Дэйзи Джугадай Напалтьярри
Дэйзи Джугадай Напалтьярри | |
---|---|
Рожденный | в. 1955 год Хаастс-Блафф, Северная территория , Австралия |
Умер | 2008 г. (52–53 года) |
Национальность | австралийский |
Известный | Рисование |
Награды | Финалист Национальной премии в области искусства аборигенов и жителей островов Торресова пролива : 1995, 1998, 2001 гг. Победитель секции NAZIAA: 2000 г. |
Дейзи Джугадай Напалтьярри (ок. 1955–2008) была пинтупи-луритья, говорящей на языке художницей из числа коренных народов, Австралии из региона Западной пустыни и сестрой художницы Молли Джугадай Напалтьярри . Дейзи Джугадай жила и рисовала в Хаастс-Блафф, Северная территория . Там она сыграла значительную роль в создании Женского центра Икунтжи , где работали многие художницы региона.
вдохновленные Германсбургской школой Картины Джугадай, , отражают ее Тьюукуррпу , сложное духовное знание и отношения между ней и ее пейзажем. Картины также отражают тонкое наблюдение за структурой растительности и окружающей среды. Работы Джугадай пять раз отбирались для выставки на Национальной премии в области искусства аборигенов и жителей островов Торресова пролива в период с 1993 по 2001 год, а в 2000 году она была победителем секции. Ее картины хранятся в крупных коллекциях, включая Национальную галерею Виктории , Национальную галерею Австралии. и Музей и художественная галерея Северной территории .
Жизнь
[ редактировать ]
Дэйзи Джугадай родилась в 1955 году в Хаастс-Блафф, Северная территория , в семье Нарпутты Нангала и Тимми Джугадая Тджунгуррайи. [ 1 ] Неоднозначность относительно года рождения отчасти объясняется тем, что коренные жители используют другую концепцию времени, чем некоренные австралийцы, часто оценивая даты путем сравнения с возникновением других событий. [ 2 ]
Жители Папуньи и Хааст-Блаффа, такие как Дейзи, говорят на разновидности языка пинтупи, называемого пинтупи-луритья. [ 1 ] диалект Западной пустыни . Напалтьярри (на диалектах Западной пустыни) или Напалджарри (на варлпири) — кожное имя , одно из шестнадцати, используемых для обозначения подразделов или подгрупп в системе родства коренных народов Центральной Австралии. Эти имена определяют родственные отношения, которые влияют на предпочтительных партнеров по браку и могут быть связаны с определенными тотемами . Хотя их можно использовать в качестве обращения, они не являются фамилиями в том смысле, который используют европейцы. [ 3 ] [ 4 ] Таким образом, «Дэйзи Джугадай» — это элемент имени художницы, принадлежащий именно ей.
Детство Джугадай прошло как в Хаастс-Блафф, так и в соседнем лагере Файв-Майл, а она училась в Папунье. Она вышла замуж за Келли Мульта, и у них родилась дочь Агнес. Они жили на окраине Кунгкаюнти, но Дейзи вернулась в Хаастс-Блафф, когда Келли умерла. [ 5 ] Лишь в 1990-х годах она снова вышла замуж за жителя острова Элчо , после чего регулярно путешествовала между Арнем-Лендом и Хааст-Блаффом. Джугадай умерла в 2008 году, ее похороны прошли в Хаастс-Блафф, где она родилась. [ 5 ] У Дэйзи Джугадай была старшая сестра, художница Молли Джугадай Напалтьярри . [ 6 ] и еще одна сестра, Эстер, умершая раньше нее. [ 5 ]
Искусство
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Современное художественное движение коренных народов Австралии зародилось в западной пустыне в 1971 году, когда коренные жители Папуньи занялись живописью под руководством таких старейшин, как Каапа Тьямпитджинпа , и при помощи учителя Джеффри Бардона . [ 7 ] Эта инициатива, в которой акриловые краски использовались для создания рисунков, изображающих раскраску тела и наземные скульптуры, быстро распространилась среди общин коренных народов центральной Австралии, особенно после начала санкционированной правительством художественной программы в центральной Австралии в 1983 году. [ 8 ] К 1980-м и 1990-м годам такие работы выставлялись на международных выставках. [ 9 ] Первыми художниками, включая всех основателей труппы художников Папунья Тула , были мужчины, и среди мужчин пинтупи в центральной Австралии существовало сопротивление рисованию женщин. [ 10 ] Однако многие женщины в общинах пожелали принять участие, и в 1990-е годы многие начали создавать картины. В западных пустынных общинах, таких как Кинторе, Юэндуму, Балго и на окраинах , люди начали создавать произведения искусства специально для выставок и продажи. [ 9 ]
