Энтоптические явления (археология)

В археологии термин «энтоптические явления» относится к зрительному опыту, полученному изнутри глаза или мозга (в отличие от внешнего, как при нормальном зрении). В этом отношении они немного отличаются от медицинского определения, которое определяет энтоптические явления как применимые только к источникам внутри глаза, а не к мозгу. термин «субъективные зрительные явления» Чтобы избежать этой путаницы, иногда используется . Энтоптик был выбран автором Дэвидом Льюисом-Уильямсом из-за его происхождения от греческого, что означает «исходящий изнутри». [ 3 ]
Была проведена большая работа по поиску свидетельств наличия мотивов и композиций, происходящих из энтоптических явлений в доисторическом искусстве , особенно в наскальном искусстве и мегалитическом искусстве . Обоснованием этого исследования является то, что энтоптические явления обычно возникают во время состояний измененного сознания , практика которых может повлиять на наши взгляды на древнюю религиозную и социальную практику. Важность выхода за рамки традиционных методов исследования для интерпретации доисторических культур возрастает из-за отсутствия обильных данных, которые делают современные культурные исследования жизнеспособными. Льюис-Уильямс утверждает, что «искусство и способность его постичь в большей степени зависят от видов мысленных образов и способности манипулировать мысленными образами, чем от интеллекта». [ 4 ]
Система Дэвида Льюиса-Уильямса
[ редактировать ]Этап 1
[ редактировать ]Опыт включает в себя геометрические визуальные узоры, такие как точки, извилистые линии, а также сетчатые узоры, которые представляют собой общие формы, которые универсально понятны человеческому состоянию. [ 5 ] Эти узоры и формы можно увидеть без помощи психотропных веществ, но под их влиянием усиленные эффекты вызывают изменения сознания. Энтоптические переживания отличаются от галлюцинаций тем, что они представляют собой чисто зрительный феномен, в то время как галлюцинации представляют собой переживания культурно возникающих тем, а также физические переживания, исходящие от пяти чувств. [ 3 ]
Этап 2
[ редактировать ]Энтоптические явления интерпретируются так, чтобы их можно было понять, сопоставить с объектами или идеями, которые могут быть знакомы в повседневной жизни, а также могут быть связаны с такими состояниями человека, как голод, сексуальное возбуждение или тревога и страх. [ 6 ] Помещение объектов в реальность из базовых форм, наблюдаемых под воздействием психотропных веществ, которые связаны с соматическими физическими реакциями, приводит теперь к полноценным галлюцинациям. Связь между энтоптическим изображением первой стадии и полными галлюцинациями более поздней стадии не является взаимоисключающей, могут присутствовать оба.
Этап 3
[ редактировать ]Изображения стадии 3 становятся знаковыми, связанными с темами из жизни субъекта и связаны с сильными эмоциональными переживаниями. [ 7 ] Метафора и сравнение уступают место убеждению, что объекты являются именно такими, какими кажутся, «субъект теряет понимание различий между буквальным и аналогичным значениями». [ 6 ] Эти стадии не всегда могут быть последовательными, и не все стадии могут быть пройдены в зависимости от субъекта и, конечно же, типа используемого психотропного вещества.
Льюис-Уильямс отмечает, что измененные состояния и их влияние на человеческое сознание часто маргинализируются в государственной, научной и религиозной сферах. [ 5 ] «Современный западный акцент на высшей ценности интеллекта имеет тенденцию подавлять определенные формы сознания и рассматривать их как иррациональные, маргинальные, аберрантные или даже патологические и тем самым исключать их из исследований глубокого прошлого». [ 5 ] Как и при любом всестороннем подходе к культурному или историческому исследованию, необходимо изучить все аспекты человеческого существования, особенно когда такое исследование выводит нас за пределы нашей обычной культурной перспективы.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тони Берлант и соавторы, Расшифровка живописи Mimbres: древняя керамика юго-запада Америки , 2018, Престель. ISBN 978-3791357430
- ^ Расшифровка живописи Mimbres , расширенный аннотация Тони Берланта и др., 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Льюис-Уильямс 2002, с. 127.
- ^ Льюис-Уильямс 2002, с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б с Льюис-Уильямс 2002, с. 121.
- ^ Перейти обратно: а б Льюис-Уильямс 2002, с. 128.
- ^ Льюис-Уильямс 2002, с. 129.
Ссылки
[ редактировать ]- Дронфилд, Дж. 1995. «Субъективные видения и источник ирландского мегалитического искусства». в древности 69, стр. 539–549.
- Льюис-Уильямс, Д., 2002. Разум в пещере: сознание и истоки искусства . Темза и Гудзон, Лондон.
- Льюис-Уильямс Д. и Пирс Д. 2005. Внутри неолитического разума: сознание, космос и царство богов . Темза и Гудзон, Лондон.