Пещерная живопись
В археологии , наскальные рисунки — вид настенного искусства (к этой категории относятся также петроглифы или гравюры ), встречающиеся на стенах или потолках пещер . Этот термин обычно подразумевает доисторическое происхождение . Эти картины часто создавались Homo sapiens , а также денисовцами и неандертальцами ; другие виды того же рода Homo. Дискуссия о доисторическом искусстве важна для понимания истории вида Homo sapiens и того, как у Homo sapiens появились уникальные абстрактные мысли. Некоторые указывают на эти доисторические картины как на возможные примеры творчества, духовности и сентиментального мышления доисторических людей.
Самым древним из известных более 40 000 лет ( искусство верхнего палеолита ) и найдены в пещерах района Марос ( Сулавеси , Индонезия ). Самые старые часто состоят из ручных трафаретов и простых геометрических фигур. [5] [б] Совсем недавно, в 2021 году, было сообщено о наскальном изображении свиньи, найденном в Сулавеси , Индонезия, возрастом более 45 500 лет назад. [7] [8]
Исследование 2018 года показало, что возраст самых старых образцов нефигуративного наскального искусства на Пиренейском полуострове составляет 64 000 лет . Представленные тремя красными нефигуративными символами, найденными в пещерах Мальтравьесо , Ардалес и Ла Пасьега , в Испании они предшествуют появлению современных людей в Европе, по крайней мере, на 20 000 лет и, таким образом, должны были быть созданы неандертальцами , а не современными людьми . [9]
В ноябре 2018 года ученые сообщили об обнаружении древнейшей на тот момент известной картины фигуративного искусства возрастом более 40 000 (возможно, 52 000) лет, изображающей неизвестное животное, в пещере Лубанг Джериджи Салех на индонезийском острове Борнео . [10] [11] В декабре 2019 года было обнаружено, что наскальные рисунки, изображающие охоту на свиней в Марос-Пангкеп карстовом регионе на Сулавеси, еще старше: их предполагаемый возраст составляет не менее 43 900 лет. Эта находка была признана «старейшим известным изображением повествования и самым ранним примером изобразительного искусства в истории человечества». [12] [13] 3 июля 2024 года журнал Nature опубликовал результаты исследования, показывающие, что наскальным рисункам , на которых изображены антропоморфные фигуры, взаимодействующие со свиньями, размером 36 на 15 дюймов в Леанг Карампуанге около 51 200 лет, что делает их старейшими известными рисунками в мир. [14] [15]
Встречаться
[ редактировать ]Во Франции и Испании обнаружено около 350 пещер, в которых хранятся произведения искусства доисторических времен. Первоначально возраст картин был спорным вопросом, поскольку такие методы, как радиоуглеродное датирование, могут дать ошибочные результаты, если они загрязнены другими образцами. [16] а пещеры и скалистые выступы (где найдены настенные произведения искусства ) обычно завалены обломками разных периодов времени. Но последующие технологии позволили датировать картины по образцам самого пигмента, следам факелов на стенах, [17] или образование карбонатных отложений поверх картин. [18] Сюжет также может указывать на хронологию: например, северный олень, изображенный в испанской пещере Куэва-де-лас-Монедас, относит рисунки к последнему ледниковому периоду.
Самая старая известная наскальная живопись — это красный ручной трафарет в пещере Мальтравьесо , Касерес , Испания. Датирован уран-ториевым методом. [18] возрастом более 64 000 лет и был сделан неандертальцем . [9] Самая старая дата, присвоенная наскальной живописи с животными, в настоящее время представляет собой изображение нескольких человеческих фигур, охотящихся на свиней в пещерах карста Марос-Пангкеп в Южном Сулавеси , Индонезия , возраст которого составляет более 43 900 лет. [13] До этого самыми старыми известными фигуративными наскальными рисунками были изображения быка, датированные 40 000 лет назад, в пещере Лубанг Джериджи Салех , Восточный Калимантан , индонезийское Борнео . [19] и изображение свиньи возрастом не менее 35 400 лет в пещере Тимпусенг в Сулавеси. [5]
Самые ранние известные европейские фигуративные наскальные рисунки - это рисунки в пещере Шове во Франции, датируемые ранее 30 000 г. до н.э. в верхнем палеолите , согласно радиоуглеродному датированию. [20] Некоторые исследователи считают, что рисунки слишком продвинуты для этой эпохи, и ставят под сомнение этот возраст. [21] К 2011 году было получено более 80 радиоуглеродных датировок: образцы были взяты из следов факелов и самих картин, а также из костей животных и древесного угля, найденных на полу пещеры. Радиоуглеродные даты этих образцов показывают, что в Шове было два периода творения: 35 000 лет назад и 30 000 лет назад. [22] Одним из сюрпризов было то, что многие картины неоднократно изменялись на протяжении тысячелетий, что, возможно, объясняет путаницу в отношении более тонких картин, которые, казалось, были созданы раньше, чем более грубые. [ нужна ссылка ]
В 2009 году спелеологи обнаружили в пещере Колибоая в Румынии рисунки, стилистически сравнимые с рисунками в Шове . [23] Первоначальная датировка показывает, что возраст изображения находится в том же диапазоне, что и у Шове: около 32 000 лет. [24]
были найдены наскальные рисунки, В Австралии на плато Арнем-Ленд изображающие мегафауну , которая, как считается, вымерла более 40 000 лет назад, что делает это место еще одним кандидатом на звание древнейшей известной живописи; однако предполагаемый возраст зависит от оценки исчезновения предположительно изображенных видов. [25] На другом австралийском участке, Наварла Габарнманг , есть рисунки углем, возраст которых с помощью радиоуглерода датирован 28 000 лет, что делает его старейшим памятником в Австралии и одним из старейших в мире, для которого были получены надежные данные о датировке. [26]
Другие примеры могут датироваться еще ранним бронзовым веком, но хорошо известный мадленский стиль, наблюдаемый в Ласко во Франции (ок. 15 000 г. до н. э.) и Альтамире в Испании, вымер около 10 000 г. до н. э., что совпало с наступлением периода неолита . Некоторые пещеры, вероятно, продолжали раскрашиваться на протяжении нескольких тысяч лет. [27]
Следующий этап сохранившейся европейской доисторической живописи, наскальное искусство Иберийского Средиземноморского бассейна , был совсем другим, концентрируясь на больших собраниях более мелких и гораздо менее детализированных фигур, в которых было по крайней мере столько же людей, сколько и животных. Он был создан примерно между 10 000 и 5 500 лет назад и нарисован в каменных убежищах под скалами или неглубокими пещерами, в отличие от углублений глубоких пещер, использовавшихся в более ранний (и гораздо более холодный) период. Хотя отдельные фигуры менее натуралистичны, они в гораздо большей степени сгруппированы в связные групповые композиции. За длительный период времени наскальное искусство стало менее натуралистичным и перешло от красивых, натуралистичных рисунков животных к простым, а затем и к абстрактным формам.
