Пусть Тунич
Пусть пещера Тунич | |
---|---|
Расположение | Поптун , Гватемала |
Открытие | 1979 |
Геология | Карст |
Надж Тунич ( Мопан Майя : / nah tunit͡ʃ / «каменный дом, пещера») [1] представляет собой серию доколумбовой эпохи природных пещер за пределами деревни Ла-Компуэрта, примерно в 35 км к востоку от Поптуна в Гватемале. [2] Это место было местом ритуального паломничества майя в классический период . [3] Артефакты показывают, что доступ к пещере осуществлялся в основном в раннеклассический период. В период поздней классики отложения становятся реже. [1] Однако известность пещеры основана на ее длинных иероглифических текстах позднего классического периода (ок. 600–900 гг. н. э.), а также на значительном количестве нарисованных сцен и фигур.
В 2012 году пещеры были внесены в предварительные списки как потенциальный ЮНЕСКО объект Всемирного наследия . К тому времени они уже были национальным памятником Гватемалы. [4]
повторное открытие
[ редактировать ]Согласно сводке ЮНЕСКО , пещеры были обнаружены коренным народом майя Кекчи . [1] Охотник по имени Бернабе Пойн в середине 1979 года во время охоты на пекари со своими собаками. Бернабе и его отец Эмилио исследовали пещеру и рассказали о ее существовании американцу Майку Дивайну, который жил в этом районе; Затем Дивайн провел нескольких людей на это место. Позже топографические изыскания завершил Джеймс Брейди. [4]
Первое академическое посещение этого места было совершено Пьером Вентуром в 1980 году. [1] Археологические исследования начались в 1981 году. [2] Среди исследователей были команды из Института антропологии и истории , а в 1981 году — из Национального географического общества . В результате была составлена карта проходов пещеры. Надж Тунич был тщательно нанесен на карту и сфотографирован, чтобы сохранить как можно больше рисунков и иероглифов. [1] [5]
Фотоисследование было завершено в 1988 году Андреа Джойс Стоун . Ее работа была опубликована под названием «Образы из подземного мира: Надж Тунич и традиции наскальной живописи майя» ( издательством Техасского университета ISBN 029272652X ). В книгу вошли 199 монохромных фотографий, 296 штриховых рисунков и 14 карт. [6]
Стоун заявил, что к 1986 году пещера несколько раз подвергалась вандализму, а более серьезный вандализм произошел в 1989 году. [7] В сообщении говорилось, что в 1989 году неизвестные "поцарапали, соскоблили или замазали до небытия более 20... изображений и иероглифических текстов". [8] Пещеры были закрыты для публики, но копии фресок были написаны в точной копии пещеры; туры по этой пещере доступны в туристической компании. [9] [10]
Описание сайта
[ редактировать ]На веб-сайте ЮНЕСКО представлена подробная информация о содержании сайта, включая этот абзац: [4]
Это изображение изобразительного искусства уникально в своем роде в мире майя не только по качеству, но и по количеству. Кроме того, прихотливые образования природы создали сталактиты и сталагмиты, создавая волшебный мир внутри многочисленных комнат и извилистых ответвлений пещеры. Среди его визуальных представлений около 90 изображений, среди которых представлены антропоморфные персонажи, животные, божества, музыкальные инструменты и иероглифические тексты.
