Наскальные рисунки южного Орана (Алжир)
Наскальные рисунки южного Орана — это доисторические гравюры, датируемые периодом неолита , которые найдены на юге провинции Оран , Алжир Сахары , в Атласских горах , в регионах (с запада на восток) Фигуига , Айн-Сефры , Эль -Баяд , Афлоу и Тиарет . Сопоставимые гравюры были описаны еще восточнее, вокруг Джельфы и в районе Константина . Хотя в прошлом некоторые археологи утверждали, что эти гравюры произошли от европейского искусства верхнего палеолита , сегодня эта теория окончательно отвергается.
История
[ редактировать ]Менее известные, чем наскальные рисунки на стоянке Тассили-н'Ахер , гравюры Южного Орана, однако, являются предметом изучения с 1863 года. Наиболее важными работами являются, в частности, работы Огюста Помеля (с 1893 по 1898 год), Стефана Гзеля (с 1901 года). до 1927 г.), Жорж-Бартелеми Медерик Фламан (с 1892 по 1921 г.), Лео Фробениус и Уго Обермайер (в 1925 г.), аббат Анри Брей (с 1931 по 1957 г.), Л. Жолео (с 1918 по 1938 г.) и Раймон Вофри (с 1935 по 1955 год).
В 1955 и 1964 годах Анри Лот посетил этот регион на несколько месяцев, что позволило ему завершить свои прежние исследования, добавить сотни новых описаний и в 1970 году опубликовать Lesgraves rupestres du Sud-oranais в серии Mémoires du Centre de recherche антропологии доисторических времен. и этнографический (CRAPE) под руководством Мулуда Маммери в Алжире . [1] Заметная часть работы была посвящена гравюрам региона Эль-Баяд. Для Анри Лота регион Южный Оран представляет собой один из «трех великих центров искусства эпохи антилоп». [2] : 194 с Тассили («Уэд Джерат») и Феццаном .
В этой работе Лот сообщает, что очаг, найденный на «Станции Меандр», недалеко от Брезины , был датирован 3900 годом до нашей эры, однако эту фигуру нельзя «отнести к определенной категории гравюр, украшающих «стены». ' станции». [2] : 193, н. 1 С другой стороны, самая старая из этих гравюр демонстрирует большое сходство с гравюрами Тассили, минимальную дату которых он предлагает около 5000 лет. информация может появиться». [2] : 163
[1] Район Эль-Баяд на WikiMaps.
Места и описания
[ редактировать ]- Фигиг
- Айн Сефра
- Эль-Баяд
- Афлоу
- Он бы носил это
Другие сопоставимые коллекции гравюр
[ редактировать ]- Бу Саада (Алжир)
- Джельфа (Алжир)
- Константинуа (Алжир)
- Тахит (Алжир)
- Тассили (Алжир)
- Феццан (Ливия)
Хронология
[ редактировать ]Старые классификации
[ редактировать ]Огюст Помель , основываясь на идентификации животного, которое, по мнению Анри Лота, является зверем, [ нужна ссылка ] лежит в основе позиции некоторых авторов, считающих, что гравюры относятся к эпохе палеолита . [ нужна ссылка ]
Стефан Гзель считал древнейшие гравюры, изображающие антилоп и слонов , , неолитическими и отличал от них изображения баранов , которые, по его мнению, отражают древнеегипетский ритуал, который, как и изображения лошадей, он относил к историческому периоду.
Классификация, предложенная Жоржем-Бартелеми Медериком Фламаном на основе изучения техник и патины, выделила первую группу натуралистических гравюр (буйвол, слон, носорог , баран, осел, лошадь, антилопа), вторую, либико-берберскую группу (гравюры декадентский стиль, лошадки, верблюды , буквенные символы) и две поздние группы (арабские надписи и современные граффити).
Предположительно, изображения, которые Помель, Фламанд и другие идентифицируют как недавно вымерший вид буйволов Pelorovis antiquus , [3] [4] [5] называется « хартебист в тексте статьи ниже ».
