Нор-Па-де-Кале
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2010 г. ) |
Нор-Па-де-Кале | |
---|---|
![]() | |
Координаты: 50 ° 28' с.ш., 2 ° 43' в.д. / 50,467 ° с.ш., 2,717 ° в.д. | |
Страна | ![]() |
Растворенный | 1 января 2016 г. |
Префектура | Маленький |
Отделы | 2
|
Правительство | |
• Тело | Региональный совет Нор-Па-де-Кале |
• Президент | Ксавье Бертран (DVD) |
Область | |
• Общий | 12 414 км 2 (4793 квадратных миль) |
Население (2012-01-01) | |
• Общий | 4,050,706 |
• Плотность | 330/км 2 (850/кв. миль) |
ВВП | |
• Общий | 122,607 миллиарда евро |
• На душу населения | €30,200 |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( центральноевропейское время ) |
Код ISO 3166 | ФР-О |
ОРЕХОВЫЙ регион | ФР3 |
Веб-сайт | www.nordpasdecalais.fr |
Нор-Па-де-Кале ( Французское произношение: [nɔʁ pɑ d(ə) kalɛ] ); Пикард : Нор-Па-Калес ); бывший административный Франции регион . С 1 января 2016 года он стал частью нового региона Верхний де Франс . [2] В его состав входили департаменты Нор Па-де - и Кале . Нор-Па-де-Кале граничит с Ла-Маншем (запад), Северным морем (северо-запад), Бельгией (север и восток) и Пикардией (юг). До 17 века история Севера во многом перекликалась с историей Бельгии (кельты- бельгийцы во времена Античности представляли собой множество кельтских народов с севера Галлии ), земли, которая «почти тысячу лет служила как поле битвы для всей Европы». Большая часть региона когда-то была частью исторических Южных Нидерландов , но постепенно стала частью Франции между 1477 и 1678 годами, особенно во время правления короля Людовика XIV . Историческими французскими провинциями, предшествовавшими Нор-Па-де-Кале, являются Артуа , Французская Фландрия , французский Эно и (частично) Пикардия (часть Эно и Фландрии находится в Королевстве Бельгия ). Эти провинциальные обозначения до сих пор часто используются жителями. Бывший административный район был создан в 1956 году под названием «Норд» и сохранял это название до 1972 года, когда к нему был добавлен «Па-де-Кале». Это оставалось неизменным до его роспуска в 2016 году.
С его 330,8 человек на км. 2 на чуть более 12 414 км 2 Это густонаселенный регион, в котором проживает около 4,1 миллиона жителей, что составляет 7% от общей численности населения Франции, что делает его четвертым по численности населения регионом в стране, 83% из которых живут в городских поселениях. Административный центр и крупнейший город — Лилль . Второй по величине город — Кале , который служит крупным континентальным экономическим и транспортным узлом, а Дувр в Великобритании находится в 42 километрах (26 миль); это делает Нор-Па-де-Кале ближайшим континентальным европейским соединением с островом Великобритании . Другие крупные города включают Валансьен , Ланс , Дуэ , Бетюн , Дюнкерк , Мобеж , Булонь , Аррас , Камбре и Сен-Омер . Этот регион показан во многих фильмах, в том числе в Bienvenue chez les Ch'tis .
Имя
[ редактировать ]Нор-Па-де-Кале объединяет названия составных департаментов Нор (буквально «Север», самый северный департамент Франции ) и Па-де-Кале («Пролив Кале», французское название Дуврского пролива ). . Однако региональный совет пишет название Нор-Па-де-Кале . [3]
Северная часть региона исторически входила в состав графства Фландрия со Лилле столицей в . Те [4] те, кто хочет подтвердить исторические связи региона с Бельгией и Нидерландами, предпочитают называть этот регион Французскими Нидерландами , что также означает Французские Нидерланды на французском языке (французский: Pays-Bas français ; голландский: Franse Nederlanden или Franse Lage Landen ). Другие альтернативные названия: Région Flandre(s)-Artois , Hauts-de-France («Верхняя Франция») и Picardie-du-Nord («Северная Пикардия »).
