Jump to content

Наскальные рисунки в Центральной Норвегии

Бёларейнен ( олень Бёла ) в Стейнхьере.

Центральная Норвегия — регион в Норвегии , включающий Трёнделаг , а также части графств Нурланд и Мёре-ог-Ромсдаль .

В этом регионе Норвегии находится около 300 наскальной резьбы и наскальной живописи памятников каменного и бронзового веков . Мест с петроглифами гораздо больше, чем с наскальными рисунками. Доисторическое искусство этой области не так хорошо известно, как более популярные места наскальной резьбы в Скандинавии , такие как наскальные рисунки в Альте , место наскального искусства Намфорсен или многочисленные памятники петроглифов в Бохуслане , Швеция , – но в последние годы объем исследований в этом корпусе увеличился, во многом благодаря работе профессора Калле Согннеса из Норвежского университета науки и технологий Тронхейме в .

Два вида наскального искусства

[ редактировать ]
Фигуры наскального искусства
содержат Наскальные рисунки Бардала изображения обеих традиций наскальной резьбы.

Скандинавское наскальное искусство состоит из двух категорий. Первый тип датируется каменным веком (в Норвегии между 8000-1800 гг. до н.э.) и обычно изображает млекопитающих, таких как лось , благородный олень и северный олень , а также бурых медведей , китов и морских свиней . На нем также изображены такие рыбы, как палтус и лосось , а также птицы. Есть также примеры лодок, людей и различных геометрических фигур. Эти наскальные рисунки, вероятно, были сделаны людьми, которые использовали собирательство, рыбалку и охоту в качестве своего существования. Этот вид наскального искусства широко известен как veideristninger (охотничьи наскальные рисунки). Поскольку наиболее распространенными мотивами являются охотничьи животные, популярная интерпретация заключалась в том, что резьба была сделана как часть «охотничьей магии» - в попытке получить контроль над животными, на которых охотились.

В последующие годы были предложены другие интерпретации, например, что животные являются или животные тотемами кланов являются духовными животными, которых можно увидеть в трансе . Известны также некоторые сайты с картинами в этом стиле.

Помимо резных памятников, датируемых каменным веком, на побережье Центральной Норвегии есть ряд пещер, в которых хранятся раскрашенные человеческие фигурки. Как показал археолог Хайн Бьерк , эти изображения обычно располагаются в пограничной зоне пещеры, где естественный свет сменяется полной темнотой. Он предположил, что эти изображения были частью обрядов инициации .

Второй вид скандинавских наскальных изображений был создан фермерами, обычно в эпоху скандинавской бронзы , доримского железного века и римского железного века (в Норвегии примерно с 1800 г. до н.э. до 400 г. н.э.). Наиболее распространенными мотивами являются знак чашки (купулы), лодки, лошади, люди (часто размахивающие оружием), подошвы ног , повозки и многие виды абстрактных геометрических символов (таких как спирали, концентрические круги и т. д.). Интерпретации такого рода искусство обычно представляло собой культ плодородия , а корабль представлял собой мифический корабль, который иногда можно увидеть тянущим за собой абстрактные изображения солнца. Датский археолог Флемминг Каул попытался воссоздать полную космологию бронзового века , исследуя иллюстрации на датских бронзовых предметах. Он предполагает, что корабли и лошади, изображенные на резьбе и бронзовых изделиях, были помощниками солнца: лошадь тащила солнце по небу днем, а лодка возвращала его через подземный мир в ночное время.

Распространение и размещение в ландшафте

[ редактировать ]
Мотивы Эвенхуса варьируются от китов, лосей, лодок и людей.

Наскальные изображения охотника часто встречаются в местах с яркими и хорошо заметными природными особенностями, например, под крутыми скалами, у водопадов и т. д. Это было частью того, что привело к оригинальной охотничьей магической интерпретации: предположительно, резные изображения были сделаны в местах, где на животных можно было легко охотиться. В Центральной Норвегии распространение этих памятников заметно отличается от резных фигурок бронзового века. Участки встречаются один за другим, часто в изолированных местах.