Пещера расположена на «отвесной известняковой скале на высоте более 200 метров» над окружающей долиной, что затрудняет доступ. [11] Само устье пещеры находится «в конце оврага». [1] Этот путь также включает в себя два холма, которые образуют «ворота» ко входу в пещеру. [1] Археологи отмечают, что, хотя до пещеры Надж Тунич было трудно добраться, майя значительно изменили пещеру, применив архитектурные модификации. [11] Эти модификации включали строительство ступеней, стен и заполнение пола пещеры. [11] Исследования показали, что материалы, необходимые для этих переделок, тщательно выбирались и переносились на большие расстояния. [11]
Пещера Надж Тунич ориентирована с севера на юг и включает в себя две камеры: камеру 1 и камеру 2. [11] Вход в Надж Тунич достаточно велик, чтобы в камеру 1 проникал естественный свет. [1] Сообщается, что длина пещеры составляет 19 метров, а самая широкая часть - 2,5 метра. [11] Ширина пещерных туннелей будет ограничивать доступ отдельных лиц в некоторые части. [1] В пещере также присутствовали «кристаллические» сталагмиты и сталактиты желтоватого прозрачного оттенка. [11] Но почти все они были уничтожены либо по экологическим, либо по антропогенным причинам. [11]
Пещера Надж Тунич также связана со многими артефактами, связанными с возможной ритуальной деятельностью. Артефакты майя в Надж-Туниче включают в себя подношения керамики, каменных изделий, чаш, драгоценных минералов, копаловых благовоний и человеческих жертвоприношений. [12] [13]
В камере 1 есть деревянные столбы, из-за которых предположительно образовались 2-3 комнаты меньшего размера внутри камеры. [11] В камере 1 также был построен сложный балкон высотой 14 метров. [1] Известно, что на этом балконе находится неглубокий бассейн с водой. [14] Этот бассейн был изменен майя путем возведения дамб. [1] Камера 1 также включает в себя алтарь или святилище, в котором есть бассейн, возможно, связанный с космологическими ритуалами. [11] И балкон, и святилище, расположенные в камере 1, также, вероятно, использовались в водных ритуалах, которые, возможно, углубили ассоциации между пещерами, водой, силой и естественным порядком. [1] [11]
Наряду с особенностями камеры 1, две другие области пещеры Надж Тунич были связаны с доступом и контролем воды. Одним из них является природный бассейн с водой, «расположенный на глубине 40 метров в системе туннелей». [1] Майя построили «небольшую земляную платформу» к северу от бассейна. [1] Наличие большого комплекса артефактов вблизи бассейна позволяет предположить, что эта территория интенсивно использовалась. [1]
Вторая часть камеры 1, связанная с водой, — это «Тихий колодец», расположенный в самой дальней от входа в пещеру части туннеля. [1] По описаниям, колодец имеет диаметр пять метров и длинную грязную шахту. [1] Вокруг колодца были обнаружены следы древних ног майя. [1] Говорят, что небольшое количество глины было извлечено из Безмолвного Колодца паломниками в качестве сувениров. [14] Майя, возможно, предпочитали глину из Безмолвного Колодца из-за ее расположения глубоко внутри пещеры. [14]
Камера 2 отмечена как меньшая из двух камер. [11] Он описывается как примерно круглый и включает в себя естественное окно, которое можно закрыть, чтобы блокировать солнечный свет. [15] К сожалению, большая часть архитектурных изменений, внесенных в Палату 2, была разрушена мародерами. [15]
Археологи полагают, что Най Тунич был связан с городом майя Ушбенка , так как он расположен в 2,3 км к югу от Стелы Плаза. [15] На самом деле считается, что строительство Стелы Плаза совпадает с изменениями, произведенными в пещере Надж Тунич. [11] Археологи также отметили, что люди на Стеле Плаза в Уксбенке могли смотреть на Ная Тунича и наоборот. [11] Это может быть свидетельством важности взаимоотношений между двумя сайтами. [11]
Надж Тунич и сакральная география
[ редактировать ]Многие исследования были сосредоточены на Надж Туниче как наделенном священной ритуальной силой в космологии майя . [12] [3] Прежде всего, оно интерпретировалось как наличие того, что майя называют « сухуй». [12] Это слово применялось к вещам, которые «не запятнаны человеческим присутствием». [12] Для майя системы глубоких пещер, такие как Надж Тунич, возможно, представляли собой самые нетронутые земные владения. [12]
Надж Тунич уникален еще и тем, что в него вошли космограммы, называемые « меза» , которые «определяют космический центр и четыре четверти», исходящие от него. [16] Часто эти четыре четверти отмечались «священными камнями» одинакового размера и сферической формы. [16] Центральный камень будет представлять собой самый большой из пяти камней. [16] Археологи объяснили, что для майя Надж Тунич, возможно, олицетворял дом божественного существа или вход в подземный мир Шибальбу . [16]
