Каапа Тьямпитджинпа
Каапа Мбитжана Тьямпитджинпа | |
---|---|
Рожденный | в. 1920 Станция Нэпперби, Северная территория |
Умер | 1989 |
Национальность | австралийский |
Известный | Рисование |
Заметная работа | Гулгарди (1971) |
Движение | Современное искусство коренных народов Австралии |
Награды | Премия Caltex Art в Алис-Спрингс (1971) |
Каапа Мбитжана Тьямпитджинпа ( ок. 1920–1989) был современным австралийским художником из числа коренных народов Анматьерра , Варлпири и Аррернте . Один из первых и самых значительных художников Папуньи Австралии на Северной территории в начале 1970-х годов, он был одним из основателей и первым председателем компании художников Папунья Тула , а также сыграл решающую роль в становлении современной живописи коренных народов Австралии.
Жизнь
[ редактировать ]Машина [ примечания 1 ] родился к западу от станции Нэпперби в 1920-х годах. Его отцом был Квалапа Тьянгала, высокопоставленный абориген, который носил ритуальную ответственность за место, известное как Варлугулонг, которое впоследствии будет изображено несколькими разными художниками в таких крупных картинах, как Варлугулонг (1976) и Варлугулонг (1977) . [ 3 ] Каапа получил посвящение на станции Нэпперби и работал скотоводом на соседней станции Маунт-Риддок . [ 4 ]
Позже Каапа работал на станции в Хаастс-Блафф . Когда он переехал в Папуню в 1960-х годах, [ 5 ] он также присутствовал при строительстве города в конце 1950-х годов. [ 4 ] По словам историка искусства Вивьен Джонсон , однажды поселившись в Папунье, он был пьяницей и имел репутацию нарушителя спокойствия, « перегонщика скота и торговца гроном». [ 6 ] Он также был харизматичным и умным. [ 5 ] [ 6 ] Учитель белого искусства Джеффри Бардон , работавший с Каапой в начале 1970-х, вспоминал о нем:
Каапа был не таким высоким, как многие из Анматджира Аранда, но он очень быстро видел то, что другие могли вообще не видеть. (Мне часто казалось, что он видел слишком много, и, возможно, именно поэтому он пил больше, чем следовало бы.) Он всегда двигался быстрой, ловкой весенней походкой, интенсивной и запутанной, и шептал на своем странном, сбитом, смешанном языке. -up English... Каапа был очень умным, но в то же время очень приземленным человеком, способным выживать в условиях отчаяния. Я особенно запомнил его за то, как он всегда был повсюду и делал все таинственно и хорошо. [ 7 ]
Муж художницы Юнис Напангати , Каапа был также братом художницы Динни Нолан Тьямпитджинпа . Капер умер в 1989 году. [ 4 ]
Искусство
[ редактировать ]В течение многих лет до 1970-х годов Каапа использовал традиционные дизайны для создания произведений искусства на продажу. Среди них были резные изделия из дерева и акварельные картины. [ 8 ] В 1971 году местный чиновник Джек Кук привез шесть картин Каапы из Папуньи в Алис-Спрингс, приняв участие в местном конкурсе Caltex Art Award. 27 августа эта картина « Гулгарди» , также известная как « Мужская церемония кенгуру, Гулгарди» , разделила первый приз с работой Яна Уэсли Смита. [ 9 ] [ 10 ] Это была первая работа австралийского художника из числа коренных народов, получившая премию современного искусства, и первое публичное признание картины Папуньи. [ 5 ]
Картины Каапы, вероятно, были самыми ранними, вышедшими из Папуньи. [ 11 ] и художественное движение, которое впоследствии прославило поселение. Гульгарди была описана Национальной галереей Виктории: «Работы Каапы с их живописными элементами и соблазнительной тонкостью деталей созданы для того, чтобы привлекать западный взгляд. Они также воссоздают драматическое зрелище мужчин, участвующих в церемонии, и создают иллюзию третье измерение». [ 10 ] Каапа был одним из старейшин Папуньи, который принес Джеффри Бардону рисунок, который они хотели превратить в фреску на здании городской школы. [ 12 ] и один из пяти художников, нарисовавших это на школьной стене. [ 13 ] За победой Каапы на Caltex Awards и созданием фрески, изображающей сны медовых муравьев, последовал взрыв живописной активности среди мужчин сообщества. [ 14 ] в том числе Каапа, Билли Стокман Тьяпалтьярри , Мик Намарари Тьяпалтьярри , Джонни Варрангкула Тьюпуррула , Тим Леура Тьяпалтьярри и его брат Клиффорд Поссум Тьяпалтьярри и другие. Их первая крупная совместная работа была уничтожена в 1974 году, когда здание школы было перекрашено. [ 15 ] [ 16 ] Однако в то время развивалось сильное художественное движение, в центре которого находилась Каапа. Когда в 1972 году художники Папуньи решили основать компанию для сбыта своих работ, Каапа был ее первым председателем. [ 4 ] он также сыграл роль в распространении движения на Юэндуму. [ 17 ]
