время как ули аль-амр в стихе о послушании традиционно ограничивается имамами в шиитских двунадесятниках, Садр ( ум. 1980 ) недавно расширил его, включив в новое прочтение традиций шиитских юристов. Монтазери ( ум. 2009 г. ) сделал аналогичный комментарий, прежде чем отозвать его. Их точку зрения отвергает Шамсуддин, который утверждает, что этот аят не дает юристам мандата на управление, даже если он дает им право издавать юридически обязательные решения в контексте шиитской юриспруденции ( фикха ). [ 14 ]
Справедливость
[ редактировать ]Суннитский хадис утверждает, что мусульманин будет вознагражден за подчинение властям, независимо от их добродетели, как сообщают Ибн Касир и ат-Табари. Другая известная суннитская традиция гласит: «Один день анархии хуже тысячи лет тирании». Однако другие хадисы запрещают мусульманам подчиняться кому-либо, кто не подчиняется Богу. Таким образом, некоторые сунниты ограничили власть имущих принципом повиновения справедливым правителям. [ 1 ]
непогрешимость
[ редактировать ]Суннит ар-Рази ( ум. 606/1210 ) утверждает в своем «Ат-Тафсир аль-Кабир» , что абсолютное послушание в этом аяте тем, кто облечен властью, требует их непогрешимости, поскольку послушание тем, кто грешит, запрещено в аяте 76:24: Не уступайте никому из этих грешников и неверующих», а также в стихах 2:229 и 26:151. Тем не менее, ар-Рази считает мусульманское сообщество коллективно непогрешимой сущностью, а не теми, кто находится у власти. [ 15 ] Как отмечает Мавани, шиитская критика этой точки зрения заключается в том, что консенсус мусульман недействителен для выбора преемника Мухаммеда. [ 15 ] Эту точку зрения развивает Маделунг , который пишет, что преемственность пророков — это вопрос, который решается в Коране божественным выбором, а не сообществом. В частности, добавляет он, Бог выбирает их преемников из их собственных семей, независимо от того, станут ли эти преемники сами пророками. [ 16 ] Джафри и Аббас придерживаются схожих взглядов. [ 17 ] [ 18 ]
Аят о послушании предписывает абсолютное послушание Богу, Мухаммеду и имамам в шиитском двунадесятнике. [ 11 ] где этот аят также рассматривается как свидетельство духовной непогрешимости ( исма ) имамов, поскольку, как они утверждают, Бог будет требовать послушания только тому, кто защищен от религиозных ошибок. [ 19 ] [ 20 ]
Арбитраж
[ редактировать ]После смерти Мухаммеда аят о послушании предусматривает, что разногласия должны разрешаться посредством ссылки на Коран и Сунну. Хотя власть имущие здесь отсутствуют в судебном разбирательстве, они упоминаются в другом месте в стихе 5:83, который включает в себя следующий отрывок: «И когда доходила до них весть о безопасности или страхе, они распространяли ее, тогда как если бы они отсылали к Посланник и те, кто обладает властью среди них, те из них, чья задача — исследовать, знали бы об этом». [ 21 ] Лалани приписывает этот аргумент Двенадцати Имаму аль-Бакиру ( г. ) 114/732 , [ 22 ] который также появляется в «аль-Джами ли-ахкам аль-Коран» суннита аль-Куртуби ( ум. 671/1272 ). [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Наср и др. 2015 , с. 532.
- ^ Кёхлер 1982 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б с Кади 2001 , с. 189.
- ^ Jump up to: а б с Бланкиншип 2003 , с. 567.
- ^ Jump up to: а б Аюб 2014 , с. 63.
- ^ «Свобода и справедливость на Ближнем Востоке» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2007 г. Проверено 5 ноября 2008 г.
- ^ Аюб 2014 , с. 62.
- ^ Аюб 2014 , с. 67.
- ^ Кини 2021 , с. §3.2.
- ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , стр. 11–2.
- ^ Штайгервальд 2008 , стр. 373–4.
- ^ Момент 1985 , с. 166.
- ^ Мавани 2013 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б Мавани 2013 , с. 102.
- ^ Маделунг 1997 , с. 17.
- ^ Джафри 1979 , стр. 14–6.
- ^ Аббас 2021 , с. 93.
- ^ Наср и др. 2015 , стр. 533–4.
- ^ Мавани 2013 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Наср и др. 2015 , с. 533.
- ^ Строка 2000 , стр. 63–4.
Источники
[ редактировать ]- Наср, Ш.; Дагли, СК; Дакаке, ММ; Ламбард, JEB; Рустом, М., ред. (2015). Исследование Корана: новый перевод и комментарий . Харпер Коллинз. ISBN 9780062227621 .
- Лалани, Арзина Р. (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 978-1860644344 .
- Момен, М. (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300034998 .
- Штайгервальд, Диана (2008), «Двунадесятник Шии Тавил », Блэквеллский спутник Корана , Блэквеллские сподвижники религии, Оксфорд: Blackwell Publishing, стр. 373–385, ISBN 978-1-4051-7844-0
- Кади, Вадад (2001). "Власть" . В Маколиффе, Джейн Даммен (ред.). Энциклопедия Корана . Том 1. Брилл. стр. 188–90. ISBN 90-04-14743-8 .
- Бланкиншип, Халид Яхья (2003). «Послушание» . В Маколиффе, Джейн Даммен (ред.). Энциклопедия Корана . Том. 3. Брилл. стр. 566–9. ISBN 90-04-14743-8 .
- Маделунг, Уилферд (1997). Наследование Мухаммеда: исследование раннего Халифата . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-64696-3 .
- Аббас, Хасан (2021). Наследник Пророка: жизнь Али ибн Аби Талиба . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300252057 .
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лондон: Лонгман.
- Мавани, Хамид (2013). Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Исследования Рутледжа в области политического ислама. Абингдон: Рутледж. ISBN 978-1-135-04473-2 .
- Кёхлер, Ганс (1982). Концепция единобожия в исламе и христианстве . Международная организация прогресса. ISBN 9783700303398 .
- Аюб, Махмуд М. (2014). Кризис мусульманской истории: религия и политика в раннем исламе . Публикации Oneworld. ISBN 9781780746746 .
- Кини, Хизер Н. (2021). 'Усман ибн 'Аффан: легенда или ответственность? . Публикации Oneworld. ISBN 9781786076984 .