Минни Пверле
Минни Пверле | |
---|---|
Рожденный | между 1910 и 1922 годами недалеко от Утопии, Северная территория , Австралия |
Умер | 18 марта 2006 г. |
Известный | Рисование |
Движение | Современное искусство коренных народов Австралии |
Минни Пверле (также Минни Пурла [ 1 ] или Минни Моторкар Апверл ; [ 2 ] родился между 1910 и 1922 — 18 марта 2006) — австралийский художник- абориген . Она приехала из Утопии, Северная территория ( Унупурна на местном языке), скотоводческой станции в районе Сандовера в Центральной Австралии, в 300 километрах (190 миль) к северо-востоку от Алис-Спрингс .
Минни начала рисовать в 2000 году, примерно в возрасте 80 лет, и вскоре ее картины стали популярными и востребованными произведениями современного искусства коренных народов Австралии . В течение многих лет после того, как она начала рисовать на холсте, вплоть до своей смерти в 2006 году, работы Минни выставлялись по всей Австралии и собирались крупными галереями, включая Художественную галерею Нового Южного Уэльса , Национальную галерею Виктории и Художественную галерею Квинсленда . С ростом популярности появилось давление со стороны тех, кто хотел приобрести ее работы. Ее якобы «похитили» люди, которые хотели, чтобы она рисовала для них, и в СМИ появились сообщения о подделке ее работ. Работы Минни часто сравнивают с работами ее невестки Эмили Кейм Нгварри , которая также приехала из Сандовера и в конце жизни занялась рисованием акрилом. Дочь Минни, Барбара Вейр , сама по себе является уважаемой художницей.
Личная жизнь
[ редактировать ]
Минни родилась в начале 20 века недалеко от Утопии, Северная Территория . [ 3 ] 300 километров (190 миль) к северо-востоку от Алис-Спрингс, Северная территория . [ 4 ] Утопия представляла собой животноводческую станцию , которая была возвращена в собственность коренным народам в конце 1970-х годов. [ 5 ] Это часть более широкого региона, известного как Сандовер, включающего около 20 поселений коренных народов и сосредоточенного на реке Сандовер. [ 6 ] Минни была одним из традиционных владельцев станции «Утопия», признанной в результате иска коренных народов на землю в 1980 году ; [ 1 ] ее конкретная страна была известна как Атнвенгеррп. [ 4 ]
Pwerle (на языке Anmatyerre ) или Apwerle (на языке Alywarr ) — кожное имя , одно из 16, используемых для обозначения подразделов или подгрупп в системе родства народов Центральной Австралии коренных . Эти имена определяют родственные отношения, которые влияют на предпочтительных партнеров по браку, и могут быть связаны с определенными тотемами. Хотя их можно использовать в качестве обращения, они не являются фамилиями в том смысле, который используют европейцы. [ 7 ] [ 8 ] Таким образом, «Минни» — это элемент имени художницы, принадлежащий именно ей.
