Jump to content

Пусть Тунич

Пусть пещера Тунич
Настенный рисунок мужчины в редком профиле 3/4 , выполняющего ритуальное генитальное кровопускание.
Расположение Поптун , Гватемала
Открытие 1979
Геология Карст

Надж Тунич ( Мопан Майя : / nah tunit͡ʃ / «каменный дом, пещера») [1] представляет собой серию доколумбовой эпохи природных пещер за пределами деревни Ла-Компуэрта, примерно в 35 км к востоку от Поптуна в Гватемале. [2] Это место было местом ритуального паломничества майя в классический период . [3] Артефакты показывают, что доступ к пещере осуществлялся в основном в раннеклассический период. В период поздней классики отложения становятся реже. [1] Однако известность пещеры основана на ее длинных иероглифических текстах позднего классического периода (ок. 600–900 гг. н. э.), а также на значительном количестве нарисованных сцен и фигур.

В 2012 году пещеры были внесены в предварительные списки как потенциальный ЮНЕСКО объект Всемирного наследия . К тому времени они уже были национальным памятником Гватемалы. [4]

повторное открытие

[ редактировать ]
Вход в Надж Тунич (2008)

Согласно сводке ЮНЕСКО , пещеры были обнаружены коренным народом майя Кекчи . [1] Охотник по имени Бернабе Пойн в середине 1979 года во время охоты на пекари со своими собаками. Бернабе и его отец Эмилио исследовали пещеру и рассказали о ее существовании американцу Майку Дивайну, который жил в этом районе; Затем Дивайн провел нескольких людей на это место. Позже топографические изыскания завершил Джеймс Брейди. [4]

Первое академическое посещение этого места было совершено Пьером Вентуром в 1980 году. [1] Археологические исследования начались в 1981 году. [2] Среди исследователей были команды из Института антропологии и истории , а в 1981 году — из Национального географического общества . В результате была составлена ​​карта проходов пещеры. Надж Тунич был тщательно нанесен на карту и сфотографирован, чтобы сохранить как можно больше рисунков и иероглифов. [1] [5]

Фотоисследование было завершено в 1988 году Андреа Джойс Стоун . Ее работа была опубликована под названием «Образы из подземного мира: Надж Тунич и традиции наскальной живописи майя» ( издательством Техасского университета ISBN   029272652X ). В книгу вошли 199 монохромных фотографий, 296 штриховых рисунков и 14 карт. [6]

Стоун заявил, что к 1986 году пещера несколько раз подвергалась вандализму, а более серьезный вандализм произошел в 1989 году. [7] В сообщении говорилось, что в 1989 году неизвестные "поцарапали, соскоблили или замазали до небытия более 20... изображений и иероглифических текстов". [8] Пещеры были закрыты для публики, но копии фресок были написаны в точной копии пещеры; туры по этой пещере доступны в туристической компании. [9] [10]

Описание сайта

[ редактировать ]
Художественная работа в Надже Туниче (фото 2012 г.)

На веб-сайте ЮНЕСКО представлена ​​подробная информация о содержании сайта, включая этот абзац: [4]

Это изображение изобразительного искусства уникально в своем роде в мире майя не только по качеству, но и по количеству. Кроме того, прихотливые образования природы создали сталактиты и сталагмиты, создавая волшебный мир внутри многочисленных комнат и извилистых ответвлений пещеры. Среди его визуальных представлений около 90 изображений, среди которых представлены антропоморфные персонажи, животные, божества, музыкальные инструменты и иероглифические тексты.

Пещера расположена на «отвесной известняковой скале на высоте более 200 метров» над окружающей долиной, что затрудняет доступ. [11] Само устье пещеры находится «в конце оврага». [1] Этот путь также включает в себя два холма, которые образуют «ворота» ко входу в пещеру. [1] Археологи отмечают, что, хотя до пещеры Надж Тунич было трудно добраться, майя значительно изменили пещеру, применив архитектурные модификации. [11] Эти модификации включали строительство ступеней, стен и заполнение пола пещеры. [11] Исследования показали, что материалы, необходимые для этих переделок, тщательно выбирались и переносились на большие расстояния. [11]

Пещера Надж Тунич ориентирована с севера на юг и включает в себя две камеры: камеру 1 и камеру 2. [11] Вход в Надж Тунич достаточно велик, чтобы в камеру 1 проникал естественный свет. [1] Сообщается, что длина пещеры составляет 19 метров, а самая широкая часть - 2,5 метра. [11] Ширина пещерных туннелей будет ограничивать доступ отдельных лиц в некоторые части. [1] В пещере также присутствовали «кристаллические» сталагмиты и сталактиты желтоватого прозрачного оттенка. [11] Но почти все они были уничтожены либо по экологическим, либо по антропогенным причинам. [11]

Пещера Надж Тунич также связана со многими артефактами, связанными с возможной ритуальной деятельностью. Артефакты майя в Надж-Туниче включают в себя подношения керамики, каменных изделий, чаш, драгоценных минералов, копаловых благовоний и человеческих жертвоприношений. [12] [13]

