Наскальное искусство Европы

Наскальные рисунки создавались в Европе с периода верхнего палеолита до последних столетий. Встречается во всех основных регионах континента. [1] Одним из самых известных примеров теменного искусства является Грот Шове во Франции. [2] Культурное назначение этих остатков палеолита и других периодов доисторического искусства неизвестно. Однако некоторые теории предполагают, что, поскольку эти картины были созданы в труднодоступных частях пещер, маловероятно, что они предназначались просто как украшение.
В постпалеолитический период, в более позднюю доисторическую эпоху, по всему континенту возникли региональные варианты, производимые оседлыми земледельческими сообществами.
Научный интерес к европейскому наскальному искусству начался в 17 веке. [1]
Фон
[ редактировать ]Определяющей характеристикой наскального искусства является тот факт, что оно размещено на естественных поверхностях камня; в этом смысле он отличается от произведений искусства, размещенных на построенных стенах, или от отдельно стоящих скульптур. [3] Таким образом, наскальное искусство является формой ландшафтного искусства и включает в себя рисунки, размещенные на валунах и скалах, стенах и потолках пещер, а также на поверхности земли. [3] Наскальное искусство — это глобальное явление, которое можно найти во многих регионах мира. [4]
Существуют различные формы наскального искусства. Сюда входят пиктограммы , нарисованные или нарисованные на панели (поверхности камня), петроглифы , вырезанные или выгравированные на панели, а также земные фигуры, такие как земные формы, инталии и геоглифы . Некоторые археологи также считают ямки и бороздки в скале, известные как чашки , кольца или купулы , формой наскального искусства. [3]
Хотя есть некоторые исключения, большая часть наскальных рисунков, создание которых было этнографически зафиксировано, было создано во время ритуалов. [3] Таким образом, изучение наскального искусства является компонентом археологии религии. [5]
Академическая область исследований наскального искусства , форма археологии , исследует образцы прошлого наскального искусства, чтобы узнать об обществах, которые его создали. Пещеры с впечатляющими произведениями искусства также были найдены в Африке (например, в Намибии ), Аргентине, Австралии, Китае, Индии и других местах. Опубликованные обсуждения открытий наскального искусства, датируемых девятнадцатым веком, задолго до того, как стало возможным научное датирование, привели к частым спорам относительно древности этого искусства. Некоторые ученые в то время разработали типологию, которая была опровергнута, когда стало доступно радиоуглеродное датирование AMS. [6]
Интерпретации
[ редактировать ]Первоначальные интерпретации искусства в Ласко и других связанных с ним гротах предполагали, что картины и гравюры были декоративными или просто искусством ради искусства. К середине двадцатого века новые теории предположили, что наскальное искусство имело глубокую связь с доисторическими ритуалами, способствующими плодородию и успешной охоте. В подтверждение этой более поздней интерпретации недавние научные исследования обнаружили систематическую последовательность изображений лошадей, зубров (вымершего предка домашнего скота) и оленей, которая соответствует сезонным характеристикам каждого вида, которые можно определить как явно связанные с весной. лето и осень. [7]
Основные памятники верхнего палеолита с наскальными рисунками
[ редактировать ]В Испании и Франции обнаружено более 300 пещер с теменными произведениями искусства доисторических времен. Входы в некоторые из них были обнаружены под водой, поскольку они были затоплены, поскольку уровень моря со временем поднялся.
- Пещера Шове , Валлон-Пон-д'Арк, Франция. Пещера Шове, обнаруженная в 1994 году и датируемая 37 000 годом до нашей эры, имеет две основные камеры. В первом большинство изображений красные, а во втором большая часть животных изображена черным. Наиболее эффектными изображениями являются Панно «Лошадь» и Панно «Львы и носороги». [8]
- Пещеры Арси-сюр-Кюр , Арси-сюр-Кюр , Бургундия, Франция — долгое время известная только существованием пещеры, ее теменное искусство не было обнаружено до 1990 года. Датируемое 28 000 г. до н.э., это второе старейшее известное теменное произведение искусства. , после пещеры Шове.