Оценки даты рождения Минни сильно различаются. По оценкам Национальной галереи Виктории, около 1915 года; [ 2 ] В биографическом обзоре художников из числа коренных народов Центральной Австралии, проведенном Бирнбергом, дата рождения датируется примерно 1920 годом; [ 9 ] Новая Энциклопедия австралийского искусства Маккалока предполагает примерно 1922 год; [ 4 ] Биографическое эссе Элизабет Фортескью в «Искусстве утопии» охватывает период между 1910 и 1920 годами. [ 10 ] Неопределенность возникает потому, что коренные австралийцы часто оценивают даты рождения по сравнению с другими событиями, особенно для тех, кто родился до контакта с европейскими австралийцами. [ 11 ] Минни была одной из шести детей, у нее было три сестры: Молли, родившаяся примерно в 1920 году, Эмили, родившаяся примерно в 1922 году, и Галя, родившаяся в 1930-х годах. [ 10 ] Анматьерре и Аляварре Она принадлежала к языковым группам аборигенов . [ 2 ] [ 9 ]
Примерно в 1945 году у Минни был роман с женатым мужчиной. [ 12 ] Джек Вейр, которого один источник описывает как владельца пастырской станции, [ 4 ] вторым - как «ирландский австралиец, владевший скотоводческим загоном под названием Банди-Ривер-Стейшн», а другим - как ирландский «скотовод». [ 13 ] Отношения, подобные отношениям между Минни и Вейром, были незаконными, и пара была заключена в тюрьму; Вейр умер вскоре после освобождения. [ 13 ] От их связи у Минни родился ребенок, которого частично воспитывала невестка Минни, художница Эмили Нгварри . [ 14 ] [ 15 ] и стала известной художницей из числа коренных народов Барбарой Вейр . Барбара Вейр была одной из украденных поколений . Примерно в девять лет ее насильно забрали у семьи, которая считала, что ее затем убили. Семья воссоединилась в конце 1960-х, но у Барбары не сложилась тесная связь с Минни. Барбара вышла замуж за Мервина Торреса и по состоянию на 2000 год имела шестерых детей и тринадцать внуков. [ 10 ] [ 13 ] [ 16 ]
У Минни было еще шестеро детей от ее мужа «Автомобиля» Джима Нгала. [ 4 ] включая Эйлин, Бетти, Рэймонда и Дору Мпетьяне, а также еще двоих, которые умерли к 2010 году. [ 17 ] Среди ее внуков Фред Торрес, который в 1993 году основал частную художественную галерею DACOU. [ 18 ] и художница Тереза Пурла (или Пверле). [ 19 ]
Минни начала рисовать в конце 1999 года. [ 10 ] или 2000, [ 4 ] когда ей было почти 80. Когда ее спросили, почему она не начала раньше (работы в стиле батик создавались в Утопии более 20 лет), ее дочь Барбара Вейр ответила, что Минни ответила, что «никто ее не спрашивал». [ 20 ] К 2000-м годам сообщалось, что она живет в Альпарре, крупнейшем из поселений Утопии, или в Урултье (также Иррулте, опять же в регионе Сандовер). [ 14 ] Бодрая и общительная, даже в свои восемьдесят она могла обогнать более молодых женщин, гоняющихся за варанами в поисках пищи, и продолжала создавать произведения искусства до двух дней до своей смерти 18 марта 2006 года. [ 4 ] [ 9 ] [ 21 ] Ее пережили все ее сестры, кроме Мэгги Пверле, матери художниц Глории и Кэтлин Петьярре (или Питжара). [ 10 ]
Карьера
[ редактировать ]В 1970-х и 1980-х годах компания Utopia стала широко известна благодаря дизайну и производству батика . [ 22 ] К 1981 году в Утопии работало 50 художников, создававших произведения батика; [ 23 ] 88 художников приняли участие в крупном дизайнерском проекте, поддержанном Ассоциацией средств массовой информации аборигенов Центральной Австралии . [ 5 ] Хотя некоторые источники отмечают, что художественная деятельность в Утопии началась с батика и лишь позже перешла к живописи, они не уточняют, была ли Минни художницей по текстилю до того, как взялась за кисть. Краткая биография Национальной галереи Виктории позволяет предположить, что она не участвовала в изготовлении батика, но знала об этом. [ 2 ]
