Jump to content

Наскальные рисунки в Альте

Координаты : 69 ° 56'49 "N 23 ° 11'16" E  /  69,94694 ° N 23,18778 ° E  / 69,94694; 23.18778

Наскальное искусство Альты
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Расположение Альта , Финнмарк , Северная Норвегия , Норвегия
Критерии Культурные: (iii)
Ссылка 352
Надпись 1985 г. (9-я сессия )
Область 53,59 га (132,4 акра)
Координаты 69 ° 56'49 "N 23 ° 11'16" E  /  69,94694 ° N 23,18778 ° E  / 69,94694; 23.18778
Наскальные рисунки в Альте находятся в Финнмарке.
Наскальные рисунки в Альте
Расположение наскальных рисунков в Альте в Финнмарке
Фрагмент наскальных рисунков в Альте.

Наскальные рисунки Альты ( Helleristningene i Alta ) расположены в муниципалитете Альта и его окрестностях в Финнмарк графстве на севере Норвегии . С тех пор, как в 1973 году были обнаружены первые резные фигурки, на нескольких участках вокруг Альты было найдено более 6000 резных фигурок. Самый крупный населенный пункт в Джипмалуокте , примерно в пяти километрах (3,1 мили) от Альты, содержит тысячи отдельных резных фигурок и превращен в музей под открытым небом . Это место вместе с объектами Сторстейнес, Кофьорд, Амтманснес и Трансфарельв было внесено в ЮНЕСКО список объектов всемирного наследия 3 декабря 1985 года. Это единственный доисторический объект всемирного наследия в Норвегии. [ 1 ]

Резные фигурки были разделены на пять отдельных групп профессором Кнутом Хельскогом с факультета культурологии Университета Тромсё . Используя датировку по береговой линии, самые ранние резные изображения были датированы примерно 4200 годом до нашей эры; самые последние резные изображения датируются примерно 500 годом до нашей эры. В 2010 году исследователь Ян Магне Гьерде отодвинул даты самых старых фаз на 1000 лет назад. Широкое разнообразие образов показывает культуру охотников -собирателей , которые могли управлять стадами оленей шаманские , были искусны в строительстве лодок и рыбной ловле , а также практиковали ритуалы , включающие поклонение медведям и другим почитаемым животным .

В апреле 2014 года Центр наскального искусства Альты - музей Альты запустил веб-сайт altarockart.no , цифровой архив, содержащий фотографии наскального искусства Альты. Архив содержит несколько тысяч фотографий и зарисовок, а в будущем, вероятно, будет содержать и другие виды документального материала, такие как 3D-сканы и статьи.

Культурный и исторический фон

[ редактировать ]

Когда были сделаны резные изображения, Норвегию населяли охотники-собиратели. За почти 5000 лет, в течение которых резьба выполнялась людьми позднего каменного века и раннего металлического века, произошло множество культурных изменений, включая внедрение металлических инструментов и изменения в таких областях, как строительство лодок и методы рыболовства. Резные фигурки демонстрируют большое разнообразие образов и религиозной символики. Однако есть некоторые основные мотивы, которые встречаются во все периоды, например, северный олень. Наскальные рисунки, особенно самого раннего периода, демонстрируют большое сходство с резьбой северо-запада России , что указывает на контакт между и, возможно, параллельное развитие культур на обширной территории крайнего севера Европы.

Наскальные рисунки Альты, вероятно, были выполнены с использованием кварцитовых долот , которые, вероятно, приводились в движение молотками, сделанными из более твердых пород; вероятные образцы долот были найдены по всей территории и выставлены в Музее Альты . Судя по всему, использование долота продолжалось даже после того, как в этом районе стали использоваться металлические инструменты.

Из-за послеледникового отскока Скандинавия начала со значительной скоростью подниматься из океана после окончания последнего ледникового периода. Этот эффект все еще заметен сегодня, но считается, что он проявлялся гораздо быстрее и, вероятно, даже был заметен при жизни человека, когда были сделаны наскальные рисунки Альты. Совершенно очевидно, что первоначально резные фигурки находились прямо на берегу и постепенно были подняты туда, где они сейчас находятся на несколько десятков метров вглубь суши.

