Jump to content

Погреб Шове

Координаты : 44 ° 23'15 ″ с.ш. 4 ° 24'51 ″ в.д.  /  44,38750 ° с.ш. 4,41417 ° в.д.  / 44,38750; 4.41417
(Перенаправлено из Грот Шове )
Пещера Шове-Пон-д'Арк
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Расположение Ардеш , Франция
Критерии Я, III, V, VI, VII, VIII, X
Ссылка 1426
Надпись 2014 г. (38-я сессия )
Область 9 га
Буферная зона 1353 га
Веб-сайт археология .культура .fr / Шове
Координаты 44 ° 23'15 ″ с.ш. 4 ° 24'51 ″ в.д.  /  44,38750 ° с.ш. 4,41417 ° в.д.  / 44,38750; 4.41417
Пещера Шове находится во Франции.
Погреб Шове
Расположение во Франции

Пещера Шове-Пон-д'Арк ( фр . Grotte Chauvet-Pont d'Arc , Французское произношение: [ɡʁɔt ʃovɛ pɔ̃ daʁk] ) в департаменте Ардеш на юго-востоке Франции — это пещера , в которой хранятся одни из наиболее хорошо сохранившихся фигуративных наскальных рисунков в мире. [ 1 ] а также другие свидетельства жизни верхнего палеолита . [ 2 ] Он расположен недалеко от коммуны Валлон-Пон-д'Арк на известняковой скале над бывшим руслом реки Ардеш , в ущелье Ардеш .

Обнаруженный 18 декабря 1994 года, он считается одним из самых значительных объектов доисторического искусства агентство ООН по культуре ЮНЕСКО присвоило ему статус Всемирного наследия . , а 22 июня 2014 года [ 3 ] Пещера была впервые исследована группой из трех спелеологов : Элиетт Брюнель-Дешам, Кристиан Хиллэр и Жан-Мари Шове, в честь которых она была названа через шесть месяцев после отверстия, теперь известного как «Le Trou de Baba» («Дыра Бабы»). был обнаружен Мишелем Розой (Бабой). [ 4 ] Позже группа вернулась в пещеру. Другой член этой группы, Мишель Шабо, вместе с двумя другими отправился дальше в пещеру и обнаружил Галерею Львов, Заключительную камеру. У Шове есть собственный подробный отчет об открытии. [ 5 ] Помимо картин и других человеческих свидетельств, они также обнаружили окаменелые останки, отпечатки пальцев и отметины различных животных, некоторые из которых сейчас вымерли.

Дальнейшее исследование, проведенное французским археологом Жаном Клоттом , многое рассказало об этом месте. Даты являются предметом споров, но исследование, опубликованное в 2012 году, подтверждает, что искусство относится к ориньякскому периоду, примерно 32 000–30 000 лет назад. Исследование, опубликованное в 2016 году с использованием дополнительных 88 радиоуглеродных дат, показало два периода обитания: один от 37 000 до 33 500 лет назад, а второй от 31 000 до 28 000 лет назад, при этом большинство черных рисунков относятся к более раннему периоду.

Пещера расположена над предыдущим руслом Ардеша до открытия -д'Арк Пон . В ущельях региона Ардеш расположены многочисленные пещеры, многие из которых имеют геологическое или археологическое значение.

Судя по радиоуглеродному датированию , пещера, по-видимому, использовалась людьми в течение двух различных периодов: ориньякского и граветтского периодов . [ 6 ] Большая часть произведений искусства относится к более ранней, ориньякской эпохе (от 32 000 до 30 000 лет назад). Более поздняя граветтская оккупация, произошедшая 27–25 тысяч лет назад, оставила мало что, кроме детских следов, обугленных остатков древних очагов , [ 7 ] и пятна углеродного дыма от факелов, освещавших пещеры. Следы могут быть самыми старыми человеческими следами, которые можно точно датировать. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что после посещения ребенком пещеры из-за оползня, перекрывшего ее исторический вход, пещера оставалась нетронутой до тех пор, пока ее не обнаружили в 1994 году. [ 8 ]