Большинство ранних работ, созданных отдельными художниками, были небольшими; Каапа был исключением, решив использовать для своих композиций деревянные панели большего размера. [ 18 ]
Наследие
[ редактировать ]Каапа широко известен как основатель, а иногда и ключевая фигура в становлении современного искусства коренных народов Австралии. [ 19 ] Его картины можно найти в Национальной галерее Австралии , Художественной галерее Южной Австралии , Художественной галерее Западной Австралии , Тасманском музее и художественной галерее и Национальной галерее Виктории . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] а в Национальном музее Австралии также хранится ряд его работ. [ 24 ] [ 25 ] На международном уровне его работы можно найти в коллекции произведений искусства аборигенов Клюге-Руэ Университета Вирджинии и Йельском музее естественной истории Пибоди .
Картина Каапы «Змеи Винпаррку » была выполнена на гобелене Викторианской мастерской гобеленов для Центра искусств Мельбурна и стала первым из гобеленов Центра. [ 26 ] Три картины Каапы внесены в Реестр запрещенного экспорта движимого культурного наследия Австралии. Включение в реестр ограничивается «объектами исключительной культурной важности, экспорт которых значительно уменьшит культурное наследие Австралии» и требует выдачи разрешения на продажу объекта за пределами Австралии. [ 27 ] Две его работы, «Сны волнистого попугайчика» и « Сны о воде », написанные в 1972 году, в 2000 году стали первыми работами, которым было отказано в разрешении в соответствии с законодательством. [ 28 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тьямпитджинпа — кожное имя , одно из шестнадцати, используемых для обозначения подразделов или подгрупп в системе родства коренных народов Центральной Австралии. Эти имена определяют родственные отношения, которые влияют на предпочтительных партнеров по браку и могут быть связаны с определенными тотемами. Хотя их можно использовать в качестве обращения, они не являются фамилиями в том смысле, который используют европейцы. [ 1 ] [ 2 ] Таким образом, «Каапа Мбитжана» (обычно сокращенно «Каапа») — это элемент имени художника, который принадлежит именно ему.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Родство и кожные имена» . Люди и культура . Центральный земельный совет. Архивировано из оригинала 10 ноября 2010 года . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ Де Брабандер, Даллас (1994). «Разделы». В Дэвиде Хортоне (ред.). Энциклопедия аборигенов Австралии . Том. 2. Канберра: Издательство по изучению аборигенов Австралийского института исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива. п. 977. ИСБН 9780855752347 .
- ^ Джонсон 2010 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б с д Перкинс и Финк 2000 , с. 295.
- ^ Jump up to: а б с «Картина Папунья: выход из австралийской пустыни: Каапа Тьямпитджинпа» . Национальный музей Австралии. Архивировано из оригинала 17 марта 2011 года . Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Джонсон 2010 , с. 11.
- ^ Бардон 1999 , с. 37.
- ^ «Каапа Тьямпитджинпа (Анматьерр / Варлпири ок. 1925–1989)» . Тьюкурртжану: Истоки западного искусства пустыни . Национальная галерея Виктории. 2011. Архивировано из оригинала 11 октября 2012 года . Проверено 11 октября 2012 г.
- ^ Джонсон 2010 , стр. 11–12.
- ^ Jump up to: а б «Каапа Тьямпитджинпа и премия Caltex Art Award» . Тьюкурртжану: Истоки западного искусства пустыни . Национальная галерея Виктории. 2011. Архивировано из оригинала 23 сентября 2012 года . Проверено 11 октября 2012 г.
- ^ Джонсон 2010 , с. 16.
- ^ Бардон 1999 , с. 10-12.
- ^ Перкинс и Финк 2007 , с. 181.