Когда в 2000 году Минни решила заняться живописью, ожидая, пока ее дочь Барбара закончит работу над холстом в мастерской в Аделаиде, [ 24 ] прием был сразу же положительным: в том же году у нее прошла первая персональная выставка в мельбурнской галерее Flinders Lane. [ 4 ] Впервые она была выбрана для участия в Национальной художественной премии аборигенов и жителей островов Торресова пролива в 2002 году. [ 25 ] Одна из ее работ, Авели Атнвенгеррп , была выставлена на премии 2003 года, где ее имя было названо Минни Моторкар Апверл (Пверле). Запрошенная художником картина за 44 000 австралийских долларов стала второй по величине на выставке и самой высокой для художника из центральной и западной пустыни. [ 26 ] Ее картина Авели Атнвенгеррп 2 была выставлена на конкурсе 2005 года. [ 27 ] включил ее В 2004 году австралийский коллекционер произведений искусства в число 50 самых коллекционируемых художников Австралии. [ 28 ]
В период с 2000 по 2006 год было много групповых и персональных выставок работ Минни в частных галереях. В их число входили выставки в галерее Japinka в Западной Австралии в 2003 и 2005 годах. [ 29 ] Галерея Даку в Аделаиде в 2000 и 2002 годах, [ 25 ] Сиднейская галерея Savah в период с 2000 по 2002 год, а также в 2006 году. [ 30 ] и мельбурнская галерея Flinders Lane в 2000, 2004 и 2006 годах, последняя из которых была совместной выставкой, проведенной с тремя ее сестрами. [ 31 ] все они сами по себе художники. [ 4 ] [ 10 ]
Специалист по искусству пустыни профессор Вивьен Джонсон отметила, что Минни была одной из художников-утопистов, чей стиль «радикально отличался от [стиля] всех других сообществ художников в Западной пустыне - и имел ошеломляющий успех на рынке». [ 32 ] Ее самым известным коллегой-художником была Эмили Нгварри, чья картина «Сотворение Земли» в 2007 году была продана за более чем 1 миллион долларов, установив рекорд цены, уплаченной за картину австралийского художника из числа коренных народов. [ 33 ] В отличие от Минни, Эмили была активной участницей раннего движения батика в Утопии. [ 34 ]
Минни (как и Эмили) часто оказывалась под сильным давлением со стороны необходимости создавать произведения. [ 4 ] Сообщается, что ее «похитили» люди, «стремившиеся пойти на весьма причудливые меры, чтобы приобрести» ее работы. [ 4 ] Опыт Минни отражал более широкие проблемы в индустрии, связанные с художниками, которые часто были старше, имели ограниченное образование или навыки английского языка и сталкивались с серьезной бедностью как сами, так и среди своих семей. [ 35 ] Помимо того, что другие заставляли ее рисовать, в средствах массовой информации сообщалось, что некоторые из огромного количества картин, продаваемых под именем Минни, вообще не были созданы ею. [ 36 ] [ 37 ]
Стиль живописи
[ редактировать ]Стиль Минни был спонтанным и характеризовался «смелыми» и «яркими» цветами, исполненными с большой свободой. [ 9 ] [ 38 ] Ее работы, такие как «Анунапа, Акали», хранящиеся в Национальной галерее Виктории, были выполнены акриловой краской (часто называемой синтетическим полимером) на холсте. [ 2 ] Как и в случае с другими современными художниками центральной и западной пустыни, ее картины включали изображения историй или особенностей, за которые она несла ответственность в своей семье или клане, например, сны Авели Атнвенгеррп (или женские сны ). Эксперт по искусству коренных народов Дженни Грин считает, что работы Минни продолжают традицию « жестового абстракционизма », заложенную Эмили Кнгварри, которая контрастирует с использованием узнаваемых традиционных мотивов, таких как следы животных, в работах художников Западной пустыни . [ 39 ] Брисбенский художник и галерист Майкл Эзер сравнил ее работы не только с работами Эмили, но и с австралийским абстракционистом-импрессионистом художником- Тони Таксоном . [ 40 ]
Картины Минни включают в себя две основные темы дизайна. Первый представляет собой свободные и параллельные линии в висячем контуре, изображающие рисунки на теле, используемые в женских церемониях, или авелье . [ 9 ] [ 10 ] Вторая тема включает в себя круглые формы, используемые для обозначения кустовых помидоров ( Solanum Chippendalei ), кустовой дыни и северного дикого апельсина ( Capparis umbonata ), среди множества форм дикой пищи, представленных в ее работах. [ 10 ] [ 38 ] Один рецензент охарактеризовал дизайн как «широкие люминесцентные плавные линии и круги». [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]Работы Минни были быстро добавлены в крупные общественные коллекции, такие