По мнению Хьюго Обермайера, в неолитических гравюрах существуют две подгруппы: более древние относятся к натуралистическому стилю (hartebeest), более поздние — к субнатуралистическому стилю (менее проработанные и мелкие сюжеты). По его словам, культ барана с шаром был присущ населению Северной Африки до того, как был принят египтянами.
Анри Брей , со своей стороны, выделил три этапа. На этапе I, современном с концом капсианской эпохи , он помещает большого зверя с рогами в кольцах, слонов и очень стильные, а также большие человеческие фигуры (Ксар Эль Амар). Этап II, который он относит к нижнему неолиту, объединяет большого барана Бу-Алема, була, носорога, слонов и других животных в менее совершенном стиле. По его мнению, баран еще не был одомашнен, а только приручен, и его культ является скорее источником, чем отражением египетской веры. III этап включает фигуры в декадентском стиле.
Раймон Вофри, изучая производство кремневых орудий, найденных у подножия гравированных скал, относит натуралистические фигуры к «неолиту капсийской традиции», восходящему к неолиту Египта, и относит их к периоду между 4200 и 2000 годами до нашей эры. он считает, что одомашненный, является лишь транспозицией египетского культа Аммона , и его изображения не могут быть старше 2200 г. до н.э. Однако для Анри Лота не существует никакого археологического аргумента, который мог бы заставить человека разделить баранов, предположительно более поздних, от гигантского зверя, слонов или носорогов. Будучи подобны существам эпохи неолита, они не могут происходить от египетского овна, и поэтому их не следует рассматривать как предков культа, поздним продолжением которого мог бы стать баран Аммона.
Классификация Анри Лота
[ редактировать ]Анри Лот выделил семь серий в фресковом искусстве Южного Орана.
1. Крупные гравюры монументального натуралистического стиля или крупномасштабного стиля Хартебист. Помимо огромного зверя, слонов и носорогов Лот поместил многочисленных страусов и антилоп, кабанов, львов и пантер. Животные представлены абсолютно в профиль, за исключением була, в относительном профиле (часто встречается формула двух глаз). Лота поместила в этот ансамбль сопровождающие их человеческие изображения (у которых руки и ноги почти всегда шестипалые). Никакой человеческой фигуры с головой животного обнаружено не было, он заметил, что «ансамбли хартебистов Сахарского Атласа отличаются от ансамблей Тассили-н-Аджера и Феццана, где бегут эти фигуры. [2] : 197 Автор также считает, что в этот период произошло одомашнивание собаки и что в Южном Оране имеются древнейшие наскальные свидетельства об этом. Этот первый этап также включает в себя «мифических животных». Все эти гравюры выполняются путем пунктирования маленьких точек или впадин, более или менее связанных друг с другом, а затем чаще всего путем полировки, по-видимому, с помощью деревянной посуды с добавлением влажного песка. На одних гравюрах видно начало полировки в эндопериграфической области (головке), на других – полное полирование.
2. Небольшие гравюры в натуралистическом стиле, или мелкая постановка. Сцену будет представлять собой коллекция гравюр меньшего размера, стиль которой был обозначен как «Школа Тазины» по названию одного из мест. На этих натуралистических изображениях изображена та же фауна (антубела, слона и носорога), что и в предыдущей группе, но в очень условных формах: ноги и хвосты животных сильно утончены, линии рогов и морды удлинены. фантастическим способом (Фламан), удлинение тела, задних конечностей и головы привело к ошибочным отождествлениям. Однако стиль неоднороден, и на некоторых фресках эти характерные деформации сосуществуют с более реалистичными изображениями. С технической точки зрения отделка гравюр ровная, следов предварительной пунктирной обработки не осталось, патина аналогична предыдущей стадии. Человеческие изображения имеют тот же характер, но конечные части конечностей, рук и ног обычно закруглены.