С другой стороны, памятники бронзового века обычно группируются. Их часто можно встретить в местах с пахотными землями , которые можно было использовать под поля и выпас скота, и, вероятно, они находились довольно близко к первоначальным поселениям и фермам. В Центральной Норвегии скопления этих резных фигурок сосредоточены в основном в муниципалитетах Стьёрдал , Стейнхьер , Мельхус и вокруг озера Сельбу . Существуют также отдельные одиночные места.

Сайты открыты для публики

[ редактировать ]
Фигуры наскального искусства, показывающие людей
Лейрфолля . Группа шествия

Большинство памятников наскального искусства в Центральной Норвегии, да и в Скандинавии в целом, не предназначены для посещения публикой. На территории нет никаких указателей, на участках не проводится техническое обслуживание, чтобы растительность не покрывала резные фигурки и т. д. Однако есть участки с информационными знаками и парковочными местами.

  • Местонахождение Бёларайнен относится к типу каменного века и расположено примерно в 30 километрах (19 миль) к северо-востоку от Стейнхьера в Трёнделаге . Первой обнаруженной фигурой был натуралистичный северный олень , почти в натуральную величину. Расположение в ландшафте поразительно: рядом с водопадом, который в сезон паводков становится довольно большим. Это место было обнаружено в 1895 году как одно из первых стоянок типа каменного века в Норвегии. В последние годы были обнаружены новые фигурки: медведь, человек на лыжах, лось и несколько частей других фигур. Считается, что резным фигуркам около 5500 лет.
  • Место наскальных рисунков в Бардале находится в 10 километрах (6,2 мили) к западу от Стейнхьера. Сайт особенно интересен тем, что содержит изображения обеих традиций наскальной резьбы. Множество различных мотивов: лодки, лоси, люди, абстрактные геометрические фигуры, лошади и шестиметровый кит. Самые ранние резные изображения, вероятно, датируются 6000–5500 гг. до н.э., а более поздние относятся к периоду 1500–200 гг. до н.э.
  • Городище Эвенхус на полуострове Фроста также относится к традиции каменного века. Мотивы варьируются от китов, лосей, лодок и людей. Концентрация знаков чашек, вероятно, была сделана позже, возможно, во время бронзового века.
  • Несмотря на свое непривлекательное название, деревня Хелл (что в переводе с норвежского означает «скальное убежище» или «навес скалы») — красивое место, расположенное недалеко от муниципалитета Стьёрдал . На нем изображены два больших оленя, еще один олень поменьше и замысловатый геометрический узор. Этим фигуркам может быть до 6000 лет.
  • Наскальные рисунки Лейрфолля единственное общественное место в Центральной Норвегии, где сохранились только резные фигурки бронзового века. Он расположен в центре Стьёрдаля и из-за своих размеров мог быть ритуальным центром бронзового века. Это место необычно по количеству рисунков (более тысячи) и, должно быть, использовалось в несколько периодов, примерно с 1500 г. до н.э. до нескольких сотен лет нашей эры.
  • Объект Стиккет расположен в Стадсбигде на полуострове Фозен , до него можно добраться на пароме из Тронхейма . Это относится к каменному веку. На почти вертикальной холмистой скале вырезаны три лося почти в натуральную величину. Кроме того, есть еще одно животное, которое может представлять собой зайца.

См. также

[ редактировать ]
  • Анн-Софи Хиген и Лассе Бенгтссон, Наскальные рисунки в пограничье . Сэведален 1999. ( ISBN   91-86424-85-8 )
  • Флемминг Каул, Корабли на бронзе . Копенгаген 1998 ( ISBN   87-89384-66-0 )
  • Сверре Марстрандер и Калле Согннес, сельскохозяйственная резьба Трёнделага . Тронхейм 1999 ( ISBN   82-519-1516-3 )
  • Калле Согннес, «Живая скала» . Тронхейм 1999 ( ISBN   82-519-1520-1 )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 47a6b912a6977a6159bba2dbeeb6729a__1717050180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/9a/47a6b912a6977a6159bba2dbeeb6729a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rock carvings in Central Norway - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)