Jump to content

Искусство коренных народов Австралии

Наскальные рисунки Гвион Гвион найдены в северо-западном регионе Кимберли в Западной Австралии.
Пиктограммы, известные как Ванджина, в ущелье Вуннумурра, река Барнетт , Кимберли, Западная Австралия.

Искусство коренных народов Австралии включает произведения искусства, созданные австралийскими аборигенами и жителями островов Торресова пролива , в том числе в сотрудничестве с другими. Он включает в себя работы в широком спектре средств массовой информации, включая живопись на листьях, роспись на коре , резьбу по дереву , резьбу по камню , акварельную живопись , скульптуру , церемониальную одежду и рисование песком ; искусство коренных австралийцев , которое предшествовало европейской колонизации на тысячи лет, вплоть до наших дней.

Искусство австралийских аборигенов — старейшая и непрерывная традиция художественного творчества в мире. [ 1 ]

Традиционное искусство коренных народов

[ редактировать ]

Существует несколько типов и методов, используемых в создании искусства аборигенов, включая наскальную живопись, точечную живопись , наскальные рисунки, роспись коры, резьбу, скульптуры, плетение и струнное искусство. Искусство австралийских аборигенов — старейшая непрерывная традиция искусства в мире. [ 2 ] [ 3 ]

Каменное искусство

[ редактировать ]
Наскальные рисунки аборигенов в Национальном парке Намаджи с изображением кенгуру , динго , эму , людей и ехидны или черепахи.
Картина Байаме, сделанная неизвестным художником из Вираджури в пещере Байаме, недалеко от Синглтона, Новый Южный Уэльс. Обратите внимание на длину его рук, которые простираются до двух деревьев по обе стороны.

Наскальные рисунки, включая живопись, гравюру или резьбу ( петроглифы ), можно найти в местах по всей Австралии. Были найдены примеры наскальных изображений, которые, как полагают, изображают вымершую мегафауну , такую ​​​​как Genyornis. [ 4 ] и Тилаколео в плейстоцена эпоху [ 5 ] а также более поздние исторические события, такие как прибытие европейских кораблей. [ 6 ]

Возраст самых старых образцов наскального искусства в Западной Австралии в регионе Пилбара и районе Олари в Южной Австралии оценивается примерно в 40 000 лет. [ 7 ] Самым старым твердо датированным свидетельством наскальной живописи в Австралии является рисунок углем на небольшом фрагменте скалы, найденный во время раскопок каменного убежища Нарвала Габарнманг на юго-западе Арнемленда на Северной территории . Это одно из старейших известных произведений наскального искусства на Земле, возраст которого составляет 28 000 лет. [ 8 ] Предполагается, что этот украшенный фрагмент когда-то мог быть частью более крупного потолочного произведения искусства, однако форма оригинального мотива неизвестна. [ 9 ] Самый старый точно датированный однозначный мотив наскального искусства в Австралии - это большая картина с изображением макропода в Западной Австралии из каменного убежища в регионе Кимберли , возраст которого радиометрически датирован в ходе исследования в феврале 2021 года примерно 17 300 лет. [ 10 ]

Наскальные рисунки Гвиона Гвиона («Наскальные рисунки Брэдшоу», также называемые Джиро Джиро) [ 3 ] ), первоначально названный в честь Джозефа Брэдшоу , который впервые сообщил о них в 1891 году, состоит из серии наскальных рисунков в пещерах в районе Кимберли в Западной Австралии . [ 8 ] Исследование 2020 года показало, что этому искусству около 12 000 лет. [ 11 ] [ 12 ]

Фигуры Маливавы были задокументированы в исследовании Пола Такона и опубликованы в журнале «Австралийская археология» в сентябре 2020 года. [ 13 ] Искусство включает в себя 572 изображения из 87 мест на северо-западе Арнемленда , от Авунбарны (гора Боррадейл). [ 14 ] ) область через Веллингтонский хребет . По оценкам, они были нарисованы между 6000 и 9400 годами назад. [ 15 ] Находка описывается как очень редкая не только по стилю, но и по изображению билби (исторически не известного в Арнемленде). [ 16 ] и первое известное изображение дюгоня . [ 17 ] Искусство, все картины от красного до шелковичного цвета, за исключением одного рисунка, и в натуралистическом стиле , до этого исследования не были описаны в литературе. Они большие и изображают отношения между людьми и животными, что является редкой темой в наскальном искусстве. Билби, тилацины и дюгони вымерли на территории Арнемленда на протяжении тысячелетий. Впервые произведения искусства увидели исследователи в 2008–2009 годах, но они изучались только в ходе полевых исследований, продолжавшихся с 2016 по 2018 год. Названия фигур дал Рональд Ламилами, старший традиционный владелец . [ 14 ] [ 18 ] По словам Такона, «фигуры Маливава, стоящие спиной к спине, являются старейшими известными на западе Арнемленда, и похоже, что эта традиция живописи началась со стиля Маливава. Она продолжается и по сей день с картинами из коры и картинами на бумаге». [ 19 ] Такон проводит сравнение между фигурками Маливавы и стилем «Динамические фигуры» Джорджа Чалупки , в котором сюжет состоит примерно из 89 процентов людей по сравнению с 42% фигурок Маливавы. [ 20 ] Однако существует много сложностей и споров относительно классификации стилей наскального искусства в Арнемленде. [ 13 ] [ 21 ]

Другие места расписного наскального искусства включают Лауру, Квинсленд , [ 22 ] Убирр , в национальном парке Какаду , [ 23 ] Улуру , [ 24 ] и ущелье Карнарвон . [ 25 ]

Наскальные рисунки, или петроглифы , создаются методами, которые различаются в зависимости от типа используемого камня и других факторов. В Австралии существует несколько различных типов наскального искусства, самым известным из которых является Муруджуга в Западной Австралии , наскальные рисунки Сиднея вокруг Сиднея в Новом Южном Уэльсе и Панарамити наскальные рисунки в Центральной Австралии . Гравюры Тувумбы , изображающие вырезанных животных и людей, имеют свой особый стиль, которого нет больше нигде в Австралии. [ нужна ссылка ]

Говорят , что наскальные рисунки в Муруджуге представляют собой крупнейшую в мире коллекцию петроглифов. [ 26 ] и включает изображения вымерших животных, таких как тилацин. Деятельность до последнего ледникового периода до момента колонизации регистрации .

