Нора Энди Напалтьярри
Нора Энди Напалтьярри | |
---|---|
Рожденный | ок.1957 Хаастс-Блафф, Северная территория , Австралия |
Национальность | австралийский |
Известный | Рисование |
Нора Энди Напалтьярри (род. около 1957 г.) - варлпири и луритья , говорящая на художница из числа коренных народов Австралии Западной пустыни , из региона . Как и ее мать Энталура Нангала, Нора рисовала для кооператива художников коренных народов « Папунья Тула» . Ее работы выставлялись в Музее Гогена на Таити и хранятся в Артбанке .
Жизнь
[ редактировать ]
Нора Энди родилась примерно в 1957 году: в биографии Карриньярра Артистс указана дата 1956 года. [ 1 ] в то время как в биографическом словаре Бирнберга и Кречмански 2004 года указана дата около 1957 года. [ 2 ] Она родилась в Хаастс-Блафф, Северная территория , к западу от Алис-Спрингс . Неопределенность относительно года рождения отчасти объясняется тем, что коренные австралийцы используют другую концепцию времени, часто оценивая даты путем сравнения с возникновением других событий. [ 3 ]
« Напалджарри » (на варлпири) или «Напалтьярри» (на диалектах Западной пустыни) — это кожное имя , одно из шестнадцати, используемых для обозначения подразделов или подгрупп в системе родства коренных народов центральной Австралии. Эти имена определяют родственные отношения, которые влияют на предпочтительных партнеров по браку и могут быть связаны с определенными тотемами. Хотя их можно использовать в качестве обращения, они не являются фамилиями в том смысле, который используют европейцы. [ 4 ] [ 5 ] Таким образом, «Нора Энди» — это элемент имени художницы, принадлежащий именно ей.
Мать Норы Энди — художница Энталура Нангала, которая вместе с сестрами Норы Адой Энди Напалтьярри , Эмили Энди Напалтьярри и Шарлин Энди Напалтьярри рисовала для крупной художественной компании коренных народов Папунья Тула . [ 6 ] Хотя она жила в Маунт-Аллен и Маунт-Либиг (оба недалеко от Хаастс-Блафф), в 1994 году Нора Энди жила либо в Алис-Спрингс, либо в Папунье (оба места цитируются в одном источнике). [ 7 ]
Искусство
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Современное искусство коренных народов западной пустыни началось, когда коренные жители Папуньи начали рисовать в 1971 году при содействии учителя Джеффри Бардона . [ 8 ] Их работы, в которых использовались акриловые краски для создания рисунков, изображающих боди-арт и наземные скульптуры, быстро распространились среди коренных народов центральной Австралии, особенно после начала санкционированной правительством художественной программы в центральной Австралии в 1983 году. [ 9 ] К 1980-м и 1990-м годам такие работы выставлялись на международных выставках. [ 10 ] Первыми художниками, включая всех основателей труппы художников Папунья Тула , были мужчины, и среди мужчин пинтупи в центральной Австралии существовало сопротивление рисованию женщин. [ 11 ] Однако среди многих женщин также было желание участвовать, и в 1990-е годы многие из них начали создавать картины. В западных пустынных общинах, таких как Кинторе, Юэндуму , Балго и на окраинах , люди начали создавать произведения искусства специально для выставок и продажи. [ 10 ]
Карьера
[ редактировать ]Нора Энди начала рисовать примерно в 1987 году в Алис-Спрингс. [ 6 ] Художники Западной пустыни, такие как Нора, часто рисуют определенные « сны » или истории, за которые они несут личную ответственность или права. [ 12 ] сновидения о кустовом луке стали темой ее работ. История связана со страной ее отца вокруг Хааст-Блаффа. [ 6 ]
Работы Норы Энди хранятся в Артбанке. В 1988 году он был включен в выставку в Музее Гогена на Таити . [ 2 ]
Коллекции
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Нора Энди Напалтьярри " Карриньярра Художники 2007 . Получено 19 сентября.
- ^ Jump up to: а б с Бирнберг, Марго; Януш Кречмански (2004). Биографический словарь художников-аборигенов: Запад Австралии, Центральная пустыня и регион Кимберли . Марлестон, Южная Австралия: JB Publishing. п. 219. ИСБН 1-876622-47-4 .
- ^ Бирнберг, Марго; Януш Кречмански (2004). Биографический словарь художников-аборигенов: Запад Австралии, Центральная пустыня и регион Кимберли . Марлестон, Южная Австралия: JB Publishing. стр. 10–12. ISBN 1-876622-47-4 .
- ^ «Родство и кожные имена» . Люди и культура . Центральный земельный совет. Архивировано из оригинала 10 ноября 2010 года . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ Де Брабандер, Даллас (1994). «Разделы». В Дэвиде Хортоне (ред.). Энциклопедия аборигенов Австралии . Том. 2. Канберра: Издательство по изучению аборигенов Австралийского института исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива. п. 977. ИСБН 978-0-85575-234-7 .
- ^ Jump up to: а б с «Нора Напалджарри Энди» . Онлайн-словарь австралийских художников. 2007 . Проверено 19 сентября 2009 г.
- ^ Джонсон, Вивьен (1994). Художники-аборигены Западной пустыни: Биографический словарь . Роузвилл-Ист, Новый Южный Уэльс: Дом мастера. стр. 60–61.
- ^ Бардон, Джеффри; Джеймс Бардон (2006). Папунья – Место, созданное по мотивам истории: Начало живописного движения Западной пустыни . Мельбурнский университет: Miegunyah Press.
- ^ Дюссар, Франсуаза (2006). «Агитация идентичности: размышления о движении акрилового искусства в поселении австралийских аборигенов». История аборигенов . 30 : 156–168.
- ^ Jump up to: а б Морфи, Ховард (1999). Искусство аборигенов . Лондон: Файдон. стр. 261–316.
- ^ Строцки, Марина (2006). «Минима Тьюкуррпа: Проект холста Кинторе / Хаастс Блафф: Танцующие женщины в исполнении известных художников». Артлинк . 26 (4).
- ^ Джонсон, Вивьен (1994). "Введение". Художники-аборигены Западной пустыни: Биографический словарь . Роузвилл-Ист, Новый Южный Уэльс: Дом мастера. стр. 7–12.