Аль-Ямама
24 ° 08'54 "N 47 ° 18'18" E / 24,1483 ° N 47,3050 ° E

Аль-Ямама ( араб . اليَمامَة , латинизированный : аль-Ямама ) — исторический регион на юго-востоке Неджда в современной Саудовской Аравии , а иногда, более конкретно, ныне вымершая древняя деревня Джавв аль-Ямама, недалеко от аль- Ямамы. Хардж , в честь которого была названа остальная часть региона.
В Ямаме когда-либо возникло лишь несколько централизованных государств, но она сыграла заметную роль в ранней исламской истории, став центральным театром военных действий в войнах Ридда сразу после смерти Мухаммеда . Несмотря на то, что термин «аль-Ямама» включен в состав региона Неджд, он по-прежнему используется как традиционный и исторический термин, обозначающий или подчеркивающий древнее прошлое региона. Нынешняя штаб-квартира правительства Саудовской Аравии в Эр-Рияде , например, известна как Дворец Ямама .
Этимология
[ редактировать ]Географ XIII века Якут аль-Хамави упоминает ряд этимологий слова « аль-Ямама» , включая корневое слово «хамам» (по-арабски « домашний голубь »), но историк Г. Рекс Смит считает их маловероятными. Вместо этого Смит считает, что, скорее всего, имя аль-Ямама является формой единственного числа арабского слова « ямам» , обозначающего диких голубей . [1]
История
[ редактировать ]С доисламского периода до первых веков ислама Ямама была важным центром сельскохозяйственного производства в Аравии. [2] Он считался частью Неджда , центральноаравийского нагорья, а его главным городом исторически был Хаджар. [1] Он был особенно известен среди жителей Аравии качеством и изобилием фиников, пшеницы и мяса. Исторически он обеспечивал потребности жителей Мекки в пшенице . [2] Преобладающим племенем ямамы было Бану Ханифа , которое вело оседлый, в основном земледельческий образ жизни. Ханифа Ямамы также поставляла квалифицированных рабочих, нашедших работу в Мекке; Известно, что исламский пророк Мухаммед использовал их для производства глины, которая использовалась для строительства его мечети в Медине , и придерживался высокого мнения о ханафитских рабочих. [2]
Период Мусайлимы и мусульманского завоевания
[ редактировать ]При жизни Мухаммеда главной политической фигурой Ямамы был Хавда ибн Али, влияние которого охватывало центральную и северную Аравию. После его смерти другой соплеменник Ханифа, Мусайлима , стал доминировать в политике Ямамы. Он уже был кахином (предсказателем) и провозгласил себя пророком и посланником в своей родной деревне Хаддар, расположенной в долине Ямама в Фальдже. [3] до того, как Мухаммед приступил к хиджре (эмиграции из Мекки в Медину, знаменательному событию в жизни Мухаммеда, ознаменовавшему начало исламского календаря ) в ок. 622 . [2] Другой представитель ханафитского племени, Сумама ибн Усаль , попавший в плен к мусульманам в результате нападения на эмиссара Мухаммеда в общинах Бахрейна (восточная Аравия) аль-Ала аль-Хадрами , принял ислам после освобождения из плена. Он вернулся в Ямаму, где возглавил гарнизон мусульманских боевиков и выступил в качестве основной оппозиции Мусайлиме. Около 631 года он был назначен Мухаммедом губернатором Ямамы, хотя большая часть региона оставалась вне контроля мусульман, лишь небольшое количество жителей региона приняло ислам, а остальная часть находилась под властью Мусайлимы. [4]
Мусайлима сформировал социально-религиозный порядок в Ямаме, основываясь на своих притязаниях на пророчество в последние годы перед смертью Мухаммеда в 632 году. Помимо своих соплеменников Ханифа, он приобрел последователей из Бану Усайид, небольшой ветви племени Тамим , которое присутствовал по всей северо-восточной Аравии. Ямамы Иммигрантов-усайидов поселили в небольших сельскохозяйственных деревнях, и им было поручено охранять харам (священное пространство), организованное Мусайлимой. [5] Смерть Мухаммеда укрепила состояние Мусайлимы, который приобрел больше последователей, авторитет и престиж в Ямаме. Мусульмане выбрали политическим преемником Мухаммеда Абу Бакра , который правил с места исламского пророка в Медине. Абу Бакр стремился расширить или укрепить мусульманское правление над Аравией и назначил Икриму ибн Аби Джахля и Шурахбила ибн Хасану во главе мусульманских сил для усиления ближайшего врага Мусайлимы, Сумамы, в Ямаме. В то же время самопровозглашенная пророчица тамимов и противница мусульман Саджа приобрела значительное количество последователей среди своих соплеменников и нацелилась на ямаму. [6] Мусайлима вступил с ней в союз. [7]