Уильям Вестолл (1803 г.) Остров Пропасть, местная наскальная живопись, 1803 г., акварель

Первое европейское открытие наскальных рисунков аборигенов произошло 14 января 1803 года. [ 27 ] Во время исследовательской экспедиции вдоль берегов и островов залива Карпентария британский мореплаватель и исследователь Мэтью Флиндерс вышел на берег на острове Пропасть .

В каменных убежищах острова Флиндерс обнаружил множество нарисованных и нанесенных по трафарету узоров. Для записи этих изображений он нанял корабельного художника Уильяма Уэстолла . [ 28 ] эскиза Уэстолла Два акварельных являются самыми ранними известными документами австралийского наскального искусства.

Каменные композиции

[ редактировать ]

Каменные композиции аборигенов — это форма наскального искусства, созданная австралийскими аборигенами. Обычно они состоят из камней, каждый из которых может иметь размер около 30 см, выложенных узором длиной в несколько метров или десятков метров. Каждый камень хорошо заделан в почву, и у многих есть «спусковые камни», поддерживающие его. Особенно прекрасные экземпляры находятся в штате Виктория , где некоторые экземпляры имеют очень большие камни. Например, каменная композиция в Вурди-Юанге состоит из примерно 100 камней, расположенных в форме яйцевидного овала диаметром около 50 метров (160 футов). [ нужна ссылка ] Внешний вид этого места похож на мегалитические каменные круги , найденные по всей Британии (хотя функции и культура, по-видимому, совершенно разные). Хотя его связь с австралийскими аборигенами хорошо доказана и не вызывает сомнений, цель неясна, хотя это может иметь связь с обрядами инициации . Также было высказано предположение, что это место могло использоваться в астрономических целях. [ 29 ] Меньшие каменные композиции встречаются по всей Австралии, например, возле Йирркалы , на которых изображены точные изображения праусов, используемых рыбаками Макассан -Трепанг и метателями копий. [ нужна ссылка ]

Резьба по дереву

[ редактировать ]

Резьба по дереву всегда была неотъемлемой частью культуры аборигенов, требуя для резьбы дерева, острого камня, проволоки и огня. Проволока и огонь использовались для создания узоров на предмете путем нагревания проволоки огнем и помещения ее на резьбу по дереву.

Резные изделия из дерева, например, работы центральноавстралийского художника Эрликилики в форме животных, иногда продавались европейцам за товары. Причина, по которой аборигены делали резьбу по дереву, заключалась в том, чтобы помочь рассказать истории своих сновидений и передать знания своей группы и важную информацию о своей стране и обычаях. Они также использовались в церемониях , таких как ильма .

Аборигены с островов Тиви традиционно вырезали пукумани . могильные столбы [ 30 ] а с 1960-х годов занимается резьбой и росписью фигурок из железа и дерева. [ 31 ]

Текстиль

[ редактировать ]

В большинстве тихоокеанских регионов мужчины курируют искусство и архитектуру; женщины наблюдают за искусством валяной ткани, которую они делают из коры деревьев и растений. Искусство в одежде контролируется руководителем производства. Эту детальную одежду носили во время ритуалов; каждый олицетворял богатство и положение в группе. Священная одежда также используется в торговле товарами и в социальных и политических отношениях. Ношение ткани, а затем ее снятие и передача другому человеку помогали скрепить или укрепить дружбу или союзы. [ 32 ]

Корзины и плетение

[ редактировать ]

Корзины , иногда свернутые в спираль, создавались путем скручивания коры, пальмовых листьев и перьев; некоторые корзины были простыми, а некоторые были украшены подвесками из перьев или перьями, вплетенными в каркас корзины. Для окраски пальмовых листьев и коры гибискуса художники использовали минеральные и растительные красители. Эти авоськи и корзины использовались в обрядах для религиозных и ритуальных нужд; корзины могли также использоваться для переноски вещей обратно в деревню. [ 33 ]

Плетение корзин традиционно практиковалось женщинами многих австралийских аборигенов по всему континенту на протяжении веков. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]

Ювелирные изделия

[ редактировать ]

Аборигены создавали подвески из ракушек, которые считались дорогостоящими и часто использовались для торговли товарами. Эти снаряды были прикреплены к веревке, которая была сделана вручную из человеческих волос и иногда покрыта жиром и красной охрой . Эти украшения иногда вешали мужчине на шею или талию для использования во время церемоний. [ 38 ]

различные пигменты глины. Ямы охры в центральной Австралии, где были получены

Калти паарти

[ редактировать ]

Резьба по калти паарти — это традиционный вид искусства, заключающийся в вырезании яиц эму. Она не так стара, как некоторые другие техники, поскольку возникла еще в девятнадцатом веке. [ 39 ]

Некоторые символы в движении современного искусства аборигенов сохраняют одно и то же значение в разных регионах, хотя значение символов может меняться в контексте картины. При просмотре в монохромном режиме другие символы могут выглядеть похожими, например, круги внутри кругов, иногда изображаемые отдельно, редко или в сгруппированных группах. В зависимости от группы, членом которой является художник, такие символы, как костер, дерево, холм, яма, водопой или источник, могут различаться по значению. Использование символа можно дополнительно уточнить, используя цвет, например, вода изображается синим или черным цветом.

Многие картины художников-аборигенов, например, изображающие историю снов, показаны с высоты птичьего полета. Повествование следует за рельефом земли, созданным существами-предками в их путешествии или во время творения. Современное исполнение представляет собой переосмысление песен, церемоний, наскального искусства, боди-арта и церемоний (таких как авелье ), которые были нормой на протяжении многих тысяч лет.