Сюжеты, темы и узоры в наскальной живописи.
[ редактировать ]Пещерные художники используют различные техники, такие как отслеживание пальцев, лепка из глины, гравюры, , барельефы ручные трафареты и картины, выполненные в двух или трех цветах. Ученые классифицируют наскальное искусство как «Знаки» или абстрактные знаки. [28] Наиболее распространенными сюжетами наскальных рисунков являются крупные дикие животные, такие как бизоны , лошади , зубры и олени , а также следы человеческих рук, а также абстрактные узоры, называемые каннелюрами пальцев . Обнаруженные виды чаще всего были пригодны для охоты человека, но не обязательно были типичной добычей, обнаруженной в сопутствующих отложениях костей; например, художники Ласко оставили в основном кости северного оленя, но этот вид вообще не появляется в наскальных рисунках, где виды лошадей являются наиболее распространенными. Рисунки людей были редки и обычно схематичны, в отличие от более подробных и натуралистических изображений животных. Киран Д. О'Хара, геолог, в своей книге « Пещерное искусство и изменение климата» предполагает , что климат контролировал изображенные темы. [29] Используемые пигменты включают красную и желтую охру , гематит , оксид марганца и древесный уголь . Иногда силуэт животного сначала вырезали в скале, а в некоторых пещерах все или многие изображения только выгравированы таким способом. [ нужна ссылка ] несколько выведя их из строгого определения «пещерной живописи».
Точно так же крупные животные также являются наиболее распространенными сюжетами на многих небольших резных и гравированных изделиях из кости или слоновой кости (реже из камня), датируемых тем же периодом. Но к ним относится группа фигурок Венеры , которые, за немногими неполными исключениями, не имеют реального эквивалента в наскальных рисунках палеолита. [30] Одним из противоположных примеров является женская фигура в пещере Шове , описанная в интервью с Домиником Баффье в «Пещере забытых снов» . [31] Ручные трафареты, получаемые путем прижатия руки к стене и покрытия окружающей области пигментом, дают характерное изображение примерно круглой области твердого пигмента с отрицательной формой руки в центре. Затем их можно украсить точками. штрихи и узоры. Часто их можно найти в тех же пещерах, что и другие картины, или они могут быть единственной формой живописи в определенной локации. На некоторых стенах множество ручных трафаретов. Подобные руки также нарисованы обычным способом. На некоторых руках палец полностью или частично отсутствует, чему был дан ряд объяснений. Изображения рук в схожих формах встречаются в Европе, Восточной Азии, Австралии и Южной Америке. [32] На одном из памятников в Нижней Калифорнии отпечатки ладоней являются основным мотивом наскального искусства. Археологическое исследование этого памятника показало, что, судя по размеру отпечатков ладоней, они, скорее всего, принадлежали женщинам общины. В дополнение к этому, они, вероятно, использовались во время ритуалов инициации в религиозных практиках Чинигчинич, которые обычно практиковались на территории Луисеньо , где расположено это место. [33]
Теории и интерпретации
[ редактировать ]В начале 20-го века, следуя работам Уолтера Болдуина Спенсера и Фрэнсиса Джеймса Гиллена , такие ученые, как Саломон Рейнах , Анри Брей и граф Бегуэн интерпретировали картины как «утилитарную» охотничью магию, направленную на увеличение изобилия добычи. [34] Джейкоб Броновски заявляет: «Я думаю, что сила, которую мы видим здесь выраженной впервые, — это сила предвкушения: дальновидное воображение. В этих картинах охотник знакомился с опасностями, с которыми, как он знал, ему придется столкнуться, но только для того, чтобы которого он еще не пришел». [35]
Другая теория, разработанная Дэвидом Льюисом-Уильямсом и широко основанная на этнографических исследованиях современных обществ охотников-собирателей , заключается в том, что картины были сделаны палеолитическими шаманами . [36] Шаман уходил во тьму пещер, входил в состояние транса, а затем рисовал изображения своих видений, возможно, с некоторым намерением вытянуть силу из самих стен пещеры.
Р. Дейл Гатри, изучавший как высокохудожественные, так и низкокачественные произведения искусства и статуэтки, выделяет широкий диапазон навыков и возрастов среди художников. Он предполагает, что основные темы картин и других артефактов (могущественные звери, сцены рискованной охоты и изображение женщин в фигурках Венеры ) — работы юношей-подростков, составлявших в то время значительную часть человеческого населения . [37] [ нужна проверка ] Однако, анализируя отпечатки рук и трафареты во французских и испанских пещерах, Дин Сноу из Университета штата Пенсильвания предположил, что часть из них, в том числе те, что вокруг пятнистых лошадей в Печ-Мерле, принадлежали женским рукам. [38]
Анализ 2022 года, проведенный Беннетом Бэконом, археологом-любителем, вместе с командой профессиональных археологов и психологов из Даремского университета, включая Пола Петтита и Роберта Уильяма Кентриджа , [39] предположили, что линии и точки (и часто встречающийся, хотя и любопытный, символ «Y», который, как предполагалось, означает «рождение») на наскальных рисунках верхнего палеолита коррелируют с циклом спаривания животных в лунном календаре , что потенциально делает их самое раннее известное свидетельство существования протописьменной системы, объясняющее один объект многих наскальных рисунков. [40]
Палеолитическое наскальное искусство по регионам
[ редактировать ]Европа
[ редактировать ]К известным наскальным рисункам относятся:
- Пещера Эль-Кастильо , Испания (~40 000 лет)
- Kapova Cave , Bashkortostan , Russia (~36,000 y.o.) [41]
- Пещера Шове , недалеко от Валлон-Пон-д'Арк , Франция (~35 000 лет)
- Пещера Ла Пасьега , Куэвас-де-Эль-Кастильо , Кантабрия , Испания (~30 000 лет?)
- Пещеры Арси-сюр-Кюр , Франция (~28 200 лет)
- Пещера Коскер со входом ниже уровня моря недалеко от Марселя, Франция (~27 000 лет назад)
- Пещеры Гаргас , Франция (~27 000 лет)
- Пещера Кюссак , Франция (~25 000 лет)
- Пеш-Мерль , недалеко от Кабрере , Франция (25 000 лет)
- Ласко , Франция (~17 000 лет)
- Пещера Нио , Франция (~17 000 лет)
- Фон-де-Гом , в долине Дордонь , Франция (~17 000 лет)
- Пещера Бадань , Столац , Босния и Герцеговина (~16 000 лет)
- Пещера Альтамира , недалеко от Сантильяна-дель-Мар , Кантабрия , Испания (~15 500 лет)
- Ла Марш , Люссак-ле-Шато , Франция (~15 000 лет)
- Les Combarelles , в Лез-Эзи-де-Таяк , Дордонь , Франция (~13 600 лет)
- Пещера Труа-Фрер в Арьеже , Франция (~13 000 лет) [42]
- Пещера Магура , Болгария (~10 000 лет)
- Пещера Солсем , Норвегия (~3000 лет)
Другие места включают Кресвелл-Крэгс , Ноттингемшир возрастом ~ 14 500 лет, , Англия (пещерные гравюры и барельефы обнаруженные в 2003 году), Пештера Колибоая в Румынии (искусство ~ 29 000 лет?). [43]
Наскальная живопись также выполнялась на скалах; но меньшее количество из них выжило из-за эрозии . Одним из примеров являются наскальные рисунки Астувансалми (3000–2500 гг. до н.э.) в районе Саймы в Финляндии.
