Пегги Рокман Напалджарри
Пегги Рокман Напалджарри | |
---|---|
Рожденный | около 1940 г. |
Национальность | австралийский |
Известный | Рисование |
Награды | Финалист Национальной премии в области искусства аборигенов и жителей островов Торресова пролива : 2007 г. |
Пегги Рокман Напалджарри (также известная как Пегги Ялурнгали Рокман Напалджарри ) (родилась около 1940 года) — варлпири , говорящая на языке художница из числа коренных народов Австралии Западной пустыни , из региона . Она родилась на территории нынешней Танами-Даунс пасторальной станции на Северной территории . Она выучила английский язык, когда в детстве работала в семье белых шахтеров; Пегги Рокман и ее семья были впоследствии переселены правительственными властями в Ладжаману , новый поселок к западу от Теннант-Крик . Пегги Рокман — одна из традиционных владельцев Танами Даунс.
С тех пор, как Пегги Рокман впервые обучилась рисованию на курсах обучения взрослых в 1986 году, она рисовала определенные « сны », в том числе Нгатиджирри (волнистый попугайчик), Варну (змею), Ладжу и Нгарлу. Ее работы находятся в коллекции Национальной галереи Виктории и Художественной галереи Нового Южного Уэльса . Она является соавтором книги «Йимикирли: сны и истории Варлпири» , сборника текстов на языке варлпири с английскими переводами.
Жизнь
[ редактировать ]Пегги Рокман родилась примерно в 1940 году. [ примечания 1 ] Неопределенность относительно года рождения отчасти объясняется тем, что коренные австралийцы используют другую концепцию времени, часто оценивая даты путем сравнения с возникновением других событий. [ 4 ] В некоторых источниках в качестве местоположения указывается только «Лима»; [ 2 ] [ 3 ] более подробный отчет предполагает, что она родилась в Мунгкуруррпе, на Танами-Даунс (бывший Монгрел-Даунс), пасторальной станции на Северной территории Австралии. [ 5 ]
При рождении ей дали имя Ялурнгали: имя Пегги Рокман впоследствии дали ей белые администраторы. [ 5 ] « Напалджарри » (на варлпири) или «Напалтьярри» (на диалектах Западной пустыни) — это кожное имя , одно из шестнадцати, используемых для обозначения подразделов или подгрупп в системе родства коренных народов центральной Австралии. Эти имена определяют родственные отношения, которые влияют на предпочтительных партнеров по браку и могут быть связаны с определенными тотемами. Хотя их можно использовать в качестве обращения, они не являются фамилиями в том смысле, который используют европейцы. [ 6 ] [ 7 ] Таким образом, «Пегги Рокман» — это элемент имени художницы, который принадлежит именно ей.
У Пегги Рокман было три старшие сестры, все они вышли замуж за Джампу Джакамарру, за которого позже вышла замуж и сама Пегги. [ 5 ] Ее семья впервые поселилась рядом с белыми австралийцами — парой, добывающей золото в пустыне Танами, — когда ей было от шести до восьми лет. Еще будучи ребенком, она работала, ухаживая за детьми в шахтерской семье, и за это время стала хорошо говорить по-английски. После того, как шахта была заброшена, семья Пегги Рокман вернулась к кочевой жизни в этом регионе, прежде чем поселиться на какое-то время на пасторальной станции под названием Гордон Даунс. Примерно в 1952 году правительственный отдел по делам коренных народов перевез семью в новое поселение под названием Ладжаману , расположенное в центральной пустыне к западу от Теннант-Крик, Северная территория . Там Пегги Рокман была вынуждена работать полный рабочий день на кухне поселения, получая оплату за еду, а иногда и за пайки. В поселении у нее было трое детей от Джампу Джакамарры. [ 5 ]
Пегги Рокман была одной из шести детей Милкилы Джунгарайи, а среди ее братьев и сестер - художницы Бидди Рокман Напалджарри и Мона Рокман Напалджарри . [ 8 ] Пегги Рокман — один из традиционных владельцев, признанных в земельном иске Танами-Даунс в соответствии с Законом о земельных правах аборигенов 1976 года . [ 8 ] В биографиях, опубликованных в 1994 и 2003 годах, указывалось, что она жила в районе Ладжаману. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] но к 2010 году она поселилась в Кэтрин, Северная территория . [ 9 ]