- Пещера Коскер , недалеко от Марселя, Франция. Вход в пещеру Коскер, обнаруженный глубоководным дайвером Анри Коскером в 1985 году и датируемый 25 000 годом до нашей эры, находится более чем на 100 футов ниже уровня моря. Он содержит ручные трафареты , рисунки углем и около 100 полихромных изображений лошадей и других животных.
- Пещера Пеш-Мерль , Кабрере, Юг-Пиренеи, Франция. Пещера Пеш-Мерль, обнаруженная в 1922 году и датируемая 25 000 годом до нашей эры, известна своими пестрыми лошадьми, нарисованными углем и охрой на известняке. Подробную информацию и фотографии можно найти в разделе «Наскальные рисунки Пеш-Мерля».
- Пещера Ласко , Монтиньяк, Дордонь, Франция. Обнаруженная в 1940 году и датируемая 17 000 годом до нашей эры, пещера Ласко содержит семь украшенных комнат с более чем 2000 нарисованными изображениями, в том числе необычайный Зал Быков, в котором, несмотря на данное ему название, представлены в основном беременные лошади. а также быки-зубы (дикий крупный рогатый скот), от которых и произошло его название.
- Фон-де-Гом в долине Дордонь во Франции. Пещера Фон-де-Гом, обнаруженная в 1901 году и датируемая 17 000 годом до нашей эры, содержит более 200 полихромных картин солютрейско-мадленской культуры (уступающих по качеству только во Франции после Ласко) с изображением примерно 80 бизонов. , 40 лошадей и 20 мамонтов.
- Куэва-де-ла-Пасиега , Куэвас-де-Эль-Кастильо, Кантабрия, Испания. Пещера Ла-Пасиега, обнаруженная в 1911 году и датируемая 16 000 годом до нашей эры, состоит из одной главной галереи длиной около 80 ярдов с выходами на несколько второстепенных галерей. Его художественное произведение состоит из более чем 700 живописных изображений (около 100 оленей, 80 лошадей, 30 козлов и 30 голов крупного рогатого скота, а также изображений птиц, рыб, мамонтов и северных оленей) и включает множество абстрактных символов (идеоморфов) и гравюр.
- Пещера Альтамира , недалеко от Сантильяна-дель-Мар, Кантабрия, Испания. Обнаруженная в 1879 году и датируемая 15 000 годом до нашей эры теменная живопись на потолке Альтамиры считается высшим художественным достижением мадленского периода. [ нужна ссылка ] Пещера вместе с пещерой Шове [9] и Ласко , [10] была названа археологами и искусствоведами «Сикстинской капеллой палеолитического искусства» из-за высокого качества и масштабных настенных росписей. В так называемой полихромной камере находится около 30 крупных изображений животных, в основном бизонов, ярко выполненных красным и черным пигментом. Подробности и фотографии см.: Наскальные рисунки Альтамиры. [7]

Мезолит
[ редактировать ]Более поздний тип теменного искусства, отнесенный к наскальному искусству Иберийского Средиземноморского бассейна, был найден в более чем 700 пещерах и скальных убежищах. Как правило, эти произведения искусства написаны в стиле, совершенно отличном от более раннего теменного искусства, и содержат гораздо больше человеческих фигур.
Наскальные рисунки эпохи неолита, медного и бронзового веков.
