Вайшакладюн
Расположение | Сан-Матео Икстатан |
---|---|
Область | Департамент Уэуэтенанго , Гватемала |
Координаты | 15 ° 49'43,43 дюйма с.ш. 91 ° 28'26,23 дюйма з.д. / 15,8287306 ° с.ш. 91,4739528 ° з.д. |
История | |
Заброшенный | 16 век |
Периоды | От классики к постклассике |
Культуры | цивилизация майя |
События | Завоеван: Испанская империя |
Вайшакладжун (произносится [waχʃaklaˈχun] ) (также известный как Истапалапан , Йолку , Эль Кальварио , Карвао и Курвао ) — руины древней цивилизации майя, расположенные рядом с современным городом Сан-Матео-Икстатан , в департаменте Уэуэтенанго в Гватемале . Вайшаклаюн считается самым важным археологическим памятником в районе Сан-Матео-Икстатан. Это место датируется классическим периодом (ок. 250–900 гг. Н.э.). [1] Чудж -майя считают, что город построили их предки. Это место имеет сходство с другими близлежащими руинами горных майя; необычно наличие ряда стел , особенность, больше связанная с равнинными участками в классический период, что, вероятно, указывает на некоторый уровень обмена с равнинными городами.
Этимология
[ редактировать ]Ваджакладжун на языке чудж означает «восемнадцать» ; [2] Было интерпретировано, что это происходит от места, первоначально состоявшего из восемнадцати курганов. Однако это современная интерпретация, и вполне возможно, что название изначально произошло от календарного названия майя . [3] Более длинная форма имени записана как Чонджаб Тепан Ваджакладжун; это переводится как «город и храм восемнадцать», [4] из «чонхап » «город», [5] и тепан "церковь". [6] Альтернативные названия этого места включают Yolk'u (что означает «на солнце») и El Calvario, иногда сокращенное до Carvao. [1] или Курвао. [7] Во время испанского завоевания Гватемалы Вайшакладжун получил на науатле имя Истапалапан (что означает «место соли»); Позже это было изменено на Истатлан («изобилие соли» на языке науатль). [8]
Расположение
[ редактировать ]Вайшаклаюн расположен на хребте хребта Кучуматанес . [9] на высоте 2540 метров (8330 футов), непосредственно к востоку от города Сан-Матео-Икстатан, [1] в департаменте Уэуэтенанго в Гватемале. [9] Вайшакладун находится в 40 километрах (25 миль) к востоку от памятника классического периода Квен Санто и в 60 километрах (37 миль) от Чинкултика . [1]
Взаимодействие с соседними группами
[ редактировать ]Вероятно, это место имело торговые связи с высокогорным штатом Чьяпас , в Мексике и косвенно с низменностями майя. Считается, что чуджи торговали солью из местных источников с майя Тохолабал в обмен на какао . Местная традиция гласит, что чуджи захватили в бою соляные источники Тохолабала. [10]
Описание сайта
[ редактировать ]Основная ось памятника имеет ориентацию ю.ш. 52° в.д., выровнена по отрогу, занятому руинами. [11] Участок распределен на трех разных уровнях, состоящих из уровня земли хребта, участка возвышенности на северо-востоке и впадины на юго-западе. Возвышение и впадина были естественными особенностями, которые были включены в доколумбовый город. Несколько структур хребта расположены в северо-восточной части хребта и на возвышенности, с видом на долину и близлежащие соляные источники . Склон, занимающий юго-западную часть участка, был изменен за счет строительства пяти ступенчатых платформ, аналогично тем, что были у мезоамериканских пирамид . В нижней части памятника находится большое сооружение, которое, вероятно, представляло собой пирамиду. [1]
Необычно то, что Вайшакладюн обладает рядом стел . Стелы редко возводились в высокогорье после доклассического периода, и их присутствие на этом месте может указывать на контакты с низменностями майя, где в классический период существовала сильная традиция возведения стел. Вайшакладун находится недалеко от Квен Санто, памятника классического периода с иероглифическими надписями . [1]
Первым современным исследователем, упомянувшим о руинах, был Франц Термер, немец, посетивший это место в 1926 году и упомянувший о нем в печати в следующем году. [12] Ла Фарж и Байрс опубликовали подробное описание этого места в 1931 году. Исследователи в первой половине 20-го века выявили близкое сходство между Вайшакладуном и близлежащими объектами в Чьяпасе, такими как Тенам Пуэнте и Чинкултик, а также сходство с Закулеу , Мамом. столица, недалеко от современного Уэуэтенанго . города [1]
Ла Фарж и Байрс описали это место как три уровня. [11]
