Jump to content

Наскальное искусство Европы

Наскальные изображения зубров в пещере верхнего палеолита Ласко на юго-западе Франции.

Наскальные рисунки создавались в Европе с периода верхнего палеолита до последних столетий. Встречается во всех основных регионах континента. [1] Одним из самых известных примеров теменного искусства является Грот Шове во Франции. [2] Культурное назначение этих остатков палеолита и других периодов доисторического искусства неизвестно. Однако некоторые теории предполагают, что, поскольку эти картины были созданы в труднодоступных частях пещер, маловероятно, что они предназначались просто как украшение.

В постпалеолитический период, в более позднюю доисторическую эпоху, по всему континенту возникли региональные варианты, производимые оседлыми земледельческими сообществами.

Научный интерес к европейскому наскальному искусству начался в 17 веке. [1]

Определяющей характеристикой наскального искусства является тот факт, что оно размещено на естественных поверхностях камня; в этом смысле он отличается от произведений искусства, размещенных на построенных стенах, или от отдельно стоящих скульптур. [3] Таким образом, наскальное искусство является формой ландшафтного искусства и включает в себя рисунки, размещенные на валунах и скалах, стенах и потолках пещер, а также на поверхности земли. [3] Наскальное искусство — это глобальное явление, которое можно найти во многих регионах мира. [4]

Существуют различные формы наскального искусства. Сюда входят пиктограммы , нарисованные или нарисованные на панели (поверхности камня), петроглифы , вырезанные или выгравированные на панели, а также земные фигуры, такие как земные формы, инталии и геоглифы . Некоторые археологи также считают ямки и бороздки в скале, известные как чашки , кольца или купулы , формой наскального искусства. [3]

Хотя есть некоторые исключения, большая часть наскальных рисунков, создание которых было этнографически зафиксировано, было создано во время ритуалов. [3] Таким образом, изучение наскального искусства является компонентом археологии религии. [5]

Академическая область исследований наскального искусства , форма археологии , исследует образцы прошлого наскального искусства, чтобы узнать об обществах, которые его создали. Пещеры с впечатляющими произведениями искусства также были найдены в Африке (например, в Намибии ), Аргентине, Австралии, Китае, Индии и других местах. Опубликованные обсуждения открытий наскального искусства, датируемых девятнадцатым веком, задолго до того, как стало возможным научное датирование, привели к частым спорам относительно древности этого искусства. Некоторые ученые в то время разработали типологию, которая была опровергнута, когда стало доступно радиоуглеродное датирование AMS. [6]

Интерпретации

[ редактировать ]

Первоначальные интерпретации искусства в Ласко и других связанных с ним гротах предполагали, что картины и гравюры были декоративными или просто искусством ради искусства. К середине двадцатого века новые теории предположили, что наскальное искусство имело глубокую связь с доисторическими ритуалами, способствующими плодородию и успешной охоте. В подтверждение этой более поздней интерпретации недавние научные исследования обнаружили систематическую последовательность изображений лошадей, зубров (вымершего предка домашнего скота) и оленей, которая соответствует сезонным характеристикам каждого вида, которые можно определить как явно связанные с весной. лето и осень. [7]

Основные памятники верхнего палеолита с наскальными рисунками

[ редактировать ]

В Испании и Франции обнаружено более 300 пещер с теменными произведениями искусства доисторических времен. Входы в некоторые из них были обнаружены под водой, поскольку они были затоплены, поскольку уровень моря со временем поднялся.

