Jump to content

Сверните это

(Перенаправлено с людей Косо )
Сверните это
Общая численность населения
124 (перепись 2010 г.)
Регионы со значительной численностью населения
 Соединенные Штаты (  Калифорния , Долины Смерти ) регион
Языки
Родственные этнические группы
Шошоны и команчи

Тимбиша , («каменная краска» [ 1 ] Язык тимбиша : Nümü Tümpisattsi ) — индейское племя , признанное на федеральном уровне как группа шошонов Тимбиша Долины Смерти в Калифорнии . [ 2 ] Они известны как племя шошонов Тимбиша. [ 1 ] и расположены на юге центральной Калифорнии , недалеко от границы с Невадой. [ 3 ] По данным переписи 2010 года, население деревни составляло 124 человека. Старшие жители до сих пор говорят на языке предков, также называемом Тимбиша .

Фернес-Крик, Долина Смерти, Калифорния
История шошонов Тимбиша

Тимбиша жили в Долине Смерти в Северной Америке более тысячи лет. Первоначально они были известны как панаминты, как и их уто-ацтекский язык . Традиционно группа была очень маленькой по размеру, и, по оценкам лингвистов, менее 200 человек когда-либо говорили на панаминтовом шошоне. Оценки численности населения большинства коренных групп Калифорнии до контакта существенно различались. (См. «Население коренной Калифорнии ».) Альфред Л. Кребер оценил общую численность населения Тимбиша (Косо) и Чемеуеви в 1770 году в 1500 человек. [ 4 ] Он оценил численность населения Тимбиша и Чемеуеви в 1910 году в 500 человек. [ 4 ] По данным Джулиана Стюарда, в Восточной Калифорнии проживает около 65 человек в Соляной долине , 150-160 человек в Литл-Лейк (источники) и хребте Косо , около 100 в северной долине Панаминт , 42 в северной Долине Смерти , 29 в Битти и 42 в Поясной диапазон . [ 5 ]

Археологические данные подтверждают торговлю между народом косо и другими индейскими племенами. Например, они торговали с народом чумаш , находившимся тогда на территории нынешних округов Вентура , Санта-Барбара и Сан-Луис-Обиспо . Это было подтверждено археологическим обнаружением своего рода обсидиана , который был химически идентифицирован как принадлежащий культуре и территории Косо, но был обнаружен в доисторических местах прибрежной Калифорнии в округе Сан-Луис-Обиспо, Калифорния . [ 6 ]

Пост-контакт

[ редактировать ]

Евроамериканцы впервые вступили в контакт с шошонами Тимбиша во время Калифорнийской золотой лихорадки 1849 года, но белые быстро перешли на золотые прииски, переименовав родину шошонов в Долину Смерти. Устойчивые контакты происходили в период с 1860-х по 1880-е годы, когда поток владельцев ранчо, шахтеров и поселенцев мигрировал в Долину Смерти, запатентовав несколько источников и плодородные участки земли в Долине Смерти. Белые поселенцы, используя свои знания права, получили право на скудную воду и другие ресурсы Долины, вытеснив коренных шошонов на низшие земли. Шошонам было запрещено пользоваться источниками, а скот поселенца уничтожал растения, необходимые для существования племени. Земли аборигенов, отнятые у группы, теперь включают гостиницу Furnace Creek Inn и окружающее ее поле для гольфа. Федеральное правительство не смогло признать шошонов Тимбиша как племя, и, как и многие небольшие группы ранчери в Калифорнии, оно также не смогло защитить права шошонов как коренного народа. С опозданием Бюро по делам индейцев помогло Голодному Биллу запатентовать 160 акров земли в каньоне, граничащем с Долиной Смерти в 1908 году. Позже агентство обеспечило Роберту Томпсону участок земли в Уорм-Спрингс в Долине Смерти. В 1928 году федеральные индийские агенты также создали небольшое ранчерию «Индейское ранчо» к востоку от Долины Смерти для Тимбиши Шошона Панаминта Билла и его большой семьи. Хотя участники группы не имели федерального признания своего статуса племени или коренного населения, несколько шошонов Тимбиша посещали федеральные индейские школы-интернаты Шермана и Карсона в начале двадцатого века. [ 7 ]

Создание национального памятника «Долина Смерти»

[ редактировать ]