[ редактировать ]Атлантическое европейское наскальное искусство
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2012 г. ) |
Различные формы позднего доисторического наскального искусства были найдены в Атлантической Европе , прибрежном регионе, простирающемся от Гибралтарского пролива до Британских островов . [11] [12] Термин «Атлантическое наскальное искусство» был популяризирован в 1990-х годах археологом Ричардом Брэдли. Для искусства характерны абстрактные геометрические мотивы, в первую очередь мотивы чашек и колец . Искусство можно найти в Португалии, Испании, Франции, Великобритании и Ирландии . Хотя искусство характеризуется абстрактными мотивами, его иногда можно встретить рядом с фигуративной резьбой, например, в Галисии на северо-западе Испании или открытием, сделанным в Аргайле в Шотландии в 2020 году. Резные фигурки, связанные с традицией атлантического наскального искусства в Европе, часто Встречается в сельской местности, на открытых ландшафтах, на валунах и обнажениях. Многие из этих панелей остались на месте, однако некоторые более мелкие и портативные экземпляры были перевезены в музеи на безопасное хранение. Абстрактная природа многих из этих резных фигурок дает нам очень мало информации об их назначении в доисторическую эпоху. Однако в последние годы этот вид искусства стал темой нескольких раскопок и исследований по всей Европе. Многие из этих исследований рассматривают ландшафтный подход. [13] Соответствующие мотивы состоят из чашечных знаков (круглых искусственных углублений), часто окруженных одним или несколькими концентрическими кольцами, которые регулярно имеют расширяющуюся радиальную бороздку. Еще один распространенный мотив - это мотив розетки, состоящий из кругового узора из чашек. Есть свидетельства региональных различий в этой традиции. Многие археологи и ученые выдвигали теории о цели этого искусства, но, учитывая его в основном абстрактный характер и мало прямого контекста для его присутствия на поверхности скал, трудно дать ему убедительное объяснение. Широко распространена теория, согласно которой искусство отмечает пути и границы внутри доисторических обществ. Пожалуй, самый известный пейзаж атлантического наскального искусства в Европе — это Галисия на северо-западе Испании в археологическом парке Кампо Ламейро. Большинство резных фигурок расположено в долине реки Лерес. На территории парка площадью 21,8 гектара на поверхности каменных панелей в различных группах можно найти сотни резных фигурок. Наряду с абстрактными/геометрическими мотивами можно увидеть зооморфов и антропоморфов, и многие из этих комбинаций образуют визуальные представления сцен охоты.
В Великобритании насчитывается более 6000 образцов атлантического искусства, из них более 2000 можно найти в Шотландии, причем самая высокая концентрация наблюдается в Килмартин-Гленн, Аргайл. Северная Англия является домом для нескольких пейзажей наскального искусства, особенно в графствах Нортумберленд и Дарем. В последние годы археологи Университета Ньюкасла предприняли в этом регионе множество инициатив по сохранению и регистрации.
В Ирландии атлантические наскальные изображения появляются группами по всей стране, наиболее значительные из них встречаются в графствах Фермана/Донегол, Уиклоу/Карлоу, Лаут/Монаган и Корк, при этом самая высокая концентрация наблюдается в графстве Керри на полуостровах Дингл и Ивера. .
В эпоху ранней бронзы, которая длилась примерно с 2300 по 1500 год до нашей эры, различные изображения оружия были выгравированы на поверхности скал по всей Атлантической Европе. [11]
Североевропейское наскальное искусство
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2012 г. ) |
В Северной Европе существуют сотни памятников наскального искусства, которые представляют собой вариации фигур, традиций и хронологических различий. Наскальные рисунки, наскальные рисунки и особенно объекты под открытым небом встречаются на континенте, Британских островах и по всему Скандинавскому полуострову, а также в Финляндии и России. Пожалуй, самым известным местом является Наскальные рисунки в Альте на севере Норвегии, где находится самая большая коллекция наскальных рисунков охотников-собирателей в Северной Европе.
