Jump to content

Наскальные рисунки региона Джелфа.

Координаты : 34 ° 21'01 ″ с.ш. 3 ° 15'42 ″ в.д.  /  34,35028 ° с.ш. 3,26167 ° в.д.  / 34,35028; 3,26167
Неолитическое искусство в Джельфе.

Наскальные рисунки региона Джельфа в хребте Улед-Найл ( Алжир ) состоят из доисторических наскальных рисунков и петроглифов, датируемых эпохой неолита , которые были признаны с 1914 года. Вслед за горами Сахарского Атласа они следуют за горами, расположенными к западу от южный Оран (районы Фигиг , Айн-Сефра , Эль-Баяд , Афалу и Тиарет), с которым они связаны. Похожие гравюры были описаны и восточнее, в районе Константина (Алжир) .

Места и описания

[ редактировать ]

Некоторые гравюры региона Джелфа, по-видимому, известны с 1850-х годов (Эль-Идриссия). Среди наиболее известных - станции Заккара , открытые в 1907 году, а Фламан описал в 1914 году станцию ​​Дайет-эс-Стель. В середине 1960-х годов активный Совет Инициатив Джельфа взялся за запись гравюр и картин, и отец Ф. де Вилларе, сопровождавший посетителей, таким образом сделал известными работы примерно с двадцати новых станций, в частности из Уэд-эль-Хесбайи и Айн-Наги . Всего в регионе обнаружено более 1162 гравюр.

Анри Лот упомянул эти гравюры в своей основной работе Les Gravures rupestres du Sud-oranais , которую он опубликовал в 1970 году в серии Mémoires du Centre de recherche anthropographiques prehistoires et ethnographiques (CRAPE). [1] По его мнению, их нельзя «археологически отделить от памятников южного Орана, потому что они демонстрируют, с некоторыми вариациями, тот же стиль, те же технические формулы, те же патинировки и ту же фауну» (стр. 194). Поэтому их можно проанализировать, используя разработанные им гипотезы и классификацию. Гравюры региона Джельфа представлялись ему «иностранными произведениями, представляющими собой копирование (всегда худшего качества) с гравюр южного Орана » (стр. 193), региона, который для автора был «главным центром наскальное искусство регионов перед Сахарой». Некоторые из них относятся к самой ранней стадии крупномасштабной школы Хартебест, например «Аполлон из Уледа Найля», другие более поздние или даже (стилистически) более декадентские.

Выражая сожаление по поводу «неверного понимания важности южноалжирского наскального искусства» в работах Лота, П. Уард и Л. Аллард опубликовали в 1976 году в Либике (CRAPE, Алжир) важное исследование Les figurations rupestres de la région de Jelfa, Суд Альжеруа. Авторы там зафиксировали сорок три пронумерованных пункта или станции, которые, за некоторыми исключениями, расположены вблизи внутренней части или по краям треугольника, образованного на севере городом Джельфа, на юго-западе деревней Сиди Махлуф и на на юго-востоке от города Мессаад .

  • [1] Район Джелфа на Wikimapia.

Вокруг дороги от Джельфы до Лагуата (к югу от Сиди-Махлуфа) показаны двадцать три станции: № 28 (Заккар), 38 (Исхак), 39 (Уэд-эль-Юхи), 40 (Гуэльт-эль-Бидха), 30 (Хаджра-Сиди). ) Бубакер), 31 (Срейсир), 32 (Бен Халлуан), 27 (Эль-Гур), 26 (Бен Хадид), 25 (Хенег Хилал), 24 (Тениет бу Медуна II), 23 (Тениет бу Медуна I), 22 ( Тениет эль-Мзаб), 21 (Дайет Геклиль), 16 (Уэд Мергеб), 20 (Джебель Дум), 19 (Сафьет эль-Баруд), 18 (Морхома), 33 (Уэд Ремейла), 34 (Роше де Голубь «Голубиная скала»). »), 41 (Уэд Шегиг), 17 (Уэд эль-Хесбайя), 42 (Нцила). К востоку от Джельфы дополнительно упоминаются три станции: № 1 (Фейджет Эллебен), 2 (Сиди Абдаллах бен Ахмед), 3 (Аргуб Эзземла). К западу находятся еще три участка: № 37 (Шуше-Эснобер), 36 (Корейкер), 35 (Эль-Идриссия).

Вокруг дороги от Джельфы до Мессаада (у Муджбары) двенадцать станций следуют примерно с севера на юг: № 29 (Сауиет), 4 (Айн-Муилья), 5 (Дайет-эс-Стель), 6 (Хаджра-Мокхотма на север), 7 (Хаджара-Мокхотма). юг), 10 (Сафит-Бу-Хенан), 9 (Станция Отруш «Страус»), 8 (Дайет-эль-Хамра), 11 (Бу-Секкин), 12 (Аин-Нага), 13 (Атеф-эль-Гораб), 14 ( Уэд Тамдит). К востоку от Мессада названы две конечные станции: № 43 (Уэд-эль-Буир) и 15 (Амура).

