Скальные убежища Бхимбетка
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Расположение | Райсен , Мадхья-Прадеш , Индия |
Критерии | Культурные: (iii), (v) |
Ссылка | 925 |
Надпись | 2003 г. (27-я сессия ) |
Область | 1893 га (7,31 квадратных миль) |
Буферная зона | 10 280 га (39,7 квадратных миль) |
Координаты | 22 ° 56'18 "N 77 ° 36'47" E / 22,938415 ° N 77,613085 ° E |
Скальные убежища Бхимбетка — это археологический памятник в центральной Индии , охватывающий периоды палеолита и мезолита , а также исторический период. [1] [2] Здесь представлены самые ранние следы человеческой жизни в Индии и свидетельства каменного века, начавшегося на этом месте в ашельские времена. [3] [4] [5] Он расположен в районе Райсен в индийском штате Мадхья -Прадеш , примерно в 45 километрах (28 миль) к юго-востоку от Бхопала . Это ЮНЕСКО объект Всемирного наследия , состоящий из семи холмов и более 750 каменных убежищ, расположенных на территории более 10 км (6,2 мили). [2] [6] По крайней мере, некоторые из убежищ были заселены более 100 000 лет назад. [2] [7]
Скальные убежища и пещеры свидетельствуют о поселении людей и культурной эволюции от охотников-собирателей к сельскому хозяйству, а также о проявлениях доисторической духовности . [8]
Некоторые из каменных укрытий Бхимбетка украшены доисторическими наскальными рисунками , а самые ранние датируются 10 000 годом до нашей эры, что соответствует индийскому мезолиту . [9] [10] [11] [12] [13] [14] На этих наскальных рисунках изображены такие темы, как животные, ранние свидетельства танцев и охоты каменного века, а также воины верхом на лошадях более позднего времени (возможно, бронзового века). [15] [16] [17] На территории Бхимбетки находится старейшее известное наскальное искусство в Индии. [18] а также является одним из крупнейших доисторических комплексов. [8] [19]
Расположение
[ редактировать ]Скальные убежища Бхимбетка находятся в 45 км к юго-востоку от Бхопала и в 9 км от города Обедуллагандж в районе Райсен штата Мадхья-Прадеш на южной окраине хребта Виндхья . К югу от этих скальных убежищ расположены последовательные хребты холмов Сатпура . Он находится внутри заповедника дикой природы Ратапани , окруженного скалами из песчаника, в предгорьях хребта Виндхья. [8] [20] Территория состоит из семи холмов: Винаяка, Бхонравали, Бхимбетка, Лакха Джуар (восток и запад), Джондра и Муни Бабаки Пахари. [1]
Фон
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]означающее «место отдыха Бхимы» или «гостиная Бхимы» , представляет собой составное слово, состоящее из слов Бхима (второй брат среди пяти Пандавов Махабхараты Бхимбетка , ) и Байтхака (место или гостиная). По местному поверью, Бхима во время своего изгнания отдыхал здесь, чтобы общаться с местными жителями. [21]
История
[ редактировать ]У. Кинкейд, чиновник эпохи Британской Индии, впервые упомянул Бхимбетку в научной статье в 1888 году. Он полагался на информацию, которую он собрал от местных адиваси (племен) об озере Бходжпур в этом районе, и назвал Бхимбетку местом индуизма . [22] Первым археологом, посетившим несколько пещер на этом месте и обнаружившим его доисторическое значение, был В. С. Ваканкар , который увидел эти скальные образования и подумал, что они похожи на те, которые он видел в Испании и Франции. Он посетил этот район с командой археологов и сообщил о нескольких доисторических каменных убежищах в 1957 году. [23]
Только в 1970-х годах были обнаружены и описаны масштабы и истинное значение скальных убежищ Бхимбетка. [22] С тех пор было обнаружено более 750 каменных убежищ. В группе Бхимбетка имеется 243 таких приюта, а в расположенной неподалеку группе Лакха Джуар — 178 приютов. По данным Археологической службы Индии , данные свидетельствуют о том, что здесь существовало непрерывное человеческое поселение, начиная с каменного века , от позднего ашельского периода до позднего мезолита до 2-го века до нашей эры. Эта информация основана на результатах раскопок памятника, раскопанных артефактах и товарах, пигментах, присутствующих в отложениях, а также наскальных рисунках. [24]