В 1933 году президент Герберт Гувер создал Национальный памятник «Долина Смерти» — действие, в результате которого родина племени оказалась в границах парка. Несмотря на их долгое присутствие в регионе, провозглашение не смогло обеспечить народу Тимбиша родину. После безуспешных попыток переселить группу в близлежащие резервации представители Службы национальных парков заключили соглашение с лидерами племен, позволяющее Гражданскому корпусу охраны природы построить индейскую деревню для членов племени недалеко от штаб-квартиры парка в Фернес-Крик в 1938 году. После этого члены племени выжили в ней. границы памятника, хотя их статус неоднократно оспаривался властями памятника. Они также жили в Большого Бассейна Соляной долине и северной части пустыни Мохаве, в районах долины Панаминт на территории современной юго-восточной Калифорнии. Долина Смерти к югу от Фёрнес-Крик, Калифорния , и долина Панаминт к югу от Балларата, Калифорния, были преимущественно « Пустыней Кавайсу », прилегающие территории на севере состояли из почти равного количества Тимбиша (Панаминт) Шошонов и «Пустыни Кавайсу» ( Джулиан Стюард , 1938). Примечательно, что когда приграничные территории были оккупированы, в поселениях обычно жили люди, говорящие на родственных, но разных языках.

Индийская община Долины Смерти, вид на запад, в сторону деревни, с холма в миле от шоссе 190.

Десятилетие 1950-х годов было разгаром федеральной « Эры прекращения », когда Конгресс стремился положить конец своим отношениям с коренными племенами, свергнув их правительства и доверив охраняемые племенные земли. В этот период представители Службы национальных парков начали попытки выселить шошонов из индийской деревни. Ранее служба запретила шошонам продолжать свой традиционный образ жизни, включая сбор дров, растений и охоту в пределах памятника. Им также было запрещено использовать священные места в парке для проведения традиционных священных церемоний. Хотя глинобитные дома в Индийской деревне были адекватными, когда они были построены CCC в 1930-х годах, к середине века они пришли в ветхое состояние. Линия электропередачи проходила всего в 300 футах от деревни, но Служба парков не профинансировала продление линии до домов коренных народов. В домах не было электричества, кондиционеров, водопровода и водопровода. Используя эти условия в качестве обоснования, в 1957 году Служба парков начала де-факто политику выселения шошонов Тимбиша, все еще живущих в индийской деревне. Он начал собирать арендную плату и выселять людей, когда они не платили. Это также ограничило размещение нынешних жителей и их родственников. Благодаря этой политике власти парка надеялись, что деревня в конечном итоге вымрет. Многим мужчинам-шошонам уже пришлось уехать на работу в соседний Битти, штат Невада, или в города Калифорнии. Существующая переписка показывает, что белые чиновники не могли понять, почему шошоны предпочли остаться в таких условиях. Они не понимали своей глубокой духовной и родовой привязанности к земле. [ 8 ] В 1958 году Конгресс закрыл «Индейское ранчо», анклав, созданный в начале века Панаминтовым законопроектом и место, где продолжали проживать некоторые тимбиша-шошоны.

В то время Полин Эстевес, член племени, начала бороться с планом Службы национальных парков по выселению индейской деревни в национальном памятнике «Долина Смерти». Жители деревни состояли в основном из пожилых шошонок из семей Боланд, Кеннеди, Уоттерсон, шошонов и Эстевес. Постоянно там проживало всего около двадцати-двадцати пяти человек. Некоторые работали в Службе парков или в местных отелях, но большинство из них были безработными. К концу 1960-х годов Служба парков начала разрушать дома в индийской деревне, когда жители не платили арендную плату или оставались вдали в течение длительного времени; это было сделано с помощью мощных шлангов для промывки Adobe casitas. Увидев это, Эстевес начала организовывать своих людей для борьбы с действиями Монумента. Она связалась с Калифорнийской юридической службой индейцев, одной из организаций по защите прав коренных народов, появившихся за десятилетие. В 1975 году Фонд защиты прав коренных американцев (NARF) взял на себя судебное дело по делу шошонов Тимбиша. Адвокаты NARF смогли организовать людей Эстевеса как группу индейцев с индейской кровью не менее половины степени в соответствии с Законом о реорганизации индейцев 1934 года. Бюро по делам индейцев, представленное членом племени Алисой Эбен в 1977 году, одобрило петицию. Формальное признание дало группе определенные права и полномочия в борьбе против выселения Службы парков. В следующем году Полин Эстевес заключила соглашение со Службой здравоохранения Индии и Службой национальных парков на поставку воды в деревню. Группе удалось получить ссуду от Бюро по делам индейцев на несколько трейлеров, которые заменят пришедшие в упадок casitas в деревне. В это время Служба парков сопротивлялась попыткам членов племени построить на этом месте постоянные дома. Группа по-прежнему не владела землей, на которой жила, и руководители Службы парков боялись создать прецедент, если они отдадут какую-либо землю претендентам из числа коренного населения. В 1979 году с помощью NARF группа шошонов Тимбиша написала и представила в Бюро по делам индейцев петицию о полном федеральном признании племени. [ 9 ]

Племенное признание

[ редактировать ]
Карта НПС США 2009 г.

