Утопия, Северная территория
Утопия, также известная как Урапунтья и Аменгернтернеа, [1] Это родина австралийских аборигенов, образованная в ноябре 1978 года в результате объединения бывшей пасторальной аренды Утопии , от которой она получила свое название, с участком неотчуждаемой земли к северу от нее. Он занимает площадь 3500 км2. 2 (1400 квадратных миль), пересекаемый рекой Сандовер , и лежит на традиционной границе народов аляварре и анматьерре , двух языковых групп аборигенов , которые преобладают здесь сегодня (85% говорят на аляварре ).

Он имеет ряд уникальных элементов. Это одно из немногих сообществ, созданных автономным активизмом на ранней стадии движения за земельные права . Это не была ни бывшая миссия , ни правительственное поселение ( резерв аборигенов ), но на него успешно претендовали австралийские аборигены , которые никогда не были полностью лишены собственности. Его жители категорически отвергли любые муниципальные учреждения и вместо этого живут примерно в 13 (или до 16) отдаленных районах (родинах) или клановых поселениях, каждый из которых традиционно претендует на это место. Эта земля также по-разному обозначается как пять стран, что отражено в топонимах аборигенов, созданных их предками: Альхальпере, Ррелтье, Телье, Атарркете и Ингутанка. Алхалкере (также известный как Алалгура) и станция Утопия. [2]
Органом местного самоуправления является Региональный совет Баркли с двумя выборными местными властями: Ампилатватжа и Арлпарра . Высшим органом, представляющим жителей, является Корпорация аборигенов Урапунтжа . Для всех посетителей требуется разрешение, которое можно получить через Центральный земельный совет .
Здоровье жителей в целом лучше, чем у среднестатистических коренных австралийцев . Утопия известна своими художниками, такими как Эмили Каме Нгварри и сестры Петьярре, а в Ампилатватже есть общественный центр искусства.
История
[ редактировать ]
К 1872 году сухопутная телеграфная линия между Дарвином и Алис-Спрингс была завершена, что открыло европейцам доступ через многие традиционные земли . Скотоводство постепенно росло. [3] Когда телеграфная станция к югу от Барроу-Крик была построена и заселена, произошел конфликт между местным населением Кайтетье и европейцами. Кайтетье, Варумунгу , Анматьерре, Аляварре и множество людей В результате карательных экспедиций было убито Варлпири. Этот конфликт был частью австралийских пограничных войн в Центральной Австралии, которые привели к перемещению многих аборигенов. Люди Аляварры, перемещенные в результате насилия во время изгнания европейцев, в значительных количествах бежали через всю страну Вакая в Судан и на станции на плато Баркли , а затем перебрались к озеру Нэш и в убежища на востоке, в землях Кайтете и за его пределами. [4]
Первым европейцем в регионе Ампилатватья был геодезист Чарльз Виннеке , который путешествовал по нему в 1877 году и чья экспедиция нуждалась в помощи Анматьерре для поиска воды. [5] Европейская оккупация региона Сандовер началась в начале 1880-х годов вокруг южных хребтов Давенпорта , рек Элькедра и Банди . Поселения не имели доступа к хорошему запасу поверхностных вод; большинство из них были заброшены к 1895 году из-за засухи и конфликта с аборигенами в этом районе. [6]
Однако пасторальные арендные договоры занимали более орошаемые земли и продолжали расширяться. Примерно в 1910 году на право собственности на землю предоставило право собственности федеральное правительство для создания животноводческих ферм на земле Аляварра с целью привлечения белых поселенцев и развития этой части континента. Традиционные владельцы потеряли права на культурно значимые объекты , а также на свои традиционные охотничьи угодья. [5]
Ранние скотоводы в 1920-х годах назвали Утопию утопией, в которой они могли ловить кроликов вручную, потому что их было очень много. [2] [7]