История
[ редактировать ]Населенный с доисторических времен регион Нор-Па-де-Кале всегда был стратегическим (и, следовательно, одним из наиболее конфликтных) регионов Европы. Президент Франции Шарль де Голль , родившийся в Лилле, назвал регион «роковым проспектом», по которому неоднократно проходили вторгающиеся армии. На протяжении веков его по очереди завоевали кельтские белги , римляне , германские франки , Англия, испанские и австрийские Нидерланды и Голландская республика . После окончательной французской аннексии в начале 18 века большая часть региона была снова оккупирована Германией во время Первой и Второй мировых войн.
В течение IV и V веков римская практика привлечения германских племен для оказания военных и оборонных услуг на пути из Булони в Кельн создала германо - романскую языковую границу в регионе, которая сохранялась до VIII века. К 9 веку большинство жителей к северу от Лилля говорили на диалекте среднеголландского языка, в то время как жители юга говорили на различных романских диалектах. Эта лингвистическая граница и сегодня проявляется в топонимике региона. Начиная с 9 века, языковая граница начала неуклонно перемещаться на север и восток. К концу 13 века языковая граница сместилась к реке Лис на юге и Кап-Гриз-Нез на западе. [5]

В средние века департамент Па-де-Кале включал графство Булонь и графство Артуа , в то время как департамент Норд в основном состоял из южных частей графства Фландрия и графства Эно . Булонь, Артуа и Фландрия были феодальными владениями французской короны, а Эно и после 1493 года Фландрия входили в состав Священной Римской империи . Кале был английским владением с 1347 по 1558 год, когда он был возвращен французскому трону. В 15 веке все территории, кроме Кале, были объединены под властью герцогов Бургундских вместе с другими территориями на севере Франции и территориями на территории нынешней Бельгии , Люксембурга и Нидерландов . После смерти бургундского герцога Карла Смелого в 1477 году Булонне и Артуа были захвачены французской короной, а Фландрия и Эно унаследовала дочь Карла Мария . Вскоре после этого, в 1492 году, Артуа был возвращен сыну Марии Филиппу Красивому в рамках попытки сохранить отца Филиппа, императора. Максимилиан I , нейтральный в предполагаемом вторжении французского короля Карла VIII в Италию.
Таким образом, большая часть территорий нынешнего Нор-Па-де-Кале была воссоединена с бургундским наследством, которое перешло через брак Марии с Домом Габсбургов . Эти территории составляли неотъемлемую часть Семнадцати провинций Нидерландов, как они были определены во время правления сына Филиппа, императора Карла V , и перешли к сыну Карла, Филиппу II Испанскому . Во время итальянских войн большая часть конфликта между Францией и Испанией произошла в этом регионе. Когда Нидерланды восстали против испанского владычества , начиная с 1566 года, территории на территории нынешнего Нор-Па-де-Кале были наиболее лояльными к трону и оказались той базой, с которой герцог Пармский смог привлечь весь южный регион. часть Нидерландов вернулась под контроль Испании. Это также было базой для испанской поддержки французских католиков во французских религиозных войнах .

войн между Францией и Испанией в 17 веке ( 1635–1659 . 1667–68 , Во время , 1672–78 , 1688–97 ) эти территории стали основным местом конфликта между двумя государствами, и контроль Франции над этой территорией постепенно устанавливался . Начиная с аннексии Артуа в 1659 году, большая часть нынешней территории Северного департамента была приобретена ко времени Неймегенского договора 1678 года. Нынешние границы в основном были установлены ко времени Рисвикского договора 1697 года.