С помощью Калифорнийской юридической службы индейцев члены «Тимбиша шошонов» во главе с Полиной Эстевес и Барбарой Дарем начали агитацию за официальную оговорку в 1960-х годах. было Племя шошонов Тимбиша признано правительством США в 1982 году. [ 10 ] Благодаря этим усилиям они были одними из первых племен, получивших статус племени посредством процесса федерального признания Бюро по делам индейцев . резервация племени, Индейская община Долины Смерти В это время была основана . Сначала резервация представляла собой участок площадью 40 акров, отведенный под Индийскую деревню. Расположен на территории национального парка «Долина Смерти» в Фернес-Крик в Долине Смерти , округ Иньо, Калифорния . [ 3 ] В 1990 году в резервации осталось всего 40 акров (0,16 км²). 2 ) по размеру и имел население 199 жителей-членов племени. [ 11 ]

Несмотря на признание своего племени на федеральном уровне и крошечную резервацию 1982 года, тимбиша по-прежнему сталкивались с трудностями и конфликтами со Службой национальных парков Национального парка Долина Смерти при возвращении большей части своих исконных земель на территории парка. После долгих племенных усилий, федеральной политики и взаимных компромиссов, Закон о Родине шошонов Тимбиша 2000 года, наконец, вернул 7500 акров (30 км 2). 2 ) прародины племени шошонов Тимбиша. [ 3 ]

Сегодняшний день

[ редактировать ]

В настоящее время племя шошонов Тимбиша насчитывает около 300 членов, обычно 50 из которых живут в индейской общине Долины Смерти в Фернес-Крик на территории национального парка Долина Смерти . [ 12 ] Многие члены проводят лето в Лоун-Пайн в долине Оуэнс на западе.

Название племени и группы

[ редактировать ]

Тимбиша шошоны (Tümpisa Shoshoni) были известны как калифорнийские шошоны. [ 13 ] Шошоны Долины Смерти, [ 14 ] Панаминтовый шошон [ 15 ] или просто Панаминт. Косо , Косо и Косо Шошоны (вероятно, производное от Коосоци - «Люди из района Косо-Хот-Спрингс » - названия одной местной группы Маленькой озерной банды), когда-то широко использовавшиеся, были заменены Тимбишей; Народ косо считался частью коренного народа северных пайуте . [ 16 ] [ не удалось пройти проверку ]

Тимбиша из Долины Смерти называли себя Нюму Тумписатци («Люди Долины Смерти»; буквально: «Люди из места, где красили лицо красной охрой)») в честь местного термина, обозначающего Долину Смерти , которая была названа в честь важного источника красной охры для краска, которую можно сделать из глины, найденной в Золотой долине немного южнее Фернес-Крик, Калифорния, известной как « Tümpisa», Tümpisakka, Tümpisakkatün » ( Tümpisa — «каменная (охра) краска» — от tün/tümpin — ″ скала, камень″ плюс pisappüh/pisappin — ″красная охра, красная (лицо) краска)″ + местный послелог -ка – ″у, на» + именной суффикс – тун ). Иногда они использовали даже Цакватан Тюккатун Пожиратели Чакваллы ») в качестве самоназвания (на самом деле это уничижительный термин, который является заимствованным переводом с народа моно слова шошоны Тимбиша). [ 17 ] [ 18 ]

Однако они называли себя просто Нюму («Человек» или «Люди»).

Кавайсу (и другие индейские племена к югу от территории Тимбиша) были известны как Мукуннуму народ колибри »), их северных соседей, восточное моно (пайуте долины Оуэнс), называли квинаветюн («люди северных мест»), западное моно за пределами гребень Сьерра-Невады на северо-западе назывался Панаве («западный народ»), а их прямые западные соседи, Тубатулабал, были известны как Ваапи (тци) («враг»). Йокуты . (и другие индейские племена на западной стороне Сьерры) были известны как Тояпиттам маанангква нуму («люди на другой (западной) стороне Сьерры») Их западных и северных шошонов звали Сосониамму Квинавен (Куинавен) Нангкватун Нюму («шошоны, говорящие на севере»). [ 19 ] В индийских организациях, признанных и имеющих право на получение услуг от Бюро по делам индейцев США, периодически вносимых в Федеральный реестр , их название представлено как «Тимби-Ша», но это опечатка и неграмматично на языке Тимбиша. Племя [ 20 ] никогда не переносит свое имя через дефис. Закон о защите пустынь Калифорнии [ 21 ] и Закон о Родине Тимбиша-Шошонов [ 22 ] правильно напишите их имя.