С хронологической точки зрения, одна станция (Кудиат Абд Эль Хак) демонстрирует бесспорное перерисовывание: маленькая антилопа с утонченными ногами перерисована большим слоном, хотя другая, по-видимому, была позже ее. Этот факт заставил Лота «задать себе вопрос, могла ли маленькая школа быть более ранней, чем школа больших гравюр, или даже могли ли эти две школы быть современниками». Эта последняя гипотеза подразумевала бы существование «двух разных групп людей, живущих бок о бок, или, по крайней мере, двух художественных школ, действующих параллельно».
В своем анализе Лоте показывает, что, помимо большого сходства представленной фауны и присутствия ассоциации «орант-баран» на обеих стадиях, ассоциация «орант-хартебест» не была указана на второй, тогда как антилоп здесь больше. многочисленны, а львы реже. Он добавляет, что «мелкомасштабный стиль простирается на юг Марокко до Рио-де-Оро, хотя крупномасштабный стиль остается ограниченным южной частью Орана, с некоторыми миграциями на северо-восток». Таким образом, мнение автора склоняется к существованию двух групп. Далее, стиль мелкого искусства по сравнению со статичными формами крупных фигур отражает «скорее искусство, уже достигшее условных формул», «более продвинутое в смысле более развитого творческого порыва». и поэтому позже. Но в рамках этой гипотезы можно было бы заново открыть следы этого столь своеобразного стиля в более поздней группе декадентских гравюр, даже если они, напротив, кажутся происходящими из крупномасштабной школы. В своих выводах автор считает, что небольшие гравюры, которые часто воспринимаются как более поздние декадентские воспоминания, были столь же древними, как и гравюры с крупными бутами и слонами. «Какое бы решение ни преобладало, — заключил Лот, — следует учитывать, что идентичность фауны в каждой из двух групп указывает на то, что между ними не могло быть большого промежутка времени и что, несмотря на разнообразие стилей, один можно спросить себя, не представляют ли они два выражения одного и того же искусства». [2] : 173
3. Гравюры субнатуралистического стиля или декадентской сцены. Для них характерна посредственность стиля и техники, сводящаяся к довольно неуклюжему нанесению точек и нерегулярной окончательной полировке. Их патина более четкая, чем на двух предыдущих стадиях, что подтверждается тем, что они часто встречаются на одних и тех же фресках. Размеры их более уменьшены, чем у первой группы, но крупнее, чем у второй, с которой они не имеют ничего общего. Наиболее распространенной темой являются человеческие фигуры сексуального характера в полуприседающем положении, видимые фронтально, часто вместе с многочисленными львами и страусами. В фауне, менее разнообразной, чем в двух первых группах, еще имеются последние изображения бубов, у которых рога не всегда окольцованы, и изображения слонов, крупного рогатого скота и пантер. Ассоциация человек-баран исчезает, что, по-видимому, «обозначает разрыв в среде предыдущих стадий и показывает эволюцию религиозных верований», заменяется ассоциацией человек-лев, хартебе и слонами, которые больше не занимают то место, которое они занимали. ранее оккупированный. По словам Лота, это «конец, весьма деградировавший, этой замечательной художественной эпохи южного Орана. [2] : 174
4. Гравюры субнатуралистического стиля земледельцев или бычьего этапа.
На этом этапе доминирует домашняя корова с длинными или короткими рогами, иногда с маленькими сферами, фауна в остальном состоит из слонов, антилоп и страусов, а изображения людей редки. Гравюры выполнены в разных стилях, схематичная и массивная формула, названная Х. Брейлем «четырехугольной», кажется самой древней. Основная группа этих гравюр найдена не в южном Оране, а в долине Саура (Сахара): Лоте предполагает «происхождение, отличное от происхождения предыдущих групп», указывая на «вторичное проникновение, пришедшее с юга». По мнению автора, «эта повидийская цивилизация, безусловно, возникла из среды Сахары, но она лишь очень поверхностно появилась на юге Орана», следуя по следам с холмов Ксура и, возможно, имея «еще один прямой контакт с Сахарой в регион Брезина». [2] : 175
5. Гравюры схематических повозок, которые должны занимать хронологическую позицию, сопоставимую с повозками Сахары.