Когда Марселино Санс де Саутуола впервые столкнулся с мадленианскими картинами пещеры Альтамира в Кантабрии, Испания, в 1879 году, ученые того времени сочли их подделками. Недавние переоценки и многочисленные дополнительные открытия с тех пор продемонстрировали их подлинность, одновременно стимулируя интерес к художественности и символике. [44] народов верхнего палеолита .
Восточная и Юго-Восточная Азия
[ редактировать ]В Индонезии пещеры в районе Марос на Сулавеси известны своими отпечатками рук. Около 1500 негативных отпечатков ладоней также было обнаружено в 30 расписных пещерах в районе Сангкулиранг на Калимантане; Предварительный анализ датировки по состоянию на 2005 год показал, что их возраст находится в пределах 10 000 лет. [46] Исследование 2014 года, основанное на уран-ториевом датировании, датировало минимальный возраст ручного трафарета Мароса 39 900 лет. Изображение бабирусы датируется как минимум 35,4 тыс. лет назад, что делает его одним из старейших известных фигуративных изображений в мире. [5]
В ноябре 2018 года ученые сообщили об обнаружении древнейшей известной картины фигуративного искусства возрастом более 40 000 (возможно, 52 000) лет, изображающей неизвестное животное, в пещере Лубанг Джериджи Салех на индонезийском острове Борнео . [10] [11]
А совсем недавно, в 2021 году, археологи объявили об открытии наскального искусства возрастом не менее 45 500 лет в пещере Леанг Тедоннге, Индонезия. По данным журнала Science Advances , наскальная живопись с изображением бородавчатой свиньи является самым ранним свидетельством человеческого поселения в этом регионе. [47] [48] Сообщается, что ситуация быстро ухудшается в результате изменения климата в регионе. [49]
в Монголии, возникшие в период палеолита Наскальные рисунки, найденные в пещере Хойт Ценхер , включают в себя символы и формы животных, нарисованные от стен до потолка. [50] Олени, буйволы, волы, козероги, львы, архары, антилопы, верблюды, слоны, страусы и другие изображения животных присутствуют, часто образуя палимпсест из перекрывающихся изображений. Картины имеют коричневый или красный цвет и стилистически похожи на другие наскальные рисунки палеолита со всего мира, но не похожи ни на какие другие образцы в Монголии.
Пещеры Пада-Лин в Бирме содержат картины возрастом 11 000 лет и множество каменных орудий.
Индия
[ редактировать ]В скальных убежищах Амбадеви находятся самые старые наскальные рисунки в Индии, возраст которых составляет 25 000 лет. Скальные убежища Бхимбетка датируются примерно 8000 годом до нашей эры. [51] [52] [53] [54] [55] Подобные картины встречаются и в других частях Индии. В Тамил Наду древние наскальные рисунки эпохи палеолита найдены в Комбайкаду, Килвалаи, Сеттавараи и Неханурпатти. В Одише они встречаются в Йогиматхе и Гудаханди. В Карнатаке эти картины находятся в Хирегудде недалеко от Бадами. Самая последняя картина, состоящая из геометрических фигур, относится к средневековому периоду .Выполненные в основном в красно-белых тонах с редким использованием зеленого и желтого цветов, картины изображают жизнь и времена людей, живших в пещерах, включая сцены родов, коллективных танцев и питья, религиозных обрядов и захоронений, а также жизни коренных народов. животные. [56]
Южная Африка
[ редактировать ]Наскальные рисунки, найденные в пещере Аполлона-11 в Намибии, датируются примерно 25 500–27 500 лет назад. [57]
В 2011 году археологи нашли небольшой фрагмент камня в пещере Бломбос , примерно в 300 км (190 миль) к востоку от Кейптауна на южном побережье Кейптауна в Южной Африке , среди наконечников копий и других раскопанных материалов. После обширных семилетних испытаний выяснилось, что линии, нарисованные на камне, были сделаны вручную охристым мелком возрастом 73 000 лет. Это делает его старейшей известной наскальной живописью. [58] [59] [60]
Австралия
[ редактировать ]Значительные ранние наскальные рисунки, выполненные охрой , были найдены в Кимберли и Какаду , Австралия. Охра не является органическим материалом , поэтому радиоуглеродное датирование этих изображений зачастую невозможно. Самым старым на сегодняшний день, возраст которого составляет 17 300 лет, является изображение кенгуру, нарисованное охрой в районе Кимберли , которое было датировано с помощью радиоуглеродного анализа материала осиного гнезда, лежащего под картиной и лежащего над ней. [61] Иногда о приблизительной дате или, по крайней мере, эпохе можно судить по содержанию картины, контекстуальным артефактам или органическому материалу, намеренно или случайно смешанному с неорганической краской охры, включая факельную сажу. [17]
Картина красной охрой , обнаруженная в центре плато Арнем-Ленд , изображает двух птиц, похожих на эму, с вытянутыми шеями. Палеонтолог определил, что они изображают мегафауны вид Genyornis , гигантских птиц, которые, как считается, вымерли более 40 000 лет назад; однако эти доказательства неубедительны для датировки. Это может свидетельствовать о том, что Genyornis вымерли позже, чем предполагалось ранее. [25]
Остров Хук на островах Уитсанди также является домом для ряда наскальных рисунков, созданных мореплавателями народа Нгаро . [62]
Пещерное искусство голоцена
[ редактировать ]Азия
[ редактировать ]На Филиппинах в пещерах Табон самым старым произведением искусства может быть рельеф акулы над входом в пещеру. Он был частично обезображен более поздней сценой захоронения кувшина. [ нужна ссылка ]
Пещеры Эдаккал в Керале, Индия, содержат рисунки, относящиеся к периодам от неолита уже с 5000 г. до н.э. до 1000 г. до н.э. [63] [64] [65]
Африканский Рог
[ редактировать ]Наскальные рисунки возле Кохайто, судя по всему, указывают на то, что в этом районе жили люди с пятого тысячелетия до нашей эры , а город, как известно, дожил до шестого века нашей эры. Рядом с этим местом находится гора Эмба Сойра , самая высокая гора Эритреи, а также небольшая деревня-преемница. Большая часть памятников наскального искусства обнаружена вместе со свидетельствами доисторических каменных орудий, что позволяет предположить, что это искусство могло предшествовать широко предполагаемым событиям скотоводства и одомашнивания, которые произошли 5000–4000 лет назад. [66] [67]