На мягком, похожем на глину полу пещеры сохранились отпечатки лап пещерных медведей, а также большие округлые углубления, которые, как полагают, являются «гнездами», где медведи спали. Окаменелые кости многочисленны и включают черепа пещерных медведей и череп козерога рогатый . [ 9 ] Предполагается, что отпечатки лап, датированные 26 000 YBP, принадлежат собаке; однако было оспорено, что их оставил волк. [ 10 ]

Реплика картин в пещере Шове.
Изображение степного зубра ( Bison priscus ). Картины в пещере Шове на почтовой марке Румынии г. 2001
Реплика картины львов.
Группа носорогов
Картина оленей

Были каталогизированы сотни изображений животных, на которых изображены по меньшей мере 13 различных видов , в том числе некоторые, которые редко или никогда не встречаются на других картинах ледникового периода . Вместо того, чтобы изображать только знакомых травоядных животных, которые преобладают в палеолитическом наскальном искусстве, то есть лошадей , зубров , мамонтов и т. д., на стенах пещеры Шове изображено множество хищных животных, например, пещерных львов , леопардов , [ 11 ] медведи и пещерные гиены . Есть также картины с носорогами . [ 12 ]

Типично для большинства пещерного искусства, здесь нет изображений полных человеческих фигур, хотя есть две частичные фигуры «Венеры»: одна в нише или вестибюле Торцевой камеры, а другая на подвеске примерно конической или зубчатой ​​формы высотой несколько метров. прочь; оба состоят из того, что выглядит как вульва , прикрепленная к неполной паре ног. Над подвеской Венера и в контакте с ней находится голова бизона, что побудило некоторых описать составной рисунок как Минотавра . [ 13 ] Есть несколько панелей с отпечатками рук красной охрой и трафаретами, сделанными путем выдувания пигмента на руки, прижатые к поверхности пещеры. Абстрактные знаки — линии и точки — встречаются по всей пещере. Есть также два неопознанных изображения, напоминающие по форме бабочку или птицу. Такое сочетание предметов привело некоторых исследователей доисторического искусства и культур к мысли, что был ритуальный , шаманский или магический аспект. в этих картинах [ 14 ]

Один рисунок, позже наложенный наброском оленя, напоминает вулкан, извергающий лаву, похожий на действующие в то время региональные вулканы. Если это подтвердится, это будет самый ранний известный рисунок извержения вулкана. [ 15 ]

Художники, создавшие эти картины, использовали методы, редко встречающиеся в другом наскальном искусстве. Многие из картин, по-видимому, были созданы только после того, как стены были очищены от мусора и конкрементов, оставив более гладкую и заметно светлую область, над которой работали художники. Точно так же трехмерность и ощущение движения достигаются путем надрезания или травления контуров определенных фигур. Искусство также является исключительным для своего времени тем, что включает «сцены», например, животных, взаимодействующих друг с другом; пару шерстистых носорогов Например, можно увидеть , бодающихся рогами в очевидной борьбе за территорию или права спаривания. [ 16 ]

Встречаться

[ редактировать ]

По словам Жана Клотта, в пещере находятся одни из старейших известных наскальных рисунков , основанных на радиоуглеродном датировании «черных рисунков, следов факелов и пола». Клоттс заключает, что «даты делятся на две группы: одна сосредоточена около 27 000–26 000 лет назад , а другая - около 32 000–30 000 лет назад». [ 2 ] По состоянию на 1999 год были известны даты 31 образца из пещеры. Самый ранний образец Gifa 99776 из «зоны 10» датируется 32 900 ± 490 лет назад. [ 17 ]

Некоторые археологи подвергли сомнению эти даты. Кристиан Цюхнер, опираясь на стилистические сравнения с аналогичными картинами на других хорошо датированных памятниках, выразил мнение, что красные картины относятся к граветтскому периоду (ок. 28 000–23 000 лет назад), а черные картины - к периоду ранней Магдалины (начало около 18 000–10 000 лет назад). [ 18 ] Петтитт и Бан также утверждали, что датировка не соответствует традиционной стилистической последовательности и что существует неопределенность относительно источника древесного угля, использованного в рисунках, и степени поверхностного загрязнения обнаженных поверхностей скал. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] Стилистические исследования показали, что некоторые гравюры Граветта наложены на черные картины, что доказывает более древнее происхождение картин. [ 22 ]

К 2011 году было проведено более 80 радиоуглеродных датировок, включая образцы следов факелов и самих картин, а также костей животных и древесного угля, найденных на полу пещеры. Радиоуглеродные даты этих образцов позволяют предположить, что в Шове было два периода творения: 35 000 лет назад и 30 000 лет назад. [ 23 ] Это относит заселение и роспись пещеры к ориньякскому периоду.