Гравюры расположены вблизи жилищ, о чем свидетельствует наличие обработанных кремней и дебитажа, «расслоенных на разных уровнях или у подножия скал из красноватого песчаника, патина которого может стать почти черной, которые проходят вдоль джебелей или стоят на края уэдов». Они «в основном расположены в небольшие отдельные группы», монументальные фризы или очень богато украшенные фрески, такие как фрески Уэд-эль-Хесбая или Айн-Нага, являются «исключениями».

Признавая, что гравюры региона Джелфа «похожи на гравюры южного Орана по сюжету и технике», П. Хуард и Л. Аллард полагают, однако, что они имеют богатое собственное культурное содержание, которое, в частности, показывает древнего буйвола как носителей атрибутов головы, и то, что почти все овцы (овцы) наделены классическими сфероидами или рогами, заключенными в кольцо, которые являются позднейшей стилизацией мотива» (с. 67). По мнению этих авторов» Внедрение в древнейший этап южного Орана баранов со сфероидами едва ли может сопоставляться с южноалжирским материалом, где наиболее совершенные изображения часто связаны с мужчинами в развитых костюмах, тогда как другие, связанные со скотом, явно относятся к пасторальная эпоха» (с. 71).

Более того, «бовидийская» стадия, которая занимает лишь четвертое место в последовательности южно-оранской, где она демонстрирует «декадентский» характер, гораздо более развита в южном Алжире ». Делая вывод, что эти свидетельства «показывают, что в этих двух секторах его происхождение определенно должно быть более древним», Хуард и Аллард предпочитают говорить «о длительной пастушеской стадии с коровами и овцами» (стр. 71).

Этап «Охотники»

[ редактировать ]
Уэд эль-Хесбайя.

В сцене «Охотники» авторы собирают изображения крупной дикой фауны: древних буйволов (или хартебистов), слонов, носорогов, львов, страусов и человеческих фигур.

Из семнадцати зарегистрированных в регионе буйволов двенадцать относятся к крупному, натуралистическому искусству и аналогичны южно-оранским. Они найдены в Уэд-эль-Хесбайя (фриз из трех буйволов, в том числе один размером более двух метров), Айн-Нага (два буйвола в процессии), на Станции де л'Отруш (буйвол высотой 1,50 метра, увенчанный полым диском), Джебель Дум (буйвол высотой 2,35 метра, левый рог которого поддерживает «удлиненный полукруглый атрибут»), Сафит эль-Баруд, северная Хаджра Мокхотма (буйвол высотой 2,63 метра, где человеческая фигура, кажется, касается рогов), Кенег Хилал (буйвол 1,20 м) и Бен Халлуан.

Двадцать два слона, большие, средние или маленькие, кажутся принадлежащими к разным возрастам. Самые большие (от 1 до 2 м), натуралистические по стилю, находятся в Айн-Наге, Тениет-бу-Медиуна I, Уэд-Ремейлия, Айн-Муилья, Уэд-эль-Хесбайя (где « панно со слонами », скопление изображений, наложенных на протяжении веков, показывает шесть), Сафиет Бу Кенан, Заккар , Фейджет Эллебен и Бу Секкин.

Семь носорогов, менее высокого качества и часто декадентского стиля, зарегистрированы на пяти станциях: в Уэд-Ремейле (самой старой), Фейджете-Эллебене, Бу-Секкине, Айн-Наге и Уэд-эль-Хесбайе.

Девять изображений антилоп Хартебист (Bubalis alcelaphus boselaphus) выполнены в натуралистическом стиле. Самый известный — Заккар, съеденный львом (длиной 1,50 м). Похожая сцена наблюдается в Дайет-эль-Хамре. На севере Хаджра-Мокхотмы животное заключено в круглую ловушку. Другие антилопы были выгравированы в Сафиет-эль-Баруд, Тениет-эль-Мзаб и Фейджет-Эллебен. Кроме того, существует множество существ типа антилоп, часто сильно стилизованных и мелкомасштабных, как у Сиди Абдаллаха бен Ахмеда и Сафиета бу Хенана, относящихся к стилю, называемому школой Тазина , найденному в южном Оране .

Всего восемнадцать изображенных львов можно разделить на три группы: «львы-натуралисты в профиль, трижды показанные в сценах охоты» (Уэд эль-Хесбайя, Заккар, Дайет эль-Хамра, северная Хаджара Мокхотма, Уэд Ремейлия), «довольно крупные львы». со стилизованной облицовкой головы и телом в профиль», «более слабыми по стилю и способу резьбы», «поздними по сравнению с южно-оранскими прототипами» (Джебель Дум, Хенег Хилал, Хаджра Мокхотма юг) и, в-третьих, «более мелкими кошачьими». , слегка нарисованные и в целом поздние», «посредственного стиля и метода резьбы» (с. 81–85).