Территория, ранее разделенная между французскими провинциями Фландрия , Артуа и Пикардия , была разделена на два нынешних департамента после Французской революции 1789 года. При Наполеоне граница Франции была расширена, включив в себя всю Фландрию и современную Бельгию до тех пор, пока 1815 Венский конгресс года восстановил первоначальную границу Франции.
В 19 веке регион претерпел масштабную индустриализацию и стал одним из ведущих промышленных регионов Франции, уступая только Эльзасу-Лотарингии . Нор-Па-де-Кале почти не затронула франко-прусская война 1870 года; война фактически помогла ему укрепить свою ведущую роль во французской промышленности из-за потери Эльзаса-Лотарингии Германии. Однако в ходе двух мировых войн 20 века ему был нанесен катастрофический ущерб.

Первая мировая война
[ редактировать ]Когда началась Первая мировая война , регион стал стратегической целью для союзников и центральных держав , в основном из-за угольных и горнодобывающих ресурсов. Когда немецкие войска начали наступление из Бельгии, этот регион одним из первых попал под немецкую оккупацию. Тем не менее, когда союзники остановили Германию в битве на Марне , фронт вернулся в этот район и стабилизировался возле Арраса .В течение следующих четырех лет регион был разделен на две части: немцы контролировали французскую Фландрию и территорию Камбре, а союзники контролировали Аррас и территорию Ланса. Тем не менее, бой не прекратился, каждая сторона хотела полного контроля над территорией.

Норд-па-де-Кале был одним из главных театров военных действий, где в период с 1914 по 1918 год произошло множество сражений, в том числе битва Вими-Ридж при штурме во время битвы при Аррасе (1917 г.) , битва при Артуа , битва при Лоосе и Битва при Камбре . К тому времени, когда регион был наконец освобожден Канадскими экспедиционными войсками, вся страна была опустошена, а Аррас был разрушен на 90%. В настоящее время на территории Нор-Па-де-Кале имеется 650 военных кладбищ, в основном британских и канадских, а также крупные мемориалы, такие как Канадский национальный мемориал Вими и Нотр-Дам-де-Лоретт , крупнейшее в мире французское военное кладбище. [6]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время оккупации Франции он был прикреплен к Военной администрации Бельгии и Северной Франции , управляемой из вермахта командования в Брюсселе. Регион Нор-Па-де-Кале использовался для установки оружия мести , включая обширные «лыжные площадки» Фау-1 , которые совершали атаки на Англию, и огромные бункеры для ракет Фау-2 и пушек Фау-3 . Контрнаступательные бомбардировки операции «Арбалет» союзников разрушили многие города региона. Хотя большая часть региона была освобождена в сентябре 1944 года, Дюнкерк был последним французским городом, освобожденным от немецкой оккупации (9 мая 1945 года).
Послевоенный период
[ редактировать ]Президенты Нор-Па-де-Кале | |||
---|---|---|---|
Президент | Вечеринка | Срок | |
Пьер Моруа | ПС | 1974-1981 | |
Рождественский Иосиф Флавий | ПС | 1981-1992 | |
Мари-Кристин Бланден | Зеленый | 1992-1998 | |
Мишель Делебарр | ПС | 1998-2001 | |
Дэниел Першерон | ПС | 2001- |
После войны регион столкнулся с серьезными экономическими трудностями (см. «Экономика» ниже), но получил выгоду от открытия туннеля под Ла-Маншем и роста трафика через Ла-Манш в целом.
Демография
[ редактировать ]Хотя регион преимущественно франкоязычный, в нем также есть две значительные языковые общины меньшинств : западные фламандцы , чье присутствие очевидно во многих голландских топонимах в этом районе и которые говорят на западно-фламандском диалекте голландского языка (около 20 000 жителей В Нор-Па-де-Кале фламандский язык используется ежедневно, и около 40 000 человек используют его время от времени, как в основном в округе Дюнкерк, так и вокруг него. [7] ); и пикарды, говорящие на пикардском языке , или ч'ти (носители, « читими », работают над возрождением почти исчезнувшего регионального языка с 1980-х годов). Хотя соседняя Бельгия в настоящее время признает и поощряет как пикардский, так и голландский языки, а некоторые городские власти в Нор-Па-де-Кале выступили с инициативами по поощрению обоих языков, [ нужна ссылка ] национальное французское правительство поддерживает политику языкового единства и обычно игнорирует оба языка, [8] как и в случае с другими региональными языками во Франции.