как Художественная галерея Нового Южного Уэльса , Художественная галерея Южной Австралии , Национальная галерея Виктории и Художественная галерея Квинсленда . [ 4 ] Он также был включен в выставку живописи коренных народов Австралии в 2009 году в Метрополитен-музее в Нью-Йорке . [ 41 ] Позже ее работы легли в основу серии дизайнерских ковров. [ 42 ] и вместе с картинами своих сестер иллюстрировала обложку искусствоведа Бенджамина Дженоккио « книги Долларовые мечты» . [ 43 ] Картины Минни, которые арт-дилер Хэнк Эбес назвал произведениями «гения», в 2005 году обычно продавались за 5000 долларов; самая высокая цена на вторичном рынке в то время составляла 43 000 долларов. [ 40 ]
Считающаяся одной из ведущих современных женщин-художниц Австралии, Минни входит в число других известных художниц из числа коренных народов Дороти Напангарди , Глории Петьярре и Кэтлин Петьярре . [ 44 ] [ 45 ] Одна из многих женщин, таких как Эмили Нгварри, которые доминировали в живописи центральной и западной пустыни в первое десятилетие 21 века. [ 46 ] Минни считается одной из самых известных художниц коренных народов Австралии. [ 10 ] работы которого «рынку не хватало». [ 4 ]
Основные коллекции
[ редактировать ]- Художественная галерея Нового Южного Уэльса [ 4 ]
- Художественная галерея Южной Австралии [ 4 ]
- Фонд Келтона [ 4 ]
- Коллекция Креглингера [ 4 ]
- Национальная галерея Виктории [ 2 ]
- Художественная галерея Квинсленда [ 4 ]
- Коллекция Томаса Врума [ 4 ]
- Коллекция Хэнка Эбеса [ 9 ]
- AMP Коллекция [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тухи, судья Джон (30 мая 1980 г.). Анматджирра и Альяварра претендуют на земельную аренду на пасторальную аренду Утопии (PDF) . Доклады земельного комиссара аборигенов. Мельбурн: комиссар по землепользованию аборигенов. стр. 23–24. Архивировано из оригинала (PDF) 29 марта 2011 года . Проверено 15 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Минни Моторкар Апверл» . Традиции и трансформация: искусство коренных народов в коллекции NGV . Национальная галерея Виктории. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 5 июля 2010 г.
- ^ «Минни Пверле - Новости искусства аборигенов» . news.aboriginalartdirectory.com . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Маккалок, Алан ; Маккалок, Сьюзен; Маккалок Чайлдс, Эмили (2006). Новая Энциклопедия австралийского искусства Маккалока . Фицрой, Виктория: Aus Art Editions совместно с The Miegunyah Press. п. 139. ИСБН 0-522-85317-Х .
- ^ Jump up to: а б Де Брабандер, Даллас (1994). "Утопия". В Дэвиде Хортоне (ред.). Энциклопедия аборигенов Австралии . Том. 2. Канберра: Издательство по изучению аборигенов Австралийского института исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива. стр. 1122–1123. ISBN 978-0-85575-234-7 .
- ^ Грин, Дженни (2007). «Удерживая страну: Искусство из Утопии и Сандовера» . В Хетти Перкинс, Маргарет Уэст (ред.). Одно солнце, одна луна: Искусство аборигенов Австралии . Сидней: Художественная галерея Нового Южного Уэльса. стр. 203–209 . ISBN 978-0-7347-6360-0 .
- ^ «Родство и кожные имена» . Люди и культура . Центральный земельный совет. Архивировано из оригинала 10 ноября 2010 года . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ Де Брабандер, Даллас (1994). «Разделы». В Дэвиде Хортоне (ред.). Энциклопедия аборигенов Австралии . Том. 2. Канберра: Издательство по изучению аборигенов Австралийского института исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива. п. 977. ИСБН 978-0-85575-234-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бирнберг, Марго; Кречмански, Януш (2004). Биографический словарь художников-аборигенов: Запад Австралии, Центральная пустыня и регион Кимберли . Марлестон, Южная Австралия: JB Publishing. п. 331. ИСБН 1-876622-47-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фортескью, Элизабет; Обермайер, Вернер (2008). Искусство Утопии . Аделаида, ЮАР: Boomerang Art. стр. 6–17.
- ^ Бирнберг, Марго; Кречмански, Януш (2004). Биографический словарь художников-аборигенов: Запад Австралии, Центральная пустыня и регион Кимберли . Марлестон, Южная Австралия: JB Publishing. стр. 10–12. ISBN 1-876622-47-4 .
