Эрликилиика
Эрликилиика | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | около 1865 г. Акелти (водопой Маккензи), Северная территория , Австралия [ 1 ] |
Умер | ок. 1930–1945 гг. [ 1 ] |
Национальность | Из народа Аррернте |
Известный | Эскизы , скульптура, антропология , перевод |
Супруг | Утнираренака Перрурла [ 1 ] |
Эрликилиика (около 1865 – около 1930), известный европейцам под именем Джим Кайт или Джим Кайт или Джим Кайт Пенангке , был австралийским скульптором, художником и антропологическим переводчиком из числа аборигенов Австралии . Он был человеком Arrernte , родившимся в языковой группе Southern Arrernte или Pertame в Центральной Австралии . Он был первым художником из Центральной Австралии, получившим национальное признание за свой художественный талант, в частности за резные изображения животных из мягкого камня, иллюстрации и скульптуры , после выставки его работ, проведенной в Аделаиде, Южная Австралия, в 1913 году.
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Хотя это точно не известно, Эрликилиика, вероятно, родился недалеко от дома своих предков Акелтье (или Окилча), позже известного как Уотерхол Маккензи, на ручье Коглин. [ 2 ] [ 3 ] около 1860 г. [ 1 ] –1865, [ 4 ] вскоре после прибытия первого европейского исследователя Джона Макдуалла Стюарта в 1860 году. Он был жителем южного Аррерте, чьим родным языком был пертаме, также известный как южный Аррерте . [ 5 ] Уотерхол Маккензи находился примерно в шести милях к востоку от Шарлотты Уотерс . [ 6 ] крошечное поселение, сгруппированное вокруг телеграфной станции , которая была частью австралийской сухопутной телеграфной линии . В детстве Эрликилика работал на телеграфной станции. [ 7 ] и прожил там большую часть своей жизни. [ 1 ] Он также работал вдоль и поперек, изучая английский язык и Кайтетье (или Кайтедж), и был частью первого поколения, выросшего в период больших перемен в регионе. [ 8 ]
Художник и антрополог
[ редактировать ]Его карьера художника началась с вырезания таких предметов, как местные животные и стволы трубок, из белого мыльного камня (стеатита) и продажи этих резных изделий прохожим путешественникам. [ 7 ] Во всех своих резных работах он использовал простые инструменты: перочинный нож , проволоку и режущее лезвие . [ 4 ]
Эрликилика встретил Фрэнка Гиллена в 1875 году. [ 1 ] и впоследствии путешествовал с ним и Уолтером Болдуином Спенсером в их межконтинентальной антропологической экспедиции 1901–1902 годов, выступая в качестве гида, переводчика (как единственный говорящий на языке Кайтетье в экспедиции) и виртуального научного сотрудника. Его рекомендовал на эту роль начальник телеграфной станции Шарлотта Уотерс премьер-министр Бирн , который сказал им, что он «первоклассный чернокожий мальчик»; И это несмотря на то, что Эрликилике в то время было около 30 лет. [ 4 ]
Эрликилиика проявил незаурядный художественный талант, в путешествии он делал многочисленные зарисовки, а также лепил изделия из дерева и каолинита . [ 4 ] Антрополог музея Джейсон Гибсон отмечает, что он «лепил и украшал предметы из дерева и каолиновой пенковой глины». [ 6 ] Он сделал свои собственные символические записи, чтобы помочь Спенсеру записать «Историю сновидений», а также сделал ряд необычных иллюстраций в одной из записных книжек Гиллена. Их также сопровождал еще один человек из Аррернте, Парунда, известный как Уорвик. [ 1 ] Гиллен дал Эрликилике книгу для рисования, в которой художник создал 27 тщательно продуманных рисунков, подробно описывающих его повседневную жизнь и культуру их лагеря – последовательности действий, изображения женщины и скотовода, портреты Спенсера и Парунды – но Гиллен сохранил книгу до того, как в конце концов отдал его своим сыновьям. [ 8 ] Эти рисунки доступны в Интернете .