Альпийское наскальное искусство
[ редактировать ]
Наскальные рисунки, выгравированные на открытых поверхностях, а не внутри укрытий или пещер, также создавались в горном альпийском регионе в более позднюю доисторическую эпоху. [14] Найдены преимущественно в южной части Альп, на территории современной Италии и Франции, несколько примеров наскального искусства было обнаружено на северных склонах региона, на территории нынешней Швейцарии и Германии. [15] В этом регионе было найдено множество гравюр, а также несколько наскальных рисунков (например, в Абри Фаравеле). [16] ), и поэтому ученые, изучающие наскальное искусство, разделили известную коллекцию на 20–30 «регионов» альпийского наскального искусства, число которых зависит от того, как сгруппированы соседние находки. [15] Эти петроглифы обычно вырезались с использованием техники тонких линий, что означало, что их толщина составляет всего несколько миллиметров, и обычно создавались на метаморфических породах, песчаниках и сланцах, которые спорадически встречаются по всему Альпийскому хребту, а не на более распространенных известковых породах. из которого геологически образовались горы. [15]
Как и в случае с большинством наскальных рисунков по всему миру, пока не существует физических научных методов, с помощью которых можно было бы точно датировать альпийские изображения, и вместо этого археологи полагались на относительную хронологию, сравнивая изображения с артефактами, которые были более надежно датированы. [17]

Две наиболее известные концентрации наскального искусства в Альпах находятся в Мон-Бего во Франции и в долинах Валькамоника и Вальтеллина в Италии, обе из которых намного превосходят другие области по количеству произведений искусства, которые они содержат. [18] На горе Бего, на юго-западе Франции, недалеко от итальянской границы, в долинах и останцах, окружающих гору и расположенных на высотных склонах далеко над сельскохозяйственными угодьями, было обнаружено более 30 000 иллюстрированных фигур. Археологи отнесли изображения к медному и бронзовому векам, между 2500 и 1700 годами до нашей эры, поскольку многие фигуры изображены с кинжалами и алебардами, которые стилистически соответствуют этому периоду. Точно так же на многих изображениях изображены волы и плуги, а это означает, что они, должно быть, были произведены после освоения сельского хозяйства в эпоху неолита. Считается, что все они датируются одним и тем же периодом, поскольку все они стилистически выдержаны и находятся в одинаковой сохранности. [19]
В Валькамонике и Вальтеллине, двух длинных соседних долинах в южной части центра Альп, археологи подсчитали, что существует около 300 000 фигур с изображениями людей и других животных, следами ног, зданиями с крутыми крышами, колесными телегами, лодками и большим количество геометрических фигур, линий, спиралей и крестов. Хотя некоторые из изображений, найденных в Вальтеллине, предположительно относятся к постледниковому периоду из-за изображенного на них палеолитического звериного стиля, подавляющее большинство произведений искусства считаются поздними доисторическими. Некоторые из мотивов, например изображения людей в орантовой позе с поднятыми в молитве или поклонении руками, считаются неолитическими, а другие относят к медному, бронзовому и железному векам, причем последний из них является наиболее многочисленными. Некоторые из иллюстраций были датированы историческим периодом и были созданы местным народом камуни , жившим на территории Римской империи , а впоследствии также и средневековым периодом. [20]
Сохранение
[ редактировать ]После своего открытия Ласко быстро стал главной туристической достопримечательностью. В конце концов, смотрители поняли, что равновесие климата в пещере, которое сохраняло изображения нетронутыми на протяжении десятков тысяч лет, было нарушено из-за большого количества людей, посещающих пещеру. Она была закрыта в 1963 году. Примерно в 2000 году пещера заполнилась грибком, виной которому многие считают кондиционирование воздуха, использование мощного освещения и большое количество посетителей, и все это связано с общественным доступом. Грибок пришлось тщательно удалять вручную. В настоящее время, чтобы защитить произведения искусства, внутри пещеры разрешено работать лишь нескольким научным экспертам и то всего несколько дней в месяц. [21] наиболее представительные бактерии ( Pseudonocardia sp.) и грибы ( Fusarium Из микробных сообществ пещеры, содержащей палеолитические рисунки, выделены и оценены их рост на природных субстратах sp.). Развитие анализировали с добавлением питательных веществ ( глюкоза , аммоний , фосфат , пептон ) и без них. Результаты показали, что исследуемая бактерия на природном субстрате лучше всего развивалась при температуре in situ, а добавление органических питательных веществ и, возможно, фосфатов усиливало ее рост. Однако рост анализируемого гриба ограничивался низкой температурой и доступностью аммония. Эти результаты подтверждают различное поведение микроорганизмов в лаборатории и в естественной среде и могут объяснить предыдущее вторжение грибов, о котором сообщалось в некоторых пещерах с доисторическими рисунками. [22]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Брэдли, Чиппиндейл и Хельског, 2001 г. стр. 482.
- ^ Турман, Джудит (23 июня 2008 г.). «Письмо из южной Франции: Первые впечатления: о чем думали первые художники?». Житель Нью-Йорка . п. 58 и след.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уитли 2005 . п. 3.
- ^ Уитли 2005 . п. 1.