В камере 1 есть деревянные столбы, из-за которых предположительно образовались 2-3 комнаты меньшего размера внутри камеры. [11] В камере 1 также был построен сложный балкон высотой 14 метров. [1] Известно, что на этом балконе находится неглубокий бассейн с водой. [14] Этот бассейн был изменен майя путем возведения дамб. [1] Камера 1 также включает в себя алтарь или святилище, в котором есть бассейн, возможно, связанный с космологическими ритуалами. [11] И балкон, и святилище, расположенные в камере 1, также, вероятно, использовались в водных ритуалах, которые, возможно, углубили ассоциации между пещерами, водой, силой и естественным порядком. [1] [11]

Наряду с особенностями камеры 1, две другие области пещеры Надж Тунич были связаны с доступом и контролем воды. Одним из них является природный бассейн с водой, «расположенный на глубине 40 метров в системе туннелей». [1] Майя построили «небольшую земляную платформу» к северу от бассейна. [1] Наличие большого комплекса артефактов вблизи бассейна позволяет предположить, что эта территория интенсивно использовалась. [1]

Вторая часть камеры 1, связанная с водой, — это «Тихий колодец», расположенный в самой дальней от входа в пещеру части туннеля. [1] По описаниям, колодец имеет диаметр пять метров и длинную грязную шахту. [1] Вокруг колодца были обнаружены следы древних ног майя. [1] Говорят, что небольшое количество глины было извлечено из Безмолвного Колодца паломниками в качестве сувениров. [14] Майя, возможно, предпочитали глину из Безмолвного Колодца из-за ее расположения глубоко внутри пещеры. [14]

Камера 2 отмечена как меньшая из двух камер. [11] Он описывается как примерно круглый и включает в себя естественное окно, которое можно закрыть, чтобы блокировать солнечный свет. [15] К сожалению, большая часть архитектурных изменений, внесенных в Палату 2, была разрушена мародерами. [15]

Археологи полагают, что Най Тунич был связан с городом майя Ушбенка , так как он расположен в 2,3 км к югу от Стелы Плаза. [15] На самом деле считается, что строительство Стелы Плаза совпадает с изменениями, произведенными в пещере Надж Тунич. [11] Археологи также отметили, что люди на Стеле Плаза в Уксбенке могли смотреть на Ная Тунича и наоборот. [11] Это может быть свидетельством важности взаимоотношений между двумя сайтами. [11]

Надж Тунич и сакральная география

[ редактировать ]

Многие исследования были сосредоточены на Надж Туниче как наделенном священной ритуальной силой в космологии майя . [12] [3] Прежде всего, оно интерпретировалось как наличие того, что майя называют « сухуй». [12] Это слово применялось к вещам, которые «не запятнаны человеческим присутствием». [12] Для майя системы глубоких пещер, такие как Надж Тунич, возможно, представляли собой самые нетронутые земные владения. [12]

Надж Тунич уникален еще и тем, что в него вошли космограммы, называемые « меза» , которые «определяют космический центр и четыре четверти», исходящие от него. [16] Часто эти четыре четверти отмечались «священными камнями» одинакового размера и сферической формы. [16] Центральный камень будет представлять собой самый большой из пяти камней. [16] Археологи объяснили, что для майя Надж Тунич, возможно, олицетворял дом божественного существа или вход в подземный мир Шибальбу . [16]

Исследования показали, что Надж Тунич также служил местом паломничества . [3] [14] Исследователи отметили, что Надж Тунич, возможно, олицетворял доступ к экономической, политической и материальной власти. [14] А также волшебный источник плодородия и «чистая» или сухуйная вода. [12] Иероглифы в Надж-Туниче записали имена представителей элиты майя, которые, как говорят, посещали это место. [3] Места, связанные с посещением Наджа Тунича, включали « Караколь , Ишкун , Икстутц , Калакмуль , Дос Пилас и, возможно, Ксултун ». [3]

Художественная работа в Надже Туниче (фото 2012 г.)

Пещерное искусство и письменность

[ редактировать ]

Надж Тунич также представил большое количество петроглифов и картин; а также 500 иероглифов . [1] Надж Тунич — одна из пяти пещер, в которых были обнаружены иероглифы майя. [17] В Надж-Туниче обнаружено самое большое количество иероглифов среди всех пещер майя, а общее количество идентифицированных иероглифов превышает количество всех остальных пещерных письмен майя вместе взятых. [1] [17] Археологи считают художественный стиль Наджа Тунича более изысканным, чем в других пещерах майя. [1]

Искусство пещеры Надж Тунич сильно различается в зависимости от сюжетов, включая мифологические истории , божества, ритуалы и представления. [12] Naj Tunich также является одним из двадцати двух сайтов майя, которые содержат «откровенные сексуальные образы». [18] Эти явные изображения мужских фигур с вертикальными гениталиями могут относиться к мужским проявлениям пола и гендера. [18] А также изображение гомосексуальных желаний и отношений. [18]

Мультиспектральная визуализация использовалась для изучения пигментов в пещере Надж Тунич. [17] Эти исследования показывают, что для создания изображений внутри пещеры использовались как минимум три разных пигмента. [17] Мультиспектральная съемка также показала, что на изображениях видны следы «перерисовки, перекрашивания или ретуши» художников. [17]

