Jump to content

Скальные убежища Бхимбетка

Координаты : 22 ° 56'18 "N 77 ° 36'47" E  /  22,938415 ° N 77,613085 ° E  / 22,938415; 77.613085
(Перенаправлено с Бхимбетки )

Скальные убежища Бхимбетки
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Наскальная живопись Бхимбетка
Расположение Райсен , Мадхья-Прадеш , Индия
Критерии Культурные: (iii), (v)
Ссылка 925
Надпись 2003 г. (27-я сессия )
Область 1893 га (7,31 квадратных миль)
Буферная зона 10 280 га (39,7 квадратных миль)
Координаты 22 ° 56'18 "N 77 ° 36'47" E  /  22,938415 ° N 77,613085 ° E  / 22,938415; 77.613085
Скальные убежища Бхимбетка расположены в Индии.
Скальные убежища Бхимбетка
Скальные убежища Бхимбетка, Мадхья-Прадеш, Индия

Скальные убежища Бхимбетка — это археологический памятник в центральной Индии , охватывающий периоды палеолита и мезолита , а также исторический период. [1] [2] Здесь представлены самые ранние следы человеческой жизни в Индии и свидетельства каменного века, начавшегося на этом месте в ашельские времена. [3] [4] [5] Он расположен в районе Райсен в индийском штате Мадхья -Прадеш , примерно в 45 километрах (28 миль) к юго-востоку от Бхопала . Это ЮНЕСКО объект Всемирного наследия , состоящий из семи холмов и более 750 каменных убежищ, расположенных на территории более 10 км (6,2 мили). [2] [6] По крайней мере, некоторые из убежищ были заселены более 100 000 лет назад. [2] [7]

Скальные убежища и пещеры свидетельствуют о поселении людей и культурной эволюции от охотников-собирателей к сельскому хозяйству, а также о проявлениях доисторической духовности . [8]

Некоторые из каменных укрытий Бхимбетка украшены доисторическими наскальными рисунками , а самые ранние датируются 10 000 годом до нашей эры, что соответствует индийскому мезолиту . [9] [10] [11] [12] [13] [14] На этих наскальных рисунках изображены такие темы, как животные, ранние свидетельства танцев и охоты каменного века, а также воины верхом на лошадях более позднего времени (возможно, бронзового века). [15] [16] [17] На территории Бхимбетки находится старейшее известное наскальное искусство в Индии. [18] а также является одним из крупнейших доисторических комплексов. [8] [19]

Расположение

[ редактировать ]
Памятник Археологической службы Индии номер Н-МП-225

Скальные убежища Бхимбетка находятся в 45 км к юго-востоку от Бхопала и в 9 км от города Обедуллагандж в районе Райсен штата Мадхья-Прадеш на южной окраине хребта Виндхья . К югу от этих скальных убежищ расположены последовательные хребты холмов Сатпура . Он находится внутри заповедника дикой природы Ратапани , окруженного скалами из песчаника, в предгорьях хребта Виндхья. [8] [20] Территория состоит из семи холмов: Винаяка, Бхонравали, Бхимбетка, Лакха Джуар (восток и запад), Джондра и Муни Бабаки Пахари. [1]

Этимология

[ редактировать ]

означающее «место отдыха Бхимы» или «гостиная Бхимы» , представляет собой составное слово, состоящее из слов Бхима (второй брат среди пяти Пандавов Махабхараты Бхимбетка , ) и Байтхака (место или гостиная). По местному поверью, Бхима во время своего изгнания отдыхал здесь, чтобы общаться с местными жителями. [21]

Расположение Бхимбетка
Одна из примерно 750 каменных пещер-убежищ в Бхимбетке.