Земля, которая позже стала станцией «Утопия», впервые была сдана в аренду в 1928 году, но культура аборигенов в этом регионе оставалась сильной. Многие аборигены работали на Утопии и других близлежащих станциях: мужчины работали скотоводами , а женщины - домашней прислугой . Говорят, что название произошло от немецких поселенцев, братьев Трота и Сонни Кунота, которые приобрели пасторскую аренду в 1930-х годах, но другие предполагают, что это могло быть искажением слова « Утурупа » , что означает «большая песчаная гора », имея в виду область на северо-западе. Утопии. [6]
В 1940 году земля вокруг Ампилатватжи была захвачена Джоном «Наггет» Мортоном, который был связан с резней в Конистоне 1928 года , и он создал станцию Аммару . [5] К 1947 году вся территория Сандовера была оккупирована. [3]
Отношения между аборигенами и скотоводами, по-видимому, были проблематичными к северу от Утопии в стране Альяварра/Анматджирра/Кайтитья, но более тесными на юге: Утопия, Макдональд-Даунс, гора Свон и река Банди. [ нужна ссылка ] Семья Чалмерс, владевшая соседней станцией Макдональд-Даунс с 1923 года, приобрела аренду в 1965 году. [6] Они продали Утопию в аренду как действующее предприятие Земельному фонду аборигенов, прежде чем в 1979 году она была возвращена народам Анматьерр и Альяварр в качестве земли в собственность аборигенов. [6] –1980 г. в соответствии с Законом о земельных правах аборигенов (Северная территория) 1976 г. Центральный земельный совет подал иск 20 ноября 1978 года. [8] Пять кланов (один Анматьерре и четыре Альяварре) стали законными владельцами станции. [3]
Жители Аляварра начали работать погонщиками и фехтовальщиками на станции Аммару в 1960-х и 1970-х годах, а в 1976 году правительство предоставило им небольшой участок в месте, известном как «Медовый месяц», примерно в 10 километрах (6,2 мили) от станции; Позже это превратилось в Ампилатватжу , самую большую общину в Утопии. [5]
Во время движения «Аутстанции» 1970-х и 1980-х годов многие аборигены создавали и переселялись в крошечные общины, известные как отдаленные станции или хоумленды, в качестве движения к автономии и самодостаточности. [9] В Утопии 16 аванпостов. [1] 13 из них представляют собой небольшие семейные поселения, два (Иррулджа и Араверр) классифицируются как «второстепенные общины», а Ампиливатья с населением 350 человек классифицируется как «крупная община» (см. также ниже). [3]
В 1976 году пастырская аренда № 637 «Утопия» была приобретена Комиссией по земельному фонду аборигенов. [10] В 1990-х годах станция «Утопия» была возвращена в традиционную собственность , и примерно в это же время народ аляварров из Ампилатватжи подал иск на землю своей традиционной родины. [11]
стала его основным темой В 2013 году «Утопия» дала свое название документальному фильму Джона Пилджера и «Утопия» , освещая исторические и текущие проблемы, с которыми сталкиваются общины коренных народов по всей Австралии. [12]
Управление, население и услуги
[ редактировать ]До 1 июля 2008 года Корпорация аборигенов Урапунтжа была органом местного самоуправления, ответственным за предоставление услуг людям, живущим на земельных фондах Ангарапа и Альяварра. В этот день произошло объединение советов в новую структуру графства , но Корпорация остается высшим представительным органом жителей. [13]
По состоянию на 2017 год [update] предоставление услуг Утопии разделено между несколькими органами: Региональный совет Баркли («Шир» до 2014 г.) [14] ) отвечает за уход за престарелыми и услуги ночного патрулирования, в то время как соседний региональный совет Центральной пустыни отвечает за содержание дорог , а Урапунтжа отвечает за управление почтой и Centrelink . Такая договоренность иногда приводила к некоторой путанице. [15]
Совета, Район охватывающий Утопию, — это Альяварр. [16] [17] Есть также два местных органа власти, которые консультируют совет по планам предоставления услуг, дают рекомендации по муниципальному сообществу и социальным проектам, направленным на улучшение жизни жителей, а также предупреждают совет о новых проблемах в обществе. [18] Двумя местными властями в Утопии являются Арлпарра. [19] и Ампилатватжа. [11]