Атаки Икримы на ханифу в Ямаме были отбиты последователями Мусайлимы, и он ушел из региона, в то время как Абу Бакр приказал Шурахбилу остаться, чтобы поддержать Сумаму до прибытия более крупной армии во главе с Халидом ибн аль-Валидом . [8] Халид был отправлен Абу Бакром со страшными предупреждениями о военной доблести Ханифы и приказом сурово наказать племя в случае победы над ним. [9] Армия Халида потерпела поражение в первых трех сражениях с воинами Мусайлимы в битве при Акрабе , но разгромила их в четвертом сражении, во время которого их полевой командир был убит. Это побудило представителей племени Ханифа бежать в огороженный сад, где они дали последний бой мусульманам. Ханифа в саду были разгромлены, почти все они были убиты, включая Мусайлиму. [10]
Несмотря на приказ жестоко обращаться с выжившими членами ханафитского племени, Халид заключил с ними договор, используя одного из своих, принявшего ислам, Муджаа ибн Мурару в качестве своего посредника с племенем. Ханифа согласились принять ислам в обмен на сдачу мусульманам своего золота, серебра, оружия и доспехов, и это соглашение санкционировал Абу Бакр. [11] Завоевание Ямамы позволило мусульманам распространить свой контроль на соседние регионы Аравии, а именно Бахрейн и Оман. [12] Хотя традиционные мусульманские источники указывают на массовое обращение жителей Ямамы в другую веру, историк Аль Макин утверждает, что последователи Мусайлимы продолжали выступать против централизованного правления и за региональную автономию, что подпитывало их поддержку диссидентских религиозных движений. [13]
Восстание Недждат-Хариджитов
[ редактировать ]Во время Второй мусульманской гражданской войны (680–692 гг.) Ямама стала центром Недждата , одного из двух основных хариджитских движений, противостоявших всем основным партиям войны, то есть Омейядам , Зубайридам и Алидам . Хариджиты Ямамы первоначально выбрали своим лидером члена ханафитского племени Абу Талута Салима ибн Матара, и в 684 году он возглавил захват обширного поместья Омейядов Джаун аль-Хадарим, где он разделил добычу и рабов, когда-то нанятых халифом Муавией. Я ( годы правления 661–680 ) среди своих людей и основал штаб. В следующем году хариджиты Ямама избрали своим лидером ханафита Наджду , в честь которого и было известно движение. [14] В течение следующих нескольких лет Наджда возглавил хариджитов Ямама в ряде побед над племенами и правителями Зубайридов Аравии и сформировал союзы с другими племенами, распространив свой контроль на Бахрейн, Оман, Хадрамаут, Йемен и города Таиф и Табала. . Кульминацией разногласий среди его сторонников стало убийство Наджды его заместителем Абу Фудайком в 691 или 692 году. К тому времени их территория ограничивалась Ямамой и Бахрейном. Абу Фудайк разбил против него экспедицию Омейядов в том же году, но потерпел поражение и был убит в 692 или 693 году во второй экспедиции. Это ознаменовало конец эмирата Недждат. [15]
Более поздняя исламская история
[ редактировать ]Географ X века аль-Хамдани отмечал, что Ямама охватывает несколько изолированных крепостей, пальмовых рощ и садов, а также серебряные и золотые рудники. Хаджар продолжал оставаться главным поселением, резиденцией губернатора или эмира, и в нем находился рынок, основанный столетия назад. Он перечисляет еще одно поселение Ямамы, аль-Хардж , которое более ранний географ Ибн Хуррададбих назвал промежуточной станцией. Географ XI века Насир Хосров также упоминает о его обширных пальмовых рощах. Он отметил, что в то время Ямамой управляли эмиры, следовавшие зайдистскому шиитскому мазхабу , и были ее правителями задолго до этого. Имея от 300 до 400 всадников, они смогли защитить свое королевство от соседних держав. [1]
современная эпоха
[ редактировать ]К 19 веку «аль-Ямама» стало обозначать город в регионе, расположенный в районе аль-Харджа, примерно в 70 километрах (43 милях) к юго-востоку от современного Эр-Рияда . В 1865 году здесь проживало около 6000 жителей. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Смит 2002 , с. 269.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кистер 2002 , стр. 7.
- ^ Макин 2013 , стр. 35–36.
- ^ Кистер 2002 , стр. 10–11, 36–37.
- ^ Кистер 2002 , стр. 21–22.
- ^ Кистер 2002 , стр. 23, 29.
- ^ Кистер 2002 , стр. 25.
- ^ Кистер 2002 , стр. 29.
- ^ Кистер 2002 , стр. 33–34.
- ^ Кистер 2002 , стр. 47.
- ^ Кистер 2002 , стр. 48.
- ^ Кистер 2002 , стр. 49.
- ^ Макин 2013 , с. 41.
- ^ Рубиначчи 1993 , с. 858.
- ^ Рубиначчи 1993 , с. 859.
Библиография
[ редактировать ]- Кистер, MJ (2002). «Борьба с Мусайлимой и завоевание Ямамы» . Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 27 : 1–56.
- Макин, Эл (июль 2013 г.). «От Мусайлимы к хариджиту Надждие». Аль-Джамиа . 51 (1).
- Рубиначчи, Р. (1993). «Наджадат» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 858–859. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Смит, GR (2002). «Аль-Ямама» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 269. ИСБН 978-90-04-12756-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аль-Аскар, Абдулла (2002). Аль-Ямама в раннюю исламскую эпоху . Чтение: Итака Пресс. ISBN 0-86372-400-0 .