Наскальные рисунки в Центральной Норвегии

Центральная Норвегия — регион в Норвегии , включающий Трёнделаг , а также части графств Нурланд и Мёре-ог-Ромсдаль .
В этом регионе Норвегии находится около 300 наскальной резьбы и наскальной живописи памятников каменного и бронзового веков . Мест с петроглифами гораздо больше, чем с наскальными рисунками. Доисторическое искусство этой области не так хорошо известно, как более популярные места наскальной резьбы в Скандинавии , такие как наскальные рисунки в Альте , место наскального искусства Намфорсен или многочисленные памятники петроглифов в Бохуслане , Швеция , – но в последние годы объем исследований в этом корпусе увеличился, во многом благодаря работе профессора Калле Согннеса из Норвежского университета науки и технологий Тронхейме в .
Два вида наскального искусства
[ редактировать ]
Скандинавское наскальное искусство состоит из двух категорий. Первый тип датируется каменным веком (в Норвегии между 8000-1800 гг. до н.э.) и обычно изображает млекопитающих, таких как лось , благородный олень и северный олень , а также бурых медведей , китов и морских свиней . На нем также изображены такие рыбы, как палтус и лосось , а также птицы. Есть также примеры лодок, людей и различных геометрических фигур. Эти наскальные рисунки, вероятно, были сделаны людьми, которые использовали собирательство, рыбалку и охоту в качестве своего существования. Этот вид наскального искусства широко известен как veideristninger (охотничьи наскальные рисунки). Поскольку наиболее распространенными мотивами являются охотничьи животные, популярная интерпретация заключалась в том, что резьба была сделана как часть «охотничьей магии» - в попытке получить контроль над животными, на которых охотились.
В последующие годы были предложены другие интерпретации, например, что животные являются или животные тотемами кланов являются духовными животными, которых можно увидеть в трансе . Известны также некоторые сайты с картинами в этом стиле.
Помимо резных памятников, датируемых каменным веком, на побережье Центральной Норвегии есть ряд пещер, в которых хранятся раскрашенные человеческие фигурки. Как показал археолог Хайн Бьерк , эти изображения обычно располагаются в пограничной зоне пещеры, где естественный свет сменяется полной темнотой. Он предположил, что эти изображения были частью обрядов инициации .
Второй вид скандинавских наскальных изображений был создан фермерами, обычно в эпоху скандинавской бронзы , доримского железного века и римского железного века (в Норвегии примерно с 1800 г. до н.э. до 400 г. н.э.). Наиболее распространенными мотивами являются знак чашки (купулы), лодки, лошади, люди (часто размахивающие оружием), подошвы ног , повозки и многие виды абстрактных геометрических символов (таких как спирали, концентрические круги и т. д.). Интерпретации такого рода искусство обычно представляло собой культ плодородия , а корабль представлял собой мифический корабль, который иногда можно увидеть тянущим за собой абстрактные изображения солнца. Датский археолог Флемминг Каул попытался воссоздать полную космологию бронзового века , исследуя иллюстрации на датских бронзовых предметах. Он предполагает, что корабли и лошади, изображенные на резьбе и бронзовых изделиях, были помощниками солнца: лошадь тащила солнце по небу днем, а лодка возвращала его через подземный мир в ночное время.
Распространение и размещение в ландшафте
[ редактировать ]
Наскальные изображения охотника часто встречаются в местах с яркими и хорошо заметными природными особенностями, например, под крутыми скалами, у водопадов и т. д. Это было частью того, что привело к оригинальной охотничьей магической интерпретации: предположительно, резные изображения были сделаны в местах, где на животных можно было легко охотиться. В Центральной Норвегии распространение этих памятников заметно отличается от резных фигурок бронзового века. Участки встречаются один за другим, часто в изолированных местах.
С другой стороны, памятники бронзового века обычно группируются. Их часто можно встретить в местах с пахотными землями , которые можно было использовать под поля и выпас скота, и, вероятно, они находились довольно близко к первоначальным поселениям и фермам. В Центральной Норвегии скопления этих резных фигурок сосредоточены в основном в муниципалитетах Стьёрдал , Стейнхьер , Мельхус и вокруг озера Сельбу . Существуют также отдельные одиночные места.