Исследования показали, что Надж Тунич также служил местом паломничества . [3] [14] Исследователи отметили, что Надж Тунич, возможно, олицетворял доступ к экономической, политической и материальной власти. [14] А также волшебный источник плодородия и «чистая» или сухуйная вода. [12] Иероглифы в Надж-Туниче записали имена представителей элиты майя, которые, как говорят, посещали это место. [3] Места, связанные с посещением Наджа Тунича, включали « Караколь , Ишкун , Икстутц , Калакмуль , Дос Пилас и, возможно, Ксултун ». [3]
Пещерное искусство и письменность
[ редактировать ]Надж Тунич также представил большое количество петроглифов и картин; а также 500 иероглифов . [1] Надж Тунич — одна из пяти пещер, в которых были обнаружены иероглифы майя. [17] В Надж-Туниче обнаружено самое большое количество иероглифов среди всех пещер майя, а общее количество идентифицированных иероглифов превышает количество всех остальных пещерных письмен майя вместе взятых. [1] [17] Археологи считают художественный стиль Наджа Тунича более изысканным, чем в других пещерах майя. [1]
Искусство пещеры Надж Тунич сильно различается в зависимости от сюжетов, включая мифологические истории , божества, ритуалы и представления. [12] Naj Tunich также является одним из двадцати двух сайтов майя, которые содержат «откровенные сексуальные образы». [18] Эти явные изображения мужских фигур с вертикальными гениталиями могут относиться к мужским проявлениям пола и гендера. [18] А также изображение гомосексуальных желаний и отношений. [18]
Мультиспектральная визуализация использовалась для изучения пигментов в пещере Надж Тунич. [17] Эти исследования показывают, что для создания изображений внутри пещеры использовались как минимум три разных пигмента. [17] Мультиспектральная съемка также показала, что на изображениях видны следы «перерисовки, перекрашивания или ретуши» художников. [17]
Современное влияние на сайт
[ редактировать ]С момента своего повторного открытия пещера Надж Тунич сильно пострадала от грабителей. [11] [1] Впоследствии мародеры разрушили большую часть архитектуры пещер. [11] Мародеры выбросили «артефакты, камни и архитектуру» из устья пещеры, разрушив ее части. [11] Усилия по сохранению, проводимые в рамках проекта «Пещера Ухбенка» (UCP), помогли в спасательных операциях в Най-Туниче. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Брэди, Джеймс; Стоун, Андреа (1986). «Надж Тунич: Вход в подземный мир майя». Археология . 39 (6): 18–25.
- ^ Jump up to: а б Нет Тунич Оксфорд Арт
- ^ Jump up to: а б с д и Стоун, Джойс А. «Духовные путешествия, светские облики: наскальное искусство и элитное паломничество в пещеру Надж Тунич». Мексикан 36.2 (2014): 49-64».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с Пещеры Наджа|Координаты N16 16 32 W89 15 35
- ^ из подземного мира: Надж Тунич и традиции наскальной живописи майя | Андреа Дж. Стоун
- ^ Изображения из подземного мира: Надж Тунич и традиции наскальной живописи майя
- ^ из подземного мира: Надж Тунич и традиции наскальной живописи майя | Страница 4
- ^ пещера Гватемалы неизвестна | 17 июля 1991 г.
- ^ Тунич | Одинокая планета
- ^ ДАВАЙТЕ ТУНИЧ
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Мойес, Холли; Пруфер, Кейт (2013). «Геополитика новых правителей майя». Журнал антропологических исследований . 69 (2): 225–248. дои : 10.3998/jar.0521004.0069.204 . S2CID 147098633 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Стоун, Андреа (1995). Образы из подземного мира: Надж Тунич и традиции наскальной живописи майя . Издательство Техасского университета.
- ^ Стоун, Джойс (2014). «Духовные путешествия, светские облики: наскальные рисунки и элитное паломничество в пещеру Надж Тунич». Мексиканец . 36 (2): 226–248.
- ^ Jump up to: а б с д и Брэди, Джеймс; Риссоло, Доминик (2006). «Переоценка добычи полезных ископаемых в пещерах древних майя». Журнал антропологических исследований . 62 (4): 471–490. дои : 10.3998/jar.0521004.0062.402 . S2CID 161870050 .
- ^ Jump up to: а б с Мойес, Холли. « Геополитика новых правителей майя: тематическое исследование Каюко Надж Тунич, основной святыни в Ушбенке, Южный Белиз». Журнал антропологических исследований 69.2 (2013): 225-248».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д Брэди, Джеймс (2003). «На моем холме, в моей долине: важность места в древнем ритуале майя». Документы музея Сан-Диего . 42 : 83–91.
- ^ Jump up to: а б с д и Уэр, Джин; Чабрис, Дуглас; Кристиансен, Ричард; Брэди, Джеймс; Мартин, Кертис (2000). «Мультиспектральный анализ древних пигментов майя: значение для корпуса Наджа Тунича». IGARSS 2000. Международный симпозиум IEEE 2000 по геонаукам и дистанционному зондированию. Учитывать пульс планеты: роль дистанционного зондирования в управлении окружающей средой. Протоколы (Кат. № 00CH37120) . Том. 6. С. 2489–2491. дои : 10.1109/igarss.2000.859616 . ISBN 0-7803-6359-0 . S2CID 62670148 .
- ^ Jump up to: а б с Джойс, Розмари. (2000). «Доколумбовый взгляд: мужская сексуальность среди древних майя». В «Археологии сексуальности » под редакцией Шмидта, Роберта А. и Восса, Барбары Л., Рутледж, 2007, стр. 263–283.
Библиография
[ редактировать ]Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
История |
Испанское завоевание майя |