Проверьте это
Проверьте это | |
---|---|
Расположение | Нгамиленд Район , Ботсвана |
Координаты | 18 ° 45'0 "ю.ш., 21 ° 44'0" в.д. / 18,75000 ° ю.ш., 21,73333 ° в.д. |
Официальное название | Проверьте это |
Тип | Культурный |
Критерии | я, iii, iv |
Назначен | 2001 г. (25-я сессия ) |
Справочный номер. | 1021 |
Область | Список объектов всемирного наследия в Африке |
Холмы Цодило ( Тсвана : Лефело ла Цодило ) — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО (WHS), состоящий из наскальных рисунков , каменных убежищ, впадин и пещер в Ботсване, Южная Африка. Он попал в список WHS в 2001 году из-за своего уникального религиозного и духовного значения для местных народов, а также из-за уникального опыта поселений людей на протяжении многих тысячелетий. По оценкам ЮНЕСКО , на этом месте находится более 4500 наскальных рисунков. [ 1 ] Это место состоит из нескольких основных холмов, известных как Детский холм, Женский холм и Мужской холм. [ 2 ]
География
[ редактировать ]Есть четыре главных холма. Самая высокая точка - 1400 метров над уровнем моря , одна из самых высоких точек Ботсваны. Четыре холма обычно описываются как «Мужской» (самый высокий), «Женский», «Детский», плюс безымянный холм. [ 2 ] Они находятся примерно в 40 км от Шакаве , до них можно добраться по хорошей грунтовой дороге.
Между двумя самыми большими холмами есть управляемый кемпинг с душем и туалетом. Он находится рядом с самой известной картиной Сан на этом месте - Лоренса ван дер Поста. панно [ нужны разъяснения ] в честь южноафриканского писателя, который впервые описал картины в своей книге 1958 года «Затерянный мир Калахари». Рядом с кемпингом есть небольшой музей и взлетно-посадочная полоса.
Археология
[ редактировать ]Люди использовали холмы Цодило для рисования и ритуалов на протяжении тысячелетий. По оценкам ЮНЕСКО , на холмах находится 500 отдельных участков, представляющих тысячи лет человеческого обитания. Наскальные рисунки на холмах связаны с местными охотниками-собирателями. Считается, что предки народа сан создали некоторые картины в Цодило, а также населяли пещеры и скальные убежища. Есть свидетельства того, что народами банту . некоторые произведения искусства на холмах были созданы [ 3 ] Некоторые из картин были датированы 24 000 лет назад. [ 4 ]
Пещера носорога
[ редактировать ]Пещера носорога расположена в северной части Женского холма и имеет две основные стены, на которых расположены картины. Картина «Белый носорог» (в честь которой названа пещера) расположена на северной стене и разделена другой картиной с изображением жирафа . [ 3 ] Раскопки дна пещеры обнаружили множество каменных материалов. было найдено несколько фрагментов скорлупы монгонго . В этой пещере нет скорлупы страусиных яиц, костяных артефактов, керамики или железа, но в позднего каменного века слоях [ 3 ]
Древесный уголь, найденный во время раскопок, был датирован африканским железным веком , поздним каменным веком (LSA) и средним каменным веком (MSA). В основном каменные артефакты из LSA были изготовлены из местных материалов, таких как кварц и яшма. [ 3 ] Артефакты MSA из пещеры в основном представляют собой подготовленные наконечники снарядов. Очки обычно находятся на разных стадиях производства: некоторые заброшены, некоторые закончены. [ 3 ]
Картины Пещеры Носорогов в основном расположены на северной стене и окрашены красным или красно-оранжевым пигментом, за исключением носорога, который был окрашен в белый цвет. Вокруг носорога и жирафа изображены различные геометрические рисунки, преимущественно красного цвета. [ 3 ] На противоположной стене пещеры есть бороздки и впадины, выдолбленные в скале. Возможно, они были созданы с использованием молотков или точильных камней периода LSA, которые были найдены в Цодило. [ 3 ]
Белые Картины
[ редактировать ]Наскальные рисунки белого цвета в Цодило связаны с народами банту . [ 3 ] Многие из белых картин находятся в метко названном каменном приюте «Белые картины», расположенном на холме Мале. [ 5 ] (В этом приюте также есть красные картины.) На белых картинах изображены животные, как домашние, так и дикие, а также человекоподобные фигуры. [ 5 ] Человеческие фигуры обычно изображаются с руками на бедрах. Некоторые из них сидят верхом на лошадях, что позволяет предположить, что они были нарисованы не ранее середины 1800-х годов, когда лошади впервые появились в этом районе. [ 5 ]
Даты, взятые из древесного угля, скорлупы страусиных яиц, образцов костей и отложений, варьировались от MSA до LSA. [ 5 ] (Есть также свидетельства того, что памятник использовался в исторический период: в верхних слоях раскопок на памятнике были найдены нейлоновая пуговица и европейские стеклянные бусы. [ 5 ] ) Слои LSA включали молотковые и точильные камни, а также костные артефакты и мирколитики. Также были обнаружены черепки керамики, бусины из скорлупы страусиных яиц и раковины монгонго. [ 5 ] Отложения MSA включали каменные лезвия, а также другие каменные орудия.