- ^ Ашер, Робин (15 июля 2004 г.). «Соединение точек на пути к Утопии» . Возраст . Архивировано из оригинала 24 мая 2007 года . Проверено 13 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Лейси, Стивен (18 ноября 2006 г.). «Унесенные призраками, но со счастливым концом» . Сидней Морнинг Геральд . Архивировано из оригинала 6 ноября 2012 года . Проверено 13 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Бек, Крис (18 февраля 2006 г.). «Сестры Пверле» . Возраст . Архивировано из оригинала 14 июля 2007 года . Проверено 15 декабря 2009 г.
- ^ «Эмили в Японии. Часть 1» . Палка сообщений . Австралийская радиовещательная корпорация. 26 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 17 сентября 2010 г. Проверено 13 июля 2010 г.
- ^ Кинг, Виктория (2000). «Барбара Вейр». В Сильвии Кляйнерт и Марго Нил (ред.). Оксфордский справочник по искусству и культуре аборигенов . Мельбурн: Издательство Оксфордского университета. п. 736. ИСБН 0-19-550649-9 .
- ^ Галерея изобразительного искусства и музей культуры Мбантуа. «Минни Пверле» . Архивировано из оригинала 19 июля 2008 года . Проверено 14 июля 2010 г.
- ^ "О нас" . Искусство аборигенов Даку. Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 года . Проверено 15 декабря 2009 г.
- ^ «Тереза Пурла (Пверле)» . Галерея Джапингка. 2006. Архивировано из оригинала 21 февраля 2011 года . Проверено 2 июля 2010 г.
- ^ Маккалок-Уэлин, Сьюзен (2002). «Минни Пверле: истории о кустовой дыне». Австралийский коллекционер произведений искусства . 22 (октябрь – декабрь 2002 г.): 176.
- ^ Фортескью, Элизабет; Обермайер, Вернер (2008). «Создание шедевра». Искусство Утопии . Аделаида, ЮАР: Boomerang Art. п. 114.
- ^ Морфи, Ховард (1998). «Современное искусство Центральной Австралии». Искусство аборигенов . Лондон: Phaidon Press. стр. 261–316. ISBN 0-7148-3752-0 .
- ^ Грин, Дженни (1981). Утопия: Женская страна и батик . Утопия, Северная территория: Женская группа батика «Утопия». ISBN 0-9592406-0-8 .
- ^ «Картины Минни Пверле» . Утопический переулок Арт . Проверено 13 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Подробная биография Минни Пверле» . Искусство аборигенов Даку. Архивировано из оригинала 1 марта 2011 года . Проверено 15 декабря 2009 г.
- ^ «20-я Национальная премия в области искусства аборигенов и жителей островов Торресова пролива» (PDF) . Каталог . НАЦИАА. 2003. Архивировано из оригинала (PDF) 29 марта 2011 года . Проверено 15 декабря 2009 г.
- ^ «22-я Национальная премия в области искусства аборигенов и жителей островов Торресова пролива» (PDF) . Каталог . НАЦИАА. 2005. Архивировано из оригинала (PDF) 13 марта 2011 года . Проверено 15 декабря 2009 г.
- ^ «50 самых коллекционируемых художников Австралии 2004 года» . Австралийский коллекционер произведений искусства . 27 . 2004. Архивировано из оригинала 20 июля 2008 года . Проверено 15 декабря 2009 г.
- ^ «Минни Пверле» . Галерея Япинка. 2006. Архивировано из оригинала 26 ноября 2007 года . Проверено 15 декабря 2009 г.
- ^ «Минни Пверле» . Галерея Савах. Архивировано из оригинала 19 июля 2008 года . Проверено 15 декабря 2009 г.
- ^ «Минни Пверле» . Галерея Флиндерс Лейн. Архивировано из оригинала 17 июня 2005 года . Проверено 15 декабря 2009 г.
- ^ Джонсон, Вивьен (2000). «Искусство пустыни». В Сильвии Кляйнерт и Марго Нил (ред.). Оксфордский справочник по искусству и культуре аборигенов . Мельбурн: Издательство Оксфордского университета. стр. 211–220. ISBN 0-19-550649-9 .