- ^ Уитли 2005 . стр. 3–4.
- ^ Херст, К. Крис. «Пещерное искусство» . о.com . Проверено 26 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Капело, Холли (13 июля 2010 г.). «Символы неба» . Семенной журнал. Архивировано из оригинала 15 июля 2010 года . Проверено 26 июля 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Первое наскальное искусство на 10 000 лет старше, чем считалось» . Проверено 5 ноября 2022 г.
- ^ « Доисторическая Сикстинская капелла получила статус всемирного наследия» . Би-би-си. 23 июня 2014 года . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ Уилшер, Ким (3 декабря 2016 г.). «Высокотехнологичная копия, которая сделает доисторическое искусство Ласко доступным» . Наблюдатель . Проверено 20 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Брэдли, 1998 год . п. 130.
- ^ Брэдли, Чиппиндейл и Хельског 2001 . стр. 493–494.
- ^ Вальдес Тюллет 2019
- ^ Брэдли, Чиппиндейл и Хельског 2001 . стр. 503.
- ^ Перейти обратно: а б с Брэдли, Чиппиндейл и Хельског, 2001 г. стр. 504.
- ^ Уолш и др. 2016 год
- ^ Брэдли, Чиппиндейл и Хельског 2001 . стр. 505.
- ^ Лицо 2004 . п. 319.
- ^ Брэдли, Чиппиндейл и Хельског 2001 . стр. 504–505, 507–510.
- ^ Брэдли, Чиппиндейл и Хельског 2001 . стр. 504–505, 510–513.
- ^ Джек, Малькольм (22 мая 2009 г.). «Сохранение наскального искусства» . Ключ наследия. Архивировано из оригинала 7 марта 2012 года . Проверено 26 июля 2013 г.
- ^ Стомео, Ф.; Портильо, MC; Гонсалес, Дж. М. (2009). «Оценка роста бактерий и грибов на природных субстратах: последствия для сохранения пещер с доисторическими рисунками». Современная микробиология . 59 (3): 321–325. дои : 10.1007/s00284-009-9437-4 . ПМИД 19536596 . S2CID 23188568 .
Библиография
[ редактировать ]- Арка, Андреа (2004). «Топографические гравюры альпийского наскального искусства: поля, поселения и сельскохозяйственные пейзажи». Фигурные пейзажи наскальной живописи . Издательство Кембриджского университета. стр. 318–349.
- Бан, Пол (редактор), Кембриджская иллюстрированная история доисторического искусства , 1998, издательство Кембриджского университета, ISBN 0521454735 , 9780521454735, книги Google
- Брэдли, Ричард (1998). «Обнаженные кинжалы: изображения оружия бронзового века в Атлантической Европе». Археология наскального искусства . Издательство Кембриджского университета. стр. 130–145.
- Брэдли, Ричард; Чиппиндейл, Кристофер; Хельског, Кнут (2001). «Постпалеолитическая Европа». Справочник по исследованию наскального искусства . АльтаМира Пресс. стр. 482–529.
- Дэвид, Бруно, Cave Art , 2017, Темза и Гудзон, ISBN 9780500204351
- Уолш, К; Моччи, Ф; Дефран, К; Дюма, В; Масинтон, А. (2016). «Интерпретация наскальных рисунков Абри Фаравеля: лазерное сканирование и сканирование в белом свете на высоте 2133 м в южных французских Альпах» . Интернет-археология (42). дои : 10.11141/ia.42.1 .
- Уитли, Дэвид С. (2005). Введение в исследование наскального искусства . Уолнат-Крик, Калифорния: Left Coast Press. ISBN 1598740008 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эгелер, Маттиас. «Охота и потусторонний мир: бретонское чтение панно наскального искусства Масслеберг Стора Ски (Бохуслен, Южная Швеция)». Нумен 63, нет. 4 (2016): 383–4. По состоянию на 16 июня 2020 г. www.jstor.org/stable/4.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- База данных EuroPreArt по европейскому доисторическому искусству
- [1] База данных европейского доисторического искусства 2.
- [2] Изображения
- [3] Altarockart.no — Интернет-архив наскального искусства Альты.