На этом месте находятся старейшие в мире каменные стены и полы. [25]
Происхождение сырья, использованного в некоторых монолитах, обнаруженных в Бхимбетке, восходит к Бархеде. [26]
Территория площадью 1892 гектара была объявлена охраняемой в соответствии с индийскими законами и в 1990 году перешла под управление Археологической службы Индии . [27] он был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО В 2003 году . [8] [28]
Пещера зрительного зала
[ редактировать ]Среди многочисленных убежищ пещера Аудитория является одной из примечательных особенностей этого места. Скала Аудитория , окруженная кварцитовыми башнями, которые видны на расстоянии нескольких километров, является самым большим убежищем в Бхимбетке. Роберт Г. Беднарик описывает доисторическую пещеру Аудиториум как пещеру с атмосферой, напоминающей собор, с «готическими арками и высокими пространствами». [29] Его план напоминает «прямоугольный крест», четыре ветви которого ориентированы по четырем сторонам света. Главный вход смотрит на восток. В конце этого восточного прохода, у входа в пещеру, находится валун с характерной почти вертикальной панелью, видимой издалека и со всех сторон. В археологической литературе этот валун получил название «Скала вождя» или «Королевская скала», хотя свидетельств каких-либо ритуалов или его роли как таковой нет. [29] [30] [31] Валун с пещерой Аудитория является центральной достопримечательностью Бхимбетки, среди ее 754 пронумерованных укрытий, разбросанных на несколько километров с каждой стороны, и почти 500 мест, где можно найти наскальные рисунки, утверждает Беднарик. [29]
Наскальные рисунки и картины
[ редактировать ]Скальные убежища и пещеры Бхимбетки украшены большим количеством картин. Некоторые из самых старых картин датируются 10 000 годом до нашей эры. [9] [10] [11] [12] [13] [14] но некоторые геометрические фигуры датируются совсем недавним периодом средневековья . Рисунки и картины можно отнести к семи различным периодам. В. С. Ваканкар классифицировал рисунки и картины по семи различным периодам и датировал самые ранние картины, относящиеся к верхнему палеолиту, 40 000 лет назад. [32] [33] Используемые цвета — это растительные цвета, которые сохранились со временем, поскольку рисунки обычно делались глубоко внутри ниши или на внутренних стенах.
Период I – ( верхний палеолит ): это линейные зеленые изображения людей, танцующих и охотящихся. [34]
Период II – ( мезолит ): сравнительно небольшие по размеру стилизованные фигурки этой группы имеют линейные украшения на теле. Помимо животных присутствуют человеческие фигуры и сцены охоты, дающие четкое представление об используемом ими оружии: зазубренных копьях , заостренных палках, луках и стрелах . [15] [16] [35] Некоторые сцены интерпретируются как изображение племенной войны между тремя племенами, символизируемыми их тотемами животных. [1] [36] В ритмичном движении предстают изображения коллективных танцев, птиц, музыкальных инструментов, матерей и детей, беременных женщин, мужчин, несущих мертвых животных, питья и захоронений. [15] [16] [35]
Период III – ( Энеолит ). Подобно рисункам мезолита, эти рисунки показывают, что в этот период пещерные жители этой области контактировали с земледельческими сообществами равнин малва , обмениваясь с ними товарами.
Периоды IV и V – (ранний исторический): фигуры этой группы имеют схематический и декоративный стиль и окрашены в основном в красный, белый и желтый цвета. Ассоциация связана с всадниками, изображением религиозных символов, туникообразными платьями и существованием письменности разных периодов. Религиозные верования представлены фигурами якш , древесных богов и волшебных небесных колесниц. [ нужна ссылка ]
Периоды VI и VII – ( Средневековье ): эти картины геометрически линейны и более схематичны, но в их художественном стиле видны вырождение и грубость. Краски, которыми пользовались пещерные жители, были приготовлены путем соединения черных оксидов марганца , красного гематита и древесного угля .