В 2002 году французская археологическая группа обнаружила наскальные рисунки Лаас-Гил на окраине Харгейсы в Сомалиленде . На картинах, датируемых около 5000 лет назад, изображены как дикие животные, так и украшенные коровы. На них также изображены пастухи, которые считаются создателями наскальных рисунков. [68] В 2008 году сомалийские археологи объявили об открытии других наскальных рисунков в регионе Дхамбалин , которые, по мнению исследователей, включают одно из самых ранних известных изображений охотника верхом на лошади. Наскальные рисунки датируются 1000–3000 годами до нашей эры. [69] [70]
Кроме того, между городами Лас-Хорей и Эль-Айо в Каринхегане находится множество наскальных рисунков с изображением реальных и мифических животных. Под каждой картиной есть надпись, возраст которой оценивается примерно в 2500 лет. [71] [72] Наскальные рисунки Карихегане выполнены в том же характерном стиле, что и наскальные рисунки Лаас-Гила и Дхамбалина. [73] [74] Примерно в 25 милях от Лас Хорей находится Гельвейта , еще один важный памятник наскального искусства. [72]
В Джибути наскальные изображения антилоп и жирафов также найдены в Дорре и Балхо . [75]
Северная Африка
[ редактировать ]Многие наскальные рисунки найдены в горах Тассили-н'Аджер на юго-востоке Алжира . Наскальные рисунки, входящие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО , были впервые обнаружены в 1933 году и с тех пор породили 15 000 гравюр и рисунков, которые фиксируют различные миграции животных, климатические сдвиги и изменения в моделях проживания людей в этой части Сахары с 6000 года до нашей эры. до позднего классического периода . [76] Другие наскальные рисунки также найдены в Акакусе , Месаке Сеттафете и Тадрарте в Ливии и других регионах Сахары, включая горы Айр, Нигер и Тибести, Чад.
Пещера пловцов и Пещера зверей на юго-западе Египта , недалеко от границы с Ливией, в горном Гильф-Кебир районе пустыни Сахара . Пещера пловцов была открыта в октябре 1933 года венгерским исследователем Ласло Алмаши . На этом месте находятся наскальные изображения плавающих людей, которые, по оценкам, были созданы 10 000 лет назад, во время последнего ледникового периода.
В 2020 году известняковую пещеру, украшенную изображениями животных, таких как ослы , верблюды , олени , мулы и горные козлы археологическая миссия Министерства туризма и древностей обнаружила в районе Вади-эль-Зульма . Наскальная пещера имеет глубину 15 метров и высоту 20 метров. [77] [78]
Южная Африка
[ редактировать ]В парке УХахламба / Дракенсберг , в Южной Африке возраст которого, как сейчас считается, составляет около 3000 лет, находятся картины народа сан , поселившегося в этом районе около 8000 лет назад, изображающие животных и людей и, как полагают, отражающие религиозные верования. Человеческие фигуры гораздо чаще встречаются в наскальном искусстве Африки, чем в Европе. [79]
Северная Америка
[ редактировать ]Отличительные монохромные и полихромные наскальные рисунки и фрески существуют в регионах средней части полуострова на юге Нижней Калифорнии и на севере Южной Нижней Калифорнии и состоят из доколумбовых изображений людей, наземных животных, морских существ и абстрактных рисунков. Эти картины в основном обитают в горах этого региона, но их также можно найти в отдаленных горах и скальных убежищах. Согласно недавним радиоуглеродным исследованиям этого района, материалам, извлеченным из археологических отложений в скальных убежищах, и материалам самих картин, можно предположить, что Великие фрески могли иметь временной диапазон, простирающийся еще на 7500 лет назад. [80]
Калифорния
Местные художники из племен чумаш создали наскальные рисунки , которые расположены в современных округах Санта-Барбара , Вентура и Сан-Луис-Обиспо в Южной Калифорнии в Соединенных Штатах . В их число входят примеры в Раскрашенной пещере Берро-Флэтс и Государственном историческом парке Чумаш-Раскрашенная пещера .
Есть также коренных американцев примеры пиктограмм в пещерах юго-запада США . Наскальные рисунки возрастом 6000 лет были найдены в районе плато Камберленд в штате Теннесси . [81]
Племена коренных американцев внесли свой вклад в создание калифорнийского наскального искусства, будь то в Северной или Нижней Калифорнии. Народ чумаш из Южной и Нижней Калифорнии рисовал картины в пещере Рыбы-Меч. Он получил свое название в честь рыбы-меч , нарисованной на его стенах, и является священным местом для религиозных и культурных практик племени Чумаш. Он находился под угрозой сноса, что побудило начать его консервацию в сотрудничестве между авиабазой Ванденберг и Советом старейшин племени Санта-Инез из Чумаша. Эти две стороны смогли стабилизировать и сохранить пещеру и ее произведения искусства. При предварительном изучении было сделано много выводов о том, как были сделаны рисунки, но не так много выводов о символической ценности наскальных рисунков и о том, какое их значение для племени чумаш. Раскопки внутри пещеры стали смотровой площадкой для археологов и антропологов , в частности Клейтона Лебоу, Дугласа Харроу и Ребекки МакКим, чтобы выяснить символическое значение искусства. Некоторые инструменты, которые использовались для изготовления пиктограмм, были найдены на этом месте и были связаны с двумя ранними заселениями, существовавшими в этом районе. Это отодвинуло назад общие знания о понимаемой древности. наскальные рисунки на центральном побережье Калифорнии более чем на 2000 лет назад. [82]
Северная и Нижняя Калифорния
[ редактировать ]Национальный институт антропологии и истории (INAH), созданный в Мексике, памятников , связанных с наскальным искусством, зарегистрировал более 1500 археологических в Нижней Калифорнии . Чуть менее 300 сайтов были связаны с индейскими племенами. Из этих 300 объектов 65% имеют картины, 24% — петроглифы, 10% — и картины, и петроглифы , а 1% — геоглифы. В пяти из этих мест, расположенных в Нижней Калифорнии, представлены рисунки или картины ручной работы, и все они разбросаны по этой территории. Эти сайты включают Милагро-де-Гуадалупе (23 отпечатка), Корраль-де-Кено (6 отпечатков), Ранчо Вьехо (1 рисунок), Пьедрас Гордас (5 отпечатков) и, наконец, Валле Секо (3 отпечатка). [33]
Южная Америка
[ редактировать ]Национальный парк Серра-да-Капивара — национальный парк на северо-востоке Бразилии со множеством доисторических картин; Парк был создан для защиты найденных там доисторических артефактов и картин. В 1991 году он стал объектом Всемирного наследия. Самый известный археологический объект — Педра Фурада .
