Jump to content

Ксунантунич

Координаты : 17 ° 05'21 ″ с.ш. 89 ° 08'29 ″ з.д.  /  17,089059 ° с.ш. 89,141427 ° з.д.  / 17,089059; -89.141427
Ксунантунич
«Эль Кастильо» в Сунантуниче
Шунантунич расположен в Мезоамерике.
Ксунантунич
Расположение в Мезоамерике
Расположение Сан-Хосе-Суккотц , Белиз
Область Район Кайо
Координаты 17 ° 05'21 ″ с.ш. 89 ° 08'29 ″ з.д.  /  17,089059 ° с.ш. 89,141427 ° з.д.  / 17,089059; -89.141427
История
Периоды Доклассическая и постклассическая оккупация
Культуры Майя
Примечания к сайту
Археологи Томас Ганн, сэр Дж. Эрик С. Томпсон, А. Х. Андерсон, Линтон Саттервейт, Питер Шмидт
Состояние Старый
Восстановлен археологическим проектом Ксунантунич (1991–1997).

Ксунантунич ( Произношение майя: [ʃunanˈtunitʃ] памятник древних майя ) — археологический на западе Белиза , примерно в 70 милях (110 км) к западу от города Белиз , в округе Кайо . Сунантунич расположен на вершине хребта над рекой Мопан , недалеко от границы с Гватемалой , которая находится в 0,6 мили (1 км) к западу. [1] Он служил гражданским церемониальным центром майя в регионе долины Белиза в поздний и последний классический периоды. [2] В то время, когда регион находился на пике своего развития, в долине Белиза проживало около 200 000 человек. [3]

Имя Ксунантунич означает «Дева Скалы» на языках майя мопан и юкатек , сочетая в себе «Сунаан» (благородная женщина) и «Туунич» (камень для скульптуры). «Каменная женщина» относится к призраку женщины, которая, по утверждениям нескольких человек, населяла это место, начиная с 1892 года. Говорят, что она полностью одета в белое и имеет огненно-красные светящиеся глаза. Обычно она появляется перед «Эль-Кастильо», поднимается по каменной лестнице и исчезает в каменной стене. [ нужна ссылка ] . Как и многие названия, данные археологическим памятникам майя, «Ксунантунич» — современное название; древнее название неизвестно.

История раскопок

[ редактировать ]

Первые современные исследования этого места были проведены Томасом Ганном в середине 1890-х годов. Ганн переехал из Великобритании и с 1892 года работал окружным хирургом и окружным комиссаром Кайо, Британский Гондурас . Он выбрал этот район для поселения из-за своего интереса к археологии майя и неизвестным чудесам коренных народов, населявших этот район. [4] Преемник Ганна, сэр Дж. Эрик С. Томпсон , применил более методичный подход и смог установить первую керамическую хронологию региона. [5]

В 1959–60 годах в колонию прибыла Кембриджская экспедиция в Британский Гондурас, и ее член-археолог Юан Макки провел несколько месяцев раскопок в Сунантуниче. Он раскопал верхнее здание Строения А-11 в Группе B и недавно обнаруженное жилое строение А-15 недалеко от главного комплекса. Используя европейский метод детальной записи стратиграфии поверхностных отложений (сами каменные конструкции не подвергались обширным разрезам), он смог сделать вывод, что оба здания были разрушены в результате внезапной катастрофы, ознаменовавшей конец оккупации классического периода. Предварительно причиной было предложено землетрясение; это делается исключительно на основании раскопанных свидетельств, а также на основании очень поврежденного состояния верхнего здания Строения А-6 («Эль-Кастильо»). Маккай также смог подтвердить более позднюю часть керамической последовательности, построенной Томпсоном. Подробный отчет Макки - «Раскопки в Сунантуниче и Помоне, Белиз, в 1959–1960 годах». Британские археологические отчеты (международная серия), 251, 1985: Оксфорд.

Основными археологическими группами, работавшими в последнее время в Сунантуниче и его окрестностях, являются Археологический проект Сунантунич (XAP), Исследование поселений Сунантунич (XSS) и Проект археологической разведки долины Белиза (BVAR). [6]

Фермеры, которые кормили жителей Шунантунича, обычно жили в небольших деревнях, разделенных на жилые группы по родственному принципу. Фермы были широко разбросаны по ландшафту, хотя сам центр Шунантунича по сравнению с ним довольно мал. Эти деревни были экономически самодостаточными, что может быть причиной того, что Шунантунич просуществовал так долго; они не зависели от того, чтобы город их обеспечивал. [3] Плотность поселений зависела от качества почвы , близости к рекам и местной политической истории. Поскольку фермеры уже давно обосновались на своих участках земли, они не хотели быть вовлеченными в политику, которая находилась в состоянии постоянных потрясений из-за сил вторжения и многого другого. [7] близлежащие археологические памятники майя включают Чаа-Крик , Кахал-Печ , Буэнависта-дель-Кайо и Наранхо. Другие [8]

Хронология

[ редактировать ]