По данным австралийской переписи 2016 года , население места проживания коренных народов Утопия — Араверр — Арлпарра составляло 401 человек, все они были аборигенами, 85% из которых идентифицировались как аляварры. Только 4% домохозяйств говорили дома только по-английски. [20] Однако численность населения может сильно различаться в зависимости от сезонных, социальных и культурных событий и в общей сложности оценивается примерно в 1000 человек. [1] Население небольших окраин может варьироваться от 20 до 100 человек. [21]
Список сообществ в Утопии
[ редактировать ]Сегодня самый крупный центр — Ампиливатья (около 350 человек), за ним следуют Иррулджа и Араверр. 13 семейных удаленных станций: [3]
- Ирмарн
- Индарингинья
- Нгкварлерланем
- Инкавенерре
- Атнвенгеррпе
- Аменгернтернеах (клиника, Урапунтья)
- Этели
- Ийлентье
- Артекерр
- Это песня
- Арлпарра (большая, Урапунтжа)
- Иллевурру/Иллурахарра [22]
Ампилатватья (произносится как «ум-пузырь-ведьма ») расположена в самом сердце страны Альяварр, на Сандоверском шоссе , и считается «культурным сердцем» страны, поскольку в этом регионе проживает множество местных художников. Общественный центр искусств был основан в 1999 году. Жители этого района имеют тесные связи с людьми, живущими в Алпурруруламе (озеро Нэш). [11]
Алхалкере, также известный как Алалгура и бывшая станция Утопия, расположен рядом с Утопией (и иногда включается в Утопию). [7] ), и является местом рождения Эмили Каме Нгварри. Утопия также описывается как группа из пяти стран, названных в честь создавших их предков и давших им местные топонимы: Альхальпере, Ррелтье, Телье, Атарркете и Ингутанка. [2]
Услуги и удобства
[ редактировать ]Клиника Утопия находится в Аменгернтерненхе и обслуживает другие небольшие отдаленные станции, такие как Антарренгени, Нгкварлерланер и Арнкаввеньерр. [21] [23] Это «контролируется сообществом». В некоторых отдаленных районах работают медицинские работники из числа аборигенов. [13]
Общественные учреждения в Арлпарре, примерно в 17 километрах (11 миль) к югу от клиники. [1] включать универсальный магазин (с ограниченным запасом свежих продуктов) [1] ), спортивный центр, полицейский участок (построенный во время Вторжения в 2007 году и укомплектованный двумя офицерами). [13] ), главная школа и кампус Института Бэтчелора , высшего учебного заведения, [21] и учреждение по уходу за престарелыми. [1] Три другие школы расположены на родине Сопи Бора, на родине Апунгалиндума и на родине «Клиники здоровья». [13]
В Ампилатватже есть взлетно-посадочная полоса , используемая в основном для почты и службы королевских летающих врачей . [11]
Другие магазины есть на станции «Красная десна» и «Три заточки». [1]
Электростанция . в Арлпарре генерирует и обеспечивает электроэнергией все родины в регионе Утопия, сообщество Ампилатватжа, станцию Аммару, Иррултью и родные земли Атнвенгеррпе Все скважины на территории электрифицированы, за исключением двух, работающих на солнечной энергии . [13]
Для всех посетителей требуется разрешение, которое можно получить через Центральный земельный совет . [1]
Запрет
[ редактировать ]Регион Утопия — сухое поселение, где алкоголь строго запрещен. Корпорация аборигенов Урапунтжа осуществляет ночной патруль. [21]
Здоровье и благополучие
[ редактировать ]30-летняя история Утопии (до 2011 года) представляет собой свидетельство самоопределения на фоне хорошо развитой общественной воли и широкого участия. Эпоха расселения включала в себя некоторые выгодные отношения с белыми скотоводами и некоторую степень постоянной оккупации коренными народами. Сообщество добилось определенных успехов в смягчении клинических расстройств, связанных с переходом к сидячему образу жизни, и минимизации появления деструктивного поведения и интоксикантов. Кроме того, они сохранили твердую приверженность традиционным практикам и обычаям, которые поддерживают идентичность перед лицом насильственных перемен. Санитарные проблемы, такие как отсутствие сбора мусора и плохая гигиена, являются серьезными препятствиями на пути к повышению благосостояния. [24]