Каким бы ни было значение, интерпретация символов должна производиться в контексте всей картины, региона, из которого родом художник, истории картины и стиля картины. [ нужна ссылка ]

Религиозные и культурные аспекты искусства аборигенов

[ редактировать ]
Искусство аборигенов в Улуру
Искусство аборигенов, изображающее баррамунди рыбу

Некоторые природные места были для них священными, а также были местом проведения сезонных ритуалов. Во время этих ритуалов аборигены создавали предметы искусства, такие как предметы из перьев и волокон, рисовали и создавали наскальные гравюры, а также рисовали на коре деревьев эвкалипта тетродонта . Хотя истории разных кланов, языковых групп и более широких групп различались, Сновидение (или Джукуррпа) является общим для всех аборигенов. В рамках этих верований в древние времена мифические духи-предки аборигенов были создателями земли и неба и со временем стали их частью. Духовные верования аборигенов лежат в основе их законов, форм искусства и церемоний. Традиционное искусство аборигенов почти всегда имеет мифологический подтекст, связанный со Сновидениями. [ нужна ссылка ]

Вентен Рубунтжа , художник-пейзажист из числа коренных народов, говорит, что трудно найти искусство, лишенное духовного смысла:

Неважно, какую картину мы рисуем в этой стране, она по-прежнему принадлежит народу, всему народу. Это поклонение, работа, культура. Это все Мечта. Есть два способа покраски. Оба пути важны, потому что это культура. – источник The Weekend Australian Magazine , апрель 2002 г.

Рассказы и тотемные изображения занимают видное место во всех формах искусства аборигенов. Кроме того, женские формы, особенно женская матка в рентгеновском стиле, занимают видное место в некоторых известных местах Арнемленда . Стили рентгеновских снимков восходят к 2000–1000 годам до нашей эры. Это местная техника, в которой художник создает концептуальные рентгеновские прозрачные изображения. Мими , духи , которые научили аборигенов искусству живописи, и их предки «освобождаются» через эти виды произведений искусства.

Граффити и другие деструктивные воздействия

[ редактировать ]

Многие культурно значимые места с наскальными рисунками аборигенов были постепенно осквернены и разрушены в результате вторжения первых поселенцев и современных посетителей. Сюда входит уничтожение произведений искусства в результате расчистки и строительных работ, эрозия, вызванная чрезмерным прикосновением к объектам, и граффити. Многие объекты, которые сейчас принадлежат национальным паркам, должны находиться под строгим контролем рейнджеров или навсегда закрыты для публики.

Искусство жителей островов Торресова пролива

[ редактировать ]

Мифология и культура, находящиеся под глубоким влиянием океана и природной жизни вокруг островов, всегда определяли традиционные формы искусства. Особенно выделяются черепахи , рыбы, дюгони , акулы, морские птицы и морские крокодилы , которые считаются тотемическими существами. [ 40 ]

Сложные головные уборы или дхари (также пишется дари [ 41 ] ), изображенные на флаге жителей островов Торресова пролива , созданы для церемониальных танцев. [ 42 ] Дари исторически носили воины Торресова пролива в бою. Он считается мощным символом жителей островов Торресова пролива, сегодня олицетворяющим мир и гармонию. Всемирно известный художник Кен Тайдей-старший создал в своих современных работах сложные дхари, используя современные материалы. [ 43 ]

Жители островов Торресова пролива — единственная культура в мире, которая изготавливает маски из черепахового панциря , известные как крар (черепаховый панцирь) на Западных островах и леоп (человеческое лицо) на Восточных островах. [ 44 ]

Среди форм искусства видное место занимает вамэ (альт. вамэя ), множество различных фигур на струнах . [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]

На островах существует давняя традиция резьбы по дереву , изготовления масок и барабанов, а также вырезания декоративных элементов на этих и других предметах для церемониального использования. С 1970-х годов молодые художники начинали свое обучение примерно в то же время, когда происходило значительное воссоединение с традиционными мифами и легендами. Публикации Маргарет Лори « Мифы и легенды Торресова пролива» (1970) и «Сказки Торресова пролива» (1972), возрождающие почти забытые истории, оказали большое влияние на художников. [ 48 ] [ 49 ] Хотя некоторые из этих историй были записаны Хэддоном после его экспедиции 1898 года в Торресов пролив, [ 50 ] многие впоследствии вышли из употребления или были забыты.

В 1990-х годах группа молодых художников, в том числе удостоенный наград Деннис Нона (р. 1973), начала воплощать эти навыки в более портативных формах гравюры , линогравюры и офорта , а также в более масштабных бронзовых скульптурах . Среди других выдающихся художников — Билли Мисси (1970–2012), известный своими украшенными черно-белыми линогравюрами местной растительности и экосистем, и Алик Типоти (род. 1975). Эти и другие художники Торресова пролива значительно расширили формы искусства коренных народов Австралии, привнося превосходные меланезийские навыки резьбы, а также новые истории и сюжеты. [ 44 ] Колледж технического и дополнительного образования на острове Четверг стал отправной точкой для молодых жителей островов, желающих продолжить обучение в области искусства. Многие продолжили дальнейшее изучение искусства, особенно гравюры, сначала в Кэрнсе, Квинсленд , а затем в Австралийском национальном университете , где сейчас находится Школа искусств и дизайна. Другие художники, такие как Лори Нона, Брайан Робинсон, Дэвид Босун, Глен Маки, Джомен Нона, Дэниел О'Шейн и Томми Пау, известны своими гравюрами. [ 51 ]

Выставка работ Алика Типоти под названием «Зугубал » открылась в Региональной галерее Кэрнса в июле 2015 года. [ 52 ] [ 53 ]

Современное искусство коренных народов

[ редактировать ]

Современные художники-аборигены

[ редактировать ]
Фотография Альберта Наматжиры в галерее Альберта Наматжиры , культурный округ Алис-Спрингс, 2007 год.
Радужный змей, Джон Мавурнджул , 1991 г.

В 1934 году австралийский художник Рекс Баттарби преподавал художнику-аборигену Альберту Наматджире акварельную пейзажную живопись в западном стиле вместе с другими художниками-аборигенами в миссии Германсбург на Северной территории . Этот стиль стал популярным, известным как Школа Германсбурга , и его билеты были распроданы, когда картины были выставлены в Мельбурне, Аделаиде и других австралийских городах. Наматджира стал первым австралийским гражданином-аборигеном благодаря своей известности и популярности этих акварельных картин.