У племени есть веб-сайт с фотографиями, историей и историческими документами, начиная с договора 1863 года. [ 23 ] Правительство племени имеет офисы в Бишопе, Калифорния . [ 24 ] Большая коллекция корзин, сделанных членами племени, находится в Музее Восточной Калифорнии в Индепенденсе, Калифорния . [ 25 ]

Исторические районы или группы группы Тимбиша

[ редактировать ]

Гарольд Драйвер записал две подгруппы Тимбиша в Долине Смерти: О'хья и Тумбика в [ 14 ]

Джулиан Стюард отличал тимбиша-шошонов (на севере Долины Смерти) от кавайсу (на юге Долины Смерти), оба являются нумскоязычными народами, но принадлежат к разным ветвям (западные: тимбиша; южные: кавайсу), что затрудняет взаимную разборчивость .

Джулиан Стюард выделил четыре «района» с бандами ( süüpantün ), каждый из которых возглавлял вождь или поквинапи , состоящими из нескольких семейных групп ( nanümü , мн.н. nanümüppü ), каждая из которых была традиционно связана экономическими и родственными отношениями (наибольшая численность населения Тимбиша находился в районе Литл-Лейк-Бэнд). [ 26 ] «Районы» обычно назывались в честь самой важной деревни ( katükkatün ), которая характеризовала территорию ( kantün — «владеющий, характеризующийся [особой деревней]»), а банды также назывались по названию деревни, которую они занимали ( -tsi — «люди такого места»); поэтому семейные группы, проживавшие в деревне «Коон», были известны как «Коонци» («Люди в деревне Коон»), а их «район» поэтому назывался «Коонгкатюн» (Коон + кантун — «владеющий, характеризующийся» деревней Коон, т.е. народ соляной долины).

Петроглифы

[ редактировать ]
Петроглифы Косо
Косо овца

Известные наскальные рисунки, петроглифы , обильно представлены в Большом и Малом каньонах петроглифов . Такие произведения были найдены в районе наскальных рисунков Косо и по всему региону Косо, датируемые доисторической эпохой. [ 30 ] [ 31 ]

В 1964 году Большой и Малый петроглифические каньоны были объявлены национальным историческим памятником . В 2001 году они были включены в более крупный район национальных исторических памятников , названный Район наскального искусства Косо .

В 2014 году в честь петроглифов был создан ежегодный праздник. Фестиваль петроглифов в Риджкресте проходит в Риджкресте, штат Калифорния, и был назван Groupon одним из «10 самых уникальных осенних фестивалей в стране». [ 32 ] Фестиваль включает в себя межплеменное пау-вау, уличную ярмарку и туры в Большой и Малый петроглифические каньоны.

Район наскального искусства Косо в Калифорнии был признан районом национальной исторической достопримечательности . [ 33 ]

Петроглифы Тур

[ редактировать ]

На туры допускаются только граждане США, требуется предварительное бронирование. [ 34 ] Сопутствующие музеи:

  • Музей Матуранго , авеню Э. Лас Флорес, 100, Риджкрест, Калифорния 93555; (760) 375-6900.
  • Станция военно-морского воздушного вооружения, (760) 939-1683.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Племя шошонов Тимбиша из Долины Смерти» (PDF) . Служба национальных парков . Проверено 10 декабря 2009 г.
  2. ^ Имя часто пишется с ошибкой как Тимби-Ша, но слово Тимбиша происходит от tɨm «камень» и pisa «краска» и не может быть разделено на Тимби-ша .
  3. ^ Jump up to: а б с «Калифорнийские индейцы и их резервации» . Доступ к библиотеке и информации SDSU . Архивировано из оригинала 5 февраля 2009 года . Проверено 10 декабря 2009 г.
  4. ^ Jump up to: а б Кребер (1925), с. 883
  5. ^ Джулиан Стюард, Социально-политические группы аборигенов бассейна и плато (1938, Смитсоновский институт)
  6. ^ К. Майкл Хоган. 2008.
  7. ^ Марк Эдвин Миллер, «Иногда спасение: шошоны Тимбиша из Долины Смерти в Калифорнии и процесс федерального признания BIA», в книге Марка Эдвина Миллера, « Забытые племена: непризнанные индейцы и процесс федерального признания» (Линкольн: University of Nebraska Press, 2004), 132-133.
  8. ^ Там же, 124-127.
  9. ^ Там же, 126-130.
  10. ^ Притцкер, 242.
  11. ^ Притцкер, 241.
  12. ^ Скотт Брайан, Т.; Брайан, Бетти Такер (8 февраля 2021 г.). Путеводитель исследователя по национальному парку «Долина Смерти», четвертое издание . Университетское издательство Колорадо. ISBN  978-1-64642-053-7 .
  13. ^ Хинтон, 30 лет.
  14. ^ Jump up to: а б Томас и др., 280,
  15. ^ Миллер, 99 лет.
  16. ^ К.Майкл Хоган (2008) Морро Крик , Мегалитический портал, изд. автор А. Бернэм [1]
  17. ^ Джон Филип Дэйли: Шошонский словарь Tümpisa (Panamint), University of California Press, 1989 - 516 страниц, ISBN   0520097548 , 9780520097544
  18. ^ Университет Юты - Проект языка шошонов - Словарь шошонов
  19. ^ Племя епископа Пайуте - это племя моно / Тимбиша, также Нюму.
  20. ^ "?" . чат.нет . Проверено 3 сентября 2010 г.
  21. ^ «Закон о защите пустынь Калифорнии» . Тимбиша, племя шошонов . Проверено 3 сентября 2010 г.
  22. ^ «Закон о родине Тимбиша шошонов» (PDF) . Проверено 3 сентября 2010 г. [ мертвая ссылка ]
  23. ^ «Племя шошонов Тимбиша» . Проверено 02 января 2021 г.
  24. ^ «Племя шошонов Тимбиша» . Проверено 02 января 2021 г.
  25. ^ «Музей Восточной Калифорнии - Экспонат: Жизнь коренных американцев, корзины коренных американцев» . inyocounty.us . Проверено 02 января 2021 г.
  26. ^ [2] Меморандум в поддержку запроса племени шошонов Тимбиша о ...]
  27. ^ Эшли К. Паркер и Брайан Ф. Коддинг: Оценка масштабов традиционной родины шошонов Тимбиша (отчет, подготовленный для племени шошонов Тимбиша)
  28. ^ ″Панаминт″ от pakatüh/paa(ttsi)/pakatüh - «вода» и nïwïnsti - ″человек″
  29. ^ «Гордон Л. Гросскап: VII: Заметки о границах и культуре панаминтовых шошонов и пайютов долины Оуэнс» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 сентября 2015 г. Проверено 25 марта 2018 г.
  30. ^ Кэмпбелл Грант, Джеймс В. Бэрд и Дж. Кеннет Прингл. 1968 год
  31. ^ «Район наскального искусства Косо» . Быстрые ссылки на национальные исторические достопримечательности . Служба национальных парков . Архивировано из оригинала 8 октября 2012 года . Проверено 20 марта 2012 г.
  32. ^ «Осенние фестивали: 10 самых необычных праздников страны» . Групон . Проверено 2 сентября 2015 г.
  33. ^ «Национальная регистрационная информационная система» . Национальный реестр исторических мест . Служба национальных парков . 9 июля 2010 г.
  34. ^ Сьюзан Спано (15 ноября 2007 г.). «10. Искусство Мохаве на скалах, в «ЗОЛОТЫХ 15: 15 мест, которые стоит посетить, чтобы увидеть настоящую Калифорнию» » . Лос-Анджелес Таймс .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Крам, Стивен Дж. (1998), «Трехстороннее положение дел: племя шошонов Тимбиша , Служба национальных парков и Бюро по делам индейцев , 1934–1994», Журнал «Культура и исследования американских индейцев», 22 (1): 117–136).
  • Хаберфельд, Стивен (2000), «Переговоры между правительствами: как шошоны Тимбиша вернули свою землю», Журнал American Indian Culture and Research Journal, 24(4): 127–65. (Автор по состоянию на 2009 г. является исполнительным директором) реж., Индийская служба разрешения споров, Сакраменто, Калифорния.)
  • Миллер, Марк Э. (2004), Забытые племена: непризнанные индейцы и процесс федерального признания (Линкольн: University of Nebraska Press , 2004). Тимбиша является одним из четырех рассмотренных дел.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 958e625b0d7cecd6db9fe3c6f5999f54__1708889340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/54/958e625b0d7cecd6db9fe3c6f5999f54.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Timbisha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)