Красные Картины
[ редактировать ]На холмах Цодило есть множество красных наскальных рисунков; его можно найти по всему сайту. В пещере носорога некоторые красные рисунки кажутся старше белого носорога. Красные картины здесь и вокруг Цодило приписывают народу сан . [ 3 ]
Убежище от камней депрессии
[ редактировать ]Это место, расположенное на северо-западной стороне Женского холма, получило свое название из-за углублений, вырытых в стенах убежища. Эти знаки сопровождаются красными изображениями, похожими на крупный рогатый скот, а также геометрическими фигурами. [ 6 ] Это каменное убежище, датированное по образцам древесного угля, было заселено по крайней мере 30 000 лет назад. [ 6 ] В ходе раскопок были обнаружены каменные орудия LSA и артефакты железного века. Керамика, найденная в самых глубоких слоях, датируется первым веком. [ нужны разъяснения ] , и связан со старейшими каменными артефактами, найденными в этой области. [ 6 ] Скорлупа орехов монгонго также была обнаружена в различных отложениях, в том числе в самых глубоких слоях, что делает их самыми старыми орехами монгонго , когда-либо найденными в археологическом контексте. [ 6 ]
Металлургия
[ редактировать ]Холмы Цодило состоят из множества археологических памятников. Два из этих мест, известные как Дивую и Нкома , содержат свидетельства раннего железного века. металлических артефактов [ 7 ] На двух стоянках были раскопаны фрагменты ювелирных изделий и металлических инструментов, сделанных из железа и/или меди. Ювелирные изделия состояли из браслетов, бус, цепочек, серег, колец и подвесок, а инструменты включали долота, снаряды, наконечники стрел и даже лезвия. [ 7 ] На этих двух предприятиях используются схожие технологии изготовления, но разные стили обработки металла. Шлак и фурмы, по-видимому, указывают на то, что Дивую и Нкома, возможно, были районами выплавки железа, что делает их одним из немногих мест раннего железного века на юге Африки, где имеются свидетельства металлообработки. [ 7 ]
Культурное значение
[ редактировать ]Эти холмы имеют большое культурное и духовное значение для народа сан Калахари. Они верят, что холмы являются местом упокоения духов умерших и что эти духи принесут несчастья и неудачи, если кто-нибудь будет охотиться или причинять смерть вблизи холмов. Цодило также является объектом споров о том, как когда-то жили сан. [ 8 ]
Устные традиции
[ редактировать ]У многих местных жителей, живущих на холмах Цодило, есть истории из прошлых времен, связанные с многочисленными нарисованными пещерами и каменными убежищами на этом месте. В устных традициях часто рассказывается о народе Чжу , местной группе сан , который использовал каменные убежища для защиты от непогоды или в качестве ритуальных площадок. [ 5 ]
Одна легенда утверждает, что охотники приходили в скальные убежища, чтобы связаться с предками, если охота была неудачной. Затем они просили хорошую охоту в следующий раз, когда выйдут на улицу. [ 9 ] В благодарность, если охота была успешной, люди возвращались в убежище и готовили еду для своих предков. В некоторых из этих предполагаемых кемпингов практически не осталось следов пожара. [ 9 ]
Тем не менее, есть места, где совершаются ритуалы, такие как молитвы о дожде. Пожилые люди в этом районе до сих пор помнят, как в детстве использовали каменные убежища в качестве кемпингов. Скальное убежище Уайтс Картины, возможно, использовалось в качестве лагеря в сезон дождей еще 70–80 лет назад. [ 5 ]
Местные жители сан верят, что Цодило — место зарождения всего живого, искусство там создано потомками первых людей. География Цодило, тропы и бороздки в земле известны как тропы и следы первых животных, пробиравшихся к первому водопою. [ 10 ] ). Природный источник воды в Цодило, недалеко от Женского холма, используется как место сбора воды, так и место для ритуалов. Он считается священным и используется бесчисленными народами для очищения, исцеления и защиты. [ 10 ]
Утверждение о самом раннем известном ритуале
[ редактировать ]В 2006 году место, известное как «Пещера носорога», стало известно в средствах массовой информации, когда Шейла Коулсон из Университета Осло заявила, что были обнаружены 70 000-летние артефакты и камень, напоминающий голову питона, олицетворяющий первые известные человеческие ритуалы. Она также поддержала свою интерпретацию этого места как места ритуала, основанную на других изображенных животных: «В пещере мы находим только трех самых важных животных народа сан: питона, слона и жирафа. [ 11 ] С тех пор некоторые археологи, участвовавшие в первоначальных исследованиях этого места в 1995 и 1996 годах, оспорили эти интерпретации. Они отмечают, что углубления (известные археологам как купулы), описанные Коулсоном, не обязательно относятся к одному и тому же периоду и что «многие впадины очень свежие, в то время как другие покрыты тяжелой патиной». Другие стоянки поблизости (более 20) также имеют углубления и не изображают животных. этого места среднего каменного века Радиоуглеродное и термолюминесцентное датирование не подтверждает цифру в 70 000 лет, что предполагает гораздо более поздние даты.