Современное влияние на сайт

[ редактировать ]

С момента своего повторного открытия пещера Надж Тунич сильно пострадала от грабителей. [11] [1] Впоследствии мародеры разрушили большую часть архитектуры пещер. [11] Мародеры выбросили «артефакты, камни и архитектуру» из устья пещеры, разрушив ее части. [11] Усилия по сохранению, проводимые в рамках проекта «Пещера Ухбенка» (UCP), помогли в спасательных операциях в Най-Туниче. [11]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Брэди, Джеймс; Стоун, Андреа (1986). «Надж Тунич: Вход в подземный мир майя». Археология . 39 (6): 18–25.
  2. ^ Jump up to: а б Нет Тунич Оксфорд Арт
  3. ^ Jump up to: а б с д и Стоун, Джойс А. «Духовные путешествия, светские облики: наскальное искусство и элитное паломничество в пещеру Надж Тунич». Мексикан 36.2 (2014): 49-64». {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  4. ^ Jump up to: а б с Пещеры Наджа|Координаты N16 16 32 W89 15 35
  5. ^ из подземного мира: Надж Тунич и традиции наскальной живописи майя | Андреа Дж. Стоун
  6. ^ Изображения из подземного мира: Надж Тунич и традиции наскальной живописи майя
  7. ^ из подземного мира: Надж Тунич и традиции наскальной живописи майя | Страница 4
  8. ^ пещера Гватемалы неизвестна | 17 июля 1991 г.
  9. ^ Тунич | Одинокая планета
  10. ^ ДАВАЙТЕ ТУНИЧ
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Мойес, Холли; Пруфер, Кейт (2013). «Геополитика новых правителей майя». Журнал антропологических исследований . 69 (2): 225–248. дои : 10.3998/jar.0521004.0069.204 . S2CID   147098633 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г Стоун, Андреа (1995). Образы из подземного мира: Надж Тунич и традиции наскальной живописи майя . Издательство Техасского университета.
  13. ^ Стоун, Джойс (2014). «Духовные путешествия, светские облики: наскальные рисунки и элитное паломничество в пещеру Надж Тунич». Мексиканец . 36 (2): 226–248.
  14. ^ Jump up to: а б с д и Брэди, Джеймс; Риссоло, Доминик (2006). «Переоценка добычи полезных ископаемых в пещерах древних майя». Журнал антропологических исследований . 62 (4): 471–490. дои : 10.3998/jar.0521004.0062.402 . S2CID   161870050 .
  15. ^ Jump up to: а б с Мойес, Холли. « Геополитика новых правителей майя: тематическое исследование Каюко Надж Тунич, основной святыни в Ушбенке, Южный Белиз». Журнал антропологических исследований 69.2 (2013): 225-248». {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  16. ^ Jump up to: а б с д Брэди, Джеймс (2003). «На моем холме, в моей долине: важность места в древнем ритуале майя». Документы музея Сан-Диего . 42 : 83–91.
  17. ^ Jump up to: а б с д и Уэр, Джин; Чабрис, Дуглас; Кристиансен, Ричард; Брэди, Джеймс; Мартин, Кертис (2000). «Мультиспектральный анализ древних пигментов майя: значение для корпуса Наджа Тунича». IGARSS 2000. Международный симпозиум IEEE 2000 по геонаукам и дистанционному зондированию. Учитывать пульс планеты: роль дистанционного зондирования в управлении окружающей средой. Протоколы (Кат. № 00CH37120) . Том. 6. С. 2489–2491. дои : 10.1109/igarss.2000.859616 . ISBN  0-7803-6359-0 . S2CID   62670148 .
  18. ^ Jump up to: а б с Джойс, Розмари. (2000). «Доколумбовый взгляд: мужская сексуальность среди древних майя». В «Археологии сексуальности » под редакцией Шмидта, Роберта А. и Восса, Барбары Л., Рутледж, 2007, стр. 263–283.

Библиография

[ редактировать ]
  • Стоун Андреа Дж. 1995-Образы из подземного мира Надж Тунич и традиции наскальной живописи майя ISBN   978-0-292-75552-9
  • Брэди, Джеймс Э. 1989 Исследование ритуального использования пещер майя с особым упором на Надж Тунич, Петен, Гватемала. доктор философии диссертация, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес.
  • Брэди, Джеймс Э. и Сандра Вильягран де Брейди, 1991 - Археология пещеры Надж Тунич: образцы ритуального использования. Во II Симпозиуме археологических исследований в Гватемале, 1988 г. (под редакцией Ж. П. Лапорта, С. Вильяграна, Х. Эскобедо, Д. де Гонсалеса и Х. Вальдеса), стр. 179–186. Национальный музей археологии и этнологии, Гватемала. [1]
  • Андреа Стоун — региональные вариации наскального искусства майя. Журнал исследований пещер и карста 59 (1): 33-42. [2]
  • Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: c52281c7500e1e93ddbf67af0c1060be__1693391040
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/be/c52281c7500e1e93ddbf67af0c1060be.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    Naj Tunich - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)