Он расположен на северо-востоке штата Пиауи , между 8°26'50" и 8°54'23" южной широты и 42°19'47" и 42°45'51" западной долготы. Он входит в состав муниципальных районов Сан-Раймунду-Нонато , Сан-Жуан-ду-Пиауи , Коронель-Жозе-Диас и Канту-ду-Бурити . Его площадь составляет 1291,4 квадратных километров (319 000 акров). В этом районе самая большая концентрация доисторических небольших ферм на американском континенте. Научные исследования подтверждают, что горный массив Капивара был густонаселен в доисторические периоды.
Куэва-де-лас-Манос (по-испански «Пещера рук») — пещера, расположенная в провинции Санта -Крус , Аргентина , в 163 км (101 милях) к югу от города Перито-Морено , в границах Франциско П. Морено. Национальный парк , включающий в себя множество объектов археологического и палеонтологического значения.
Изображения рук часто негативные ( трафаретные ). Помимо этого, есть также изображения людей, гуанако , нанду , кошек и других животных, а также геометрические фигуры, зигзагообразные узоры, изображения солнца и сцены охоты . Подобные картины, хотя и в меньшем количестве, можно найти в близлежащих пещерах. На потолке также есть красные точки, вероятно, образовавшиеся в результате погружения охотничьих бола в чернила, а затем их выбрасывания. Цвета картин варьируются от красного (из гематита ) до белого, черного или желтого. Негативные отпечатки рук датируются примерно 550 г. до н.э., положительные - 180 г. до н.э., а возраст охотничьих рисунков оценивается более чем 10 000 лет назад. [83] Большинство рук — «левые руки» (то есть большой палец находится справа, хотя этот узор можно одинаково легко получить как правой, так и левой рукой, в зависимости от того, используется ли задняя или передняя рука) [4] [84] что было использовано в качестве аргумента в пользу предположения, что маляры держали распылительную трубку правой рукой. [85] [86] [87]
Юго-Восточная Азия
[ редактировать ]Наскальные рисунки есть в пещерах Таиланда, Малайзии, Индонезии и Бирмы. В Таиланде пещеры и уступы вдоль тайско-бирманской границы, в хребте Петчабун в центральном Таиланде и с видом на реку Меконг в провинции Накорн-Саван содержат галереи наскальных рисунков. В Малайзии наскальные рисунки Тамбуна датируются 2000 лет, а наскальные рисунки в Расписной пещере в национальном парке Ниах-Кейвс - 1200 лет. Антрополог Айвор Хью Норман Эванс посетил Малайзию в начале 1920-х годов и обнаружил, что некоторые племена (особенно негритосы) все еще создавали наскальные рисунки и добавляли изображения современных объектов, в том числе, предположительно, автомобилей. [88] (См. доисторическую Малайзию .)
В Индонезии наскальные рисунки можно встретить на Суматре , Калимантане , Сулавеси , Флоресе , Тиморе , Малуку и Папуа . [89] [90] [91]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Объекты всемирного наследия: полный путеводитель по 1007 объектам всемирного наследия ЮНЕСКО (6-е изд.). Издательство ЮНЕСКО . 2014. с. 607. ИСБН 978-1-77085-640-0 . OCLC 910986576 .
- ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. «Пещера Рук, Рио-Пинтурас» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 г. Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Искусство и место: специфическое искусство Америки . Редакционный директор: Аманда Реншоу; Текст и экспертные знания предоставлены Даниэлем Арсено и др. Файдон Пресс . 2013. С. 354–355. ISBN 978-0-7148-6551-5 . OCLC 865298990 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 27 марта 2021 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Подеста, Мария Мерседес; Раффино, Родольфо А.; Паунеро, Рафаэль Себастьян; Роланди, Диана С. (2005). Наскальное искусство коренных народов Аргентины: Патагония (на испанском языке). Коммуникационная группа Аберто. ISBN 978-987-1121-16-8 . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 г. Проверено 1 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с М. Обер и др., «Пещерное искусство плейстоцена из Сулавеси, Индонезия», Nature , том 514, страницы 223–227 (9 октября 2014 г.).«Используя урановую датировку кораллоидных образований, непосредственно связанных с 12 трафаретами, сделанными руками человека, и двумя фигуративными изображениями животных из семи пещер в карстах Марос в Сулавеси, мы показываем, что традиции наскального искусства на этом индонезийском острове, по крайней мере, совместимы по возрасту с традициями наскального искусства на этом индонезийском острове. Древнейшее европейское искусство. Самое раннее датированное изображение с Мароса, возраст которого составляет не менее 39,9 тыс. лет, в настоящее время является старейшим известным ручным трафаретом в мире. Кроме того, возраст бабирусы («свинья-олень») составляет не менее 35,4 тыс. лет. назад является одним из самых ранних датированных фигуративных изображений в мире, если не самым ранним. Среди следствий теперь можно продемонстрировать, что люди создавали наскальные рисунки примерно 40 тысяч лет назад на противоположных концах плейстоценового евразийского мира».
- ^ Боб Макдональд (24 сентября 2021 г.). «Отпечатки ладоней возрастом 200 000 лет могут быть старейшими произведениями искусства в мире, говорят ученые» . cbc.ca. Радио Си-Би-Си . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Брамм, Адам ; Октавиана, Адхи Агус; Бурхан, Басран; Хаким, Будианто; Лебе, Рустан; Чжао, Цзянь-синь; Сулистярто, Приятно Хади; Риримасс, Марлон; Адхитьятама, Шинатрия; Сумантри, Иван; Обер, Максим (01.01.2021). «Самое древнее наскальное искусство, найденное на Сулавеси» . Достижения науки . 7 (3): eabd4648. Бибкод : 2021SciA....7.4648B . дои : 10.1126/sciadv.abd4648 . ISSN 2375-2548 . ПМК 7806210 . ПМИД 33523879 .
- ^ Феррейра, Бекки (13 января 2021 г.). «Рисунок свиньи, возможно, является старейшим в мире наскальным искусством, говорят археологи. По словам исследователей, изображению животного на индонезийском острове не менее 45 500 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Д.Л. Хоффманн; компакт-диск Стэндиш; М. Гарсиа-Диес; П. Б. Петтитт; Дж. А. Милтон; Ж. Зильян; Джей Джей Альколеа-Гонсалес; П. Канталехо-Дуарте; Х. Кольядо; Р. де Бальбин; М. Лорбланше; Х. Рамос-Муньос; Г.-Ч. Венигер; AWG Пайк (2018). «U-Th датирование карбонатных корок показывает неандертальское происхождение иберийского наскального искусства» . Наука . 359 (6378): 912–915. Бибкод : 2018Sci...359..912H . дои : 10.1126/science.aap7778 . hdl : 10498/21578 . ПМИД 29472483 . «Мы представляем результаты датирования трех памятников в Испании, которые показывают, что наскальное искусство появилось в Иберии существенно раньше, чем считалось ранее. Уран-ториевые (U-Th) даты на карбонатных корках, покрывающих картины, обеспечивают минимальный возраст красного линейного мотива в Ла-Пазьеге ( Кантабрия), ручной трафарет в Мальтравьесо (Эстремадура) и окрашенные в красный цвет образования в Ардалесе (Андалусия). В совокупности эти результаты показывают, что возраст наскального искусства в Иберии превышает 64,8 тысячи лет (ка). до сих пор и предшествует, по крайней мере, на 20 тыс. лет назад приходу современных людей в Европу, что предполагает авторство неандертальцев».