Есть свидетельства того, что Шунантунич был заселен еще в керамическую фазу доклассического периода. Результаты оказались слишком несущественными, чтобы доказать, что Шунантунич был важным местом. Лишь в фазе Самала в 600–670 гг. н.э. Шунантунич начал значительно увеличиваться в размерах. Архитектурное строительство процветало в фазу Хатс Чаак (670–750 гг. Н.э.), когда укрепилась связь Сунантунича с государством Наранхо . Оставшись в заброшенном состоянии примерно в 750 году нашей эры из-за неизвестного насильственного события (см. выше работу Юана Макки 1959–60 годов, которая может быть уместна здесь), Сунантунич не восстановил свое сильное присутствие в регионе до тех пор, пока фаза Цак в 780–890 гг. н.э. [1] [2]

Памятники

[ редактировать ]

Ядро города Шунантунич занимает около одной квадратной мили (2,6 км²). 2 ), состоящий из шести площадей, окруженных более чем 26 храмами и дворцами. Как показали исследования, проведенные XSS, в целом в Шунантуниче насчитывается 140 курганов на квадратный километр. [1] Одним из наиболее известных сооружений Сунантунича является пирамида, известная как «Эль-Кастильо» (не путать с Эль-Кастильо в Чичен-Ице ). Сайт разделен на четыре раздела: группа A, группа B, группа C и группа D, причем группа A является центральной и наиболее значимой для людей. До седьмого века это место было в основном занято небольшими домами, образующими случайные деревни. С архитектурным бумом на этапе Самала мы видим чрезвычайную важность космологического и политического размещения памятников по отношению к оси мира (пересечение кардинальной оси объекта; сердце объекта). [9]

Резьба на вершине пирамиды Эль-Кастильо (структура A6) в Сунантуниче, Белиз

Это второе по высоте сооружение в Белизе (после храма в Караколе ), его высота составляет около 130 футов (40 м). Эль-Кастильо — это «ось мира» этого места, или пересечение двух основных линий. Свидетельства строительства позволяют предположить, что храм был построен в два этапа (ранее получившее название «Сооружение А-6–2», датируемое примерно 800 годом нашей эры, и более позднее сооружение «А-6–1»). В строении А-6–2 было три дверных проема, тогда как в строении А-6–1 были двери только на севере и юге. Пирамида лежит под рядом террас. На заключительном этапе располагается тонкая лепнина или «фризы». Северный и южный фризы разрушились, а остальные были засыпаны во время реконструкции и со временем. На фризе восточной стены находится гипсовая форма. На фризе изображено множество вещей. Каждая часть фриза разбита обрамляющими полосами плетеной ткани или витыми шнурами (которые символизируют небесные явления). [10] На фризе изображено рождение бога, связанного с царской семьей, богов-творцов, а также древа жизни (которое простирается из подземного мира, земли и небес). [3] [11]

Структура А-1

[ редактировать ]

Строение А-1 было построено в эпоху поздней классики, около 800 года нашей эры. Он разделил пополам Plaza AI, которая до этого была самой важной площадью на территории. Сейчас он находится на вершине первоначальной площадки для игры в мяч в Ксунантуниче между структурой A-6 (Эль-Кастильо) и A-11. Оно стало ритуальным пространством исключительно для правителей и элиты, что одновременно служило препятствием для других общественных пространств. [11]

Погребальная камера

[ редактировать ]

19 июля 2016 года группа под руководством Хайме Аве обнаружила нетронутую погребальную камеру, пристроенную к более крупному зданию. Это одна из крупнейших погребальных камер майя, найденных за последние 100 лет. В камере находился труп мужчины в возрасте от 20 до 30 лет. В камере также находилось множество керамических сосудов, обсидиановых ножей, нефритового жемчуга, костей животных и некоторых других изделий из камня. Остеологи полагают, что на момент смерти мужчина был спортивным и довольно мускулистым. [12] [13]

Отношения с другими сайтами

[ редактировать ]

В период времени, когда большинство цивилизаций майя рушилось, Сунантуничу удавалось расширить свой город и свою власть над другими районами долины. Он просуществовал на столетие дольше, чем большинство памятников в регионе. Известно, что Шунантунич заменил Буэнависта в качестве центра общественно-политической администрации верхней долины, а также основного места проведения элитных родовых и погребальных обрядов и церемоний. Одна из теорий состоит в том, что этот шаг был сделан из-за политических разногласий в низменностях из-за того, что соседи боролись за контроль над Буэнавистой, и что Шунантунич был гораздо более легко защищаемым местом (расположенным на вершине холма). [14]