Серия обследований здоровья населения, проведенных в период с 1986 по 2004 год, показала, что жители Утопии были значительно здоровее, чем сопоставимые группы, особенно по уровню смертности . Это объясняется более активным «загородным образом жизни» и потреблением традиционных продуктов питания . жизнь сообщества, культурные факторы и учреждение первичной медико-санитарной помощи . Важными факторами также были [25] [26] [6]
В 2014 году скважина, подающая воду в поселок Утопия, была сломана во время ремонта региональным советом Баркли, а доставка воды грузовиками была нерегулярной и недостаточной, что привело к распространению заболеваний. [27] [28] Хотя власти спорили о масштабах нехватки воды [29] [30] [31] Правительство Северной территории в конечном итоге согласилось профинансировать ремонт ствола, а деньги, собранные в результате краудфандинговой кампании, были переведены в Службу здравоохранения Урапунтжи. [32]
Искусство
[ редактировать ]Роспись по телу и роспись песком всегда были важными аспектами церемонии , и до сих пор существует традиция резьбы по дереву , например, в работах Джози Кунот Петьярр, Динни Кунот Кемарр и Труди Рэггетт Кемарр. Батик был представлен в 1977 году и оказался очень популярным материалом среди художников. [6]
В 1987 году Родни Гуч из Ассоциации средств массовой информации аборигенов Центральной Австралии (CAAMA) возглавил группу Utopia Batik Group и призвал женщин изображать свои истории и страну на батике. Кульминацией этого проекта стала выставка «Утопия: Картинная история» , в которой приняли участие 88 художников (все женщины, за исключением двух), которая была показана в Аделаиде , Сиднее , Перте и Мельбурне , а затем отправилась в Ирландию, Германию, Париж и Бангкок . [6]
В 1989 году произведения женщин-художниц из Утопии на шелке были выставлены на самой первой выставке в Национальном институте культуры аборигенов Танданья в Аделаиде под названием «Утопия — картина-история» . [33]
Художники продолжали экспериментировать со многими средствами массовой информации и стилями, причем доминирующими стилями были «жестовой абстракционизм », такой как работы Эмили Каме Нгварри , и прекрасные техники пунктирной печати , как это видно в работах сестер Нгал и Кэтлин Петьярре . [6]
Художники-аборигены Утопии добились удивительного успеха и продолжают создавать уникальные работы, которые коллекционируются людьми в Австралии и во всем мире. [34] Среди известных художников из «Утопии» — Эмили Каме Нгварри; Анджелина Пверле ; семь сестер, в том числе Глория Петьярре , Кэтлин Петьярре , Нэнси Петьярре и Жанна Петьярре , а также члены их большой семьи Элизабет Кунот Кнгваррей (Кнгварри) и другие; Полли и Кэтлин Нгал; Руби, Лаки, Сара и Хейзел Мортон; и многие другие. [6]
Арт-центры
[ редактировать ]Общественный центр искусств в Ампилатватже, ныне известный как Художники Ампилатвати . [35] был основан в 1999 году, и большинство базирующихся там художников рисуют пейзажи и темы «Аррет», что означает отдание уважения их традиционной медицине кустарников , а не историям снов . Этот стиль отличается от большинства других художников-аборигенов и отличается применением мелких точек и «часто ярким и детским образным изображением земли». [11]
Есть еще один, недавно открытый арт-центр — Центр искусств «Утопия». [36] создан в 2020 году. [37] Он расположен в Урапунтже и представляет Аляварра . художников [38] где работают местные художницы Дженнифер Первис Нгварри (внучка Эмили Кейм Нгварри и старейшина общины). Работы Дженнифер (среди прочих из арт-центра) были выставлены в Центре искусств Аралуэн в Алис-Спрингс в рамках 30-й ежегодной выставки Desert Mob в 2021 году и куплены Artbank . [7] Центр на 100% принадлежит и управляется коренными народами, и по состоянию на декабрь 2023 г. [update], менеджер Софи Ланн. [37]
Некоторые художники
[ редактировать ]- Эби Лой Кемарре
- Куддиджи Кнгваррейе,
- Бетти Мбитяна
- Эмили Каме Нгварри
- Элизабет Кунот Кнгваррей (Кнгварри)
- Дженнифер Первис Нгварри
- Глория Петьярре
- Грини Первис Петьяр ( ок. 1930–2010 , муж Кэтлин). [39] )
- Жанна Петьяр
- Кэтлин Петьярре
- Нэнси Петьярр
- Анджелина Пверле
- Минни Пверл ок. 1910–1922–2006 )
- Джинни Миллс Пверле
- Лена Пверле (род. Ок. 1934 г.) [40] )