На этническое разнообразие региона повлияли неоднократные волны рабочих-иммигрантов из-за границы: бельгийцев и валлийцев до 1910 года; поляки и итальянцы в 1920-е и 1930-е годы; Восточноевропейские группы и немцы с 1945 года; а жители Северной Африки и португальцы с 1960 года; [9] а крупные города, такие как Лилль, Кале и Булонь-сюр-Мер, являются домом для значительных сообществ британских, голландских, скандинавских, греческих и балканских, африканских и латиноамериканских иммигрантов из стран Африки к югу от Сахары и их потомков. [ нужна ссылка ]
Французское государство стремилось поддержать относительно забытую культуру региона. В 2004 году было объявлено об филиала Лувра открытии в городе Ланс. На протяжении десятилетий Нор-Па-де-Кале считался консервативным регионом по сравнению с остальной Францией в культурном отношении. [ нужна ссылка ] однако в последнее время в регионе временами проявляются левые тенденции. В начале 2000-х годов левая Партия зеленых набрала наибольшее количество голосов и почти получила большинство в региональном и местном представительстве. Зеленым удалось привлечь на свою сторону многих консервативных избирателей из небольших городов и фермеров, движимых приверженностью зеленых развитию агропромышленного комплекса. [ нужна ссылка ]
Религиозный профиль региона репрезентативен для Франции в целом, большинство из которых являются католиками . В регионе есть и другие христианские группы: у протестантов есть несколько церквей. Североафриканцы принесли в регион ислам, и в последние годы были созданы небольшие, но растущие общины буддистов. До Второй мировой войны в Нор-Па-де-Кале проживало около 4000 евреев. [10] Небольшая еврейская община остается активной, как и на протяжении сотен лет.
Экономика
[ редактировать ]Общие данные
[ редактировать ]Нор-Па-де-Кале В 2014 году ВВП достиг 140 миллиардов евро, что сделало его четвертой по величине экономикой Франции, хотя эту цифру следует рассматривать в контексте большой численности населения региона. В 2014 году по ВВП на душу населения регион оказался лишь на 16-м месте из 24 с 34 422 евро.
Уровень безработицы выше, чем в среднем по стране. Около 11% населения были безработными в 2014 году, особенно люди в возрасте от 18 до 25 лет.
Экономику в основном возглавляет сектор услуг , в котором занято 75% работающего населения, за ним следуют обрабатывающая промышленность (23%) и сельское хозяйство (2%).
Сельское хозяйство и рыболовство
[ редактировать ]Благодаря своему расположению недалеко от Северного моря , регион Нор-Па-де-Кале имеет сильную рыбную промышленность .
Гавань Булонь -сюр-Мер является крупнейшим французским портом по пропускной способности и имеет более 150 судов. В 2012 году здесь было продано 45 000 тонн рыбы. Порт также является ведущим европейским центром по переработке морепродуктов 380 000 тонн моллюсков, рыбы и морских водорослей . : ежегодно продается [11] В порту присутствует около 140 компаний.
Сельскохозяйственный сектор включает 13 800 фермерских предприятий, использующих 820 000 гектаров (2 000 000 акров) сельскохозяйственных угодий. Умеренный климат, а также большое плодородие делают регион ведущим производственным центром. [12] Регион Нор-Па-де-Кале поставил 26,1 млн тонн пшеницы (около 7% национального производства) и треть производства французского картофеля.