У. Кинкейд, чиновник эпохи Британской Индии, впервые упомянул Бхимбетку в научной статье в 1888 году. Он полагался на информацию, которую он собрал от местных адиваси (племен) об озере Бходжпур в этом районе, и назвал Бхимбетку местом индуизма . [22] Первым археологом, посетившим несколько пещер на этом месте и обнаружившим его доисторическое значение, был В. С. Ваканкар , который увидел эти скальные образования и подумал, что они похожи на те, которые он видел в Испании и Франции. Он посетил этот район с командой археологов и сообщил о нескольких доисторических каменных убежищах в 1957 году. [23]

Только в 1970-х годах были обнаружены и описаны масштабы и истинное значение скальных убежищ Бхимбетка. [22] С тех пор было обнаружено более 750 каменных убежищ. В группе Бхимбетка имеется 243 таких приюта, а в расположенной неподалеку группе Лакха Джуар — 178 приютов. По данным Археологической службы Индии , данные свидетельствуют о том, что здесь существовало непрерывное человеческое поселение, начиная с каменного века , от позднего ашельского периода до позднего мезолита до 2-го века до нашей эры. Эта информация основана на результатах раскопок памятника, раскопанных артефактах и ​​товарах, пигментах, присутствующих в отложениях, а также наскальных рисунках. [24]

На этом месте находятся старейшие в мире каменные стены и полы. [25]

Происхождение сырья, использованного в некоторых монолитах, обнаруженных в Бхимбетке, восходит к Бархеде. [26]

Территория площадью 1892 гектара была объявлена ​​охраняемой в соответствии с индийскими законами и в 1990 году перешла под управление Археологической службы Индии . [27] он был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО В 2003 году . [8] [28]

Пещера зрительного зала

[ редактировать ]
Кварцитовые башни Бхимбетка
Пещера зрительного зала

Среди многочисленных убежищ пещера Аудитория является одной из примечательных особенностей этого места. Скала Аудитория , окруженная кварцитовыми башнями, которые видны на расстоянии нескольких километров, является самым большим убежищем в Бхимбетке. Роберт Г. Беднарик описывает доисторическую пещеру Аудиториум как пещеру с атмосферой, напоминающей собор, с «готическими арками и высокими пространствами». [29] Его план напоминает «прямоугольный крест», четыре ветви которого ориентированы по четырем сторонам света. Главный вход смотрит на восток. В конце этого восточного прохода, у входа в пещеру, находится валун с характерной почти вертикальной панелью, видимой издалека и со всех сторон. В археологической литературе этот валун получил название «Скала вождя» или «Королевская скала», хотя свидетельств каких-либо ритуалов или его роли как таковой нет. [29] [30] [31] Валун с пещерой Аудитория является центральной достопримечательностью Бхимбетки, среди ее 754 пронумерованных укрытий, разбросанных на несколько километров с каждой стороны, и почти 500 мест, где можно найти наскальные рисунки, утверждает Беднарик. [29]

Наскальные рисунки и картины

[ редактировать ]

Скальные убежища и пещеры Бхимбетки украшены большим количеством картин. Некоторые из самых старых картин датируются 10 000 годом до нашей эры. [9] [10] [11] [12] [13] [14] но некоторые геометрические фигуры датируются совсем недавним периодом средневековья . Рисунки и картины можно отнести к семи различным периодам. В. С. Ваканкар классифицировал рисунки и картины по семи различным периодам и датировал самые ранние картины, относящиеся к верхнему палеолиту, 40 000 лет назад. [32] [33] Используемые цвета — это растительные цвета, которые сохранились со временем, поскольку рисунки обычно делались глубоко внутри ниши или на внутренних стенах.

Период I – ( верхний палеолит ): это линейные зеленые изображения людей, танцующих и охотящихся. [34]

Период II – ( мезолит ): сравнительно небольшие по размеру стилизованные фигурки этой группы имеют линейные украшения на теле. Помимо животных присутствуют человеческие фигуры и сцены охоты, дающие четкое представление об используемом ими оружии: зазубренных копьях , заостренных палках, луках и стрелах . [15] [16] [35] Некоторые сцены интерпретируются как изображение племенной войны между тремя племенами, символизируемыми их тотемами животных. [1] [36] В ритмичном движении предстают изображения коллективных танцев, птиц, музыкальных инструментов, матерей и детей, беременных женщин, мужчин, несущих мертвых животных, питья и захоронений. [15] [16] [35]

Период III – ( Энеолит ). Подобно рисункам мезолита, эти рисунки показывают, что в этот период пещерные жители этой области контактировали с земледельческими сообществами равнин малва , обмениваясь с ними товарами.