- Джанель Стокман
- Барбара Вейр
Другие известные жители
[ редактировать ]- Розали Кунот-Монкс , ректор Бакалаврского института высшего образования коренных народов . В 14 лет она сыграла главную роль в Шарля Шовеля фильме 1955 года «Джедда» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Корпус здравоохранения отдаленных районов (2017). «Профиль сообщества: Центральный регион Утопии» (PDF) . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Утопия» . Национальный музей Австралии . 27 июня 2019 г. Проверено 25 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Корпус здравоохранения отдаленных районов (2009 г.). «Профиль сообщества: Утопия (Урапунтья)» (PDF) . Центральный регион Австралии . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ «Регионы: Калкаринги и Дагарагу» . Университет Мельбурна . Факультет искусств . 22 января 2018 года . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Встречи Ампилаватджи и Лос-Анджелеса» . Барклиский районный совет . 11 декабря 2019 года . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Утопия» . Изобразительное искусство Лорейн Диггинс . 10 апреля 2015 года . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Мабин, Саския (25 сентября 2021 г.). «Внутри Утопии, дома некоторых из самых знаменитых художников Австралии» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 25 сентября 2021 г.
- ^ Чейни, Фред (16 сентября 1980 г.). «Претензия аборигенов на землю в утопической пасторальной аренде: отчет комиссара по земле аборигенов: заявление министра» . ПарлИнфо . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Лим, Лиза (2 февраля 2018 г.). «Откуда пошло слово «загородная станция»?» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Тухи, Джон (1979). Закон о земельных правах аборигенов (Северная территория) 1976 года: Земельные претензии Альяварры и Кайтитджи: отчет комиссара по земле аборигенов министру по делам аборигенов (PDF) . Правительство Австралии. ISBN 0-642-04132-6 .
воспроизведено с разрешения 1996 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Ампилатватжа и встречи в Лос-Анджелесе» . Барклиский районный совет . 11 декабря 2019 года . Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ Пилджер, Джон. «Утопия» . Джон Пилджер.com . Проверено 31 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Корпорация аборигенов Урапунтжи» . Корпорация аборигенов Урапунтжа . 12 сентября 2014 года . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ «Наша история» . Барклиский районный совет . Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ Шуберт, Стивен (14 сентября 2017 г.). «Отдаленные поселения, такие как Утопия, получат более качественные услуги, — обещает новый президент Совета графства Баркли» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 24 августа 2020 г.
- ^ «Округи местного самоуправления Баркли» (карта) . 17 сентября 2019 г. Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ «Сделай так, чтобы твой голос был услышан» . Барклиский районный совет . 30 января 2018 года . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы и ответы» . Барклиский районный совет . Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ «Встречи Арлпарры и Лос-Анджелеса» . Барклиский районный совет . 11 декабря 2019 года . Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ «Араверр – Арлпарра» . QuickStats переписи населения 2016 года: утопия . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Местоположение врача общей практики - Служба здравоохранения Урапунтии - Утопия» . Северная территория PHN . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ «737 Иллеувурру [Поиск]» . BushTel – Удаленные сообщества Северной Америки . Правительство Северной территории . Проверено 21 августа 2020 г. (Примечание: сейчас в разделе «Баркли», обновление по сравнению с источником RAHC 2009 года.)
- ^ "Расположение" . Служба здравоохранения Урапунтжи . 9 февраля 2016 года . Проверено 21 августа 2020 г.
- ^ Лиза Мартин (31 октября 2011 г.). «Утопия — земля без туалетов, а не надежда» . ninemsm.com . Проверено 28 июля 2012 г.