В 1966 году один из рисунков Дэвида Маланги был напечатан на австралийской банкноте в один доллар, первоначально без его ведома. Последующий платеж ему от Резервного банка стал первым случаем нарушения авторских прав аборигенов в австралийском законе об авторском праве .

В 1988 году был открыт Мемориал аборигенов в Национальной галерее Австралии в Канберре , состоящий из 200 полых бревенчатых гробов , похожих на те, которые используются для погребальных церемоний в Арнемленде. Он был создан к двухсотлетию колонизации Австралии и в память об аборигенах, погибших, защищая свою землю во время конфликта с поселенцами. Его создали 43 художника из Рамингининга и близлежащих общин. Тропа, проходящая через его середину, символизирует реку Глайд. [ 54 ]

В том же году открылось новое здание парламента в Канберре с привокзальной площадью, по проекту Майкла Нельсона Джагамарры украшенной мозаикой .

Покойный Ровер Томас — еще один известный современный художник австралийских аборигенов. Родившийся в Западной Австралии, он представлял Австралию на Венецианской биеннале 1990 года. Он знал и поощрял рисовать других ныне известных художников, в том числе Куини Маккензи из региона Восточный Кимберли / Вармун, а также оказал сильное влияние на работы Пэдди Бедфорд и Фредди Тиммс .

В конце 1980-х и начале 1990-х годов работы Эмили Кнгварри из сообщества Utopia к северо-востоку от Алис-Спрингс стали очень популярными. Хотя большую часть своей жизни она занималась ремеслом, только когда ей исполнилось 80 лет, ее признали как художницу. Среди ее работ – «Сотворение Земли» . Ее стиль, который менялся каждый год, воспринимался как смесь традиционного аборигенного и современного австралийского стиля. Ее рост популярности стал прообразом роста популярности многих художников из числа коренных народов центральной, северной и западной Австралии, таких как племянница Кнгварри Кэтлин Петьярре , Анджелина Пверле , Минни Пверле , Дороти Напангарди , Лена Пверле и десятков других, чьи работы стали высоко оценены. востребованный. Популярность этих часто пожилых художников и, как следствие, давление, оказываемое на них и их здоровье, стали такой проблемой, что некоторые арт-центры прекратили продавать картины этих художников через Интернет, вместо этого помещая потенциальных клиентов в очередь на работу. [ 55 ]

В число нынешних модных художников входят Хасинта Хейс, популярная благодаря своим культовым изображениям «Листья лекарственного куста» и «Медовые муравьи», Рекс Султан (который учился у Альберта Наматжиры), Трефина Султан и Реджи Султан, Бесси Питжара и Джойс Накамара, среди других. [ 56 ]

Несмотря на обеспокоенность по поводу спроса и предложения на картины, удаленности многих художников, а также бедности и проблем со здоровьем, с которыми сталкиваются местные сообщества, широко распространены оценки, что эта отрасль оценивается примерно в полмиллиарда австралийских долларов каждый год и быстро растет. [ 57 ]

Папуня Тула и «точечная роспись»

[ редактировать ]

В 1971–1972 годах учитель рисования Джеффри Бардон призвал аборигенов Папуньи , к северо-западу от Алис-Спрингс, перенести свои сны на холст. Эти истории раньше были нарисованы на песке пустыни , а теперь получили более устойчивую форму.

Точки использовались для обозначения тайно-священных церемоний. Первоначально тульским художникам удалось создать собственную компанию с аборигенным названием Papunya Tula Artists Pty Ltd. [ 58 ] однако последовало время разочарования, поскольку художники подверглись критике со стороны своих сверстников за то, что они раскрыли слишком многое из своего священного наследия. Секретные рисунки, ограниченные ритуальным контекстом, теперь были на рынке и стали видны благодаря живописи австралийских аборигенов. Большая часть произведений искусства аборигенов, выставленных в туристических магазинах, восходит к этому стилю, разработанному в Папунье. Самым известным из художников этого движения был Клиффорд Поссум Тьяпалтьярри . Также из этого движения является Джонни Варангкула Тьюпуррула , чья книга «Water Dreaming at Kalipinya» дважды продавалась по рекордной цене, второй раз — 486 500 долларов в 2000 году.

Коллекция Папунья в Национальном музее Австралии содержит более 200 артефактов и картин, в том числе образцы точечной живописи 1970-х годов. [ 59 ]

Проблемы

[ редактировать ]
Альберт Наматжира заправляется перед поездкой в ​​Алис-Спрингс, около 1948 года.

Были случаи, когда некоторые торговцы-эксплуататоры (известные как саквояжники) стремились получить прибыль от успеха художественных движений аборигенов. Со времен Джеффри Бардона и в первые годы движения Папунья существовали опасения по поводу эксплуатации в основном неграмотных и не говорящих по-английски художников.

Одной из основных причин возникновения и последующего расцвета движения Юэндуму было чувство эксплуатации среди художников:

Многие художники, сыгравшие решающую роль в основании арт-центра, знали о растущем интересе к искусству аборигенов в 1970-е годы и с беспокойством и любопытством наблюдали за развитием художественного движения в Папунье среди людей, с которыми они были тесно связаны. . В Алис-Спрингс также рос частный рынок искусства аборигенов. Опыт работы художников на частном рынке был отмечен чувством разочарования и бессилия, когда покупатели отказывались платить цены, отражающие ценность Джукурпы, или не проявляли особого интереса к пониманию истории. Создание Варлукурлангу было одним из способов обеспечить художникам определенный контроль над покупкой и распространением своих картин. [ 60 ]

Другие случаи эксплуатации включают в себя: [ 61 ]

  • картина за лимон (автомобиль): "Ко мне пришли художники и вытащили фотографии машин с номерами мобильных телефонов на кузове. В обмен на машину просят написать 10-15 холстов. Когда "Тойоты" материализуются , они часто приезжают со спущенной шиной, без запасных частей, без домкрата и без топлива».
  • охота на больного художника: «Даже приезд в город для лечения, например, диализа, может сделать художника легкой добычей для дилеров, желающих получить быструю прибыль, которые собираются в Алис-Спрингс»
  • преследование известного художника: «Покойная (великая) Эмили Нгварри... к концу своей карьеры безжалостно преследовалась саквояжниками и создала большой, но непоследовательный объем работ». По данным Sotheby's, «мы берем примерно одну из каждых 20 ее картин, и в тех случаях, когда мы ищем провенанс, мы можем быть уверены на 100%».