Периоды IV и V – (ранний исторический): фигуры этой группы имеют схематический и декоративный стиль и окрашены в основном в красный, белый и желтый цвета. Ассоциация связана с всадниками, изображением религиозных символов, туникообразными платьями и существованием письменности разных периодов. Религиозные верования представлены фигурами якш , древесных богов и волшебных небесных колесниц. [ нужна ссылка ]

Периоды VI и VII – ( Средневековье ): эти картины геометрически линейны и более схематичны, но в их художественном стиле видны вырождение и грубость. Краски, которыми пользовались пещерные жители, были приготовлены путем соединения черных оксидов марганца , красного гематита и древесного угля .

На одной скале, которую в народе называют «Скалой зоопарка», изображены слоны , барасингха (болотный олень), бизон и олень . На другой скале изображены павлин , змея , олень и солнце. На другой скале нарисованы два слона с бивнями. Сцены охоты с охотниками, вооруженными луками, стрелами , мечами и щитами, также находят свое место в сообществе этих доисторических картин. В одной из пещер изображен бизон, преследующий охотника, в то время как двое его товарищей беспомощно стоят рядом; в другом видны всадники и лучники. крупный дикий бык (возможно, гаур или бизон ). На одной картине изображен [ нужна ссылка ]

Яшодхар Матпал провел очень тщательное исследование различных животных, изображенных в этих каменных убежищах. Среди диких животных он идентифицировал ленивца, волка, гиену, носорога, дикого скота, оленей, антилоп, зайца, обезьян, муравьеда, крыс, рыб, черепаху, павлина, некоторых птиц без каких-либо подробностей и домашнюю собаку. Олени и антилопы — одни из самых многочисленных изображенных диких животных. На фотографиях изображены группы охотников; одна из таких групп изображена убегающей от носорога. Другие группы занимаются охотой на оленей, антилоп и другую добычу. Копье, лук и стрелы — главное оружие охоты; рыб и черепах ловят сетями, а крыс выгоняют из нор, чтобы их поймали. Картины разделены в основном на две группы: одна представляет собой изображение охотников и собирателей пищи, а другая — воинов, едущих верхом на лошадях и слонах, несущих металлическое оружие. Первая группа картин относится к доисторическим временам, а вторая — к историческим временам. [37] [38] Большинство картин исторического периода изображают сражения между правителями, вооруженными мечами, копьями, луками и стрелами. [38]

назвал изображение танцующего человека с трезубцем в руках « Натарадж В одном из пустынных скальных укрытий археолог В. С. Ваканкар » . [39] [40] По оценкам, картины как минимум в 100 каменных убежищах могли разрушиться. [41]

« Окаменелости дикинсонии »

[ редактировать ]

Окаменелости Dickinsonia tenuis , раннего животного эдиакарского периода , были обнаружены в Бхимбетке; Говорят, что они идентичны окаменелостям D. tenuis из члена Эдиакара на холмах Эдиакара в Южной Австралии . На основании этого было сделано несколько палеогеографических выводов, таких как образование Гондваны 550 миллионов лет назад. [42] Однако более поздняя экспертиза показала, что предполагаемый ископаемый материал представлял собой просто разложившиеся остатки пчелиного улья. [43]

Похожие сайты в Индии

[ редактировать ]