Дейзи Джугадай происходила из семьи художников, включая ее дядю Уту Уту Тджангала и ее мать. [ 11 ] Она научилась рисовать во время учебы в Папунья и Хаастс-Блафф. [ 12 ] но ее первый опыт как художника пришелся на работу над фонами для картин, созданных ее отцом. [ 11 ] Дейзи Джугадай, представительница языковой группы пинтупи/луритья, была одной из многих художниц, пришедших в живопись через Женский центр Икунтджи (позже «Художники Икунтжи» ) в начале 1990-х годов. [ 1 ] Ей приписывают значительную роль в создании центра. [ 12 ] Она начала с трафаретной печати и линогравюры , но быстро перешла к живописи акрилом, создав многие из своих лучших работ в середине 1990-х годов. [ 12 ] Художники Западной пустыни, такие как Дейзи Джугадай, часто рисуют определенные « сны » или Тьюкуррпа , за которые они несут личную ответственность или права. [ 13 ] Сложная концепция, Тьюкурпа, относится к духовному знанию ландшафта и хранению его; это также относится к законам, правилам или историям, которые люди должны поддерживать и воспроизводить в своих сообществах. [ 14 ] [ 15 ] Дейзи Джугадай изображала в своем искусстве как те, за которые она несла личную ответственность, так и жизни своего покойного мужа и покойного отца. [ 12 ] К ним относятся сны медового муравья , спинифекса и эму; [ 16 ] Географические места, в которых были созданы эти картины, включали водоем Мурунджи и Талабаррди, а также другие места вокруг Кунгкаюнти, где ее семья жила много лет. [ 1 ] [ 17 ]
Карьера
[ редактировать ]
На протяжении 1990-х годов Дейзи Джугадай была постоянным участником выставок в Центре искусств Аралуэн в Алис-Спрингс, а также на других крупных выставках, таких как Australian Heritage Art Awards в Канберре в 1994 году. [ 1 ] Признание пришло в 1993 году в двух формах: награда Женской стипендии Северной территории; [ 5 ] и покупка Центром искусств Аралуэна работы, выставляемой на его ежегодной художественной премии. [ 11 ] В своем сообществе она была не только художницей, но и администратором. Дейзи, член Женского центра Икунтжи и представительница общественного совета Икунтжи, была одной из тех, кто успешно лоббировал назначение художницы Марины Строкки координатором арт-центра в начале 1990-х годов. [ 5 ] [ 18 ] Уважение между двумя женщинами было взаимным: Дейзи была одной из группы художников, чьи работы были выбраны для выставки, которая проходила по региональным австралийским публичным галереям в 1999–2000 годах, Ikuntji tjuta – гастроли , куратором которой была Марина Строкки, арт-центр. координатор, который несколько лет назад впервые помог развивать центр Икунтджи в Хаастс-Блафф. [ 19 ]
Работы Дейзи Джугадай хранятся в Национальной галерее Виктории . [ 20 ] Национальная галерея Австралии и Музей и художественная галерея Северной территории . [ 1 ] Они также хранятся в крупных частных коллекциях, таких как Нангара (также известная как Коллекция Эбеса), [ 21 ] а также Университетом Эдит Коуэн . [ 22 ] Впервые участвовал в Национальной премии в области искусства аборигенов и жителей островов Торресова пролива в 1993 году. [ 16 ] она несколько раз была финалисткой, включая 1995, 1998 и 2001 годы. [ 1 ] и победитель секции в 2000 году. [ 5 ] Ее работа на премию 1994 года «Кару капингку пунгу» («Ручей после дождя») принадлежит Музею и художественной галерее Северной территории. [ 23 ] Ее работы также представлены вместе с другими художниками коренных народов, такими как Глория Петьярре , в терминале международного аэропорта Мельбурна, построенном в 1996 году. [ 24 ] Картина «Антити, недалеко от Файв-Майл» , написанная в 1998 году, появилась на обложке номера « Медицинского журнала Австралии» . [ 22 ]