- ^ Роули, К. (2008). «Заболеваемость и смертность австралийских аборигенов: 10-летнее наблюдение в децентрализованном сообществе» . Медицинский журнал Австралии . 188 (5): 283–7. дои : 10.5694/j.1326-5377.2008.tb01621.x . ПМИД 18312192 . S2CID 18142694 .
- ^ «Связь между первичной медико-санитарной помощью и результатами в отношении здоровья аборигенов и жителей островов Торресова пролива» . Департамент здравоохранения и старения . Проверено 28 июля 2012 г.
- ^ Петрова, Саша (28 августа 2014 г.). «Нехватка воды на Родине Утопии приводит к распространению чесотки» . Новости НТ . Проверено 31 августа 2016 г.
- ^ Лиддл, Селеста (15 сентября 2014 г.). «Десять недель засухи: вода по-прежнему является привилегией, а не правом коренных жителей Австралии» . Хранитель . Проверено 31 августа 2016 г.
- ^ «Кризис? Какой кризис? Утопия, чтобы получить новую скважину, но нехватки воды никогда не было» . Новая Матильда . 29 сентября 2014 года . Проверено 31 августа 2016 г.
- ^ «Клиника Урапунтья Боре» (PDF) (Пресс-релиз). Правительство НТ. Барклиский районный совет. 29 августа 2014 года . Проверено 31 августа 2016 г.
- ^ «Обновление истории болезни в клинике Урапунтья» (PDF) (пресс-релиз). Правительство НТ. Барклиский районный совет. 26 сентября 2014 года . Проверено 16 июня 2017 г.
- ^ Стюарт, Энтони (22 октября 2014 г.). «Служба здравоохранения для получения пожертвований за воду из Утопии» . Проверено 31 августа 2016 г.
- ^ Саттон, Малькольм (2 октября 2020 г.). «Танданья возобновляет празднование 30-летия выставки с новым акцентом на современное искусство» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ «Утопическое искусство аборигенов» . Утопическое искусство аборигенов . Проверено 1 июня 2015 г.
- ^ "О" . Художники Ампилатватжи . 19 июля 2017 года . Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ «Арт-центр Утопия» . Арт-центр «Утопия» . 6 декабря 2023 г. Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Эмили Кам Нгваррей и Центр искусств Утопия» . Национальная галерея Австралии . 2 декабря 2023 г. Проверено 28 января 2024 г.
- ^ «Арт-центр Утопия» . Фейсбук . Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ «Грини Первис Петьярре» . Куи Арт . 2 апреля 2021 г. Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ «Лена Пверле» . Галерея Мбантуа . 1 ноября 2022 г. Проверено 1 ноября 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Сообщество Утопии в Центральной Австралии» . Галерея изящных искусств Мбантуа и Музей культуры .
- Гуч, Родни в сотрудничестве с Энн Мари Броуди; портретные фотографии Адлера Николая; Художники-утописты (1990). Утопия: фотоистория: 88 шелковых батиков из коллекции Роберта Холмса при дворе . Перт: Heytesbury Holdings. ISBN 0646009095 . Содержит коллекцию рисунков батика вместе с историей их создания и выставки.
- Грин, Дженнифер Энн; Институт развития аборигенов (Алис-Спрингс, Северная Каролина) (1992), аляварско-английский словарь , Институт развития аборигенов, ISBN 978-0-949659-66-8
- Кнгварри, Эмили Каме ; Бенджамин, Роджер; Нил, Марго (1998), Эмили Каме Нгварри: Альхалкер: картины из Утопии , Художественная галерея Квинсленда, ISBN 978-0-646-34829-2
- Николлс, эссе Кристины; Норт, Ян (2001). Кэтлин Петьярр: Гений места . Кент Таун, Южная Австралия: Wakefield Press. ISBN 1862545464 .
- Тухи, Джон Лесли (1980), Анматджирра и Альяварра претендуют на землю для пасторальной аренды Утопии: отчет , Управление комиссара по земле аборигенов , получено 31 мая 2015 г.
- Вановац, Неда (26 июня 2017 г.). «Колледж Баркер соглашается открыть академию аборигенов для девочек на родине Утопии» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация.
Внешние ссылки
[ редактировать ]22 ° 15' ю.ш., 134 ° 40' в.д. / 22,250 ° ю.ш., 134,667 ° в.д.