Гиллен записал небольшое количество куплетов «священных» песен, связанных с существами-предками. Один из этих стихов был представлен Спенсером как «относящийся к традиции Великого Змея Окилча [Акелтье]», и в этом стихе прозвучал голос Эрликилиики. Спенсер написал, что песня была «собственностью» Джима, «человека-змеи по имени Эрли-килли-курра ». Первый этнографический фильм, снятый среди аборигенов 3 апреля 1901 года, был посвящен церемонии, связанной с этим стихом. [ 2 ]
Археолог Джон Малвейни показал, что Эрликилиика не получил признания за ту роль, которую он сыграл в знаменитой антропологической работе Спенсера и Гиллена « Коренные племена Центральной Австралии» . [ 8 ]
Признание
[ редактировать ]Его резные фигурки были впервые задокументированы в марте 1910 года, когда образцы были выставлены в Аделаиде. [ 8 ] В 1913 году в сопровождении Мастера телеграфа и горячего сторонника Гарри О. Кирнана [ 6 ] Эрликилиика отправился в Аделаиду, где его искусство было выставлено в отеле Selborne. [ 1 ] на улице Пири. [ 9 ] Это было хорошо встречено в прессе, [ 4 ] [ 7 ] художник был назван «черным гением» в одной из статей в The Register . Далее в статье подробно описываются некоторые резные фигурки, в том числе сумчатая крыса, змеи, птицы, а также замысловатые рисунки на бумерангах . Репортер приводит живые объяснения, данные художником в интервью, полагает, что работа обязательно должна быть приобретена в национальную коллекцию, и называет возраст Эрликилики - 40 лет. [ 10 ] (а также упоминает, что посетил Сидней, когда ему было 15 лет). [ 11 ] Вероятно, это была первая персональная выставка художника-аборигена в Австралии. [ 1 ] Скорее всего, во время этого визита Эрликилиика сделал 24 ботанических рисунка , аннотированных как их Аррернте, так и научными названиями, которые были приобретены Южно-Австралийским музеем . [ 4 ]
Он был первым художником из Центральной Австралии, получившим национальное признание за свой художественный талант, в частности за резьбу животных на мягком камне. [ 12 ] иллюстрации и скульптуры. Геолог, антрополог , врач и политик Герберт Базедов купил многие работы Эрликилиики, которые сейчас находятся в Национальном музее Австралии . [ 4 ] а также подружился с Эрликиликой, которая помогала ему с интерпретацией церемоний. [ 1 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Нет никаких записей о дате его смерти: телеграфная станция в Шарлотте Уотерс вышла из употребления, а железная дорога Центральной Австралии обогнула это место. Последнее неофициальное свидетельство о его жизни датируется 1923 годом; в упоминании 1926 года в Daily Telegraph говорится, что он был «старым». Датой его смерти называют еще 1945 год. [ 1 ] но когда его брат Джек Кайт участвовал в церемониях в 1935 году, о «Джиме» не упоминалось. [ 4 ]
Его жена, Утнираренака Перрурле, была родом из района Арлтунга . Сведений о детях нет. [ 1 ]
Работает в галереях
[ редактировать ]Работы Эрликилики сейчас являются ценными предметами коллекционирования. [ 13 ] Южно -Австралийский музей хранит самую большую коллекцию резных фигурок Эрликилиики. Фотографии и другие предметы из его работы с Гилленом и Спенсером находятся в коллекциях Музеев Виктории , а некоторые из его работ выставлены в Музее Old Timer's Traeger в Алис-Спрингс . [ 7 ] [ 13 ] Из коллекции работ Базедова альбом для рисования хранится в архиве Южно-Австралийского музея, а остальные хранятся в Национальном музее Австралии. [ 14 ] Некоторые работы Эрликилики также хранятся в Австралийском музее в Сиднее . [ 8 ]
Имя
[ редактировать ]Европейцам художник был известен под именем Джим Кайт, Джим Кайт или Джим Кайт Пенангке. [ 15 ]
Согласно генеалогическим записям Теда Стрелоу , его имя Аррернте происходит от « Алкиладжака »; что означает «он поскользнулся» или «ускользнул»; [ 15 ] По словам Стрелова, это относится к действиям предка духа- змея в местной истории Dreamtime . Имя было переведено для Стрелова старейшиной Аррерте и Вангкангурру Миком Маклином и также пишется как Алиелкельхайека . [ 1 ] В дневнике Гиллена 1875 года упоминается человек по имени « Ар-ли'килл-йикка », и Эркилиакирра, кажется, является еще одним вариантом написания. [ 15 ] Спенсер записал это в своем дневнике как Эрли-килли-курра , а Джейсон Гибсон отметил, что он «принадлежал к подразделу Пенангк». [ 2 ]
Австралийский биографический словарь предполагает, что, поскольку эрлия обозначала эму , его тотемическое имя может относиться к ритуальной зоне эму возле Шарлотты Уотерс у водопоя Аднюлтера . [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Джим Кайт Алелькельхайека Пенангке, художник (около 1860 – около 1945)» . Коллекции музеев Виктории . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Гибсон, Джейсон (июль 2015 г.). «Песни Центральной Австралии: история и новая интерпретация их распространения через самые ранние записи» . Океания . 85 (2): 165–182. дои : 10.1002/ocea.5084 . Проверено 18 мая 2019 г.