Обсуждая картину, археологи говорят, что картина, описанная как слон, на самом деле является носорогом, что красное изображение жирафа датируется не старше 400 года нашей эры, а белое изображение носорога более позднее, и что эксперты по наскальному искусству считаю, что красно-белые картины принадлежат разным группам. Они называют интерпретацию Коулсона проекцией современных убеждений на прошлое и называют интерпретацию Коулсона составной историей, которая «явно вводит в заблуждение». На заявление Коулсон о том, что это единственные картины в пещере, они отвечают, что она проигнорировала красные геометрические рисунки, найденные на стене пещеры.
Они также обсуждают сожженные точки среднего каменного века, говоря, что нет ничего необычного в использовании неместных материалов. Они отвергают утверждение о том, что на этом месте не было обнаружено никаких обычных инструментов, отмечая, что многие найденные скребки являются обычными инструментами и что на этом месте имеются доказательства изготовления инструментов. Обсуждая «тайную камеру», они указывают на отсутствие доказательств того, что шаманы Сан использовали камеры в пещерах или что эта камера использовалась таким образом. [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фива, Фенио. «Нематериальное наследие холмов Цодило» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Стаурсет, Сигрид. «Ритуализированное поведение в среднем каменном веке: данные из пещеры носорога, холмы Цодило, Ботсвана» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Роббинс, Лоуренс; Мерфи, Майкл; Кэмпбелл, Алек; Брук, Джордж (1996). «Раскопки в пещере носорога на холмах Цодило». Примечания и записи Ботсваны . 28 : 23–45. JSTOR 40980131 .
- ^ К.Майкл Хоган. 2008 год
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Роббинс, Л.Х.; Мерфи, ML; Брук, Джорджия; Айвестер, АХ; Кэмпбелл, AC; Кляйн, Р.Г.; Майло, Р.Г.; Стюарт, К.М.; Дауни, штат Вашингтон; Стивенс, Нью-Джерси (2000). «Археология, палеоокружающая среда и хронология каменного убежища с белыми рисунками на холмах Цодило, северо-запад пустыни Калахари, Ботсвана». Журнал археологической науки . 27 (11): 1085–1113. Бибкод : 2000JArSc..27.1085R . дои : 10.1006/jasc.2000.0597 .
- ^ Jump up to: а б с д Роббинс, Л.Х.; Кэмпбелл, AC (1989). «Убежище от камней депрессии, холмы Цодило». Примечания и записи Ботсваны : 1–3.
- ^ Jump up to: а б с Миллер, Дункан; ван дер Мерве, Николаас (1994). «Обработка металла раннего железного века на холмах Цодило, северо-запад Ботсваны». Журнал археологической науки . 21 (1): 101–115. Бибкод : 1994JArSc..21..101M . дои : 10.1006/jasc.1994.1011 .
- ^ Садр, Карим (1997). «Археология Калахари и дебаты бушменов». Современная антропология . 38 (1): 104–112. дои : 10.1086/204590 . JSTOR 2744444 . S2CID 144203689 .
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, AC; Роббинс, Л.Х.; Мерфи, ML (1994). «Устные традиции и археология пещеры Мужского холма на холмах Цодило». Примечания и записи Ботсваны . 26 : 37–54. JSTOR 40959180 .
- ^ Jump up to: а б Сегадика, Филипп (2006). «Управление нематериальным наследием в Цодило». Международный музей . 58 (1–2): 31–40. дои : 10.1111/j.1468-0033.2006.00548.x . S2CID 54755278 .
- ^ «Обнаружен древнейший в мире ритуал: поклонение Пифону 70 000 лет назад» . ScienceDaily.com.
- ^ Роббинс, Лоуренс Х.; Алек С. Кэмпбелл; Джордж А. Брук; Майкл Л. Мерфи (июнь 2007 г.). «Самый старый ритуальный объект в мире? «Пещера Питона» на территории Всемирного наследия холмов Цодило, Ботсвана» (PDF) . НЬЯМЕ АКУМА, Бюллетень Общества археологов-африканистов (67). Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2011 года . Проверено 1 декабря 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Урсула Эразмус (1992) Культура бушменов , опубликовано Excalibur, 315 стр. ISBN 1-85634-191-7
- К. Майкл Хоган (2008) Макгадикгади , Мегалитический портал, изд. А. Бернэм
- Луис Панкорбо (2000) «Наконец-то холмы Цодило» в «Тиемпо де Африка». стр. 280–286. Лаэрт, Барселона. ISBN 84-7584-438-3
- Шейла Коулсон, Сигрид Стаурсет и Ник Уокер (2011) «Ритуализированное поведение в среднем каменном веке: данные из пещеры носорога, холмы Цодило, Ботсвана» Палеоантропология 2011 : 18-61