Существует множество свидетельств торговли и общения между другими местами. Во-первых, это выплата сосны. Сосна естественным образом растет на хребте Маунтин-Пайн, куда можно добраться через реку Макал. Его импортировали в Сунантунич, где распределение этого ценного товара могло контролироваться элитой и правителями. Этот ресурс использовался в ритуальных и строительных целях для высшего класса, а иногда передавался членам низшего класса для укрепления социально-политических стратегий. [15] Сходство между керамикой разных мест — это черта, которую обычно ищут археологи. Разница в качествах керамики может подчеркнуть разрыв между социальными классами внутри определенной местности, так же как она может показать разницу между классами других государств. В период терминальной классики равенство в распределении керамики в Сунантуниче можно было рассматривать как политическую валюту в долине Белиза. [16] Типы керамики стали единообразными среди памятников, обнаруженных в районах долины Белиза вокруг Шунантунича, что является еще одним свидетельством их прочной связи со стоянкой «Каменная женщина». [2]

Из-за региональных конфликтов Наранхо , региональное государство, начало распадаться примерно в 9 веке. Из регионального органа власти он превратился в более мелкую площадку, которая со временем отошла на второй план. [5] По пока еще не понятным причинам документальные иероглифы быстро исчезли в 820 году нашей эры в Наранхо; которая совпадает с самой ранней стелой в Сунантуниче, стелой 8. Стела, иероглифы и архитектура стилистически похожи на стиль Наранхо. [11] Отсюда произошел переход власти к Сунантуничу, хотя влияние Наранхо до этого несомненно. Сама конструкция основного объекта очень похожа на планировку группы B Наранхо. Ярко выраженная ось север-юг (считающаяся связующим звеном с королевской властью и преемственностью) является общей для них обоих, здания расположены в одинаковых местах, а формы зданий напоминают друг друга.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Йегер, Джейсон. «Распутывание связывающих уз: город, сельская местность и природа урбанизма майя в Сунантуниче, Белиз». Социальное строительство древних городов. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, 2003. 121–55. Распечатать.
  2. ^ Jump up to: а б с ЛеКаунт, Лиза Дж. «Горшки какау и обычные контейнеры: создание историй и коллективных воспоминаний среди классических майя Сунантунича, Белиз». Древняя Мезоамерика 21.2 (2010): 341–51. Распечатать.
  3. ^ Jump up to: а б с Фэган, Брайан М. «Ксунантунич: «Дева Скалы»» от Черной Земли до Пятого Солнца: Наука о священных местах . Ридинг, Массачусетс: Аддисон-Уэсли, 1998. 302–31. Распечатать.
  4. ^ Томпсон, Дж. Э. «Томас Ганн в руинах майя». Британский медицинский журнал 2.5973 (1975): 741–43. Распечатать.
  5. ^ Jump up to: а б ЛеКаунт, Лиза Дж. и Джейсон Йегер, ред. Классическая политика провинции майя: Ксунантунич и его внутренние районы. Тусон, Аризона: Университет Аризоны, 2010. Печать.
  6. ^ Археологическая разведка долины Белиза www.bvar.org
  7. ^ Эшмор, Венди, Джейсон Йегер и Синтия Робин. «Здравый смысл: поздние и терминальные классические социальные стратегии в районе Ксунантунич». Терминальная классика в низменностях майя: коллапс, переход и трансформация. Боулдер: Университет Колорадо, 2004. 302–23. Распечатать.
  8. ^ «Институт археологии» .
  9. ^ Эшмор, Венди и Джереми А. Саблофф. «Пространственные порядки в гражданских планах майя». Латиноамериканская древность 13.2 (2002): 201–15. Распечатать.
  10. ^ Филдс, Вирджиния М. «Королевская хартия в Сунантуниче». Древние майя долины Белиза: полвека археологических исследований. Гейнсвилл: Университет Флориды, 2004. 180–90. Распечатать.
  11. ^ Jump up to: а б с Левентхолл, Ричард М. и Венди Эшмор. «Ксунантунич в контексте долины Белиза». Древние майя долины Белиза: полвека археологических исследований. Гейнсвилл: Университет Флориды, 2004. 168–79. Распечатать.
  12. ^ Юхас, Алан (7 августа 2016 г.). «Обнаружена гробница майя, в которой хранятся тела, сокровища и рассказы о «змеиной династии» » .
  13. ^ Белиз: Археологи обнаруживают гробницу правителя майя . Spiegel Online, 7 августа 2016 г. (на немецком языке)
  14. ^ Ташек, Дженнифер Т. и Джозеф В. Болл. «Буэнависта-дель-Кайо, Кахал-Бек и Сунантунич: три центра, три истории, одно центральное место». Древние майя долины Белиза: полвека археологических исследований. Гейнсвилл: Университет Флориды, 2004. 191–206. Распечатать.
  15. ^ Ленц, Дэвид Л., Джейсон Йегер, Синтия Робин и Венди Эшмор. «Сосна, престиж и политика позднеклассических майя в Сунантуниче, Белиз». Античность 79 (2005): 573–85. Распечатать.
  16. ^ ЛеКаунт, Лиза Дж. «Полихромная керамика и политические стратегии в позднем и терминальном классическом обществе равнинных майя». Латиноамериканская древность 10.3 (1999): 239–58. Распечатать.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8a6a782775589e3d8a52cfb18cfe7028__1713280020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/28/8a6a782775589e3d8a52cfb18cfe7028.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xunantunich - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)