- ^ Jump up to: а б с Циммер, Карл (7 ноября 2018 г.). «В пещере в джунглях Борнео ученые нашли старейшую фигуративную живопись в мире. Наскальному рисунку на Борнео не менее 40 000 лет, что поднимает интригующие вопросы о творчестве в древних обществах» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Обер, М.; и др. (7 ноября 2018 г.). «Палеолитическое наскальное искусство на Борнео». Природа . 564 (7735): 254–257. Бибкод : 2018Natur.564..254A . дои : 10.1038/s41586-018-0679-9 . ПМИД 30405242 . S2CID 53208538 .
- ^ Обер, М.; и др. (11 декабря 2019 г.). «Самая ранняя сцена охоты в доисторическом искусстве». Природа . 576 (7787): 442–445. Бибкод : 2019Natur.576..442A . дои : 10.1038/s41586-019-1806-y . ПМИД 31827284 . S2CID 209311825 .
- ^ Jump up to: а б Феррейра, Бекки (11 декабря 2019 г.). «Мифические существа могут быть самыми ранними творческими наскальными рисунками людей. Картины на индонезийском острове возрастом не менее 43 900 лет и изображают гуманоидные фигуры с животными чертами лица в сцене охоты» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 декабря 2019 г.
- ^ Октавиана, Адхи Агус; Жоан-Бойо, Рено; Судья Будианто; Бурхан, Басран; Сарди, Ратно; Адхитьятама, Шинатрия; Хамрулла; Сумантри, Иван; Тан, М.; Лебе, Рустан; Ильяс, Имран; Аббас, Абдулла; Джусди, Энди; Махардиан, Девангга Эка; Ноэрвиди, Софван (3 июля 2024 г.). «Повествовательное наскальное искусство Индонезии 51 200 лет назад» . Природа . дои : 10.1038/s41586-024-07541-7 . ISSN 0028-0836 .
- ^ Харрис, Гаррет (4 июля 2024 г.). «Старейший образец изобразительного искусства, найденный в индонезийской пещере» . Художественная газета . Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ Валлийский, Лиз; Уэлш, Питер (2000). Наскальное искусство Юго-Запада: спутник посетителей (1-е изд.). Беркли, Калифорния: Wilderness Press. п. 62. ИСБН 0-89997-258-6 .
- ^ Jump up to: а б Валладас, Элен (1 сентября 2003 г.). «Прямое радиоуглеродное датирование доисторических наскальных рисунков методом ускорительной масс-спектрометрии». Измерительная наука и технология . 14 (9): 1487–1492. дои : 10.1088/0957-0233/14/9/301 . S2CID 250809121 .
- ^ Jump up to: а б Хоффманн, Д.Л.; Пайк, AW; Гарсиа-Диес, М.; Петтитт, ПБ; Зильян, Ж. (2016). «Методы датирования U-серией корок CaCO3, связанных с палеолитическим наскальным искусством, и их применение к иберийским памятникам» . Четвертичная геохронология . 36 : 104–119. дои : 10.1016/j.quageo.2016.07.004 .
- ^ Обер, М. и др. Палеолитическое наскальное искусство на Борнео // Природа (2018).
- ^ Клоттс, Жан (октябрь 2002 г.). «Пещера Шове (ок. 30 000 г. до н. э.)» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей . Проверено 11 мая 2013 г.
- ^ Петтит, Пол (1 ноября 2008 г.). «Искусство и переход от среднего к верхнему палеолиту в Европе: комментарии к археологическим аргументам в пользу раннего верхнего палеолита в искусстве Грот Шове». Журнал эволюции человека . 55 (5): 908–917. дои : 10.1016/j.jhevol.2008.04.003 . ПМИД 18678392 .
- ^ Зорич, Зак (март – апрель 2011 г.). «Букварь Шове» . Археология . 64 (2): 39.
- ^ Гемис, Калин; Клоттс, Дж.; Гели, Б.; Прюдом, Ф. (2011). «Исключительное археологическое открытие – «Художественная галерея» в пещере Колибоая» . Acta Archaeologica Carpathica . XLVI . ISSN 0001-5229 . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ Зорич, Зак (январь – февраль 2012 г.). «Из окопов – рисунок палеолитической Румынии» . Археология . 65 (1) . Проверено 7 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Мастерс, Эмма (31 мая 2010 г.). «Наскальной живописи мегафауны может быть 40 000 лет» . Австралийская комиссия по телерадиовещанию (ABC) . Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ МакГирк, Род (18 июня 2012 г.). «Австралийское наскальное искусство одно из старейших в мире» . Христианский научный монитор . АП . Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ Грей, Ричард (5 октября 2008 г.). «На создание доисторических наскальных рисунков ушло до 20 000 лет» . Телеграф . Архивировано из оригинала 15 июня 2009 года . Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ Ренфрю, Колин. Теории, методы и практика археологии (7-е изд.). Темза и Гудзон.
- ^ О'Хара, К. (2014). Пещерное искусство и изменение климата, Archway Publishing.
- ^ Турман, Джудит (23 июня 2008 г.). «Первые впечатления: что говорит о нас старейшее искусство мира?» . Журнал «Нью-Йоркер» .
- ^ Херцог, Вернер. (2010). Пещера забытых снов. 43:25.
- ^ Фонд, Брэдшоу. «Ручная роспись и символы в наскальном искусстве» . bradshawfoundation.com .
- ^ Jump up to: а б Фонсека-Ибарра, Эна (2 января 2018 г.). «Ручные рисунки в наскальном искусстве Северной Нижней Калифорнии, Мексика» . Калифорнийская археология . 10 (1): 1–25. дои : 10.1080/1947461X.2018.1444362 . ISSN 1947-461X .
- ^ «Охотничье волшебство в наскальной живописи» . Фонд Брэдшоу . 9 декабря 2019 года . Проверено 25 мая 2021 г.
- ^ Броновский, Джейкоб (1990) [1973]. Восхождение человека . Лондон: Книги BBC. п. 54. ИСБН 978-0-563-20900-3 .
- ^ Уитли, Дэвид С. (2009). Наскальные рисунки и человеческий дух: происхождение творчества и веры . Прометей. п. 35. ISBN 978-1-59102-636-5 .