В марте 2006 года канал ABC сообщил, что мошенничество с произведениями искусства ударило по движениям искусства аборигенов Западной Австралии. Обвинения были сделаны в условиях, напоминающих потогонную мастерскую, поддельных работах английских туристов, завышении цен и художниках, позирующих для фотографий произведений искусства, которые им не принадлежали. Детектив по этому делу сказал:

Люди явно этим пользуются... Особенно пожилые люди. Я имею в виду, что это люди, которые не образованы; у них не было много контактов с белыми людьми. Знаете, у них нет реального базового понимания закона и даже коммерческого права. Очевидно, у них нет реального делового чутья. На самом деле доллар не имеет для них особого значения, и я думаю, что обращаться с кем-либо подобным образом просто... в этой стране это не принято. [ 62 ]

В августе 2006 года, после того как были высказаны опасения по поводу неэтичных действий в сфере искусства коренных народов, Сенат Австралии инициировал расследование. [ 63 ] в проблемы отрасли. От министра искусств Северной территории Мэрион Скримгур стало известно , что туристами часто являются художники искусства аборигенов, которые продаются в туристических магазинах по всей Австралии:

Материал, который они называют искусством аборигенов, почти исключительно является работой фальсификаторов, фальсификаторов и мошенников. Их работа скрывается за ложными описаниями и сомнительными замыслами. Подавляющее большинство тех, что вы видите в магазинах по всей стране, не говоря уже о Дарлинге, — это подделки в чистом виде. По крайней мере, здесь, в Дарвине, есть некоторые неофициальные свидетельства: они были нарисованы туристами, работающими в промышленном производстве древесины. [ 64 ]

Окончательный отчет расследования [ 65 ] представил рекомендации по изменению финансирования и управления сектором, включая кодекс практики.

Художественные движения и кооперативы аборигенов

[ редактировать ]

Художественные движения и кооперативы коренных народов Австралии сыграли центральную роль в возникновении искусства коренных народов Австралии. В то время как многие западные художники проходят формальное обучение и работают индивидуально, большая часть современного искусства коренных народов создается в общественных группах и художественных центрах. [ 66 ]

Многие из центров управляют художественными онлайн-галереями, где местные и иностранные посетители могут приобретать работы напрямую у местных сообществ, без необходимости обращаться через посредников. Кооперативы отражают разнообразие искусства коренных народов Австралии из северо-западного региона, где широко используется охра; на тропический север, где преобладает перекрестная штриховка; к стилю искусства Папунья из кооперативов центральной пустыни. Искусство все больше становится важным источником дохода и средств к существованию для некоторых из этих сообществ.

Президент США Джордж Буш осматривает картину из коры Йирркала в Австралийском национальном морском музее , 2007 год.

Победители Премии искусств коренных народов Западной Австралии были объявлены 22 августа 2013 года. Из более чем 137 номинаций со всей Австралии Черчилль Канн выиграл лучшее произведение Западной Австралии (10 000 австралийских долларов), а художник Северного Квинсленда Брайан Робинсон получил приз за лучший общий приз (50 000 австралийских долларов). ). [ 67 ]

Традиционные выражения культуры

[ редактировать ]

Традиционные знания и традиционные выражения культуры являются видами знаний коренных народов согласно определениям и терминологии, используемым в Декларации ООН о правах коренных народов и Межправительственном комитете Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по интеллектуальной собственности и генетическим ресурсам. , Традиционные знания и фольклор. [ 68 ] Термин «традиционные выражения культуры» используется ВОИС для обозначения «любой формы художественного и литературного выражения, в которой воплощены традиционная культура и знания. Они передаются от одного поколения к другому и включают в себя текстиль ручной работы, картины, рассказы, легенды, церемонии, музыка, песни, ритмы и танцы». [ 69 ]

Ведущий международный авторитет в области культурной и интеллектуальной собственности коренных народов, австралийский юрист Терри Янке , говорит, что в общинах коренных народов Австралии «использование слова «традиционный», как правило, не является предпочтительным, поскольку оно подразумевает, что культура коренных народов заперта во времени». [ 68 ]

Искусство аборигенов в международных музеях

[ редактировать ]

В последние годы искусство коренных народов Австралии широко изучалось и получило широкое международное признание. [ 70 ]

Музей искусства австралийских аборигенов «Ла Гранж» (в Невшателе, Швейцария) — один из немногих музеев в Европе, полностью посвящённых этому виду искусства. Во время сезонных выставок демонстрируются произведения искусства всемирно известных художников. Кроме того, в Музее на набережной Бранли в Париже есть коллекция «Океания». [ 71 ] который включает в себя работы австралийских художников-аборигенов Лены Ньядби , Пэдди Ньюкуни Бедфорда, Джуди Уотсон, Гулумбу Юнупингу, Джона Мавурнджула, Томми Уотсона, Нингуры Напуррулы и Майкла Райли. [ 72 ]