Искусство
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Современное искусство коренных народов западной пустыни началось, когда коренные жители Папуньи начали рисовать в 1971 году при содействии учителя Джеффри Бардона . [ 10 ] Их работы, в которых использовались акриловые краски для создания рисунков, изображающих боди-арт и наземные скульптуры, быстро распространились среди коренных народов центральной Австралии, особенно после начала санкционированной правительством художественной программы в центральной Австралии в 1983 году. [ 11 ] К 1980-м и 1990-м годам такие работы выставлялись на международных выставках. [ 12 ] Первыми художниками, включая всех основателей труппы художников Папунья Тула , были мужчины, и среди мужчин пинтупи в центральной Австралии существовало сопротивление рисованию женщин. [ 13 ] Однако среди многих женщин также было желание участвовать, и в 1990-е годы многие из них начали создавать картины. В западных пустынных общинах, таких как Кинторе, Юэндуму, Балго и на окраинах , люди начали создавать произведения искусства специально для выставок и продажи. [ 12 ]
Карьера
[ редактировать ]Пегги Рокман была одной из многих художников, которые впервые научились рисовать на курсе, который в 1986 году провел в Ладжаману специалист по образованию взрослых Джон Куинн, работавший в местном отделе технического и дополнительного образования . [ 3 ] На курс, который первоначально посещали только мужчины, в конечном итоге приняли участие более сотни членов сообщества. [ 14 ] Среди других, кто начал свою карьеру живописца на этом курсе, - Мона Рокман Напалджарри и Луиза Напалджарри . Художники Западной пустыни, такие как Пегги Рокман, часто рисуют определенные « сны » или истории, за которые они несут личную ответственность или права. [ 15 ] в случае Пегги это Нгатиджирри ( волнистый попугайчик ), Варна (змея), Ладжу и Нгарлу. [ 2 ]
Пегги Рокман вместе с лингвистом Ли Катальди написала «Йимикирли: Сны и истории Варлпири» , [ 3 ] работа, спонсируемая Австралийским институтом исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива и опубликованная в 1994 году. [ 16 ] Это 200-страничный сборник устных текстов, собранный в Варлпири и снабженный английскими переводами. [ 17 ] источником и редактором которого была Пегги Рокман. [ 18 ] Старшая танцовщица среди своих людей, Пегги Рокман помогла выбрать место для и приняла участие в главной церемонии показа Австралийской радиовещательной корпорации документального фильма 1993 года «Милли Милли» . Церемония под названием Wati Kutjarra (Двое мужчин) Dreaming была проведена с другими художниками, в том числе с коллегой-художницей Сьюзи Бутджа Бутджа Напалтьярри . [ 9 ] [ 19 ]
Картины Пегги Рокман выставлялись как на выставках в общественных, так и на коммерческих галереях, в том числе в Центре искусств и развлечений Аралуэн и на выставке «Paint Up Big» в Национальной галерее искусства коренных народов Виктории. Коммерческие галереи, демонстрирующие ее работы, включают галереи Уильяма Мора в Мельбурне. [ 9 ] Работа Пегги Рокман «Мукаки — кустовая слива » была включена в 2007 году в Национальную художественную премию аборигенов и жителей островов Торресова пролива . [ 20 ] Ее картины хранятся в Художественной галерее Нового Уэльса. [ 1 ] и Национальная галерея Виктории. [ 3 ]
Коллекции
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Пегги Рокман - Район Ладжаману» . Искусство аборигенов и жителей островов Торресова пролива > Картины . Художественная галерея Нового Южного Уэльса. 1995 . Проверено 2 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джонсон, Вивьен (1994). Художники-аборигены Западной пустыни: Биографический словарь . Роузвилл-Ист, Новый Южный Уэльс: Дом мастера. п. 174. ИСБН 976-8097-81-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бирнберг, Марго; Януш Кречмански (2004). Биографический словарь художников-аборигенов: Запад Австралии, Центральная пустыня и регион Кимберли . Марлестон, Южная Австралия: JB Publishing. п. 209. ИСБН 1-876622-47-4 .