- ^ Гатри, Р. Дейл (2005). «Предисловие: Сборка костей» . Природа палеолитического искусства . Чикаго [ua]: Univ. из Чикаго Пресс. ISBN 978-0-226-31126-5 . Проверено 31 декабря 2012 г.
- ^ Хаммонд, Норман (11 сентября 2009 г.). «Отпечатки ладоней пещерных художников в Пеш-Мерле» . Таймс . Проверено 31 декабря 2012 г.
- ^ «Лондонец разгадал загадку рисунков Ледникового периода возрастом 20 000 лет » Новости Би-би-си . 05.01.2023 . Проверено 5 января 2023 г.
- ^ Бэкон, Беннетт; Хатири, Азаде; Палмер, Джеймс; Фрит, Тони; Петтитт, Пол; Кентридж, Роберт (05 января 2023 г.). «Система протописьма верхнего палеолита и фенологический календарь» . Кембриджский археологический журнал . 33 (3): 371–389. дои : 10.1017/S0959774322000415 . ISSN 0959-7743 .
- ^ "Башкирия: новые исследования "состарили" наскальные рисунки Каповой пещеры в два раза" . u7a.ru . Retrieved 2019-10-11 .
- ^ «Три брата» . Британская энциклопедия . Проверено 23 февраля 2020 г.
- ^ Тагман, Линдси (1 сентября 2011 г.). «Самые древние наскальные рисунки, найденные в румынской пещере» . Новости CBS. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 11 мая 2013 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Почему эти 32 символа найдены в пещерах по всей Европе | Женевьева фон Петцингер» . Ютуб .
- ^ Обер, М.; и др. (2014). «Пещерное искусство плейстоцена из Сулавеси, Индонезия». Природа . 514 (7521): 223–227. Бибкод : 2014Natur.514..223A . дои : 10.1038/nature13422 . ПМИД 25297435 . S2CID 2725838 .
Используя урановую датировку кораллоидных образований, непосредственно связанных с 12 трафаретами, сделанными руками человека, и двумя фигуративными изображениями животных из семи пещер в карстах Марос в Сулавеси, мы показываем, что традиции наскального искусства на этом индонезийском острове, по крайней мере, совместимы по возрасту с древнейшими Европейское искусство. Самое раннее датированное изображение с Мароса, минимальный возраст которого составляет 39,9 тыс. лет, в настоящее время является старейшим известным ручным трафаретом в мире.
- ^ Чазин, Дж. М. (2005). «Наскальные рисунки, захоронения и жилища: пещеры Восточного Калимантана» (PDF) . Азиатские перспективы . 44 (1): 219–230. дои : 10.1353/asi.2005.0006 . hdl : 10125/17232 . S2CID 53372873 . Проверено 12 мая 2013 г. Фаге, Люк-Анри (август 2005 г.). «Руки сквозь время: изучение наскального искусства Борнео» . Нэшнл Географик . 208 (2): 44–45 . Проверено 7 октября 2013 г.
- ^ «Самая старая известная в мире наскальная живопись найдена в Индонезии» . Хранитель . Агентство Франс-Пресс. 13 января 2021 г. Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ «Индонезия: Археологи нашли старейшую в мире наскальную живопись с животными» . Новости Би-би-си . 14 января 2021 г. Проверено 24 февраля 2021 г.
- ^ «Индонезия: изменение климата уничтожает старейшую в мире картину с изображением животных» . Новости Би-би-си . 19 мая 2021 г. Проверено 19 мая 2021 г.
- ^ Наскальная живопись пещеры Хойт ценхер - Центр всемирного наследия ЮНЕСКО.
- ^ Матпал, Яшодхар (1984). Доисторическая картина Бхимбетки . Публикации Абхинава. п. 220. ИСБН 9788170171935 .
- ^ Тивари, Шив Кумар (2000). Загадки индийских картин в скальных приютах . Саруп и сыновья. п. 189. ИСБН 9788176250863 .
- ^ Скальные убежища Бхимбетки (PDF) . ЮНЕСКО. 2003. с. 16.
- ^ Митэн, Стивен (2011). После льда: глобальная история человечества, 20 000–5 000 гг . до н.э. Орион. п. 524. ИСБН 9781780222592 .
- ^ Джавид, Али; Джавид, Али; Джавид, Табассум (2008). Памятники всемирного наследия и связанные с ними здания в Индии . Издательство Алгора. п. 19. ISBN 9780875864846 .
- ^ «Скальные убежища Бхимбетки» . Объект Всемирного наследия . Проверено 22 декабря 2009 г.
- ^ «Аполлон-11 (ок. 25 500–23 500 до н. э.) и Пещерные камни Вандерверка (ок. 8 000 до н. э.)» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. Октябрь 2000 года . Проверено 11 мая 2013 г.
- ^ Фуй Ли Лук (2018). «Самый ранний рисунок в мире?» . news.cnrs.fr. Французский национальный центр научных исследований . Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Сен-Флер, Николас (12 сентября 2018 г.). «Самый старый известный рисунок, сделанный руками человека, обнаружен в пещере Южной Африки» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 15 сентября 2018 г.
- ^ Образец, Ян (12 сентября 2018 г.). «Самый ранний известный рисунок, найденный на скале в южноафриканской пещере» . Хранитель . Проверено 12 сентября 2018 г.
- ^ «Австралия: старейшее наскальное искусство — кенгуру, которому 17 300 лет» . Новости Би-би-си . Би-би-си. 23 февраля 2021 г. Проверено 25 февраля 2021 г.
- ^ «Острова национального парка Уитсандей – природа, культура и история» . Правительство Квинсленда . Штат Квинсленд (Департамент национальных парков, спорта и скачек) . Проверено 16 октября 2017 г.
- ^ « Находки пещеры Эдаккал, связанные с цивилизацией долины Инда» . Новый Индийский экспресс . 22 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 26 сентября 2013 года . Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ «Древняя деревня или надпись на реке Инд Сарасвати» . Scribd.com. Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 г. Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ «Обнаружены символы, родственные культуре долины Инда» . Индостан Таймс . 29 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 28 января 2011 г. Проверено 17 августа 2012 г.
- ^ «Понимание наскального искусства в Эритрее» . Мадоте . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ «Культурный ландшафт Коахито» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Бакано, Отто (24 апреля 2011 г.). «Галереи гротов показывают раннюю сомалийскую жизнь» . АФП. Архивировано из оригинала 30 апреля 2011 года . Проверено 11 мая 2013 г.
- ^ Мире, Сада (2008). «Открытие места наскального искусства Дамбалин, Сомалиленд» . Африканский археологический обзор . 25 (3–4): 153–168. дои : 10.1007/s10437-008-9032-2 . S2CID 162960112 . Архивировано из оригинала 27 июня 2013 года . Проверено 22 июня 2013 г.