На одной скале, которую в народе называют «Скалой зоопарка», изображены слоны , барасингха (болотный олень), бизон и олень . На другой скале изображены павлин , змея , олень и солнце. На другой скале нарисованы два слона с бивнями. Сцены охоты с охотниками, вооруженными луками, стрелами , мечами и щитами, также находят свое место в сообществе этих доисторических картин. В одной из пещер изображен бизон, преследующий охотника, в то время как двое его товарищей беспомощно стоят рядом; в другом видны всадники и лучники. крупный дикий бык (возможно, гаур или бизон ). На одной картине изображен [ нужна ссылка ]
Яшодхар Матпал провел очень тщательное исследование различных животных, изображенных в этих каменных убежищах. Среди диких животных он идентифицировал ленивца, волка, гиену, носорога, дикого скота, оленей, антилоп, зайца, обезьян, муравьеда, крыс, рыб, черепаху, павлина, некоторых птиц без каких-либо подробностей и домашнюю собаку. Олени и антилопы — одни из самых многочисленных изображенных диких животных. На фотографиях изображены группы охотников; одна из таких групп изображена убегающей от носорога. Другие группы занимаются охотой на оленей, антилоп и другую добычу. Копье, лук и стрелы — главное оружие охоты; рыб и черепах ловят сетями, а крыс выгоняют из нор, чтобы их поймали. Картины разделены в основном на две группы: одна представляет собой изображение охотников и собирателей пищи, а другая — воинов, едущих верхом на лошадях и слонах, несущих металлическое оружие. Первая группа картин относится к доисторическим временам, а вторая — к историческим временам. [37] [38] Большинство картин исторического периода изображают сражения между правителями, вооруженными мечами, копьями, луками и стрелами. [38]
назвал изображение танцующего человека с трезубцем в руках « Натарадж В одном из пустынных скальных укрытий археолог В. С. Ваканкар » . [39] [40] По оценкам, картины как минимум в 100 каменных убежищах могли разрушиться. [41]
- Мезолитические танцоры
- На мужчину напал рогатый бык.
- люди охотятся на животных
- Люди верхом на лошадях с оружием в руках
- Мужчина верхом на слоне
- Размытая картина в пещерах, изображающая танцующего человека с посохом, похожим на трезубец.
« Окаменелости дикинсонии »
[ редактировать ]Окаменелости Dickinsonia tenuis , раннего животного эдиакарского периода , были обнаружены в Бхимбетке; Говорят, что они идентичны окаменелостям D. tenuis из члена Эдиакара на холмах Эдиакара в Южной Австралии . На основании этого было сделано несколько палеогеографических выводов, таких как образование Гондваны 550 миллионов лет назад. [42] Однако более поздняя экспертиза показала, что предполагаемый ископаемый материал представлял собой просто разложившиеся остатки пчелиного улья. [43]
Похожие сайты в Индии
[ редактировать ]Некоторые места мезолита с наскальным искусством, инструментами, картинами и т. д. — это пещеры Анангпур ( Фаридабад ) и пещеры Мангар-Бани ( Гуруграм ) в Дели, НКР , а также пещеры Пахаргарх ( Морена ) в Мадхья-Прадеше . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Питер Н. Перегрин; Мелвин Эмбер (2003). Энциклопедия предыстории: Том 8: Южная и Юго-Западная Азия . Спрингер Наука. стр. 315–317. ISBN 978-0-306-46262-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джавид, Али и Джавид, Табассум (2008 г.), Памятники всемирного наследия и связанные с ними здания в Индии , Algora Publishing, 2008 г., страницы 15–19.
- ^ Агравал, ДП; Кришнамурти, Р.В.; Кусумгар, Шила; Пант, РК (1978). «Хронология предыстории Индии от мезолита до железного века». Журнал эволюции человека . 7 : 37–44. дои : 10.1016/S0047-2484(78)80034-7 .
Микролитическая оккупация здесь последняя, так как каменный век здесь начался с ашельских времен. Эти каменные укрытия до недавнего времени использовались племенами для разжигания костров. Это повторяется в разбросе дат 14C из Бхимбетки.