- ^ Майерс 2002 , с. 124.
- ^ Бардон 2000 , стр. 208–210.
- ^ Каруана 2003 , с. 112.
- ^ Перкинс и Финк 2007 , с. 187.
- ^ Мандин 2009 , с. 167
- ^ Джонсон 2010 .
- ^ Маккалок 2006 , с. 159.
- ^ «ТЬАМПИТДЖИНПА, Каапа Мбитжана» . Коллекция . Художественная галерея Южной Австралии. Архивировано из оригинала 15 марта 2011 года . Проверено 6 декабря 2010 г.
- ^ «Каапа Мбитжана ТЬЯМПИТЧИНПА» . Поиск коллекции . Национальная галерея Австралии. Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года . Проверено 6 декабря 2010 г.
- ^ Национальная галерея Виктории (2006). Годовой отчет за 2005-06 гг. (PDF) . Мельбурн: Национальная галерея Виктории. п. 88.
- ^ «Тьямпитджинпа Каапа Мбиджана» . Поиск коллекции . Национальный музей Австралии . Проверено 11 октября 2012 г.
- ^ « Вана и Пулиаба» или «Гоанна Корробори в Миркантджи», картина Каапа Мбитжана Тьямпитджинпа , Запись объекта . Национальный музей Австралии. Архивировано из оригинала 4 апреля. Получено 6 декабря.
- ^ «Изучите коллекции онлайн – публичная коллекция произведений искусства – текстиль» . Центр искусств Мельбурна. Архивировано из оригинала 26 марта 2015 года . Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ «Реестр запрещенного к вывозу движимого культурного наследия» . Департамент региональной Австралии, местного самоуправления, искусства и спорта. Архивировано из оригинала 28 октября 2012 года . Проверено 17 сентября 2012 г.
- ^ Миллер 2007 , с. 37.
Библиография
[ редактировать ]- Бардон, Джеффри (1999). Папуня Тула: Искусство Западной пустыни Аделаида: JB Books. ISBN 0958699860 .
- Бардон, Джеффри (2000). «Движение Папуни Тула». В Сильвии Кляйнерт и Марго Нил (ред.). Оксфордский справочник по искусству и культуре аборигенов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-550649-9 .
- Каруана, Уолли (2003). Искусство аборигенов (2-е изд.). Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 9780500203668 .
- Джонсон, Вивьен (2010). Однажды в Папуне . Сидней: Издательство Университета Нового Южного Уэльса. ISBN 9781742230078 .
- Маккалок, Алан; Сьюзан Маккалок; Эмили Маккалок Чайлдс (2006). Новая Энциклопедия австралийского искусства Маккалока . Фицрой, Виктория: Aus Art Editions совместно с The Miegunyah Press. ISBN 0-522-85317-Х .
- Миллер, Стивен (2007). «Культурная столица: ключевые моменты в коллекционировании искусства коренных народов Австралии» . В Хетти Перкинс и Марджи Уэст (ред.). Одно солнце, одна луна: Искусство аборигенов Австралии . Сидней: Художественная галерея Нового Южного Уэльса. стр. 29–41 . ISBN 978-0-7347-6360-0 .
- Мандин, Джон (2009). «Сохраните свою жалость: шедевры Западной пустыни». В Мерфи, Джон (ред.). Галерея А, Сидней, 1964–1983 . Кэмпбеллтаун, Новый Южный Уэльс и Ньюкасл, Новый Южный Уэльс: Центр искусств Кэмпбеллтауна и Художественная галерея региона Ньюкасл. ISBN 9781875199679 .
- Майерс, Фред Р. (2002). Культура живописи: создание высокого искусства аборигенов . Дарем: Издательство Университета Дьюка. ISBN 9780822329497 .
- Перкинс, Хетти; Финк, Ханна (2000). Папуня Тула: генезис и гениальность . Сидней: Художественная галерея Нового Южного Уэльса совместно с художниками Папуньи Тулы. ISBN 0-7347-6306-9 .
- Перкинс, Хетти; Финк, Ханна (2007). «Бытие и гениальность: искусство тульских художников Папуни» . В Хетти Перкинс и Марджи Уэст (ред.). Одно солнце, одна луна: Искусство аборигенов Австралии . Сидней: Художественная галерея Нового Южного Уэльса. стр. 181–189 . ISBN 978-0-7347-6360-0 .