Сайты открыты для публики
[ редактировать ]
Большинство памятников наскального искусства в Центральной Норвегии, да и в Скандинавии в целом, не предназначены для посещения публикой. На территории нет никаких указателей, на участках не проводится техническое обслуживание, чтобы растительность не покрывала резные фигурки и т. д. Однако есть участки с информационными знаками и парковочными местами.
- Местонахождение Бёларайнен относится к типу каменного века и расположено примерно в 30 километрах (19 миль) к северо-востоку от Стейнхьера в Трёнделаге . Первой обнаруженной фигурой был натуралистичный северный олень , почти в натуральную величину. Расположение в ландшафте поразительно: рядом с водопадом, который в сезон паводков становится довольно большим. Это место было обнаружено в 1895 году как одно из первых стоянок типа каменного века в Норвегии. В последние годы были обнаружены новые фигурки: медведь, человек на лыжах, лось и несколько частей других фигур. Считается, что резным фигуркам около 5500 лет.
- Место наскальных рисунков в Бардале находится в 10 километрах (6,2 мили) к западу от Стейнхьера. Сайт особенно интересен тем, что содержит изображения обеих традиций наскальной резьбы. Множество различных мотивов: лодки, лоси, люди, абстрактные геометрические фигуры, лошади и шестиметровый кит. Самые ранние резные изображения, вероятно, датируются 6000–5500 гг. до н.э., а более поздние относятся к периоду 1500–200 гг. до н.э.
- Городище Эвенхус на полуострове Фроста также относится к традиции каменного века. Мотивы варьируются от китов, лосей, лодок и людей. Концентрация знаков чашек, вероятно, была сделана позже, возможно, во время бронзового века.
- Несмотря на свое непривлекательное название, деревня Хелл (что в переводе с норвежского означает «скальное убежище» или «навес скалы») — красивое место, расположенное недалеко от муниципалитета Стьёрдал . На нем изображены два больших оленя, еще один олень поменьше и замысловатый геометрический узор. Этим фигуркам может быть до 6000 лет.
- — Наскальные рисунки Лейрфолля единственное общественное место в Центральной Норвегии, где сохранились только резные фигурки бронзового века. Он расположен в центре Стьёрдаля и из-за своих размеров мог быть ритуальным центром бронзового века. Это место необычно по количеству рисунков (более тысячи) и, должно быть, использовалось в несколько периодов, примерно с 1500 г. до н.э. до нескольких сотен лет нашей эры.
- Объект Стиккет расположен в Стадсбигде на полуострове Фозен , до него можно добраться на пароме из Тронхейма . Это относится к каменному веку. На почти вертикальной холмистой скале вырезаны три лося почти в натуральную величину. Кроме того, есть еще одно животное, которое может представлять собой зайца.
См. также
[ редактировать ]- Пещера Солсем , наскальные рисунки в Леке
- Доисторическое искусство
- Петроглифы
- История Норвегии
- Наскальные рисунки в Альте ( Норвегия )
- Наскальные рисунки в Теннесе (в муниципалитете Бальсфьорд , Норвегия )
Ссылки
[ редактировать ]- Анн-Софи Хиген и Лассе Бенгтссон, Наскальные рисунки в пограничье . Сэведален 1999. ( ISBN 91-86424-85-8 )
- Флемминг Каул, Корабли на бронзе . Копенгаген 1998 ( ISBN 87-89384-66-0 )
- Сверре Марстрандер и Калле Согннес, сельскохозяйственная резьба Трёнделага . Тронхейм 1999 ( ISBN 82-519-1516-3 )
- Калле Согннес, «Живая скала» . Тронхейм 1999 ( ISBN 82-519-1520-1 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интерактивный «Музей наскального искусства», расположенный в Лейрфале, Стьёрдален.
- RANE онлайн - Наскальное искусство в Северной Европе, спонсируемый ЕС проект по документированию наскальных рисунков по всей Скандинавии.