Два музея, в которых выставлено исключительно искусство австралийских аборигенов, - это Музей современного искусства аборигенов AAMU voor hedendaagse Aboriginal kunst [ nl ] (Музей современного искусства аборигенов, закрытый в 2017 году) в Утрехте , Нидерланды, [ 73 ] [ 74 ] и Коллекция произведений искусства аборигенов Клюге-Руэ Университета Вирджинии . [ 75 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Искусство аборигенов Австралии: понимание его истории» . АРТ КОВЧЕГ . Проверено 21 сентября 2023 г.
  2. ^ Коллинз, Бен (25 июля 2019 г.). «Он пережил ледниковые периоды, подъем и падение океанов — как наскальные рисунки коренных народов просуществовали так долго?» . Новости АВС . Проверено 3 октября 2020 г. .
  3. ^ Jump up to: а б Вормс, Эрнест Современные и доисторические наскальные рисунки в центральной и северной части Кимберли, Антропос, Швейцария, 1955, с. 555
  4. ^ Мастерс, Эмма (31 мая 2010 г.). «Наскальной живописи мегафауны может быть 40 000 лет» . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 29 августа 2013 г.
  5. ^ Акерман, Ким; Уиллинг, Тим (март 2009 г.). «Древняя наскальная живопись с изображением сумчатого льва Thylacoleo carnifex из Кимберли, Западная Австралия» . Античность . Проверено 11 декабря 2012 г.
  6. ^ Миддлтон, Эми; ААП (2 августа 2013 г.). «Наскальные рисунки аборигенов могут изображать первых морских обитателей» . Австралийское географическое издание. Архивировано из оригинала 18 сентября 2013 года . Проверено 29 августа 2013 г.
  7. ^ Рок-арт. Архивировано 1 августа 2018 года в Wayback Machine , Aboriginal Art Online, получено в апреле 2008 года.
  8. ^ Jump up to: а б Доринг, Джефф Гвион Гвион: Chemins Secrets Et Sacrés Des Ngarinyin, Aborigines D'Australie (Гвион Гвион: Тайные и священные пути аборигенов нгаринин Австралии) Кенеманн, 2000 г. ISBN   9783829040600 с. 55
  9. ^ Дэвид, Бруно; Баркер, Брайс; Петчи, Фиона; Деланнуа, Жан-Жак; Женест, Жан-Мишель; Роу, Кассандра; Экклстон, Марк; Лэмб, Лара; Уир, Рэй (май 2013 г.). «Раскопанный раскрашенный камень возрастом 28 000 лет в Наварле Габарнманг, северная Австралия» . Журнал археологической науки . 40 (5): 2493–2501. Бибкод : 2013JArSc..40.2493D . дои : 10.1016/j.jas.2012.08.015 .
  10. ^ Финч, Дэмиен; Глидоу, Эндрю; Хергт, Джанет ; Хини, Полин; Грин, Хелен; Майерс, Сесилия; Верт, Питер; Харпер, Сэм; Узман, Свен; Левченко Владимир (22 февраля 2021 г.). «Возраст старейших наскальных рисунков Австралии» . Природа человеческого поведения . 5 (3): 310–318. дои : 10.1038/s41562-020-01041-0 . ПМИД   33619375 . S2CID   232020013 .
  11. ^ Финкель, Элизабет (февраль 2020 г.). «Таинственное австралийское наскальное искусство может изображать хаос, возникающий после повышения уровня моря» . Наука . дои : 10.1126/science.abb1842 . S2CID   213266262 .
  12. ^ Веуле, Женель (6 февраля 2020 г.). «Австралийские наскальные рисунки, датированные использованием осиных гнезд» . Новости ABC (ABC Science) . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 6 февраля 2020 г.
  13. ^ Jump up to: а б Тасон, Пол СК; Мэй, Салли К.; и др. (30 сентября 2020 г.). «Фигуры Маливавы — ранее неописанный Арнем Л и стиль наскального искусства». Австралийская археология . 86 (3). Информа UK Limited: 208–225. дои : 10.1080/03122417.2020.1818361 . ISSN   0312-2417 . S2CID   224849841 – через Taylor & Francisco Online.
  14. ^ Jump up to: а б С.Тасон, Пол; Мэй, Салли К. (30 сентября 2020 г.). «Представляем фигурки Маливава: ранее неописанный стиль наскального искусства, найденный в Западном Арнемленде» . Разговор . Проверено 4 октября 2020 г.
  15. ^ Николь, Амелия (1 октября 2020 г.). «Недостающая часть галереи наскального искусства» . Космос .
  16. ^ Боул, Пол СК (2 октября 2020 г.). «Фигурки Маливава: древнее искусство аборигенов, «не похожее ни на что, виденное раньше» » (видео) . Би-би-си Новости Видеосъемка Изабель Родд Получено 3 октября.
  17. ^ Веуле, Женель (1 октября 2020 г.). « Билби, тилацины и дюгони среди потрясающих наскальных рисунков Маливава, задокументированных в Арнемленде» . Новости АВС . Азбука науки. Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 3 октября 2020 г. .
  18. ^ Боул, Пол СК; Мэй, Салли К. . (1 октября 2020 г.). «Наскальные рисунки Маливава в Арнемленде — замечательный взгляд на жизнь коренных народов почти 10 000 лет назад» . Хранитель ​Получено 4 октября.
  19. ^ Маршалл, Дебора (1 октября 2020 г.). «Наскальные рисунки Арнем-Ленд-Маливава открывают окно в прошлое» . Новости Гриффита . Университет Гриффита . Проверено 4 октября 2020 г.
  20. ^ Джонстон, Рэй (1 октября 2020 г.). «Уникальное «недостающее звено» 9000-летнего наскального искусства обнаружено в Арнемленде» . НИТВ . Проверено 4 октября 2020 г.
  21. ^ Джонстон, Иэн Г.; Гольдхан, Йоаким; Мэй, Салли К. (2017). «6. Динамические фигуры страны Мирарр: четырехфазная теория Чалупки и вопрос изменчивости в стиле наскального искусства». У Дэвида, Бруно; Тасон, Пол СК; и др. (ред.). Археология наскальных рисунков в Западном Арнемленде, Австралия . Terra Australis, 47. ISBN.  9781760461621 . Проверено 4 октября 2020 г. - через ANU.
  22. ^ «Места наскального искусства и туры» . Квинкан и региональный культурный центр. 2009. Архивировано из оригинала 15 августа 2013 года . Проверено 29 августа 2013 г.
  23. ^ «Арт-сайт Убирр» . Правительство Австралии, Департамент устойчивого развития, окружающей среды, водных ресурсов, населения и сообществ. 2012 . Проверено 29 августа 2013 г.
  24. ^ «Сайты наскального искусства» . Правительство Австралии, Департамент устойчивого развития, окружающей среды, водных ресурсов, населения и сообществ. 2013 . Проверено 29 августа 2013 г.
  25. ^ «Предыстория Карнарвонского ущелья» . Путеводители по природе Австралии. Архивировано из оригинала 14 октября 2013 года . Проверено 29 августа 2013 г.
  26. ^ Департамент окружающей среды и охраны природы (6 февраля 2013 г.). «Создание 100-го национального парка Западной Австралии — национального парка Муруджуга» . Правительство Западной Австралии. Архивировано из оригинала 21 апреля 2013 года . Проверено 29 августа 2013 г.
  27. ^ Маккарти, Фредерик Д.; Австралийский музей (1960). Наскальные рисунки Гроота, Эйландта и острова Пропасть . Сидней, Новый Южный Уэльс: Австралийский музей. OCLC   271765347 .
  28. ^ Финдли, Э. (1998). «Аркадианский квест [Произведения Уильяма Уэстолла]» . Новости Национальной библиотеки Австралии . 9 (1): 3–7.
  29. ^ Морисон, Дж., 2003, «Каменный дизайн на основе солнечной энергии в Виктории, Австралия», на Всемирном археологическом конгрессе , Вашингтон, округ Колумбия, 2003 г.