  • Пещера Шове , Валлон-Пон-д'Арк, Франция. Пещера Шове, обнаруженная в 1994 году и датируемая 37 000 годом до нашей эры, имеет две основные камеры. В первом большинство изображений красные, а во втором большая часть животных изображена черным. Наиболее эффектными изображениями являются Панно «Лошадь» и Панно «Львы и носороги». [8]
  • Пещеры Арси-сюр-Кюр , Арси-сюр-Кюр , Бургундия, Франция — долгое время известная только существованием пещеры, ее теменное искусство не было обнаружено до 1990 года. Датируемое 28 000 г. до н.э., это второе старейшее известное теменное произведение искусства. , после пещеры Шове.
  • Пещера Коскер , недалеко от Марселя, Франция. Вход в пещеру Коскер, обнаруженный глубоководным дайвером Анри Коскером в 1985 году и датируемый 25 000 годом до нашей эры, находится более чем на 100 футов ниже уровня моря. Он содержит ручные трафареты , рисунки углем и около 100 полихромных изображений лошадей и других животных.
  • Пещера Пеш-Мерль , Кабрере, Юг-Пиренеи, Франция. Пещера Пеш-Мерль, обнаруженная в 1922 году и датируемая 25 000 годом до нашей эры, известна своими пестрыми лошадьми, нарисованными углем и охрой на известняке. Подробную информацию и фотографии можно найти в разделе «Наскальные рисунки Пеш-Мерля».
  • Пещера Ласко , Монтиньяк, Дордонь, Франция. Обнаруженная в 1940 году и датируемая 17 000 годом до нашей эры, пещера Ласко содержит семь украшенных комнат с более чем 2000 нарисованными изображениями, в том числе необычайный Зал Быков, в котором, несмотря на данное ему название, представлены в основном беременные лошади. а также быки-зубы (дикий крупный рогатый скот), от которых и произошло его название.
  • Фон-де-Гом в долине Дордонь во Франции. Пещера Фон-де-Гом, обнаруженная в 1901 году и датируемая 17 000 годом до нашей эры, содержит более 200 полихромных картин солютрейско-мадленской культуры (уступающих по качеству только во Франции после Ласко) с изображением примерно 80 бизонов. , 40 лошадей и 20 мамонтов.
  • Куэва-де-ла-Пасиега , Куэвас-де-Эль-Кастильо, Кантабрия, Испания. Пещера Ла-Пасиега, обнаруженная в 1911 году и датируемая 16 000 годом до нашей эры, состоит из одной главной галереи длиной около 80 ярдов с выходами на несколько второстепенных галерей. Его художественное произведение состоит из более чем 700 живописных изображений (около 100 оленей, 80 лошадей, 30 козлов и 30 голов крупного рогатого скота, а также изображений птиц, рыб, мамонтов и северных оленей) и включает множество абстрактных символов (идеоморфов) и гравюр.
  • Пещера Альтамира , недалеко от Сантильяна-дель-Мар, Кантабрия, Испания. Обнаруженная в 1879 году и датируемая 15 000 годом до нашей эры теменная живопись на потолке Альтамиры считается высшим художественным достижением мадленского периода. [ нужна ссылка ] Пещера вместе с пещерой Шове [9] и Ласко , [10] была названа археологами и искусствоведами «Сикстинской капеллой палеолитического искусства» из-за высокого качества и масштабных настенных росписей. В так называемой полихромной камере находится около 30 крупных изображений животных, в основном бизонов, ярко выполненных красным и черным пигментом. Подробности и фотографии см.: Наскальные рисунки Альтамиры. [7]
Современная картина Девы Марии в долине Кальнегия в Швейцарских Альпах.

Более поздний тип теменного искусства, отнесенный к наскальному искусству Иберийского Средиземноморского бассейна, был найден в более чем 700 пещерах и скальных убежищах. Как правило, эти произведения искусства написаны в стиле, совершенно отличном от более раннего теменного искусства, и содержат гораздо больше человеческих фигур.

Наскальные рисунки эпохи неолита, медного и бронзового веков.

[ редактировать ]

Атлантическое европейское наскальное искусство

[ редактировать ]