Стиль
[ редактировать ]Единственная среди художников Икунтжи Дэйзи Джугадай работала за мольбертом. Она упомянула Германсбургскую школу , группу художников из числа коренных народов, в том числе Альберта Наматжиру , который начал рисовать в Германнсбургской миссии в 1930-х годах, как оказавшую влияние на ее творчество. [ 12 ] «Память и Файв-Майл-Крик» (1995) представляют страну ее детства. На нем показаны холмы региона на высоте, а не в плане, и представлен диапазон растительности, типичной для этой страны. [ 20 ] Куратор Марина Строкки отмечает, что картина Дейзи Джугадай отражает пристальное наблюдение за сложными структурами растительности и окружающей среды, ее особенности «навязчиво детализированы», при этом художница «преданно [включая] всех кустарников этой области», а также выбирает « время года, в которое можно изобразить свою страну». [ 19 ] Растительность тщательно прорисовывалась обрезанной кистью, а более мелкие детали, такие как пыльца, рисовались с помощью спички. Облака всегда были последними функциями, которые нужно было включить. Несмотря на такую преданность деталям, Дэйзи предпочитала писать большие полотна. [ 5 ] «Память и Файмайл-Крик» были включены в выставку «Aboriginal Art Post 1984» Национальной галереи Виктории 2004–2005 годов, и рецензент Мириам Косич, отметив ее «наивное очарование», также обратила внимание на название работы и смысл, который, как и другие более явно политические художники ее эпохи, «она тоже говорит о насильственном лишении собственности». [ 25 ]
Художница Мэнди Мартин, которая в 2005 году участвовала в сотрудничестве с несколькими художниками из региона Хааст-Блафф, считала, что изображение куста Дейзи было достигнуто с помощью «стилизованного, но великолепного личного языка». [ 26 ] Писатель и критик Мораг Фрейзер охарактеризовал работу Дейзи как «экстраординарную», отметив, что в картинах Дейзи «природа настолько полностью усвоена, а ее передача настолько раскованна». [ 27 ] Ее смерть, выдающаяся художница в своем сообществе, совпала с энергичным возобновлением художественного самовыражения среди ее преемников. [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бирнберг, Марго; Януш Кречмански (2004). Биографический словарь художников-аборигенов: Запад Австралии, Центральная пустыня и регион Кимберли . Марлестон, Южная Австралия: JB Publishing. стр. 213–214. ISBN 978-1-876622-47-3 .
- ^ Бирнберг, Марго; Януш Кречмански (2004). Биографический словарь художников-аборигенов: Запад Австралии, Центральная пустыня и регион Кимберли . Марлестон, Южная Австралия: JB Publishing. стр. 10–12. ISBN 978-1-876622-47-3 .
- ^ «Родство и кожные имена» . Люди и культура . Центральный земельный совет. Архивировано из оригинала 10 ноября 2010 года . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ Де Брабандер, Даллас (1994). «Разделы». В Дэвиде Хортоне (ред.). Энциклопедия аборигенов Австралии . Том. 2. Канберра: Издательство по изучению аборигенов Австралийского института исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива. п. 977. ИСБН 978-0-85575-234-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Строцки, ВМФ (2008). "Дэйзи Напалтьярри Джугадай (Дань искусству)" Искусство и Австралия 46 (1):61.
- ^ Мартин, Мэнди; Робин, Либби; Смит, Майк (2005). Страты: пустыни прошлого, настоящего и будущего (PDF) . Канберра: Земля и вода Австралии. ISBN 978-0-9577481-4-9 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 февраля 2011 года.
- ^ Бардон, Джеффри; Джеймс Бардон (2007). Папунья – Место, созданное по мотивам истории: Начало живописного движения Западной пустыни . Мельбурнский университет: Miegunyah Press. ISBN 978-0-522-85434-3 .
- ^ Дюссар, Франсуаза (2006). «Агитация идентичности: размышления о движении акрилового искусства в поселении австралийских аборигенов». История аборигенов . 30 : 156–168.