  30. ^ Франгос, Сева (2015). Тимоти Кук, «Танцы с луной» . Кроули, Западная Австралия. ISBN  9781742584980 . OCLC   889871251 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  31. ^ «Скульптура Тиви | Продать скульптуру Тиви | Резьба по Тиви | Артефакт Тиви» . Картины аборигенов на коре . 11 декабря 2017 года . Проверено 10 января 2019 г.
  32. ^ Кампен-О'Райли 2006 , с. [ нужна страница ] .
  33. ^ Томас и Нил 2011 , с. [ нужна страница ] .
  34. ^ «О ткачестве» . Манингрида . 1 марта 2017 года . Проверено 25 января 2020 г.
  35. ^ «История текстиля аборигенов и жителей островов Торресова пролива» . архив.maas.museum . 9 апреля 2017 года . Проверено 25 января 2020 г.
  36. ^ Миллс, Ванесса (21 июля 2011 г.). «Плетение волшебных корзин и обмен знаниями аборигенов» . ABC Кимберли . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 25 января 2020 г.
  37. ^ «Плетение корзины Нгарринджери » Устойчивые сообщества SA 24 августа 2016 г. Получено 25 января.
  38. ^ Морфи, Х .; Розенфельд, А.; Саттон, П.; Кин, И.; Берндт, Швейцария; Берндт, РМ; ... Каваццини, Ф. (2003). Аборигены Австралии .
  39. ^ «Калти Вечеринка: Резные яйца эму» . Австралийский музей . Получено 27 мая.
  40. ^ «Искусство на островах Торресова пролива» . Искусство аборигенов Джапингка . Проверено 20 января 2020 г. .
  41. ^ Уитфорд, Мэдди (13 апреля 2020 г.). "Продюсеры вспоминают глубокий опыт прогулки с местными артистами по стране" . Новости АВС . Проверено 14 апреля 2020 г.
  42. ^ «Танцевальные машины и головные уборы» . Пробуждение: Истории из Торресова пролива . Правительство Квинсленда . Проверено 7 января 2020 г.
  43. ^ «Доктор Кен Тайдей-старший» . Совет Австралии . 15 мая 2019 года . Проверено 14 апреля 2020 г.
  44. ^ Jump up to: а б «Арт-наборы. Искусство островов Торресова пролива» . Художественная галерея Нового Южного Уэльса . Проверено 20 января 2020 г. .
  45. ^ Бридж В. Лал; Кейт Форчун, ред. (2000). Тихоокеанские острова: Энциклопедия . Издательство Гавайского университета. п. 456. ИСБН  978-0-8248-2265-1 .
  46. Альфред Корт Хэддон вместе с одной из своих дочерей, пионерами современного изучения струнных фигур Торресова пролива.
  47. ^ Библиография строковых фигур, включая примеры из Торресова пролива.
  48. ^ Лори, Маргарет Элизабет (1970). Мифы и легенды Торресова пролива / собраны и переведены Маргарет Лори . Брисбен: Издательство Квинслендского университета.
  49. ^ Лори, Маргарет Элизабет (1972). Сказки Торресова пролива . Сент-Люсия, Квинсленд: Издательство Университета Квинсленда.
  50. ^ Альфред Корт Хэддон ; WHR Риверс ; К.Г. Селигман ; А. Уилкин (1901–1935). Отчеты Кембриджской антропологической экспедиции в Торресов пролив . Издательство Кембриджского университета. НЛА   458355 .
  51. ^ Робинсон, Брайан (2001). «Гравюра жителей островов Торресова пролива» . Проверено 7 января 2020 г. - через Центр австралийского искусства: австралийские гравюры + гравюра. Доклад конференции, [из] Австралийского симпозиума по печати. Канберра: Национальная галерея Австралии, 1987 – продолжается.
  52. ^ «Алик Типоти: Зугубал» . Картинная галерея Кэрнса . Проверено 7 января 2020 г.
  53. ^ Типоти, Алик (2015), Батлер, Салли (редактор), Алик Типоти: Зубубал: духи предков , Региональная галерея Кэрнса, ISBN  978-0-9757635-6-8
  54. ^ Каруана, Уолли (2003). Искусство аборигенов (2-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. п. 226 . ISBN  978-0-500-20366-8 .
  55. ^ «Художники Варлайирти» . balgoart.org.au . Архивировано из оригинала 15 июня 2005 года . Проверено 15 января 2022 г.
  56. ^ Названов, доктор Грег. Справочник по инвестициям в искусство австралийских аборигенов, 2010 г. ISBN   1445776073
  57. ^ Постоянный комитет Сената по окружающей среде, коммуникациям, информационным технологиям и искусству (2007), Искусство коренных народов: обеспечение будущего - сектор изобразительного искусства и ремесел коренных народов Австралии , Канберра: Сенат
  58. ^ «Папуня Тульские художники» . Papunyatula.com.au . Проверено 16 августа 2013 г.
  59. ^ Коллекция Папуньи. Архивировано 7 октября 2012 года в Wayback Machine , Национальный музей Австралии. Проверено 19 июня 2011 г.
  60. ^ «Художники Варлукурлангу» . warlu.com. Архивировано из оригинала 23 июня 2005 года.
  61. ^ «Аборигенные произведения и хитрые ловкачи» . Возраст . 20 сентября 2003 года . Проверено 9 мая 2022 г.
  62. ^ Призыв к ACCC расследовать индустрию искусства аборигенов , ABC PM, 15 марта 2006 г.
  63. ^ «Комитеты Сената (страница больше не действительна)» . www.aph.gov.au.
  64. ^ «Путешественники подделывают искусство аборигенов, - заявил Сенат» . Сидней Морнинг Геральд . 21 февраля 2007 г.
  65. ^ «Комитеты Сената (страница больше не действительна)» . www.aph.gov.au.
  66. ^ Райт, Фелисити и Морфи, Фрэнсис 1999–2000. История Центра искусств и ремесел . Канберра: ATSIC (3 тома).
  67. ^ Крейг Куортермейн (23 августа 2013 г.). «Объявлен победитель премии в области искусства коренных народов Западной Австралии» . SBS World News Австралия . Проверено 28 августа 2013 г.
  68. ^ Jump up to: а б Терри Янке и компания; Янке, Терри; Сентина, Майко (2018). Знания коренных народов: вопросы защиты и управления: документ для обсуждения (PDF) . По заказу IP Australia и Министерства промышленности, инноваций и науки . Содружество Австралии.
  69. ^ Цукерманн, Гилад ; и др. (2015), ПРИВЛЕЧЕНИЕ - Руководство по уважительному и взаимному взаимодействию с аборигенами и жителями островов Торресова пролива, их художественными практиками и интеллектуальной собственностью (PDF) , Правительство Австралии: Поддержка культуры коренных народов, стр. 7, заархивировано из оригинала (PDF) 30 марта 2016 г.
  70. ^ Каруна, В. (2003) Искусство аборигенов , Темза и Гудзон, Лондон, III стр. 7
  71. ^ «Музей на набережной Бранли: Океания» . Quaibranly.fr. Архивировано из оригинала 6 марта 2014 года . Проверено 16 августа 2013 г.
  72. ^ «Музей искусства австралийских аборигенов Musée du Quai Branly в Справочнике искусств аборигенов. Посмотреть информацию о Musée du Quai Branly» . Aboriginalartdirectory.com. 15 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 4 июня 2010 года . Проверено 16 августа 2013 г.
  73. ^ «Музей современного искусства аборигенов ААМУ» . Музей.МС . Проверено 14 сентября 2021 г.
  74. ^ "Дом" . ААМУ . Август 2013. Архивировано из оригинала 9 сентября 2013 года . Проверено 28 августа 2013 г.
  75. ^ «Коллекция произведений искусства аборигенов Клюге-Руэ» . Кампания в поддержку искусств в Университете Вирджинии . Август 2013. Архивировано из оригинала 28 августа 2013 года . Проверено 28 августа 2013 г.