Различные формы позднего доисторического наскального искусства были найдены в Атлантической Европе , прибрежном регионе, простирающемся от Гибралтарского пролива до Британских островов . [11] [12] Термин «Атлантическое наскальное искусство» был популяризирован в 1990-х годах археологом Ричардом Брэдли. Для искусства характерны абстрактные геометрические мотивы, в первую очередь мотивы чашек и колец . Искусство можно найти в Португалии, Испании, Франции, Великобритании и Ирландии . Хотя искусство характеризуется абстрактными мотивами, его иногда можно встретить рядом с фигуративной резьбой, например, в Галисии на северо-западе Испании или открытием, сделанным в Аргайле в Шотландии в 2020 году. Резные фигурки, связанные с традицией атлантического наскального искусства в Европе, часто Встречается в сельской местности, на открытых ландшафтах, на валунах и обнажениях. Многие из этих панелей остались на месте, однако некоторые более мелкие и портативные экземпляры были перевезены в музеи на безопасное хранение. Абстрактная природа многих из этих резных фигурок дает нам очень мало информации об их назначении в доисторическую эпоху. Однако в последние годы этот вид искусства стал темой нескольких раскопок и исследований по всей Европе. Многие из этих исследований рассматривают ландшафтный подход. [13] Соответствующие мотивы состоят из чашечных знаков (круглых искусственных углублений), часто окруженных одним или несколькими концентрическими кольцами, которые регулярно имеют расширяющуюся радиальную бороздку. Еще один распространенный мотив - это мотив розетки, состоящий из кругового узора из чашек. Есть свидетельства региональных различий в этой традиции. Многие археологи и ученые выдвигали теории о цели этого искусства, но, учитывая его в основном абстрактный характер и мало прямого контекста для его присутствия на поверхности скал, трудно дать ему убедительное объяснение. Широко распространена теория, согласно которой искусство отмечает пути и границы внутри доисторических обществ. Пожалуй, самый известный пейзаж атлантического наскального искусства в Европе — это Галисия на северо-западе Испании в археологическом парке Кампо Ламейро. Большинство резных фигурок расположено в долине реки Лерес. На территории парка площадью 21,8 гектара на поверхности каменных панелей в различных группах можно найти сотни резных фигурок. Наряду с абстрактными/геометрическими мотивами можно увидеть зооморфов и антропоморфов, и многие из этих комбинаций образуют визуальные представления сцен охоты.

В Великобритании насчитывается более 6000 образцов атлантического искусства, из них более 2000 можно найти в Шотландии, причем самая высокая концентрация наблюдается в Килмартин-Гленн, Аргайл. Северная Англия является домом для нескольких пейзажей наскального искусства, особенно в графствах Нортумберленд и Дарем. В последние годы археологи Университета Ньюкасла предприняли в этом регионе множество инициатив по сохранению и регистрации.

В Ирландии атлантические наскальные изображения появляются группами по всей стране, наиболее значительные из них встречаются в графствах Фермана/Донегол, Уиклоу/Карлоу, Лаут/Монаган и Корк, при этом самая высокая концентрация наблюдается в графстве Керри на полуостровах Дингл и Ивера. .

В эпоху ранней бронзы, которая длилась примерно с 2300 по 1500 год до нашей эры, различные изображения оружия были выгравированы на поверхности скал по всей Атлантической Европе. [11]

Североевропейское наскальное искусство

[ редактировать ]

В Северной Европе существуют сотни памятников наскального искусства, которые представляют собой вариации фигур, традиций и хронологических различий. Наскальные рисунки, наскальные рисунки и особенно объекты под открытым небом встречаются на континенте, Британских островах и по всему Скандинавскому полуострову, а также в Финляндии и России. Пожалуй, самым известным местом является Наскальные рисунки в Альте на севере Норвегии, где находится самая большая коллекция наскальных рисунков охотников-собирателей в Северной Европе.

Альпийское наскальное искусство

[ редактировать ]
Гравированная сцена охоты на оленей в Валькамонике .

Наскальные рисунки, выгравированные на открытых поверхностях, а не внутри укрытий или пещер, также создавались в горном альпийском регионе в более позднюю доисторическую эпоху. [14] Найдены преимущественно в южной части Альп, на территории современной Италии и Франции, несколько примеров наскального искусства было обнаружено на северных склонах региона, на территории нынешней Швейцарии и Германии. [15] В этом регионе было найдено множество гравюр, а также несколько наскальных рисунков (например, в Абри Фаравеле). [16] ), и поэтому ученые, изучающие наскальное искусство, разделили известную коллекцию на 20–30 «регионов» альпийского наскального искусства, число которых зависит от того, как сгруппированы соседние находки. [15] Эти петроглифы обычно вырезались с использованием техники тонких линий, что означало, что их толщина составляет всего несколько миллиметров, и обычно создавались на метаморфических породах, песчаниках и сланцах, которые спорадически встречаются по всему Альпийскому хребту, а не на более распространенных известковых породах. из которого геологически образовались горы. [15]

