Кази Иса Саваджи
Кази Иса Саваджи | |
---|---|
Умер | 24 января 1491 г. |
Национальность | Белая овца |
Занятие | Бюрократ |
Годы активности | 1450–1491 гг. |
Родственники | Шейх Али Саваджи (брат) Наджм ад-Дин Масуд Саваджи (племянник) |
Кази Иса Саваджи (также пишется как Кади ; умер в 1491 г.) был персом . [ 1 ] бюрократ из рода Саваджи , входивший в число ведущих фигур во время правления Ак-Коюнлу правителей Узун Хасана ( годы правления 1453–1478 ) и Якуб-бека ( годы правления 1478–1490 ).
Биография
[ редактировать ]
Кази Иса был членом семьи Саваджи из Персидского Ирака ( Irāq-i Ajam ), региона, соответствующего западной части Ирана . [ 2 ] В начале своей карьеры Кази Иса занимал должность кади (главного судьи) Тебриза , столицы туркменского государства Ак Коюнлу . [ 3 ] Вместе с Абу Бакром Тихрани и эмиром Захир ад-Дином Ибрагим Шахом он был среди ведущих фигур при дворе правителя Ак-Коюнлу Узун Хасана ( годы правления 1453–1478 ). [ 4 ] В этот период выдающийся ученый шейх Ибрагим Гульшани (умер в 1534 г.) выступал за то, чтобы Кази Иса стал наставником сына Узун Хасана Якуб-бека . Кази Иса наконец получил должность при воцарении Якуб-бека в 1478 году, а также должность главного магистрата. [ 3 ] Во время своего правления Якуб Бег начал земельную реформу, чтобы консолидировать свое царство и создать стабильное правительство. Ак Коюнлу использовал политическую систему, основанную на старой икте (земельных грантах), которая использовалась еще с досельджукского периода . Эта система, известная как союргал (бенефис), использовалась со времен Джалаиридов . Он исключил владельца икты из налогообложения, а также сделал его автономным. Реформу начал Кази Иса. [ 5 ] [ 6 ]
Современный историк Фазлаллах Хунджи Исфахани (умер в 1521 г.) осудил отмену сойургала , заявив, что это обеспокоило многих религиозных ученых в Ширазе. считает Исламская энциклопедия истинность его утверждения сомнительной, заявляя, что; «Следует повторить, что его информация о влиянии этих реформ в основном относится к Фарсу , однако это практически единственный современный источник по этой теме и, следовательно, центральный для любого ее понимания. Его позиция явно партийная, поскольку реформы, похоже, отрицательно повлияло на его родственников». [ 5 ] К 1489 году Кази Иса практически укрепил свою власть над царством Ак-Коюнлу вместе со своим двоюродным братом Наджм ад-Дином Масудом Саваджи, который в том же году был назначен амир-и диваном (заместителем султана). [ 7 ] После смерти Якуба 24 декабря 1490 года земельная реформа была отменена. [ 5 ] [ 6 ]
К моменту смерти Якуба туркменский офицер суфий Халил-бек Мавсилу оказался в выгодном положении главы политического и военного перевеса на зимних квартирах Карабаха . При поддержке своих родственников Мавсиллу он убедил принцев Баяндура и Мираншахи посадить на трон девятилетнего сына Якуба, Байсунгура. Теперь де-факто правитель королевства, Суфий Халил стремился уничтожить администрацию Якуба, включая Кази Ису. [ 8 ] Суфий Халил обвинил Кази Ису в ереси , которую последний отрицал. Тем не менее, несколько дней спустя (24 января 1491 г.) суфий Халил казнил Кази Ису через повешение на орду-базаре («солдатский рынок»). [ 9 ] [ 10 ] Брат Кази Исы, шейх Али Саваджи, который проводил реформы своего брата в Фарсе, был арестован, подвергнут пыткам и оштрафован в Ширазе военным губернатором Мансуром Бегом Пурнаком. Впоследствии его перевезли в Тебриз, где суфий Халил казнил его. [ 11 ] Племяннику Кази Исы Наджму ад-Дину Масуду Саваджи удалось ненадолго сбежать, пока он не был отравлен Муллой Джаном по наущению суфия Халила. [ 12 ]
Вскоре после смерти Кази Исы саваджи перешли на сторону сефевидского шаха (короля) Исмаила I ( годы правления 1501–1524 ). [ 13 ] который к 1509 году завоевал все бывшее царство Ак-Коюнлу. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мелвилл 2020 , с. 28.
- ^ Дуниц 2015 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Дунец 2015 , с. 119.
- ^ Лангаруди и Купер 2008 .
- ^ Jump up to: а б с Лангаруд и Негабан 2008 .
- ^ Jump up to: а б Quiring-Zoche 1986 , стр. 163–168.
- ^ Лингвуд 2013 , с. 121.
- ^ Вудс 1999 , с. 151.
- ^ Вудс 1999 , стр. 151–152.
- ^ Минорский 1955 , стр. 457–458.
- ^ Вудс 1999 , с. 152.
- ^ Дуниц 2015 , с. 125.
- ^ Митчелл 2009 , с. 29.
- ^ Пикантный 1964 , с. 77.
Источники
[ редактировать ]- Карри, Джон Дж. (2010). Трансформация мусульманской мистической мысли в Османской империи . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0748639236 .
- Дунец, Александра (2015). Космические опасности Кади Хаусайна Майбуди в Иране пятнадцатого века . Брилл. ISBN 978-9004302310 .
- Лангаруди, Реза Резазаде; Купер, Джон (2008). «Абу Бакр Тихрани» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
- Лангаруди, Реза Резазаде; Негабан, Фарзин (2008). «Ак-куюнлу » В Маделунге, Уилферд ; Блокнот, Фархад (ред.). Исламская энциклопедия онлайн Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
- Лингвуд, Чад (2013). Политика, поэзия и суфизм в средневековом Иране . Брилл. ISBN 978-9004254046 .
- Мелвилл, Чарльз (2020). Век Тимуридов: Идея Ирана Том 9 . Кембриджский университет , английский : Bloomsbury Publishing . ISBN 9781838606152 .
- Минорский, Владимир (1955). «Ак-Коюнлу и земельная реформа». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 17 (3): 449–462. дои : 10.1017/S0041977X00112376 . JSTOR 609589 . S2CID 154166838 . ( требуется регистрация )
- Митчелл, Колин П. (2009). Политическая практика в Сефевидском Иране: власть, религия и риторика . ИБТаурис. стр. 1–304. ISBN 978-0857715883 .
- Сэвори, Роджер М. (1964). «Борьба за господство в Персии после смерти Тимура». Яресбанд . 40 . Де Грюйтер: 35–65. дои : 10.1515/islm.1964.40.1.35 . S2CID 162340735 .
- Куиринг-Зош, Р. (1986). «Ак Коюнлу» . Энциклопедия Ираника, интернет-издание, Том. II, Фаск. 2 . Нью-Йорк. стр. 163–168.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Вудс, Джон Э. (1999). Аккуюнлу: Клан, Конфедерация, Империя (переработанное и расширенное изд.). Университет Юты Пресс. ISBN 978-0874805659 .