Исследовательская статья, опубликованная в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences в мае 2012 года учеными из Савойского университета , Экс-Марсельского университета и Национального центра предыстории, подтвердила, что картины были созданы людьми в эпоху Ориньяка , от 30 000 до 32 000 человек. много лет назад. Выводы исследователей основаны на анализе с использованием геоморфологических и 36
Cl
датировка поверхности оползня вокруг места, которое считается единственным входом в пещеру. Их анализ показал, что вход был закрыт обрушившейся скалой около 29 000 лет назад. Их результаты поставили дату присутствия человека в пещере и на рисунках в соответствие с датой, полученной на основе радиоуглеродного датирования, то есть между 32 000–30 000 лет назад. [ 24 ] [ 25 ]

Исследование 2016 года в том же журнале, в котором изучались 259 радиоуглеродных дат, некоторые из которых ранее не публиковались, пришло к выводу, что существовало две фазы человеческой деятельности: одна длилась от 37 000 до 33 500 лет назад, а вторая - от 31 000 до 28 000 лет назад. Все даты на черных рисунках, кроме двух, относятся к более раннему этапу. Авторы полагают, что первая фаза закончилась камнепадом, закрывшим пещеру, а в конце второй фазы оккупации последовали еще два камнепада, после которых ни люди, ни крупные животные не заходили в пещеру, пока она не была обнаружена заново. [ 26 ] В электронном письме в Los Angeles Times двое авторов объяснили:

Группа людей (группа или племя) посетила пещеру Шове в первый период около 36 000 лет назад в культурных целях. Они создали черные рисунки огромных млекопитающих. Затем, несколько тысяч лет спустя, пещеру посетила другая группа из другого места и другой культуры. [ 27 ]

В 2020 году исследователи использовали новую радиоуглеродную калибровочную кривую IntCal20, чтобы оценить, что самая старая картина в пещере была создана 36 500 лет назад. [ 28 ]

Параллельно с датировкой, проводимой в самой пещере Шове, начиная с 2008 года, несколько членов научной группы, ответственной за изучение пещеры, провели хронологические исследования на других объектах наскального искусства вдоль ущелий реки Ардеш под руководством Жюльена Монни. [ 29 ] Это произошло в пещере Пойнтс (Эгез; Гар; Франция), которая представляет собой явное иконографическое сходство с пещерой Шове. [ 30 ] но и в пещере Де-Увертюр. [ 31 ] Это исследование под названием «Datation Grottes Ornées» (или DGO) призвано определить контекст, в котором были посещены наскальные пещеры региона. Проект DGO предлагает обсудить очевидную хронологическую и иконографическую исключительность пещеры Шове «со стороны», поместив ее в региональный ансамбль. Это исследование все еще продолжается (2020 г.). Однако оно уже дало множество результатов, косвенно касающихся хронологии пещеры Шове. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]

Пещерная гиена ( Crocuta crocuta spelaea ) живопись

Сохранение

[ редактировать ]

Пещера закрыта для публики с 1994 года. Доступ строго ограничен из-за опыта работы с украшенными пещерами, такими как Альтамира и Ласко, обнаруженными в 19 и 20 веках, где массовый прием посетителей привел к росту числа посетителей. плесень на стенах местами повредила произведения искусства. В 2000 году археолог и эксперт по наскальной живописи Доминик Бафье был назначен курировать сохранение и управление пещерой. В 2014 году за ней последовала Мари Бардиса.