Некоторые места мезолита с наскальным искусством, инструментами, картинами и т. д. — это пещеры Анангпур ( Фаридабад ) и пещеры Мангар-Бани ( Гуруграм ) в Дели, НКР , а также пещеры Пахаргарх ( Морена ) в Мадхья-Прадеше . [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Питер Н. Перегрин; Мелвин Эмбер (2003). Энциклопедия предыстории: Том 8: Южная и Юго-Западная Азия . Спрингер Наука. стр. 315–317. ISBN  978-0-306-46262-7 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джавид, Али и Джавид, Табассум (2008 г.), Памятники всемирного наследия и связанные с ними здания в Индии , Algora Publishing, 2008 г., страницы 15–19.
  3. ^ Агравал, ДП; Кришнамурти, Р.В.; Кусумгар, Шила; Пант, РК (1978). «Хронология предыстории Индии от мезолита до железного века». Журнал эволюции человека . 7 : 37–44. дои : 10.1016/S0047-2484(78)80034-7 . Микролитическая оккупация здесь последняя, ​​так как каменный век здесь начался с ашельских времен. Эти каменные укрытия до недавнего времени использовались племенами для разжигания костров. Это повторяется в разбросе дат 14C из Бхимбетки.
  4. ^ Керр, Гордон (25 мая 2017 г.). Краткая история Индии: от древнейших цивилизаций до сегодняшней экономической державы . Oldcastle Books Ltd. с. 17. ISBN  9781843449232 .
  5. ^ Неда Хоссе в Тегерани; Шахида Ансари; Камьяр Абди (2016). «Антропогенные процессы в пещерах/скальных убежищах на равнине Изе (Иран) и регионе Бхимбетка (Индия)». Бюллетень Исследовательского института Деканского колледжа . 76 : 237–248. JSTOR   26264790 . каменное убежище Бхимбетка в Мадхья-Прадеше демонстрирует самые ранние следы человеческой жизни.
  6. ^ Скальные убежища Бхимбетки: оценка консультативного органа , ЮНЕСКО, страницы 43–44.
  7. ^ Скальные убежища Бхимбетки: оценка консультативного органа , ЮНЕСКО, страницы 14–15.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Скальные убежища Бхимбетка , Британская энциклопедия
  9. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Матпал, Яшодхар (1984). Доисторическая картина Бхимбетки . Публикации Абхинава. стр. 220–227. ISBN  9788170171935 . Картины более ранних пяти фаз (А – Е) относятся к доисторическому или мезолитическому этапу. Самый старый из них может быть датирован 10 000 годом до нашей эры.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Алок Кумар Канунго. Гурудакшина: Грани индийской археологии . Британские археологические отчеты . п. 32. Самые старые из них могут быть датированы 10 000 г. до н.э. или даже раньше.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тивари, Шив Кумар (2000). Загадки индийских картин в скальных приютах . Саруп и сыновья. п. 189. ИСБН  9788176250863 .
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Скальные убежища Бхимбетки (PDF) . ЮНЕСКО. 2003. с. 16.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Митэн, Стивен (2011). После льда: глобальная история человечества, 20 000–5 000 гг . до н.э. Орион. п. 524. ИСБН  9781780222592 .
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джавид, Али; Джавид, Али; Джавид, Табассум (2008). Памятники всемирного наследия и связанные с ними здания в Индии . Издательство Алгора. п. 19. ISBN  9780875864846 .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Яшодхар Матпал, 1984, Доисторическая картина Бхимбетки , стр. 214.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с М. Л. Варад Панде, Манохар Лаксман Варадпанде, 1987, История индийского театра , Том 1, страница 57.
  17. ^ Саньял, Санджив. Земля семи рек: краткая история географии Индии . ISBN  978-0-14-342093-4 . OCLC   855957425 .
  18. ^ Дебора М. Пирсолл (2008). Энциклопедия археологии . Эльзевир Академик Пресс. стр. 1949–1951. ISBN  978-0-12-373643-7 .
  19. ^ Джо Макдональд; Питер Вет (2012). Спутник наскального искусства . Джон Уайли и сыновья. стр. 291–293. ISBN  978-1-118-25392-2 .
  20. ^ Скальные убежища Бхимбетки: преемственность в древности, искусство и окружающая среда , Археологическая служба Индии, ЮНЕСКО, страницы 14–18, 22–23, 30–33.
  21. ^ Бхимбетка: Случайная находка , Outlook, 22 июня 2020 г.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Скальные убежища Бхимбетки: преемственность в древности, искусство и окружающая среда , Археологическая служба Индии, ЮНЕСКО, стр. 54
