Мона Рокман Напалджарри
Мона Рокман Напалджарри (родилась около 1924 г.) - варлпири художница из числа коренного народа Австралии Западной пустыни из региона . Ее картины и керамика хранятся в коллекции Национальной галереи Виктории .
Жизнь
[ редактировать ]Мона Рокман родилась примерно в 1924 году в Монгрел-Даунс, ныне Танами-Даунс пасторальная станция , на Северной территории , примерно в 700 километрах к северо-западу от Алис-Спрингс . [ 1 ]
Напалджарри (на варлпири) или Напалтьярри (на диалектах Западной пустыни) — кожное имя , одно из шестнадцати, используемых для обозначения подразделов или подгрупп в системе родства коренных народов Центральной Австралии. Эти имена определяют родственные отношения, которые влияют на предпочтительных партнеров по браку и могут быть связаны с определенными тотемами . Хотя их можно использовать в качестве обращения, они не являются фамилиями в том смысле, который используют европейцы. [ 2 ] [ 3 ] Таким образом, «Мона Рокман» — это элемент имени художницы, принадлежащий именно ей.
Мона была одной из шести детей Милкилы Джунгарайи. Среди ее братьев и сестер - художники Бидди Рокман Напалджарри и Пегги Рокман Напалджарри . [ 4 ] Мона Рокман — одна из традиционных владельцев, признанных в земельном иске Танами-Даунс в соответствии с Законом о земельных правах аборигенов 1976 года . [ 4 ]
Искусство
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Современное искусство коренных народов западной пустыни началось, когда коренные жители Папуньи начали рисовать в 1971 году при содействии учителя Джеффри Бардона . [ 5 ] Их работы, в которых использовались акриловые краски для создания рисунков, изображающих боди-арт и наземные скульптуры, быстро распространились среди коренных народов центральной Австралии, особенно после начала санкционированной правительством художественной программы в центральной Австралии в 1983 году. [ 6 ] К 1980-м и 1990-м годам такие работы выставлялись на международных выставках. [ 7 ] Первыми художниками, включая всех основателей труппы художников Папунья Тула , были мужчины, и среди мужчин пинтупи в центральной Австралии существовало сопротивление рисованию женщин. [ 8 ] Однако среди многих женщин также было желание участвовать, и в 1990-е годы многие из них начали создавать картины. В западных пустынных общинах, таких как Кинторе , Юэндуму , Балго и на окраинах , люди начали создавать произведения искусства специально для выставок и продажи. [ 7 ]
Карьера
[ редактировать ]Мона Рокман, вероятно, была одной из многих художников, которые впервые научились рисовать на курсах, которые в 1986 году в Ладжаману проводил специалист по образованию взрослых Джон Куинн, связанный с местным отделом технического и дополнительного образования . [ 9 ] На курс, который первоначально посещали только мужчины, в конечном итоге приняли участие более сотни членов сообщества. [ 10 ] Среди других, кто начал свою карьеру на этом курсе, - Луиза Напалджарри , а также сестра Моны Пегги Рокман. [ 9 ] [ 11 ]
Художники Западной пустыни, такие как Мона, часто рисуют определенные « сны » или истории, за которые они несут личную ответственность или права. [ 12 ] Мечты Моны — Нгатиджиири ( волнистый попугайчик ) и Варна ( змея ). [ 1 ] Помимо живописи, Мона также занималась гончарным делом, ее работы в обоих видах искусства выставляются в Национальной галерее Виктории . [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джонсон, Вивьен (1994). Художники-аборигены Западной пустыни: Биографический словарь . Роузвилл-Ист, Новый Южный Уэльс: Дом мастера. п. 174.
- ^ «Родство и кожные имена» . Люди и культура . Центральный земельный совет. Архивировано из оригинала 10 ноября 2010 года . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ Де Брабандер, Даллас (1994). «Разделы». В Дэвиде Хортоне (ред.). Энциклопедия аборигенов Австралии . Том. 2. Канберра: Издательство по изучению аборигенов Австралийского института исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива. п. 977. ИСБН 978-0-85575-234-7 .
- ^ Jump up to: а б Олни, Джастис (30 марта 1992 г.). Претензия на землю Танами Даунс: выводы, рекомендации (PDF) . Доклады земельного комиссара аборигенов. Том. Отчет № 42. Мельбурн: Уполномоченный по земле аборигенов. Архивировано из оригинала (PDF) 29 марта 2011 года.
- ^ Бардон, Джеффри; Джеймс Бардон (2006). Папунья – Место, созданное по мотивам истории: Начало живописного движения Западной пустыни . Мельбурнский университет: Miegunyah Press.
- ^ Дюссар, Франсуаза (2006). «Агитация идентичности: размышления о движении акрилового искусства в поселении австралийских аборигенов». История аборигенов . 30 : 156–168.
- ^ Jump up to: а б Морфи, Ховард (1999). Искусство аборигенов . Лондон: Файдон. стр. 261–316.
- ^ Строцки, Марина (2006). «Минима Тьюкуррпа: Проект холста Кинторе / Хаастс Блафф: Танцующие женщины в исполнении известных художников». Артлинк . 26 (4).
- ^ Jump up to: а б Бирнберг, Марго; Януш Кречмански (2004). Биографический словарь художников-аборигенов: Запад Австралии, Центральная пустыня и регион Кимберли . Марлестон, Южная Австралия: JB Publishing. п. 209. ИСБН 1-876622-47-4 .
- ^ Джонсон, Вивьен (1994). «Эффекты домино: распространение искусства Западной пустыни в 80-е годы». Художники-аборигены Западной пустыни: Биографический словарь . Роузвилл-Ист, Новый Южный Уэльс: Дом мастера. стр. 13–49.
- ^ Бирнберг, Марго; Януш Кречмански (2004). Биографический словарь художников-аборигенов: Запад Австралии, Центральная пустыня и регион Кимберли . Марлестон, Южная Австралия: JB Publishing. п. 205. ИСБН 1-876622-47-4 .
- ^ Джонсон, Вивьен (1994). "Введение". Художники-аборигены Западной пустыни: Биографический словарь . Роузвилл-Ист, Новый Южный Уэльс: Дом мастера. стр. 7–12.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- изображение Моны Рокман от Mimi Arts.