Открытие и восстановление

[ редактировать ]

Первые резные изображения были обнаружены осенью 1973 года в районе Джиепмалуокта ( северосаамское название, означающее «залив тюленей»), примерно в 4 километрах от центра города Альта. В 1970-е годы вокруг Альты было обнаружено гораздо больше резных фигурок, причем заметно более высокая плотность вокруг Джипмалуокты (из около 6000 известных резных фигурок в этом районе, более 3000 расположены именно там). Во второй половине 1980-х годов в районе Джиепмалуокта была построена система деревянных дорожек общей протяженностью около 3 километров, а в 1991 году музей Альты был перенесен с прежнего места в центре города на место наскальных рисунков. вокруг Альты известны и постоянно обнаруживаются новые резные фигурки, только местность Хьеммелуфт входит в официальную экскурсию по музею.

Объект Всемирного наследия наскальных рисунков Альты. Здание музея слева, резьба вдоль пешеходных дорожек между музеем и пляжем.

Большинство скал вокруг Альты заросло густым мхом и лишайником ; Как только резные изображения обнаружены, эти растения осторожно удаляют и скалу очищают, чтобы обнажить резные изображения в полном объеме. Затем резные изображения документируются с использованием различных методов, чаще всего с использованием комбинации кварцевого порошка, нанесенного на резные изображения, которые затем фотографируются и обрабатываются цифровым способом.

Центр наскального искусства всемирного наследия - Альтийский музей

[ редактировать ]

Центр наскального искусства, внесенный в список Всемирного наследия, - Музей Альты представляет собой экспозицию предметов, найденных в этом районе, которые, как считается, связаны с культурой, создавшей резные изображения, фотографическую документацию резных фигурок, а также экспозиции, посвященные саамской культуре, феномену Северного сияния и региону. история добычи сланца. В 1993 году музей получил награду «Европейский музей года» . [ 2 ]

Образы и интерпретации

[ редактировать ]
Прыгающий лось.

Возможные объяснения включают использование в шаманских ритуалах, [ нужна ссылка ] тотемистические символы, обозначавшие племенное единство или обозначавшие территорию племени , [ нужна ссылка ] своего рода историческая запись важных событий, [ нужна ссылка ] или даже простое художественное удовольствие . [ нужна ссылка ] Поскольку отдельные резные фигурки демонстрируют такое большое количество различных изображений, а резные фигурки создавались в течение чрезвычайно длительного периода времени, кажется правдоподобным, что отдельные резные фигурки могли служить любой из перечисленных выше целей. Некоторые из наиболее распространенных типов изображений перечислены ниже:

Животные

[ редактировать ]

На резных сценах изображено множество животных; среди них олени явно преобладают , которые часто встречаются в больших стадах, которые либо выращиваются, либо охотятся. Изображения оленей за заборами свидетельствуют о массовой совместной охоте на этих животных. Другие животные, которые часто появляются, — это лось , различные виды птиц и различные виды рыб . Беременные животные часто изображаются с детенышем внутри матери.

Старейшее в мире изображение охотничьего заграждения для оленей. Возраст фигуры около 7000 лет.

Медведи , похоже, играли особую роль в культуре резчиков: они занимают видное место во многих резных фигурках и часто появляются не только как животные, на которых охотятся, но также часто изображаются в позах, которые, кажется, указывают на то, что медведям поклонялись в той или иной форме культа. (что кажется весьма правдоподобным, поскольку культы медведя известны во многих древних культурах северо-запада России, а также в культуре саамов). [ 3 ] Особый интерес представляют следы, выходящие из медвежьих берлог: они часто показаны следами, ведущими вертикально через резное изображение и пересекающими горизонтальные следы других животных. Это заставило некоторых исследователей предположить, что медведи могли быть каким-то образом связаны с культом загробной жизни (или смерти в целом), поскольку вертикальные следы, похоже, указывают на способность медведей перемещаться между разными слоями мира. Изображение медведей, по-видимому, прекратилось около 1700 г. до н. э.; это может указывать на изменение религиозных убеждений примерно в то время.