Промышленность
[ редактировать ]Промышленность региона изначально была ориентирована на производство угля и текстиля и была одной из колыбелей промышленной революции на континенте. После окончания Второй мировой войны в регион приехали рабочие-мигранты со всей Европы, восполняющие потери населения из-за войны. В 1970-е годы ведущие угольная и текстильная отрасли начали угасать, а уровень безработицы быстро рос. В регионе начался процесс реструктуризации, который продолжается и сегодня. В настоящее время производственный сектор возглавляет автомобильная промышленность .
Горнодобывающий бассейн Нор -Па-де-Кале был ведущим регионом добычи угля во Франции в конце 19 — начале 20 веков. За свою трехсотлетнюю историю добычи полезных ископаемых и свидетельство начала индустриализации во Франции горнодобывающий бассейн был внесен в ЮНЕСКО Список всемирного наследия в 2012 году. [13]
Автомобильная промышленность
[ редактировать ]В 1970-е годы этот сектор представлял небольшую часть работающего населения. Примерно 40 лет спустя это основная отрасль промышленности региона, в которой занято 55 000 человек. По производительности регион Нор-Па-де-Кале занимает второе место в стране и является одним из основных экспортных направлений.
Заводы в этом регионе имеют три основных мировых производителя автомобилей: Toyota производит Yaris в Валансьене , [14] Renault строит Scénic в Дуэ , [15] и PSA Peugeot Citroën управляют заводом в Лье-Сен-Амане , где Peugeot 807 , Citroën C8 , Fiat Scudo , Peugeot Expert и Citroën Jumpy . производятся [16] Кроме того, у производителей автомобильного оборудования, таких как Faurecia, в регионе работают 6200 человек. В регионе также базируются мелкие производители, такие как микроавтомобилей производители ERAD , Savel и Secma.
Нор-Па-де-Кале — второй по величине регион автомобильной промышленности Франции после Иль-де-Франс (Парижский регион). Отраслевая выставка, Форум европейской автомобильной промышленности в регионе Лилль (FEAL), [17] проводится раз в два года, чтобы продемонстрировать промышленность региона и ее значение для Франции и Европы.
Пищевая промышленность
[ редактировать ]Пищевая промышленность Нор-Па-де-Кале опирается на сельскохозяйственный сектор региона. По доходам это самая важная отрасль региона благодаря сильному экспорту (3,2 миллиарда евро в 2006 году). В 2007 году в этом секторе было занято более 27 000 сотрудников. Многие мировые корпорации, такие как McCain Foods , Roquette Freres , Bonduelle , Pasquier или Boulangeries Paul , присутствуют в регионе Нор-Па-де-Кале. [18]
Услуги
[ редактировать ]Семья Мулье
[ редактировать ]В секторе услуг региона Нор-Па-де-Кале доминирует семья мультимиллиардеров Мюлье , владеющая основными сетями супермаркетов региона, некоторые из которых известны во всем мире: Auchan , Decathlon или Leroy Merlin , а также Flunch. ресторан цепь . Семья также владеет долями в 3 Suisses , Norauto и многих других компаниях.
Транспортная инфраструктура
[ редактировать ]
Поскольку большая часть населения урбанизирована, регион имеет плотную и сложную транспортную систему, состоящую из автомагистралей , железных дорог , аэропортов и морских портов .