- ^ « Земля возвращается домой» . Новости АВС . 13 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 13 марта 2009 г. . Проверено 3 ноября 2009 г.
- ^ Райан, Джудит (2008). «Прелюдия к холсту: батиковые каденции восковые лирические». В Джудит Райан (ред.). Через пустыню: батик аборигенов Центральной Австралии . Мельбурн: Национальная галерея Виктории. стр. 19–21. ISBN 978-0-7241-0299-0 .
- ^ Комитет Сената по окружающей среде, коммуникациям, информационным технологиям и искусству (20 июня 2007 г.). Искусство коренных народов – обеспечение будущего: сектор изобразительного искусства и ремесел коренных народов Австралии . Канберра: Департамент Сената. стр. 100–103. ISBN 978-0-642-71788-7 . Архивировано из оригинала 1 ноября 2010 года . Проверено 14 июля 2010 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Маркс, Кэти (18 июня 2007 г.). «Художников-аборигенов обманом заставляют продавать произведения стоимостью в тысячи долларов за вино и виагру» . Независимый . Архивировано из оригинала 8 ноября 2012 года . Проверено 2 июля 2010 г.
- ^ Лейси, Стивен (16 апреля 2007 г.). «Высокотехнологичная битва с подделками» . Сидней Морнинг Геральд . Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 2 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Маккалок, Сьюзен (2001). Современное искусство аборигенов: Путеводитель по возрождению древней культуры (2-е изд.). Сент-Леонардс, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. стр. 86–87. ISBN 1-86508-305-4 .
- ^ Грин, Дженни (2007). «Удерживая страну: искусство Утопии и Сандовера» . В Хетти Перкинс и Марджи Уэст (ред.). Одно солнце, одна луна: Искусство аборигенов Австралии . Сидней: Художественная галерея Нового Южного Уэльса. п. 206 . ISBN 978-0-7347-6360-0 .
- ^ Jump up to: а б Маккалок, Сьюзен (2005). «Поздний расцвет [Профиль художницы Минни Пверле]». Австралийский коллекционер произведений искусства . 32 (апрель – июнь 2005 г.): 84–88.
- ^ Экклс, Джереми (20 декабря 2009 г.). «Метрополитен признает искусство аборигенов» . Новости искусства аборигенов . Архивировано из оригинала 12 декабря 2010 года . Проверено 5 июля 2010 г.
- ^ «Коврики Минни Пверле» . Коллекции . Дизайнерские коврики.
- ^ Дженоккио, Бенджамин (2008). Долларовая мечта . Прахран, Виктория: Книги Харди Гранта. ISBN 978-1-74066-609-1 .
- ^ Маккалок, Алан; Маккалок, Сьюзен; Маккалок Чайлдс, Эмили (2006). «Искусство и художники австралийских аборигенов». Новая энциклопедия австралийского искусства Маккалока . Фицрой, Виктория: Aus Art Editions совместно с The Miegunyah Press. стр. 2–15. ISBN 0-522-85317-Х .
- ^ Берк, Джанин (2009). Источник: Исцеляющая роль природы в искусстве и письме . Сент-Леонардс, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. п. 329. ИСБН 978-1-74175-817-7 .
- ^ Биддл, Дженнифер Лурейд (2007). Грудь, тела, холст: искусство центральной пустыни как опыт . Новый Южный Уэльс: Издательство Университета Нового Южного Уэльса. п. 24. ISBN 978-0-86840-994-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- [Пример ранних работ Минни], Анунапа, Акали (2001), Национальная галерея Виктории.
- Фотопортрет художника в галерее изобразительного искусства и музее культуры Мбантуа.
- Минни Пверле на Artabase. Архивировано 26 марта 2012 года в Wayback Machine.
- Рождения в 20 веке
- смертей в 2006 г.
- Художники австралийских аборигенов
- Художники Северной Территории
- Австралийские женщины-художницы
- Австралийские художники 20-го века
- Австралийские художницы XX века
- Австралийские женщины-художницы XXI века
- Австралийские художники XXI века
- Женщины-художницы 20-го века
- Женщины-художники XXI века