Источники

  • Кампен-О'Райли, Майкл (2006). Искусство за пределами Запада . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Прентис-Холл. ISBN  978-0131751521 .
  • Томас, Мартин; Нил, Марго, ред. (2011). Изучение наследия Арнемлендской экспедиции 1948 года . Канберра: ANU E Press . ISBN  9781921666452 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бардон, Г. (1979) Искусство аборигенов Западной пустыни , Аделаида: Ригби
  • Бардон, Г. (1991) Папунья Тула: Искусство Западной пустыни , Рингвуд, Виктория: Макфи Гриббл (Пингвин).
  • Бардон, Г. (2005) Папунья, Место, созданное после истории: Начало движения западной живописи пустыни , Мельбурнский университет: Miegunyah Press
  • Ден Бур, Э. (2012). Концепция духа: мечты аборигенов Австралии [PDF] . Американская психологическая ассоциация
  • Дональдсон, Майк, Наскальные рисунки Беррупа: древние наскальные рисунки аборигенов полуострова Берруп и архипелага Дампьер , Fremantle Arts Press, 2010. ISBN   978-0-9805890-1-6
  • Флад, Дж. (1997) Наскальное искусство времен снов: Образы древней Австралии , Сидней: Ангус и Робертсон
  • Джонсон, В. (редактор) (2007) Картина Папуньи: из пустыни , Канберра: Национальный музей Австралии
  • Кляйнерт, С. и Нил, М. (ред.) (2000) Оксфордский справочник по искусству и культуре аборигенов , Мельбурн: Oxford University Press
  • Маккалок, С. (1999) Современное искусство аборигенов: Путеводитель по возрождению древней культуры , Сент-Леонардс (Сидней): Аллен и Анвин
  • МакИвор, Рой (2010). Какаду: Моя жизнь в Кейп-Йорке. Истории и искусство . Рой МакИвор. Книги Магабалы. Брум, Западная Австралия. ISBN   978-1-921248-22-1
  • Морфи, Х. (1991) Связи предков , Лондон: University of Chicago Press.
  • Морфи, Х. (1998) Искусство аборигенов , Лондон: Phaidon Press
  • Майерс, Франция (2002) Культура живописи: создание высокого искусства аборигенов , Дарем: Duke University Press
  • Ротвелл, Н. (2007) Другая страна , Мельбурн: Black Inc.
  • Райан, доктор медицинских наук, Кин, М. и Каннингем, С. (2008) Искусство коренных народов: местные мечты, глобальное потребление , в Анхейере, Хельмуте и Радже Исаре, Юдхиштхир, ред. Культуры и глобализация: культурная экономика, Лондон: Sage Publications, стр. 284–291.
  • Постоянный комитет Сената по окружающей среде, коммуникациям, информационным технологиям и искусству (2007 г.), Искусство коренных народов: обеспечение будущего - сектор изобразительного искусства и ремесел коренных народов Австралии , Канберра: Сенат
  • Райт, Ф. (совместно с Морфи, Ф. и Desart Inc.) (1999–2000) История Центра искусств и ремесел (3 тома), Воден: Комиссия аборигенов и жителей островов Торресова пролива
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f77da4937d598b01e7c136bdd5df7ec0__1722552960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/c0/f77da4937d598b01e7c136bdd5df7ec0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indigenous Australian art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)