Страусы, довольно многочисленные, (за исключением изображений в Сафиет-бу-Хенане и в Уэд-эль-Хесбайе) «в целом низкого качества». кабаны в группе из трех человек, напротив, редки и ограничены станциями Эль-Идриссия (потерянная группа) и Срейссир.

Человеческих изображений насчитывается сорок, в частности, в Уэд-эль-Хесбайя, Эль-Гур, Тениет-бу-Медиуна II, Айн-Нага, Дайет-эс-Стель, Уэд-Ремейлия, Сафиет-бу-Хенан, Хаджра-Мокхотма на юге и Бен-Хадид . Авторы приписывают им модель «двадцати пяти характерных черт физической или психической доблести охотничьей культуры», которые они выделили «в районе Нила и в различных Сахары регионах » (с. 85).

Таким образом они объясняют изображения людей под шкурами животных, ношение накладных хвостов и фаллических защит, масок, наличие итифаллических изображений и людей, прикасающихся к животным (буйволам, антилопам и слонам на севере Хаджры Мокхотмы, Тениет бу Медуна II и Бу Секкин). ). Среди оружия отмечают луки, длинное и кривое оружие, дубинки, топор и щит. Также изображены несколько ловушек и руки. Таким образом, «все культурные черты охотников засвидетельствованы в регионе Джелфа, за исключением лассо и спирали (?bolas), которые, в качестве компенсации, широко представлены в Тассили в секторе Уэд Джерат» (стр. 93).

Ранние стадии одомашнивания

[ редактировать ]
Айн Нага.

Некоторые антилопы и крупный рогатый скот несут на себе следы человеческого присвоения, особенно ошейники. Но прежде всего речь идет о тридцати изображениях баранов, принадлежащих скорее к миру пастухов, чем к охотникам, простирающихся «через длительный период, вплоть до продвинутой стадии приручения» (с. 97). Среди них восемь баранов со сфероидами, из которых пять связаны с человеческими фигурами ( Аин Нага , Дайет эс Стель, Уэд эль Хесбайя, Сауйет).

Именно в этой группе находятся некоторые из самых известных шедевров региона, такие как «Баран Айн-Нага», размером примерно в два раза больше натурального, найденный отцом Ф. де Вилларетом и опубликованный Синдикатом Инициативы Джельфа. Животное, которое носит сфероид, обрамленный перьями, нащечную подвеску и ошейник с шевронами, возглавляет человек, одетый в набедренную повязку с пуговицами, с браслетами, чья прическа ниспадает на затылок тремя валки.

У остальных баранов (sc. овец), иногда носящих ошейники, рога показаны заключенными в кольцо или дисками (только на четырех изображениях изображен только ошейник или они изображены без атрибутов). В Хаджра Сиди Бубакер группа, состоящая из барана , овцы и большого быка, означает «устоявшееся приручение» (стр. 106). Других баранов можно увидеть в Хеннег-Хилале, Уэд-эль-Хесбайе, Сафиет-бу-Хенане, Тениет-эль-Мзабе, Хаджра-Мокхотме и Айн-Наге .

Наскальные рисунки региона Джелфа изображают крупный натуралистический крупный рогатый скот ( Заккар ) и субнатуралистический скот (Бу Секкин), остальные относятся к пастушеской эпохе. Их рога также сомкнуты в кольцо, и иногда они носят устройства в виде сегментов круга или ткани, которые, возможно, являются средством переноски вещей (Хаджра Сиди Бубакер, Тениет эль-Мзаб, Хаджра Мохкотма, Бен Хадид, Бу Секкин, Сафиет бу Хенан и Уэд Мергеб).

«Пастырские сцены», часто связывающие людей и животных, можно найти в Хаджра Сиди Бубакер, Хаджра Мохкотма Суд, Айн Муилья (мужчины с «моллетьерами»), Морхома, Дайет эс Стель и Заккар. Другие изображения, имеющие человеческое значение, итифаллические изображения и демонстрирующиеся женщины, находятся в Сафиет-бу-Хенане, Тениет-бу, Медуне II и Дайет-эль-Хамре.

Айн Нага, гравюра «Робкие влюбленные».

В Тениет-эль-Мзабе также найдена знаменитая гравюра мужчины с трехчленной прической и квадратной манишкой, а в Айн-Наге - изображение «робких влюбленных», на которой мужчина несет такой предмет, как фасоль , щит или колчан , увенчанный стрелами (как в южном Оране в Хрелуа), прическа или головной убор с ниспадающим вперед пучком волос и тремя прядями, ниспадающими на шею (деталь, которую снова можно увидеть в Айн-Наге и на юге Орана), в то время как женщина демонстрирует тщательно ухоженную прическу, закрепленную сзади заколкой.