- ^ Керр, Гордон (25 мая 2017 г.). Краткая история Индии: от древнейших цивилизаций до сегодняшней экономической державы . Oldcastle Books Ltd. с. 17. ISBN 9781843449232 .
- ^ Неда Хоссе в Тегерани; Шахида Ансари; Камьяр Абди (2016). «Антропогенные процессы в пещерах/скальных убежищах на равнине Изе (Иран) и регионе Бхимбетка (Индия)». Бюллетень Исследовательского института Деканского колледжа . 76 : 237–248. JSTOR 26264790 .
каменное убежище Бхимбетка в Мадхья-Прадеше демонстрирует самые ранние следы человеческой жизни.
- ^ Скальные убежища Бхимбетки: оценка консультативного органа , ЮНЕСКО, страницы 43–44.
- ^ Скальные убежища Бхимбетки: оценка консультативного органа , ЮНЕСКО, страницы 14–15.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Скальные убежища Бхимбетка , Британская энциклопедия
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Матпал, Яшодхар (1984). Доисторическая картина Бхимбетки . Публикации Абхинава. стр. 220–227. ISBN 9788170171935 .
Картины более ранних пяти фаз (А – Е) относятся к доисторическому или мезолитическому этапу. Самый старый из них может быть датирован 10 000 годом до нашей эры.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Алок Кумар Канунго. Гурудакшина: Грани индийской археологии . Британские археологические отчеты . п. 32.
Самые старые из них могут быть датированы 10 000 г. до н.э. или даже раньше.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тивари, Шив Кумар (2000). Загадки индийских картин в скальных приютах . Саруп и сыновья. п. 189. ИСБН 9788176250863 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Скальные убежища Бхимбетки (PDF) . ЮНЕСКО. 2003. с. 16.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Митэн, Стивен (2011). После льда: глобальная история человечества, 20 000–5 000 гг . до н.э. Орион. п. 524. ИСБН 9781780222592 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джавид, Али; Джавид, Али; Джавид, Табассум (2008). Памятники всемирного наследия и связанные с ними здания в Индии . Издательство Алгора. п. 19. ISBN 9780875864846 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Яшодхар Матпал, 1984, Доисторическая картина Бхимбетки , стр. 214.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с М. Л. Варад Панде, Манохар Лаксман Варадпанде, 1987, История индийского театра , Том 1, страница 57.
- ^ Саньял, Санджив. Земля семи рек: краткая история географии Индии . ISBN 978-0-14-342093-4 . OCLC 855957425 .
- ^ Дебора М. Пирсолл (2008). Энциклопедия археологии . Эльзевир Академик Пресс. стр. 1949–1951. ISBN 978-0-12-373643-7 .
- ^ Джо Макдональд; Питер Вет (2012). Спутник наскального искусства . Джон Уайли и сыновья. стр. 291–293. ISBN 978-1-118-25392-2 .
- ^ Скальные убежища Бхимбетки: преемственность в древности, искусство и окружающая среда , Археологическая служба Индии, ЮНЕСКО, страницы 14–18, 22–23, 30–33.
- ^ Бхимбетка: Случайная находка , Outlook, 22 июня 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Скальные убежища Бхимбетки: преемственность в древности, искусство и окружающая среда , Археологическая служба Индии, ЮНЕСКО, стр. 54
- ^ «Скальные убежища Бхимбетки» . Объект всемирного наследия. Архивировано из оригинала 8 марта 2007 года . Проверено 15 февраля 2007 г.
- ^ Скальные убежища Бхимбетки: преемственность через древность, искусство и окружающую среду , Археологическая служба Индии, ЮНЕСКО, страницы 15–16, 22–23, 45, 54–60.
- ^ Калян Кумар Чакраварти; Роберт Г. Беднарик. Индийское наскальное искусство и его глобальный контекст . Мотилал Банарсидасс. п. 29.
- ^ «Бхимбетка (Индия) № 925» (PDF) . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 28 апреля 2012 г.
- ^ Скальные убежища Бхимбетки: преемственность в древности, искусство и окружающая среда , Археологическая служба Индии, ЮНЕСКО, страницы 10, 53.