Как и в случае с большинством наскальных рисунков по всему миру, пока не существует физических научных методов, с помощью которых можно было бы точно датировать альпийские изображения, и вместо этого археологи полагались на относительную хронологию, сравнивая изображения с артефактами, которые были более надежно датированы. [17]

Колдун

Две наиболее известные концентрации наскального искусства в Альпах находятся в Мон-Бего во Франции и в долинах Валькамоника и Вальтеллина в Италии, обе из которых намного превосходят другие области по количеству произведений искусства, которые они содержат. [18] На горе Бего, на юго-западе Франции, недалеко от итальянской границы, в долинах и останцах, окружающих гору и расположенных на высотных склонах далеко над сельскохозяйственными угодьями, было обнаружено более 30 000 иллюстрированных фигур. Археологи отнесли изображения к медному и бронзовому векам, между 2500 и 1700 годами до нашей эры, поскольку многие фигуры изображены с кинжалами и алебардами, которые стилистически соответствуют этому периоду. Точно так же на многих изображениях изображены волы и плуги, а это означает, что они, должно быть, были произведены после освоения сельского хозяйства в эпоху неолита. Считается, что все они датируются одним и тем же периодом, поскольку все они стилистически выдержаны и находятся в одинаковой сохранности. [19]

В Валькамонике и Вальтеллине, двух длинных соседних долинах в южной части центра Альп, археологи подсчитали, что существует около 300 000 фигур с изображениями людей и других животных, следами ног, зданиями с крутыми крышами, колесными телегами, лодками и большим количество геометрических фигур, линий, спиралей и крестов. Хотя некоторые из изображений, найденных в Вальтеллине, предположительно относятся к постледниковому периоду из-за изображенного на них палеолитического звериного стиля, подавляющее большинство произведений искусства считаются поздними доисторическими. Некоторые из мотивов, например изображения людей в орантовой позе с поднятыми в молитве или поклонении руками, считаются неолитическими, а другие относят к медному, бронзовому и железному векам, причем последний из них является наиболее многочисленными. Некоторые из иллюстраций были датированы историческим периодом и были созданы местным народом камуни , жившим на территории Римской империи , а впоследствии также и средневековым периодом. [20]

Сохранение

[ редактировать ]