Caverne du Pont-d'Arc ( Grotte Chauvet 2 ), копия пещеры Шове по модели так называемого «Faux Lascaux», была открыта для широкой публики 25 апреля 2015 года. [ 35 ] Это самая большая копия пещеры, когда-либо построенная в мире, она в десять раз больше, чем факсимиле Ласко. Произведение искусства воспроизведено в натуральную величину в сжатой копии подземной среды, в круглом надземном здании, в нескольких километрах от настоящей пещеры. [ 36 ] Чувства посетителей стимулируются теми же ощущениями тишины, темноты, температуры, влажности и акустики, тщательно воспроизведенными. [ 37 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ ЮНЕСКО. [1] , июнь 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б Клоттс (2003b), с. 214.
  3. ^ Франция 24. «ЮНЕСКО предоставляет статус наследия доисторической французской пещере». Архивировано 7 января 2018 г. в Wayback Machine , июнь 2014 г.
  4. ^ Хаммер, Джошуа (апрель 2015 г.). «Наконец-то красота французской пещеры Шове дебютирует на публике» . Смитсоновский институт . Смитсоновский институт . Проверено 20 августа 2018 г.
  5. ^ Шове, Жан-Мари; Дешам, Элиетт Брюнель; Хиллэр, Кристиан; Клоттс, Жан; Бан, Пол (1996). Рассвет искусства: Пещера Шове: старейшие известные картины в мире . Нью-Йорк: Х. Н. Абрамс. ISBN  0-8109-3232-6 .
  6. ^ См. раздел «Знакомства» .
  7. ^ Ферье, Кэтрин; Дебард, Эвелин; Кервазо, Бертран; Бродар, Орели; Гвиберт, Пьер; Баффье, Доминик; Феруглио, Валери; Жели, Бернар; Женест, Жан-Мишель; Максуд, Фредерик (28 декабря 2014 г.). «Нагретые стены пещеры Шове-Пон-д’Арк (Ардеш, Франция): характеристика и хронология» . ПАЛЕО. Журнал доисторической археологии (25): 59–78. дои : 10.4000/палео.3009 . ISSN   1145-3370 . Проверено 25 октября 2019 г.
  8. ^ Кертис, Грегори (2006). Пещерные художники: исследование тайн первых художников мира . Нью-Йорк: Кнопф, стр. 215–16.
  9. ^ «Смитсоновский журнал, декабрь 2010 г.» . Смитсонианмаг.com. 21 июня 2017 г. Архивировано из оригинала 2 ноября 2013 г. Проверено 31 января 2018 г.
  10. ^ Тельманн, О.; Шапиро, Б.; Кюи, П.; Шунеманн, виджей; Сойер, СК; Гринфилд, ДЛ; Жермонпре, МБ; Саблин, М.В.; Лопес-Хиральдес, Ф.; Доминго-Рура, X.; Напиерала, Х.; Урпманн, HP.; Лопонте, DM; Акоста, А.А.; Гимш, Л.; Шмитц, РВ; Уортингтон, Б.; Буйкстра, Дж. Э.; Дружкова А.С.; Графодатский А.С.; Оводов, Н.Д.; Уолберг, Н.; Фридман, А.Х.; Швейцер, РМ; Кёпфли, К.-П.; Леонард, Дж.А.; Мейер, М.; Краузе, Дж.; Паабо, С.; Зеленый, RE; Уэйн, Роберт К. (15 ноября 2013 г.). «Полные митохондриальные геномы древних псовых предполагают европейское происхождение домашних собак». Наука . 342 (6160): 871–874. Бибкод : 2013Sci...342..871T . дои : 10.1126/science.1243650 . ПМИД   24233726 . S2CID   1526260 . см. дополнительный материал. Страница 27 Таблица S1.
  11. ^ Дидрих, Каюс Г. (15 сентября 2013 г.). «Леопарды позднего плейстоцена по всей Европе - самая северная немецкая популяция Европы, самые высокие записи в Швейцарских Альпах, полные скелеты в Динаридах Боснии и Герцеговины и сравнение с наскальным искусством ледникового периода» . Четвертичные научные обзоры . 76 : 167–193. doi : 10.1016/j.quascirev.2013.05.009 . ISSN   0277-3791 . Проверено 11 февраля 2024 г. - через Elsevier Science Direct.
  12. ^ Адамс, Лори (2011). Искусство сквозь время (4-е изд.). Мак-Гроу Хилл. п. 34.
  13. ^ Турман, Джудит (23 июня 2008 г.). «Первые впечатления: что говорит о нас старейшее искусство мира?» . Журнал «Нью-Йоркер» .
  14. ^ См., например, Льюис-Уильямс (2002).
  15. ^ Каллауэй, Юэн (15 января 2016 г.). « В «Пещере забытых снов», возможно, хранится самая ранняя картина извержения вулкана» . Природа . дои : 10.1038/nature.2016.19177 . S2CID   189976837 .
  16. ^ Фриц, Кэрол; Тоселло, Жиль (21 февраля 2007 г.). «Скрытый смысл форм: способы фиксации палеолитического париетального искусства» . Журнал археологического метода и теории . 14 (1). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»: 48–80. дои : 10.1007/s10816-007-9027-3 . ISSN   1072-5369 . S2CID   144998541 .
  17. ^ Клоттс (2003b), с. 33. См. также Шове (1996), с. 131, хронология дат из различных пещер. В предисловии Бана и эпилоге Клотта к «Шове» (1996) обсуждаются свидания.
  18. ^ Цюхнер, Кристиан (сентябрь 1998 г.). «Грот Шове, датированный археологическими раскопками» . Общение на Международном конгрессе по наскальному искусству IRAC '98 . Проверено 5 декабря 2014 г. Clottes (2003b), стр. 213–14, есть ответ Clottes.