6. Либико- берберские гравюры.
7. Современные арабо-берберские гравюры.
Другие взгляды
[ редактировать ]Для Ф. Коминарди, анализирующего совсем недавно наложение гравюр в «Кудият Абд эль Хак», [6] кажется общепризнанным, что натуралистическая крупномасштабная сцена и натуралистическая мелкая сцена (самый древний уровень состоит из очень маленьких гравюр, самый последний — из произведений немного более высокого качества) были современниками, по крайней мере, в пределах одной эпохи». первое не угаснет раньше, чем начнется второе». Автор склоняется, «в силу доводов более развитого схематического стиля, к тому, чтобы поставить на первое место натуралистическую крупномасштабную сцену и заставить натуралистическую мелкомасштабную сцену начаться раньше исчезновения первой».
По мнению Ф. Коминарди, «именно по прошествии времени, пока они сосуществовали, были сделаны гравюры на мемориальной доске Кудиа. Были ли эти два столь дифференцированных художественных мира созданы разными народами? Это возможно. можно объяснить, что они редко жили вместе на одних и тех же скалах и что школа Тазина должна быть настолько индивидуализирована географически». «Если мелкомасштабная натуралистическая стадия, по сравнению с более древней стадией, если не современна, то, по крайней мере, начинает разворачиваться в это время, то можно условно поместить ее между 6-м и 4-м тысячелетиями».
Интерпретация
[ редактировать ]Анри Лот выделил среди южнооранских гравюр 41 изображение баранов или овцеобразных существ, что сравнительно немного по сумме изображений, «тем более, что эта цифра включает в себя мелкомасштабные изображения и неопределенные изображения декадентской школы». [2] : 178 Их символические атрибуты (сфероиды, гривы, воротники) остаются очень разнообразными, в отличие от атрибутов египетского барана Аммона, который с самого начала был снабжен символами, которые он всегда сохранял, как можно утверждать, по мнению автора, что они еще не были окончательно закреплены, и мы видим здесь культ, который только начинал обретать форму». Разница «показывает, если еще необходимо было показать, что жители Южного Орана не приняли культ из Египта. [2] : 180
В 13 случаях гравированные бараны связаны с человеческими фигурами. Анализируя их возможные взаимоотношения, автор приходит к выводу, что «Овен играл первостепенную религиозную роль для южно-оранцев, что его связь с человеком, хотя бы он и находился в молитвенной позе, должен был быть вооружен топором, показывает, что оно определенно имело характер божества, у которого можно было что-то просить и которому можно было в подходящих случаях принести жертву». [2] : 180 Эта роль, добавляет он, «хорошо засвидетельствована на двух стадиях хартебеста, большого и малого масштаба, но исчезает в эпоху декадентского стиля, когда от нее не остается ничего, кроме простого рудимента».
Изображения бута, более многочисленные (73 для региона) и в 13 случаях связанные с присутствием человека, показывают, что, несмотря на отсутствие сфероида, «который мог быть объектом обрядов, связывающих его с мужчинами», [2] : 181 что он «занимал выдающееся место в верованиях древнего населения Южного Орана. [2] : 183 Что касается льва, изображенного с обращенной головой на старой стадии хартбеста, где он только один раз ассоциируется с человеком, но показанного в профиль в декадентском стиле, где его ассоциации с людьми, напротив, довольно часты, то он, похоже, заменили хартебеста и барана. По мнению Лота, нужно уметь «интерпретировать это явление как радикальное изменение в поведении южных оранцев, реальное изменение, если только оно не означает прибытия новых человеческих популяций». [2] : 183
По мнению Анри Лота, «гравюры южного Орана, безусловно, являются одними из старейших художественных и культовых проявлений Африки, о которых мы знаем, и верования, отражением которых они являются, возможно, помогли повлиять на более позднее население долины Нила и черных Африка, где анимизму предстояло пережить такое большое развитие». [2] : 182–3
Кто были художниками?
