Jump to content

Аль-Ямама

Координаты : 24 ° 08'54 "N 47 ° 18'18" E  /  24,1483 ° N 47,3050 ° E  / 24,1483; 47.3050

24 ° 08'54 "N 47 ° 18'18" E  /  24,1483 ° N 47,3050 ° E  / 24,1483; 47.3050

Исторический регион Аль-Ямама в его наибольшей степени, как описано Якутом (13 век) и Аль-Хамадани (10 век), а также некоторые из известных поселений региона в доисламские и раннеисламские времена.

Аль-Ямама ( араб . اليَمامَة , латинизированный : аль-Ямама ) — исторический регион на юго-востоке Неджда в современной Саудовской Аравии , а иногда, более конкретно, ныне вымершая древняя деревня Джавв аль-Ямама, недалеко от аль- Ямамы. Хардж , в честь которого была названа остальная часть региона.

В Ямаме когда-либо возникло лишь несколько централизованных государств, но она сыграла заметную роль в ранней исламской истории, став центральным театром военных действий в войнах Ридда сразу после смерти Мухаммеда . Несмотря на то, что термин «аль-Ямама» включен в состав региона Неджд, он по-прежнему используется как традиционный и исторический термин, обозначающий или подчеркивающий древнее прошлое региона. Нынешняя штаб-квартира правительства Саудовской Аравии в Эр-Рияде , например, известна как Дворец Ямама .

Этимология

[ редактировать ]

Географ XIII века Якут аль-Хамави упоминает ряд этимологий слова « аль-Ямама» , включая корневое слово «хамам» (по-арабски « домашний голубь »), но историк Г. Рекс Смит считает их маловероятными. Вместо этого Смит считает, что, скорее всего, имя аль-Ямама является формой единственного числа арабского слова « ямам» , обозначающего диких голубей . [1]

С доисламского периода до первых веков ислама Ямама была важным центром сельскохозяйственного производства в Аравии. [2] Он считался частью Неджда , центральноаравийского нагорья, а его главным городом исторически был Хаджар. [1] Он был особенно известен среди жителей Аравии качеством и изобилием фиников, пшеницы и мяса. Исторически он обеспечивал потребности жителей Мекки в пшенице . [2] Преобладающим племенем ямамы было Бану Ханифа , которое вело оседлый, в основном земледельческий образ жизни. Ханифа Ямамы также поставляла квалифицированных рабочих, нашедших работу в Мекке; Известно, что исламский пророк Мухаммед использовал их для производства глины, которая использовалась для строительства его мечети в Медине , и придерживался высокого мнения о ханафитских рабочих. [2]

Период Мусайлимы и мусульманского завоевания

[ редактировать ]

При жизни Мухаммеда главной политической фигурой Ямамы был Хавда ибн Али, влияние которого охватывало центральную и северную Аравию. После его смерти другой соплеменник Ханифа, Мусайлима , стал доминировать в политике Ямамы. Он уже был кахином (предсказателем) и провозгласил себя пророком и посланником в своей родной деревне Хаддар, расположенной в долине Ямама в Фальдже. [3] до того, как Мухаммед приступил к хиджре (эмиграции из Мекки в Медину, знаменательному событию в жизни Мухаммеда, ознаменовавшему начало исламского календаря ) в ок. 622 . [2] Другой представитель ханафитского племени, Сумама ибн Усаль , попавший в плен к мусульманам в результате нападения на эмиссара Мухаммеда в общинах Бахрейна (восточная Аравия) аль-Ала аль-Хадрами , принял ислам после освобождения из плена. Он вернулся в Ямаму, где возглавил гарнизон мусульманских боевиков и выступил в качестве основной оппозиции Мусайлиме. Около 631 года он был назначен Мухаммедом губернатором Ямамы, хотя большая часть региона оставалась вне контроля мусульман, лишь небольшое количество жителей региона приняло ислам, а остальная часть находилась под властью Мусайлимы. [4]

Мусайлима сформировал социально-религиозный порядок в Ямаме, основываясь на своих притязаниях на пророчество в последние годы перед смертью Мухаммеда в 632 году. Помимо своих соплеменников Ханифа, он приобрел последователей из Бану Усайид, небольшой ветви племени Тамим , которое присутствовал по всей северо-восточной Аравии. Ямамы Иммигрантов-усайидов поселили в небольших сельскохозяйственных деревнях, и им было поручено охранять харам (священное пространство), организованное Мусайлимой. [5] Смерть Мухаммеда укрепила состояние Мусайлимы, который приобрел больше последователей, авторитет и престиж в Ямаме. Мусульмане выбрали политическим преемником Мухаммеда Абу Бакра , который правил с места исламского пророка в Медине. Абу Бакр стремился расширить или укрепить мусульманское правление над Аравией и назначил Икриму ибн Аби Джахля и Шурахбила ибн Хасану во главе мусульманских сил для усиления ближайшего врага Мусайлимы, Сумамы, в Ямаме. В то же время самопровозглашенная пророчица тамимов и противница мусульман Саджа приобрела значительное количество последователей среди своих соплеменников и нацелилась на ямаму. [6] Мусайлима вступил с ней в союз. [7]