Уровень 1
[ редактировать ]Этот уровень состоит из самой высокой части сайта, [11] занимает северную часть хребта. [13] Часть юго-восточной стороны Уровня 1 представляет собой обнаженную скальную породу; остальная часть юго-восточной стороны вместе с юго-западной стороной превращена в ступени. [11] Предполагается, что доступ на уровень 1 с уровня 2 осуществлялся по лестнице на юго-восточной стороне, но любые свидетельства этого были уничтожены современной тропой. [14]
Курган Е находится к юго-востоку от здания 10. [13] Он занимал промежуточную террасу между уровнями 1 и 2, на юго-восточной стороне уровня 1. [15]
Курган G расположен на северной окраине археологического памятника. [13] При осмотре в начале 20 века он сильно зарос и поддерживал два деревянных креста. [11]
Здание 10 расположено примерно в 35 метрах (115 футов) к юго-востоку от кургана G и отделено от него плоской территорией. Здание стоит на искусственно выровненной террасе. [16] Рельеф резко понижается на северо-востоке, юго-востоке и юго-западе. [11] В начале 20 века стены имели высоту почти 3 метра (9,8 фута) и толщину более 1 метра (3,3 фута); возможно, что он представлял собой остатки раннего колониального здания, возможно, церкви или ратуши. [17]
Уровень 2
[ редактировать ]Этот уровень находится непосредственно к юго-востоку от уровня 1. [13] Фундаментная терраса высотой от 1 до 1,5 метра (от 3,3 до 4,9 футов) поддерживает курганы A и E и имеет дополнительную ступеньку высотой 0,5 метра (1,6 фута) там, где она граничит с площадью III. Эта терраса простирается вдоль юго-восточного основания Уровня 1 и через северо-восточную сторону Уровня 2, где ступеньки ведут на Площадь III. [12] На узком участке террасы между площадями I и II расположены пять простых стел. [18]
Площадь I представляет собой небольшое углубление на террасе, поддерживающее курганы А и Е, и находится на том же уровне, что и основной уровень 2. [12]
Площадь II находится к юго-востоку от кургана А. [12]
Площадь III находится к северо-востоку от кургана А, к которому, вероятно, был главный подход. [12]
Курган А доминирует на этом уровне. Его высота составляет около 10 метров (33 фута), а длина - 45 метров (148 футов), выровненная вдоль хребта. Северо-восточная сторона сильно разрушена и граничит с площадью III. [12]
Курган B — это остатки небольшого сооружения, возвышающегося над уровнем 3. Он находится на крайнем юго-востоке от уровня 2. [12] Он находится непосредственно к юго-востоку от кургана Б. [13]
Курган C — еще одно небольшое строение с видом на уровень 3. Он также находится на крайнем юго-востоке от уровня 2. [12] Он находится к юго-западу от кургана Б и к югу от кургана А. [13]
Курган D — небольшой, сильно разрушенный курган посреди площади II. Он поддерживает современный деревянный крест. [18]
Уровень 3
[ редактировать ]Уровень 3 является самым низким уровнем и представляет собой естественный уровень земли в этой части хребта. [12]
Курган H — сильно разрушенный курган, расположенный к юго-западу от основных построек на уровнях 1 и 2, на оси кургана E и бывшего кургана I. [18]
Курган I представлял собой небольшое, сильно разрушенное сооружение к юго-западу от основных построек на уровнях 1 и 2. [18] Он находился между курганами Е и Н. [13]
Угрозы
[ редактировать ]Археологический объект находится под угрозой из-за роста городов Сан-Матео-Икстатана, когда на руинах ведется строительство новых домов. Спрос на землю под строительство таков, что у муниципальных властей нет стимула защищать руины доколумбовой эпохи. [19]
Местные традиции
[ редактировать ]Местные жители чудж-майя в Сан-Матео-Икстатане считают, что руины были построены их предками, которые либо были убиты испанскими захватчиками, либо бежали в холмы. Предполагается, что эти предки построили монументальную архитектуру для того, чтобы ее запомнили будущие поколения, что хорошо согласуется с нынешним пониманием археологами того, что такая архитектура была связана с определенными линиями передачи и была связана с поклонением предкам . Современные чуджи считают руины священным местом, и они до сих пор являются центром традиционных праздников. [20] Жители Тохолабала штата Чьяпас совершают паломничество в Вайшакладжун для совершения церемоний. [21]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Wölfel and Early Care 2008, стр.88.