Шоссе
[ редактировать ]Через регион проходят девять автомагистралей; большинство из них бесплатны:
- А1 между Лиллем и Парижем
- А2 в сторону Брюсселя
- A16 Между Дюнкерком и Парижем
- A21 между Бувиньи и Пеканкуром
- A22 между Лиллем и Гентом
- A23 между Лескеном и Валансьеном
- A25 между Дюнкерком и Лиллем
- A26 между Кале и Труа
- A27 между Лиллем и Турне
железные дороги
[ редактировать ]Евротоннель
[ редактировать ]С 1994 года регион Нор-Па-де-Кале связан с Соединенным Королевством Евротоннелем. Сооружение состоит из трех туннелей (по одному однопутному железнодорожному туннелю в каждую сторону и служебного автомобильного туннеля для технического обслуживания и аварийного использования) и имеет самый длинный участок подводного туннеля в мире (38 километров (24 мили)). [19] Вся структура имеет длину 50 километров (31 миль) и соединяет Кокель, Франция, с Фолкстоном, Великобритания . С момента его официального открытия до 2012 года 300 миллионов пассажиров пересекли Ла-Манш на поездах Eurostar . [20] Помимо услуг Eurostar, туннель используется поездами с автотранспортом под торговой маркой Le Shuttle , а также грузовыми поездами.
ТЭР-Север
[ редактировать ]TER -Nord — региональная железнодорожная сеть , управляемая SNCF . Он связывает крупные города и деревни Нор-Па-де-Кале. Сеть контролируется Региональным советом .
Воздушные перевозки
[ редактировать ]Главный аэропорт Нор-Па-де-Кале — аэропорт Лескен недалеко от Лилля . Первоначально аэропорт был региональным узлом, но теперь имеет несколько международных маршрутов в пункты назначения в Европе и странах Магриба.
Внутренние и международные грузовые перевозки
[ редактировать ]Гавань Дюнкерка
[ редактировать ]Гавань Дюнкерка – один из крупнейших морских портов Франции. Это третий по величине порт в стране по общему объему, но первый по фруктов и меди импорту . Терминал, способный принимать танкеры СПГ, построен компанией TotalEnergies . [21]
Канал Сена-Норд
[ редактировать ]Канал Сена-Норд — это будущий канал высокой пропускной способности между Сеной и Арлё , который должен соединить первый с другими северными каналами в Бельгии, Нидерландах и Германии. Его открытие должно состояться в 2016 году. Проект вызвал споры в основном из-за своей огромной стоимости (4,6 млрд евро). [22]
Спорт и культура
[ редактировать ]Тренировочная база к Олимпиаде
[ редактировать ]Перед Лондоном 2012 года этот регион был выбран Организационным комитетом в качестве тренировочной базы для участвующих делегаций. За несколько месяцев до Олимпийских игр несколько стран отправили в регион своих спортсменов для подготовки к соревнованиям. Среди команд, тренирующихся в Нор-Па-де-Кале, были сборная Великобритании по гимнастике в Арке , сборная Новой Зеландии по академической гребле в Гравелине , а также национальные сборные Франции по баскетболу и гандболу .
Спорт в Нор-Па-де-Кале
[ редактировать ]Футбол – самый развитый вид спорта в регионе. Членами футбольного клуба являются более 145 000 игроков. Четыре клуба имеют профессиональный статус и играют на самом высоком уровне: «Лилль» и «Ланс» в Лиге 1 , «Валансьен» в Лиге 2 и USBCO в Национальном Чемпионе . Женщины команды Arras Football играют в первом дивизионе .
Основные сообщества
[ редактировать ]- В Лилле и его окрестностях проживает более 1,5 миллиона жителей.
- Аррас
- Булонь
- Кале
- Камбре
- Дуэ
- Дюнкерк
- Объектив
- Лиевен
- Марк-ан-Барёль
- Мобеж
- Рубе
- Сен-Омер
- Туркуэн
- Валансьен
- Вильнев д'Аск
- Ваттрелос
Образование
[ редактировать ]Региональная система образования Академии Лилля насчитывает один миллион учеников и студентов. Высшее образование и исследования поддерживаются в рамках Сообщества университетов и учреждений (COMUE) Лилль Норд де Франс — ( Университет Лилля ).