Атаки Икримы на ханифу в Ямаме были отбиты последователями Мусайлимы, и он ушел из региона, в то время как Абу Бакр приказал Шурахбилу остаться, чтобы поддержать Сумаму до прибытия более крупной армии во главе с Халидом ибн аль-Валидом . [8] Халид был отправлен Абу Бакром со страшными предупреждениями о военной доблести Ханифы и приказом сурово наказать племя в случае победы над ним. [9] Армия Халида потерпела поражение в первых трех сражениях с воинами Мусайлимы в битве при Акрабе , но разгромила их в четвертом сражении, во время которого их полевой командир был убит. Это побудило представителей племени Ханифа бежать в огороженный сад, где они дали последний бой мусульманам. Ханифа в саду были разгромлены, почти все они были убиты, включая Мусайлиму. [10]

Несмотря на приказ жестоко обращаться с выжившими членами ханафитского племени, Халид заключил с ними договор, используя одного из своих, принявшего ислам, Муджаа ибн Мурару в качестве своего посредника с племенем. Ханифа согласились принять ислам в обмен на сдачу мусульманам своего золота, серебра, оружия и доспехов, и это соглашение санкционировал Абу Бакр. [11] Завоевание Ямамы позволило мусульманам распространить свой контроль на соседние регионы Аравии, а именно Бахрейн и Оман. [12] Хотя традиционные мусульманские источники указывают на массовое обращение жителей Ямамы в другую веру, историк Аль Макин утверждает, что последователи Мусайлимы продолжали выступать против централизованного правления и за региональную автономию, что подпитывало их поддержку диссидентских религиозных движений. [13]

Восстание Недждат-Хариджитов

[ редактировать ]

Во время Второй мусульманской гражданской войны (680–692 гг.) Ямама стала центром Недждата , одного из двух основных хариджитских движений, противостоявших всем основным партиям войны, то есть Омейядам , Зубайридам и Алидам . Хариджиты Ямамы первоначально выбрали своим лидером члена ханафитского племени Абу Талута Салима ибн Матара, и в 684 году он возглавил захват обширного поместья Омейядов Джаун аль-Хадарим, где он разделил добычу и рабов, когда-то нанятых халифом Муавией. Я ( годы правления 661–680 ) среди своих людей и основал штаб. В следующем году хариджиты Ямама избрали своим лидером ханафита Наджду , в честь которого и было известно движение. [14] В течение следующих нескольких лет Наджда возглавил хариджитов Ямама в ряде побед над племенами и правителями Зубайридов Аравии и сформировал союзы с другими племенами, распространив свой контроль на Бахрейн, Оман, Хадрамаут, Йемен и города Таиф и Табала. . Кульминацией разногласий среди его сторонников стало убийство Наджды его заместителем Абу Фудайком в 691 или 692 году. К тому времени их территория ограничивалась Ямамой и Бахрейном. Абу Фудайк разбил против него экспедицию Омейядов в том же году, но потерпел поражение и был убит в 692 или 693 году во второй экспедиции. Это ознаменовало конец эмирата Недждат. [15]

Более поздняя исламская история

[ редактировать ]

Географ X века аль-Хамдани отмечал, что Ямама охватывает несколько изолированных крепостей, пальмовых рощ и садов, а также серебряные и золотые рудники. Хаджар продолжал оставаться главным поселением, резиденцией губернатора или эмира, и в нем находился рынок, основанный столетия назад. Он перечисляет еще одно поселение Ямамы, аль-Хардж , которое более ранний географ Ибн Хуррададбих назвал промежуточной станцией. Географ XI века Насир Хосров также упоминает о его обширных пальмовых рощах. Он отметил, что в то время Ямамой управляли эмиры, следовавшие зайдистскому шиитскому мазхабу , и были ее правителями задолго до этого. Имея от 300 до 400 всадников, они смогли защитить свое королевство от соседних держав. [1]

современная эпоха

[ редактировать ]

К 19 веку «аль-Ямама» стало обозначать город в регионе, расположенный в районе аль-Харджа, примерно в 70 километрах (43 милях) к юго-востоку от современного Эр-Рияда . В 1865 году здесь проживало около 6000 жителей. [1]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Кистер, MJ (2002). «Борьба с Мусайлимой и завоевание Ямамы» . Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 27 : 1–56.
  • Макин, Эл (июль 2013 г.). «От Мусайлимы к хариджиту Надждие». Аль-Джамиа . 51 (1).
  • Рубиначчи, Р. (1993). «Наджадат» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VII: Миф-Наз . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 858–859. ISBN  978-90-04-09419-2 .
  • Смит, GR (2002). «Аль-Ямама» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XI: W – Z. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 269. ИСБН  978-90-04-12756-2 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аль-Аскар, Абдулла (2002). Аль-Ямама в раннюю исламскую эпоху . Чтение: Итака Пресс. ISBN  0-86372-400-0 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cc0f9ab13c1bc7f4355782c2dabe986b__1722667020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/6b/cc0f9ab13c1bc7f4355782c2dabe986b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Al-Yamama - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)