[ редактировать ]Предположений о личности художников было много. Лот сообщает, что некоторые считали, что они принадлежат к чернокожему населению, являющемуся предком мандинка и хауса . Но туареги , египтяне и предки берберов . также упоминались Считалось также, что это были кроманьонцы , земледельцы и земледельцы азиатского происхождения, харратины, протоливийцы и бушмены . В отсутствие находок в районе неолитических человеческих останков и адекватного понимания неоднозначности изображений «следует избегать любой абсолютной идентификации» или «окончательного варианта». [2] : 196–8
Галерея
[ редактировать ]- Рчег Дирхем, две человеческие фигуры
- Рчег Дирхем (фрагмент)
- Гельмуз эль-Абиод
- Кеф Мектуба из Ксар-эль-Хамара
- Кеф Мектуба из Ксар-эль-Хамара, человек и баран
- Крелуа Сиди Шейх, человек
- Крелуа Сиди Шейх, человек
- Крелуа Сиди Шейх, тот самый человек
- Мердуфа
- Мердуфа
- Мердуфа (человек справа)
- Мердуфа (Человеческий силуэт)
- Бу Алем, человек
См. также
[ редактировать ]- Наскальное искусство
- неолит
- Доисторическое искусство
- Список искусства каменного века
- Тассили из Хоггара
- Река Драа
- Хьюго Обермайер
- Лео Фробениус
- Наскальные рисунки Уэд Джерат
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Опубликовано: «Графическое искусство и ремесла», Париж, 210 страниц и фоторепродукции.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Анри Лот, Наскальные рисунки Южного Орана (Графическое искусство и ремесла, Париж).
- ^ Помель, Огюст (1893). Бубалус антиквус . Геологическая карта Алжира - Монографии по палеонтологии позвоночных (на французском языке). Алжир: Типография П. Фонтана. стр. 1–94, табл. 1–10. дои : 10.5962/bhl.title.13867 .
- ^ Кэмпс, Габриэль (1992). « Бубалус антиквус » . В лагерях, Габриэль (ред.). Энциклопедия Бербера (онлайн, 1 марта 2013 г.) (на французском языке). Том. 11: Браслеты – Caprarienses. Экс-ан-Прованс: Эдисуд. стр. 1642–1647. doi : 10.4000/encyclepedieberbere.1875 . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ Рональд М. Новак: Млекопитающие мира Уокера . Издательство Университета Джонса Хопкинса, 1999 г. ISBN 0-8018-5789-9
- ^ Ф. Коминарди, Новая скальная станция Чебка Дирхем I в горах Ксур, в Либице , Том XXIV, CRAPE, Алжир, 1976, стр. 167–168.
Избранная библиография
[ редактировать ]- Омассип (Жинетт), Сокровища Атласа, Алжир, Национальная книжная компания, 1986.
- Балаут (Л.), Предыстория Северной Африки, Париж, AMG, 1955 (544 с., 29 рис.)
- Брей (Х.) и Фробениус (Л.), Африка, Cahiers d'Art , специальный выпуск, Париж, 1931 (122 стр.)
- Фламанд (GBM), Написанные камни, Париж, Массон, 1921 г. (434 стр., 22 рис., 53 табл.)
- Фробениус (Л.) и Обермайер (Х.), Хашра Мактуба, Мюнхен, Курт Вольф, 1925 г. (62 стр., 6 карт, 160 табл.)
- Готье (EF), Алжирская Сахара, Париж, А. Колен, 1908 г. (371 стр., 61 рис., 52 табл.)
- Лот (Анри), Наскальные рисунки Южного Орана, Графика и ремесла, Париж, 1970.
- Вофри (Раймонд), Североафриканское наскальное искусство, Париж, Массон, 1939 (127 стр., 58 рис., 54 табл.)
- Вофри (Раймонд), Предыстория Африки, том II, К северу и востоку от великого леса, Тунис, Служба публикаций и обмена Тунисского университета, 1969 (372 стр.), стр. 143–149.