  19. ^ Петтитт, Пол; Пол Бан (март 2003 г.). «Современные проблемы датировки наскального искусства палеолита: Кандамо и Шове» . Античность . 77 (295): 134–41. дои : 10.1017/s0003598x00061421 . S2CID   161903280 .
  20. ^ Петтитт, П. (2008). «Искусство и переход от среднего к верхнему палеолиту в Европе: комментарии к археологическим аргументам в пользу раннего верхнего палеолита в искусстве Грот Шове». Журнал эволюции человека , 2 августа 2008 г. (аннотация)
  21. ^ Бан, П., П. Петтитт и К. Цюхнер, «Загадка Шове: являются ли претензии на« место рождения искусства »преждевременными?» в «Пытливый ум: исследования в честь Александра Маршака» (под ред. П. Бана), Оксфорд, 2009 г., стр. 253–78.
  22. ^ Гай, Эммануэль (2004). Грот Шове: полностью однородное искусство? Архивировано 30 июля 2014 г. на сайте Wayback Machine , палеоэстетика.com, февраль 2004 г.
  23. ^ «Букварь Шове» . Археология . 64 (2): 39. Март – апрель 2011 г.
  24. ^ Агентство Франс-Пресс (7 мая 2012 г.). «Наскальное искусство Франции дает представление о жизни человека 40 000 лет назад» . Национальная почта . Проверено 8 мая 2012 г.
  25. ^ Садье, Бенджамин; Деланнуа, Жан-Жак; Бенедетти, Лусилла; Бурлес, Дидье; Жайе, Стефан; Женест, Жан-Мишель; Лебатар, Анн-Элизабет; Арнольд, Морис (2012). «Дальнейшие ограничения на обработку изображений пещеры Шове» . Труды Национальной академии наук . 109 (21): 8002–6. Бибкод : 2012PNAS..109.8002S . дои : 10.1073/pnas.1118593109 . ПМК   3361430 . ПМИД   22566649 .
  26. ^ Анита Килес, Элен Валладас, Эрве Бочеранс, Эммануэль Дельке-Колик, Эвелин Кальтнекер, Йоханнес ван дер Плихт, Жан-Жак Деланнуа, Валери Феруглио, Кэрол Фриц, Жюльен Монни, Мишель Филипп, Жиль Тозелло, Жан Клоттс и Жан-Миш Женесте «Высокоточная хронологическая модель украшенной верхнепалеолитической пещеры Шове-Пон-д'Арк, Ардеш, Франция» PNAS 2016 113 (17) 4670–75; дои : 10.1073/pnas.1523158113 [2]
  27. ^ Нетберн, Дебора (декабрь 2016 г.). «Пещера Шове: самая точная хронология того, кто и когда использовал пещеру» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 22 декабря 2016 г.
  28. ^ Терни, Крис; Хогг, Алан; Реймер, Паула Дж.; Хитон, Тим (13 августа 2020 г.). «От пещерного искусства к климатическому хаосу: как новая временная шкала радиоуглеродного датирования меняет наш взгляд на историю» . Физика.орг . Проверено 13 августа 2020 г. .
  29. ^ Деньги, Жюльен (2018). «Пещера Пуэнс-д'Эгез, младшая сестра пещеры Шове и исследования, проведенные в рамках проекта «Датирование богато украшенных пещер» » . Карстология . 72 :1–12. ISSN   0751-7688 .
  30. ^ Деньги, Жюльен (2018). «Палеолитическое теменное искусство пещеры Пуанс-д'Эгез: определение особой теменной системы и обсуждение ее последствий» . Карстология . 72 :45–60. ISSN   0751-7688 .
  31. ^ Деньги, Жюльен (2010). «Пещера Двойных Увертюр: Взгляд и память» . Ардеш Археология . 27 :3–12.
  32. ^ Деньги, Жюльен (2014). «Новые элементы хронологической дискуссии в пейзаже украшенных пещер Ардеша: Улен, Шабо и Тет-дю-Лион» . Палео : 271–283. ISSN   1145-3370 .
  33. ^ Деньги, Жюльен (2014). «Пещера Де-Увертюр в Сен-Мартен-д'Ардеш: скрещенные хронометрические подходы к созданию сталагмитового массива (U/Th и 14C AMS): последствия частого посещения пещеры человеком и присутствия медведей в этом регионе» . Палео : 41–50. ISSN   1145-3370 .
  34. ^ Кондеми, Сильвана; Сосед Жан-Люк; Пюимерай, Лоран; Монни, Жюльен; Филипп, Мишель (01 июня 2017 г.). «Человеческие останки из украшенной палеолитической пещеры Де-Увертюр (Ардеш, Франция)» . Об этом сообщает Палевол . 16 (4): 452–461. дои : 10.1016/j.crpv.2017.02.001 . ISSN   1631-0683 .
  35. ^ Раухгаупт, Ульф фон. «Реплика Грота Шове с наскальными рисунками» . Фаз.нет . Проверено 25 апреля 2015 г.
  36. ^ «Пещера Шове-Пон-д'Арк, торжественное открытие!» . Интернет-бюллетень TRACCE по наскальному искусству. 7 февраля 2015 года . Проверено 8 февраля 2015 г.
  37. ^ «Сохранение доисторических пещер и стабильность их внутреннего климата: уроки Шове и других французских пещер». Бурж Ф., Жентон П., Жанти Д., Лорбланше М., Модюи Э., Д'Хюльст Д. Наука об общей окружающей среде . Том. 493, 15 сентября 2014 г., стр. 79–91. doi : 10.1016/j.scitotenv.2014.05.137 .
  38. ^ «Рисунок палеолитической Румынии» .