  23. ^ «Скальные убежища Бхимбетки» . Объект всемирного наследия. Архивировано из оригинала 8 марта 2007 года . Проверено 15 февраля 2007 г.
  24. ^ Скальные убежища Бхимбетки: преемственность через древность, искусство и окружающую среду , Археологическая служба Индии, ЮНЕСКО, страницы 15–16, 22–23, 45, 54–60.
  25. ^ Калян Кумар Чакраварти; Роберт Г. Беднарик. Индийское наскальное искусство и его глобальный контекст . Мотилал Банарсидасс. п. 29.
  26. ^ «Бхимбетка (Индия) № 925» (PDF) . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 28 апреля 2012 г.
  27. ^ Скальные убежища Бхимбетки: преемственность в древности, искусство и окружающая среда , Археологическая служба Индии, ЮНЕСКО, страницы 10, 53.
  28. ^ Объекты всемирного наследия - Скальные убежища Бхимбетки. Архивировано 27 марта 2014 г. в Wayback Machine , Археологическая служба Индии.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Роберт Дж. Беднарик (1996), Купулы на скале Вождя, Пещера Аудиториум, Бхимбетка, Артефакт: Журнал Археологического и антропологического общества Виктории, Том 19, страницы 63–71
  30. ^ Роберт Беднарик (1993), Палеолитическое искусство в Индии, Человек и окружающая среда , Том 18, Номер 2, страницы 33–40
  31. ^ Сингх, Манодж Кумар (2014). «Каменные убежища Бхимбетка». Энциклопедия глобальной археологии Спрингер Нью-Йорк. стр. 100-1 867–870. дои : 10.1007/978-1-4419-0465-2_2286 . ISBN  978-1-4419-0426-3 .
  32. ^ Агравал, ДП; Хараквал, Дж. С. (1998). Центральные Гималаи: археологический, лингвистический и культурный синтез . Арийские книги International. п. 66. ИСБН  978-81-7305-132-6 . Судя по датам C-14, они располагаются между 40 000 и 25 000 лет назад (Ваканкар, 1987).
  33. ^ Беднарик, Роберт Г. (1994). «Истоки искусства» . Антропос . 89 (1/3). Институт Антропоса: 169–180. ISSN   0257-9774 . JSTOR   40463849 . Проверено 3 ноября 2022 г.
  34. ^ Дубей-Патхак, Минакши (2014). «Наскальное искусство периода Бхимбетка в Индии» (PDF) . Адорант 2014 . Музей наскальной резьбы Танума в Андерслесе . Проверено 13 сентября 2021 г.
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Танец в индийской живописи , страница xv.
  36. ^ Д. П. Агравал, Дж. С. Харавал. Предыстория Южной Азии: междисциплинарное исследование . Арийские книги International. п. 149.
  37. ^ Матпал, Яшодхар (1984). Доисторическая картина Бхимбетки . Публикации Абхинава. п. 225.
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джавид, Али и Джавид, Табассум (2008). Памятники всемирного наследия и связанные с ними здания в Индии . Издательство Алгора. п. 20. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  39. ^ Чакраварти, Калян Кумар. Наскальное искусство Индии: картины и гравюры . Арнольд-Хайнеманн. п. 123. Фигурки Натараджа из BHIM III E-19 и одна из III F −16 хорошо оформлены в свирепом настроении. Вероятно, они представляют собой концепцию свирепого божества, такого как ведический Рудра. (Ва.канкар, указ. цит.)».
  40. ^ Шив Кумар Тивари. Загадки индийских картин в скальных приютах . Саруп и сыновья. п. 245.
  41. ^ Митэн, Стивен (2006). После льда: глобальная история человечества, 20 000–5 000 до н. э . Издательство Гарвардского университета. п. 401. ИСБН  9780674019997 .
  42. ^ Реталлак, Грегори Дж.; Мэтьюз, Неффра А.; Мастер Шарад; Хангар, Ранджит Г.; Хан, Мераджуддин (2021). «Дикинсония, обнаруженная в Индии и поздней эдиакарской биогеографии» . Исследования Гондваны . 90 : 165–170. дои : 10.1016/j.gr.2020.11.008 . S2CID   229451488 .
  43. ^ Меерт, Джозеф Г.; Пандит, Манодж К.; Квафо, Сэмюэл; Сингха, Ананья (13 января 2023 г.). «Жалкие новости: «Дикинсония», обнаруженная в Верхнем Виндхиане Индии, не стоит внимания» . Исследования Гондваны . 117 : 1–7. дои : 10.1016/j.gr.2023.01.003 . ISSN   1342-937X . S2CID   255846878 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b253d4aa04495d289cc96b2e3cdd2374__1717849620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/74/b253d4aa04495d289cc96b2e3cdd2374.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bhimbetka rock shelters - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)