- ^ Бирнберг, Марго; Януш Кречмански (2004). Биографический словарь художников-аборигенов: Запад Австралии, Центральная пустыня и регион Кимберли . Марлестон, Южная Австралия: JB Publishing. стр. 10–12. ISBN 1-876622-47-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Николлс, Кристина (2007). Шейла Коллингвуд-Уиттик (ред.). Согласование счетов: анализ книги Стивена Грея «Художник — вор» . Том. Боль непринадлежности: отчуждение и идентичность в австралийской литературе. Родопи. стр. 75–104. ISBN 978-90-420-2187-7 .
- ^ «Родство и кожные имена» . Люди и культура . Центральный земельный совет. Архивировано из оригинала 10 ноября 2010 года . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ Де Брабандер, Даллас (1994). «Разделы». В Дэвиде Хортоне (ред.). Энциклопедия аборигенов Австралии . Том. 2. Канберра: Издательство по изучению аборигенов Австралийского института исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива. п. 977. ИСБН 978-0-85575-234-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Олни, Джастис (30 марта 1992 г.). Претензия на землю Танами Даунс: выводы, рекомендации (PDF) . Доклады земельного комиссара аборигенов. Том. Отчет № 42. Мельбурн: Уполномоченный по земле аборигенов. Архивировано из оригинала (PDF) 29 марта 2011 года.
- ^ Перейти обратно: а б с «Биография художника: Пегги Рокман» . Корпорация аборигенов Mimi Arts and Crafts. Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года . Проверено 1 июня 2010 г.
- ^ Бардон, Джеффри; Джеймс Бардон (2006). Папунья – Место, созданное по мотивам истории: Начало живописного движения Западной пустыни . Мельбурнский университет: Miegunyah Press. ISBN 978-0-522-85434-3 .
- ^ Дюссар, Франсуаза (2006). «Агитация идентичности: размышления о движении акрилового искусства в поселении австралийских аборигенов». История аборигенов . 30 : 156–168.
- ^ Перейти обратно: а б Морфи, Ховард (1999). Искусство аборигенов . Лондон: Файдон. стр. 261–316. ISBN 0-7148-3752-0 .
- ^ Строцки, Марина (2006). «Минима Тьюкуррпа: Проект холста Кинторе / Хаастс Блафф: Танцующие женщины в исполнении известных художников». Артлинк . 26 (4).
- ^ Джонсон, Вивьен (1994). «Эффекты домино: распространение искусства Западной пустыни в 80-е годы». Художники-аборигены Западной пустыни: Биографический словарь . Роузвилл-Ист, Новый Южный Уэльс: Дом мастера. стр. 13–49. ISBN 976-8097-81-7 .
- ^ Джонсон, Вивьен (1994). "Введение". Художники-аборигены Западной пустыни: Биографический словарь . Роузвилл-Ист, Новый Южный Уэльс: Дом мастера. стр. 7–12. ISBN 976-8097-81-7 .
- ^ Запись в каталоге: Йимикирли = Сны и истории Варлпири / собраны и переведены Пегги Рокман Напалджарри и Ли Катальди . Серия «Сакральная литература». Национальная библиотека Австралии. 1994. ISBN 9780060661250 . Проверено 31 июля 2009 г.
- ^ Ример, Ник (2005). Семантика полисемии: прочтение значения в английском языке и варлпири . Когнитивно-лингвистические исследования. Том. 30. Вальтер де Грюйтер. п. 326. ИСБН 3-11-018397-8 .
- ^ Николлс, Кристина (2006). «Йилпинджи — визуальное искусство любви коренных народов Австралии — и его проступки» (PDF) . Тихоокеанские и американские исследования . 6 :221 . Проверено 11 декабря 2009 г.
- ^ Гловчевски, Барбара (2004). «Пронзая землю: создание образа женщин Балго и их отношение к стране [Уотсон, Кристина (2003)]: (обзорная статья)». Исследования австралийских аборигенов (2): 105.
- ^ «Информация о продажах» (PDF) . Национальная премия в области искусства аборигенов и жителей островов Торресова пролива . Музеи и художественные галереи Северной территории. 2007. Архивировано из оригинала (PDF) 13 марта 2011 года . Проверено 14 октября 2009 г.
- Художники австралийских аборигенов
- рождение 1940-х годов
- Живые люди
- Австралийские художники 20-го века
- Австралийские женщины-художницы
- Австралийские художники XXI века
- Австралийские художницы XX века
- Австралийские художницы XXI века
- Художники Северной Территории
- Варлпири люди
- Женщины-художницы 20-го века
- Женщины-художники XXI века