- ^ Wölfel and Early Care 2008, с. 88. Страфи 2013, с. 257н22.
- ^ Вёлфель и Фрюзорге 2008, стр.89.
- ^ Страффи 2013, с. 257н22.
- ^ Хопкинс 2012, с. 63.
- ^ Хопкинс 2012, с. 312.
- ^ MINEDUC 2001, с. 12.
- ^ Лимон Агирре 2008, с. 10.
- ^ Jump up to: а б Wölfel and Early Care 2008, стр.86.
- ^ Вёлфель и Фрюзорге 2008, стр. 90, 93.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ла Фарж и Байрс 1931, стр. 219.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ла Фарж и Байрс 1931, стр. 220.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ла Фарж и Байрс 1931, стр. 218.
- ^ Ла Фарж и Байрс 1931, стр. 219-220.
- ^ Ла Фарж и Байрс 1931, стр. 218, 219-220.
- ^ Ла Фарж и Байрс 1931, стр. 218, 219.
- ^ Ла Фарж и Байрс 1931, стр. 222.
- ^ Jump up to: а б с д Ла Фарж и Байрс, 1931, стр. 218, 220.
- ^ СЕГЕПЛАН 2010, с. 74.
- ^ Вёлфель и Фрюзорге 2008, стр. 86, 89.
- ^ Страффи 2013, стр. 257–258.
Ссылки
[ редактировать ]- Хопкинс, Николас А. (2012) Словарь языка чудж (майя), на котором говорят в Сан-Матео-Икстатане, Уэуэтенанго, Гватемала, ок. 1964–65 Таллахасси, Флорида, США: Jaguar Tours через Mesoweb.
- Ла Фарж, Оливер и Дуглас Байрс (1931) Люди Годоносца . Серия исследований Средней Америки, 3 . (Новый Орлеан, Луизиана, США: Департамент исследований Центральной Америки, Университет Тулейн), стр. 218–222. ОСЛК 779706
- Лимон Агирре, Фернандо (2008). Гражданство народа чудж в Мексике: негативная диалектика идентичностей (на испанском языке). Архивировано из оригинала 2 февраля 2012 года. Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, Мексика: El Colegio de la Frontera Sur – отделение Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. Проверено 2 июня 2015 г.
- МИНЕДУК (2001). Элеутерио Кауек дель Валье, изд. История и воспоминания чуйской этнической общины (на испанском языке) II (Школьная версия под ред.). Гватемала: Университет Рафаэля Ландивара/ЮНИСЕФ/ФОДИГУА. Архивировано из оригинала 5 февраля 2009 г.
- SEGEPLAN (декабрь 2010 г.) Сан-Матео-Икстатан, План развития Уэуэтенанго на 2011–2025 гг. (на испанском языке) (Гватемала, Гватемала: Секретариат планирования и программирования президента). Проверено 29 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2015 г.
- Страффи, Энрико (2013) Интерпретации археологических памятников майя: анализ (на испанском языке) В Каире Кару, Эриберто; Кабесас Гонсалес, Альмудена; Малло Гутьеррес, Томас; Кампо Гарсиа, Эстер дель; Карпио Мартин, Хосе. XV Встреча испанских латиноамериканистов, ноябрь 2012 г., Мадрид, Испания: Редакционный сюжет; ЦЭИБ, стр. 252–271, 2013. <halshs-00873762>
- Вёльфель, Ульрих и Ларс Фрюсорге (август 2008 г.) Археологические памятники возле Сан-Матео-Икстатана: намеки на этническое плюрализм мексиканцев. (Мексика) 30 (4): 86–93. JSTOR 23759262 . (требуется подписка)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фрюзорге, Ларс (2015) Посев камня: сакральная география и культурная преемственность. Экономика среди горных майя Гватемалы. Исследования культуры майя (Мехико, Мексика: Центр исследований майя Филологического научно-исследовательского института Национального автономного университета Мексики) 45 (45): 171–189. ISSN 0185-2574 – через ScienceDirect (может потребоваться подписка или контент может быть доступен в библиотеках.)