Сцены охоты и рыбалки

[ редактировать ]
Шаман касается головы лося посохом из лосиной головы. Возможно, лось попал в ловушку. [ нужна ссылка ]

Многие сцены, изображающие людей, показывают, как охотники преследуют свою добычу; эти сцены традиционно объяснялись как связанные с охотничьими ритуалами, хотя нынешние исследователи, похоже, отдают предпочтение более сложным объяснениям, которые рассматривают изображения различных охотничьих и рыболовных действий как символы отдельных племен, а взаимосвязи различных охотничьих и рыболовных резных фигурок - как символические изображения существующих или желаемые межплеменные отношения. Использование метательных копий , луков и стрел очевидно с самого раннего периода, что указывает на то, что использование этих инструментов было известно культуре резчиков с очень ранних времен. Точно так же рыбаки почти исключительно изображены использующими леску, что указывает на то, что резчикам был известен метод изготовления крючков и использования наживки.

Особый интерес представляет изображение лодок: в то время как на самых ранних рисунках появляются небольшие рыбацкие лодки, на более поздних рисунках изображены лодки все большего и большего размера, некоторые из которых вмещают до 30 человек и оснащены сложными украшениями в форме животных на носу и корме, которые иногда напоминают те, что встречаются на викингов баркасах . Это, а также тот факт, что подобные резные изображения больших лодок были найдены в прибрежных районах южной Норвегии, по-видимому, указывает на дальние путешествия вдоль побережья в любом направлении. [ нужна ссылка ]

Сцены обыденной жизни и сцены ритуалов.

[ редактировать ]

Особенно трудно судить о значении сцен, показывающих взаимодействие между людьми; сцены, явно показывающие танец , приготовление еды или сексуальные контакты, также могут отражать выполнение ритуалов. Кроме того, даже если на этих резных фигурках действительно изображены эпизоды из мирской жизни, остается загадкой, почему именно эти сцены были вырезаны в скале. Изображения сексуальности могли быть связаны с ритуалами плодородия , а сцены, в которых люди готовят еду, могли быть предназначены для обеспечения изобилия еды. [ нужна ссылка ] В некоторых сценах ясно показаны разные социальные позиции изображенных людей, на что указывают своеобразные головные уборы и более заметное положение носителей особых головных уборов среди своих собратьев; их альтернативно объясняли жрецами , шаманами или правителями племени. [ нужна ссылка ] Если интерпретация выдающихся личностей как правителей верна, эти сцены могут также отображать события исторического значения, такие как восхождение правителя, королевские браки или дипломатические отношения между племенами. [ нужна ссылка ]

Геометрические символы

[ редактировать ]

Среди самых загадочных резных фигурок — изображения геометрических символов, встречающиеся преимущественно среди древнейших резных фигурок в этом районе. Некоторые из них представляют собой круглые объекты, некоторые окружены бахромой, другие демонстрируют замысловатые узоры из горизонтальных и вертикальных линий. Хотя некоторые из этих объектов были объяснены как инструменты или подобные объекты (например, узоры линий иногда объясняются как рыболовные сети ), большинство этих символов остаются необъяснимыми.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Наскальное искусство Альты» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО .
  2. ^ «Наскальное искусство Альты» . Альта-музей ИКС .
  3. ^ Брэндон Бледсо. «Значение медвежьего ритуала среди саамов и других северных культур» . Техасский университет, веб-курс по саамской культуре . Проверено 15 сентября 2013 г.

Другие источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f5727f25398ba04f2cf949e0e880d924__1722259140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/24/f5727f25398ba04f2cf949e0e880d924.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rock carvings at Alta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)