- ^ Объекты всемирного наследия - Скальные убежища Бхимбетки. Архивировано 27 марта 2014 г. в Wayback Machine , Археологическая служба Индии.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Роберт Дж. Беднарик (1996), Купулы на скале Вождя, Пещера Аудиториум, Бхимбетка, Артефакт: Журнал Археологического и антропологического общества Виктории, Том 19, страницы 63–71
- ^ Роберт Беднарик (1993), Палеолитическое искусство в Индии, Человек и окружающая среда , Том 18, Номер 2, страницы 33–40
- ^ Сингх, Манодж Кумар (2014). «Каменные убежища Бхимбетка». Энциклопедия глобальной археологии Спрингер Нью-Йорк. стр. 100-1 867–870. дои : 10.1007/978-1-4419-0465-2_2286 . ISBN 978-1-4419-0426-3 .
- ^ Агравал, ДП; Хараквал, Дж. С. (1998). Центральные Гималаи: археологический, лингвистический и культурный синтез . Арийские книги International. п. 66. ИСБН 978-81-7305-132-6 .
Судя по датам C-14, они располагаются между 40 000 и 25 000 лет назад (Ваканкар, 1987).
- ^ Беднарик, Роберт Г. (1994). «Истоки искусства» . Антропос . 89 (1/3). Институт Антропоса: 169–180. ISSN 0257-9774 . JSTOR 40463849 . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ Дубей-Патхак, Минакши (2014). «Наскальное искусство периода Бхимбетка в Индии» (PDF) . Адорант 2014 . Музей наскальной резьбы Танума в Андерслесе . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Танец в индийской живописи , страница xv.
- ^ Д. П. Агравал, Дж. С. Харавал. Предыстория Южной Азии: междисциплинарное исследование . Арийские книги International. п. 149.
- ^ Матпал, Яшодхар (1984). Доисторическая картина Бхимбетки . Публикации Абхинава. п. 225.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джавид, Али и Джавид, Табассум (2008). Памятники всемирного наследия и связанные с ними здания в Индии . Издательство Алгора. п. 20.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Чакраварти, Калян Кумар. Наскальное искусство Индии: картины и гравюры . Арнольд-Хайнеманн. п. 123.
Фигурки Натараджа из BHIM III E-19 и одна из III F −16 хорошо оформлены в свирепом настроении. Вероятно, они представляют собой концепцию свирепого божества, такого как ведический Рудра. (Ва.канкар, указ. цит.)».
- ^ Шив Кумар Тивари. Загадки индийских картин в скальных приютах . Саруп и сыновья. п. 245.
- ^ Митэн, Стивен (2006). После льда: глобальная история человечества, 20 000–5 000 до н. э . Издательство Гарвардского университета. п. 401. ИСБН 9780674019997 .
- ^ Реталлак, Грегори Дж.; Мэтьюз, Неффра А.; Мастер Шарад; Хангар, Ранджит Г.; Хан, Мераджуддин (2021). «Дикинсония, обнаруженная в Индии и поздней эдиакарской биогеографии» . Исследования Гондваны . 90 : 165–170. дои : 10.1016/j.gr.2020.11.008 . S2CID 229451488 .
- ^ Меерт, Джозеф Г.; Пандит, Манодж К.; Квафо, Сэмюэл; Сингха, Ананья (13 января 2023 г.). «Жалкие новости: «Дикинсония», обнаруженная в Верхнем Виндхиане Индии, не стоит внимания» . Исследования Гондваны . 117 : 1–7. дои : 10.1016/j.gr.2023.01.003 . ISSN 1342-937X . S2CID 255846878 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Объекты всемирного наследия в Индии
- Пещеры Мадхья-Прадеша
- Археологические памятники в Мадхья-Прадеше
- Туристические достопримечательности в Бхопале
- Доисторическое искусство в Индии
- Туристические достопримечательности Райзенского района
- Наскальное искусство в Индии
- Пещеры с пиктограммами в Индии
- Скальные убежища
- Объекты всемирного наследия в Мадхья-Прадеше
- Доисторические места в Индии