- ^ Перейти обратно: а б Морфи, Ховард (1999). Искусство аборигенов . Лондон: Файдон. стр. 261–316. ISBN 978-0-7148-3752-9 .
- ^ Строцки, Марина (2006). «Минима Тьюкуррпа: Проект холста Кинторе / Хаастс Блафф: Танцующие женщины в исполнении известных художников». Артлинк . 26 (4): 104–107.
- ^ Перейти обратно: а б с Джонсон, Вивьен (1994). «Дейзи Напалтьярри Джугадай, род. 1956, Хаастс Блафф, Северная Каролина» . Биография Дизайн и искусство Австралии онлайн . Получено 23 октября.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кляйнерт, Сильвия; Марго Нил (2000). Оксфордский справочник по искусству и культуре аборигенов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 613. ИСБН 978-0-19-550649-5 .
- ^ Джонсон, Вивьен (1994). "Введение". Художники-аборигены Западной пустыни: Биографический словарь . Роузвилл-Ист, Новый Южный Уэльс: Дом мастера. стр. 7–12.
- ^ «Тьюкурпа – культура Анангу» . Улуру – национальный парк Ката Тьюта . Департамент окружающей среды, воды, наследия и искусства. 2009. Архивировано из оригинала 11 июля 2009 года . Проверено 18 июля 2009 г.
- ^ Сан-Роке, Крейг (2006). «О Тьюкуррпе , рисовании и построении мысли» . Социальный анализ . 50 (2): 148–172. дои : 10.3167/015597706780810862 .
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон, Вивьен (1994). Художники-аборигены Западной пустыни: Биографический словарь . Роузвилл-Ист, Новый Южный Уэльс: Дом мастера. п. 116.
- ^ Напалтьярри Игрок, Дейзи (1996). «Зеленая каменная дыра» . коллекции Поиск Национальная галерея Австралии Получено 5 ноября.
- ^ Строцки, Марина (1995). Икунтджи: картины из Хаастс-Блаффа, 1992–1994 гг . Алис-Спрингс: IAD Press. п. 8. ISBN 978-0-949659-86-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Строцки, Марина (1999). Икунтджи тьюта: гастроли . Кэмпбеллтаун, Новый Южный Уэльс: Художественная галерея, посвященная 200-летию города Кэмпбеллтаун.
- ^ Перейти обратно: а б «Дэйзи Напалджарри Джугадай - Память и Файв-Майл-Крик, 1995» . Коллекция НГВ . Национальная галерея Виктории. Архивировано из оригинала 10 сентября 2009 года . Проверено 2 июля 2009 г.
- ^ «Художники» . Нангара: выставка искусства австралийских аборигенов. Архивировано из оригинала 13 сентября 2009 года . Проверено 2 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «[Обложка]» (PDF) . Медицинский журнал Австралии . 176 (10): 453. 20 мая 2002 г. Проверено 23 октября 2012 г.
- ^ Джугадай, Дейзи Напалтьярри (1994). «Ручей после дождя » Коллекция Национальной премии MAGNT в области искусства аборигенов и жителей островов Торресова пролива (NATSIAA) . Музеи и художественные галереи Северной территории. из оригинала 11 апреля. Архивировано Получено 23 октября.
- ^ Баттерсби, Джин (1996). «Искусство и аэропорты 2». Международное ремесленное искусство . 37 : 49–64.
- ^ Косич, Мириам (20 декабря 2004 г.). «Революционный сдвиг тона». Австралиец . п. 14.
- ^ Мартин, Мэнди (2005). «Пустыня мысленного взора» (PDF) . В Мэнди Мартин, Либби Робин и Майке Смите (ред.). Страты: пустыни прошлого, настоящего и будущего . Канберра: Земля и вода Австралии. п. 15. ISBN 978-0-9577481-4-9 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 марта 2012 года . Проверено 23 октября 2012 г.
- ^ Фрейзер, Мораг (1999). «Субстанция и иллюзия: перекрестные течения в австралийской пейзажной живописи и австралийской литературе» . ЛиНК . 26 (1): 30.
- ^ Гриффин, Саша (2008). «Центр искусств Икунтджи: Хааст-Блафф» . Австралийский коллекционер произведений искусства . 46 . Архивировано из оригинала 6 апреля 2013 года . Проверено 23 октября 2012 г.