- ^ Примечание: на карте показано расположение Акелтье очень близко к Шарлотте Уотерс.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Малвейни, диджей (2005). «Эрликилиика (1865–1930)» . Австралийский биографический словарь . впервые опубликовано в печатном виде в Австралийском биографическом словаре, дополнительный том (MUP), 2005. Канберра: Национальный центр биографии, Австралийский национальный университет . ISBN 978-0-522-84459-7 . ISSN 1833-7538 . OCLC 70677943 .
- ^ «Запись в биографическом указателе аборигенов Эрликилиики» . АИАЦИС Получено 17 мая.
- ^ Jump up to: а б с Спенсер, Уолтер Болдуин (1901–1902). Джейсон Гибсон; Хизер Милтон (ред.). «Дневник Уолтера Болдуина Спенсера из экспедиции Спенсера и Гиллена, 1901–1902» . Исследовательские ворота . п. 15, сноска 35.
- ^ Jump up to: а б с д Келхэм, Мегг (ноябрь 2010 г.). «Музей в Финке: проект наследия Апутулы» (PDF) . Территориальные истории . стр. 1–97. Архивировано из оригинала (PDF) 10 мая 2019 года . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Макфарлейн, Ингерет (2017). «История жизни: Эрликилика Джим Кайт» . В Броке, Пегги; Гара, Том (ред.). Колониализм и его последствия: история аборигенов Южной Австралии . Уэйкфилд Пресс . стр. 321–324. ISBN 9781743054994 .
- ^ Робертс, Мик (9 ноября 2017 г.). «Отель Селборн, Аделаида» . Время, господа . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ Значит, год его рождения 1873?
- ^ «Черный гений» . Регистр . Том. LXXVIII, нет. 20, 806. Южная Австралия. 18 июля 1913 г. с. 7 . Проверено 17 мая 2019 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ Перкинс, Рэйчел; Лэнгтон, Марсия (2010). Первые австралийцы (без рисунков) . Марсия Лэнгтон и Рэйчел Перкинс . Миегунья. п. 127. ИСБН 9780522859546 . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Финнейн, Киран (11 августа 2004 г.). «Сокровища старожилов». Новости Алис-Спрингс . Территориальные истории. Библиотека и архивы NT. hdl : 10070/664929 .
- ^ «Серия AA 108/01: 'Серия рисунков деревьев (с местными названиями), выполненная «Джимми», уроженцем Алис-Спрингс, Калифорния' » . Южно-Австралийский музей . Проверено 18 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с «Кайт, Джим» . Спенсер и Гиллен . Проверено 17 мая 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Онлайн
[ редактировать ]- Кармент, Дэвид; и др., ред. (2008). «Эрликилиика» (PDF) . Биографический словарь Северной территории (пересмотренная редакция). Университет Чарльза Дарвина. п. 171 – через Территориальные истории.
- «Эрликилиика (Джим Кайт)» . Национальный музей Австралии . - искусство Эрликилиики в НМА.
- «Эрликилиика (1865–1930)» , Trove , 2009 — ссылки на все ресурсы Trove.
Твердая копия
[ редактировать ]- Андерсон, Атолл ; Джонс, Рис; Лилли, Ян; О'Коннор, Сью (2001), Истории старости: эссе в честь Риса Джонса , Pandanus Books, Исследовательская школа тихоокеанских и азиатских исследований, ISBN 978-1-74076-002-7
- Макфарлейн, Ингерет (2017). «Эрликилиика Джимми Кайт». В Броке, Пегги; Гара, Том (ред.). Колониализм и его последствия: история аборигенов Южной Австралии . Уэйкфилд. стр. 321–324. ISBN 9781743054994 .
- Морфи, Ховард ; Коллекция Бриссендена (1998), Искусство аборигенов (перепечатанное издание), Phaidon Press, ISBN 978-0-7148-3752-9
- Сэйерс, Эндрю; Купер, Кэрол; Национальная галерея Австралии (1996), Художники-аборигены девятнадцатого века (изд. в мягкой обложке), Oxford University Press совместно с Национальной галереей Австралии, ISBN 978-0-19-553995-0