Среди гравюр Джельфинского региона встречаются также гончие и лошади разных эпох.

Кроме того, три памятника с наскальными рисунками расположены в Джебель-Думе, на южном участке Заккара (несколько лучников, возможно, человеческая фигура и черепахи) и на юге Хаджра-Мокхотмы.

В 1968 году элементы каменной индустрии, принадлежащей капсии, были обнаружены на месте Д. Гребенаром в Айн-Наге и датированы 5500 г. до н. э., плюс-минус 220 г.

Вероятная древняя региональная экология

[ редактировать ]

В субплювиальную эпоху Северная Африка имела плодородный климат; то, что сейчас является Сахарой, поддерживало саванны экосистему типа со слонами , жирафами и другими луговыми и лесными животными, которые теперь типичны для региона Сахеля к югу от пустыни. Историк и африканист Роланд Оливер описал эту сцену следующим образом:

[В] высокогорьях центральной Сахары за пределами Ливийской пустыни огромных массивах Тибести , и Хоггара вершины гор, ныне голые скалы, были в этот период покрыты лесами из дуба , ореха , липы ... в ольхи. и вяз . Нижние склоны, а также склоны поддерживающих бастионов — Тассили и Акакус на севере, Эннеди и Эйр на юге — росли оливами , можжевельником и алеппской сосной . В долинах постоянно текущие реки изобиловали рыбой и окаймлялись семенными лугами. [2]

См. также

[ редактировать ]
  1. Под редакцией Мулуда Маммери в Алжире (Графическое искусство и ремесла, Париж, 210 страниц и фоторепродукции).
  2. ^ Оливер, Роланд (1999), Африканский опыт: от ущелья Олдувай до 21 века (Серия: История цивилизации), Лондон: Phoenix Press , исправленное издание, стр. 39.

Источники

[ редактировать ]
  • Хуард П. и Аллард Л., Наскальные изображения региона Джельфа, Южный Алжир, в Либике, Центр антропологических, доисторических и этнографических исследований, Алжир, том XXIV, 1976 (стр. 67–124) [с картой и , в приложении аналитический справочник наскальных станций региона Джелфа, в котором для каждой станции указан основной отчет о рисунках].

Библиография

[ редактировать ]

(Публикации, посвященные гравированным наскальным фигурам Джельфы)

  • Фламан, ГБМ, Две новые стоянки письменных камней, обнаруженные в Круге Джелфа, в «L'Anthropologie», XXV, 1914 (стр. 433–458).
  • Фламанд, GBM, Написанные камни, Париж, Массон, 1921 (стр. 314–318).
  • Вофри Р., Наскальные рисунки Северной Африки, Париж, Массон, 1939.
  • Беллин П., Наскальные рисунки Уледа Найля, в «Bull. Sté préhist. franç.», LIV, fas. 5-6, май-июнь 1957 г. (стр. 299–330).
  • Тиксье, Л., Наскальные рисунки Бу Саады (Алжир), в «Бюллетене Королевского бельгийского общества геологических и археологических исследований», XVII, 1958–1960 (стр. 21–27).
  • Летьеле Ж., Доисторические и протоисторические останки региона Джельфа, в «Либице», XII, CRAPE, Алжир, 1965.
  • Лефевр Г., Скальная станция Дайет-эс-Стель, в «Либике», том XV, CRAPE, Алжир, 1967 (стр. 207–213).
  • Гребенар Д., Айн-Нага. Капсий и неолит из окрестностей Мессада (департамент Медеа), в «Либике», XVII, CRAPE, Алжир, 1969 (стр. 135–197).
  • Туристический офис Джельфы, в горах Улед-Найл, в «Эль-Джезаире, № 13, Алжир, 1970 г. (стр. 42–48).
  • Кэмпс Г., Доисторические цивилизации Северной Африки и Сахары, Париж, Дуэн, 1974.
  • Хуард П. и Леклан, Исследование культуры древних охотников Нила и Сахары, CRAPE, Алжир, 1977 (?).
  • Омассип, Жинетт , Сокровища Атласа, Алжир, Национальная книжная компания, 1986.
  • Франсуа де Вилларе, Столетия степи, Вехи истории Джельфы, Сахарский центр документации, Гардая (Алжир), 1995.

 WikiMiniAtlas
34 ° 21'01 ″ с.ш. 3 ° 15'42 ″ в.д.  /  34,35028 ° с.ш. 3,26167 ° в.д.  / 34,35028; 3,26167

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bc082c349e112086253905c9dcec3056__1642648680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/56/bc082c349e112086253905c9dcec3056.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rock art of the Djelfa region - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)