После своего открытия Ласко быстро стал главной туристической достопримечательностью. В конце концов, смотрители поняли, что равновесие климата в пещере, которое сохраняло изображения нетронутыми на протяжении десятков тысяч лет, было нарушено из-за большого количества людей, посещающих пещеру. Она была закрыта в 1963 году. Примерно в 2000 году пещера заполнилась грибком, виной которому многие считают кондиционирование воздуха, использование мощного освещения и большое количество посетителей, и все это связано с общественным доступом. Грибок пришлось тщательно удалять вручную. В настоящее время, чтобы защитить произведения искусства, внутри пещеры разрешено работать лишь нескольким научным экспертам и то всего несколько дней в месяц. [21] наиболее представительные бактерии ( Pseudonocardia sp.) и грибы ( Fusarium Из микробных сообществ пещеры, содержащей палеолитические рисунки, выделены и оценены их рост на природных субстратах sp.). Развитие анализировали с добавлением питательных веществ ( глюкоза , аммоний , фосфат , пептон ) и без них. Результаты показали, что исследуемая бактерия на природном субстрате лучше всего развивалась при температуре in situ, а добавление органических питательных веществ и, возможно, фосфатов усиливало ее рост. Однако рост анализируемого гриба ограничивался низкой температурой и доступностью аммония. Эти результаты подтверждают различное поведение микроорганизмов в лаборатории и в естественной среде и могут объяснить предыдущее вторжение грибов, о котором сообщалось в некоторых пещерах с доисторическими рисунками. [22]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Брэдли, Чиппиндейл и Хельског, 2001 г. стр. 482.
  2. ^ Турман, Джудит (23 июня 2008 г.). «Письмо из южной Франции: Первые впечатления: о чем думали первые художники?». Житель Нью-Йорка . п. 58 и след.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Уитли 2005 . п. 3.
  4. ^ Уитли 2005 . п. 1.
  5. ^ Уитли 2005 . стр. 3–4.
  6. ^ Херст, К. Крис. «Пещерное искусство» . о.com . Проверено 26 июля 2013 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б Капело, Холли (13 июля 2010 г.). «Символы неба» . Семенной журнал. Архивировано из оригинала 15 июля 2010 года . Проверено 26 июля 2013 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  8. ^ «Первое наскальное искусство на 10 000 лет старше, чем считалось» . Проверено 5 ноября 2022 г.
  9. ^ « Доисторическая Сикстинская капелла получила статус всемирного наследия» . Би-би-си. 23 июня 2014 года . Проверено 20 декабря 2016 г.
  10. ^ Уилшер, Ким (3 декабря 2016 г.). «Высокотехнологичная копия, которая сделает доисторическое искусство Ласко доступным» . Наблюдатель . Проверено 20 декабря 2016 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Брэдли, 1998 год . п. 130.
  12. ^ Брэдли, Чиппиндейл и Хельског 2001 . стр. 493–494.
  13. ^ Вальдес Тюллет 2019
  14. ^ Брэдли, Чиппиндейл и Хельског 2001 . стр. 503.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Брэдли, Чиппиндейл и Хельског, 2001 г. стр. 504.
  16. ^ Уолш и др. 2016 год
  17. ^ Брэдли, Чиппиндейл и Хельског 2001 . стр. 505.
  18. ^ Лицо 2004 . п. 319.
  19. ^ Брэдли, Чиппиндейл и Хельског 2001 . стр. 504–505, 507–510.
  20. ^ Брэдли, Чиппиндейл и Хельског 2001 . стр. 504–505, 510–513.
  21. ^ Джек, Малькольм (22 мая 2009 г.). «Сохранение наскального искусства» . Ключ наследия. Архивировано из оригинала 7 марта 2012 года . Проверено 26 июля 2013 г.
  22. ^ Стомео, Ф.; Портильо, MC; Гонсалес, Дж. М. (2009). «Оценка роста бактерий и грибов на природных субстратах: последствия для сохранения пещер с доисторическими рисунками». Современная микробиология . 59 (3): 321–325. дои : 10.1007/s00284-009-9437-4 . ПМИД   19536596 . S2CID   23188568 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Арка, Андреа (2004). «Топографические гравюры альпийского наскального искусства: поля, поселения и сельскохозяйственные пейзажи». Фигурные пейзажи наскальной живописи . Издательство Кембриджского университета. стр. 318–349.
  • Бан, Пол (редактор), Кембриджская иллюстрированная история доисторического искусства , 1998, издательство Кембриджского университета, ISBN   0521454735 , 9780521454735, книги Google
  • Брэдли, Ричард (1998). «Обнаженные кинжалы: изображения оружия бронзового века в Атлантической Европе». Археология наскального искусства . Издательство Кембриджского университета. стр. 130–145.
  • Брэдли, Ричард; Чиппиндейл, Кристофер; Хельског, Кнут (2001). «Постпалеолитическая Европа». Справочник по исследованию наскального искусства . АльтаМира Пресс. стр. 482–529.
  • Дэвид, Бруно, Cave Art , 2017, Темза и Гудзон, ISBN   9780500204351
  • Уолш, К; Моччи, Ф; Дефран, К; Дюма, В; Масинтон, А. (2016). «Интерпретация наскальных рисунков Абри Фаравеля: лазерное сканирование и сканирование в белом свете на высоте 2133 м в южных французских Альпах» . Интернет-археология (42). дои : 10.11141/ia.42.1 .
  • Уитли, Дэвид С. (2005). Введение в исследование наскального искусства . Уолнат-Крик, Калифорния: Left Coast Press. ISBN  1598740008 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эгелер, Маттиас. «Охота и потусторонний мир: бретонское чтение панно наскального искусства Масслеберг Стора Ски (Бохуслен, Южная Швеция)». Нумен 63, нет. 4 (2016): 383–4. По состоянию на 16 июня 2020 г. www.jstor.org/stable/4.
[ редактировать ]
  • База данных EuroPreArt по европейскому доисторическому искусству
  • [1] База данных европейского доисторического искусства 2.
  • [2] Изображения
  • [3] Altarockart.no — Интернет-архив наскального искусства Альты.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b659715e0f8c8939047cf5f6bc452bd1__1719530760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/d1/b659715e0f8c8939047cf5f6bc452bd1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rock art of Europe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)