Библиография

[ редактировать ]
  • Шове, Жан-Мари; Элиетт Брюнель Дешам; Кристиан Хиллэр (1996). Рассвет искусства: Пещера Шове . Пол Дж. Бан (Предисловие), Жан Клотт (Эпилог). Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN  0-8109-3232-6 . Английский перевод Пола Дж. Бана из французского издания La Grotte Chauvet.
  • Клоттс, Жан (2003a). Возвращение в пещеру Шове: раскопки места зарождения искусства: первый полный отчет . Темза и Гудзон. п. 232. ИСБН  0-500-51119-5 .
  • Клоттс, Жан (2003b). Пещера Шове: искусство древнейших времен . Пол Дж. Бан (переводчик). Университет Юты Пресс. ISBN  0-87480-758-1 . Перевод La Grotte Chauvet, l’art des origins , Éditions du Seuil, 2001.
  • Льюис-Уильямс, Дэвид (2002). Разум в пещере . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-28465-0 .
  • Клоттс, Жан (август 2001 г.). «Волшебное искусство ледникового периода Франции» . Нэшнл Географик . 200 (2). Архивировано из оригинала 3 февраля 2008 г. (статья включает множество фотографий).
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00af214a7f69363775435485868dbb09__1723218360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/09/00af214a7f69363775435485868dbb09.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chauvet Cave - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)