Приглашение к участию в тендере на заключение контракта на строительство и техническое обслуживание школы, заключенное регионом и Северным департаментом в 1998 году, включало положение о создании рабочих мест, которое должно было быть включено в качестве критерия оценки при заключении контракта. Европейский суд постановил, что критерий присуждения контракта был незаконным, но также постановил, что, если заказчик должен оценить две или более экономически эквивалентные заявки, он может принять возможности трудоустройства в качестве «дополнительного критерия» при условии, что использование этого критерия не носило дискриминационного характера. [23]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ «Регионы ЕС по ВВП, Евростат» . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ Закон № 2015-29 от 16 января 2015 г. о разграничении регионов, региональных и ведомственных выборах и изменении календаря выборов (на французском языке).
- ^ Регион Нор-Па-де-Кале: Что такое регион? Архивировано 5 января 2011 года на Wayback Machine. Проверено 4 января 2011 года.
- ^ «И ты решил, что нужно изменить название региона?» [Что, если мы наконец решим сменить название региона?]. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 19 сентября 2010 г.
- ^ Рикебур, Х (2002). «Голландский/фламандский на севере Франции» (PDF) . Журнал многоязычного и мультикультурного развития . 23 (1): 22–35. дои : 10.1080/01434630208666452 . S2CID 144987612 .
- ^ «Канадский национальный мемориал Вими, Франция» . Великая война Великобритании . Великая война Великобритании. 2015 . Проверено 31 марта 2017 г.
- ^ «Этюд Евромозаики: фламандцы во Франции» . Европейская комиссия . 2006. Архивировано из оригинала 19 сентября 2006 года . Проверено 6 января 2007 г.
- ^ Статья 2 Конституции Франции гласит, что «французский язык является языком республики»; см. в статье о французской языковой политике . дополнительную информацию
- ^ Хронология иммиграции в Нор-Па-де-Кале , INSEE
- ^ «Тропа лагерей Норд-Па-де-Кале» . Национальная тропа англо-еврейского наследия . 2016 . Проверено 1 июня 2021 г.
- ^ «Порт дю Пеш» . Порт-де-Булонь-сюр-Мер. Архивировано из оригинала 20 декабря 2012 года . Проверено 7 января 2013 г.
- ^ «Insee — Регионы» . Insee.fr . Проверено 25 февраля 2016 г.
- ^ «Нор-Па-де-Кале» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 4 декабря 2021 г.
- ^ «Toyota: завод Toyota в Валансьене, производство Yaris» . Toyota-valenciennes.com . Проверено 25 февраля 2016 г.
- ^ «Автомобильная группа Renault» . Рено.com . Проверено 25 февраля 2016 г.
- ^ «Автомобили сайта» . Sevelnord.psa.fr. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 25 февраля 2016 г.
- ^ «Автофорумлилле» . Автофорумлилле . Архивировано из оригинала 27 апреля 2015 года . Проверено 12 апреля 2015 г.
- ^ «Insee — Регионы» . Insee.fr . Проверено 25 февраля 2016 г.
- ^ «Инфраструктура тоннеля под Ла-Маншем» . Eurotunnelgroup.com . Проверено 25 февраля 2016 г.
- ^ «Евротуннель отмечает 300 миллионов пассажиров | Новости» . Последние новости путешествий . Проверено 25 февраля 2016 г.
- ^ «ТЕРМИНАЛ СПГ: НАЧАЛО ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ - Новости из порта Дюнкерк» . Dunkerque-port.fr . Проверено 25 февраля 2016 г.
- ^ «Франция 3 Пикардия - Актуальные события» (на французском языке). Picardie.france3.fr . Проверено 25 февраля 2016 г.
- ^ InfoCuria, C-225/98 - Комиссия против Франции , решение суда от 26 сентября 2000 г., по состоянию на 13 июня 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Нор-Па-де-Кале: между вчерашним сопротивлением и сегодняшним гостеприимством - Официальный французский сайт (на английском языке)
- Региональный совет Нор-Па-де-Кале (на французском языке)
- Официальный сайт: Туризм в Нор-Па-де-Кале.