- ^ Альберге, Даля (17 сентября 2010 г.). «Британский археолог нашел наскальные рисунки в 100 новых африканских памятниках» . Хранитель . Проверено 25 июня 2013 г.
- ^ Ходд, Майкл (1994). Справочник по Восточной Африке . Публикации по торговле и путешествиям. п. 640. ИСБН 0-8442-8983-3 .
- ^ Jump up to: а б Али, Исмаил Мохамед (1970). Сомали сегодня: общая информация . Министерство информации и национальной ориентации Сомалийской Демократической Республики. п. 295.
- ^ Институт Восточного университета (Неаполь, Италия) (1992 г.). Анналы: Приложение, выпуски 70-73 . Восточный институт Неаполя. п. 57.
- ^ «Места наскального искусства Сомалиленда» . СайАрк. Архивировано из оригинала 29 марта 2014 года . Проверено 28 марта 2014 г.
- ^ Universität Frankfurt am Main (2003), «Тома 1–2» , Журнал африканской археологии , Africa Manga Verlag: 230, ISBN 9783937248004 , получено 7 сентября 2014 г.
- ^ «Тассили н'Аджер» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 31 декабря 2012 г.
- ^ «Древняя пещера с выдающимися гравюрами, изображающими сцены с животными, обнаруженными на Синае – Древний Египет – Наследие» . Ахрам Онлайн . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ «Фотографии: Археологи обнаружили древнюю пещеру на Северном Синае» . Египет Независимый . 26 апреля 2020 г. Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ Жаров, Леон (2 июня 1997 г.). «Запечатленный в камне» . Время . Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 года . Проверено 7 октября 2008 г.
Дикая природа и люди, как правило, получают равное вознаграждение за африканское наскальное искусство. (В пещерах Западной Европы, напротив, стены покрыты изображениями животных, а человеческие фигуры редки.) В Южной Африке, где проживают сан, или бушмены, многие наскальные сцены, изображающие людей, интерпретируют ритуалы и галлюцинации шаманы, которые до сих пор доминируют в культуре Сан. Среди наиболее запоминающихся изображений есть изображения, изображающие шаманов, находящихся в глубоком трансе: например, лежащий человек с головой антилопы, окруженный воображаемыми зверями, или насекомоподобный гуманоид, покрытый дикими украшениями.
- ^ «Наскальные рисунки Нижней Калифорнии, датированные 7500 лет назад» . news.nationalgeographic.com . Архивировано из оригинала 19 июля 2003 года . Проверено 29 марта 2016 г.
- ^ Симекм Ян Ф.; Алан Кресслер; Николас П. Херрманн; Сара С. Шервуд (2013). «Священные пейзажи юго-востока США: доисторическое наскальное и пещерное искусство в Теннесси». Античность . 87 (336): 430–446. дои : 10.1017/S0003598X00049048 . S2CID 130296519 .
- ^ Ливос, Честер Р. (2 июля 2016 г.). «Археология и наскальное искусство пещеры Меч-рыбы» . Калифорнийская археология . 8 (2): 319–321. дои : 10.1080/1947461X.2016.1240852 . ISSN 1947-461X .
- ^ Ле Конт, Кристиан (2003). Аргентинские индейцы . Консорциум издателей. ISBN 987-9479-11-4 .
- ^ Стил, Джеймс; Уомини, Натали (2005). «Люди, инструменты и руки» (PDF) . В Ру, Валентин; Бриль, Бландин (ред.). Дробление камня: необходимые условия для уникального поведения человека . Кембридж, Великобритания: Институт археологических исследований Макдональда, Кембриджский университет. п. 234. ИСБН 1-902937-34-1 . OCLC 64118071 . Архивировано (PDF) из оригинала 16 октября 2021 г. Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ Парфит, Майкл (декабрь 2000 г.). «Охота на первых американцев». Нэшнл Географик . Том. 198, нет. 6. Национальное географическое общество . п. 40.
- ^ Визнер-Хэнкс, Мерри Э. (23 сентября 2015 г.). Краткая история мира . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . стр. 11–13. ISBN 978-1-107-02837-1 . OCLC 908262350 .
- ^ Мур, Джерри Д. (2017). Частота путешествий: недавние путешествия по древней Южной Америке . Боулдер: Университетское издательство Колорадо . п. 100. дои : 10.5876/9781607326007 . ISBN 978-1-60732-600-7 . JSTOR j.ctt1m3210q . LCCN 2016053403 . OCLC 973325343 .
- ^ Вебер, Джордж. «Семанг» . Негрито Малайзии . Архивировано из оригинала 24 июля 2013 года . Проверено 11 мая 2013 г.
- ^ Октавиана, Адхи Агус; Сетиаван, Пинди (2015). «Образцы наскальных рисунков в пещере Тигра, Южная Суматра». Национальный археологический центр : 1–10.
- ^ Фаузи, Мохаммад Рули; Интан, Фадлан С.; Вибово, Энди С. (2019). «Недавно обнаруженные места наскального искусства из Букит-Булана, Суматра: согласование доисторического символического поведения с доисторической эпохой Индонезии». Журнал археологической науки . 24 : 166–174. дои : 10.1016/j.jasrep.2019.01.001 .
- ^ О'Коннор, Сью (май 2018 г.). «Необычный нарисованный антропоморф на острове Лембата расширяет наше понимание разнообразия наскального искусства Индонезии» . Исследование наскального искусства . 35 (1) . Проверено 11 ноября 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дубовский, Марк (2010). Открытие в пещере (Детское раннее чтиво) . Нью-Йорк, США: Random House . ISBN 978-0-375-85893-2 .
- Фадж, Люк-Генри; Шазин, Жан-Мишель (2010). Борнео – Память о пещерах И Калимантроп. ISBN 978-2-9536616-1-3 .
- Привет, Томас; Клегг, Джон, ред. (2005). Эстетика и наскальное искусство . Издательство Эшгейт. ISBN 0-7546-3924-Х .
- Кертис, Грегори (2006). Пещерные художники: исследование тайн первых художников мира . Кнопф. ISBN 1-4000-4348-4 .
- Нечватал, Джозеф (2005). «Захватывающий эксцесс в апсиде Ласко». Техноноэтическое искусство . 3 (3): 181–192. дои : 10.1386/tear.3.3.181/1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фонд Брэдшоу Запись наскальных рисунков по всему миру
- База данных EuroPreArt европейского доисторического искусства
- Американская ассоциация исследования наскального искусства
- Экскурсия по афганским наскальным рисункам от BBC News.
- Le Kalimanthrope Наскальное искусство Борнео (Калимантан, Индонезия)
- «Путешествие по истории искусств» , очерк доисторического искусства с акцентом на наскальные рисунки со всего мира.
- Хронология человечества (интерактивная) – Смитсоновский институт , Национальный музей естественной истории (август 2016 г.).